Научная статья на тему 'Правовые стимулы укрепления единства конституционной и ювенально-правовой безопасности'

Правовые стимулы укрепления единства конституционной и ювенально-правовой безопасности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
98
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / CONSTITUTION OF THE RUSSIAN FEDERATION / КОНСТИТУЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / CONSTITUTIONAL SECURITY / ЮВЕНАЛЬНО-ПРАВОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / THE JUVENILE AND LEGAL SECURITY / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ СТИМУЛЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА КОНСТИТУЦИОННОЙ И ЮВЕНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / DEMOCRATIC INCENTIVES OF STRENGTHENING OF UNITY OF THE CONSTITUTIONAL AND JUVENILE AND LEGAL SAFETY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воробьев В. Ф.

Укрепление единства конституционной и ювенально-правовой безопасности является важной задачей современного Российского государства. В этой связи анализируются основные правовые стимулы укрепления такого единства и формулируются теоретико-прикладные выводы и рекомендации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal incentives of strengthening of unity of the constitutional and juvenile and legal security

The strengthening of the unity of the constitutional and the juvenile and legal security is an important task of the modern Russia. In this connection an analysis of the main legal incentives strengthening the unity and formulated theoretical and applied conclusions and recommendations is given.

Текст научной работы на тему «Правовые стимулы укрепления единства конституционной и ювенально-правовой безопасности»

«С помощью закона РИКО ФБР удастся сосредоточить силы и средства для ликвидации всей семьи, а не горстки солдат» — заключил Р. Блейки. Он же провел специальные занятия с руководящим составом ФБР и объяснил новую методику.

Изменение тактики деятельности ФБР очень быстро дало впечатляющие результаты: уже 9 апреля 1984 г. предъявлены обвинения, а в 1986 г. были осуждены на 20 лет лишения свободы каждый из 18 лидеров организованной преступности США, в том числе главы пяти семейств — члены так называемой «комиссии» — органа, руководящего преступностью в национальном масштабе. 24 июля 1992 г. осужден судом в Нью-Йорке

на пожизненное заключение без права помилования новый глава самого мощного преступного клана Америки — «семьи Гамбино» — Джон Готти7.

Многочисленные судебные процессы, завершившиеся осуждением к длительным срокам лишения свободы как главарей, так и рядовых членов «Коза Ностры», прошли за последние 30 лет в Кливленде, Канзасе, Сент-Луисе, Филадельфии и Нью-Йорке, что является объективным показателем успешности борьбы с организованной преступностью в США и представляет несомненный интерес для российских правоохранительных органов.

Быков А.В., Кикоть-Глуходедова Т.В. Указ. соч.

ПРАВОВЫЕ СТИМУЛЫ УКРЕПЛЕНИЯ ЕДИНСТВА КОНСТИТУЦИОННОЙ И ЮВЕНАЛЬНО-ПРАВОВОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

II

В.Ф. ВОРОБЬЕВ,

кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры конституционного и муниципального права

Московского университета МВД России,

Аннотация. Укрепление единства конституционной и ювенально-правовой безопасности является важной задачей современного Российского государства. В этой связи анализируются основные правовые стимулы укрепления такого единства и формулируются теоретико-прикладные выводы и рекомендации.

Ключевые слова: Конституция Российской Федерации, конституционная безопасность, ювенально-правовая безопасность, демократические стимулы укрепления единства конституционной и ювенально-правовой безопасности.

LEGAL INCENTIVES OF STRENGTHENING OF UNITY OF THE CONSTITUTIONAL AND JUVENILE AND LEGAL SECURITY

V.F. VOROBIEV,

candidate oflegal sciences, associate professor, professor of the chair of constitutional and municipal law

ofthe Moscow University of the Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. The strengthening of the unity of the constitutional and the juvenile and legal security is an important task of the modern Russia. In this connection an analysis of the main legal incentives strengthening the unity and formulated theoretical and applied conclusions and recommendations is given.

Keywords: Constitution of the Russian Federation, the constitutional security, the juvenile and legal security, democratic incentives of strengthening of unity of the constitutional and juvenile and legal safety.

Обеспечение ювенально-правовой безопасности страны само по себе является и юридической, и социальной задачей. Так же следует подчеркнуть, что конституционная безопасность, безусловно, является определяющей для правового регулирования ювенальных отношений в аспекте его положения и устойчивости.

