_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
АРХИТЕКТУРА
УДК 725.8.012
Кайдановская Анна Александровна
Аспирант кафедры «Архитектура общественных зданий», Московский архитектурный институт (государственная академия), г.Москва, РФ e-mail: kaydanovskaya. a@gmail. com
ПРАЖСКАЯ КВАДРИЕННАЛЕ.
НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ТЕАТРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА
Аннотация
На основе экспозиции Архитектурной секции Пражской Квадриеннале №12, в статье обозначены несколько подходов к созданию современного театрального пространства и выявлены два основных направления его дальнейшей эволюции: идейное и материальное. В первом случае происходит попытка переосмысления самого понятия, как результат пространство становится участником театрального представления. Во втором, идёт работа со зданием театра. Здесь на первый план выходят такие качества, как способность к трансформациям и технологическое оснащение.
Ключевые слова
театральное пространство, сценография, архитектура, трансформация, адаптация.
Пражская квадриеннале - это крупнейшее событие в области визуального театра, которое проходит каждые 4 года начиная с 1967 [1]. Уже почти половину столетия наиболее выдающиеся проекты театров со всего мира были представлены в Архитектурной секции выставки. В этом году прошла 13 по счету квадриеннале которая не представила аудитории ни одного театрального здания. Раздел был полностью сосредоточен на перформансах в городе [2].
Отказ от традиционного представления о пространстве театра возник не внезапно. Еще в 2007 году, архитектурная часть не имела победителя/золотой медали, при том, что среди претендентов были, к примеру, Оскар Нимейер и Снохетта [3]. Дорита Хнна - главный куратор выставки объяснила это тем, что потребности артистов никоим образом не учитываются архитекторами, которые проектируют театры больше по инерции, или руководствуясь своими эстетическими предпочтениями, нежели ориентируясь на современные проблемы театра [4].
Реакцией явилась следующая 12-я квадриеннале в 2011, представившая рекордное количество разнонаправленных проектов. А на 13-я выставке получило развитие только одно из всех направлений, наиболее новое и спорное. На двенадцатой по счету выставке впервые ставится вопрос «Что такое театральное пространство и чем оно может быть?» (вместо «Каким должно быть здание театра?») [5]. Попытки ответить на вопрос самые разные: абстрактные размышления о будущем театрального пространства и конкретные проекты, иллюстрирующие идею; или же несколько разнородных проектов собирающих общую картину. А некоторые страны представили деятельность театральной труппы, чья работа сосредоточена на интерпретации театрального пространства, как новый способ представления архитектуры. Все эти идеи можно условно объединить в 5 групп: реализованные и концептуальные проекты новых зданий театров, достройки и реновации существующих театров, временные сооружения, трансформации зданий других функций в театр и спектакли в городском пространстве.
Золотую медаль разделили между собой две экспозиции: Мексика и Греция [6]. Работы настолько разные, что скорее они дополняют друг друга, чем конкурируют, составляя единый образ лидера Архитектурной секции. Мексика [7] - это социально направленный проект променадного театра, где общественные пространства служат площадками для критического высказывания, в основном ссылаясь на нереализованные амбиции предыдущей эпохи. Греческая выставка посвящена вопросу объединения
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №10/2015 ISSN 2410-700Х_
культурного наследия и современной архитектуры [8]. Это проекты архитектурных сооружений, а не новое прочтение театрального пространства. Экспозиция представляет проект нового театрального здания на сложном участке, и увеличение восстановленного театра 1900х годов. Лауреаты представили два основных и диаметрально противоположных направления в развитии театрального пространства: идейное -переосмысление и новое прочтение самого понятия, и материальное - способность театрального здания к трансформациям и реновация портального театра в соответствии с требованиями современных артистов.
Флюкс Офис представили свою «Машину для театрального действа» в Афинах. Театр -машина расположен к Северо-Западу от Акрополя над археологическими раскопками. Здание небольшое, 245 квадратных метров, вмещает три изолированных зала друг над другом. Первый этаж наполовину утоплен в землю и отделен от развалин Керамикоса стеклянным полом. В здании 3 этажа, практически все стены и перекрытия состоят из подвижных панелей, которые позволяют максимальное количество трансформаций -всего 17 вариантов пространственных отношений актёр-зритель [9]. Помимо внутренних изменений, возможно открыть стены зала второго этажа в археологический парк или подняться на эксплуатируемую крышу, часть которой также можно убрать. Проект позволяет максимально использовать маленькое пространство и, за счет рекордного количества трансформаций, вместить практически любой тип представления.
