АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ
КРИМИНОЛОГИИ
П.А. Кабанов*
Правовые средства обеспечения институционализации государственной политики противодействия коррупции в субъектах Российской Федерации: региональный опыт и перспективы развития
Аннотация. Предметом выполненного исследования являются правовые средства обеспечения институционализации государственной политики противодействия коррупции в субъектах РФ, то есть тот объем нормативных правовых актов, которые позволяют закреплять институты и инструменты противодействия коррупции на региональном уровне. В качестве институтов противодействия коррупции рассматривается правовое закрепление государственных специализированных антикоррупционных органов и совещательных региональных антикоррупционных органов. В качестве инструментов антикоррупционной политики рассматриваются вопросы совершенствования правового регулирования: антикоррупционное программирование; антикоррупционное образование; антикоррупционная экспертиза; антикоррупционная пропаганда, в том числе и антикоррупционная реклама. В качестве методологического подхода в исследовании используется универсальный диалектический метод познания явлений и процессов с применением методов системного и структурного анализа, сравнительно-правового метода. Научная новизна заключается в том, что оценен процесс правового сопровождения институционализации государственной политики противодействия коррупции в субъектах РФ, выяснены причины низкого качества нормативных правовых актов, регулирующих вопросы противодействия коррупции на региональном уровне, а также предложены меры по совершенствованию как федерального, так и регионального антикоррупционного законодательства и сопровождающего его подзаконного правотворчества.
Ключевые слова: коррупция, противодействие коррупции, антикоррупционная пропаганда, антикоррупционное образование, антикоррупционный мониторинг, правовое регулирование, субъекты федерации, антикоррупционное планирование, антикоррупционная политика, государственная политика.
Государственная политика противодействия коррупции как целостная система взаимосвязанных и взаимообусловленных антикоррупционных мер и средств (инструментов), направленных на снижение уровня коррупции в государстве и обществе, не возможна без установления определенных нормативных предписаний по её осуществлению. Как правило, любая политика государства в определенной сфере изначально связана с принятием политико-правового акта либо федерального или регионального закона. В
качестве федерального политико-правового акта в сфере формирования и реализации государственной политики противодействия коррупции следует признать Национальную стратегию и Национальный план противодействия коррупции, в которых закрепляются правовые средства её обе-спечения1. На региональном уровне такими по-
1 О национальной стратегии противодействия коррупции и Национальном плане противодействия коррупции на 2010-2011 гг.: Указ Президента РФ от 13 апреля 2010 г.
© Кабанов Павел Александрович
* Доктор юридических наук, профессор кафедры уголовного права и процесса Института экономики,
управления и права (г. Казань).
420111, Россия, г. Казань, Московский пр-т, д. 42.
литико-правовыми актами выступали различные по юридической силе нормативные правовые акты. Например, в Республике Татарстан таким политико-правовым актом стала Стратегия антикоррупционной политики Республики Татарстан, утвержденная главой этого субъекта РФ2, в других регионах — региональное антикоррупционное законодательство, в котором определялись цели, задачи, средства и меры противодействия коррупции.
На наш взгляд, институционализация региональной государственной политики противодействия коррупции была обусловлена необходимостью адекватной реакции на институцио-нализацию коррупции как средства социального управления3. И именно региональные органы власти стали инициаторами формирования и реализации национальной государственной политики противодействия коррупции (антикоррупционной политики). Об этом свидетельствуют нормативные правовые акты по вопросам противодействия коррупции, принятые в регионах ещё до принятия федерального антикоррупционного законодательства и направленные на упорядочение процесса противодействия коррупции, создание специализированных антикоррупционных органов, правового закрепления складывающихся инструментов противодействия коррупции.
Важнейшим направлением институционали-зации региональной политики противодействия коррупции стало правовое закрепление, а в последующем и правовое регулирование деятельности специализированных государственных антикоррупционных органов. Издавались региональные подзаконные нормативные правовые акты, регулирующие цели, задачи, функции и основные направления их антикоррупционной деятельности4. Однако процесс создания регио-
№ 460 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 16. Ст. 1875; О Национальном плане противодействия коррупции на 2012-2013 гг. и внесении изменений в некоторые акты Президента РФ по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 13 марта 2012 г. № 297 // Собрание законодательства РФ. 2012. № 12. Ст. 1391.