Однако первостепенное значение имеют те правовые характеристики ювенальных процессов безопасности, которые играют роль политических первопричин и условий, определяющих показатели конституционной безопасности.

Важно выяснить, существуют ли такие правовые, политические и социальные характеристики ювеналь-

ных отношений, которые могут служить признаками катаклизмов развития конституционной безопасности? Иными словами, необходимо с помощью норм конституционного права определить, что лежит в основе ослабления ювенальной безопасности.

Исследование невостребованного потенциала юве-нально-правовой безопасности направлено на рассмотрение причин противоречивой ситуации, возникшей на догматическом и идеологизированном фундаменте, на котором набирал силу авантюрный способ мышления и поведения, основанный на грубом игнорировании реальной экономической и политической ситуации, пренебрежении к аналитическим оценкам и прогнозам

развития событий и процессов без учета уроков истории, прежде всего уроков в ювенальной сфере. Обреченные на неудачу, эти меры пагубно отразились на судьбах несовершеннолетних, ибо превратили ювенальное поле в сферу конфликтов разного рода — локальных, региональных, вплоть до обширного кризиса.

Глубинные истоки ювенального кризиса общества кроются в недооценке потенциала объективной связи государства, права, ювеналистики, в игнорировании единства конституционной и ювенально-правовой безопасности, его демократической сущности, породившем негативные явления: падение уровня жизни несовершеннолетних, бюрократизм, авторитаризм, теневое ювеналь-ное пространство, злоупотребление привилегиями, отрыв от народа, коррупцию. Поэтому самой жизнью были вызваны феномены такого единства, как исключительно справедливого, значительного явления в жизни общества, как социальных институтов, существующих в самых различных проявлениях безопасности несовершеннолетних. Все это требует глубокого изучения, разработки концепции ювенально-правовой безопасности в единстве с

у. лХ г. у. \г" __'

институтами конституционного права. По существу, возникает комплекс, система правовых взглядов, определенный способ понимания ювенально-правовых отношений, достоинств конституционного и иного законодательства

шении имущественных и иных материальных благ взрослых за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязанностей, возложенных на несовершеннолетних.

Зачастую понятие «правовой стимул» используют в ином контексте, наделяя позитивным характером. Правовые средства принуждения как стимулирующие меры должны применяться таким образом, чтобы они могли оказывать положительное воздействие и на конкретного молодого человека, пусть даже осужденного, при реализации индивидуальной программы его исправления.

Речь, по сути, идет не о мотивационном (информационно-психологическом) действии права, а о воспитательных последствиях воздействия. Их, конечно же, полностью разделять (а тем более противопоставлять) нельзя, но нельзя и не замечать их различий.

Естественно, стимулирование можно и нужно рассматривать и в этом воспитательном контексте. Но в нем оно приобретает несколько иное звучание соответственно тому, какое значение имеют различные формы правового воздействия, поскольку меняются критерии выделения стимулов. В качестве последних в данном случае выступают все те правовые средства, которые благо-Fj Ч'lit А*

творно влияют на развитие положительных склонностей личности несовершеннолетнего, на ее качества, убеждения, культуру, способствуя формированию требуемой системы ценностей, совершенствованию его характера

в сфере правового регулирования отношений обеспечения жизни несовершеннолетних. Трактовка смысла, со- как будущего взрослого человека. Ясно, что таковыми держания, перспектив таких правовых отношений отражает прогрессивное развитие жизни общества и форми-

рование правовой ювеналистики, ее составной части теории ювенально-правовой безопасности.

Слагаемые конституционной и ювенально-правовой

могут при определенных ситуациях выступать практически все юридические инструменты1.

К правовым стимулам как позитивным факторам нередко относят все правовые средства и в том случае, когда они способствуют осуществлению поставленной

безопасности, ее составные, структурные и содержатель- перед действием права несовершеннолетних цели

на-

ные элементы образуют в целом единую и влиятельную ювенально-правовую систему, имеющую свои цели, элементы, фундамент, генезис, инновации.

