Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С УЧАСТНИКАМИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ'

ПРАВОВЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С УЧАСТНИКАМИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
97
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Юристъ - Правоведъ
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / РАССЛЕДОВАНИЕ ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

Проблемы взаимодействия в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, до настоящего времени должным образом не изучены. Некое исключение составляют лишь незначительное количество работ по отдельным вопросам этой тематики. Положение обусловлено рядом факторов: спецификой поисково-познавательной деятельности участников расследования на железнодорожном транспорте, собирания, исследования, оценки и использования криминалистически значимой информации о совершаемых в железнодорожной отрасли преступлениях, особенностями в организации и планировании расследования, построении и проверке следственных версий, принятии тактических решений. Материалы и методы: с помощью эмпирических и теоретических методов исследованию были подвергнуты данные оперативно-следственной и судебной практики, результаты состоявшихся научных исследований по теории криминалистики, криминалистической методике расследования отдельных видов и групп преступлений. Результаты исследования: представляется достаточно сложным детально раскрыть правовые, психологические и организационно-тактические основы взаимодействия следователя с участниками расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, по причине того, что эти вопросы можно считать, фактически, отдельной темой монографического исследования. В работе обозначены исключительно принципиальные моменты этой большой проблемы, которые возможно использовать в целях более глубокого научно-практического исследования теоретических основ расследования, как базы для более детальной разработки на ее основе частных методик расследования преступлений, предусмотренных разделом VIII УК РФ. Выводы и заключения: сложность расследования преступлений исследуемой категории предопределила необходимость разработки рекомендаций по их расследованию, одной из которых является обоснованная в данной работе система правовых, психологических и организационно-тактических основах взаимодействия следователя с участниками расследования преступлений, основывающаяся на знаниях: особенностей преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, понимании криминалистически значимой информации первоначального этапа расследования, состояния расследования на последующем этапе и пр. Их применение обеспечит разработку системы следственных версий с конкретными рекомендациями по использованию тактических приемов, научно-технических средств, последующих прогнозов и т. п.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Чиненов Евгений Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL, PSYCHOLOGICAL, ORGANIZATIONAL AND TACTICAL BASES OF THE INVESTIGATOR’S INTERACTION WITH PARTICIPANTS BY INVESTIGATING ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

The problems of interaction in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities have not been properly studied yet. A certain exception is only a small number of articles on certain issues of this subject. The situation is caused by a number of factors: the specifics of the search and cognitive activity of the participants in the investigation in railway transport, the collection, research, evaluation and use of criminalistically significant information about crimes committed in the railway industry, peculiarities in the organization and planning of the investigation, the construction and verification of investigative versions, tactical decision-making. Materials and methods: with the help of empirical and theoretical methods, the data of operational investigative and judicial practice, the results of scientific research on the theory of criminology, forensic science methods of investigation of certain types and groups of crimes were subjected to research. Results of the research: it seems quite difficult to reveal in detail the legal, psychological, organizational and tactical bases of the investigator’s interaction with participants by investigating economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, due to the fact that these issues can be considered, in fact, a separate topic of monographic research. The article identifies exclusively the fundamental points of this big problem, which can be used for a deeper scientific and practical study of the theoretical foundations of the investigation, as a basis for a more detailed development on its basis of private methods of investigating crimes provided for in Section VIII of the Criminal Code of the Russian Federation. Conclusions: the complexity of the investigation of crimes of the category under study predetermined the need to develop recommendations for their investigation, one of which is the system of legal, psychological, organizational and tactical bases of interaction between the investigator and the participants in the investigation of crimes, based on knowledge of: the specifics of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, understanding criminally significant information of the initial stage of the investigation, the status of the investigation at a subsequent stage, etc. Their application will ensure the development of a system of investigative versions with specific recommendations on the use of tactics, scientific and technical means, subsequent forecasts, etc.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С УЧАСТНИКАМИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ»

Юристъ-Правоведъ. 2023. № 1(104). С. 178-187. Jurist-Pravoved. 2023. № 1(104). Р. 178-187.

Научная статья УДК 343.985.7

ПРАВОВЫЕ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ТАКТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЛЕДОВАТЕЛЯ С УЧАСТНИКАМИ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРЕСТУПЛЕНИЙ В СФЕРЕ ЭКОНОМИКИ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ И ОБЪЕКТАХ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Чиненов Евгений Владимирович

Белгородский юридический институт МВД России, Белгород, Российская Федерация [email protected]

Введение: проблемы взаимодействия в расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, до настоящего времени должным образом не изучены. Некое исключение составляют лишь незначительное количество работ по отдельным вопросам этой тематики. Положение обусловлено рядом факторов: спецификой поисково-познавательной деятельности участников расследования на железнодорожном транспорте, собирания, исследования, оценки и использования криминалистически значимой информации о совершаемых в железнодорожной отрасли преступлениях, особенностями в организации и планировании расследования, построении и проверке следственных версий, принятии тактических решений.

