С.В. Иванцов,
кандидат юридических наук, доцент, Московский университет МВД России
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ КОНТРОЛЯ НАД ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ
LEGAL PROBLEMS OF THE CONTROL OVER THE ORGANIZED CRIME: THE INTERNATIONAL EXPERIENCE AND DEVELOPMENT
PROSPECTS
Статья посвящена проблемам укрепления правовых основ противодействия транснациональной организованной преступности на международном и национальном уровне.
Article is devoted problems of strengthening of legal bases of counteraction of the transnational organized crime at the international and national level.
Современная организованная преступность, чутко отреагировав на мировую глобализацию, несмотря на разразившийся экономический кризис, активно расширяет свою деятельность. Это касается наркобизнеса, торговли оружием, отмывания «грязных» денег, незаконной миграции, финансовых махинаций, сферы новейших техно -логий. За последние годы наблюдается абсолютный рост числа преступлений, совершаемых членами преступных группировок, преступных сообществ. По данным МВД России, общее чис -ло расследованных преступлений, совершенных членами организованных групп или преступных сообществ, в 2006 году составляло 27,715 тыся -чи, в 2007 — 34,62 тысячи, в 2008 — 36,601 ты -сячи. Число тяжких и особо тяжких преступле-ний, совершенных участниками организованных групп или преступных сообществ, уголовные дела и материалы о которых окончены расследо -ванием либо разрешены в 2008 году (независимо от времени совершения и регистрации), возросло на 1,888 тысячи (+9,7%) и составило 34,939 ты -сячи. В результате наблюдается ослабление правового контроля за криминологической ситуацией в стране, сращивание отдельных элементов исполнительной и законодательной власти с криминальными структурами, проникновение их в сферу управления банковским бизнесом, крупными производствами, торговыми организация -ми и товаропроводящими сетями, усиливается транснационализация отечественной организо-ванной преступности.
Именно поэтому в условиях международной интеграции, в том числе в сфере борьбы с организованной преступностью, назрела необходи-
мость объединения усилий мирового сообщества в сфере ее предупреждения. Особое значение приобретает объединение усилий стран — участниц СНГ в сфере борьбы с организованными формами преступности и опыт каждой из них в деле противодействия этому явлению. Впервые проблема организованной преступности между -народным сообществом была осознана и получила юридическое закрепление на пятом Кон -грессе ООН (Женева, 1975 г.), где было при-
знано, что преступность в форме международного бизнеса представляет собой более серьезную угрозу, чем традиционные формы преступного поведения. Впоследствии к этой проблеме обращались шестой Конгресс (Каракас, 1980 г.) при рассмотрении вопроса о правонарушениях и правонарушителях и седьмой Конгресс (Милан, 1985 г.), на котором особо подчеркивалось, что организованная преступность в значительной мере остается безнаказанной. На восьмом Конгрессе (Гавана, 1990 г.) отмечалось, «что расту -щая угроза организованной преступности и ее дестабилизирующее и разлагающее влияние на фундаментальные социальные, экономические и политические институты представляет собой проблему, решение которой требует более широкого и эффективного международного сотрудни -чества» [1]. Тогда же были приняты Руководя -щие принципы для предупреждения организо -ванной преступности и борьбы с ней, среди ко -торых выделяются принципы необходимости поощрения проведения исследований структуры организованной преступности и анализа эффективности осуществления контрмер; необходимости способствования разработке законодательст-
ва в отношении новых видов правонарушений, связанных с «отмыванием» доходов и организо -ванным мошенничеством, таких преступлений, как открытие и использование счетов на вымышленное имя, преступлений с использованием компьютеров; принятия постановлений, обязывающих финансовые учреждения предоставлять всю информацию о счетах конкретных лиц, а также постановлений, обязывающих их сообщать соответствующим органам о подозрительных или необычных операциях с наличностью; необходимости перехвата сообщений по теле -коммуникационной связи и использования электронного наблюдения при условии соблюдения прав человека; защиты свидетелей от насилия и запугивания; участия всех стран в борьбе с организованной преступностью в сфере незаконного оборота наркотиков; разработки типового зако -нодательства о конфискации доходов от преступной деятельности; оказания содействия проведению сопоставительного анализа и сбору информации в отношении международной органи -зованной преступности, ее причин, связи с внутригосударственной нестабильностью и другими формами преступности, а также в отношении и борьбы с ней. Таким образом, в международных документах закреплен важный аргумент в пользу рассмотрения вопроса международного регулирования борьбы с организованной преступностью и освещения опыта других стран [2].
