Научная статья на тему 'Правовые проблемы оплаты труда в бюджетной сфере Российской Федерации'

Правовые проблемы оплаты труда в бюджетной сфере Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
567
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТИМУЛИРУЮЩИЕ НАДБАВКИ / КОМПЕНСАЦИОННЫЕ ВЫПЛАТЫ / COMPENSATION PAYMENTS / ПРЕМИЯ / BONUS / МАТЕРИАЛЬНАЯ ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬ / НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ / REGULATIONS / INCENTIVE BONUSES / FINANCIAL INCENTIVES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калинин Филипп Александрович

В статье рассматриваются вопросы выплаты стимулирующих надбавок и премий работникам бюджетной сферы. Показано, что существующая система оплаты приводит к коррупции. Так как законодательно не определен порядок начисления стимулирующих надбавок, то уголовные дела, возбужденные по делам о незаконном назначении стимулирующих надбавок, не приводят к результатам. Дальнейшее использование такой системы приведет к социальной напряженности в обществе. Автор предлагает работникам бюджетной сферы отменить стимулирующие надбавки и премии и перейти на оплату труда по тарифной сетке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые проблемы оплаты труда в бюджетной сфере Российской Федерации»

LEGAL PROBLEMS OF WAGE IN THE PUBLIC SECTOR OF THE RUSSIAN FEDERATION Kalinin F.

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОПЛАТЫ ТРУДА В БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Калинин Ф. А.

Калинин Филипп Александрович /Kalinin Filipp — слушатель, факультет профессиональной подготовки, Крымский филиал Краснодарский университет МВД России, г. Симферополь

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы выплаты стимулирующих надбавок и премий работникам бюджетной сферы. Показано, что существующая система оплаты приводит к коррупции. Так как законодательно не определен порядок начисления стимулирующих надбавок, то уголовные дела, возбужденные по делам о незаконном назначении стимулирующих надбавок, не приводят к результатам. Дальнейшее использование такой системы приведет к социальной напряженности в обществе. Автор предлагает работникам бюджетной сферы отменить стимулирующие надбавки и премии и перейти на оплату труда по тарифной сетке.

Abstract: the article discusses the issues of payment of incentive allowances and bonuses of public sector employees. It is shown that the current system of payment leads to corruption. Since the law does not define the procedure for calculation of incentive bonuses, the criminal proceedings instituted in cases of illegal appointments of incentive bonuses do not lead to results. Continued use of this system will lead to social tension in society. The author suggests public sector workers to cancel incentive allowances and bonuses, and go to pay for the grid tariff.

Ключевые слова: стимулирующие надбавки, компенсационные выплаты, премия, материальная заинтересованность, нормативные акты.

Keywords: incentive bonuses, compensation payments, bonus, financial incentives, regulations.

Доля работников госучреждений и госкомпаний в общей численности работающего населения Российской Федерации составляет 30,6% [1]. В подавляющем большинстве стран эта доля значительно ниже (США - 14,4%, Германия - 14,3 %, Италия - 13,7%, Китай - 8,8%, Южная Корея - 6,5%). В связи с этим организация оплаты труда в бюджетной сфере Российской Федерации является важнейшей проблемой. В настоящее время оплата работника осуществляется в соответствии с контрактом (трудовым договором). Согласно трудовому договору работнику устанавливается заработная плата, которая состоит из: должностного оклада, компенсационной и стимулирующей выплат, которые предусмотрены действующим законодательством, коллективным договором и положением об оплате труда работника предприятия. Кроме того, работникам могут выплачиваться премии, которые устанавливаются в соответствии с коллективным договором и локальными нормативными актами.

Должностной оклад и компенсационные выплаты - достаточно строго регламентированные категории, в то же время стимулирующая надбавка и премия во многом зависит от руководителя и размер их не ограничен нормативными актами. Такое положение приводит к коррупции и напряжению в обществе.

Цель этой статьи на примерах показать недостаток такой системы оплаты труда и предложить варианты, которые уменьшат коррупцию и снимут напряжение в обществе.

Одним из условий построения эффективной системы материального стимулирования персонала является установление заработной платы на уровне не ниже стоимости воспроизводства рабочей силы. Размер заработной платы должен превышать объем финансовых средств, нужных работнику для восстановления затраченных им на работу энергетических (физических, интеллектуальных и т.д.) ресурсов. Если объем средств недостаточен для восстановления затраченных ресурсов и на общее поддержание своей индивидуальной жизни, в работнике будет укрепляться неудовлетворенность по отношению к работе, что неминуемо скажется на результатах его труда.

