тием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 2006. N8.
12. Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14 июля 1997 г. N 17 «Обзор практики применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1997. N 9.
13. Постановление ФАС Уральского округа от 7 февраля 2007 г. по делу N Ф09-396/07-С5 // Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс».
14. Письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 9 января 1997 г. N С1-3/0П-10 «Об освобождении учреждения от имущественной ответственности» // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс».
ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ АУДИТА ОТДЕЛЬНЫХ СУБЪЕКТОВ
Исаян А.А., Аспирант Российского государственного гуманитарного университета
В статье рассматриваются отдельные аспекты проведения обязательного аудита по российскому законодательству, в том числе аудита государственных корпораций. Автором исследуется перечень аудируемых лиц, подлежащих обязательному аудиту, правовое положение аудитора, а также некоторые вопросы процедуры обязательного аудита.
Ключевые слова: аудит, аудиторская деятельность, аудиторская организация, финансовая (бухгалтерская) отчетность.
LEGAL PROBLEMS OF AUDIT OF SEPARATE SUBJECTS
Isajan A., The post-graduate student, Russian state university of the Humanities
In article separate aspects of carrying out of obligatory audit under the Russian legislation, including audit of the state corporations are considered. The author investigates the list the persons who are subject to obligatory audit, a legal status of the auditor, and also some questions of procedure of obligatory audit.
Keywords: audit, auditor activity, the auditor organization, the financial (accounting) reporting.
В настоящее время проведение обязательного аудита по-прежнему остается актуальным и значимым, в особенности при развитии российской экономики и необходимости эффективного управления различными активами, в том числе государственными.
Необходимо отметить, что в действующем законодательстве отсутствует понятие обязательного аудита, в то время как в п. 1 ст.
7 ранее действовавшего Федерального закона «Об аудиторской де-ятельности»1 обязательный аудит определялся как ежегодная обязательная аудиторская проверка ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организации или индивидуального предпринимателя.
По мнению А.Н. Борисова, причина исключения данного определения из нового закона в том, что такое определение не имело самостоятельного значения, за исключением указания на необходимость ежегодного проведения такой проверки2.
В настоящее время в ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»3 установлены только случаи проведения обязательного аудита. Так, согласно данной норме обязательный аудит проводится:
1) если организация имеет организационно-правовую форму открытого акционерного общества;
2) если ценные бумаги организации допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг;
3) если организация является кредитной организацией, бюро кредитных историй, организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, страховой организацией, клиринговой организацией, обществом взаимного страхования, товарной, валютной или фондовой биржей, негосударственным пенсионным или иным фондом, акционерным инвестиционным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов);
4) если объем выручки от продажи продукции (продажи товаров, выполнения работ, оказания услуг) организации (за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, сельскохозяйственных кооперативов, союзов этих кооперативов) за предшествовавший отчетному год превышает 400 миллионов рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 миллионов рублей;
5) если организация (за исключением органа государственной власти, органа местного самоуправления, государственного внебюджетного фонда, а также государственного и муниципального учреждения) представляет и (или) публикует сводную (консолидиро-
ванную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;
6) в иных случаях, установленных федеральными законами.
Перечисленные в п.п. 1-5 случаи закреплены не только в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», но и в специальных законах, регулирующих деятельность указанных выше субъектов.
Так, в соответствии со ст. 42 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»4 отчетность кредитной организации подлежит ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление таких проверок. Отчетность банковских групп и отчетность банковских холдингов подлежат ежегодной проверке аудиторской организацией, имеющей в соответствии с законодательством Российской Федерации лицензию на осуществление проверок кредитных организаций и осуществляющей аудиторскую проверку кредитных организаций не менее двух лет.
Применительно к аудиту акционерного инвестиционного фонда и управляющей компании паевого инвестиционного фонда необходимо отметить главу XI и конкретно ст. 50 Федерального закона «Об инвестиционных фондах»5, согласно которой аудитор в соответствии с заключенным договором обязан проводить ежегодные аудиторские проверки указанных субъектов.
Также, в соответствии со ст. 26 Федерального закона «О государственных и муниципальных предприятиях»6 бухгалтерская отчетность унитарного предприятия в случаях, определенных собственником имущества унитарного предприятия, подлежит обязательной ежегодной аудиторской проверке независимым аудитором.
