ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ
Бурдо Е.П.
1.3. ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ. АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Бурдо Евгений Петрович, канд. юрид. наук. Должность: Уполномоченный при Главе Республики Марий Эл по правам ребенка.
Место работы: Администрация Главы Республики Марий Эл.
E-mail: [email protected].
Аннотация: В статье рассматривается содержание института медиации, субъекты РФ, в которых функционируют службы медиации, проблемы, возникающие у адвокатов как субъектов медиации, развитие и зарубежный опыт института медиации.
Ключевые слова: медиация, адвокат, послание Президента РФ, переговоры, виды споров.
Burdo Evgeniy Petrovich, PhD at Law. Position: Children’s Ombudsman in Mari El Republic.
Place of employment: Administration of the Head of Mari El Republic.
E-mail: [email protected].
Annotation: The article considers the content of the mediation Institute, RF subjects, in which the functioning of the mediation service, the problems encountered by lawyers as subjects of mediation, development and foreign experience of mediation Institute
Keywords: mediation, the lawyer, the message of the President of the Russian Federation, negotiations, types of disputes.
Статья 2 Конституции РФ провозглашает, что защита прав и свобод человека и гражданина является обязанностью государства.1 Одним из направлений реализации данного конституционного положения является совершенствование существующих в Российской Федерации механизмов урегулирования споров и защиты нарушенных прав граждан, в том числе, путем развития примирительных процедур.
В федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы» указывается на необходимость дальнейшего внедрения примирительных процедур, внесудебных и досудебных способов урегулирования споров, в том числе вытекающих из административных правоотношений,2 которые в будущем позволят снизить нагрузку на судей и, как следствие этого, сэкономить бюджетные ресурсы и повысить качество осуществления правосудия. При этом предполагается широкое внедрение процедур медиации в качестве механизмов реализации по-
1Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) // РГ. - 1993. - 25 декабря.
2О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 июня 2013 г. № 531) // СЗ РФ. 2013. № 1. Ст. 13.
ложений законов Российской Федерации, предусматривающих возможность примирения сторон.
Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 23 июля 2013 г. № 233-ФЗ) «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»,3 4 вступивший в силу 1 января 2011 года, создает правовые основания для становления и развития медиации в Российской Федерации, является практическим шагом к реализации мероприятий по внедрению примирительных процедур.
На значимость внедрения в российскую правовую систему института медиации в свое время было обращено внимание и в одном из посланий Президента РФ. Так, в Послании Президента Российской Федерации Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. говорилось о необходимости осуществления правовой регламентации вопросов, касающихся введения обязательных примирительных процедур при разрешении
4
некоторых видов споров.
По данным Верховного Суда РФ, с 1 января 2011 года в 27 субъектах Российской Федерации были созданы организации (центры, некоммерческие партнерства, автономные некоммерческие организации, общественные организации и т.п.), осуществляющие деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.5
В двух регионах - Нижегородской области и Республике Марий Эл созданы постоянно действующие органы по внесудебному урегулированию споров с участием посредника (медиатора) (коллегии посредников (медиаторов) при торгово - промышленных палатах).6
Кроме того, организации, обеспечивающие проведение процедур медиации созданы еще в 25 регионах: Свердловская область (5 организаций), Пермский край (наряду с Ассоциацией медиаторов на территории Прикамья созданы муниципальные службы примирения), Иркутская область (3 организации), а также Чувашская Республика, Республики Башкортостан, Татарстан, Алтайский край, Белгородская область, Калужская, Кемеровская, Кировская области, Краснодарский, Красноярский края, Липецкая область, г. Москва, Московская, Новгородская, Новосибирская, Оренбургская, Псковская, Ростовская области, г. Санкт - Петербург, Ставропольский край, Саратовская область, Ульяновская область (не более одной - двух таких организаций).7
3Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 23 июля 2013 г. № 233-ФЗ) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
4Послание Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. // РГ. - 2011. - 23 декабря.
5Справка о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Утв. Президиумом ВС РФ 6 июня 2012 г. [электронный ресурс]. Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.