Система оплаты труда в бюджетной сфере Российской Федерации построена так, что четко определенная часть заработной платы - должностной оклад не позволяет работнику компенсировать

затраченные ресурсы, а чтобы устранить этот недостаток вводятся различные доплаты. Основные доплаты - это стимулирующая надбавка и премия. Рассмотрим эти категории.

Стимулирующая надбавка предусматривается с целью повышения мотивации высокоэффективного труда, трудовой и творческой активности работника. В статье 129 Трудового кодекса Российской Федерации (ТК РФ) [2] предусмотрены стимулирующие выплаты. Однако их понятие и содержание не раскрываются. Отсутствует и научно обоснованная классификация стимулирующих выплат. Кроме того, в главе 21 Трудового кодекса Российской Федерации нет ни одной статьи, посвященной указанным выплатам. В части 1 статьи 144 ТК РФ закреплено положение о системах стимулирующих доплат и о праве работодателя (а не обязанности) устанавливать стимулирующие выплаты. Исходя из изложенного можно сказать, что стимулирующие надбавки не урегулированы должным образом в законе. В соответствии с ТК РФ (статья 41, статья 45, статья 57) они должны определяться коллективным договором, соглашением, локальными нормативно-правовыми актами предприятия и трудовым договором. Обычно, во всех этих документах порядок и сумма стимулирующих выплат не расписывается подробно, а ограничиваются лишь одной фразой -«стимулирующие выплаты производятся в соответствии с действующим законодательством». Следовательно, можно сделать вывод, что основная решающая сила находится в руках руководителя, который, руководствуясь субъективным мнением, определяет стимулирующие надбавки сотрудникам.

Рассмотрим, к чему приводит законодательно не урегулированная система надбавок на примере Республиканской клинической больницы им. Н. А. Семашко в г. Симферополе Республики Крым [3, 4]. Главный врач больницы Елена Соболева издала приказы, в соответствии с которыми работникам больницы, в том числе относящимся к административно-управленческому составу, установила надбавки за высокотехнологическую медицинскую помощь. Например, главный бухгалтер больницы по итогам восьми месяцев получила среднюю зарплату 547 тысяч рублей, а заместители главного врача - по 350 тысяч. В некоторые месяцы в результате надбавок зарплаты доходили до 800 тысяч рублей. Отметим, что зарплата главного врача была всего 70 тысяч в месяц. За восемь месяцев 2016 г. пять руководителей больницы, не считая главного врача, получили 12,3 миллиона рублей. Следует отметить, что средняя зарплата врача в Республике Крым составляет 39,1 тысячи рублей. Это пример того, как пробел в законодательстве позволяет устанавливать руководителю надбавки. Уголовное дело, возбужденное следственным комитетом в отношении главного врача, в котором ей инкриминируется незаконное назначение стимулирующих надбавок своим подчиненным (часть 1 статьи 285 Уголовного кодекса РФ - злоупотребление должностными полномочиями [5] не приведет к результатам, так как законодательно не определён порядок начисления стимулирующих надбавок. Наказание за назначение избранным подчиненным запредельных зарплат за счет всего коллектива может рассматриваться как нарушение морального права и в крайнем случае увольнение с руководящей должности.

Рассмотрим порядок назначения премий. Премия - это часть заработной платы, выплачиваемая работнику в качестве поощрения за достижения (успехи) в труде. Этот вид премий необходимо отличать от премий, выплачиваемых на основе общей оценки труда (ст. 191 ТК РФ) и не относящихся к заработной плате. Премии являются дополнительной (переменной) частью сдельно-премиальной или повременно-премиальной системы оплаты труда. С помощью премий можно, не меняя тарифной системы как основы заработной платы, обеспечить повышенную материальную заинтересованность в достижении высоких результатов в труде. По правовой природе премия представляет собой выплату за достижения заранее установленных показателей успешной трудовой деятельности работника либо структурного подразделения организации (отдела, участка, управления). Посредством основной заработной платы (тарифных ставок, окладов) учитываются основные показатели трудовых затрат, а посредством премий - дополнительные показатели труда, главным образом его результаты (выполнение и перевыполнение норм выработки, плановых заданий, повышение качества, экономия материалов и др.). Основная заработная плата характеризует объективную сторону труда и не учитывает субъективного фактора. Вместе с тем премированию подлежит труд не любого, а только хорошего содержания, приведший к достижению заранее установленных показателей работы. Право на премию возникает лишь после такого периода работы (месяц, квартал и т.д.), с которым связывается достижение установленных показателей. Российское законодательство не имеет нормативных актов, регулирующих премирование руководителей, что приводит к коррупции и разворовыванию бюджетных средств. Рассмотрим это на примере предприятий, имеющих смешанную форму собственности, где контрольный

