Научная статья на тему 'Пределы информационной культуры'

Пределы информационной культуры Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
535
136
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / ИНФОРМАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / INFORMATION SOCIETY / INFORMATION CULTURE / INFORMATION TECHNOLOGY IN EDUCATION / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGIES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прокудин Дмитрий Евгеньевич

Развитие информационного общества привело к формированию информационной культуры. В статье дана попытка более четко обозначить пределы понятия информационной культуры, дать ей качественную характеристику, выявить основные функции, объяснить взаимосвязи между ними и определить роль современного образования в формировании информационной культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The limits of information culture

The development of an information society has led to the formation of information culture. The article presents an attempt to designate the limits of the concept of information culture more clearly, and to give qualitative characteristic of it, to reveal its basic functions, to explain interrelations between them and to define a role of modern education in creating an information culture.

Текст научной работы на тему «Пределы информационной культуры»

ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ

УДК 130.2 ББК 71.0

Д. Е. Прокудин

Пределы информационной культуры

Развитие информационного общества привело к формированию

информационной культуры. В статье дана попытка более четко обозначить пределы понятия информационной культуры, дать ей качественную

характеристику, выявить основные функции, объяснить взаимосвязи между ними и определить роль современного образования в формировании информационной культуры.

Ключевые слова: информационное общество, информационная культура, информатизация образования, информационно-коммуникационные технологии.

В настоящее время, в период построения информационного общества, которое органично формируется из общества индустриального,

техногенного, происходят колоссальные изменения в общественном

развитии во всех его проявлениях. Бурное развитие информационнокоммуникационных технологий, которое привело к информатизации общества, приобретает глобальный характер и влияет на все стороны человеческой деятельности, на все пространства его существования -экономическое, социальное, культурное и т. д.

Ускоряющиеся темпы общественного развития, процессы информатизации и глобализации вызывают к жизни глубинные изменения в культуре. При анализе этих изменений философия, культурология используют такие понятия, как «традиционная культура», «техногенная культура», «информационная культура», «компьютерная культура», зачастую не раскрывая их, не объясняя взаимосвязь между этими понятиями, степень их вхождения в понятие современной культуры, их роль в ее формировании. Эти же понятия используются не только в философии, но и в других отраслях знания, например, в педагогике, где они приобретают иной смысл. Для философского осмысления развития человеческой цивилизации, для анализа тенденций формирования ее культуры и возможности целенаправленного участия в этих процессах современного образования необходимо более четко обозначить пределы этих основных понятий, дать им качественную характеристику, выявить основные их функции и объяснить взаимосвязи между ними.

С точки зрения нуклеарной концепции культуры (Ракитов А.И.) существует ядро культуры, концентрирующее в себе нормы, стандарты, эталоны и правила деятельности, а также систему ценностей, выработанных в реальном процессе цивилизационного развития, которое выполняет основную функцию сохранения и передачи самоидентичности социума (т. е. выполняет функцию трансляции культуры). Помимо этого, компонентами культурного пространства являются защитный пояс и

культурные поля. Основываясь на этой концепции, будем под традиционной культурой понимать это ядро, сформированное в рамках существования традиционного общества, в которое входят устоявшиеся культурные ценности, нормы и т. д. Однако, при цивилизационном развитии и под его воздействием возникают новые культурные поля, паттерны культуры, которые через защитный пояс проникают в ядро и изменяют его, приводя культурное пространство в соответствие с реалиями общественного развития. При этом защитный пояс, основываясь на сформировавшейся на настоящий момент шкале культурных ценностей и норм, пропускает в ядро посредством информационных потоков только те компоненты информационных полей, которые гармонично и непротиворечиво вписываются в сформировавшуюся ранее культурную систему. Формирование информационной культуры, влияние ее на дальнейшее развитие культурного пространства полностью вписывается в данную концепцию и является расширением понятия культуры техногенного общества.