Материалы и методы: с помощью эмпирических и теоретических методов исследованию были подвергнуты данные оперативно-следственной и судебной практики, результаты состоявшихся научных исследований по теории криминалистики, криминалистической методике расследования отдельных видов и групп преступлений.

Результаты исследования: представляется достаточно сложным детально раскрыть правовые, психологические и организационно-тактические основы взаимодействия следователя с участниками расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, по причине того, что эти вопросы можно считать, фактически, отдельной темой монографического исследования. В работе обозначены исключительно принципиальные моменты этой большой проблемы, которые возможно использовать в целях более глубокого научно-практического исследования теоретических основ расследования, как базы для более детальной разработки на ее основе частных методик расследования преступлений, предусмотренных разделом VIII УК РФ.

Выводы и заключения: сложность расследования преступлений исследуемой категории предопределила необходимость разработки рекомендаций по их расследованию, одной из которых является обоснованная в данной работе система правовых, психологических и организационно-тактических основах взаимодействия следователя с участниками расследования преступлений, основывающаяся на знаниях: особенностей преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, понимании криминалистически значимой информации первоначального этапа расследования, состояния расследования на последующем этапе и пр. Их применение обеспечит разработку системы следственных версий с конкретными рекомендациями по использованию тактических приемов, научно-технических средств, последующих прогнозов и т. п.

Ключевые слова: преступления в сфере экономики, железнодорожный транспорт, расследование преступлений.

Для цитирования: Чиненов Е. В. Правовые, психологические и организационно-тактические основы взаимодействия следователя с участниками расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры / Е. В. Чиненов // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2023. № 1(104). - С. 178-187.

Original paper

LEGAL, PSYCHOLOGICAL, ORGANIZATIONAL AND TACTICAL BASES

OF THE INVESTIGATOR'S INTERACTION WITH PARTICIPANTS BY INVESTIGATING ECONOMIC CRIMES COMMITTED ON RAILWAY TRANSPORT AND TRANSPORT INFRASTRUCTURE FACILITIES

Chinenov Evgeniy Vladimirovich

Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia, Belgorod, Russian Federation

Introduction: the problems of interaction in the investigation of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities have not been properly studied yet. A certain exception is only a small number of articles on certain issues of this subject. The situation is caused by a number of factors: the specifics of the search and cognitive activity of the participants in the investigation in railway transport, the collection, research, evaluation and use of criminalistically significant information about crimes committed in the railway industry, peculiarities in the organization and planning of the investigation, the construction and verification of investigative versions, tactical decision-making.

Materials and methods: with the help of empirical and theoretical methods, the data of operational investigative and judicial practice, the results of scientific research on the theory of criminology, forensic science methods of investigation of certain types and groups of crimes were subjected to research.

Results of the research: it seems quite difficult to reveal in detail the legal, psychological, organizational and tactical bases of the investigator's interaction with participants by investigating economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, due to the fact that these issues can be considered, in fact, a separate topic of monographic research. The article identifies exclusively the fundamental points of this big problem, which can be used for a deeper scientific and practical study of the theoretical foundations of the investigation, as a basis for a more detailed development on its basis of private methods of investigating crimes provided for in Section VIII of the Criminal Code of the Russian Federation.

Conclusions : the complexity of the investigation of crimes of the category under study predetermined the need to develop recommendations for their investigation, one of which is the system of legal, psychological, organizational and tactical bases of interaction between the investigator and the participants in the investigation of crimes, based on knowledge of: the specifics of economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities, understanding criminally significant information of the initial stage of the investigation, the status of the investigation at a subsequent stage, etc. Their application will ensure the development of a system of investigative versions with specific recommendations on the use of tactics, scientific and technical means, subsequent forecasts, etc.

Keywords: crimes in the field of economics, railway transport, crime investigation.

For citation: Chinenov E. V. Pravovyye, psikhologicheskiye i organizatsionno-takticheskiye osnovy vzaimodeystviya sledovatelya s uchastnikami rassledovaniya prestupleniy v sfere ekonomiki, sovershaye-mykh na zheleznodorozhnom transporte i ob"yektakh transportnoy infastruktury [Legal, psychological, organizational and tactical bases of the investigator's interaction with participants by investigating economic crimes committed on railway transport and transport infrastructure facilities]. Jurist-Pravoved - Lawyer-Jurist. 2023. № 1(104). P. 178-187.

