ПРЕДЕЛЫ ЭКСТРЕМИЗМА И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯМ
Колов А.М., к.ю.н., доцент кафедры по противодействию экстремизму и терроризму международного межведомственного центра подготовки и переподготовки сотрудников ОВД по противодействию экстремизму и терроризму ВИПК МВД России.
Аннотация. В статье особое внимание уделяется актуальным проблемам организации и осуществления правоохранительными органами и их подразделениями - деятельности по борьбе с экстремизмом». B статье предпринята попытка углубленного рассмотрения детерминантов терроризма, скрытых в разновидностях экстремистской деятельности с учетом признаков сравнительного анализа их проявлений в общественной жизни России.
Ключевые слова: терроризм, экстремистская деятельность, экстремизм.
Одной из особенностей функционирования, как мирового сообщества, так и общественной жизни современной России, является деятельность многочисленных партий, организаций и движений, которые нередко пытаются получить политические, финансовые, административные и иные дивиденды путем ущемления чувств и достоинств рядовых граждан.
Под такой деятельностью зачастую обнаруживается социально-политические манипуляции «кукловодов» или борьба финансовых и политических структур за природные ресурсы и расширение своего информационного, геополитического пространства, скрываемая под попытки решения различных социальноэкономических, бытовых и других проблем, стоящих перед общественностью.
Таким образом, данные финансово-политические структуры путем вывода за рамки контроля общественности определенные финансовые, организационные и идеологические ресурсы стремятся оказывать влияние на межгосударственные отношения и геополитические процессы.
Данные процессы, обострившиеся в период постсоветского кризиса, оказали особенное влияние на подрыв политической стабильности Российского государства, и по настоящее время продолжают наносить ему вред, спекулируя чувствами граждан.
Неотъемлемым и, к сожалению, привычным фактором данных деструктивных процессов, влияющих на стратегию развития России, стали экстремистская и террористическая деятельность некоторых стран, нацеленных на разрушение нашего государства.
Поэтому экстремизм и его обострение в форме терроризма является одной из основных угроз национальной безопасности России и требует к себе повышенного внимания общества и государства, особенно в лице силовых структур, призванных осуществлять борьбу с данным явлением.
Экстремизм в России в основном проявляется в виде этно-сепаратистских конфликтов, зачастую провоцируемых коррумпированными национальными элитами. Искусственно навязанная и постоянно поддерживаемая ими нетерпимость и агрессия между гражданами, социальными группами, общественными и политическими движениями, приверженных разным культурам,
вероисповеданиям и менталитетам, проявляется как средство обеспечения личной власти и личного благополучия определенных их ставленников.
Вместе с тем данные силы, стараясь реализовать принцип этнократии1, третируют принципы демократии, потворствуя актам расового насилия, дискриминаций меньшинств и иным нарушениям прав граждан.
Наличие тенденции к распространению данных явлений, представляющих собой глобальную угрозу как для международной стабильности, так и отдельных сообществ, привела общественность к выработке норм и принципов, которые носят гуманистический характер.
Впервые на международном уровне подобные явления получили законодательное закрепление в виде понятия «экстремизм» в Шанхайской конвенции2 о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом от 15 июня 2001 года, ратифицированную Российской Федерацией 10 января 2003 года.
Шанхайская конвенция в ст. 1 определила «экстремизм» как «какое-либо деяние, направленное на насильственный захват власти или насильственное удержание власти, а также на насильственное изменение конституционного строя государства, а равно насильственное посягательство на общественную безопасность, в том числе организация в вышеуказанных целях незаконных вооруженных формирований или участие в них». При этом в Конвенции была предпринята попытка отграничения «экстремизма» от «терроризма».
Необходимость разработки и развития законодательства, направленного на урегулирование и стабилизацию отношений между различными социальными слоями общества в России назрела в середине 90-х годов, т.е. в период постсоветского кризиса.
В указанный период в различных регионах России прошли массовые митинги и демонстрации, в среде которых имели место различные случаи проявлений радикальных настроений, массовых волнений и действий экстремистского характера.
В целях предупреждения экстремистских проявлений политического характера, 23 марта 2005 г. был принят Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации». Данный Указ стал одним из первых нормативных актов в области противодействия экстремизму в России.