Цели такого единства отражают стремление государства к созданию правовых основ, начал, слагаемых юве-нально-правовой безопасности. Не может быть спора о том, что законы, указы, постановления, решения, касающиеся безопасности жизни несовершеннолетних, влияют на упрочение этого единства. Юноша или девушка, живя в обществе и государстве, должны подчиняться не только родителям, но и государственным властям, заботясь о безопасности последних, как о своей личной безопасности. Необходимо учитывать, что правовое стимулирование проявляется либо в создании благоприятных условий для ювенальной деятельности, либо в предоставлении различных благ в качестве поощрения за достигнутые результаты в обеспечении жизни детей и молодежи. Отрицательные стимулы находят свое выражение в умень-

правляют поведение молодых людей в правомерное русло. По сути, такой взгляд отражает роль стимулов в социальном механизме действия права обеспечения жизни несовершеннолетних, когда возникает необходимость рассмотреть соотношение жизненных факторов, с одной стороны, способствующих достижению целей управления процессом жизнеобеспечения, а с другой, — мешающих этому процессу. На первое место в понимании стимула выходят не конкретные мотивационные моменты — субъективная сторона поведения, а результат правового воздействия — правомерное поведение несовершеннолетних как объективная сторона. Ведущей здесь является проблема достижения целей управления процессом жизнеобеспечения несовершеннолетних —

1 Поленина С.В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993. С. 19—21; Сизый А.Ф. Концепция стимулирования правомерного поведения осужденных: поощрительные нормы уголовно-исполнительного законодательства (Проблемы теории и практики). Рязань, 1993. С. 6—8.

упорядочение развития ювенальной системы. Поэтому выступающие на информационно-психологическом уровне и положительные (дозволения, льготы, поощрения), и отрицательные (обязанности, запреты, наказания) средства на уровне социального действия права несовершеннолетних приобретают характер позитивных средств, так как призваны содействовать реализации намеченных задач — заданному поведению детей и молодежи. Механизм же этого содействия сам по себе не отрицается, но и во внимание не берется. Такой аспект правового стимула тоже необходим, когда важно взглянуть на ювенальные проблемы более широко, без учета мотивации поведения отдельно взятого ребенка, т.е. лица до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия) .

К сожалению, правовые стимулы понимаются подчас излишне узко, связывая их только с поощрениями. Последние, действительно, выступают мощными стимулирующими факторами, вызывают заинтересованность субъектов права обеспечения жизни несовершеннолетних в определенном поведении, создавая для них режим благоприятствования. Однако это не

означает, что только поощрительные меры могут при

-

обретать статус стимулирующих. Все богатство стимулирующих средств в правовом регулировании жизнеобеспечения детей и молодежи нельзя сводить только к поощрению, ибо тем самым отражаются стимулирующие возможности у целого ряда юридических инструментов, прежде всего наказаний.

Употребление выражений «право стимулирует», «отрасль конституционного, семейного, гражданского права выполняет стимулирующую функцию», «уголовное право ограничивает действие субъектов» и т.д. имеет в виду общестимулирующее воздействие той или иной отрасли права. Отсюда конкретные средства с точки зрения воздействия на интересы субъектов ювенальных отношений можно назвать первичными (непосредственными), а более объемные юридические инструменты — вторичными (опосредованными). Первые прямо контактируют с интересами несовершеннолетних, своей силой могут изменить связку «интересы — ценности», вторые — косвенно, ибо выступают лишь формой их сочетания. Если же под правовым стимулом в трудовом праве понимать не только сугубо первичные позитивные трудовые отношения и средства, но и любые, то теряется «демаркационная линия» между конкретным и общим, позитивным и негативным воздействием на конкретные интересы личности несовершеннолетнего. В мотивационном действии права имеются в виду прежде всего конкретные интересы конкретных субъектов права жизнеобеспечения несовершеннолетних и молодежи.

Как же быть с принципами права, куда их отнести в системе демократических стимулов? Естественно, они могут осуществляться в двух плоскостях: претворяться в жизнь и через различные первичные средства, и непосредственно (в частности, при применении аналогии права)2.

Следовательно, правовой стимул в системе обеспечения жизни несовершеннолетних есть правовое побуждение не только несовершеннолетних, но и взрослых к законопослушному поведению, которое включает в себя совершение предписываемых правом и воздержание от запрещенных действий, направленное на рост благополучия, уровня жизни детей и молодежи.

