Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ'

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
133
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА КОРРУПЦИИ / АНТИКОРРУПЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ / НЕТЕРПИМОСТЬ К ПРОЯВЛЕНИЯМ КОРРУПЦИИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Довбня Д. О.

В настоящей статье рассмотрен вопрос подкупности и взяточничества как угроза стабильного и прогрессивного развития государства и общества. Предложено формирование нетерпимости к проявлениям коррупции. Обозначен вопрос негативного воздействия коррупция для страны. Представлен обзор действующих профилактических антикоррупционных мер установленных законом как к самим служащим, так и к результатам их деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL MEANS OF CORRUPTION PREVENTION

In the present article the question of corrupt practices and bribery as a threat to the stable and progressive development of the state and society. The proposed formation of intolerance to manifestations of corruption. Indicated the negative impact of corruption for the country. Presents an overview of existing preventive anti-corruption measures stipulated by law as to employees and the results of their activities.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ»

УДК 328.185

Довбня Д.О.7

ПРАВОВЫЕ СРЕДСТВА ПРОФИЛАКТИКИ КОРРУПЦИИ Аннотация. В настоящей статье рассмотрен вопрос подкупности и взяточничества как угроза стабильного и прогрессивного развития государства и общества. Предложено формирование нетерпимости к проявлениям коррупции. Обозначен вопрос негативного воздействия коррупция для страны. Представлен обзор действующих профилактических антикоррупционных мер установленных законом как к самим служащим, так и к результатам их деятельности.

Ключевые слова: профилактика коррупции, антикоррупционное поведение, нетерпимость к проявлениям коррупции.

Dovbnya O. D.

LEGAL MEANS OF CORRUPTION PREVENTION Abstract. In the present article the question of corrupt practices and bribery as a threat to the stable and progressive development of the state and society. The proposed formation of intolerance to manifestations of corruption. Indicated the negative impact of corruption for the country. Presents an overview of existing preventive anti-corruption measures stipulated by law as to employees and the results of their activities.

Keywords: prevention of corruption, anti-corruption behavior, intolerance to corruption.

Коррупция является одной из наиболее распространенных проблем сегодняшнего дня для всего человеческого общества. На протяжении всей истории развития человеческих отношений проявление коррупции как системного явления сопровождала деятельность государственного аппарата, ослабляя его, нарушая нормальное функционирование публичной власти. Полностью искоренить коррупцию еще не удалось ни в одном обществе. В современном мире подкупность и взяточничество порождает серьезные проблемы и угрозы для стабильности и безопасности социума, что подрывает демократические институты и ценности, этические ценности и справедливость, наносит ущерб устойчивому развитию и правопорядку. В настоящее время имеют место случаи коррумпированности чиновников, связанные с большими объемами активов, которые могут составлять значительную долю ресурсов регионов и в целом государства, и ставящие под угрозу политическую стабильность и устойчивое развитие.

Целью статьи является анализ краткого информативного обзора имеющихся законодательных актов и формирование необходимости проведения работы по воспитанию чистоплотности должностных лиц. Работа над задачей по формированию нетерпимость к проявлениям

7 Довбня Д.О. -студент 2 курса ГиМУ (магистратура) Северо-Кавказского института РАНХ и ГС

коррупции среди государственных служащих возможна только при постоянном анализе существующей ситуации.

Интернет-библиотека средств массой информации России Public.ru фиксирует постоянный рост среднего размера взятки, начиная с 2008 года. За прошедшие 6 лет средняя сумма взятки увеличилась более чем в 16 раз с 9 тысяч до 145 тысяч рублей. В 2013 году российская коррупция (38 600 преступлений коррупционной направленности) причинила стране ущерб более чем в 21 млрд рублей[1]. При этом суммы коммерческого подкупа в несколько раз превысили среднее значение взятки, а "вознаграждение за труды неправедные крупным чиновникам чаще всего начинается от одного миллиона рублей".

Данные показатели свидетельствуют о низкой эффективности противодействия коррупции. Они могут и должны быть другими, если принять во внимание реальные масштабы того же взяточничества и организационно-штатные возможности органов.

Актуальность проблемы противодействия коррупции обусловлена многими факторами, в том числе и криминализацией управленческих процессов, протекающих в системе обеспечения национальной безопасности. Приоритет личных, клановых, групповых интересов чиновников над интересами государства в значительной мере снижает эффективность, а зачастую и подрывает деятельность государственных органов, общественных организаций, граждан в различных сферах деятельности.