2 О Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан: Указ Президента Республики Татарстан от 8 апреля 2005 г. № УП-127 // Ведомости Государственного Совета Татарстана. 2005. № 4 (ч. II). Ст. 460.
3 См.: Кабанов П.А. Институционализация антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 64-73; Кабанов П.А. Антикоррупционная политика в субъектах Российской Федерации: от имитации к инсти-туционализации // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Журнал Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. 2011. № 4 (23). С. 28-37.
4 О создании постоянно действующего рабочего органа
по реализации антикоррупционной политики Республики
Татарстан см.: Указ Президента Республики Татарстан от
1 июня 2005 г. №УП-220 // Ведомости Государственного
Совета Татарстана. 2005. № 6 (ч. II). Ст. 705; Об утвержде-
нальных антикоррупционных органов с особыми функциями распространяется медленно и осторожно. Надеемся, что этот процесс в ближайшее время получит новый импульс в связи с созданием специализированного государственного антикоррупционного органа при Президенте РФ — Управления Президента РФ по вопросам противодействия коррупции5.
Одновременно происходит процесс институ-ционализации региональных специализированных совещательных, координационных, консультативных, межведомственных, экспертных антикоррупционных органов — советов и комиссий по противодействию коррупции, комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих и урегулированию конфликта интересов. Правовое сопровождение формирования этих антикоррупционных органов осуществлялось региональными органами государственной власти, в результате чего был определен их правовой статус, объем функций, структура и персональный состав6.
Помимо правового обеспечения институ-ционализации специализированных субъектов в российских регионах, осуществлялось правовое сопровождение институционализа-ции инструментов противодействия коррупции (антикоррупционное образование, антикоррупционный мониторинг, антикоррупционное планирование и программирование, антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, антикоррупционная пропаганда, вовлечение институтов гражданского общества в антикоррупционную деятельность). После того как они были закреплены в региональном антикоррупционном законодательстве, потребовалось законодательное и подзаконное нормативно-правовое регулирование механизмов (технологий) их осуществления.
Наиболее последовательно и качественно в настоящее время в субъектах РФ осущест-
нии Положения об Управлении при Президенте Республики Татарстан по вопросам антикоррупционной политики: Указ Президента Республики Татарстан от 31 января 2011 г. № УП-37 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. № 12. Ст. 0372.
5 Об Управлении Президента РФ по вопросам противодействия коррупции: Указ Президента РФ от 3 декабря 2013 г. № 878 // Собрание законодательства РФ. 2013. № 49 (ч. VII). Ст. 6399.
6 См., напр.: О Совете при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции: Указ Президента Республики Татарстан от 21 февраля 2011 г. № УП-71 // Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. № 13. Ст. 0420.
вляется правовое регулирование антикоррупционного планирования и программирования. В большинстве российских регионов приняты антикоррупционные программы (программы противодействия коррупции) и/или планы противодействия коррупции на среднесрочную перспективу. При этом практика правового регулирования этого инструмента различна. В одних субъектах они принимаются региональными законами, в других — постановлениями или распоряжениями правительства, в третьих — указами главы субъекта РФ7. Встречаются случаи, когда программные документы утверждаются решениями специализированных совещательных антикоррупционных органов, невзирая на то, что уже давно разработана типовая антикоррупционная программа для субъектов РФ, размещенная в Интернете.
Еще до принятия Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» на региональном уровне уже были созданы правовые основы, регулирующие организацию и осуществление этого инструмента противодействия коррупции8. В отдельных субъектах РФ были приняты законы об антикоррупционной экспертизе (Республика Коми и Забайкальский край), в других регионах были закреплены порядок и методика проведения антикоррупционной экспертизы на региональном и муниципальном уровне разными по правовому статусу нормативными правовыми актами. На сегодняшний день правовое регулирование антикоррупционной экспертизы осуществляется в форме региональных законов (Мурманская и Рязанская области), указов глав субъектов РФ (Удмуртская Республика, Чеченская Республика, Пермский край, Республика Дагестан, Республика Адыгея, Республика Калмыкия, Республика Мордовия, Карачаево-Черкесская Республика и др.), постановлений региональных правительств (Республика Татарстан, Иркутская, Ивановская области и др.). Эти вопросы в свое время уже анализировались нами и мы предлагали меры по совершенствованию регионального антикоррупционного законодательства и подзаконных норма-
тивных правовых актов9, так же как и ряд других специалистов10.