К иным случаям проведения обязательного аудита, прямо не поименованным в Федеральном законе «Об аудиторской деятельности», но указанным в иных федеральных законах, следует отнести, к примеру, проведение обязательной аудиторской проверки:
• организаторов лотереи и операторов лотереи7;
• жилищного накопительного кооператива8;
• государственных корпораций, в частности «Ростехнологии»9 , «Росатом»10, «Олимпстрой»11 и др.
Так, согласно требованиям законодательства в законах, предусматривающих создание и особенности функционирования различных государственных корпораций, содержатся специальные нормы об отчетности и аудите.
В государственных корпорациях для проведения аудита уполномоченным органом определяется на конкурсной основе аудиторская организация, а также размер ее вознаграждения (п. 1 ст. 8 ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»; п. 1 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии»; п. 2 ст. 35 ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; п. 1 ст. 25, п. 2 ст. 42 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках
Российской Федерации»; п. 1 ст. 8 ФЗ «О банке развития»; п. 2 ст.
13 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; п. 1 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).
Кроме того, в отношении всех действующих государственных корпораций закреплено правило о возможности проведения внеочередного аудита ведения бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности корпораций на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации (п. 4 ст. 8 ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»; п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии»; п. 5 ст. 35 ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; п. 3 ст. 25 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»; п. 5 ст. 8 ФЗ «О банке развития»; п. 3 ст. 13 ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства»; п. 4 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).
Безусловно, одним из логичных правил является необходимость проведения аудита аудиторской организацией до утверждения годового отчета государственных корпораций уполномоченным органом.
При этом аудиторское заключение подлежит обязательному опубликованию вместе с годовой финансовой (бухгалтерской) отчетностью государственной корпорации (п. 2 ст. 8 ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»; п. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации «Ростехнологии»; п. 4 ст. 35 ФЗ «О государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»; п.п. 2, 3 ст. 8 ФЗ «О банке развития»; п. 2 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»).
Одним из значительных требований является проведение в государственных корпорациях не только внешнего аудита специально отобранной независимой аудиторской организацией, но и внутреннего аудита.
При этом внутренний аудит может осуществляться:
- ревизионной комиссией государственной корпорации (п. 2 ст.
8 ФЗ «О Российской корпорации нанотехнологий»; п. 3 ст. 9 ФЗ «О государственной корпорации по строительству Олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта»);
- службой внутреннего аудита, подотчетной совету директоров государственной корпорации (п. 2 ст. 25 ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»);
- службой внутреннего контроля, подотчетной наблюдательному совету государственной корпорации (п. 4 ст. 8 ФЗ «О банке развития»).
Следует отметить, что внутренние аудиторы осуществляют проверки (ревизии) государственных корпораций, их структурных подразделений, дочерних и зависимых обществ на постоянной основе как ежегодно, так и поквартально, или в иной отчетный период, который будет установлен уполномоченным органом государственной корпорации.
1 Федеральный закон от 07.08.2001 № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ, 13.08.2001, № 33 (часть I), ст. 3422
2 См.: Борисов А.Н. Комментарий к Федеральному закону от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» (постатейный). - М.: Юстицинформ, 2009. - С. 20.