Страна теряет миллиарды рублей, потраченные предпринимателями на откаты должностным лицам, производящим закупки товаров и оплату услуг для государственных нужд. Коррупционные схемы позволяют переводить сотни тысяч тонн грузов через Государственную границу Российской Федерации без надлежащего таможенного оформления и вне официальных пунктов пропуска.

Как известно, на каналах трансграничной организованной преступной деятельности при личной материальной и иной заинтересованности, а также налаженной коррупционной связи с криминальными группировками должностных лиц государственных структур осуществляется переброска через государственную границу товаров, запрещенных к обороту в Российской Федерации (оружия, наркотических и психотропных веществ), процветает незаконная миграция, осуществляется проникновение участников незаконных вооруженных формирований, лиц, скрывающихся от уголовного преследования, и другие преступления.

Не смотря на все многолетние усилия, победить сложившуюся коррупционную систему пока не удается, что подтверждают и данные Всемирного банка, по расчетам которого более 48 % ВВП России по-прежнему находится в тени коррупции. Процедура оформления некоторых документов такова, что, ознакомившись с ней, граждане сами ищут, кому бы предложить деньги. Коммерсанты закладывают в бюджет откаты и

подношения чиновникам. За возможность воспользоваться социально гарантированными высокотехнологичной медицинской помощью или качественным образованием, в той или иной форме приходится выкладывать деньги. Это подтверждается данными социологов фонда общественного мнения - 71% тех, кто давал взятку, признались, что действия чиновников после ее получения "значительно улучшились"[1].

Специфика задач, выполняемых государственными служащими, создает реальные предпосылки для совершения ими корыстных преступлений и правонарушений коррупционной направленности, заключающихся, как правило, в незаконном обогащении.

Анализ выявленных негативных проявлений, последствия и масштабы которых зачастую невозможно даже смоделировать, позволяет сделать вывод о необходимости детального изучения проблемы противодействия коррупции в организациях (государственных органах) и его правового регулирования.

Нисколько не умоляя важности привлечения всех коррупционеров к уголовной ответственности, необходимо отметить, что это далеко не единственная задача. Особенностью действующего антикоррупционного законодательства является его ориентированность на использование мер профилактики, упреждения, создания атмосферы невыгодности коррупционного поведения.

Федеральным законом «О противодействии коррупции» определены основные направления деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции [2, с.40].

Государство сегодня как никогда заинтересовано в создании общества справедливости, в котором коррупция вскрывается и отвергается, соблюдается принцип добросовестности и созданы условия для реализации надежд и устремлений миллионов людей. Коррупция представляет одну из наиболее существенных угроз, которая «держит за горло всю экономику, разлагает деловую среду, снижает дееспособность государства, отражается на имидже государства. Но самое главное — коррупция подрывает доверие граждан к власти, к тем проблемам, которыми власть должна заниматься» [2, с.30].

Как отмечается в Национальном плане противодействия коррупции, в России в сформированы и функционируют правовая и организационная основы противодействия коррупции. В целях совершенствования системы мер противодействия коррупции в Российской Федерации был принят комплекс взаимоувязанных законодательных актов, регулирующих указанную деятельность[3].

Согласно требований Федерального закона "О противодействии коррупции" под противодействие коррупции понимается деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организации и физических лиц в

пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений [4, ст.1].

Из данного определения видно, что эффективное противодействие коррупции возможно лишь в случае своевременного выявления, тщательного анализа причин и условий, порождающих коррупцию в российском обществе, и определения комплекса мер и средств целенаправленной деятельности по их искоренению. Следовательно, основной из ключевых задач государства в данной сфере является профилактическая работа по предупреждению коррупции, предполагающая помимо всего прочего, "воспитание здоровых ценностных ориентации людей, начиная со школьной статьи, повышение интеллекта людей на основе обеспечения доступа всех его слоев, каждого человека к образованию и культуре, консолидацию усилий государства, интеллигенции, политических сил и средств массовой информации.

В ст. 6 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" обозначены основные меры профилактики коррупции, которые следует рассматривать и в контексте деятельности всех государственных и муниципальных структур.