Впоследствии, наряду с другими правовыми регламентами, регулирующие социально-политические отношения, ориентируясь на военно-патриотическое воспитание граждан и использование образовательного ресурса в решении проблем экстремизма, Правительством РФ были приняты: постановление от 24 июля 2000 г. № 551 «О военно-патриотических молодежных и детских объединениях», одна из задач которых заключается в противодействии проявлениям политического и религиозного экстремизма и постановление от 25 августа 2001 г. № 629, которым утверждена Фе-
1 Этнократии - доминирующее влияние, главенство коллективных прав и интересов национальности над индивидуальными правами и интересами человека (см.: Барихин А.Б. Большой юридический словарь. - М.: Книжный мир, 2002. - С. 707).
2 См.: Бубенко Н.И., Бубенко В.Н., Архипов Ю.А. Проявления экстремизма в молодежной среде на территории Ханты-Мансийского автономного округа-Югры. Детерминанты и основные направления предупреждения.- Тюменский юридический институт МВД России (Сургутский филиал), 2007. - С. 11.
деральная целевая программа - «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе», рассчитанная на 2001-2005 гг.3
Значимым шагом, предпринятым с целью снятия социальных напряжений и искоренения причин и условий, способствующих возникновению и углублению социально-политических, экономических и иных проблем, стали: Федеральный закон от 25 июня 1998 г. №130-Ф3 «О борьбе с терроризмом» и Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. №3-ФКЗ «О чрезвычайном положении», закрепившие основные положения, регламентирующие понятийные и организационные основы противодействия «терроризму» и «экстремизму».
Основополагающими правовыми инструментами, играющими важную роль в определении пределов и мер противоборства угрозам и опасностям последствий данных социальных явлений, становятся:
- Федеральный закон Российской Федерации от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремисткой деятельности»;
- Федеральный закон Российской Федерации от 6 марта 2006 г. №35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Указанные федеральные законы направлены на защиту прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации, в них определяются правовые и организационные основы противодействия экстремисткой деятельности.
Так, ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности», в редакции от 27 июля 2006 г. № 148-ФЗ, рассматривает экстремистскую деятельность (экстремизм) как:
1) деятельность общественных и религиозных объединений, либо иных организаций, либо средств массовой информации, либо физических лиц по планированию, организации, подготовке и совершению действий, направленных на:
- насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;
- подрыв безопасности Российской Федерации;
- захват или присвоение властных полномочий;
- создание незаконных вооруженных формирований;
- осуществление террористической деятельности;
- возбуждение расовой, национальной или религиозной розни, а также социальной розни, связанной с насилием или призывами к насилию;
- унижение национального достоинства;
- осуществление массовых беспорядков, хулиганских действий и актов вандализма по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы;
- пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности;
- воспрепятствование законной деятельности органов государственной власти, избирательных комиссий, а также законной деятельности должностных лиц ука-
3 См.: Собрание законодательства Российской Федерации. -2001. - № 36. - Ст. 3577.
занных органов, комиссий, соединенное с насилием или угрозой его применения;
- публичную клевету в отношении лица, замещающего государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, при исполнении им своих должностных обязанностей или в связи с их исполнением, соединенную с обвинением указанного лица в совершении деяний, указанных в настоящей статье, при условии, что факт клеветы установлен в судебном порядке;
- применения насилия в отношении представителя государственной власти либо на угрозу применения насилия в отношении представителя государственной власти или его близких в связи с исполнением им своих должностных обязанностей;
- посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность;
- нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда здоровью и имуществу граждан в связи с их убеждениями, расовой или национальной принадлежностью, вероисповеданием, социальной принадлежностью или социальным происхождением;
- создание и (или) распространение печатных, аудио, аудиовизуальных и иных материалов (произведений), предназначенных для публичного использования и содержащих хотя бы один из признаков, предусмотренных настоящей статьей;
2) пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой, до степени смешения;
3) публичные призывы к осуществлению указанной деятельности, а также публичные призывы и выступления, побуждающие к осуществлению указанной деятельности, обосновывающие либо оправдывающие совершение деяний, указанных в настоящей статье;
4) финансирование указанной деятельности либо иное содействие в планировании, организации, подготовке и совершении указанных действий, в том числе путем предоставления для осуществления указанной деятельности финансовых средств, недвижимости, учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной, факсимильной и иных видов связи, информационных услуг, иных материальнотехнических средств.