3 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ, 05.01.2009, № 1, ст. 15
4 Федеральный закон от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» // СЗ РФ, 05.02.1996, № 6, ст. 492
5 Федеральный закон от 29.11.2001 № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ, 03.12.2001, № 49, ст. 4562
6 Федеральный закон от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» // СЗ РФ, 02.12.2002, № 48, ст. 4746
7 Ст. 23 Федерального закона от 11.11.2003 № 138-ФЗ «О лотереях» // 17.11.2003, № 46 (ч. 1), ст. 4434
8 Ст. 54 Федерального закона от 30.12.2004 № 215-ФЗ «О жилищных накопительных кооперативах» // СЗ РФ, 03.01.2005, № 1 (часть 1), ст. 41
9 Ст. 9 Федерального закона от 23.11.2007 № 270-ФЗ «О Государственной корпорации «Ростехнологии» // СЗ РФ, 26.11.2007, № 48 (2 ч.), ст. 5814
10 Ст. 35 Федерального закона от 01.12.2007 № 317-ФЗ «О Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» // СЗ РФ, 03.12.2007, № 49, ст. 6078
11 Ст. 9 Федерального закона от 30.10.2007 № 238-ФЗ «О Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта» // СЗ РФ, 05.11.2007, №45, ст. 5415
12 См.: Зевайкина А.Н. Правовые особенности ответственности при проведении аудиторского финансового контроля // Налоги. 2010. № 19. С. 1, 3 - 6
13 Постановление Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 № 4-П «По делу о проверке конституционности положения пункта 2 статьи 7 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» в связи с жалобой гражданки И.В. Выставкиной» // Вестник Конституционного Суда РФ, № 3, 2003
По результатам проверки (ревизии) внутренний аудитор составляет заключение, в котором может содержаться:
- подтверждение достоверности данных, содержащихся в отчетах и иных финансовых документах корпорации;
- информация о фактах нарушения порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также о фактах нарушения нормативных правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
- требование о созыве внеочередного заседания совета директоров при возникновении угрозы интересам корпорации, ее кредиторам или выявлении злоупотреблений должностных лиц;
- предъявление предписаний органам управления, структурным подразделениям корпорации, ее филиалам и представительствам об устранении выявленных нарушений порядка ведения бухгалтерского учета и представления финансовой отчетности, а также выявлении фактов нарушения нормативных правовых актов при осуществлении финансово-хозяйственной деятельности;
- сведения о соответствии представленных на утверждение бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках действительному состоянию дел в корпорации с рекомендациями по устранению выявленных недостатков.
Следует отметить, что проведение обязательного аудита не подразумевает инициативу аудируемого лица, а является его обязанностью, обременением публично-правового характера12.
При этом согласно ст. 6 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» результаты аудита являются публичными и предназначены для пользователей бухгалтерской отчетности аудируемых лиц. Аудиторское заключение, составленное по результатам проверки, входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год в качестве обязательного элемента; без него отчетность не может быть принята, а пользователи финансовой (бухгалтерской) отчетности, в том числе государственные налоговые органы, не вправе считать ее достоверной.
Субъект проведения обязательного аудита - аудиторская организация - определена только в отношении аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, государственных корпораций, государственных компаний, а также консолидированной отчетности (п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности»).
При этом в отношении других случаев обязательного аудита запрет на его проведение индивидуальными аудиторами в указанном законе не установлен. В то же время в п. 2 ст. 7 ранее действовавшего Федерального закона «Об аудиторской деятельности» содержалось императивное требование о проведении обязательного аудита аудиторскими организациями. Также, данное положение было подтверждено Постановлением Конституционного Суда РФ от 01.04.2003 № 4-П13, согласно которому требование о проведе-
нии обязательного аудита аудиторской организацией, имеющей в штате не менее пяти аудиторов, обусловлено необходимостью обеспечить обязательную аудиторскую проверку надлежащего объема и качества, а проведение обязательного аудита аудитором - физическим лицом может быть осуществлено только при его трудовой деятельности как работника аудиторской организации, ее учредителя или соучредителя.
Безусловно, деятельность организаций, в отношении которых предусмотрено проведение аудита аудиторскими организациями, социально значима, многим из них делегированы функции государственного управления, поэтому обращение к аудиторской организации, в штате которой должно состоять не менее трех аудиторов, представляется наиболее целесообразным. В этой связи А.А. Ершов предлагает внести изменения в п. 3 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности» с указанием на то, что обязательный аудит проводится аудиторскими организациями и в иных случаях, установленных федеральными законами14.
Несколько иное предложение сделано Р.Н. Аганиной, которая предлагает проводить обязательный аудит как минимум двумя индивидуальными аудиторами, к которым будут предъявляться повышенные требования, в частности в отношении стажа деятельности, который может быть увеличен15 .
В большинстве специальных федеральных законов, в которых содержатся нормы о проведении обязательного аудита в отношении тех или иных субъектов, содержатся правила о необходимости проведения обязательного аудита только аудиторскими организациями, что, по нашему мнению, абсолютно целесообразно. На этом основании и для унификации нормативных правовых актов в сфере аудиторской деятельности предлагаем внести изменения в ст. 5
Федерального закона «Об аудиторской деятельности», включив в нее норму о возможности проведения обязательного аудита исключительного аудиторскими организациями.
