А.Н. Комаров
ПРАВЫЙ КОНСЕРВАТИЗМ В КАНАДЕ НА РУБЕЖЕ ХХ-ХХ1 вв.: ПАРТИЯ РЕФОРМ И КАНАДСКИЙ КОНСЕРВАТИВНЫЙ АЛЬЯНС РЕФОРМ В БОРЬБЕ ЗА ВЛАСТЬ НА ВСЕОБЩИХ ВЫБОРАХ 1993, 1997, 2000 гг.
Цель статьи - проанализировать основные постулаты правого консерватизма в Канаде в период с 1993 по 2000 г. В статье уделяется внимание программным и организационным принципам Партии реформ и Канадского консервативного альянса реформ, их участию в предвыборных дебатах накануне всеобщих выборов 1993, 1997 и 2000 гг., особенностям их избирательных кампаний, а также непосредственно лидерским качествам П. Мэннинга и С. Дэя. Предметом рассмотрения автора является также общественно-политическая ситуация, сложившаяся в Канаде к моменту проведения всеобщих выборов 1993, 1997 и 2000 гг.
Ключевые слова: Партия реформ, П. Мэннинг, Канадский консервативный альянс реформ, С. Дэй, правый консерватизм, провинции канадского Запада, популизм.
В отличие от эпохи Б. Малруни, когда в период всеобщих выборов 1984 и 1988 гг. Прогрессивно-консервативная партия Канады (ПКП) была единственной политической силой, ассоциируемой с канадским консерватизмом, на парламентских выборах 1993, 1997 и 2000 гг. ситуация кардинально изменилась. Возникновение правоконсервативных объединений - Партии реформ, а затем в 2000 г. Канадского консервативного альянса реформ (ККАР), конкурирующих с ПКП, означало новый этап в развитии канадского консерватизма. Он отражал недовольство провинций канадского Запада политикой федеральных консервативных и либеральных кабинетов. Необходимо отметить, что неудачи конституционных инициатив Б. Малруни вызвали рост как националистических настроений в Квебеке, так и шовинистических - в провинциях канадского Запада. На фоне этого политические элиты канадского Запада в союзе с представителями малого и среднего бизнеса Мани-
© Комаров А.Н., 2013
тобы, Саскачевана, Альберты, Британской Колумбии давали своеобразный ответ на неправомерные, по их мнению, действия канадских консерваторов, пытаясь, таким образом, представить свою альтернативу политического и экономического развития страны. В своих выступлениях правые консерваторы активно использовали популистскую риторику, социальную демагогию, зачастую стремление получить политическую выгоду из непростой ситуации, в которой оказалась страна после провала конституционных инициатив правительства Б. Малруни. Например, в политических выступлениях П. Мэннинга неоднократно сочетались взаимоисключающие друг друга установки: с одной стороны, стремление к единству всех канадских провинций, а с другой - лидер реформистов был готов обсудить варианты отделения Квебека от Канады и т. д. Эти взгляды в научной литературе получили название парадокса Партии реформ1.
Правые консерваторы подвергли критике существующее положение вещей и обратили внимание своих избирателей на несколько важных, по их мнению, моментов.
Во-первых, на недостаточное влияние провинций канадского Запада на процесс принятия политических решений федеральными правительствами, что, по их мнению, означает забвение интересов Запада, с одной стороны, и несправедливое отражение экономических и политических приоритетов провинции Онтарио - с другой.
Во-вторых, на неправильную политику канадских консерваторов во главе с Б. Малруни по разрешению франко-канадского вопроса с точки зрения предоставления Квебеку статуса самобытной общности и прочих уступок, что является, по мнению правых консерваторов, нарушением прав англо-канадцев.
В-третьих, на несправедливое федеральное вмешательство в области здравоохранения, пенсионного обеспечения, культуры и т. д. В связи с этим правые консерваторы рассматривали схему определенной децентрализации федерации, где провинции канадского Запада обладали бы исключительной юрисдикцией в данных сферах2.
Показательной в этой связи является история становления Партии реформ, которая была создана осенью 1987 г. в провинции Манитоба П. Мэннингом. Реформисты пользовались поддержкой мелкого и среднего бизнеса Запада, недовольного политикой канадского правительства, которое, по их мнению, традиционно отражает экономические и политические ценности Онтарио, игнорируя, таким образом, интересы остальных субъектов федерации3.
