УДК 347.235 Турицын Александр Викторович
кандидат юридических наук, судья Щербиновского районного суда Краснодарского края
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ НЕРАЦИОНАЛЬНОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ
Turitsyn Alexander Viktorovich PhD in Law,
Judge, Scherbinovsky district court of Krasnodar region
THE LEGAL PROBLEMS OF IRRATIONAL USE OF AGRICULTURAL LAND
Аннотация:
В статье рассмотрен вопрос правового регулирования отношений по поводу земельных участков, которые подлежат особой правовой охране, независимо от принадлежности к государственной, муниципальной или частной формам собственности. Анализируя гражданско-правовую, уголовную и административную защиту земельных ресурсов, автор показал, что вопрос юридической ответственности за нерациональное и неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения остался без разрешения в уголовно-правовой отрасли.
Summary:
The article deals with the issue of legal regulation of relations involving the land that is a subject of special legal protection, regardless of state, municipal or private ownership. Analyzing the civil, criminal and administrative protection of the land resources, the author shows that the question of legal liability for irrational and inefficient use of agricultural land remains uncovered mainly in the criminal justice field.
Ключевые слова:
земельное право, земли сельскохозяйственного назначения, земельные ресурсы, законы Краснодарского края, неэффективное использование земель.
Keywords:
land law, agricultural land, land resources, laws of the Krasnodar Territory, inefficient use of land.
Одной из актуальных проблем российской современности является вопрос правового регулирования отношений по поводу земельных участков как источника существования, земли как основы жизни, а также всего того, что характеризует землю как правовую категорию.
В связи с этим следует обратить внимание на то, что, в соответствии со ст. 9 Конституции Российской Федерации, земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории [1].
В развитие указанного конституционного положения, ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-Фз «О развитии сельского хозяйства» предусматривает, что основными целями государственной аграрной политики являются: повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции и российских сельскохозяйственных товаропроизводителей, обеспечение качества российских продовольственных товаров, обеспечение устойчивого развития сельских территорий, занятости сельского населения, повышения уровня его жизни, в том числе оплаты труда работников, занятых в сельском хозяйстве, сохранение и воспроизводство используемых для нужд сельскохозяйственного производства природных ресурсов [2].
То есть рациональное использование земель сельскохозяйственного назначения и повышение их плодородия является основой сельскохозяйственного производства.
Не зря этому важному вопросу отводится место в Доктрине продовольственной безопасности Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 30.01.2010 № 120, в которой отмечено, что для оценки состояния продовольственной безопасности используется система показателей в сфере производства и национальной конкурентоспособности, в том числе продуктивность используемых в сельском хозяйстве земельных ресурсов. В названном документе особо подчеркивается, что в области производства сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия усилия должны быть сконцентрированы на повышении почвенного плодородия и урожайности, расширении посевов сельскохозяйственных культур за счет неиспользуемых пахотных земель, реконструкции и строительства мелиоративных систем [3].
Поскольку земельные участки сельскохозяйственного назначения рассматриваются как средство производства, они подлежат особой правовой охране, независимо от принадлежности к государственной, муниципальной или частной формам собственности [4]. Посему защита земельных ресурсов является наиважнейшей обязанностью государства.
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
Применительно к этому можно выделить гражданско-правовую, уголовную и административную защиту земельных ресурсов. В настоящей статье мы остановимся на двух последних.
Уголовный кодекс РФ относит защиту земельных ресурсов к экологическим преступлениям и содержит лишь одну статью, предусматривающую ответственность за порчу земли [5]. Непосредственным объектом указанного преступления являются отношения, складывающиеся в сфере обеспечения экологической безопасности, охраны и рационального использования земли.
Ч. 1 ст. 254 УК РФ предусматривает ответственность за отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде.
Ч. 2 названной статьи предусматривает ответственность за те же действия, совершенные в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации, а ч. 3 - за деяния, предусмотренные ч. 1 и 2 настоящей статьи, повлекшие по неосторожности смерть человека.