Вопросы взаимодействия между субъектами, задействованными в расследовании преступлений, на протяжении значительного времени находятся в центре внимания ученых и являются объектом изучения различного научного уровня [1; 2; 3]. Однако следует отметить, что системный взгляд на комплекс научных основ применительно расследования преступлений неочевидных, совершаемых в специфических отраслях экономики, сложных в выявлении и доказывании, до настоящего времени не получил еще должного освещения в юридической литературе. Исключение составляют некоторые труды отдельных авторов [4; 5].

Внимание к поднятой проблеме закономерно. Оно объяснимо не только результатами анализа состоявшихся работ, но и наблюдений эмпирических, проведенных предметно в выбранной области научного поиска - системе расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

Выполненная работа позволила выделить черты, индивидуализирующие криминалистическое взаимодействие, раскрыть его особенности, показать закономерности и возможности, поэтому станет возможна их систематизация в целях использования как для построения соответствующих криминалистических методик, так и применения в следственной практике [6].

1. Характер получения сведений об источниках ориентирующей информации и доказательств.

По делам рассматриваемой категории, сведения добываются в ходе содействия следователю со стороны оперативных сотрудников в процессе доследственных проверок, проведения оперативно-розыскных мероприятий, работы специалистов. Часть информации получается от железнодорожных транспортных организаций (должностных лиц, из информационных ресурсов). Взаимодействие между лицами, получающими и аккумулирующими ориентирующую и доказательственную информацию, обеспечивает бьльшую информативность поисково-познавательной деятельности.

2. Субъектный состав.

Наряду с сотрудниками органов внутренних дел на транспорте, в процесс расследования вовлекаются должностные лица организаций железнодорожного транспорта, сведущие в вопросах экономики, отраслевого производства, оказываемых услуг, сотрудники территориальных органов внутренних дел, Следственного комитета России, служащие пограничной службы ФСБ России, Федеральной таможенной службы России, Федеральной налоговой службы России. Раскрытие преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, в большинстве своем является результатом совместных усилий, привлекаемых к решению задач расследования представителей оперативно-розыскных и экспертно-криминалистических подразделений органов внутренних дел на транспорте, важность участия которых в расследовании продиктована выводами теоретиков криминалистики.

Так, А.М. Ларин, обоснованно считает обязанностью оперативных сотрудников и специалистов-криминалистов оказывать следователю непосредственную практическую помощь тактического и организационно-технического характера [7, с. 119]. «Там, где имеет место хорошо налаженное взаимодействие следователя с органами дознания вопрос об оказании содействия при производстве следственных действий решается просто и оперативно», - высказывается И.Ф. Герасимов, [8, с. 142]. Н.И. Порубов, свидетельствуя о безусловной важности взаимодействия следователя и специалиста, пишет что «... участие специалистов в следственных действиях значительно повышает их эффективность. Эксперты помогают следователю более полно оценить обстоятельства и мотивы совершения преступления, точнее разработать версии по установлению преступника и пути их проверки, правильно выбрать технические средства для квалифицированного проведения следственных действий, избежать различных ошибок при изъятии и направлении на экспертизу вещественных доказательств» [9, с. 224].

3. Особенности ситуаций расследования.

По сложившейся практике, взаимодействие при расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, не носит постоянного характера. Оно ситуативно.

В то же время постоянное и полномасштабное сотрудничество возможно на основе согласованного плана расследования в ситуациях, обуславливающих необходимость создания следственно-оперативных групп, их работы на местах происшествий, содействия следователю со стороны оперативных сотрудников и специалистов, путем исполнения ими постановлений, заданий, устных и письменных поручений.

Эпизодическое краткосрочное взаимодействие характерно для справочно-консультаци-онной помощи, получения из различных источников интересующей информации. Примером могут служить вопросы, связанные с порядком практической реализации нормативных правовых актов в сфере железнодорожного транспорта, осуществления технологии производственных процессов и т. п.

Далее рассмотрим типичные ситуации, указывающие на необходимость содействия следователю, осуществляющему расследование преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры.

1. Для консультирования по специфическим вопросам. В их перечне получение сведений производственного, экономического, технического и технологического отраслевого характера,

использование в ситуациях расследования конкретных технико-криминалистических приемов и средств, методов оперативно-розыскной деятельности и пр.

2. Для обеспечения информационного поиска в процессе выявления преступления, организации и тактики его расследования, проводимых в условиях функционирования железнодорожного транспорта, на его инфраструктурных объектах. Примером являются особенности работы следственно-оперативных групп на местах происшествий на участках местности, в помещениях, хранилищах, на объектах железнодорожного подвижного состава и пр.

Участки местности и помещения на железнодорожном транспорте специфичны. Среди них можно выделить земельные участки - полосы отвода железных дорог и охранные зоны железных дорог1 и железнодорожные участки - части железнодорожных линий с прилегающими ним территориями, которые ограничиваются узловыми и тупиковыми станциями и находящимися на них сооружениями, устройствами локомотивного и вагонного хозяйств, связи, технических средств, используемых для регулирования и обеспечения безопасности движения поездов и др.