Идейно-философская концепция реформистов, их глобальное видение будущего страны были отражены как в выступлениях са-
мого П. Мэннинга, так и в изданном им сборнике «Новая Канада»4. В частности, в этом документе было указано, что «только сбалансированная, демократическая федерация провинций, основанная на развитой экономике, равных правах и социальных гарантиях, отвечает поступательному развитию канадского общества»5. В частности, П. Мэннинг подчеркивал: «Предоставление статуса "самобытной общности" Квебеку только усилит аналогичные требования со стороны коренных народов и других многочисленных этнических групп, проживающих на территории страны. Мы окажемся перед лицом конституционно-правового кризиса, который разделит Канаду на англоязычную и франкоязычную, Канаду аборигенных народов и различных этносов, проживающих на ее территории»6.
Свои многочисленные выступления П. Мэннинг сочетал с активной работой с потенциальными избирателями, чему способствовал ряд поездок по стране. В частности, решающими в этом отношении явились его поездки в западные провинции в 19901991 гг., и более того - в Онтарио и Атлантическую Канаду, где руководство рассчитывало завербовать определенную долю электората. В целом Партия реформ собиралась вести агитацию по всей стране. Если летом 1990 г. партия насчитывала 40 тыс. членов, то весной 1991 г. это количество увеличилось до 65 тыс., а в июне этого же года достигло 77 тыс.7 В конце 1991 г. уже более 100 тыс. человек указывали на себя как принадлежащих к Партии реформ8.
Всеобщие выборы 1993 г. были успешными для Партии реформ. Выступления П. Мэннинга, обвинявшего правительства Б. Малруни и К. Кэмпбелл в социально-политической напряженности в стране, находили все больше сторонников среди избирателей. Предвыборная кампания лидера Партии реформ включала в себя три направления. Первое было посвящено идеалам этого объединения, заключавшимся в демократическом популизме, основанном на текущих требованиях избирателей: реформированном избираемом Сенате, национальном единстве, выступлении против предоставления Квебеку статуса самобытной общности9. Второе направление строилось на экономической программе партии, связанной с сокращением бюджетного дефицита, созданием новых рабочих мест10. Рецепты П. Мэннинга не представляли собой принципиально новых идей, но на фоне бездарной избирательной кампании ПКП, ее несвоевременно опубликованной программы они создали впечатление о реформистах как о перспективных политиках, обладающих собственным мнением. Третье направление предвыборной кампании Партии реформ было целиком сосредоточено на поездках и беседах с избирателями. В основе выступлений П.
Мэннинга лежало стремление убедить электорат в том, что Партия реформ представляет собой достойную альтернативу федеральным партиям, приведшим страну к катастрофическому положению. На всеобщих выборах 1993 г. Партия реформ получила 52 места в Палате общин и 18,69% голосов избирателей11.
Заняв третье место вслед за Либеральной партией и Квебекским блоком, Партия реформ повела борьбу за дальнейшее расширение своего влияния среди избирателей с целью формирования себя именно как общенациональной партии, альтернативы либералам. На партийной ассамблее 1994 г. П. Мэннинг представил Партию реформ как альтернативу традиционным политическим партиям в стране12. Партии реформ удалось существенно поднять свой рейтинг среди избирателей в период осеннего референдума 1995 г. о суверенитете Квебека. В частности, П. Мэннинг эффектно выступил в парламенте против предоставления Квебеку статуса самобытной общности, но в то же время лидер Партии реформ использовал свойственный ему популизм, когда заявил о том, что поддержит правительственные конституционные предложения, если они будут утверждены пятью канадскими провинциями. По сути дела, это означало отход от концепции равенства всех провинций, неоднократно высказываемой реформистами13.
Вдохновленный ростом популярности Партии реформ после популистских выступлений в ходе референдума 1995 г., П. Мэн-нинг начинает подготовку своей партии ко всеобщим выборам 1997 г. В середине октября 1996 г. Партия реформ публикует свой программный 24-страничный манифест, в котором излагает свое понимание стоящих перед Канадой насущных проблем14. В документе реформисты выступают за децентрализацию государства с точки зрения предоставления провинциям исключительной юрисдикции в области налогообложения, создания новых рабочих мест, иммиграции и т. д.