Второй проект - новая сцена Национального театра, построенного в 1901 году. Национальный Театр -это памятник архитектуры в центре Афин, который был радикально переоборудован в 2006-09 годах. Новая студия вмещает от 1 до 240 зрителей (в зависимости от конфигурации зала) и имеет техническое оснащение соответствующее последним мировым требованиям. Зал - простое прямоугольное пространство с черными стенами, полом и потолком (типичный театр-студия). Всё пространство - это сцена, максимально нейтральная среда для любого представления, где сценографией становятся зрительские места. Четыре прямоугольных посадочных системы могут быть расположены в студии абсолютно свободно, к тому же каждая из них может быть разобрана или уменьшена. Зрительские места свободно плавают по сцене, организовывая собой действие. На столе представлено 12 вариантов организации пространства, но количество возможностей этим не ограничивается [10].
Экспозиция Мексики названа «Внутри неустойчивого государства» - это три проекта театральной группы «Глаз» (Ojo): «Нет», «Пассажи» и «Экскурсии» [11]. Все спектакли происходят в городском пространстве, особо привлекательны для артистов «открытые и нестабильные места в зданиях, на площадях, улицах и в торговых центрах» [12]. Цель артистов - критическое переосмысление зрителем повседневной реальности.
Серия из 8 акций «Нет» проходила в местах наиболее важных событий студенческого восстания 1968
года.
«Пассажи» - серия акций вдохновленных неоконченным произведением Вальтера Беньямина «Парижские пассажи» (другое название — «Париж, столица XIX столетия») 1927 - 40 годов. Книга представляет собой «литературный монтаж» - «попытка воссоздать картину эпохи из «мусора» истории, из незначительных вещей, которые выражают её экономический, социальный, утопический характер» [13]. Тот же метод используют артисты театра «Глаз»: пять дней в девяти центрах торговли проходят сценические действия, подчеркивающие специфику экономической реальности Мехико.
«Экскурсии» проходили в здании бывшего Министерства Иностранных Дел перед его реконструкцией. Здесь основное действующее лицо - это память, воскрешаемая местом. Каждый тур проходит для четырёх зрителей, которых артисты ведут разными путями через заброшенное здание, где разыгрывается действие. Помимо своего исторического прошлого, площадка примечательна тем, что даёт полную свободу действий: возможны любые деформации, практически до полного уничтожения здания. Деструктивный подход к пространству продолжает линию творчества выдающегося американского архитектора и художника Гордона Маттэ-Кларка [14].
Таким образом представление о том, чем должно быть пространство современного театра стало много шире, чем было раньше. Развитие идёт в двух основных направлениях: технологическая оснащенность и способность к трансформациям с одной стороны и включение пространства в саму
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ»
№10/2015
ISSN 2410-700Х
театральную работу с другой. Здание театра больше не контейнер, а естественная среда для спектакля, способная постоянно меняться и приспосабливаться. При этом дорога специфика места, так как пространственное переживание является неотъемлемой частью зрительского опыта.
Разница между двумя подходами является следствием разграничения между перформансом и театром. Это два разных художественных языка. Театр и особенно сценография (в её классическом понимании) строят иллюзорную реальность, а перформанс происходит в настоящих времени и пространстве.
Междисциплинарность и переходность жанров, свойственные всем разделам выставки, повели за собой изменения в структуре следующего фестиваля. Экспозицию квадриеннале PQ13 (18 -28 июня 2015 года) подразделяют на «объекты», «создателей» и «компании» внутри общей темы «Музыка - Погода -Политика», вместо традиционных: «сценографии», «костюма» и студенческой части. «Архитектурная секция» также перестала существовать и уступила своё место разделу выставки с названием «театральное пространство» (performing space) или эфемерная архитектура. Список использованной литературы Электронные ресурсы:
1. http://www.pq.cz/en/about-pq/what-is-pq
2. http://www.pq.cz/en/program/performing-space
3. http://2007.pq.cz/en/pq-awards.html
4. http://www.doritahannah.com/
5. «State of crisis: theatre architecture performing badly. Dorita Hannah. Exhibition on the stage: reflections on the 2007 prague quadriennal. Arts institute-Theatre institute. Prague. 2007
6. http://services.pq.cz/en/pq-07.html?catalogYear=2011&catalogSection=-&catalogExposition=&catalogCountry=-#!prettyPhotoAjax/0/
7. http://services.pq.cz/en/pq-jury.html
8. http://services.pq.cz/en/pq-07.html?itemID=109&type=architecture
9. http://services.pq.cz/en/pq-07.html?itemID=110&type=architecture
10. http://flux-office. com/ #/en/architecture/94
11.http://skourtisandreas.gr/site/portfolio/pq2011 -gold-metal/
12.http://teatroojo.blogspot.ru/
13. http: //www.teatrooj o. mx/teatrooj o. html
14.https://ru.wikipedia.org/wiki/Беньямин,_Вальтер
15.http://www.guggenheim.org/new-york/collections/collection-online/artists/bios/874
© А.А.Кайдановская, 2015