Важнейшим направлением антикоррупционной профилактики определено формирование в обществе нетерпимости к коррупционному поведению.

Реализация указанного направления профилактики коррупции предполагает, прежде всего, повышение уровня правовой культуры в обществе, что в сою очередь достигается осуществлением правового воспитания.

Под правовым воспитанием в этом случае следует понимать целенаправленную деятельность по формированию высокого правосознания и правовой культуры служащих. Данное понятие включает также получение и распространение знаний о различных правовых явлениях, усвоение правовых ценностей, идеалов.

Антикоррупционная направленность воспитания в целом основана на повышении позитивного отношения к праву и его соблюдению; повышении уровня правовых знаний, в том числе о коррупционных формах проведения и мерах по их предотвращения; формирования представлений у служащих о мерах юридической ответственности, которые могут применяться в случае совершения коррупционных правонарушений.

Основными формами реализации правового антикоррупционного воспитания могут являться:

антикоррупционное образование - формирование нетерпимости к

коррупционному поведению, антикоррупционного мировоззрения, повышение уровня правосознания и правовой культуры в рамках обучения в системе профессионального образования сотрудников;

антикоррупционная пропаганда, содержанием которой является просветительская работа по вопросам противостояния коррупции в любых ее проявлениях, воспитания у служащих чувства ответственности за принимаемые решения;

проведение различных мероприятий антикоррупционной направленности (совещаний, семинаров, конференций и др.).

Одним из направлений антикоррупционного воспитания необходимо считать информационное обеспечение государственной антикоррупционной политики, в рамках которого предполагается систематическая публикация информационных материалов об отрицательном влиянии коррупции на различные сферы деятельности общества, включая обеспечение безопасности; разъяснение служащим основных положений законодательства в области противодействия коррупции, вопросов юридической ответственности за коррупционные правонарушения, ситуаций конфликта интересов и механизмов его преодоления.

Не мене важной профилактической антикоррупционной мерой, установленной Федеральным законом "О противодействии коррупции", является антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов.

Оценка возможности противоправного применения нормативных правовых актов потребовала введения понятия коррупциогенности, т.е. риска, возможности юридически обязательного толкования нормативных правовых актов в целях незаконного возложения обязанностей, создания препятствий для осуществления прав, необоснованного привлечения к ответственности, а равно противоправного освобождения от исполнения обязанностей и от привлечения к ответственности [5, ст.1].

Следует понимать, что наличие коррупциогенной нормы вовсе не означает обязательности ее применения уполномоченными субъектами. Однако в процессе экспертизы нормативных правовых актов на предмет коррупциогенности эти нормы должны в обязательном порядке выявляться и по возможности устраняться уже потому, сто они дают возможность совершения неправомерных действий. Речь таким образом идет о потенциальной коррупциогенности.

Правовую основу данной деятельности помимо Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" составляют нормы Федерального закона от 17 июля 2009 г. № 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" и Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов"

В интересах обеспечения единого подхода к реализации рассматриваемого вопроса среди государственных органов исполнительной

власти учреждена соответствующая инструкция, основной задачей применения которой являются обеспечение проведения экспертизы проектов правовых актов и иных документов в целях выявления в них положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, и предотвращение включения в них указанных положений.

Коррупционными факторами признаются положения проектов документов, которые могут способствовать проявлениям коррупции при применении документов, в том числе могут стать непосредственной основой коррупционной практики либо создавать условия легитимности коррупционных деяний, а также допускать или провоцировать их.

В области направлений профилактики коррупции в среде государственных служащих следует выделить предъявление в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной и муниципальной службы, а также проверку в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.

В настоящее время это направление реализовано в различных нормативных актах о государственной и муниципальной службе, а также в актах регламентирующих статус лиц, замещающих государственные должности, а также выборные муниципальные должности.

В интересах усиления антикоррупционной устойчивости органов государственной службы были внесены изменения, направленные на обеспечение адекватного качества кадровой составляющей органов государственной службы, включая и муниципальные органы. Так установлено, что сотрудником органов государственной службы может быть гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства (подданства) иностранного государства, способный по своим личным и профессиональным качествам, возрасту, образованию, и состоянию здоровья исполнять возложенные на него обязанности. Квалификационные требования к профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей служащего, устанавливается руководителем.