Вся избирательная кампания Партии реформ была основана на трех основных моментах: доведение до избирателей основных положений программы партии, масштабная политическая реклама на телевидении, а также освещение в прессе поездок по стране П. Мэннинга15. На телевизионную рекламную кампанию реформистами был выделен бюджет в 1,3 млн канад. долл., который был пропорционально разделен между регионами, находившимися в центре внимания Партии реформ. Печатная и радиореклама была для реформистов второстепенной, а приоритетное значение уделялось именно телевидению, которое должно было провести основную идею Партии реформ о том, что она является реальной альтернати-
вой консерваторам и либералам16. В связи с этим основной лозунг рекламной кампании реформистов звучал так: «Теперь у вас есть альтернатива»17.
Всю избирательную кампанию реформистов можно условно разделить на три основных стадии. На первой из них (приблизительно с 36-го до 27-го дня) акцент был сделан на основном содержании программы реформистов и разъяснения ее избирателям. Эта стадия была поддержана телевизионной рекламой, которая обращала внимание электората на программу реформистов и подчеркивала, что они являются не региональной, а общенациональной партией18. На второй стадии избирательной кампании (приблизительно с 26-го по 8-й день) в телевизионной рекламе началась атака на консерваторов и либералов, причем реформисты представили свой знаменитый ролик, показывающий лица лидера либералов Ж. Кретьена, лидера ПКП Ж. Шаре, лидера Квебекского блока Ж. Дюсепа и премьера Квебека Л. Бушара и подчеркивающий, что Партия реформ, выиграв всеобщие выборы, не будет способствовать более выдвижению выходцев из Квебека на политическую арену и прекратит квебекский фаворитизм в политике19. Во время третьей (начиная с 8-го дня) и наиболее запоминающейся части избирательной кампании реформисты еще более усилили атаки на консерваторов и либералов, неоднократно повторяя свой ролик о политиках - выходцах из Квебека, а также подчеркивали, что предлагаемая программа Партии реформ контрастирует с устаревшими манифестами либералов и консерваторов20. Общенациональная рекламная кампания реформистов была поддержана и на региональном уровне благодаря четким инструкциям из центра о том, чтобы представители региональных организаций партии не отходили от трех намеченных стадий кампании. Кроме того, ежедневно региональные представители Партии реформ и ее руководство обменивались корреспонденцией, отправляемой по факсу или электронной почте, в которой не только содержалась информация об общих направлениях проводимой избирательной кампании, но и были даны соответствующие установки на ближайшее будущее21. Кроме того, целый ряд функционеров Партии реформ, среди которых можно выделить Б. Миллса, М. Стерна, Ж. Сен-Лорана, активно пропагандировали в пользу интересов своей партии в Квебеке, Онтарио и остальных провинциях страны22. Не менее важными явились поездки П. Мэннинга по стране, а также его выступление в теледебатах. Необходимо отметить, что в Партии реформ был детально разработан план очень активных и насыщенных поездок по стране, с возможностью трех-четырех остановок в день с целью вы-
ступлений перед избирателями23. Например, в течение первой недели избирательной кампании партии маршрут поездок П. Мэннин-га по стране начинался в Южном Онтарио, продолжался в Квебеке, Британской Колумбии, Манитобе и опять завершался крупнейшей канадской провинцией. В течение этой недели П. Мэннинг разъяснял основные положения партии, а также выступал с критикой либералов, по мере того, как была обнародована их предвыборная платформа24. В течение второй недели поездок по стране во время своей избирательной кампании лидер Партии реформ параллельно с демонстрацией своего ТВ-ролика о выходцах из Квебека подверг обструкции бывших лидеров, как консерваторов, так и либералов, и в том числе Ж. Кретьена, П. Трюдо, Ж. Шаре и Б. Малруни25. В своей критике П. Мэннинг особенно выделил Ж. Кретьена, подчеркивая, что он - уставший и безразличный к интересам страны политик26. Речи лидера Партии реформ были поддержаны и продолжающейся телевизионной кампанией, в течение которой в большинстве провинций, кроме Британской Колумбии, были показаны ролики, раскрывающие суть программы партии, а в последней в ТВ-эфире появился ролик, в котором ставилась под сомнение идея предоставления Квебеку статуса самобытной общности в рамках канадской федерации и озвучивалась идея единства всех провинций и территорий. По мере того, как набирали ход избирательные кампании консерваторов и либералов, последние стали отвечать П. Мэннингу и подвергли критике Партию реформ. В частности, лидер ПКП Ж. Шаре подчеркнул, что Партия реформ не является общенациональной, обладает типично региональной окраской и защищает только интересы провинций канадского Запада. Либералы во главе с Ж. Кретьеном заявили, что Партия реформ представляет собой правую партию в спектре политической жизни страны, которой чужды интересы избирателя27. Однако, отвечая на высказывания своих политических оппонентов, П. Мэннинг с настойчивостью продолжал утверждать, что его партия является действенной альтернативой либералам и консерваторам.