6Положение и регламент коллегии посредников (медиаторов) по альтернативной процедуре урегулирования споров и конфликтных ситуаций при Торгово - промышленной палате Республики Марий Эл.
7 Справка о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Утв. Президиумом ВС РФ 6 июня 2012 г. [электронный ресурс]. Доступ из справочной правовой системы КонсультантПлюс.
21
1 '2014 Пробелы в российском законодательстве
Однако, несмотря на развитие института медиации в России существует ряд проблем, особенно в части возможности участия в урегулировании юридических споров посредством медиации адвоката, требующих законодательного разрешения. К ним можно отнести следующие проблемы: связанные с законодательной неопределенностью относительно возможности осуществления адвокатом медиативной деятельности; отсутствием основных этических норм, которые должен соблюдать адвокат - медиатор при проведении медиации; исключением конфликта интересов в деятельности адвоката в качестве медиатора; правильностью оформления отношений между адвокатом - медиатором и сторонами спора; отсутствием надлежащих гарантий того, что адвокатская деятельность в качестве медиатора будет отвечать критерию квалифицированности.
Институт медиации в современном его виде возник в середине ХХ века в США. К началу XX века в американской экономике возникла новая форма конфликтов - борьба между работодателями и профсоюзами за условия труда и размер заработной платы. Необходимо было быстрое разрешение споров, иначе возникала угроза забастовок, массовых увольнений и даже закрытия целых фабрик. Тогда государство предложило участникам споров министерство труда в качестве нейтрального посредника. В 1947 году для выполнения этой задачи был создан специальный федеральный орган - Федеральная служба США по медиации и примирительным процедурам (Federal Mediation Conciliation Service, FMCS), который действует и сегодня. Впервые был употреблен термин «медиация». Хотя эта форма еще не имела характера самостоятельной процедуры, однако она заложила основу для дальнейшего развития института.8
Второй предпосылкой к возникновению медиации было появление в конце 60 - х гг. ХХ века таких организаций как «Neighborhood Justice Centers» и «Community Mediation». Это локальные негосударственные организации, деятельность которых была направлена на разрешение конфликтов в семьях, между соседями, а также малообеспеченными лицами. Основной мыслью такой медиации, ориентированной на общественность, была идея предложить определенному кругу лиц, который по финансовым или эмоциональным причинам отказывается от обращения в государственный суд, другую площадку для разрешения споров с более низкими порогами доступа.9
Медиация превратилась в самостоятельную процедуру лишь с середины 70-х годов ХХ века. В 1981 г. Роджер Фишер и Уильям Ури, профессоры Гарвардской школы права, опубликовали результаты своих исследований под заголовком «Getting to Yes». Суть Гарвардской концепции, часто определяемой как «совместные действия», основана на разграничении позиции и интересов. Так в процессе переговоров стороны обозначают свои юридические позиции, которые зачастую являются диаметрально противоположными, что и ведет к невозможности компромисса. В то же
8Захаркина А.О. Становление института медиации в России / А.О. Захаркина, Н. Сухенко // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. - 2012. - № 5. - С. 91.
9Михель Д.Е. Зарубежный опыт альтернативного разрешения правовых споров / Д.Е. Михель // Криминалистика в системе уголовно - правовых наук: актуальные направления развития теории и практики. Мат. третьего Всеросс. «круглого стола», 20 мая 2011 г. / отв. ред. С.И. Коновалов. - Ростов - на - Дону: ДЮИ, 2011. -С. 229.
время за жесткими позициями сторон (которые представляют собой самостоятельно разработанный вариант решения) стоят, прежде всего, определенные потребности (интересы) которые в отличие от позиций не являются диаметрально противоположными. Если в ходе переговоров удастся определить эти интересы сторон, то будет сделан огромный шаг на пути к достижению соглашения. Медиатор строит переговоры таким образом, чтобы на первый план вышли именно интересы сторон. То есть достигнутое в процессе медиации решение будет являться взаимовыгодным, нет победителей и проигравших (комбинация «win - win»).