Полосой отвода на железнодорожном транспорте считают земельные участки, прилегающие к железнодорожным путям, а также земельные участки, предназначенные для размещения железнодорожных станций, водоотводных и укрепительных устройств, защитных полос лесов вдоль железнодорожных путей, линий связи, устройств электроснабжения, производственных и иных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов железнодорожного транспорта. Охранными зонами являются необходимые для обеспечения сохранности, прочности и устойчивости объектов железнодорожного транспорта земельные участки, предназначенные для размещения объектов железнодорожного транспорта и обеспечения защиты железнодорожного пути от снежных и песчаных заносов и других негативных воздействий внешней среды [10].

В перечне помещений железнодорожного транспорта - служебные, производственные, технические, торговые, складские. Большинство из них оснащено компьютерной техникой, корпоративными сетями, коммуникационным оборудованием. В помещениях находятся различные документы, содержащие информацию о производственно-хозяйственной деятельности организаций железнодорожного транспорта.

Особое внимание обращает на себя существование иных хранилищ, предназначение которых обусловливается спецификой производственной деятельности железнодорожного транспорта, оказанием услуг по размещению, сбережению, транспортировке материальных ценностей в условиях, исключающих свободный доступ к ним. В их числе различные виды железнодорожных вагонов, платформ, контейнеров.

Железнодорожный подвижной состав включает в себя локомотивы, грузовые вагоны, пассажирские вагоны локомотивной тяги и мотор-вагонный подвижной состав, а также иной предназначенный для обеспечения осуществления перевозок и функционирования инфраструктуры железнодорожный подвижной состав.

Эффективная работа на перечисленных и иных объектах обладает выраженной спецификой, а потому невозможна без содействия и помощи сведущих лиц, специалистов, экспертов.

3. Для организации и проведения следственных действий, осуществляемых в целях решения задач расследования.

3.1. При выполнении обусловленных спецификой железнодорожной транспортной отрасли тактически сложных следственных действий, таких как, различные виды осмотров (специфических предметов, документов), допросы, обыски и выемки и др.

Например, наряду с любыми письменными свидетельствами важное доказательственное значение несут учетные и производственные документы организаций железнодорожного транспорта: первичные учетные документы, счета, отчетность, гражданско-правовые

1 Об утверждении норм отвода земельных участков, необходимых для формирования полосы отвода железных дорог, а также норм расчета охранных зон железных дорог: приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 06.08.2008 № 126. URL: https://base.garant.ru/12162226/ (дата обращения: 13.02.2023).

договоры и пр. Значительная часть документов характеризуется своеобразием, связанным с особенностями видов деятельности в железнодорожной транспортной отрасли [11, с. 96].

Тактика осмотра документов зависит от их роли в расследуемом уголовном деле: выступает он в качестве средства удостоверения определенных фактов хозяйственной деятельности железнодорожной организации или является вещественным доказательством. Осмотр строится на изучении содержания специфических реквизитов.

Например, железнодорожная транспортная накладная имеет в качестве таковых номер, грузоподъемность вагона, количество осей, скорость движения, станцию отправления, станцию назначения, тарификацию, транспортную характеристику груза, включающую объемно-массовые характеристики, особенности упаковки и тары, режима хранения, физико-химические и иные значимые свойства груза, определяющие условия и технологию его перевозки, погрузки и хранения и пр.

Принимая во внимание данные особенности, следователю для эффективного и результативного осуществления следственного осмотра документов показано содействие специалиста-экономиста, знакомого с отраслевыми особенностями производственной документации организаций железнодорожного транспорта.

3.2. При производстве следственных действий на объектах, с выраженной производственной, экономической, технической и технологической спецификой, обусловленной отраслью железнодорожного транспорта. В частности, раскрытие и расследование хищений наливных грузов предполагает необходимость осмотра железнодорожных цистерн, который невозможно провести без знаний их конструктивных особенностей и элементов, а также помощи специалиста. На примере расследования факта хищения имущества (неэтилированного бензина) с незаконным проникновением в иное хранилище (железнодорожный вагон-цистерну) через крышку люка покажем, что включение следователем в подготовку к следственному осмотру консультаций со специалистом по вопросам вагонного хозяйства, конструктивных особенностей универсальных запорно-пломбировочных устройств, обеспечит выполнение задач расследования по установлению следовой информации (следы рук, следы взлома ЗПУ, следы биологического происхождения, микроволокна, следы обуви и т. д.), обеспечивающей установление личности преступника.