Кодекс РФ об административных правонарушениях шире подходит к данной проблеме, в нем уже несколько статей отражают ответственность в области окружающей среды и природопользования. Среди них особо следует выделить ст. 8.6, 8.7, 8.8, которые предусматривают административную ответственность за: самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы; уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порчу земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по рекультивации земель; невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель; невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению [6].
Особо следует отметить, что Федеральным законом от 29.12.2010 № 435-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» [7], ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях была дополнена ч. 1.1. Согласно внесенному дополнению, неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которого регулируется Федеральным законом от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение срока, установленного указанным Федеральным законом, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 до 5 тыс. руб.; на должностных лиц - от 4 до 6 тыс. руб.; на юридических лиц - от 80 до 100 тыс. руб.
Из системного анализа указанных норм уголовного и административного законов следует, что в правовом регулировании юридической ответственности при нерациональном использовании земель сельскохозяйственного назначения имеются пробелы, в частности, остается неурегулированным вопрос ответственности за неэффективное использование земель.
Справедливости ради следует отметить, что в юридической литературе поднимались вопросы юридической ответственности за нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, приводился положительный опыт субъектов РФ в этой области (г. Москва, Воронежская и Ростовские области) [8]. Но это касалось в основном гражданско -правовой ответственности.
Ч. 2 ст. 17 Закона Краснодарского края от 05.11.2002 № 523-К3 (ред. 16.07.2013) «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» устанавливает, что основу охраны земель сельскохозяйственного назначения составляет система правовых, организационных, экономических и других мероприятий, направленных на охрану и рациональное использование земель, сохранение и повышение плодородия почв, недопущение необоснованного изъятия земель из сельскохозяйственного оборота, защиту земель от вредных воздействий, а также на восстановление продуктивности земель [9].
Законом Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» предусмотрена лишь ответственность за невыполнение собственниками, владельцами, пользователями земельных участков обязанностей по обеспечению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, предусмотренных нормативными правовыми актами Краснодарского края, и за сжигание сухой растительности и послеуборочных остатков сельскохозяйственных культур (ст. 7.6 и 7.11) [10].
Однако следует констатировать, что вопрос юридической ответственности за нерациональное и неэффективное использование земель сельскохозяйственного назначения остался без разрешения именно в уголовно-правовой отрасли.
Учитывая изложенное, полагаем, что данный вопрос требует разрешения на законодательном уровне, для чего потребуется на основе всестороннего анализа дополнить гл. 26 УК РФ статьей об уголовной ответственности за нерациональное использование земель сельскохозяйственного назначения, повлекшее причинение значительного ущерба.
Ссылки:
1. Конституция Российской Федерации // Российская газета. 1993. № 197.
2. Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» (ред. от 02.07.2013) // Российская газета. 2007. № 2.
3. Доктрина продовольственной безопасности Российской Федерации, утверждена Указом Президента РФ от 30.01.2010 г. № 120 // Собрание законодательства РФ. 2010. № 5. Ст. 502.
4. Турицын А.В. Правовые проблемы государственной регистрации прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения и их кадастрового учета // Современная научная мысль. 2013. № 6.
5. Уголовный кодекс Российской Федерации : федер. закон от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 254.
6. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : федер. закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
7. Федеральный закон от 29.12.2010 № 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства РФ. 2011. № 1. Ст. 47.
8. Харьков В.Н. Юридическая ответственность за нерациональное использование земель. Тула, 2011.
9. Закон Краснодарского края от 05.11.2002 № 532-КЗ «Об основах регулирования земельных отношений в Краснодарском крае» (ред. от 16.07.2013) // Кубанские новости. 2002. № 240.
10. Закон Краснодарского края от 23.07.2003 № 608-КЗ «Об административных правонарушениях» (ред. от 02.10.2013) // Кубанские новости. 2003. № 125.