Развитие человеческой цивилизации привело к формированию техногенного общества, в котором резко ускоряются темпы социального развития. Основным фактором, определяющим процессы изменений социальной жизни, становится научно-технический прогресс. В ходе развития индустриального, техногенного общества наука становится одной из основных производительных сил, а высшей ценностью при этом становятся инновации, творчество, формирующие новые оригинальные идеи, образцы деятельности, целевые и ценностные установки. Одним из существенных признаков этого общества является развитие технологий массового промышленного производства, основанных на использовании техники. В этих условиях происходит формирование техногенной культуры, основанной на ускоряющемся изменении предметной среды, непосредственно окружающей человека, к наиболее значимым ценностям и смыслам которой можно отнести: «понимание человека как

деятельностного существа, противостоящего миру в своей преобразующей деятельности; понимание самой деятельности как креативного, инновационного процесса, направленного на преобразование объектов внешнего мира и обеспечивающего власть человека над объектами; восприятие природы в качестве закономерно упорядоченного поля объектов, которые выступают материалом и ресурсами преобразующей деятельности; ценность активной самодеятельной личности; ценность инноваций и прогресса; ценность научной рациональности» [7]. В контексте развития техногенного общества происходят процессы активного творческого воздействия на поле культуры, что приводит к ее развитию. Наиболее сильно это сказывается на изменении ее функций под воздействием научно-технического прогресса (например, коммуникативная функция культуры выполняется на основе использования телеграфа, телефона, радиосвязи и т. п.). Ценности техногенной культуры постепенно переходят в основания и идеалы социального развития через модификацию ядра культуры, т. е. постепенно проникают в традиционную культуру. Поэтому техногенной культуре характерна не столько культуросберегающая, сколько активная культуроразвивающая функция.

При переходе от индустриального, техногенного общества к информационному основной ценностью становится информация, а информационно-коммуникационные технологии выступают основным средством ее обработки, хранения, представления и передачи. Развитие этих технологий привело к глубоким изменениям во всех пространствах человеческого существования: социальном, экономическом, политическом, культурном и т. д. Происходят процессы информатизации всех видов человеческой деятельности, основой которых является использование информационно-коммуникационных технологий, компьютерной техники. С одной стороны, данные процессы приводят к децентрализации,

индивидуализации, асинхронности в процессах человеческой

жизнедеятельности, а с другой ведут к тотальной глобализации. Информатизация непосредственно воздействует и на культуру, что приводит к ее развитию. Техногенная культура претерпевает изменения и частично трансформируется в культуру информационного общества. В результате появляются новые культурные поля - «электронная культура», «сетевая культура», «компьютерная культура», «экранная культура» и т. д., являющиеся расширением техногенной культуры до информационной. Те культурные поля, которые стали порождением индустриального,

техногенного общества, под воздействием процессов информатизации тоже претерпевают значительные изменения. Так, например, массовая культура, которая характеризовалась такими основными чертами индустриального общества, как синхронность, централизация, стандартизация, сериализация и т. д., под воздействием информатизации приобретает иные качественные признаки - децентрализацию (например, благодаря развитию коммуникационных технологий, и особенно Интернета, электронные хранилища культурной информации становятся доступны из любой точки нашей планеты, таким образом происходит распределение культурной информации по все большему числу электронных хранилищ и уже не имеет значения их географическая локализация, что также является следствием процессов глобализации); асинхронность (для потребления культурной информации нет необходимости образовывать «толпу», «массу» в одно время в одном месте - информационно-коммуникационные технологии позволяют выбирать индивидуальную траекторию культурного развития личности, давая возможность выбирать время и место - подключение к распределенным интернет-трансляциям как «вживую», так и в записи; выбор индивидуальной траектории и темпа проведения экскурсии в виртуальном музее и т. д.). Тем не менее, серийность массовой культуры возрастает в еще большей степени, так как, например, число потребителей культурной информации через современные коммуникационные каналы и интернет-ресурсы практически неограничено, а через пиринговые и файлообменные сети их участники вовлекаются в непрерывный процесс дублирования и распространения культурной информации. В этих глобальных процессах происходит постепенная конвергенция массовой и элитарной культуры.