Приведенный перечень нельзя считать исчерпывающим. Возможны и другие ситуации, когда следователю может понадобиться содействие и помощь со стороны оперативных и экспертно-криминалистических подразделений, специалистов. Отметим лишь некоторые из них: оперативно-розыскное сопровождение расследования и его экспертно-криминалисти-ческое обеспечение; преодоление трудностей в информационном поиске, отыскании доказательств и проведении отдельных следственных действий; ситуации, когда после производства комплекса следственных действий, тактических операций преступление не было раскрыто, либо не были установлены или не разысканы все его участники; если не представилось возможным установить все существенные обстоятельства уголовного дела; случаи использования новых технико-криминалистических средств и др.

Далее раскроем особенности взаимодействия следователя с органом дознания, специалистами, экспертами, иными лицами применительно различных этапов расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Это позволит нам аргументированно подойти к раскрытию выбранного предмета исследования.

В стадии возбуждения уголовного дела потребность во взаимодействии возникает в случаях необходимости сочетания совместных действий следователя, оперативного сотрудника и специалиста в виду наличия ряда оснований: результатов оперативно-розыскной деятельности; в рамках проводимых следственных осмотров (места происшествия, объектов, предметов, документов); в процессе проведения мероприятий доследственной проверки. При этом инициатива должна исходить в рамках возбуждения уголовного дела по данным, полученным в результате оперативно-розыскной деятельности от сотрудников органа дознания транспортной полиции (УР, ЭБиПК, БП111); по очевидным преступлениям, при выезде на место происшествия - от дежурной части, следователя, специалиста-криминалиста; по неочевидным преступлениям - от следователя и сотрудников органа дознания.

После возбуждения уголовного дела, и далее на протяжении производства всего предварительного следствия инициатором взаимодействия становится следователь.

Отдельного внимания заслуживает вопрос привлечения специалиста на этапе доследст-венной проверки, в ходе проводимых оперативно-розыскных мероприятий. Взаимодействие здесь организовывается в целях установления признаков следовой информации, обнаружения, отыскания и фиксации следов преступления, документов и предметов - вещественных доказательств. Для этого специалистом решаются следующие основные задачи: содействие в собирании информации, необходимой для решения конкретных задач по выявлению преступления, его последующего расследования; исследование с целью получения как ориентирующей, так и доказательственной информации [12, с. 69].

На первоначальном и последующем этапах расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте, основной целью взаимодействия является решение комплекса взаимосвязанных задач, зависящих от складывающихся следственных ситуаций, решаемых совместными усилиями следователя, сотрудников органов дознания, специалистов, экспертов. При этом каждому из них отводится отдельная роль. Следователю - организация и руководство совместными согласованными действиями, в соответствии с УПК РФ. Оперативному сотруднику - оперативно-розыскное сопровождение, согласно УПК РФ и Закону «Об оперативно-розыскной деятельности», а эксперту - эксперт-но-криминалистическое обеспечение расследования, осуществляемое на основании процессуальных решений следователя.

В целом задачи оперативно-розыскного сопровождения расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, можно сформулировать, опираясь на мнение П.И. Иванова и А.М. Кустова: установление дополнительных обстоятельств преступления; установление лиц, причастных к его совершению, а также свидетелей и очевидцев; обеспечение возмещения причиненного ущерба путем установления имущества, подлежащего аресту и (или) конфискации; помощь следователю в проведении следственных действий и иных мероприятий, поиск специалистов для проведения исследований и экспертиз; установление дополнительных эпизодов противоправной деятельности; выявление проверяемых (подозреваемых) и третьих лиц, намеревающихся противодействовать оперативным подразделениям, органу расследования и суду; защита лиц, участвующих в уголовном процессе; осуществление оперативного контроля за проверяемыми (подозреваемыми) и ключевыми свидетелями, имеющими намерения скрыться от следствия и суда; розыск скрывшихся подозреваемых, обвиняемых и ключевых свидетелей [13, с. 125].

Для формулирования задач экспертно-криминалистического обеспечения расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры обратимся к мнению А.Ф. Волынского: «... решение вопросов как судебно-экспертной, так и экспертно-криминалистической деятельности» [14, с. 15].

Особо важна на этапе предварительного расследования помощь специалистов различных профилей и использование их специальных знаний. Специальные знания являются компонентом криминалистического обеспечения расследования данной категории преступлений. Применение их показано в ситуациях, когда ощущается острая нехватка исходной информации о событии преступления, механизме его совершения, личности и пр.

Перечисленные факторы индивидуализируют в части касающейся криминалистического взаимодействия предварительное расследование преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры. Подчинить цели эффективного решения следственных задач позволит объединение и интеграция их в комплекс положений (основ) взаимодействия следователя с иными участниками расследования, структурированных нами в три укрупненные группы: правовые, организационно-тактические и психологические.