Правовое регулирование организации и проведения антикоррупционного мониторинга осуществляется лишь в 26 субъектах РФ в форме подзаконных нормативных правовых актов различной юридической силы:
а) указов, постановлений и распоряжений руководителя субъекта РФ;
б) постановлений и распоряжений правительства субъекта РФ;
в) нормативных правовых актов уполномоченного органа по вопросам противодействия коррупции (Саратов)11.
Правовое регулирование организации и осуществления антикоррупционной пропаганды осуществляется лишь в двух субъектах РФ (Санкт-Петербурге12 и Республике Башкорто-
7 См.: Селезнев Ю.А. Совершенствование антикоррупционных программ субъектов Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. социол. наук. Орёл, 2011. С. 12-13; Панкратов А.Ю. Ведомственные и муниципальные программы как один из инструментов антикоррупционной политики: опыт реализации программных мер в Республике Татарстан // Следователь. 2009. № 2. С. 37-41; Кабанов П.А. Региональные антикоррупционные программы как организационно-правовые средства противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 54-60.
8 См.: Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральный и региональные аспекты) / под ред. Н.А. Лопашенко. М., 2011. С. 52.
9 См.: Кабанов П.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: опыт субъектов Российской Федерации // Юридический Казахстан. 2012. № 2-4. С. 40-50; Кабанов П.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: опыт правового регулирования субъектов Российской Федерации // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 172-182; Кабанов П.А. Особенности организации и производства антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Республике Татарстан // Следователь. 2012. № 10. С. 27-29; Кабанов П.А. Оценка и некоторые направления совершенствования правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Коми и их проектов // Следователь. 2010. № 4. С. 38-40; Кабанов П.А. Правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Томской области: осмысление регионального опыта // Следователь. 2011. № 4. С. 4-8; Кабанов П.А., Мартынович Т.В. Общественная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых и их проектов в Республике Татарстан: понятие, содержание, проведение, значение // Следователь. 2009. № 6. С. 25-27.
10 См.: Будатаров С.М. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов: понятие, порядок проведения: спец. учеб. курс. Саратов, 2013. С. 2630; Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: науч.-практ. пособие. М., 2012. С. 246; Матковский С.В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории: учеб. пособие. Киров, 2010. С. 4.
11 См.: Кабанов П.А. Организационно-правовые вопросы подготовки и осуществления антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. №7. С. 723-730; Он же. Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы // Административное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 347-354.
12 О порядке организации антикоррупционной пропа-
ганды в Санкт-Петербурге: Постановление Правительства
Санкт-Петербурга от 24 марта 2010 г. № 307 // Информа-
ционный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2010. 5 апр. (№ 12); Административный регламент Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности исполнения государственной функции по участию в
стан13) в остальных российских регионах этот инструмент противодействия коррупции не регулируется нормами права, лишь проводятся некоторые меры по её осуществлению в региональных антикоррупционных программах и/или планах противодействия коррупции, хотя специалисты на это обстоятельство указывают длительное время и предлагаю меры по повышению эффективности этого средства противодействия кор-рупции14. Вне всякого правового регулирования остается антикоррупционная реклама как универсальное информационное средство, включающее в себя элементы антикоррупционной пропаганды, антикоррупционного информирования и антикоррупционной агитации15.
Правовое регулирование антикоррупционного образования как одного из эффективных средств противодействия коррупции, предусмотренного региональным антикоррупционным законодательством, осуществляется лишь подзаконными ведомственными нормативными право-
проведении антикоррупционном пропаганды в порядке, установленном законодательством Санкт-Петербурга (в ред. от 12.03.2012 № 71-р) См.: Об утверждении административных регламентов Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности по исполнению государственных функций: Распоряжение Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Правительства Санкт-Петербурга от 22.06.2010 № 138-р (ред. от 12.03.2012) // Информационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2010. 19 июля. (№ 27).