Экстремистская организация - общественное или религиозное объединение либо иная организация, в отношении которых, по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремистской деятельности.
Экстремистские материалы - предназначенные для обнародования документы либо информация на иных носителях, призывающие к осуществлению экстремистской деятельности либо обосновывающие или оправдывающие необходимость осуществления такой деятельности, в том числе труды руководителей национал-социалистской рабочей партии Германии, фашистской партии Италии, публикации, обосновывающие или оправдывающие национальное и (или) расовое превосходство либо оправдывающие практику совершения военных или иных преступлений, направленных на полное или частичное уничтожение какой-
либо этнической, социальной, расовой, национальной или религиозной группы4.
В диспозиции ст. 282-1 Уголовного кодекса Российской Федерации впервые дается понятие организации экстремистского сообщества, а также указывается на квалифицирующие признаки данного состава преступления.
Так, в ч. 1 данной статьи указывается, что экстремистское сообщество - организованная группа лиц, созданная для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, а равно по мотивам ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы преступлений, предусмотренных статьями 148, 149, частями первой и второй статьи 213, статьями 214, 243, 244, 280 и 282 УК РФ.
В ст. 282-1 УК РФ в ч. 1 дается понятие организации экстремистского сообщества, а в ч. 1 ст. 282-2 дается понятие собственно организации деятельности экстремистской организации.
1. Организация деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремисткой деятельности.
2. Участие в деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с осуществлением экстремисткой деятельности».
Несмотря на то, что международным и российским законодательством предприняты определенные попытки в однозначном понимании определений «терроризма» и «экстремизма», эти два, по сути различных явления, в правовом поле трактуются расплывчато.
Так, например, в соответствии со ст. 1 Федерального закона «О противодействии экстремисткой деятельности», «экстремизм» включает осуществление террористической деятельности. В то же время в ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» перечисляются ряд тех преступлений, дающих основание для признания организации террористической, которые касаются экстремисткой организации и экстремистского сообщества.
Данная попытка разграничения рассматриваемых понятий в федеральном законе содержится в виде следующей дефиниции: «Организация признается
террористической и подлежит ликвидации (ее деятельность - запрещению) по решению суда на основании заявления Генерального прокурора Российской Федерации или подчиненного ему прокурора в случае, если от имени или в интересах организации осуществляется организация, подготовка и совершение преступлений, предусмотренных статьями 205-206, 208, 211, 277-280, 282.1, 282.2 и 360 Уголовного кодекса Российской Федерации, а также в случае, если указанные действия осуществляет лицо, которое контролирует реализацию организацией ее прав и обязанностей»5.
Подобное изложение рассматриваемых понятий в российском законодательстве приводит к противоре-
4 В ред, Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности» от 27.07.2006 № 148-ФЗ.
5 О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06 марта 2006 г. № 35-ФЗ.
чиям в соотношении определений «терроризма» и «экстремизма».
Отсутствие конкретики разграничения в основах и пределах рассматриваемых явлений в теории зачастую вызывает неопределенность в реализации практики борьбы правоохранительных органов с терроризмом и экстремизмом.
Некоторые представители науки и практики, занимающиеся проблемами борьбы с терроризмом и экстремизмом, несмотря на законодательные предпосылки, характеризующие обязательное присутствие в действиях правонарушителей признаков социальнополитической и общественной опасности, проблему экстремизма пытаются расширить до явлений, охватываемых бытовой преступностью. То есть, действия указанного рода правонарушений фактически не содержат признаки преступлений, представляющих характер и степень общественной опасности, которые затрагивают сферу общественных отношений, охватываемых экстремисткой деятельностью.
Так, например, на практических и научных конференциях, посвященных рассматриваемой проблеме, часто приходится встречаться с мнением специалистов, относящих к молодежному экстремизму почти все преступления, совершаемые молодежью и несовершеннолетними лицами, в их совокупности. Это подтверждается тем, что, характеризуя данное явление, некоторые специалисты ссылаются на общую статистику преступлений, совершаемых несовершеннолетними преступниками и лицами молодежного возраста. При этом не проводится разграничение деяний, характеризующихся признаками экстремистской деятельности, от иных составов преступлений.