Правовую основу взаимодействия при расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, наряду с Конституцией РФ, уголовным и уголовно-процессуальным законодательством, законодательством в сфере оперативно-розыскной и государственной судебно-экспертной

деятельности составляют приказы, указания, инструкции, соглашения и иные нормативные правовые акты, в том числе: издаваемые МВД РФ по проблемам взаимодействия2; ведомственные, в сфере деятельности железнодорожного транспорта3; совместные МВД РФ и Минтранса РФ, его ведомств4.

Организационно-тактические основы взаимодействия.

Повышению уровня координации и согласованности усилий всех участников расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры будут способствовать:

1. Уточнение имеющихся классификаций совместной деятельности, в том числе по следующим основаниям:

а) по этапам (на этапах доследственной проверки, первоначальном, последующем, заключительном);

б) по характеру связей между субъектами взаимодействия (опосредованное взаимодействие, осуществляемое через вышестоящий орган, например, СУ УТ МВД России по федеральным округам, представляющим подразделение, в интересах которого организуется взаимодействие; непосредственное взаимодействие в виде установления прямых контактов между подразделениями, участвующими в расследовании);

в) по системе (внутреннее взаимодействие, осуществляемое внутри системы органов внутренних дел на транспорте, например, в рамках ЛО МВД России на транспорте; внешнее взаимодействие предполагающее контакты с сотрудниками и подразделениями различных органов и ведомств (территориальных МВД РФ, СК РФ и др.; организаций железнодорожного транспорта; лиц и организаций, пользующихся услугами железнодорожного транспорта);

г) по времени (постоянное взаимодействие в течение всей деятельности по выявлению, раскрытию и расследованию преступления; временное взаимодействие, направленное на решение конкретной тактической задачи расследования);

д) по месту (в соответствии с особенностями условий деятельности ОВД на транспорте, линейно-объектовому принципу обслуживания участков).

2. Раскрытие специфичности содержания этапов взаимодействия между участниками расследования (в соответствии с периодизацией предварительного расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры).

2 См.: Об организации взаимодействия территориальных органов МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте с иными территориальными органами МВД России и разграничении объектов оперативного обслуживания: приказ МВД РФ от 28.03.2015 № 381; Инструкция по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений. Приложение к приказу МВД РФ от 20.06.1996 № 334 и др. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

3 См.: Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений аппарата управления, филиалов, других структурных подразделений и негосударственных учреждений ОАО «РЖД» в случае обращения правоохранительных органов: приказ № 20 от 19.02.2007 ОАО «РЖД»; О совершенствовании организации работы по противодействию коррупции и профилактике коррупционных правонарушений в ОАО «РЖД: распоряжение ОАО «РЖД» от 16.09.2019 № 2051/р; Об утверждении Регламента взаимодействия подразделений ОАО «РЖД» и перевозчиков в случае возникновения нештатных ситуаций при перевозке пассажиров в поездах дальнего следования на инфраструктуре ОАО «РЖД»: распоряжение ОАО «РЖД» от 09.12.2019 № 2780/р и др. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

4 См.: Об утверждении инструкции по организации работы нарядов полиции линейных управлений (отделов) МВД России на железнодорожном, водном и воздушном транспорте и работников локомотивных и поездных бригад по обеспечению правопорядка в поездах дальнего следования и пригородного сообщения: приказ МВД РФ № 1022, Минтранса РФ № 487 от 27.12.2013; Об утверждении Порядка взаимодействия территориальных подразделений ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта с органами внутренних дел Российской Федерации, которыми определяются конкретные направления, формы и методы взаимодействия, взаимные права и обязанности в ходе его осуществления и др.: приказ Федерального агентства железнодорожного транспорта и МВД России от 22.08.2014 № 329/724. Доступ из справ. правовой системы «Гарант».

3. Формирование системы факторов, обуславливающих принятие решений об организации криминалистического взаимодействия, определении круга его участников. Успешность выполнения задач расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, зависит от наличия ситуаций, предполагающих необходимость осуществляемой на основе действующего законодательства совместной, согласованной по цели, этапам, системе, времени и месту деятельности заинтересованных лиц.

4. Раскрытие структуры и содержания типичных тактических ситуаций, формирующихся к моменту начала криминалистического взаимодействия. Ситуации предметно ориентируют на справочно-консультационную помощь; обеспечение информационного поиска; организацию и проведение отдельных следственных действий, тактических операций. Их разрешение предполагает организацию обмена между участниками расследования информацией по выявленному и расследуемому преступлению; совместного ими планирования расследования; коллегиального выдвижения и проверки версий (следственных, оперативных, версий специалистов, экспертов); руководства коллективной работой в рамках этапов расследования; создания условий расследования, осуществления следственных действий.