13 Об утверждении Порядка организации антикоррупционной пропаганды государственными органами Республики Башкортостан: Постановление Правительства Республики Башкортостан от 5 августа 2013 г. № 353 // URL: http://www.npa.bashkortostan.ru, 10.08.2013
14 См.: Горшенков Г.Н. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции: понятие и сущностное содержание // Следователь. 2010. № 10. С. 32-38; Он же. Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 39-46; Дмитриев А.А. Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание (анализ регионального законодательства) // Диалектика противодействия коррупции: мат. III всерос. науч.-практич. конф. (Казань, 4 декабря 2013). Казань, 2013. С. 53-56; Кабанов П.А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы совершенствования качества правового регулирования // Право и политика. 2013. № 9. С. 1130-1138; Он же. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 878-884; Он же. Правовое регулирование организации и осуществления антикоррупционной пропаганды в субъектах Российской Федерации // Следователь. 2013. № 10. С. 15-19.
15 См.: Кабанов П.А. Антикоррупционная реклама в Республике Татарстан как информационное средство противодействия коррупции: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4. С. 38-45; Он же. Понятие антикоррупционной рекламы как правовой категории: региональный аспект // Административное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 1045-1051.
выми актами (распоряжениями) государственных органов (Комитета по образованию16 и Комитета по науке и высшей школе17) Санкт-Петербурга. В других субъектах РФ подзаконное нормативно-правовое регулирование этого инструмента противодействия коррупции отсутствует либо формируется на базе информационных писем. О необходимости повышения качества правового регулирования системы антикоррупционного образования специалистами указывается уже дав-но18, но на сегодняшний день даже нет приемлемого правового определения этому инструменту противодействия коррупции19.
Ещё сложнее обстоит дело с правовым регулированием взаимодействия органов публичной власти с институтами гражданского общества в сфере противодействия коррупции, даже невзирая на то, что на федеральном уровне разработана и принята Концепция взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 г.20 На региональном уровне каких-либо
16 Об утверждении Административного регламента Комитета по образованию по исполнению функции по обеспечению организации и проведения мероприятий по антикоррупционному образованию в подведомственных образовательных учреждениях: Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 19 декабря 2011 г. № 2850-р (в ред. от 29 марта 2012 г. № 865-р) // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2012. № 1.
17 Об утверждении Административного регламента Комитета по науке и высшей школе по исполнению государственной функции по организации антикоррупционного образования в подведомственных образовательных учреждениях среднего профессионального образования, высшего профессионального образования и дополнительного образования взрослых, расположенных на территории Санкт-Петербурга, в части касающейся содействия включению в дополнительные образовательные программы, реализуемые в указанных учреждениях, рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей), направленных на решение задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры, а также подготовку и переподготовку специалистов соответствующей квалификации см.: Распоряжение Комитета по науке и высшей школе Санкт-Петербурга от 19 апреля 2012 г. № 18 // Документ не опубликован и находится в личном архиве автора.
18 См.: Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 3 (13). С. 178-188; Они же. Антикоррупционное образование как один из инструментов противодействия коррупции: вопросы его формирования и реализации в Республике Татарстан // Следователь. 2010. № 8. С. 4-9.
19 См.: Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 81-92.
20 Концепция взаимодействия органов государственной власти, органов местного самоуправления и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции на период до 2014 г., одобрена решением президиума
нормативных правовых актов, направленных на правовое обеспечение такого взаимодействия, не имеется. Есть только упоминания в некоторых региональных нормативных правовых актах о необходимости участия представителей институтов гражданского общества в деятельности специализированных совещательных антикоррупционных органов21, а также при осуществлении независимой антикоррупционной экспертизы региональных проектов нормативных правовых актов22.
Проведенный нами анализ правового регулирования институционализации противодействия коррупции в субъектах РФ позволяет нам сформулировать некоторые выводы.
Во-первых, в различных регионах РФ с различной степенью последовательности, интенсивности и результативности происходит процесс правового сопровождения институционализации антикоррупционной политики.
Во-вторых, наиболее качественно происходит правовое регулирование институтов и инструментов противодействия коррупции, которые предусмотрены федеральным антикоррупционным законодательством и/или федеральными подзаконными нормативными актами (формирование региональных совещательных антикоррупционных органов, антикоррупционная экспертиза, антикоррупционное планирование и программирование).
В-третьих, с меньшей степенью интенсивности происходит правовое регулирование инсти-туционализации инструментов противодействия коррупции, предусмотренных региональным антикоррупционным законодательством (антикоррупционного мониторинга и антикоррупционной пропаганды).
Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции (протокол № 34 от 25.09.2012) // Документ не опубликован и находится в личном архиве автора.
21 О Совете при Президенте Республики Татарстан по противодействию коррупции: Указ Президента Республики Татарстан от 21 февраля 2011 г. № УП-71 //Сборник постановлений и распоряжений Кабинета Министров Республики Татарстан и нормативных актов республиканских органов исполнительной власти. 2011. № 13. Ст. 0420.
22 О порядке организации независимой антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и учет её результатов в исполнительных органах государственной власти Санкт-Петербурга: Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 25 октября 2013 г. № 76-рп // Вестник Администрации Санкт-Петербурга. 2013. 15 нояб.; О создании условий для проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Губернатора Калининградской области и Правительства Калининградской области: Указ Губернатора Калининградской области от 9 октября 2013 г. № 237 // Калининградская правда. 2013. 2 окт.; Об обеспечении проведения независимой антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов Республики Адыгея: Указ Главы Республики Адыгея от 31 июля 2013 г. № 91 // Документ официально опубликован не был и находится в личном архиве автора.
В-четвертых, значительно отстает от практики осуществления антикоррупционного образования в субъектах РФ правовое регулирование организации и реализация этого инструмента антикоррупционной политики.
В-пятых, на региональном уровне практически отсутствует правовое сопровождение взаимодействия органов публичной власти и институтов гражданского общества в сфере противодействия коррупции, хотя взаимодействие между этими институтами существует.
В качестве основных причин ненадлежащего правового сопровождения институционализации противодействия коррупции на региональном уровне выступают:
а) отсутствие правового закрепления важнейших институтов и инструментов противодействия коррупции на федеральном уровне (антикоррупционного мониторинга, антикоррупционной пропаганды, антикоррупционного образования);
б) отсутствие типовых нормативных правовых актов, регулирующих процедурные и технологические аспекты организации и осуществления институтов и инструментов противодействия коррупции (антикоррупционного мониторинга, антикоррупционной пропаганды, антикоррупционного образования);
в) низкое качество регионального антикоррупционного законодательства, закрепляющего институты и инструменты противодействия коррупции в субъектах РФ;
г) отсутствие инициативы уполномоченных на то органов и должностных лиц по совершенствованию правового регулирования инструментов противодействия коррупции;
д) отсутствие научных разработок по анализу эффективности практики использования основных институтов и инструментов на региональном уровне и предложений по совершенствованию их правового регулирования.
Безусловно, такое положение в сфере правового регулирования не позволяет добиться очевидных положительных результатов в сфере противодействия коррупции. Для изменения положения к лучшему необходимо принятие ряда организационно-правовых мер различными субъектами правового регулирования противодействия коррупции.
На федеральном уровне в обозримом будущем требуется:
а) создание и правовое закрепление системы национального антикоррупционного мониторинга;
б) создание и правовое закрепление многоуровневой системы антикоррупционного образования, в том числе подготовки и переподготовки кадров;
в) разработка, создание и правовое закрепление основ антикоррупционной пропаганды
(информационного сопровождения противодействия коррупции) на федеральном, региональном и муниципальном уровне;
г) активизация научных исследований в сфере правового регулирования институционализа-ции противодействия коррупции.
На региональном уровне в ближайшее время необходимо:
а) принятие либо совершенствование подзаконных нормативных правовых актов, регулирующих использование инструментов и механизмов противодействия коррупции;
б) совершенствование регионального антикоррупционного законодательства по уточнению
Библиография:
основных инструментов и механизмов противодействия коррупции;
в) разработка модельных нормативных правовых актов для муниципальных образований по вопросам противодействия коррупции.
Надеюсь, что высказанные нами предложения по совершенствованию правового регулирования государственной политики противодействия коррупции могут оказаться востребованными представителями региональных правотворческих органов, и это повлияет на полноту и качество правового регулирования государственной политики противодействия коррупции на региональном уровне.
1. Агеев В.Н. Правовые средства и механизмы противодействия коррупции // Административное право и практика администрирования. 2012. № 1. С. 112—134.
2. Агеев В.Н. Правовые средства противодействия коррупции в Республике Татарстан // Административное право и практика администрирования. 2013. № 1. С. 146—169.
3. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов (федеральный и региональные аспекты) / под ред. Н.А. Лопашенко. М., 2011. 284 с.
4. Будатаров С.М. Антикоррупционная экспертиза правовых актов и их проектов: понятие, порядок проведения: специализир. учеб. курс. Саратов, 2013. 120 с.
5. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование в России: состояние и перспективы // Бизнес. Образование. Право. Вестник Волгоградского института бизнеса. 2010. № 3 (13). С. 178—188.
6. Бикеев И.И., Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как один из инструментов противодействия коррупции: вопросы его формирования и реализации в Республике Татарстан // Следователь. 2010. № 8. С. 4—9.
7. Горшенков Г.Н. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции: понятие и сущностное содержание // Следователь. 2010. № 10. С. 32—38.
8. Горшенков Г.Н. Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание //Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 39-46.
9. Дмитриев А.А. Антикоррупционная пропаганда: понятие и содержание (анализ регионального законодательства) // Диалектика противодействия коррупции: мат. III всерос. науч.-практ. конф. (Казань, 4 декабря 2013 г.) Казань, 2013. С. 53-56.
10. Кабанов П.А. Антикоррупционная политика в субъектах Российской Федерации: от имитации к институци-онализации // Криминология: вчера, сегодня, завтра. Журнал Санкт-Петербургского международного криминологического клуба. 2011. № 4 (23). С. 28-37.
11. Кабанов П.А. Антикоррупционная пропаганда как инструмент противодействия коррупции в Республике Татарстан: вопросы совершенствования качества правового регулирования // Право и политика. 2013. № 9. С. 1130-1138.
12. Кабанов П.А. Антикоррупционная реклама в Республике Татарстан как информационное средство противодействия коррупции: проблемы и перспективы // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 4. С. 38-45.
13. Кабанов П.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: опыт правового регулирования субъектов Российской Федерации // Юридическая техника. 2014. № 8. С. 172-182.
14. Кабанов П.А. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: опыт субъектов Российской Федерации // Юридический Казахстан. 2012. № 2-4. С. 40-50.
15. Кабанов П.А. Антикоррупционное образование как правовая категория регионального антикоррупционного законодательства: опыт критического анализа // Полицейская деятельность. 2014. № 1. С. 81-92.
16. Кабанов П.А. Институционализация антикоррупционной политики в субъектах Российской Федерации // Актуальные проблемы экономики и права. 2010. № 4. С. 64-73.
17. Кабанов П.А. Организационно-правовые вопросы подготовки и осуществления антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации // Административное и муниципальное право. 2013. № 7. С. 723-730.
18. Кабанов П.А. Особенности организации и производства антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов в Республике Татарстан // Следователь. 2012. № 10. С. 27-29.
19. Кабанов П.А. Оценка и некоторые направления совершенствования правового регулирования антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов Республики Коми и их проектов // Следователь. 2010. № 4. С. 38-40.
20. Кабанов П.А. Понятие антикоррупционной рекламы как правовой категории: региональный аспект // Административное и муниципальное право. 2013. № 11. С. 1045-1051.
21. Кабанов П.А. Понятие и содержание антикоррупционной пропаганды как правовой категории в российском региональном антикоррупционном законодательстве // Административное и муниципальное право. 2013. № 9. С. 878-884.
22. Кабанов П.А. Правовое регулирование антикоррупционного мониторинга в субъектах Российской Федерации: проблемы и перспективы // Административное и муниципальное право. 2013. № 4. С. 347-354.
23. Кабанов П.А. Правовое регулирование антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и их проектов в Томской области: осмысление регионального опыта // Следователь. 2011. № 4. С. 4-8.
24. Кабанов П.А. Правовое регулирование организации и осуществления антикоррупционной пропаганды в субъектах Российской Федерации // Следователь. 2013. № 10. С. 15-19.
25. Кабанов П.А. Региональные антикоррупционные программы как организационно-правовые средства противодействия коррупции // Актуальные проблемы экономики и права. 2011. № 4. С. 54-60.
26. Кабанов П.А., Мартынович Т.В. Общественная антикоррупционная экспертиза нормативных правовых и их проектов в Республике Татарстан: понятие, содержание, проведение, значение // Следователь. 2009. № 6. С. 25-27.