Существенным моментом избирательной кампании Партии реформ явилось также участие их лидера в теледебатах, проводившихся в Канаде накануне всеобщих выборов 1997 г.28 Во время теледебатов на английском языке, имевших место 12 мая 1997 г., в своем вступительном слове к избирателям лидер Партии реформ обрушился с критикой на старейшие федеральные партии - Прогрессивно-консервативную и Либеральную - за их, с его точки зрения, неспособность управлять страной. В связи с этим П. Мэннинг подверг сомнению, во-первых, экономическую поли-
тику либералов. Они, как он выразился, рассматривают большие расходы государственного бюджета как путь для создания новых рабочих мест и формирования социальной защищенности. В результате, по его мнению, это приводит к высоким налогам, безработице и социальной напряженности. Выход, который предлагает Партия реформ, заключается в определенной децентрализации канадской федерации с точки зрения предоставления провинциальным правительствам исключительной юрисдикции в сферах налогообложения, занятости, образования и т. д.29
Во-вторых, П. Мэннинг упрекнул как предыдущее консервативное правительство Б. Малруни, так и нынешний либеральный кабинет Ж. Кретьена за проект представления Квебеку статуса самобытной общности в рамках канадской федерации30.
Помимо этого, лидер Партии реформ пытался применить интересный популистский метод контроля над теледебатами и старался беседовать, тем самым, один на один с премьер-министром Канады Ж. Кретьеном, однако лидеры других политических партий не позволили ему это осуществить в полной мере31.
Результаты всеобщих выборов, состоявшихся в мае 1997 г., принесли Партии реформ противоречивые результаты. С одной стороны, впервые эта партия стала официальной оппозицией и получила 60 мест в Палате общин и 19,35% голосов избирателей. Это позволило ей улучшить свой предыдущий результат, так как после всеобщих выборов 1993 г. она была представлена 52 местами в Палате общин и 18,69% голосов32. Кроме того, Партия реформ опередила консерваторов во главе с их лидером Ж. Шаре, которые получили только 20 мест в Палате общин и 18,8% голосов избирате-лей33. Деятельность реформистов не дала возможности одержать реванш прогрессивным консерваторам, которые желали оправиться от своего сокрушительного поражения на всеобщих выборах 1993 г. С другой стороны, реформисты не смогли выполнить предвыборную установку П. Мэннинга о том, что они представляют собой политическую альтернативу находящимся у власти либералам, и, соответственно, победить их на всеобщих выборах. Если Партия реформ смогла опередить консерваторов, которые еще не оправились от трагических для них событий 1993 г., то перед общенациональной Либеральной партией, несмотря на яркие выступления своего лидера, она оказалась бессильной. Реформисты П. Мэннин-га, подобно консерваторам Ж. Шаре, не смогли преодолеть тенденцию регионализации голосования в Канаде, проходившую уже через вторые всеобщие выборы и активно проявившую себя как в 1993, так и в 1997 г. Партия реформ не сумела опровергнуть обви-
нения своих политических оппонентов в том, что она является типично региональной, и полностью проиграла политическую борьбу за избирателей провинции Онтарио, не получив от нее ни одного места в Палате общин34. По-прежнему, как и в 1993 г., региональную базу Партии реформ определяли избиратели провинций Манитоба, Саскачеван, Альберта, Британская Колумбия, т. е. канадского Запада35. При данном положении вещей и отсутствии электоральной поддержки в густонаселенной провинции Онтарио, реформисты не смогли стать правящей партией в стране. Кроме того, голосуя как за Партию реформ, так и за ПКП в отдельности, избиратели, тем самым, способствовали вторичному приходу либералов к власти в 1997 г.
