БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА И БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Д. Г. Алексеева*
Правовые проблемы совершенствования российского законодательства в целях развития инструментов партнерского банкинга
Аннотация. В статье рассматриваются проблемы правового регулирования партнерского банкинга — банковских операций, основанных на соблюдении принципов (стандартов) шариата. Имплементация инструментов партнерского банкинга может привести к росту банковского сектора России. В то же время в настоящее время на повестке дня стоит вопрос о возможности введения указанных инструментов в банковское законодательство Российской Федерации. В случае положительного решения данного вопроса потребуется осуществить интенсификацию приемов гармонизации норм банковского законодательства и нормативных актов Банка России для организации управления банковскими рисками, эффективного осуществления банковских операций и сделок в интеграционных процессах формирования единого рынка банковских услуг.
Ключевые слова: банк, исламские финансовые инструменты, Банк России, банковская система, правовое регулирование.
001: 10.17803/1994-1471.2017.76.3.108-115
В условиях экономического кризиса и санк-ционных ограничений, введенных Евросоюзом и США в отношении России, особую актуальность приобретают вопросы развития банковского сектора, повышения финансовой устойчивости кредитных организаций, изыскания внутренних источников и привлечения иностранных инвестиций из стран Азии и Ближнего Востока.
На фоне многочисленных обсуждений путей выхода из сложившейся экономической ситуации, проходящих на различных дискуссионных площадках, все чаще внимание банковской общественности привлекает возможность
применения в России исламских финансовых инструментов, основанных на запрете ростовщичества, ссудного процента, чрезмерного риска и неопределенности, а также ограничениях на размещение средств и получения доходов от запрещенных видов деятельности, таких как производство оружия, алкоголя, азартных игр и проч.
Исламская финансовая модель в той или иной степени активно применяется в мировой экономике и является движущей экономической силой во многих государствах, включая ОАЭ, Индонезию, Байрейн, Малайзию, Катар, Ирак, Иран, Иорданию и другие страны.
© Алексеева Д. Г., 2017
* Алексеева Диана Геннадьевна, доктор юридических наук, профессор кафедры банковского права Московского государственного юридического университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА) lilu-kd@mail.ru
125993, Россия, г. Москва, ул. Садовая-Кудринская, д. 9
В большинстве названных государств лишь часть всех функционирующих банков проводит операции с исламскими финансовыми инструментами, другие же банки осуществляют традиционные банковские операции и сделки. Как отмечает И.А.Зарипов1, исламский банкинг показал такие удивительные результаты и так быстро набрал клиентуру, что и в немусульманских странах стали открываться вначале «исламские окна», а затем и полноценные филиалы, действующие по принципам шариата. Сегодня в мире насчитывается около 300 крупных исламских финансовых институтов с активами примерно 2 трлн долл. США. Исламские финансовые центры открыты в Великобритании, Люксембурге, Франции, Германии, Бельгии, США и других странах.
Для находящейся под экономическими санкциями России, в которой проживают миллионы мусульман, использование альтернативных форм финансирования, в том числе с применением исламских финансовых инструментов, может оказаться драйвером экономического развития и необходимой основой для привлечения в страну столь необходимых иностранных инвестиций, в том числе из стран Азии и Ближнего Востока.
Определенный интерес к развитию партнерского банкинга проявляют в настоящее время Сбербанк России, Внешэкономбанк и другие крупные российские банки.
24 марта 2016 г. в Казани при совместной работе ПАО «Татфондбангк» и ООО «Татагро-промбанк» в рамках деятельности Рабочей группы по партнерскому банкингу состоялось открытие первого в России Центра партнерского (исламского) банкинга, который планирует осуществлять свою деятельность в соответствии с принципами партнерского финанси-
рования, применяемыми в странах Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока. В рамках состоявшегося 14 октября 2016 г. форума Finopolis-2016 на заседании круглого стола на тему «Финансовые технологии и партнерский банкинг» представителями Центра с участием банковской общественности и заинтересованных компаний рассматривались вопросы интеграции российского финтеха в мировую индустрию, перспективы и вызовы на примере партнерского банкинга и опыта сингапурского акселератора2.
По мнению Президента Татарстана Рустама Минниханова3, такая форма финансирования могла бы стать достаточно привлекательной в условиях ограниченного доступа Российской Федерации на западные финансовые рынки.