27. Кудашкин А.В. Антикоррупционная экспертиза: теория и практика: научно-практическое пособие. М., 2012. 368 с.
Куракин А.В. Административно-правовые аспекты юридической ответственности в механизме противодействия коррупции в системе государственной службы Российской Федерации // Административное право и практика администрирования. 2013. № 7. С. 137-157.
Матковский С.В. Антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов и их проектов: вопросы теории: учеб. пособие. Киров, 2010. 59 с.
Олефир А.А. Правовое обеспечение антикоррупционной политики в хозяйственных отношениях государственных закупок // Вопросы права и политики. 2012. № 5. С. 1-23.
Панкратов А.Ю. Ведомственные и муниципальные программы как один из инструментов антикоррупционной политики: опыт реализации программных мер в Республике Татарстан // Следователь. 2009. № 2. С. 37-41.
32. Селезнев Ю.А. Совершенствование антикоррупционных программ субъектов Российской Федерации: авто-реф. дис. ... канд. социол. наук. Орёл, 2011. С. 12-13.
28.
29.
30.
31.
References (transliteration):
1. Ageev V.N. Pravovye sredstva i mekhanizmy protivodeistviya korruptsii // Administrativnoe pravo i praktika adminis-trirovaniya. 2012. № 1. S. 112-134.
2. Ageev V.N. Pravovye sredstva protivodeistviya korruptsii v Respublike Tatarstan // Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2013. №1. S. 146-169.
3. Antikorruptsionnaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov i ikh proektov (federal'nyi i regional'nye aspekty) / pod red. N.A. Lopashenko. M., 2011. 284 s.
4. Budatarov S.M. Antikorruptsionnaya ekspertiza pravovykh aktov i ikh proektov: ponyatie, poryadok provedeniya: spet-sializir. ucheb. kurs. Saratov, 2013. 120 s.
5. Bikeev I.I., Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe obrazovanie v Rossii: sostoyanie i perspektivy // Biznes. Obrazovanie. Pravo. Vestnik Volgogradskogo instituta biznesa. 2010. № 3 (13). S. 178-188.
6. Bikeev I.I., Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe obrazovanie kak odin iz instrumentov protivodeistviya korruptsii: vo-prosy ego formirovaniya i realizatsii v Respublike Tatarstan // Sledovatel'. 2010. № 8. S. 4-9.
7. Gorshenkov G.N. Antikorruptsionnaya propaganda kak instrument protivodeistviya korruptsii: ponyatie i sushchnost-noe soderzhanie // Sledovatel'. 2010. № 10. S. 32-38.
8. Gorshenkov G.N. Antikorruptsionnaya propaganda: ponyatie i soderzhanie // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2010. № 4. S. 39-46.
9. Dmitriev A.A. Antikorruptsionnaya propaganda: ponyatie i soderzhanie (analiz regional'nogo zakonodatel'stva) // Dialektika protivodeistviya korruptsii: mat. III vseros. nauch.-prakt. konf. (Kazan', 4 dekabrya 2013 g.) Kazan', 2013. S. 53-56.
10. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya politika v sub''ektakh Rossiiskoi Federatsii: ot imitatsii k institutsionalizatsii // Kriminologiya: vchera, segodnya, zavtra. Zhurnal Sankt-Peterburgskogo mezhdunarodnogo kriminologicheskogo kluba. 2011. № 4 (23). S. 28-37.
11. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya propaganda kak instrument protivodeistviya korruptsii v Respublike Tatarstan: vo-prosy sovershenstvovaniya kachestva pravovogo regulirovaniya // Pravo i politika. 2013. № 9. S. 1130-1138.
12. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya reklama v Respublike Tatarstan kak informatsionnoe sredstvo protivodeistviya korruptsii: problemy i perspektivy // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2013. № 4. S. 38-45.
13. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov: opyt sub''ektov Rossiiskoi Federatsii // Yuridicheskii Kazakhstan. 2012. № 2-4. S. 40-50.
14. Kabanov P.A. Antikorruptsionnaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov: opyt pravovogo regulirovaniya sub''ektov Rossiiskoi Federatsii // Yuridicheskaya tekhnika. 2014. № 8. S. 172-182.