Следует отметить, что вопросы предупреждения образования организованных преступных сообществ напрямую зависят от уровня адапта -ции национального законодательства к изменениям организованной преступности. Те страны, которые первыми столкнулись с таким криминальным явлением, как организованная преступ -ность, имеют определенный опыт в ее предупреждении и своевременно принимают адекватные меры реагирования на ее изменения, в том числе и путем совершенствования законодательства. Многие авторы отмечают, что данные изменения в основном касаются положений об уголовной ответственности за участие в деятельности преступных формирований и вопросов конфискации преступных активов [3]. В ряде европейских стран само существование преступного формирования признается общественно опасным. При этом высокая общественная опасность преступ -ных формирований признается независимо от тяжести преступлений, для совершения которых они создаются.
Из западных правовых систем в этом плане выделяется итальянская, которая устанавливает уголовную ответственность за само членство в криминальной группировке и применяет прин-цип «презумпции виновности» за некоторые виды преступлений, заключающийся в возложении на подозреваемого в получении незаконных до -ходов обязанности доказывать легитимность их
происхождения [4]. В Италии вопросы борьбы с организованной преступностью находятся в ве-дении Министерства внутренних дел. В его структуре имеется ряд подразделений, выполняющих специфические для этой сферы функции, среди них Центральная дирекция по борьбе с распространением наркотиков; Центральная дирекция криминальной полиции; Дирекция по борьбе с мафией; Центральная дирекция дорожной, железнодорожной, пограничной и почтовой полиции. В последние несколько лет полиция демонстрирует особую активность. Так, итальян -ские правоохранительные органы только на Си -цилии в 2008 г. конфисковали собственность мафии на 300 миллионов евро. Одновременно конфисковано большое количество акций раз -личных предприятий, 60 гектаров земли и 220 зданий. Все это принадлежало скрывающемуся от правосудия мафиозному боссу из сицилийского города Трапани Маттео Мессина Денаро (Mat-teo Messina Denaro) и было записано на имя местного крупного предпринимателя Джузеппе Григоли (Giuseppe Grigoli) [5].
В Германии под созданием преступных объединений понимается «основание объединения, цели или деятельность которого направлены на совершение преступлений, или участие в подобном объединении, или его поддержка» [6]. Эта норма направлена на то, чтобы предотвратить создание и дальнейшее функционирование преступных объединений, целями деятельности ко -торых является совершение преступлений. Противоправность и наказуемость таких криминаль-ных сплочений вытекает из содержания провозглашенной их членами и выражающей их сущ -ность целевой установки, враждебной правопорядку в целом, которую они планируют, зло -употребляя предоставленной законом свободой на создание объединений.
Основной государственной структурой, занимающейся борьбой с организованной преступностью , является Bundeskriminalamt — ВКА (Федеральное ведомство криминальной поли -ции), которое входит в Министерство внутрен-них дел. В соответствии с законом о создании ВКА, криминальная полиция выполняет задачи оперативно-розыскного характера, занимается расследованием конкретных преступлений, проводит задержания и аресты подозреваемых, осуществляет охрану органов государственного управления и высших должностных лиц, обеспечивает безопасность в ходе визитов иностранных правительственных делегаций и т.д. Примечательно, что ведомство криминальной полиции является членом 80 международных организа-ций, занимающихся координацией борьбы с транснациональной организованной преступно -стью, выполняет роль национального централь -ного бюро Германии по вопросам сотрудничества с Интерполом.
