ПРАЗДНОВАНИЕ 1000-ЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ В КУРСКОЙ ОБЛАСТИ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА
О.В. Лебедева
Аннотация. Во второй половине 1980-х годов в СССР на государственном уровне менялось отношение к религиозным организациям. Этот период эпохи «перестройки» во многом был «окрашен» подготовкой и празднованием 1000-летия Крещения Руси. Торжества вышли за рамки церковных и были отпразднованы на государственном уровне, что потребовало от местных властей коренного изменения отношения к Русской Православной Церкви. На конкретных примерах показано празднование юбилея христианства в Курской области - регионе традиционной православной культуры.
Ключевые слова: 1000-летие Крещения Руси, атеистическая идеология, «перестройка», Курская область, религиозная культура.
988 год вошел в отечественную историю как год Крещения Руси - события, во многом определившего становление российской государственности и вектор развития русской культуры, приведшего к созданию русской нации и обусловившего менталитет русского человека. В ХХ1 веке день Крещения Руси получил статус государственного праздника: 31 мая 2010 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев подписал Федеральный Закон № 105, в соответствии с которым в список памятных дат России включено празднование 28 июля Дня Крещения Руси. Сегодня с позиций исторического анализа можно утверждать, что празднование в 1988 году 1000-летнего юбилея этого события в Советском государстве, где атеизм был составной частью государственной идеологии, стало началом практического решения «болезненного» для СССР религиозного вопроса, а сами юбилейные торжества явились ярким, неожиданным и противоречивым событием эпохи «перестройки», повлекшим серьезные изменения как для Церкви, так и для государства.
В новейшей истории России до сих пор нет однозначного толкования причин, позволивших осуществить масштабное празднование юбилея христианства в СССР, и объяснения тех противоречий, которые возникали между проводимой М. С. Горбачевым политикой в отношении религии и реакцией местных властей на возрождение религиозной жизни. Исследование деятельности органов центральной и местной властей в период «перестройки», изучение истории празднования 1000-летия Крещения Руси в отдельном регионе - Курской области, где Православие является традиционной религией, позволит проследить пути реализации государственной политики в религиозном вопросе на местах и проанализировать изменения места и роли Русской Православной Церкви в обществе в период перехода от СССР к России, что необходимо для построения конструктивного диалога светской и церковной властей на современном этапе.
Во второй половине 1980-х годов произошли коренные изменения во взаимоотношениях между государством и Церковью. Личность Генерального секретаря ЦК КПСС М. С. Горбачева для многих советских граждан стала символом «перестройки», оздоровившей общество [1.-С.20]. «Оздоровление» проявилось и в отношении религии. В условиях существовавшей в СССР стандартизации и унификации духовной жизни трансформации новой государственной политики вызывали огромный интерес в стране и за рубежом и влекли за собой весьма противоречивые действия цен-
тральной и местных властей. Ярким подтверждением этих изменений стали подготовка и празднование летом 1988 года 1000-летия Крещения Руси: торжества фактически вышли за рамки церковных и проходили на государственном уровне, хотя и в условиях законодательно закрепленного господства атеистической идеологии.
Подготовку к празднованию юбилея христианства начала именно Церковь, причем задолго до официальной даты: 23 декабря 1980 года Священный Синод вынес решение о начале подготовки к празднованию и учредил Юбилейную Комиссию. В СССР вплоть до самих торжеств партийно-государственный аппарат весьма настороженно относился к предстоящему юбилею. Усилия советского правительства были направлены на формирование в обществе идеологии, в которой не было места религиозным культурно-нравственным ценностям. Так, в середине 1980-х годов учреждения культуры и образования, СМИ еще были ориентированы вышестоящими организациями на формирование атеистического мировоззрения населения, и прежде всего молодежи, противодействие «зарубежной клерикальной пропаганде» в связи с подготовкой к празднованию принятия христианства на Руси. Например, в вузах при работе со студентами рекомендовалось «учитывать то обстоятельство, что Русская Православная Церковь, и особенно русская церковь за рубежом, развернула широкую пропаганду в связи с 1000-летием крещения Руси... церковники пытаются представить православие как решающий фактор становления развития государственности и культуры нашей страны», для противодействия деятельности Церкви преподаватели должны были «раскрыть действительную роль процесса христианизации Руси, подвести студентов к выводу о том, что Русская Православная Церковь была всегда связана с эксплуататорскими классами и защищала их интересы», будущих учителей учили «активно разоблачать фальсификации буржуазно-клерикальной пропаганды, уметь разъяснять политику КПСС в религиозном вопросе» [2.- Л.175].