Несоответствие одному из указанных требований служит основанием для отказа в приеме или переводе его на военную службу по контракту, на федеральную государственную гражданскую службу или на работу в другие органы, а также расторжения с ними соответственно контракта или трудового договора.

Безусловно наиболее серьезной проблемой на сегодняшний день является нормативное закрепление квалификационных требований к должностям государственной службы. Указанные требования должны отличаться определенностью и иметь конкретное содержание.

Необходимо отдельно обратить внимание на профилактическую антикоррупционную меру, предусматривающую установления в качестве

основание для увольнения лица, замещающего должность государственной или муниципальной службы, непредставление им сведений либо предоставление заведомо недостоверных или неполных сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Существенным дополнением является статья 59.2. Увольнение в связи с утратой доверия введенная Федеральным законом от 21.11.2011 N 329-ФЗ в Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"[7, ст.59].

В соответствии с Перечнем должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые и при замещении которых федеральные государственные служащие обязан предоставлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Помимо представления указанных сведений о своих доходах и доходах членов своих семей госслужащие обязаны сообщать своему руководству о всех фактах склонения их к коррупционной деятельности. Так, во исполнение положений Федерального закона "О противодействии коррупции" установлена процедура уведомления руководства о фактах обращения к ним в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений, регистрации таких уведомлений и организация проверки содержащихся в них сведений.

Совершенствование антикоррупционных механизмов в системе гражданской службы призвано обеспечить выполнение Указа Президента РФ от 11.08.2016 N 403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы»[8, ст.1].

Основными мероприятиями, предусмотренными в рамках совершенствования данных является:

обеспечение мер по повышению эффективности деятельности подразделений кадровых служб федеральных органов исполнительной власти по профилактике коррупционных и иных правонарушений;

обобщение и распространение практики деятельности федеральных органов исполнительной власти по повышению эффективности антикоррупционых механизмов (в том числе за счет внедрения современных информационных технологий);

проведение комплекса мер по совершенствованию системы информирования граждан о мерах по профилактике и противодействию коррупции на гражданской службе [9, п.4].

Необходимо отметить, что в настоящее время в структуре государственной и муниципальных органов сформирована и действует Комиссия по соблюдению требований служебного поведения госслужащих и урегулирования конфликта интересов.

Основной задачей Комиссии является обеспечение соблюдения государственными служащими требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, иных ограничений и запретов, а также в осуществлении мер по предупреждению коррупции.

Первоочередные меры по профилактике и предупреждению коррупции в Российской Федерации, закрепленные на законодательном уровне позволяют планомерно внедрить в работу государственных органов и соответствующих структур главный контрольный и воспитательный процесс. Они естественно, не носят исчерпывающий характер, но позволяют продолжить работу по созданию прочной основы для внедрения расширенных мероприятий по противодействию коррупции.

Использованные источники:

1. Интернет-библиотека средств массовой информации Public.Ru [Электронный ресурс] http://pubHc.ru./corruption_2014/ (дата посещения 10.11.2016)

2. Дахов И.Г. Противодействие коррупции в системе управления народным хозяйством [Электронный ресурс]: монография/ Дахов И.Г., Семенова А.А.— Электрон. текстовые данные.— М.: Русайнс, 2015.— 156 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/48948.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

3. Национальный план противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы утверждённый Указом Президента РФ от 01.04.2016 N 147//СПС КонсультатнПлюс-2016

4. Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ//СПС КонсультатнПлюс-2016

5. Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями) Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/195958/#block_33#ixzz4PpdcEQjy (дата посещения 10.11.2016)

6. Постановление Правительства РФ от 26 февраля 2010 г. N 96 "Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов" (с изменениями и дополнениями). Система ГАРАНТ: http://base.garant.ru/197633/#block_2000#ixzz4Pe0eGgxV (дата посещения 10.11.2016)

7. Федеральный закон "О государственной гражданской службе Российской Федерации" от 27.07.2004 N 79-ФЗ//СПС КонсультатнПлюс-2016

8. Указ Президента РФ от 11.08.2016 N 403 Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы//СПС КонсультатнПлюс-2016

9. Распоряжение Правительства РФ от 12.09.2016 N 1919-р "Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016 - 2018 годы", утв. Указом Президента РФ от 11.08.2016 N 4037/СПС КонсультатнПлюс-2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.