ВКА инициировало создание в приграничных округах совместных с другими странами полицейских подразделений (EPICC — Euregio-fol.lufo.Coop.Cent), деятельность которых напря -мую связана с предупреждением транснацио -нальной организованной преступности. Так, на -пример, германские службы по борьбе с торговлей наркотиками в прошлом году уничтожили крупную международную наркодилерскую сеть, центр которой находился на территории северной Германии. Полиция изъяла 83,5 килограмма героина и 40 тысяч таблеток экстази на общую сумму 1,8 миллиона евро. 19 февраля в городе Бад Брамстед (Bad Bramstedt) земли Шлейзвиг-Гольштейн был арестован глава наркоторговцев и арестованы 16 других подозреваемых из Германии, Турции и Нидерландов [7].
Проблемы, возникающие в связи с деятель -ностью организованной преступности, являются весьма актуальными и для государств бывшего социалистического лагеря, так как в этих странах российская организованная преступность чувствует себя довольно уверенно с 90-х годов ХХ в. Так, по данным польской полиции, на террито -рии этой страны действуют около 400 преступ -ных групп, в составе которых насчитывается по -рядка 4500 человек, которые подразделяются на три основных вида: преступные организации выраженной криминальной направленности, преступные организации, специализирующиеся на нанесении ущерба государству, банковским системам и хозяйственным структурам и международные преступные группировки, состоящие, как правило, из представителей бывшего СССР (украинцы, русские, белорусы, литовцы) или стран соцлагеря (сербы, румыны, болгары).
В целом предупреждение организованной преступности в государствах Восточной Европы и Балтии характеризуется сменой национальных и приоритетом европейских стандартов нормативных документов ЕЭС, что объясняется при -соединением к Европейскому Союзу. А для некоторых стран состояние борьбы с организованной преступностью, коррупцией и наркотрафиком ставилось в прямую зависимость относи -тельно вступления в ЕЭС. Например, деятель -ность румынских правоохранительных органов по борьбе с организованной преступностью подчинена задачам нейтрализации преступных сообществ, которые все настойчивее стремятся обосноваться в стране путем создания своих преступных организаций, вербовки новых членов, влияния на законодательные и исполнительные органы власти. Территория Румынии все в боль -шей степени используется международной организованной преступностью для транспортировки наркотиков, «отмывания» денег, незаконной миграции, торговли детьми и переправки «живого товара».
В Болгарии проблема борьбы с организован-
ной преступностью является также актуальной, поскольку помимо внутренних предпосылок на ситуацию в сфере организованной преступности оказывают влияние транснациональные преступ -ные группировки, особенно в сфере наркоторговли и секс -индустрии.
Перед вступлением в ЕЭС Болгария осуществила действенные меры по созданию системы противодействия организованной преступности. Так, в рамках МВД создана национальная служ -ба безопасности «Борьба с организованной преступностью» (НСБОП), проведена целенаправ-ленная работа по совершенствованию законода -тельной базы и приведению ее в соответствие с европейскими стандартами. Результатом стали изменения, внесенные в Уголовный, Уголовно -процессуальный кодексы. По делам, связанным с организованной преступностью, сокращены сроки совершения судебного производства, законодательно уточнены понятия «рэкет», «отмывание денег», ужесточены наказания за организацию и нахождение в преступных группах и структурах, введена уголовная ответственность за коррупцию, приняты важные нормативные документы по пресечению контрабанды, торговли контрафактными товарами, кражам автомашин и борьбе с коррупцией.
При проведении сравнительного анализа предупреждения организованной преступности значительный интерес представляет также зако -нодательная практика стран — участниц СНГ, в особенности Республики Беларусь, что обусловливается активными интеграционными процессами с Россией, а также Украины, с учетом исторических, культурных традиций.