В настоящее время в России активно идет обсуждение возможностей медиации для урегулирования различных видов споров, возникающих из гражданских правоотношений (в связи с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, а также споров, возникающих из трудовых правоотношений и корпоративных правоотношений, и др).
Сегодня институт медиации, заработавший солидную репутацию в западных странах, вызывает все больший интерес в России, активно идет и развитие данного института.
Список литературы:
1. Конституция РФ: Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 декабря 2008 г. № 6-ФКЗ и № 7-ФКЗ) // РГ. - 1993. - 25 декабря.
2. Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации): Федеральный закон РФ от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ (в ред. Федерального закона РФ от 23 июля 2013 г. № 233-ФЗ) // СЗ РФ. 2010. № 31. Ст. 4162.
3. О федеральной целевой программе «Развитие судебной системы России на 2013 - 2020 годы»: Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2012 г. № 1406 (в ред. Постановления Правительства РФ от 24 июня 2013 г. № 531) // СЗ РФ. 2013. № 1. Ст. 13.
4. Послание Президента РФ Дмитрия Анатольевича Медведева Федеральному Собранию от 22 декабря 2011 г. // РГ. - 2011. - 23 декабря.
5. Справка о практике применения Федерального закона «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)». Утв. Президиумом ВС РФ 6 июня 2012 г. [электронный ресурс]. Доступ из справочной правовой системы Кон-сультантПлюс.
6. Положение и регламент коллегии посредников (медиаторов) по альтернативной процедуре урегулирования споров и конфликтных ситуаций при Торгово -промышленной палате Республики Марий Эл.
7. Захаркина А.О. Становление института медиации в России / А.О. Захаркина, Н. Сухенко // Вестник Ессентукского института управления, бизнеса и права. -2012. - № 5. - С. 91.
8. Михель Д.Е. Зарубежный опыт альтернативного разрешения правовых споров / Д.Е. Михель // Криминалистика в системе уголовно - правовых наук: актуальные направления развития теории и практики. Мат. третьего Всеросс. «круглого стола», 20 мая 2011 г. / отв. ред. С.И. Коновалов. - Ростов - на - Дону: ДЮИ, 2011. - С. 229.
9. Бурдо Е.П. Некоторые проблемы и способы решения принудительного исполнения обязанности по предоставлению алиментов, взыскиваемых в судебном
22
ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ ИНСТИТУТА МЕДИАЦИИ
Бурдо Е.П.
порядке (на примере практики республики Марий Эл) // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2014. - №1.
Literature list:
1. The Constitution of the Russian Federation Adopted by popular vote on 12 December 1993 (with amendments by the Laws of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation dated 30 December 2008 № 6-FKZ, and # 7-FKZ) // WG. - 1993. - 25 December.
2. On the alternative procedure for the settlement of disputes with participation of a mediator (mediation procedure): RF Federal law of July 27, 2010 № 193-FZ (as amended by Federal law of the Russian Federation of 23 July 2013 № 233) // Sz RF. 2010. № 31. Article. 4162.
3. On Federal target program «Development of judicial system of Russia (2013 - 2020»: Resolution of the Government of the Russian Federation of 27 December 2012 No. 1406 (in red. of Resolution of the Government of the Russian Federation of 24 June 2013 № 531) // Sz RF. 2013. № 1. Article. 13.
4. The message of the President of the Russian Federation Dmitry Medvedev to the Federal Assembly on 22 December 2011 // WG. - 2011. - on December 23.
5. Certificate of practice of application of the Federal law «On alternative dispute resolution with the participation of an intermediary (mediation)». Appr. The Presidium of the Russian Federation on June 6, 2012 [electronic resource]. Access from the legal reference system ConsultantPlus.
6. Position and regulations of the panel of conciliators (mediators) in the alternative procedure for the settlement of disputes at the chamber of Commerce of the Republic of Mari El.
7. Zakharkin S.A. Formation of the institution of mediation in Russia / S.A. Zakharkin, N. Sukhenko // Vestnik Ессентукского Institute of management, business and law. - 2012. - № 5. - P. 91.