Поэтому, учитывая все вышеперечисленные факторы, П. Мэн-нингом был сделан акцент на формирование новой политической партии с приблизительным названием «Объединенная альтернатива», которое могло бы привлечь, прежде всего, избирателей Онтарио36.
По мнению лидера Партии реформ, успеху нового политического объединения будет способствовать и тот факт, что, скорее всего, ПКП исчезнет с общественно-политической арены страны как самостоятельная политическая сила и только вместе с реформистами прогрессивные консерваторы смогут бросить вызов либе-ралам37. На ассамблее Партии реформ в 1998 г. П. Мэннинг представил проект новой политической партии, подчеркнув, что это должна быть не региональная, а общенациональная партия, которая сменит либералов у власти. Однако точка зрения П. Мэннин-га встретила сопротивление лидера ПКП Дж. Кларка, который посчитал, что объединение реформистов и прогрессивных консерваторов чревато для последних потерей избирателей, а также части реформистов, которые высказали мнение о том, что это противоречит принципам их партии38. В ответ П. Мэннинг сразу же подчеркнул, что у него нет более интереса к Партии реформ, и если новый проект не состоится, то он покинет пост лидера партии и не будет претендовать на новый властный мандат39.
Поскольку П. Мэннинг настаивал на создании новой политической партии, то в мае 1999 г. на внутрипартийном референдуме, проведенном Партией реформ, было принято решение о создании новой политической партии на основе Партии реформ40. В итоге в начале 2000 г. только на базе этой партии, без фактического участия прогрессивных консерваторов, был создан Канадский консервативный альянс реформ (ККАР) - правоконсервативная политическая партия, которая повела борьбу за избирателей, конкурируя
с либералами и ПКП. Лидером ККАР в июле 2000 г. стал политик С. Дэй, который на партийном конвенте опередил П. Мэннинга, получив во втором туре в общей сложности более 63% голосов41.
В научной литературе отмечается, что в основе программы ККАР находились правоконсервативные убеждения, эволюционировавшие как из предыдущих установок Партии реформ, так и из современного неоконсерватизма в целом42. ККАР выступал за децентрализацию канадской федерации с точки зрения усиления юрисдикции провинций в области здравоохранения, образования, миграции и т. д.43 В экономической сфере ККАР предполагал сокращение налогов с граждан и корпораций, введение единой ставки дохода налога на доходы физических лиц, борьбу с бюрократией и т. д. В новой политической партии считали, что 75% федерального бюджета должно идти на погашение государственного долга, а 25% - на социальные программы44.
Сформировавшись в начале 2000 г. ККАР сразу же повел интенсивную борьбу с либералами и ПКП за голоса избирателей. Однако с самого начала некоторые негативные моменты воздействовали на политическую деятельность ККАР.
Во-первых, назначение премьер-министром Ж. Кретьеном даты всеобщих выборов 27 ноября 2000 г. застало ККАР врасплох, поскольку ни С. Дэй, ни его партия не были к ним готовы45. Как отмечают канадские политологи Дж. Памметт и С. Дорнан, «если бы у С. Дэя было бы шесть или восемь месяцев для подготовки своей предвыборной программы, формирования своего общественного имиджа, а также критики либералов за экономический спад (который наступил зимой 2001 г.), то результаты были бы иными и это выглядело бы как конкурентная партийная борьба, а не продолжение нахождения у власти одной партии»46.
Во-вторых, недавнее появление новой политической партии на общественном горизонте сразу же дало либералам и прогрессивным консерваторам во время предвыборной кампании возможность утверждать, что у нее есть скрытая повестка дня, неизвестная избирателям47.