Вместе с тем существующие значительные различия в основных принципах и методах осуществления банковских операций и сделок исламского банкинга, подходе к «личности» клиента, управления банковскими рисками, контроля и надзора за соответствием банковской деятельности не только нормативным установлениям, но и принципам шариата обуславливают возникновение проблем в правовом регулировании этического (альтернативного) банкинга.
Существуют различные подходы к вопросу о возможности имплементации в российскую правовую систему инструментов исламского банкинга, от полного непринятия4 до необходимости создания соответствующей нормативной основы.
Для определения вектора развития российского законодательства в сфере исламского банкинга создана Рабочая группа Банка России, утвердившая в 2016 г. Дорожную карту по развитию партнерского банкинга и связанных
1 Зарипов И. А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страховании и на финансовых рынках России // Управление собственностью: теория и практика. 2015. № 1. С. 2-20.
2 URL: http://arb.ru/b2b/press/kruglyy_stol_tatfondbanka_v_ramkah_finopolis_2016-10054954/Psphrase_ id=235953.
3 Официальный сайт Ассоциации российских банков. URL: http://arb.ru/b2b/news/minnikhanov_ sberbank_i_veb_proyavlyayut_interes_k_razvitiyu_islamskogo_bankinga-10011318/?sphrase_id=200099.
4 Так, по мнению заместителя Председателя Совета Федерации Е. Бушмина, Банк России и законодательство не готовы к проникновению исламского банкинга (см.: URL: http://arb.ru/b2b/news/vitse_ spiker_sovfeda_tsb_i_rossiyskoe_zakonodatelstvo_ne_gotovy_k_islamskomu_ban-10013335/?sphrase_ id=200099).
с ним финансовых услуг в Российской Федерации на период 2016—2017 годов, в которой рассматриваются вопросы развития финансовой инфраструктуры, взаимодействия с зарубежными странами и институтами, разработке предложений по совершенствованию законодательства и регулирования в сфере партнерского банкинга.
По мнению Банка России, в современном мире выделяется несколько подходов к регулированию партнерского банкинга.
Первый подход (монистический) состоит в осуществлении правового регулирования всего банковского сектора страны на условиях партнерского банкинга (Иран, Пакистан, Судан).
Второй подход (дуалистический) предусматривает возможность функционирования в рамках банковской системы одного государства как традиционных банков, так и исламских банков, деятельность которых, как правило, регулируется специальным законом (напр., Малайзия).
Третий подход основан на функционировании в государстве партнерских банков, статус и деятельность которых регламентируется нормами традиционного банковского законодательства с учетом определенной специфики (Великобритания, США, Германия).
Третий подход, на наш взгляд, представляется наиболее реальным для применения и эффективным в условиям многонационального государства с весьма большим количеством кредитных организаций.
Вместе с тем в России разработка правовых основ партнерского банкинга может осуществляться по различным направлениям.
Одна из наиболее распространенных в настоящее время правовых позиций состоит в отсутствии насущной необходимости в изменении действующего законодательства и, соответственно, осуществлении финансовых операций в рамках существующего правового поля.
В данной связи примечателен опыт Республики Азербайджан, в котором при отсутствии специального регулирования отдельные банки применяют инструменты исламского финансирования: инвестиционные счета, кредиты на основе облигаций сукук, кредиты на принципах иджара и прочие.
Вместе с тем представляется, что использование отдельных инструментов партнерского банкинга не позволит создать в стране эффективную финансовую систему, приносящую прибыль и привлекательную для иностранных инвесторов.
Другая правовая позиция основана на необходимости принятия специального закона «Об исламских финансах», регулирующего основы применения партнерских финансов с использованием исламских принципов в экономике» с одновременным внесением изменений в другие нормативные правовые и нормативные акты5 .
Вместе с тем разработка специального федерального закона представляется эффективной лишь в комплексе принятия иных нормативных правовых и нормативных актов, каждый из которых направлен на регламентацию одной или нескольких аспектов партнерского банкинга (банковских операций, налогообложения, финансовой устойчивости такого банка, порядка его создания и лицензирования деятельности и т.д.). Всю совокупность вопросов, регулирующих партнерский банкинг, при всем желании невозможно отразить в рамках всего лишь одного федерального закона.