Проблема размежевания понятий, а также соответственно и явлений усугубляется еще и тем, что «экстремизму» - пытаются придать определенную уголовно-правовую окраску, как то:
- «бытовой» - если преступление совершено в случайно возникших экстремальных обстоятельствах;
- «уголовный» - если преступление совершено представителями криминальной среды, приверженных к крайним антиобщественным взглядам;
- «спортивный» - если преступление совершено спортивными (футбольными, хоккейными и др.) фанатами;
- «музыкальный» - если преступление совершено фанатами различных музыкальных направлений, групп и т. д .
Подобная ситуация сложилась и относительно понятия «терроризм», где к преступлениям террористического характера, по мнению некоторых ученных, относятся многие виды общеуголовных преступлений, совершенных с особым цинизмом, либо общеопасным способом. Зачастую, объективные и субъективные составы данных деяний не содержат признаки преступлений террористического характера, закрепленных в законе, а иногда и явно противоречат таковым.
На практике встречаются факты, когда терроризмом считают деяния, направленные в отношении косвенных или прикосновенных жертв. С таким положением, например, мы сталкиваемся применительно статьи 126 УК РФ (похищение человека), где данное общественно-опасное деяние общеуголовного характера не редко причисляется к преступлениям террористиче-
ского характера или получает квалификацию по ст. 206 УК РФ (захват заложника)6.
Встречаются также мнения специалистов, которые, ссылаясь на положения международного законодательства, исключают из сферы преступлений террористической направленности такие деяния, которые не имеют подробного описания в российском законодательстве, но в силу наступления определенных последствий могут быть причислены к преступлениям террористического характера. Так, например, авторский коллектив одного из комментированных сборников международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом считает, что «среди перечисляемых норм УК РФ в ст. 24 Федерального закона «О противодействии терроризму» есть преступления, которые в соответствии с Шанхайской конвенцией могут быть отнесены к проявлениям экстремизма, а не терроризма: организация незаконного вооруженного формирования или участие в нем, насильственный захват власти или насильственное удержание власти и ряд других»7.
Хотя положения Шанхайской конвенции относят указанные преступления к экстремизму, по мнению автора, действия, охватываемые этими деяниями, в силу объективных обстоятельств не смогут обойти положения диспозиции статьи 205 УК РФ («Терроризм»), которые закрепляют, что: «терроризм, то есть совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных общественно-опасных последствий, если эти действия совершены в целях нарушения общественной безопасности, устрашения населения либо оказания воздействия на принятие решений органами власти, а также угроза совершения указанных действий в тех же целях».
Так, например, вряд ли насильственный захват власти или насильственное удержания власти можно будет проводить: во-первых, без совершения, каких либо угроз; во-вторых, без цели воздействия на принятие решений органами власти.
Проблемы указанного характера, обусловливают также и проблемы правоохранительных органов, связанные с неопределенностью в организации и осуществлении деятельности по борьбе с рассматриваемыми явлениями.
Необходимыми атрибутами в решении возникших проблем, по мнению автора, представляется:
- более четкое определение правовых разграничений между родственными в обиходе понятиями радикализм, экстремизм и терроризм;
- соответствующее разграничение функциональных обязанностей между субъектами противодействия указанным явлениям в сфере правоохранительных органов в целом и органов внутренних дел в частности.
В мировоззренческом плане указанные понятия, занимают основополагающую позицию по возрастающей применительно каждой последующей по смыслу и обладают цепной мотивационной реакцией в совершении правонарушений, которые характеризуются степе-
6 См.: Колов А.М. Похищение людей - проблема регулирования и совершенствования деятельности органов внутренних дел. Захват, похищение, исчезновение преступления террористического характера // Сборник научных статей. - М., 2001. - С. 96-103.
7 Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И. Долговой, канд. юрид. наук В.В. Милинчук. - М.:
Российская криминологическая ассоциация, 2007. - С. 9.
нью общественной опасности. Соответственно и с точки зрения правовой ответственности, каждое из указанных понятий в своих реалиях требуют предписаний правового реагирования со стороны правоохранительных субъектов, а также применений различных по форме тяжести законодательных санкций.
Приступая к рассмотрению указанных понятий , на основе позиций некоторых специалистов в рассматриваемой области деятельности, можно констатировать, что если радикализм в идеологии, политике и других сферах общественной жизни предполагает решительность действий, не выходящих за рамки общепринятых представлений, норм и правил, то экстремизм -связан с крайними, предельными мерами, которые чреваты многочисленными отрицательными последствиями для общества.