8. Mikhel D.E. Foreign experience of the alternative resolution of disputes / D.E.Mikhel // Criminalistics in the system of criminal legal Sciences: current directions of development of theory and practice. Mat. the third scientifically conference. «round table», on may 20, 2011 / resp. amended by S.I. Konovalov. - Rostov - on - don: DEWEY, 2011. - P. 229.
11Ы1ШСКЛ Hi III'O I OKO.I A заседания Ученого совета Автономной некоммерческой opi анизаинн высшего нрофсссионад|.м»1 о образованна «Межрегиональный открытый социальный институт» 30 января 2014 г. Ху 6____________________
Председатель - И.А. Загайнон, и.о. ректора, проректор по учебной работе, зав. кафедрой психологического сопровождения профессионального образования, каид. пед. наук, доиен г. Ученый секретарь - МЛ. Блинова, проректор по научно-исследовательской работе, доцент кафедры психологии и педагогики, канд. пед. наук.
Присутствовали: 16 человек.
Повес) ка дин:
10. О рекомендации к публикации и открытой печати статьей Е.П.Ьурдо на 1сму «Некоторые проблемы и способы решения принудительного исполнении обязанности но предоставлению алиментов, взыскиваемых в судебном порядке (на примере практики Республики Марин Зл)», «Правовые проблемы функционировании института медиации в Российской Федерации в настоящее время. Актуальные вопросы»
Слушали:
Блинову М.Л., проректора по научно-исследовательской работе, о рекомендации к публикации и обрытой печати статьей Е.П. Бурдо на (ему «Некоторые проблемы и способы решения принудительного исполнения обязанности по предоставлению алиментов, взыскиваемых в судебном порядке (на примере практики Республики Марий Эл)», «Правовые проблемы функционирования института медиации в Российской Федерации в настоящее время. Актуальные вопросы»
Актуальность первой статьи не вызывает сомнений, так как в соответствии с законом обязанность оказывать материальную поддержку друг другу (выплачивать алименты) возлагается на отдельных членов семьи законом. Предполагается, что соответствующая поддержка оказывается добровольно, однако при отказе и представлении алиментов они подлежат взысканию в судебном порядке, т.е. исполнение данной обязанности обеспечивается принудительной силой государства.
Автором проведена работа по рассмотрению сути, способов и методов алиментирования, а также приведены данные статистического опроса среди избранного контингента.
Научная статья Е.П. Бурдо «Некоторые проблемы и способы решения ирппуди тельного исполнения обязанности по предоставлению алиментов, взыскиваемых в судебном порядке (на примере практики Республики Марий Эл)» соответствует всем требованиям, предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикаиии.
Актуальность второй статьи также не вызывает сомнений, гак как. неемофн на активное развитие института медиации в России, в настоящее время существует ряд актуальных проблем, особенно в части возможности участия в урегулировании юридических споров посредством медиации адвоката, требующих законодательного разрешения.
Автором проведена работа по анализу функционирующих институтов в РФ. с\ и,, история и содержание института медиации. Немаловажным является и го. что автор пишет о проблемах, известных узкому кругу специалистов, выделяет их и предлагает пути решения.
Научная статья Е.П. Бурдо «Правовые проблемы функционирования института медиации в Российской Федерации в настоящее время. Актуальные вопросы» cooiuciciuyci всем фебоваииям. предъявляемым к работам такого рода. Данная статья может быть рекомендована к публикации.
Решили:
10.1 Рекомендовать к публикации в открытой печати статьей Е.П. Бурдо на тему «Некоторые проблемы и способы решения принудительного исполнении обязанное!и но предоставлению алиментов, взыскиваемых в судебном порядке (на примере практики Республики Марий Эл)», «Правовые проблемы функционирования института медиации в Российской Федерации в настоящее время. Актуальные вопросы».
Результаты голосования: «за» - единогласно.
Председатель Ученого совет
И.А. Загайнов
Выписка верна:
Ученый секретарь Ученого совета
М.Л. Блинова
23