Его принятие между тем может иметь целью закрепление основных принципов партнерского банкинга, системы понятий и содержания основных финансовых инструментов.
Отдельное внимание при внедрении партнерского банкинга должно быть уделено вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Известно, что проблема правового регулирования партнерского банкинга пока не получила адекватного отражения в Рекомендациях ФАТФ и, следовательно, требует дополнительного изучения и, возможно, закрепления в нормах действующего законодательства.
Третья правовая позиция в настоящее время в большей мере поддерживается представителями Банка России и заинтересованной банковской общественности. Ее суть состоит в «точечном изменении законодательства» в целях развития партнерского банкинга.
Именно такая модель регулирования реализована в Республике Казахстан.
5 URL: http://Arb.ru/b2b/discussion/islamskie_printsipy_finansirovaniya-9834871/?sphrase_id=130140.
В рамках Закона Республики Казахстан от 31 августа 1995 г. № 2444 «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» сформулировано понятие исламского банка, определено его место в банковской системе страны, изложены особенности осуществления деятельности и существующие запреты, раскрыты особенности банковских операций, в числе которых: финансирование предпринимательской деятельности в соответствии со стандартами шариата, прием инвестиционных депозитов, инвестиционная деятельность на условиях лизинга (аренды) и проч. Дополнительно приняты изменения и дополнения в иные нормативные правовые и нормативные акты, связанные с особенностью создания, деятельности исламских банков, пруденциального регулирования, функционирования шариатских советов и по иным вопросам.
«Точечная» модель развития законодательства о партнерском банкинге рассматривалась как основная и наиболее эффективная в существующих экономико-правовых условиях в рамках Экспертной дискуссии «Исламские финансы: опыт и перспективы», которая проводилась 14 января 2017 г. на VII Гайдаровском форуме «Россия и мир: выбор приоритетов»6 .
И, наконец, в Дорожной карте Банка России в части правового регулирования партнерского банкинга предусматривается как анализ возможности для реализации в рамках действующего законодательства финансовых продуктов, основанных на принципах партнерских финансов (напр., доверительное управление, инвестиционное партнерство, расчетные и текущие счета без начисления процентов, предоставление потребительских товаров в рассрочку посредством заключения договоров купли-продажи с наценкой и пр.), так и оценка необходимости обеспечения действующих норм с точки зрения формирования резервов на возможные потери, расчета собственных средств, страхования вкладов физических лиц, обязательного начисления процентов и т.д.). При этом основное внимание в рамках рассмотрения путей совершенствования законодательства уделяется именно внесению точечных изменений в нормативные правовые и нормативные акты.
Проблемы создания правовых основ партнерского банкинга затронуты в письме Президента Ассоциации российских банков Г. А. То-суняна директору Департамента банковского надзора Банка России «Об исламских принципах финансирования» от 8 августа 2014 г.
В документе, в частности, предложено внести соответствующие изменения в действующее законодательство и нормативные акты Банка России, в том числе:
— статью 29 Федерального закона от 2 декабря 1990 г. № 395-1 «О банках и банковской деятельности» дополнить положением о том, что она не распространяется на операции, осуществляемые банками с соблюдением исламских принципов;
— предусмотреть облегченную процедуру регистрации прав собственности по сделкам исламского финансирования;
— налогообложение операций по продаже товаров в рассрочку с наценкой в целях финансирования привести к сопоставимому уровню налогообложения аналогичных банковских операций;
— признать необходимым отдельный учет средств от осуществления исламских операций;
— обязать банки, действующие по исламским принципам, создать отдельные дополнительные системы учета рисков и создания дополнительных резервов;
— создать отдельные виды доверительного управления, специализированного под исламские финансовые институты;
— обязать финансовые институты, получающие специальную лицензию на деятельность с использованием исламских принципов, организовать в своей структуре Шариатский совет, отслеживающий соответствие совершаемых операций принципам шариата;
— разрешить банкам, действующим по исламским принципам, осуществлять операции со складскими свидетельствами;
— создать в структуре Банка России подразделение, регулирующее деятельность финансовых институтов, действующих с соблюдением исламских принципов, а также центрального шариатского совета;