В то же время в условиях политики «перестройки» в советском обществе происходили изменения в отношении к религии: Церкви передавались храмы и монастыри, открывались новые приходы, СМИ публиковали интервью со священнослужителями, в обществе усиливался интерес к истории и культуре Православия.
Широкий резонанс в обществе вызвала встреча 29 апреля 1988 года в Кремле Г енерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. М. С. Горбачев во время встречи указал на значимость христианизации Руси для истории и культуры государства: «Наша встреча проходит в преддверии 1000-летия введения христианства на Руси, которое получило не только религиозное, но и общественно-политическое звучание.» [3]. На встрече обсуждались вопросы изменения политики в отношении Церкви и верующих, участия Церкви в процессе обновления общества, пути диалога верующих и неверующих [4.- Л.117]. Встреча Генерального секретаря ЦК КПСС с руководством Русской Православной Церкви накануне юбилея придала особую значимость торжествам, была воспринята в религиозных кругах как историческое событие, подтверждение кардинального поворота взаимоотношений церкви и советского госу-
дарства». По оценке историка Церкви протоиерея Владислава Цыпина, эта встреча по последствиям сравнима со встречей Сталина с митрополитами Сергием, Алексием и Николаем в 1943 году, а «после этой встречи был открыт путь к широкому, общенациональному празднованию 1000-летия Крещения Руси, которое стало подлинным триумфом Церкви, расточившим ее врагов (Пс. 67. 2)» [5.- С.263].
Правительство возлагало большие надежды на проведение юбилейных торжеств 1988 года как на демонстрацию зарубежной общественности соблюдения в СССР в условиях политики «перестройки» и «гласности» свободы совести, что имело большое значение для поддержания имиджа М.С. Горбачева. Так, Совет по делам религий при Совете Министров СССР для советского правительства подготовил информацию «О подготовке к " 1000-летию Крещения Руси"», в которой отмечалось, что «планирование и осуществление зарубежных связей Русской Православной Церкви в связи с подготовкой к 1000-летию введения христианства на Руси строится с расчетом оказания воздействия на международную общественность и руководство основных зарубежных центров (православие, протестантизм, католики) в целях формирования у них четкого представления о существовании в СССР реальных условий для реализации принципа свободы совести и соответственно благожелательного отношения советского государства к нуждам Русской Православной Церкви» [6.- Л.225]. Юбилейные торжества действительно стали для зарубежной общественности свидетельством происходящих в советском обществе перемен (в частности, заместитель директора ЮНЕСКО г-н Анри Лопес на встрече 11 июня 1988 года в Кремле сказал, что «для зарубежных стран-участников празднование 1000-летия Крещения Руси - символ перемен, которые происходят сейчас в Советском Союзе, свидетельство развития в духе соблюдения прав человека и свободы совести») [7.-С.31].
М.С. Горбачев официально не принимал участия в самих торжествах, советское правительство представлял Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.А. Громыко. На встрече в Кремле 11 июня 1988 года он положительно отметил деятельность Церкви в Советском государстве: «Мы приветствуем участие Русской Православной Церкви, как и всех других Церквей нашей страны, в гуманистических мероприятиях, которые широко проводятся в Советском Союзе. В частности, речь идет о взносах в различные добровольные фонды, направленные на сохранение мира, на защиту детства, на развитие культуры, на восстановление памятников старины» [7.-С.31].
Официальное празднование 1000-летия Крещения Руси проходило с 5 по 16 июня 1988 года в Москве, Загорске, Киеве, Владимире и Ленинграде, а затем продолжилось на местах. Юбилей отпраздновали все 172 прихода Курско-Белгородской епархии*. В г. Курске празднования проходили 22 - 23 июня 1988 года. За месяц до начала празднования в Курском областном комитете партии и облисполкоме были рассмотрены и утверждены программа и место проведения торжеств, согласованы количество и состав участников, «с помощью обкома КПСС» в типографии «Курская правда» отпечатаны приглашения [8.-Л.83].
Празднованиям предшествовала большая работа по передаче Курско-Белгородской епархии храмов и мона-
До 17 июля 1995 года существовала Курско-Белгородская епархия, руководил которой архиепископ Курский и Белгородский Ювеналий; в соответствии с определением Священного Синода Курско-Белгородская епархия была преобразована в Курскую и Рыльскую епархию и Белгородскую и Старооскольскую епархию, возглавили которые соответственно архиепископ Курский и Рыльский Ювеналий и архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн.
стыря. Началось восстановление и возрождение духовной жизни в Курской Коренной РождествоБогородичной пустыни, в мае 1988 года Церкви был передан приходской храм Иоакима и Анны, находящийся в 800 метрах от монастыря. Ремонт храма проводился за счет епархиального управления, наружные работы были завершены к началу юбилейных торжеств, верхний храм освящен в первой половине 1989 года, торжественное освящение нижнего храма состоялось 26 июля 1988 года, спустя менее чем три месяца после начала реставрации» [9.- С.32]. Всего в 1988 году свыше 20 храмов Курско-Белгородской епархии самостоятельно провели ремонт, 10 церквей были капитально отремонтированы за счет епархиального управления.