15. Kabanov P.A. Antikorruptsionnoe obrazovanie kak pravovaya kategoriya regional'nogo antikorruptsionnogo zakonodatel'stva: opyt kriticheskogo analiza // Politseiskaya deyatel'nost'. 2014. № 1. S. 81-92.
16. Kabanov P.A. Institutsionalizatsiya antikorruptsionnoi politiki v sub''ektakh Rossiiskoi Federatsii // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2010. № 4. S. 64-73.
17. Kabanov P.A. Organizatsionno-pravovye voprosy podgotovki i osushchestvleniya antikorruptsionnogo monitoringa v sub''ektakh Rossiiskoi Federatsii // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. № 7. S. 723-730.
18. Kabanov P.A. Osobennosti organizatsii i proizvodstva antikorruptsionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov i proektov normativnykh pravovykh aktov v Respublike Tatarstan // Sledovatel'. 2012. № 10. S. 27-29.
19. Kabanov P.A. Otsenka i nekotorye napravleniya sovershenstvovaniya pravovogo regulirovaniya antikorruptsionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov Respubliki Komi i ikh proektov // Sledovatel'. 2010. № 4. S. 38-40.
20. Kabanov P.A. Ponyatie antikorruptsionnoi reklamy kak pravovoi kategorii: regional'nyi aspekt // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. № 11. S. 1045--1051.
21. Kabanov P.A. Ponyatie i soderzhanie antikorruptsionnoi propagandy kak pravovoi kategorii v rossiiskom regional'nom antikorruptsionnom zakonodatel'stve // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. № 9. S. 878—884.
22. Kabanov P.A. Pravovoe regulirovanie antikorruptsionnogo monitoringa v sub''ektakh Rossiiskoi Federatsii: problemy i perspektivy // Administrativnoe i munitsipal'noe pravo. 2013. № 4. S. 347—354.
23. Kabanov P.A. Pravovoe regulirovanie antikorruptsionnoi ekspertizy normativnykh pravovykh aktov i ikh proektov v Tomskoi oblasti: osmyslenie regional'nogo opyta // Sledovatel'. 2011. № 4. S. 4—8.
24. Kabanov P.A. Pravovoe regulirovanie organizatsii i osushchestvleniya antikorruptsionnoi propagandy v sub''ektakh Rossiiskoi Federatsii // Sledovatel'. 2013. № 10. S. 15-19.
25. Kabanov P.A. Regional'nye antikorruptsionnye programmy kak organizatsionno-pravovye sredstva protivodeistviya korruptsii // Aktual'nye problemy ekonomiki i prava. 2011. № 4. S. 54-60.
26. Kabanov P. A., Martynovich TV. Obshchestvennaya antikorruptsionnaya ekspertiza normativnykh pravovykh i ikh proektov v Respublike Tatarstan: ponyatie, soderzhanie, provedenie, znachenie // Sledovatel'. 2009. № 6. S. 25-27.
27. Kudashkin A.V. Antikorruptsionnaya ekspertiza: teoriya i praktika: nauch.-prakti. posobie. M., 2012. 368 s.
28. Kurakin A.V. Administrativno-pravovye aspekty yuridicheskoi otvetstvennosti v mekhanizme protivodeistviya korrupt-sii v sisteme gosudarstvennoi sluzhby Rossiiskoi Federatsii // Administrativnoe pravo i praktika administrirovaniya. 2013. № 7. S. 137-157.
29. Matkovskii S.V. Antikorruptsionnaya ekspertiza normativnykh pravovykh aktov i ikh proektov: voprosy teorii: ucheb. posobie. Kirov, 2010. 59 s.
30. Olefir A.A. Pravovoe obespechenie antikorruptsionnoi politiki v khozyaistvennykh otnosheniyakh gosudarstvennykh zakupok // Voprosy prava i politiki. 2012. № 5. S. 1-23.
31. Pankratov A.Yu. Vedomstvennye i munitsipal'nye programmy kak odin iz instrumentov antikorruptsionnoi politiki: opyt realizatsii programmnykh mer v Respublike Tatarstan // Sledovatel'. 2009. № 2. S. 37-41.
32. Seleznev Yu.A. Sovershenstvovanie antikorruptsionnykh programm sub''ektov Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. sotsiol. nauk. Orel, 2011. S. 12-13.
Материал поступил в редакцию 16 марта 2014 г.