6 URL: http://gaidarforum.ru/program/14-yanvarya/islamskie-finansy-opyt-i-perspektivy/.
— предусмотреть для партнерских банков возможность совершения торговых операций, например путем внесения соответствующих изменений в ст. 5 указанного Федерального закона «О банках и банковской деятельности». Необходимо отметить, что Законопроект № 746023-6 «О внесении изменений в статью 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» (о запрете кредитной организации заниматься производственной и страховой деятельностью) был внесен в Государственную Думу и зарегистрирован 17 марта 2015 г. В пояснительной записке к документу отмечено, что в России в настоящее время остро встает вопрос о необходимости реформирования экономики, в частности финансовой и банковской сферы. В период практически полной экономической блокады со стороны Европы и США нашим банкам приходится искать новые каналы привлечения инвестиций. Исторический опыт государств, ранее входящих в СССР, например Казахстана, говорит о том, что крайне действенным инструментом в такой ситуации является привлечение исламских инвестиций. Кроме того, формирование системы исламского банкинга позволит привлечь в финансовую систему страны деньги миллионов россиян. Для России, в которой проживает свыше 15 млн мусульман, это — огромный ресурс. Одним из факторов, препятствующих этому, является установленный в рассматриваемой статье запрет на торговую деятельность, который предложено отменить и убрать тем самым первый барьер на пути внедрения инструментов исламского банкинга в России. В настоящее время законопроект находится на рассмотрении и не прошел пока ни одного чтения7 .
Как следует из предложений Президента АРБ, к числу важнейших мер, направленных на внедрение партнерского банкинга, предусматривается возможность выдачи банкам, функционирующим на основании соблюдения принципов шариата, отдельной банковской
лицензии. В письме, в частности, предлагается разработать инструкцию по регистрации банковской организации в качестве исламского финансового института и предусмотреть отдельное лицензирование банков для осуществления данных сделок локальным актом Банка России. Соответственно, кредитная организация, имеющая намерение оказывать исламские финансовые услуги, должна будет попасть под особый надзор регулятора, обосновывать в своей отчетности экономический смысл каждой транзакции или группы однородных транзакций и создавать дополнительные фонды, компенсирующие возможные потери из-за специфического характера исламских операций, как это принято в других странах, например, в Малайзии.
Возможно, правовая позиция о необходимости специальной лицензии, позволяющей финансовым институтам осуществлять деятельность в соответствии с принципами шариата, получит дополнительное развитие в связи с законопроектом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», предусматривающем пропорциональное регулирование в банковской сфере.
Законопроект, фактически, вводит требования о повышении минимального размера собственных средств для банков, имеющих универсальную лицензию. Остальные банки (размер собственных средств которых ниже 1 млрд.рублей) вправе претендовать лишь на получение базовой (фактически ограниченной) лицензии. Документ вызвал множество споров и неоднозначную реакцию в банковском сообществе. С одной стороны, повышение пруденциальных требований к крупным банкам, принимающим на себя повышенные риски, вполне оправданно. С другой стороны, непроработанность текста законопроекта позволяет рассуждать об ограничениях на операции для банков с базовой лицензией и, соответственно, нарушение конкурентной среды8. У представителей банковского сообщества возник также вопрос, просчитывал ли кто-нибудь из инициаторов законопроекта финансовую модель, при которой придется работать небольшим
7 Официальный сайт Государственной Думы ФС РФ. URL: http://www.duma.gov.ru/systems/ law/?number=746023-6&sort=date.
8 URL: http://arb.ru/arb/press-on-arb/eksperty_obsudili_proportsionalnoe_regulirovanie_i_mekhanizmy_ sanaysii_na_otkryt-10075658/?sphrase_id=236024.
банкам, и последствия данных нововведений для отрасли и для экономики, ведь данные новации касаются примерно половины действующих в стране банков, а за ними стоят клиенты9 .
Однако потребность в законопроекте назрела давно и, возможно, в конечном итоге он будет принят с теми или иными корректировками.
Если это произойдет, появится возможность разработать правовую модель получения банками лицензии, позволяющей совершать операции с исламскими финансовыми инструментами, на базе принятого федерального закона о пропорциональном регулировании.
В том числе лицензия может предусматривать право банка на использование исламских банковских продуктов (услуг), которые по принципу их формирования традиционно делятся на три типа10:
— основанный на партнерстве (или «разделения прибыли/прибыли и убытков»): муда-раба и мушарака;
— основанный на участии в сделках (или «долга по сделке»): мурабаха, иджара (лизинг), салам, истисна, истиджрар, кардул — хасан, вадия;
— основанный на оплате комиссий (тарифов) банка (или «комиссионные» продукты): ва-кала (аккредитив).