При анализе процессов формирования культуры информационного общества различные авторы используют такие понятия, как «компьютерная культура» и «информационная культура». Первыми эти понятия ввели

педагоги и специалисты в области информационных технологий в образовании. Процессы компьютеризации, а затем информатизации отечественного образования привели к появлению понятий «компьютерная грамотность», «компьютерная культура», а затем и «информационная культура». Под компьютерной культурой понимается определенный уровень знаний, умений и навыков владения компьютером как основным инструментом обработки информации, использующимся в профессиональной и повседневной деятельности человека, а также для творческого поиска различных способов конструирования новых продуктов материальной и духовной культуры. Одна из сущностных характеристик компьютерной культуры заключается в появлении новых форм культурного бытия людей, новых видов общения и взаимодействия, в трансформации способов культурной коммуникации на основе применения информационно-коммуникационных технологий. В период бурного развития информационно-коммуникационных технологий в образовании, когда информатизация образования становится одним из основных процессов развития отечественного образования, в обращение вводится понятие информационной культуры, которая сначала трактуется как профессиональная характеристика педагога (Брановский Ю.С, Ваграменко Я.А., Лапчик М.П., Полат Е.С., Хеннер Е.К. и др.) в области использования современных информационных технологий и в содержании понятия «информационная культура» выделяются следующие составляющие:

- мировоззренческая, предполагающая осознание педагогом влияния информационных технологий на развитие современного общества и системы образования, структуру и содержание современных профессий, осознание социальных последствий информатизации общества;

- общеобразовательная, направленная на использование

информационных технологий и средств информационных технологий как инструментов в профессиональной деятельности педагога (учебной, методической, исследовательской);

- профессиональная, предполагающая накопление опыта

использования информационных технологий в педагогической деятельности.

По мере развития информационного общества в нашей стране информационная культура переходит в устойчивую категорию общепрофессиональной характеристики специалиста (Колин К.К. и др.). Кроме этого, информационная культура рассматривается в общеобразовательном смысле как характеристика человека, существующего и развивающегося в пространстве информационного общества (Ракитин Е. А., Шаповалов В.А., А. Г. Гейн, Н. И. Гендина и др).

Формирование культуры новой общественной формации в условиях глобальных процессов информатизации становится объектом анализа философии, культурологии. Понятие информационной культуры рассматривается как «область культуры, связанная с функционированием информации в обществе и формированием информационных качеств личности» [1, с. 57]; «информационная деятельность аксиологического характера, т. е. обусловленная ценностями культуры» [2, с. 15]; «качественная характеристика жизнедеятельности человека в

области получения, передачи, хранения и использования информации, где приоритетными являются общечеловеческие духовные ценности» [8, с. 28]; «уровень знаний, позволяющий человеку свободно ориентироваться в информационном пространстве, участвовать в его формировании и способствовать информационному взаимодействию» [3, с. 59]; «степень совершенства человека, общества или определенной его части во всех возможных видах работы с информацией: её получении, накоплении, кодировании и переработке любого рода, в создании на этой основе качественно новой информации, ее передаче, практическом

использовании» [6, с. 3] и т. д. Исходя из анализа этих и многих других

подобных определений, можно сделать вывод, что данное понятие трактуется как информационная культура человека, адаптационный механизм существования его в информационном обществе. При этом формирование информационной культуры личности становится одной из основных задач социальных институтов общества, а целью ее

формирования становится социализация и аккультурация человека в новых условиях существования, которые стремительно меняются вслед за бурным развитием информационно-коммуникационных технологий и

основанных на их применении всех без исключения пространств человеческого существования и деятельности.

Однако, информационную культуру в современном информационном обществе следует рассматривать не только как степень сформированности человека для органичного вхождения в информационное общество, в пространство культуры этого общества, но и как достигнутый уровень организации информационных процессов; степень удовлетворения людей в информационном общении; уровень эффективности создания, сбора, хранения, переработки, передачи, представления и использования

информации, обеспечивающий целостную картину мира, предвидение последствий принимаемых решений. Являясь продуктом развития информационного общества, информационная культура представляет собой более широкое понятие, чем техногенная культура и включает в себя все основные ее характеристики, не противоречащие цивилизационному развитию. При этом появляются новые составляющие, выступающие паттернами информационной культуры, которые характерны только для сформировавшегося в целом информационного общества и его информационно-коммуникационных технологий (коммуникация и межличностное общение, информационная безопасность, сфера информационных услуг и т. д.). Информационно-коммуникационные технологии проникают и в пространство традиционной культуры, которая становится более информативной, существуя в медианасышенной среде при взрывном росте смыслов [8, с. 28], т. е. новые способы существования и развития культурной информации, основанные на использовании бурно развивающихся информационно-коммуникационных технологиях, практически неограниченно воздействуют на трансформацию ее форм, многообразие которых обогащает само культурное пространство.