В подготовке и праздновании юбилея христианства в Курской области участвовали как светская, так и церковная власти. К торжествам в Курском областном краеведческом музее с 17 июня 1988 года начала работу выставка, посвященная 1000-летию Крещения Руси, на открытии которой выступил архиепископ Ювеналий. Само празднование началось с торжественного богослужения в Сергиево-Казанском кафедральном соборе. Участники празднования возложили венки к Вечному огню. Торжественный акт проходил в областной филармонии, с докладом о Тысячелетии Крещения Руси выступил протоиерей Никодим Ермолатий, клирик Введенского храма г. Курска, затем состоялся концерт архиерейского хора.
24 июня 1988 года в Доме Знаний в рамках празднований Курской областной организацией общества «Знание» был проведен «круглый стол» с участием студентов и преподавателей курских вузов. В работе принимал участие и архиепископ Ювеналий. Присутствующие обсуждали следующие вопросы: «1000-летие введения христианства на Руси», «Духовная культура: история и современность». Встреча проходила два с половиной часа при переполненном зале (свыше 500 чел.), среди присутствующих было много представителей интеллигенции города, лекторов-атеистов, молодежи, верующих.
Юбилею предшествовал ряд статей религиозной тематики в областных газетах «Курская правда» и «Молодая гвардия», публиковались интервью с архиепископом Ювеналием и уполномоченным Совета по делам религий по Курской области, рассказ об участии 11 июня 1988 года священнослужителей г. Курска в «Волне мира», когда настоятель кафедрального собора иерей Владимир Диденко выступил на митинге, а священники курских церквей шли в процессии вместе с трудящимися города.
Несмотря на изменение государственной политики в отношении религии, на местах продолжалось если не негативное, то весьма настороженное отношение партийно-правительственного аппарата к возрождению религиозной жизни. Не везде местные власти шли на контакт с религиозными организациями, правящим архиереем. Так, в Курской области даже к началу юбилейных торжеств «руководство облисполкома и горисполкома так и не сочли нужным принять у себя архиепископа Ювеналия, хотя об этом уполномоченным Совета по делам религий велся разговор и в обкоме КПСС и в облисполкоме. Не состоялось подобных встреч за все 3,5 года его службы в Курско-Белгородской епархии» [10.-Л.85].
В период подготовки и празднования 1000-летия Крещения Руси Русская Православная Церковь получила возможность участвовать в общественной жизни государства. Кроме того, юбилей христианства открыл возможности возрождения социальной деятельности и для представителей других религий. По мнению юри-
стов, юбилей православия «способствовал активизации процессов демократии в других конфессиях, став как бы моделью, пробным шагом на пути их движения к освобождению из-под гнета государственно-партийной регламентации» [11.-С.45]. Параллельно в стране возникла другая проблема, о которой Председатель Совета по делам религий при Совете Министров СССР К. М. Харчев говорил преподавателям Высшей партийной школы в период подготовки к празднованию 1000-летия Крещения Руси, в марте 1988 года: «Раньше мы давили Русскую Православную Церковь и не сдерживали сектантов, так как боялись, что они уйдут в подполье и мы окончательно потеряем над ними контроль. Но ведь католики, протестанты, баптисты, евангелисты, адвентисты и многие другие имеют центры и органы управления вне досягаемости советской власти, и потому их бурный рост чреват непредсказуемыми последствиями» [12.-С.460].