Правовая ювеналистика анализирует стимулы и деятельность несовершеннолетнего под влиянием всех факторов, при условиях не только этических, внутригосударственных, но и создаваемых правительственной и общественной властью, словом, при конкретных условиях, создаваемых в целях жизнеобеспечения несовершеннолетних.

Демократический потенциал отношений конституции и права обеспечения жизни несовершеннолетних это реальные источники и средства, которые могут быть приведены в действие только в условиях ювенально-правовой безопасности. Речь идет об использовании огромных возможностей правовых ситуаций, заложенных в демократии открытого общества3.

Хотя «конституционная» и «ювенально-правовая безопасность» — понятия, близкие по смыслу, но они не одинаковы по содержанию. С одной стороны, соот-носимость этих категорий — это соотносимость целого (правовых стимулов) и части (ювенальная сфера), которая, являясь производной от понятий «право», «конституция», «государство», указывает на определенную организацию использования государственно-правовых стимулов.

С другой стороны, это объясняется все тем же комплексным, объективным характером ювенальных отношений, государственной власти и правовых стимулов, которые следовало бы упорядочить с помощью правовой ювеналистики.

Взаимосвязь правовых стимулов, власти государства и ювенальной безопасности, обусловленная конституционным строем, его нацеленностью на становление демократического правового государства, определяет переход от тоталитарных к демократическим ювенально-правовым отношениям, что соответствует характеру реальной демократии. В условиях командного администрирования и тоталитаризма кон-

2 Тихонравов Ю.В. Основы философии права. М., 1997. С. 205—207.

3 Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. 1—2. М., 1992.

цепция правовых стимулов разрабатывалась в значительной мере оторвано от конституционного права. Толкование каждого из этих взаимодействующих феноменов было субъективным, конъюнктурным, не отражало ювенальных потребностей и запросов даже малолетних, лиц, не достигших возраста 14 лет (ст. 28 ГК РФ). Это негативно сказывалось на научной разработке правовой ювеналистики и проблем связи конституционной и ювенально-правовой безопасности с учетом ювенальных интересов общества.

Демократические преобразования, формирование рыночных отношений объективно обусловливают необходимость пересмотра казавшихся незыблемыми многих теоретических положений, выводов и концепций, оторванных от интеллектуального потенциала правовой ювеналистики и ее научного арсенала.

В самом деле, государство и общество нуждаются в реальной ювенально-правовой безопасности и правопорядке как неотъемлемой части обеспечения жизни несовершеннолетних, основанного на Конституции Российской Федерации и правовом статусе ребенка и молодежи. Речь идет не только о совокупности предусмотренных законодательством прав и обязанностей молодежи, но и о ювенально-правовом порядке жизнеобеспечения молодого поколения, т.е. о том мощном средстве, которое призвано опосредовать урегулиро-

ванность правом взаимодействия не одного лишь государства и права, но прежде всего общественных и государственных интересов в процессе устранения любых угроз для несовершеннолетних, обеспечения гарантий реализации их полномочий и мер ответственности за невыполнение обязанностей. Основным источником этой безопасности является особый характер взаимосвязи прав молодого человека с государством, нравственностью, который обусловлен современными потребностями ювенального права, востребованного гражданским обществом.

В цивилизованном мире закладываются качественно новые основания государственно-властного и общественно-ювенального развития, ибо проявляется тенденция конституционно-правового разделения власти, требующая пересмотра статуса государственных органов с точки зрения кардинальных мер по обеспечению свободы личности и самостоятельности гражданина. Именно они обусловливают необходимость поиска эффективных правозащитных средств государства и применения нравственные начал в управлении процессом жизнеобеспечения несовершеннолетних.

Таким образом, борьба за ювенально-правовую безопасность важна в первую очередь для конституционно-правового развития, в том числе и отношений жизнеобеспечения несовершеннолетних.

Конституционное право России: учебник для бакалавров // под ред. И.Н. Зубова, А.С. Прудникова, Е.Н. Хазова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013.

Учебник подготовлен на основе программы бакалавриата, с учетом изменений нормативных правовых актов по состоянию на 1 октября 2012 г.

Рассмотрены традиционные вопросы науки конституционного права: конституционные основы гражданского общества, юридические механизмы защиты прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, избирательная система, система органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации и др.

гф- и"

-I-

КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.