Таким образом, «точечное» изменение законодательства в целях внедрения партнерского банкинга должно охватывать все его аспекты, включая порядок создания и лицензирования деятельности, порядок преобразования традиционного банка в исламский или открытия исламского окна, особенности, типовые формы (стандарты) и порядок осуществления банковских операций, основанных на принципах шариата, пруденциальное регулирование деятельности таких банков, механизм разрешения споров, связанных с оказанием соответствующих услуг, а также реформирования банковского надзора за деятельностью кредитных организаций, функционирующих
на основе принципов партнерских финансов, включая вопросы соблюдения законодательства о противодействии легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма, ибо «эффективность национального режима противодействия отмыванию денег и финансированию терроризма зависит от того, насколько строго соблюдаются соответствующие стандарты всеми финансовыми посредниками, включая финансовые учреждения и иные лица, обеспечивающие доступ к финансовой системе»11
Другим немаловажным аспектом, связанным с созданием правовой основы партнерского банкинга в России, является необходимость разработки соответствующего понятийного аппарата, в противном случае существует высокий риск несоответствия банковских продуктов стандартам шариата.
В ранее процитированном письме Президента АРБ особенно подчеркнуто, что самым главным препятствием в правовом регулировании является отсутствие в российском правовом поле юридически закрепленной терминологии по исламским финансам, аналогов понятий, используемых в международной практике в рамках деятельности, соответствующей исламским принципам. Нигде в российских юридических документах не прописано, что такое «исламский финансовый институт» или «банк, действующий с соблюдением исламских финансовых принципов», «сукук», «мудараба» и т.д.
Закреплять систему понятий в законодательстве можно различными способами, но делать это необходимо в любом случае. Так, в Законе Республики Казахстан «О банках и банковской деятельности в Республике Казахстан» инструменты партнерского банкинга раскрыты с позиции их правовой природы (напр., «финансирование торговой деятельности в качестве торгового посредника с предоставлением коммерческого кредита», «осуществление инвестиционной деятельно-
9 URL: http://arb.ru/arb/press-on-arb/bankiry_o_zakonoproekte_o_proportsionalnom_regulirovanii_eta_ model_nezhiznesposo-10081247/.
10 Официальный сайт Исламского центра компетенции исламского бизнеса и финансов России. URL: http://ibfd-fund.ru/about-islamic-banking.
11 Петрова Г. В. Предотвращение финансирования терроризма в международном финансово-правовом регулировании // Международное уголовное право и международная юстиция. 2010. № 3. С. 7—11.
сти на условиях лизинга (аренды)», «депозиты исламского банка», «финансирование производственной и торговой деятельности путем участия в уставных капиталах юридических лиц и (или) на условиях партнерства» и т.д.).
Президент АРБ Г.А.Тосунян предложил для этой цели принять соответствующий федеральный закон об исламских финансах.
В качестве альтернативного варианта можно предусмотреть раскрытие понятий партнерского банкинга в тех нормативных правовых или нормативных актах, которыми будет устанавливаться их правовой режим.
Инструменты партнерского банкинга базируются на основополагающих принципах шариата и теологической доктрине. 7 декабря в рамках ежегодной 15-й конференции Организации бухгалтерского учета и аудита исламских финансовых учреждений (АА0^1) и Всемирного банка по исламской экономике и финансам подписаны соглашения о переводе всего текста шариатских стандартов организации на русский и французский языки. Часть стандартов уже переведена12. Однако при их переводе и адаптации возникают некоторые правовые проблемы.
Во-первых, стандарты не являются нормативным актом прямого действия, а во-вторых, чрезвычайно сложны для восприятия широким кругом правоприменителей, включая специалистов банковского дела и права, поскольку содержат несовпадающие с содержащимися в российском праве понятиями и правовыми категориями, в некоторых понятиях отсутствует столь распространенная в российском законодательстве конкретика, а некоторые понятия вообще не имеют аналогов. Для понимания данных текстов необходимо знать нормы шариата, доктрину ислама и мнения ученых-теологов, зачастую недоступных российскому правоприменителю. Следовательно, необходима разработка научных комментариев или разъяснений для уточнения ряда терминов, применяющихся для партнерского банкинга.