В уголовном законодательстве республики в качестве самостоятельного состава преступления предусматривается статья 74-2 УК Республики Беларусь — создание преступной организации и участие в ней [8]. Данная статья устанавливает ответственность за такие деяния, как: деятель -ность по созданию преступной организации, а также руководство преступной организацией (ч. 1); те же действия, совершенные особо опасным рецидивистом, или лицом, ранее судимым за тяжкое преступление, или должностным лицом, ранее судимым за тяжкое преступление, или должностным лицом с использованием своего служебного положения (ч. 2); участие в преступ -ной организации в любой иной форме (ч. 3). Участник преступной организации за исключением лица, совершившего деяния, предусмотренные ч.ч. 1 и 2 ст. 74-2 УК, добровольно зая -вивший о существовании преступной организа -ции и способствовавший ее разоблачению, освобождается от уголовной ответственности за участие в преступной организации [8].
Уголовный кодекс Республики Беларусь в статье 17-2 дает понятия преступной организации и участника преступной организации. Так, под
преступной организацией понимается «объединение организованных преступных групп либо их организаторов (руководителей), иных участников для разработки или реализации мер по осуществлению преступной деятельности либо созданию условий для ее поддержания и развития» [8]. Как мы видим, в отличие от российского законодательства цель преступной организации не ограничивается рамками тяжких или особо тяжких преступлений. Достаточно цели осуществления лю -бой преступной деятельности.
Кроме того, участником преступной организации признается «лицо, умышленно принимающее участие в деятельности преступной организации или оказывающее содействие в разработке или реализации мер по осуществлению такой деятельности либо созданию условий для ее поддержания и развития».
Согласно части 3 статьи 17-2 УК, «лицо, создавшее преступную организацию или руководившее ею, несет ответственность за создание преступной организации или руководство ею, а также за все совершенные участниками преступ -ной организации преступления, если они охва-тывались его умыслом».
Непосредственную деятельность по предупреждению организованной преступности в Рес -публике Беларусь осуществляет Комитет по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД и его подразделения на местах. Главной стратегической задачей указанной службы является защита экономических, обще -ственных, политических структур и граждан от противоправных посягательств, борьба с организованной преступностью.
Кроме того, Комитетом осуществляется деятельность по предупреждению создания организованных криминальных групп и сообществ, по предупреждению, выявлению и пресечению правонарушений, совершаемых участниками организованных преступных формирований, по привлечению виновных к ответственности, по принятию мер по возмещению ущерба, причиненного деятельностью организованных противоправных формирований физическим и юридическим лицам , государству, по предупреждению и пресечению коррупции в органах государственной власти и управления, а также вовлечения их служащих и должностных лиц в криминальную деятельность. Осуществляется взаимодействие с работниками КГБ, прокуратуры и других ведомств, оперативно-следственными службами милиции (полиции) государств ближнего и дальнего зарубежья, ведущими борьбу с организованной преступностью и коррупцией. Ведется работа по повышению уровня оперативно-розыскной работы, в частности расширение каналов поступления оперативной информации о деятельности организованных преступных групп, а также систематическое проведение комплексных широкомасштабных операций с
привлечением сил и средств других служб ОВД по выявлению и пресечению противоправной деятельности преступного элемента в отдельно взятых регионах
Проблема борьбы с организованной преступностью сохраняет свою актуальность и на Украине, где, по мнению специалистов, органи -зованная преступность характеризуется тенден-цией подчинения общекриминальных формирований и отдельных преступных групп, которые входят в них, мощными политико-экономическими группами уголовно-олигархического типа, а также активизацией интеграции указан -ных сообществ в международные, прежде всего российские, уголовные структуры. Такие объединения контролируют значительную часть те -невого капитала, активно ведут противоправную деятельность, связанную с «отмыванием» и легализацией средств, мошенничеством с финансовыми и энергетическими ресурсами, нелегальной миграцией, наркобизнесом, незаконной торгов -лей оружием, радиоактивными материалами, автотранспортом и т.п.