Оптимизации такой деятельности, на наш взгляд, будет содействовать выработка ситуационных алгоритмов взаимодействия следователя с участниками расследования. Их создание обеспечит результаты комплексного анализа криминалистической информации, характеризующей решение задач расследования, а также все возможные средства и методы, позволяющие следователю и взаимодействующим с ним сотрудникам раскрыть преступление и собрать изобличающие виновного данные [15]. Эффект взаимодействия увеличится, если он будет осуществляться как в рамках работы в составе следственно-оперативных групп, создаваемых для производства отдельного следственного действия, так и при сопровождении всего процесса расследования. На это указывают результаты исследования. Так, совместная работа на месте происшествия следователя, оперативного сотрудника, специалиста (эксперта) обеспечивает до 70 % качественности материалов первоначального этапа расследования. Совместная работа оперативного сотрудника и эксперта по сбору материалов на этапе предшествующем возбуждению уголовного дела на 90 % формирует основу доказательств, используемых в процессе расследования.

Психологические основы взаимодействия.

Психологический аспект криминалистического взаимодействия имеет существенное значение как в ходе общей организации расследования преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, так и при производстве отдельных следственных действий, тактических операций. Как показывает практика, игнорирование методов психологии субъектами взаимодействия зачастую влечет за собой появление проблемных ситуаций в расследовании. Психологические барьеры, основанные на недостатке знаний, боязни, неуверенности, состоянии усталости, стресса, нежелании подчиняться, контактировать и т. п., возникающие между участниками расследования не позволяют им качественно осуществлять выполнение должностных обязанностей, работать по выявлению, раскрытию и расследованию сложных с точки зрения механизма преступлений (в сфере экономики).

В основе взаимодействия при раскрытии и расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, лежит, во-первых, профессиональная, и во-вторых, морально-психологическая совместимость между участниками расследования, обеспечивающих нужную синхронность действий. Способствует ей должный уровень личностной, профессиональной подготовки; опыт, компетентность в данном направлении деятельности (выявления, раскрытия и расследования преступлений в сфере экономики); информированность определенных участников (оперативных сотрудников, экспертов) в материалах и обстоятельствах дела, в виду их задействования в проверке заявлений и сообщений о преступлении (например, в рамках работы в составе следственно-оперативной группы при осмотре места происшествия, других следственных действиях; психологическая совместимость.

С учетом положений психологии отношений [16] видится эффективным использование принципа взаимоотношений, направленных на взаимопонимание и сотрудничество с учетом

индивидуальных профессионально-личностных психологических особенностей. В качестве способов преодоления психологических барьеров могут быть показаны положительно апробированные в различных сферах человеческой жизнедеятельности методы коммуникативного взаимодействия [17].

Подытоживая, считаем возможным указать, что взаимодействие следователя с участниками расследования при расследовании преступлений в сфере экономики, совершаемых на железнодорожном транспорте и объектах транспортной инфраструктуры, представляет собой основанную на законе и подзаконных актах, согласованную по целям, месту и времени организованную деятельность (следователей, оперативных сотрудников, экспертов, специалистов, иных лиц) предполагающую рациональное сочетание следственных действий, иных мероприятий, осуществляемых каждым в соответствии со своими функциями с целью наиболее успешного и эффективного выполнения задач уголовного судопроизводства.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

1. Плеснева Л.П. Правовые и организационные основы взаимодействия следователя с органами дознания: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Иркутск, 2002.

2. Скогорева Т.Ф. Правовые и информационно-коммуникационные основы организации взаимодействия следователя, специалиста и эксперта при расследовании преступлений: автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. Волгоград, 2008.

3. Белохребтов В.С. Организация взаимодействия при расследовании преступлений экономической направленности // Криминалистика: вчера, сегодня, завтра. 2017. № 4(4).

4. Пахомов С.В. Организационные и правовые вопросы взаимодействия правоохранительных и налоговых органов при выявлении признаков налоговых преступлений (на примере функционирования агропромышленного комплекса) // Вестник КРУ МВД России. 2019. № 1(43).

5. Плясов К.А Теоретические и прикладные вопросы взаимодействия следователей, дознавателей и других участников раскрытия, расследования и предупреждения преступлений в сфере внешнеэкономической деятельности // Юристъ-Правоведъ. 2020. № 1(92).

6. Варданян А.В., Айвазова О.В. Принципы формирования частных криминалистических методик: современное состояние и пути совершенствования // Известия ТулГУ. Экономические и юридические науки. 2016. № 1-2.

7. Ларин А.М. Расследование по уголовному делу: планирование, организация. М., 1970.

8. Герасимов И.Ф. Некоторые проблемы раскрытия преступлений. Свердловск, 1975.

9. Порубов Н.И. Научная организация труда следователя. Минск, 1970.

10. Железные дороги. Общий курс: учебник для студентов вузов железнодорожного транспорта / под ред. Ю.И. Ефименко. М., 2013.