Еще одно специальное требование в сфере обязательного аудита определено в п. 4 ст. 5 Федерального закона «Об аудиторской деятельности», согласно которому договор на проведение обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, в уставном (складочном) капитале которой доля государственной собственности составляет не менее 25 процентов, а также на проведение аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности государственной корпорации, государственной компании, государственного унитарного предприятия или муниципального унитарного предприятия заключается по итогам размещения заказа путем проведения торгов в форме открытого конкурса в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»16.
При этом конкурсный отбор является открытым, но с ограниченным кругом участников, поскольку оказывать аудиторские услуги может не любое юридическое лицо, а только аудиторская организация - коммерческая организация, состоящая членом одной из саморегулируемых организаций аудиторов17.
Таким образом, рассмотрев некоторые аспекты проведения обязательного аудита по законодательству Российской Федерации представляется возможным констатировать наличие целого ряда теоретических и практических проблем в данной сфере, которые требуют скорейшего и логичного разрешения для повышения эффективности функционирования института аудита в России.
14 См.: Ершов А.А. Обязательный и инициативный аудит: проблемы правового регулирования // Предпринимательское право. 2010. № 4. С. 18 - 23.
15 См.: Аганина Р.Н. Субъекты профессиональной аудиторской деятельности // Право и политика, 2009, № 2.
16 Федеральный закон от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» // СЗ РФ, 25.07.2005, № 30 (ч. 1), ст. 3105
17 См.: Беляева О.А. Правовая квалификация специализированных торгов // Журнал российского права. 2010. № 12. С. 50 - 55.
ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТНОЙ устойчивости АГРОПРОДОВОЛЬСТВЕННОЙ СФЕРЫ СЕВЕРНЫХ РЕГИОНОВ РОССИИ
Алексеев А.Н., к.э.н., доцент кафедры менеджмента и маркетинга МИЭМП
Статья посвящена направлениям повышения конкурентной устойчивости агропродовольственной сферы северных регионов. Автором рассмотрены теоретические основы, а также разработаны конкретные практические рекомендации для таких конкурентоспособных отраслей северной экономики как оленеводство, рыбоводство.
Ключевые слова: агропродовольственный рынок, крайний север, конкуренция.
INCREASING OF COMPETITIVE STABILITY OF AGROFOOD SECTOR OF NORTHERN REGIONS OF RUSSIA
Alexeev A., Ph.D. the senior lecturer of chair of the management and marketing of MIEML
This article is devoted to directions of competitive stability increase of agrofood sector of northern regions of Russia. Deep theoretical basics were considered by author, not to mention that the author proposed concrete applicable recommendations for highly competitive northern economy sectors as reindeer breeding and fishery.
Keywords: agrofood market, far north, competition.
К числу ключевых проблем развития Российской Федерации относятся вопросы устойчивого развития экономики регионов на основе совершенствования механизма реформирования рыночных институтов и проведения эффективной структурной перестройки. Особенно актуальным решение данной проблемы становится для регионов Крайнего Севера России, геополитическое положение которых играет важную роль в росте экономического потенциала государства. От развития экономики данных регионов в немалой степени зависит решение экономических и социальных проблем РФ. В регионах, отнесенных к территориям Крайнего Севера, сосредоточено две трети ресурсного потенциала страны.
Одним из основных факторов, оказывающих влияние на возможность устойчивого экономического роста северных территорий, является развитие агропродовольственного рынка. В реформенный
период в этих регионах произошел резкий спад объемов производства сельскохозяйственной продукции, возросла зависимость их от поставок продуктов питания из других регионов страны и импорта продовольственных товаров, снизилось потребление населением продуктов питания, ухудшилась структура пищевых рационов, резко возрос белковый дефицит.
В регионах Крайнего Севера, характеризующихся экстремальными природно-экономическими условиями для сельскохозяйственного производства, сезонной ограниченностью завоза продовольствия, сложнейшими условиями жизни и климата, проблема формирования эффективного организационно-экономического механизма агропродовольственного рынка, направленного на обеспечение граждан необходимыми продуктами питания, является основой выживания населения.