На региональные особенности организован -ных преступных структур и их специализацию существенно влияет социально-экономическое развитие того или иного региона. Самыми «авторитетными» на сегодняшний день являются днепропетровско-донецкое, киевское, одесское, харьковско-луганское преступные сообщества. Они контролируют наиболее крупные денежные потоки, и их преступный бизнес является самым прибыльным. За последние пять лет большое количество преступных организаций выявлено в Днепропетровской, Донецкой, Запорожской областях, а также в Харькове и Киеве. Низкими показателями отмечаются Ровенская, Сумская, Черниговская, Черновицкая области, Севасто -поль, Львов, Черновцы. Такая тенденция наглядно показывает политический раскол в Украине на два лагеря.
Тем не менее, несмотря на частую смену руководителей правоохранительных структур, дея -тельность подразделений по борьбе с организованной преступностью и коррупцией МВД, СБУ, Генеральной прокуратуры во взаимодействии с пограничными, таможенными, налоговыми, фи -нансовыми и другими государственными структурами заметно активизировалась. На Украине, как, к сожалению, и в России, по-прежнему основными проблемами эффективного предупреж -дения организованной преступности являются неоперативное правовое совершенствование, разобщенность специальных служб, несоответствие кадровой политики сложности выполняе -мых задач.
Следует учитывать, что организованная преступность становится мобильнее и довольно часто преднамеренно использует международные границы, при этом планируя преступления в од-
ном государстве, осуществляя различные преступные операции в другом и увозя свои преступные доходы в третье. В связи с этим сотрудничество государств в любой области, и тем более в правоохранительной, должно осуществляться при точном и неуклонном соблюдении международно-правовых норм, в первую очередь общепризнанных принципов международного права.
В настоящее время Министерство внутренних дел Российской Федерации выполняет в пределах своей компетенции обязательства Россий -ской Федерации по международным договорам в области борьбы с преступностью (п. 2 ст. 32 Фе -дерального закона Российской Федерации от 15 июля 1995 г. «О международных договорах Российской Федерации»). В основу такой организа -ции сотрудничества с зарубежными партнерами положены требования Приказа МВД РФ от 31 декабря 1997 г. № 871 «О мерах по повышению уровня координации международного сотрудни -чества», Приказа МВД РФ от 26 июня 2000 г. №684 «Об утверждении инструкции об организации информационного обеспечения сотрудничества правоохранительных и иных государственных органов Российской Федерации по линии Интерпола» и др. Сегодня разработана Концеп -ция совершенствования международного взаи-модействия Департамента экономической безопасности МВД России, подразделений по борьбе с экономическими преступлениями и по налоговым преступлениям МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.
Существующая международно -правовая база регулирует взаимодействие с другими государствами и включает несколько сотен междуна-родных договоров различного уровня (межгосударственные, межправительственные и межведомственные). В последние годы эта база дина -мично развивается и охватывает различные на -правления деятельности МВД России, среди ко -торых: борьба с экономическими преступления -ми, отмыванием (легализацией) доходов, полу -ченных преступным путем, и др.
Россия является участником свыше 20 универсальных договоров, заключенных в рамках ООН и ее специализированных учре-ждений. В этих договорах, в частности, со -держатся обязательства государств -участников сотрудничать в вопросах выдачи пре-ступников и оказания правовой помощи в борьбе с указанными в них преступными дея -ниями. В настоящее время идет интенсивный процесс присоединения России к конвенциям Совета Европы, позволяющим значительно расширить взаимодействие Российской Феде -рации с другими европейскими государствами в сфере борьбы с преступностью, увеличить возможности оптимизации деятельности пра -воохранительных органов.