11. Парасоцкая Н.Н. Актуальные вопросы организации управленческого учета в деятельности железнодорожного транспорта // Вестник экономической безопасности. 2010. № 12.

12. Сенатов А.В., Чайковский А.А. Некоторые аспекты использования оперативными подразделениями помощи специалистов при осуществлении оперативно-розыскной деятельности // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2016. № 4(26).

13. Иванов П. И., Кустов А. М. Оперативно-розыскное сопровождение предварительного расследования экономических и коррупционных преступлений в сфере закупок для нужд оборонно-промышленного комплекса и судебного разбирательства (вопросы организации и тактики) // Труды Академии управления МВД России. 2020. № 1(53).

14. Волынский А.Ф. Экспертно-криминалистическая деятельность в правоохранительных органах: цель - раскрытие и расследование преступлений // Вестник экономической безопасности. 2020. № 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. Бычков В.В., Прорвич В.А. Алгоритмы взаимодействия следователей с искусственным интеллектом в ходе раскрытия и расследования преступлений экстремистского характера, совершенных с использованием интернета // Правопорядок: история, теория, практика. 2021. № 2(29).

16. Духновский С.В. Психология отношений личности. Курган, 2014.

17. Елинсон М.А., Шарипова В.А., Исхакова О.С. Процесс коммуникации в сфере коммуникативного взаимодействия // Вестник Башкирского университета. 2018. № 3.

REFERENCES

1. Plesneva L.P. Legal and organizational bases of the investigator's interaction with the bodies of inquiry: abstract. diss. ... cand. jurid. sciences'. Irkutsk, 2002.

2. Skogoreva T.F. Legal and information and communication bases of the organization of interaction between an investigator, a specialist and an expert in the investigation of crimes: abstract. diss. ... cand. jurid. sciences'. Volgograd, 2008.

3. Belokhrebtov V.S. Organization of interaction in the investigation of economic crimes // Criminalistics: yesterday, today, tomorrow. 2017. № 4(4).

4. Pakhomov S.V. Organizational and legal issues of interaction between law enforcement and tax authorities in identifying signs of tax crimes (on the example of the functioning of the agro-industrial complex) // Bulletin of the KRU of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2019. №2 1 (43).

5. Plyasov K.A. Theoretical and applied issues of interaction between investigators, interrogators and other participants in the disclosure, investigation and prevention of crimes in the sphere of foreign economic activity // YUP. 2020. № 1(92).

6. Vardanyan A.V., Aivazova O.V. Principles of formation of private forensic techniques: current state and ways of improvement // News of TulSU. Economic and legal sciences. 2016. № 1-2.

7. Larin A.M. Criminal investigation: planning, organization. Moscow, 1970.

8. Gerasimov I.F. Some problems of crime detection. Sverdlovsk, 1975.

9. Porubov N.I. Scientific organization of the investigator's work. Minsk, 1970.

10. Railways. General course: textbook for students of railway transport universities; edited by Yu.I. Efimenko. 6th ed., reprint. and add. Moscow: FGBOU Ucheb.-method. center for Education at the railway transp., 2013.

11. Parasotskaya N.N. Actual issues of the organization of management accounting in the activities of railway transport // Bulletin ofEconomic Security. 2010. № 12.

12. Senatov A.V., Tchaikovsky A.A. Some aspects of the use of specialist assistance by operational units in the implementation of operational investigative activities // Bulletin of the Kazan Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2016. №2 4(26).

13. Ivanov P. I., Kustov A.M. Operational and investigative support of the preliminary investigation of economic and corruption crimes in the field of procurement for the needs of the military-industrial complex and judicial proceedings (issues of organization and tactics) // Proceedings of the Academy of Management of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 2020. №2 1(53).

14. Volynsky A.F. Expert-criminalistic activity in law enforcement agencies: the purpose - disclosure and investigation of crimes // Bulletin of Economic security. 2020. №2 5.

15. Bychkov V.V., Prorvich V.A Algorithms of interaction of investigators with artificial intelligence in the course of disclosure and investigation of extremist crimes committed using the Internet // Law and order: history, theory, practice. 2021. №2 2(29).

16. Dukhnovsky S.V. Psychology of personality relations. Kurgan, 2014.

17. Elinson M.A., Sharipova V.A., Iskhakova O.S. The process of communication in the field of communicative interaction // Bulletin of Bashkirsk. un-ta. 2018. № 3.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Чиненов Евгений Владимирович, кандидат экономических наук, доцент, начальник кафедры криминалистики. Белгородский юридический институт МВД России. 308024, Российская Федерация, г. Белгород, ул. Горького, 71.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Chinenov Evgeniy Vladimirivich, PhD in Economics, Associate Professor, Head of the Department of Criminology. Belgorod Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia. 308024, Russian Federation, Belgorod, 71, Gorky St.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.