Именно во время юбилейных торжеств был отмечен рост активности во многих регионах религиозной организации Евангельских христиан-баптистов (далее -ЕХБ). Так, в г. Курске община ЕХБ организовала 17 июля 1988 года «водное крещение» в урочище Хохлов лес на левом берегу реки Тускарь, приурочив это к празднованию 1000-летия Крещения Руси. По информации заместителя Уполномоченного Совета по делам религий по Курской области А.Т. Стрелкова, в этом мероприятии «согласно визуальной оценке приняло участие около 2-х тысяч человек, в том числе около 400 верующих. Община пополнилась 37 новыми членами» [13.-Л.27]. Руководству ЕХБ неоднократно предлагалось разделить обряд Крещения и торжества в связи с тысячелетием Крещения Руси, однако со стороны руководства ЕХБ это предложение «не встретило поддержки», более того, с их стороны было отмечено стремление привлечь к торжествам широкое внимание жителей г. Курска, использовать их для миссионерской работы. При подготовке к проведению обряда Крещения представители ЕХБ допускали нарушения: не дождавшись официального разрешения, они с 9 июля 1988 года начали активные действия. В общественных местах, например, в парке 1 Мая, происходила раздача пригласительных билетов, которая сопровождалась «пением псалмов и пропагандой Библии». По городу были расклеены объявления с приглашением на праздник. Причем в объявлениях отсутствовало указание на то, кто проводит праздник, посвященный 1000-летию Крещения Руси, использовалась символика Русской Православной Церкви, что давало повод считать, что «торжества состоятся под эгидой епархиального управления». Подобные действия членов ЕХБ способствовали приходу большого числа людей на это мероприятие, которые, узнав, что Русская Православная Церковь не принимает в этом участия, «были несколько разочарованы» [13.-Л.28]. В связи с такими действиями у руководства ЕХБ возникли сложности в отношениях с архиепископом Ювеналием: Недовольство высказывали и местные органы гражданской власти в связи с тем, что во время мероприятия, проводимого ЕХБ, создавалась обстановка религиозного фанатизма, запугивания верующих приближением конца света, в завуалированной форме делались клеветнические намеки на органы власти.
Таким образом, политические изменения в стране, начавшиеся с приходом к власти М.С. Горбачева, и последовавшие в результате его политики ослабление цензуры, открытие «железного занавеса», тенденции к соблюдению в стране свободы совести, интерес общества к истории и культуре Православия изменили положение религиозных организаций в стране. За очень незначительный промежуток времени на государственном уровне были предприняты шаги по
оказанию помощи Церкви в проведении юбилейных торжеств масштабно. Празднование в 1988 году 1000-летия Крещения Руси на государственном уровне явилось подтверждением изменения государственной политики в СССР в отношении религии и стало не только культурноисторическим, но и политическим событием. Однако местные власти весьма настороженно относились к возрождению религиозной жизни в регионах. В Курской области юбилейные торжества стали отправной точкой в построении взаимоотношений между светской и церковной властью. В связи с изменением государственной политики в отношении религии в СССР активизировались различные религиозные организации. В Курской области использование во время празднования 1000-летнего юбилея христианства руководством ЕХБ вводящих в заблуждение население Курской области форм работы привело к развитию напряженных отношений как с Русской Православной Церковью, так и с местной гражданской властью. В целом празднование юбилея христианства в Курской области - регионе, где большинство жителей идентифицируют себя с Православием, стало началом совместной работы светской и церковной властей в социальной сфере.
Список использованных источников
1 Сперанская, Е. Торжества в Москве / Е. Сперанская // Журнал Московской Патриархии. - 1988. - № 12. - С. 18-20.
2 Государственный архив Российской Федерации (далее
- ГАРФ). Ф. Р-9563. Оп. 1. Д. 5156. Методические рекомендации педагогическим учебным заведениям по совершенствованию общественно-политического, патриотического воспитания студентов. 1986 г. 217 л.
3 Правда. - 1988. - 30 апреля.
4 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3841. Информационный бюллетень Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата №№ 1-6» 1988. 254 л.
5 Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917
- 1997 / Протоиерей Владислав Цыпин. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с. (История Русской церкви: [В 9 кн.] Кн. 9).
6 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3665. Документы о подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси. Т. 1. 308 л.
7 Празднование Русской Православной Церковью 1000-летия Крещения Руси // Журнал Московской Патриархии. -1988. - № 9. - С. 3-48.
8 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3718. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Брянской области. 1988. 67 л.
9 Из жизни епархий. Курская епархия // Журнал Московской Патриархии. - 1989. - № 2. - С. 32-33.
10 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3732. Отчеты, справки, информации и переписка с уполномоченным Совета по вопросам деятельности религиозных организаций по Курской и Курганской областям. 7 мая 1986-17 ноября. 100 л.
11 Ахмедов, Р. М. Государство и церковь в российском обществе ХХ столетия: историко-правовое исследование / Р.М. Ахмедов. Дис. ... канд. юрид. наук.- Казань, 2001. 136 с.
12 Цыпин В., протоиерей. История Русской Церкви. 1917
- 1997 / Протоиерей Владислав Цыпин. - М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1997. 831 с. (История Русской церкви: [В 9 кн.] Кн. 9).
13 ГАРФ. Ф. Р-6991. Оп. 6. Д. 3666. Документы о подготовке и проведении празднования 1000-летия Крещения Руси. Т. 2. 274 л.
Информация об авторе
Лебедева Ольга Владимировна, кандидат исторических наук, доцент кафедры истории государства и права ФГОУ ВПО «Курская ГСХА». E-mail: lebedeva_ov@diss.kgsha.ru, тел. (4712) 39-40-00.