В рамках Содружества Независимых Госу-
дарств МВД России выполняет обязательства по 16 многосторонним межведомственным соглашениям . Со всеми государствами — участниками СНГ и странами Балтии заключены двусторонние соглашения о полицейском сотрудничестве в целом или по отдельным направлениям оперативнослужебной деятельности, а также о сотрудничестве органов внутренних дел приграничных регионов (Азербайджан, Беларусь, Украина и Казахстан). Это соглашение о сотрудничестве в борьбе с преступлениями в сфере экономики (1996 г.); Соглашение о сотрудничестве по пресечению правонарушений в области интеллектуальной собственности и о сотрудничестве в борьбе с преступностью (1998 г.); Соглашение о порядке пребывания и взаимодействия сотрудников правоохранительных органов на территории государств — участников СНГ и о сотрудничестве в борьбе с терроризмом (1999 г.) и др.
Заключение соглашений указанной категории осуществляется на основе типового проекта, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 1995 г. №653. В качестве основных направлений сотрудничества типовой проект предусматривал взаимодействие в предупреждении, выявлении, пресечении и раскрытии преступлений: в сфере экономики, в том числе легализация доходов, полученных от преступной деятельности; изготовление и сбыт поддельных денежных знаков, документов, цен -ных бумаг и средств безналичных платежей; по -сягательств на культурные и исторические ценности; в сфере транспорта.
Ведущая роль отведена МВД России в реализации межправительственных соглашений (рамочного характера) о сотрудничестве в борьбе с преступностью, на основании которых взаимодействие осуществляют все правоохранительные органы России со всеми правоохранительными структурами государств-партнеров. Основное содержание таких многосторонних договоров составляют обязательства государств -участников признать указанные в них действия преступными и оказывать друг другу правовую помощь в борьбе с ними. Соглашения также определяют основные направления и формы сотрудничества, которые могут детализироваться в межправи-тельственных (по отдельным направлениям борьбы с преступностью) и межведомственных соглашениях. Россией заключены двусторонние соглашения о борьбе с преступностью рамочного характера, которые содержат положения, регла-ментирующие традиционные формы полицей-ского сотрудничества (обмен информацией и опытом работы, использование запросов о производстве оперативно-розыскных мероприятий, оказание содействия в подготовке и повышении квалификации кадров, обмен нормативными правовыми актами и пр.); письменные догово-ренности с зарубежными партнерами, которые, как правило, более детально определяют меха -
низмы взаимодействия на основе уже заключенных межправительственных и межведомствен -ных соглашений, таких как протоколы о взаимодействии , меморандумы и др. Подобного рода договоренностей, заключенных на различных уровнях системы МВД России, в настоящее время насчитывается свыше 150.
Осуществляется сотрудничество в рамках международных организаций. Одной из них яв-ляется международная организация уголовной полиции (Интерпол), в состав которой входит и Российская Федерация. Международная органи -зация уголовной полиции существует уже 78 лет. Ее членами являются 178 государств. Среди них (за исключением Таджикистана и Туркмении) и страны СНГ.
НЦБ Интерпола в России является подразде -лением криминальной милиции, одна из основ -ных задач которого — организация международного розыска преступников. В настоящее время они действуют более чем в 60 МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, при этом пла -нируется создание филиалов НЦБ Интерпола в каждом регионе России. Таким образом, международное сотрудничество российских правоохранительных органов по борьбе с экономической преступностью выходит на новый уровень: к этому процессу все чаще стали подключаться соответствующие ведомства на уровне регионов.
На базе Евросоюза организуется взаимодей -ствие в вопросах обеспечения безопасности на двух- и многосторонней основе по линии Евро-пола. Особое внимание европейской полицией уделяется таким международным преступлени-ям, как финансовое мошенничество и отмывание денег. Так, например, успешным примером взаимодействия сотрудников МВД России с сотрудниками иностранных государств являются результаты скоординированных оперативно -розыскных мероприятий и следственных действий в рамках проведения спецоперации «Белый Кит» в отношении лиц, подозреваемых в отмывании денежных средств путем инвестирования деятельности ряда предприятий в различных секторах экономики Испании.