В-третьих, общественное внимание было приковано к некоторым неосторожным высказываниям С. Дэя. В частности, средства массовой информации донесли до избирателей высказывание лидера ККАР о том, что гомосексуализм является ментальным беспорядком. Либералы сразу же упрекнули С. Дэя в том, что для демократического общества такие высказывания неприемлемы48. Лидер ККАР вынужден был дать опровержение, в котором подчеркнул, что он никогда не спрашивает людей об их сексуальной ори-
ентации49. Следующим моментом для общественного обсуждения явились научные взгляды С. Дэя. Во время избирательной кампании телеканал СВС показал интервью с профессором естественных наук П. Хайесом, который заявил, что во время своего выступления в колледже Ред Деар лидер ККАР подчеркнул, что существуют научные доказательства того, что планете Земля шесть тысяч лет и что первобытный человек существовал одновременно с динозаврами. В ответ С. Дэй в очередной раз вынужден был сделать оговорку, что он никогда не говорил этого и вообще его научные взгляды не подлежат обсуждению в период избирательной кампании50.
Кроме того, политические оппоненты подвергли критике предложения ККАР о том, что необходимо проводить общенациональный референдум по вопросам, за которые высказываются не менее 3% канадских избирателей. Критики С. Дэя подчеркнули, что этим могут воспользоваться специальные группы людей для реализации своих узкокорыстных интересов. Предложение С. Дэя было высмеяно также в прессе, в которой предложили провести национальный референдум с целью изменения С. Дэем своего имени Сток-велл на Дорис51.
Телевизионные ролики Канадского консервативного альянса реформ, как уже было отмечено ранее, преследовали двойную цель - представить С. Дэя широкой аудитории избирателей, особенно в Онтарио, где правые консерваторы собирались вступить в борьбу с либералами за электорат этой провинции, а также разрекламировать готовящиеся меры по сокращению налогов с граждан и корпораций. В связи с этим в телерекламе был сделан упор на лидерские качества С. Дэя, его представительность, энергичность, со-временность52. Телерекламу дополнял интернет-сайт ККАР, который на первый взгляд был красочным и интересным, так как там была представлена информация о лидере партии, программе, его поездках по стране. Однако, как отмечают Дж. Памметт и С. Дор-нан, домашняя страница ККАР открывалась в течение нескольких минут т. е. значительно дольше, чем среднестатистический пользователь Интернета был готов ждать53. Кроме того, как и ПКП, ККАР фактически не оставлял места для форумов и обмена мнениями54.
В итоге результаты всеобщих выборов 2000 г. оказались крайне противоречивыми для ККАР. С одной стороны, ККАР получил 66 мест в Палате общин, а также 25,4% голосов избирателей и продолжал, как и Партия реформ ранее, оставаться официальной оппозицией Ее величества55. С другой стороны, линия на создание общенациональной партии, которая могла бы составить конкуренцию либералам, не оправдала себя. ККАР, созданный на базе
Партии реформ, по-прежнему оставался региональной партией, отвечающей интересам провинций канадского Запада, поскольку на всеобщих выборах 2000 г. он получил 4 места от провинции Манитоба, 10 мест от провинции Саскачеван, 23 места от провинции Альберта и 27 мест от провинции Британская Колумбия. От провинции Онтарио ККАР получил всего 2 места56. Как и прогрессивные консерваторы Дж. Кларка, ККАР С. Дэя не смог переломить тенденцию регионализации голосования, характерную для Канады после 1993 г. Поэтому, как подчеркивают Дж. Памметт и С. Дор-нан, многие члены ККАР были обескуражены итогами выборов, в результате которых партия не осуществила желаемый электоральный прорыв в провинцию Онтарио и заняла только второе место после либералов. Часть членов ККАР полагала, что это произошло, возможно, из-за малопрофессиональной избирательной кампании и скорее всего слабого лидерства в партии, однако свою роль сыграла именно вышеупомянутая политическая тенденция57. Поэтому после всеобщих выборов 2000 г. перед ККАР встала дилемма: либо расширять сотрудничество между двумя существующими консервативными партиями и идти на возможное объединение, либо продолжать свой настоящий путь и в итоге исчезнуть в качестве политической силы, предоставив либералам постоянно управлять страной. Ни участие Партии реформ во главе с П. Мэннингом во всеобщих выборах 1993 и 1997 гг., ни избирательная кампания ККАР с С. Дэем накануне всеобщих выборов 2000 г. не дали искомых результатов и не способствовали завершению политической монополии Либеральной партии, уже в третий раз подряд одерживающей весомую победу. Поэтому наступало время принятия стратегических решений как для ПКП, так и для ККАР в целом. Учитывая все вышеуказанное, канадские политики приступили к подготовке проекта объединения двух партий, которое состоялось в декабре 2003 г. и явилось результатом длительных и кропотливых переговоров. В связи с этим стоит отметить гражданскую позицию лидеров двух партий, поскольку они смогли поступиться своими личными интересами ради общественных и решились на столь значительный шаг ради будущего своей страны исходя из необходимости развития ее демократических ценностей и двухпартийной системы.
