Научная статья на тему 'Правовые предписания как основные средства борьбы с коррупцией'

Правовые предписания как основные средства борьбы с коррупцией Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
272
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кравец Иван Петрович

В статье рассматриваются актуальные вопросы правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с коррупцией в современное время, упорядочение структуры и функций органов исполнительной власти, а также создание наиболее сбалансированной системы сдержек и противовесов между основными институтами власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL PRESCRIPTIONS AS THE MAIN MEANS OF FIGHTING CORRUPTION

The article deals with topical issues of legal norms regulating the legal mechanism of fighting corruption in modern times, streamlining the structure and functions of executive bodies, and creating the most balanced system of checks and balances between the main institutions of power.

Текст научной работы на тему «Правовые предписания как основные средства борьбы с коррупцией»

10.4. ПРАВОВЫЕ ПРЕДПИСАНИЯ КАК ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Кравец Иван Петрович, канд. юрид. наук, доцент. Должность: заведующий кафедрой. Место работы: Волжский государственный университет водного транспорта. Подразделение: кафедра государственно-правовых дисциплин. Email: [email protected]

Аннотация: В статье рассматриваются актуальные вопросы правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с коррупцией в современное время, упорядочение структуры и функций органов исполнительной власти, а также создание наиболее сбалансированной системы сдержек и противовесов между основными институтами власти.

Ключевые слова: коррупция, национальная безопасность, антикоррупционная политика.

LEGAL PRESCRIPTIONS AS THE MAIN MEANS OF FIGHTING CORRUPTION

Kravets Ivan Petrovich, PhD at law, Associate Professor. Position: Head of chair. Place of employment: Volga State University of Water Transport. Department: State and Legal Disciplines chair. Email: [email protected]

Annotation: The article deals with topical issues of legal norms regulating the legal mechanism of fighting corruption in modern times, streamlining the structure and functions of executive bodies, and creating the most balanced system of checks and balances between the main institutions of power.

Keywords: corruption, national security, anticorruption policy.

Масштабность и рост коррупции становятся в современное время серьезной национальной угрозой для России. Нравственные основы населения деградируют, экономическая и социальная сфера недополучает финансовых ресурсов. Коррупция становится звеном жизни человека. Правовые средства противодействия коррупционным проявлениям должны стать не только значимым элементом внутригосударственной политики, но и предметом исследования гуманитарных наук, в том числе юриспруденции. Каждый субъект коррупции имеет персональное происхождение и напрямую связан с особенностями жизнедеятельности человека.

Анализируя причины происхождения коррупционных явлений и средств противодействия им можно выделить нравственные, социальные, политические и иные средства противостояния коррупции, в числе которых важное место занимают правовые средства.

В целом человеческая деятельность невозможна без установления целей и соответствующих данным целям средств их достижения.

Согласно позиции, ученых в юридической литературе, категории "правовые средства" и "механизм правового регулирования» непосредственно связаны [1, с.2]. Автор полагал, что правовое регулирование возможно за счет определенных форм и звеньев - запретов, правоспособности, прав и обязанностей и др. По мнению автора, что правовое регулирование и его результат могут быть достигнуты посредством механизма правового регулирования, и определил его как "взятую в единстве систему правовых средств, при помощи, которой обеспечивается результативное правовое воздействие на общественные отношения"[2, с.2]. Поэтому в центре категории "механизм правового регулирования" находится система правовых средств.

В числе координированных основных правовых средств стоит выделить правовые нормы, правоотношения, правоприменительные акты и юридические последствия (правореализацию). В последующем такой подход получил широкое признание в юридической литературе и стал называться инструментальной теорией [3, с.3]. В дальнейшем категорию "правовые средства" стали отграничивать, и она приобрела собственное значение. О видах правовых средств в юридической литературе ведутся дискуссии [4, с.3]. Наиболее успешной необходимо считать позицию, согласно которой правовые средства целесообразно подразделять на юридические установления, которые сформулированы в правовых нормах, и юридические технологии (деяния)[5, с.3]. Однако, такое деление условно так, как правовые средства могут функционировать только в сочетании друг с другом: "Так как юридические технологии не могут существовать вне рамок правового поля, вне юридических конструкций и моде-лей"[6, с.3]. Следовательно, к правовым средствам противодействия коррупции следует относить, нормативно-правовые предписания, регламентирующие приемы, способы противодействия коррупционным отношениям, и юридические технологии, сопряженные с эффективным правовым инструментарием, юридической техникой, толкованием права и формами право-реализационной практики, которые способствуют уменьшению факторов коррупционной деятельности и порождающих ее причин.

Следовательно, для эффективного достижения целей борьбы с коррупцией требуется использовать весь комплекс научных, правовых, экономических, организационных и воспитательных мер. Таким образом, главными средствами борьбы с коррупцией являются правовые предписания. С одной стороны, нормативно-правовые антикоррупционные установления, являются базой противодействия коррупционным проявлениям в государстве, а с другой - такие установления вторичны от проводимой антикоррупционной политики, являющаяся одним из ведущих направлений обеспечения национальной безопасности государства в современных условиях [7, с.3]. Государственная антикоррупционная политика заключается в комплексной разработке и осуществлении разносторонних, последовательных правовых и неправовых мер по устранению или минимизации причин и условий, которые порождают коррупцию в разных сферах жизнедеятельности общества.