Основные усилия в области сотрудничества со странами СНГ и Балтии были сосредоточены на активизации двусторонних и многосторонних контактов МВД России и министерств внутрен -них дел этих стран, совершенствовании меха -низма оперативного взаимодействия и укрепле-ния правовой базы сотрудничества в правоохранительной сфере.
Возрастает объем работы по обеспечению сотрудничества с Европейским Союзом в правоохранительной области в рамках Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейским сообществом и его членами — с другой, предусматривающего развитие взаимодействия в борьбе с отмыванием доходов от преступной деятельности, незаконным оборотом наркотиков и в сфере
предотвращения иной противоправной деятельности.
Признавая значимость подобных соглаше-ний, практические сотрудники, тем не менее, критически оценивают качество и возможность полного, неукоснительного и оперативного их применения. В результате различные государ -ства предъявляют друг другу многочисленные претензии, в то время как решение проблемы кроется не во взаимном пренебрежении, а в отсутствии механизмов реализации имеющихся договоренностей. Так, американские правоохранительные органы, расследующие дела об отмывании полученных незаконным путем российских денег, так и не смогли получить от России необходимых документов. В свою очередь, российская сторона отказалась передать американским и швейцарским следователям материалы, которые могли бы быть использова -ны при рассмотрении подобных дел. При этом действия российской стороны не отвечали ши -роко распространяющейся сейчас в Европе и Америке тенденции к прозрачности всех опера -ций, но соответствовали определенной проце-дуре, прописанной в договорах о взаимной пра -вовой помощи между Россией и другими госу -дарствами. Правоохранительные органы США вместо того, чтобы договориться об изменении в этих договорах пунктов, которые их не устраивают, фактически требовали от России их нарушения.
С учетом сложившейся международной практики сотрудничества в вопросах оказания правовой помощи по уголовным делам и выдачи нуждаются в соответствующей модернизации положения Европейской конвенции о выдаче 1957 г. и Европейской конвенции о взаимной правовой помощи по уголовным делам 1959 г. Необходимо, в частности, упростить процедуру выдачи в случае согласия выдаваемого лица и сократить экстрадиционные процедуры по времени, а также установить сроки исполнения международных поручений, так как зачастую на получение ответа от запрашиваемой стороны уходят многие месяцы, что не позволяет достичь качественных и своевременных результатов в расследовании преступлений.
Актуальным также представляется рассмотрение вопроса относительно разработки отдель-ной конвенции о защите участников уголовного судопроизводства, в которой, будет детально регламентирован механизм взаимодействия европейских государств в данной сфере. Предпринятые Россией на международном и национальном уровне шаги по укреплению правовых основ противодействия транснациональной организованной преступности позволят реализовать широкий комплекс совместных мер противодействия.
ЛИТЕРАТУРА
1. Сборник стандартов и норм ООН в облас-
ти предупреждения преступности и уголовного правосудия. Нью-Йорк: ООН, 1992.
2. Иванцов С.В. Предупреждение организованной преступности: международный опыт // Современное общество и правовое государство: пути взаимодействия и совершенствования: материалы IV Всероссийской научно-практической конференции. — М.: Издательство Международного юридического института при Минюсте России, 2007.— С. 280.
3. Основы борьбы с организованной пре-
ступностью : монография / под ред. В. С. Овчин -ского, В.Э. Эминова, Н.П. Яблокова. — М.,
1996. — С. 67.
4. Адашкевич Ю.Н. Организованная преступность -4 / под ред. А.И. Долговой.— М., 1998. — С. 144.
5. http://www.rian.ru/nan/intro.cfm
6. Уголовный кодекс Федеративной республики Германия. Ст.8129. — М.: Юридический центр Пресс, 2003.
7. http://www. lenta. ru/news/2008/02/22/polizei
8. http: //pravo.levonevsky.org/kodeksby / uk/ 20071114/glava02.htm