Вместе с этим экстремизм от радикализма отличается тем, что его сторонники стремятся уйти от оценки сложности экономических, политических, социальных, культурных, экологических и других проблем общества, пытаются найти для них упрощенные, быстрые решения, игнорируя реальные возможности страны, системы, предприятия8.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что являясь определенным базовым звеном для возникновения общественно-опасных проявлений, зачастую приобретающих форму правонарушений, радикализм по своей сути еще не становится действием, переходящим рамки правового поля, хотя как явление характеризуется формой выражения крайних взглядов, идей и концепций; оно, в отличии от экстремизма, не обладает способностью действий - причинить вред общественным отношениям в области государственной, национальной, или силой политического воздействия на общественные процессы.
Таким образом, можно предположить, что лицо не может быть привлечено к правовой ответственности за изложение собственных суждений, хотя и приверженных к крайним взглядам, идеям, концепциям, если его высказывания в силу объективных обстоятельств не могут стать причиной возникновения правонарушений или иным другим образом не могут влиять на общественные процессы негативного характера.
К объективным обстоятельствам, исключающим или составляющим признаки экстремизма, можно отнести: социальный статус субъекта; место, время, условия и характер действий (бездействий).
Реалии процессов в современной мировой и российской политике, заставляют нас акцентировать внимание на укреплении безопасности государства и осуществление соответствующих мер по решению задач, поставленных перед нами экстремистскими «силами». Подобный расклад в процессах внутренней и внешней политики государства подталкивают нас к определению экстремизма как явлению, которое существует, так же как и терроризм неотъемлемо от интересов национальной безопасности страны.
Теоретической основой этому служит сформировавшиеся и закрепившиеся в международной и федеральной правовой базе в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом новые феномены, в форме различных трактовок.
В связи с этим имеется необходимость более детального размежевания этих понятий, что позволит
8 Демин Г.И. Социальные противоречия и конфликты, создающие особые условия. Участие органов внутренних дел в их предупреждении и пресечении: Курс лекции. -М., 1997.-С. 22.
нам более детально рассмотреть подходы в правильном понимании правовых и организационных основ противодействия терроризму и экстремизму.
Интерпретации данных понятий, получившие закрепление в российском законодательстве, хотя и дублируют в некотором смысле друг друга, в то же время позволяют исследователям проводить определенные разграничения между ними, основываясь на характерные признаки составов преступлений экстремисткой и террористической направленности.
Так, террористической можно считать деятельность, заключающуюся в подготовке и проведении конкретной террористической акции, образующей состав преступления, предусмотренный в УК РФ. Экстремистская же деятельность (экстремизм), являясь основой терроризма, составляет причины и условия, способствующие совершению терроризма.
В отличие от террористической деятельности (терроризма), экстремистская деятельность (экстремизм) не обладает конкретными признаками преступлений террористической направленности и характеризуется более широким диапазоном действий, направленных на:
- дестабилизацию или прекращение деятельности органов государственной власти и государственного управления;
- ослабление или разрушение экономической структуры и обороноспособности страны;
- создание препятствий нормальной деятельности политических партий, движений, организаций, общественных, религиозных и иных образований, функционирующих на законной основе;
- изменение массового сознания граждан в направлении, противоречащем духовным ценностям Российского общества и идеологическим устоям государства.
Список литературы:
1. О противодействии терроризму: Федеральный закон от 06 марта 2006 г. №35-ФЗ.
2. Комментированный сборник международных и российских правовых актов о борьбе с терроризмом / Под ред. д-ра юрид. наук, проф. А.И.Долговой, канд. юрид. наук В.В.Милинчук. - М.: Российская криминологическая ассоциация, 2007.
3. А.И.Гушер. Экстримизм - это угроза безопасности // Журнал «Этносфера». - 2006. - № 8(59).
4. Алиев М.А. Проблемы правового регулирования государственно-религиозных отношений с мусульманской конфессией в России // Ас-салам. - 2008. 7 апр. -С.9.
5. Коршунова О.Н. Преступления экстремистского характера; теория и практика противодействия. -СПб.: Юридический центр Пресс, 2010.