При этом информационная культура общества выступает как новый этап развития культурного пространства человеческой цивилизации. Помимо появления под воздействием информационно-коммуникационных

технологий новых форм культуры происходит развитие традиционных ее форм на базе использования информационно-коммуникационных технологий. Появляются электронные библиотеки, виртуальные музеи, сетевые сообщества и т. п. Посредством использования интерактивных мультимедийных информационно-коммуникационных технологий, являющихся основой развития процессов глобализации, эти новые электронно-виртуальные формы традиционной культуры становятся доступны каждому члену мирового информационного общества, т. е. служат взаимопроникновению различных локальных, национальных культур, их диалогу, унификации и, в итоге, соединению их в единое глобальное культурное пространство. Благодаря этим процессам на основе ликвидации цифрового неравенства происходит культурное выравнивание, формирование одинакового уровня информационной культуры личности, вследствие чего происходит гармоничное вхождение этой личности в современное культурное пространство.

В этих условиях под непрерывным воздействием процессов информатизации происходит постепенная и постоянная трансформация культурного ядра, в которое проникают новые смыслы и ценности информационного общества. Процессы развития пространства культуры информационного общества должны быть целенаправленными со стороны самого общества, что заключается в формировании информационной культуры через систему образования на основе процессов его информатизации. В этих процессах информационно-коммуникационные технологии выступают не столько технологическими, сколько социокультурными инновациями. Через их применение в образовании происходит не только подготовка человека к существованию и деятельности в условиях информационного общества, но и вовлечение каждого члена информационного общества в процесс творческого воздействия на современную культуру, его активное вхождение в пространство культуры. Поэтому формирование информационной культуры личности выступает основой формирования информационной культуры общества. Как нам видится, только система образования позволяет осуществить целенаправленное комплексное всестороннее формирование информационной культуры личности, соответствующее целям развития информационной культуры общества и культурного пространства в целом. Формирование информационной культуры личности под влиянием информатизации позволит образованию выполнять не только традиционную функцию сохранения культурного ядра, но и быть основным механизмом развития культуры, культуротворчества, т.е. способствовать активному и целенаправленному формированию информационной культуры современного общества.

Список литературы

1. Вохрышева М.Г. Формирование науки об информационной культуре // Проблемы информационной культуры: сб. ст. Вып. 6. Методология и организация информационно-культурологических исследований / науч. ред. Ю.С. Зубов, В.А. Фокеев. - М.; Магнитогорск, 1997.

2. Гречихин А. А. Информационная культура: Опыт типологического

определения // Проблемы информационной культуры: сб. ст. / под ред.

Ю.С. Зубова, И.М. Андреевой. - М., 1994.

3. Медведева Е.А. Основы информационной культуры // Социс. - 1994. -№ 11.

4. Пронина Л.А. Культурные изменения в условиях информатизации

общества [Электронный ресурс] // Аналитика культурологи: сетевой науч. журн. / Тамбов. Гос. Ун-т им Г.Р. Державина. - 2005. - № 3 - иКЬ: http://analiculturolog.ru/ index.php?module=subjects&func=viewpage&pageid=70.

5. Ракитов А.И. Культура, цивилизация, технология и рынок Философия компьютерной революции // Вопр. философии. - 1992. - № 5.

6. Семенюк Э.Л. Информационная культура общества и прогресс

информатики // НТИ. Сер.1. - 1994. - № 7.

7. Степин В.С., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М., 1994.

8. Уэбстер Ф. Теории информационного» общества. - М.: Аспект Пресс,

2004.

9. Хангельдиева И. Г. О понятии "информационная культура" // Информационная культура личности: прошлое, настоящее, будущее: междунар. науч. конф., Краснодар - Новороссийск, 23-25 сент. 1993 г.: тез. докл. -Краснодар 1993.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.