Примечания
1 Frizzell A., Pammet J.H., Westell A. The Canadian general election of 1997. Toronto; Oxford; Buffalo: Dundurn press, 1998. P. 111.
2 Ажаева В.С. Эволюция партийно-политической системы Канады в 90-е гг. // Канада: взгляд из России. Экономика, культура, политика. М.: Институт США и Канады РАН, 2002. С. 72, 78.
3 Harrison T. Of passionate intensity. Right-wing populism and the Reform Party of Canada. Toronto; Buffalo; L.: University of Toronto press, 1995. P. 190-191.
4 Ibid. P. 161-164.
5 Ibid. P. 145.
6 Ibid. P. 146.
7 Ibid. P. 193.
8 Ibid.
9 Ibid. P. 244-245.
10 Ibid.
11 Комаров А.Н. Канадский консерватизм в эпоху Б. Малруни в 1984-1993 годах. М.: РУДН, 2010. С. 208.
12 Frizzell A., Pammet J.H., Westell A. Op. cit. P. 114-115.
13 Ibid. P. 115.
14 Ibid.
15 Ibid. P. 121.
16 Ibid.
17 Ibid.
18 Ibid. P. 122.
19 Ibid. P. 87.
20 Ibid. P. 123.
21 Ibid.
22 Ibid.
23 Ibid. P. 125.
24 Ibid.
25 Ibid.
26 Ibid.
27 Ibid.
28 См.: English Leader's Debate // StenoTran. URL: http://www.stenotran. com/tsb/db1e.html; Frizzell A., Pammet J.H., Westell A. Op. cit. P. 215.
29 Frizzell A., Pammet J.H., Westell A. Op. cit. P. 215.
30 См.: English Leader's Debate.
31 Frizzell A., Pammet J.H., Westell A. Op. cit. P. 215.
32 О результатах всеобщих выборов 1997 г. см.: Ажаева В.С. Указ. соч. С. 69.
33 Там же; Комкова Е.Г. Выборы в Канаде: чистая победа Жана Кретьена // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2001. № 2. С. 37.
34 См.: Ажаева В.С. Указ. соч. С. 69.
35 Там же.
36 PammetJ., Dornan C. The Canadian general election of 2000. Toronto; Oxford; Buffalo: Dundurn press, 2001. P. 60.
37 Ibid. P. 61.
38 См.: Harrison T.W. Preston Manning // The Canadian Encyclopedia. URL: http://www.thecanadianencyclopedia.com/articles/preston-manning.
39 Pammet J., Dornan C. Op. cit. P. 68.
40 Ibid.
41 См.: Harrison T.W. Op. cit.
42 Комкова Е.Г. Проблемы Канады в платформах ведущих политических партий // США и Канада: Экономика, политика, культура. 2001. № 6. C. 18.
43 Ажаева В.С. Указ. соч. С. 78.
44 Комкова Е.Г. Проблемы Канады... C. 18, 20.
45 Комкова Е.Г. Выборы в Канаде... С. 36-37.
46 Pammet J, Dornan C. Op. cit. P. 8-9.
47 Ibid. P. 179.
48 См.: Stockwell Day // Wikipedia. URL: http://en.wikipedia.org/wiki/ Stockwell_Day
49 См.: Ibid.
50 Ibid.
51 Ibid.
52 Pammet J., Dornan C. Op. cit. P. 219-220.
53 Ibid. P. 228.
54 Ibid.
55 Комкова Е.Г. Выборы в Канаде... С. 37.
56 Ажаева В.С. Указ. соч. С. 69.
57 Pammet J, Dornan C. Op. cit. P. 84.