пакет акций принадлежит государству. Это такие предприятия как Газпром, Русгидро, Роснефть и прочие, обороты и прибыль которых составляет миллиарды рублей. Заметим, что прибыль таких предприятий основывается на продаже природных ресурсов, которые согласно Конституции, являются достоянием всех граждан Российской Федерации. Приведём пример назначения премии в одной из таких организаций. Так, в августе 2016 года было возбуждено уголовное дело [6] в отношении председателя правления Русгидро Евгения Дода, который лично подписал указ о специальном премировании челнов правления ОАО Русгидро по итогам 2013 года, по которому начислил самому себе специальную премию в размере 353,21 миллиона рублей, неправомерно завысив ее на 73 миллиона рублей. По уголовному делу неправомерным является завышение премии, а сумма премии, приблизительно равная 280 миллионов рублей является допустимой. В связи с тем, что нормативных документов, определяющих порядок и сумму премий в РФ нет, то уголовное дело будет закрыто.

На основании вышеизложенного можно сделать заключение, что руководитель предприятия может использовать стимулирующие надбавки для разворовывания бюджетных средств у руководимого им трудового коллектива. Обычно это делается так. Руководитель не устанавливает себе надбавку (ему устанавливает руководство вышестоящей организации), а он устанавливает надбавки близкому ему кругу лиц, которые затем ему отстегивают часть полученной суммы. С премиями дела обстоят еще более коррумпированно. Так как при начислении премий нет никаких нормативных актов, то руководитель свободен в своих действиях и не подлежит никакому наказанию.

Таким образом, стимулирующие надбавки и премии в бюджетной сфере порождают социальную напряженность в обществе. И если не решить эту важнейшую проблему, то это может привести к социальному взрыву.

Как решить эту проблему? Здесь есть два пути.

Первый путь - на законодательном уровне четко определить порядок выплаты стимулирующих надбавок и премий. Но это сделать очень сложно. Законодатели не пойдут по этому пути, так как сами получают премии и надбавки, в связи с этим они будут принимать такие законы и постановления, которые не решат эту проблему. Например, о бесперспективности такого пути свидетельствует постановление министерства труда и социальной защиты Республики Крым [7], по которому все руководители государственных, унитарных и казённых предприятий будут размещать сведения о своих доходах на портале органа исполнительной власти. Но мы ранее на примере Крымской республиканской клинической больницы им. Н. А. Семашко показали, что руководитель получает зарплату в 510 раз меньше, чем у подчинённых, т.е. размещение сведений о доходах руководителей на порталах ничего не даст.

Второй путь - зарплату в бюджетной сфере выплачивать только по тарифной сетке, согласно которой четко устанавливаются оклады от рядового клерка до президента. Премии выплачиваются по итогам года и не превышают оклад. Успешная работа работника способствует переводу его на более высокий уровень тарифной сетки (соответственно на более высокий должностной оклад). Это единственный путь решения этой актуальной проблемы.

Литература

1. Исследование РБК: сколько в России чиновников и много ли они зарабатывают. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rbc/economics/15/10/2014/543cfe56cbb20f8c4e0b98f/ (дата обращения: 09.01.2017).

2. Трудовой кодекс Российской Федерации. М., 2016.

3. Изотов И. Назначат терапию // Российская газета, 2016. № 224 (7092). 5 октября.

4. Изотов И. Полмиллиона в месяц - не слабо? // Российская газета, 2016. № 230 (7098). 12 октября.

5. Уголовный кодекс Российской федерации. М., 2016.

6. Полетаев В. Криминальная премия. // Российская газета, 2016. 19 августа 2016.

7. Котенева О. Рассекретят доходы. // Российская газета, 2016. 242 (7110). 26 октября.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.