Представляется, что максимального поло-
жительного эффекта можно достичь сочетанием способов: с одной стороны, раскрыть в российском законодательстве понятие, правовые особенности и природу тех инструментов партнерского банкинга, которые реально смогут применять российские банки, а с другой — разработать соответствующие научно-практические комментарии.
В настоящее время в российской экономике «есть серьезный потенциал для развития исламских финансов в области банковского дела, страхования, финансовых рынков в России, но реализовать его непросто. И преодоление проблем зависит от заинтересованности в развитии исламских финансов компаний, позиции Правительства и настроя населения. Уже существующие исламские финансовые институты в России доказывают, что это возможно»13
На текущий момент времени предпринятые Банком России, а также всеми заинтересованными лицами усилия позволяют предположить, что такой потенциал будет реализован, в связи с чем актуальность и важность создания достаточного, непротиворечивого и не коллизионного законодательства, которое бы стало способом разрешения существующих проблем, а не их источником, сложно переоценить.
Безусловно, для создания достаточной правовой базы партнерского банкинга необходимо использовать весь правовой инструментарий правоотношений в данной области с учетом мирового опыта в целях создания устойчивой и эффективной финансовой системы, удовлетворения потребностей населения в банковских и иных финансовых услугах.
Имплементация в экономику страны альтернативных, в том числе исламских финансовых инструментов, обуславливает потребность в интенсификации приемов гармонизации норм банковского законодательства и нормативных актов Банка России для организации управления банковскими рисками, эффективного осуществления банковских операций и сделок в интеграционных процессах фор-
12 URL: http://www.muslimeco.ru/onews/2305/.
13 Зарипов И. А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страховании и на финансовых рынках России // Управление собственностью: теория и практика. 2015. № 1. С. 2-20.
мирования единого рынка банковских услуг. В связи с этим публично-правовые меры и договорно-правовые формы организации банковской деятельности становятся важнейшим
фактором обеспечения финансовой устойчивости кредитных организаций и банковской безопасности.
БИБЛИОГРАФИЯ
1 . Зарипов И. А. Исламские финансы: первый опыт и проблемы развития в банковском секторе, страхо-
вании и на финансовых рынках России // Управление собственностью: теория и практика. — 2015. — № 1. — С. 2—20.
2 . Петрова Г. В. Предотвращение финансирования терроризма в международном финансово-право-
вом регулировании // Международное уголовное право и международная юстиция. — 2010. — № 3. — С. 7—11.
Материал поступил в редакцию 18 декабря 2016 г.
LEGAL PROBLEMS OF IMPROVING THE RUSSIAN LEGISLATION FOR THE PURPOSE OF DEVELOPING THE INSTRUMENTS OF PARTNERSHIP BANKING
ALEKSEEVA Diana Gennadievna — Doctor of Law, Professor of the Department of Banking Law at the
Kutafin Moscow State Law University (MSAL)
lilu-kd@mail.ru
125993, Russia, Moscow, ul. Sadovaya-Kudrinskaya, d. 9
Review. The article discusses the issues of legal regulation of the partnership banking -- banking operations that are based on the principles (standards) of Sharia. Implementation of the instruments of partnership banking can lead to increase in the banking sector of Russia. At the same time, currently the issue of the possibility of introducing these instruments into the banking legislation of the Russian Federation is on the agenda. In case of a positive decision on this issue, it will be required to intensify techniques applied for harmonization of banking legislation and regulatory acts of the Bank of Russia in order to organize banking risks management, effective implementation of banking operations and transactions in integration processes of the single market formation for banking services.
Keywords: bank, Islamic financial instruments, the Bank of Russia, banking system, legal regulations.
REFERENCES (TRANSLITERATION)
1 . Zaripov I. A. Islamskie finansy: pervyj opyt i problemy razvitija v bankovskom sektore, strahovanii i na
finansovyh rynkah Rossii // Upravlenie sobstvennost'ju: teorija i praktika. — 2015. — № 1. — S. 2—20.
2 . Petrova G. V. Predotvrashhenie finansirovanija terrorizma v mezhdunarodnom finansovo-pravovom
regulirovanii // Mezhdunarodnoe ugolovnoe pravo i mezhdunarodnaja justicija. — 2010. — № 3. — S. 7—11.