Из анализа конституционных норм можно сделать вывод, что коррупция является основной проблемой для развития государства и общества в современное время. Социально-правовые блага, которые сформированы в Конституции РФ, (демократия, права и свободы человека, социального равенства и справедливости, экономического развития и др.) относятся к конституционным ценностям, призванные содействовать укреплению Российской Федерации статуса правового демократического государства. Таким образом, коррупционные правонарушения относятся к опасным деяниям. Современная антикоррупционная стратегия Российской Федерации должна в полной мере исполнять все взятые на себя международные обязательства в области противодействия коррупции. В связи с этим актуален вопрос координирования отечественного антикоррупционного законодательства с международными признанными нормами по борьбе с коррупционными проявлениями. В настоящее время важнейшим документом в сфере противодействия

СРЕДСТВА БОРЬБЫ С КОРРУПЦИЕЙ

Кравец И.П.

коррупции является Национальная стратегия противодействия коррупции, утвержденная Указом Президента РФ от 13 апреля 2010 г. N 460 [8, с.4], учитывающий опыт реализации Федерального закона о противодействии коррупции 2008 г. [9, с.4]. Целью данной Стратегии является выявление и ликвидация причин и условий, которые порождают коррупцию в современном обществе.

Как нам представляется, в основном процесс реализации антикоррупционной политики обуславливается от развития институтов противодействия коррупции в рамках отраслевого правового регулирования, который определяет параметры конкретных правоотношений. Российское антикоррупционное законодательство формировалось в течении многих десятилетий, и было сформировано задолго до признания противодействия коррупции одним из ведущих направлений деятельности всей системы органов публичной власти в рамках программно-целевого и системообразующего правового регулирования. В отечественном праве правовая основа для борьбы с коррупционными проявлениями сложилась в конце 1990 - начале 2000-х гг. Однако, системно выраженных подходов к антикоррупционной деятельности она не содержала.

Субъекты РФ также динамично разрабатывают и принимают антикоррупционные законы и программы. Так, с 2008 г. в Нижегородской области действует Закон Нижегородской области "О противодействии коррупции в Нижегородской области"[10, с.5], в котором определены задачи, принципы, основные направления и формы противодействия коррупции в процессе реализации антикоррупционной политики. Также в Иркутской области с 2010 г. действует Закон "О противодействии коррупции в Иркутской области"[11, с.5]. Этот перечень можно продолжить. Следовательно, в настоящее время в Российской Федерации образовалось комплексное правовое регулирование вопросов противодействия коррупции.

Для более полного и всестороннего обеспечения противодействия коррупции в настоящее время необходимо:

- обеспечить ревизию законодательства в связи с разнородностью нормативных правовых актов и правовых норм, регулирующих правовой механизм борьбы с коррупцией;

- упорядочить структуры и функций органов исполнительной власти;

- создать наиболее сбалансированную систему сдержек и противовесов между ведущими институтами власти;

- проанализировать и изменить принципы государственной (прежде всего публичной, гражданской) службы и контроля за имущественным положением представителей власти;

- создать условия для наиболее эффективного контроля за распределением и расходованием бюджетных средств;

- создать реальную независимость судебной власти;

- усовершенствовать правоохранительную систему и деятельность спецслужб; координацию антикоррупционной политики.

Также, в юридической литературе на сегодняшний день актуален вопрос определения юридических технологий. По мнению Т.Я. Хабриевой, под юридическими технологиями следует понимать систему научно -обоснованного комплекса приемов, методов, других правовых инструментов, а также процедур их использования, с помощью которых наиболее результативно

используются все необходимые ресурсы (организационные, финансовые и т.д.) в целях комплектования эффективных юридических решений [12, с.6]. А.К. Черненко, пишет, что под правовой технологией стоит понимать систему методов, способов и средств эффективного и разумного конструирования правовых институтов и правовой системы в целом в соответствии с поставленными целями, которые детерминированы конкретно-историческими потребностями и интересами общества, а также закономерностями социально-правового развития"[13, с.6].

С учетом вышеизложенного можно сделать вывод, что правовые технологии как условие противодействия коррупции представляют систему методов, способов и средств проектирования и исполнение антикоррупционных правовых решений, правовых норм, правовых институтов в целях наиболее эффективной борьбы с коррупцией. Прежде всего, к правовым технологиям в сфере противодействия коррупции необходимо относить: антикоррупционное правовое прогнозирование; антикоррупционный правовой мониторинг; антикоррупционную экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов.

Одной из основных технологий, направленных на предупреждение и пресечение коррупции является правовое прогнозирование коррупции. Основу правового прогнозирования должны составлять такие принципы как объективности и обоснованности прогнозирования, так и принцип вариантности, т.е. разработка альтернативных вариантов прогнозирования [14, с.6].

В качестве прямых разработчиков прогнозирования развития законодательства и практики его применения (субъектов), играют научно-исследовательские организации, научные организации образовательных учреждений, соответствующие структурные подразделения в органах власти и иных организациях, а также специально организованные для составления прогноза группы специалистов. Правовое прогнозирование развития законодательства включает в себя несколько этапов, а именно : анализ и выявление необходимости в проведении прогнозирования; формирование рабочей группы из специалистов разного профиля в целях прогнозного исследования; анализ и оценка факторов, которые влияют на объект прогнозирования; составление программы прогнозного исследования; всестороннее изучение объекта прогнозирования на основе намеченных в программе исследования целей и плана; анализ и экспертная оценка выводов и результатов прогнозирования[15, с.7].

Выводы.

Таким образом, для достижения наиболее эффективных целей борьбы с коррупцией должна применяться система научных, организационных, воспитательных, экономических и правовых средств. Поэтому при разработке антикоррупционного законодательства следует учитывать не только необходимость создания механизмов, позволяющих уменьшить масштабы и рост коррупции в краткосрочном плане, а также выработка и проведение антикоррупционной политики как постоянно действующая органичная функция государства. Хронологическое совершенствование законодательного процесса, устранение коллизий, пробелов и коррупционных норм права, которые порождают коррупцию, имеют важное значение для дальнейшей реализации норм антикоррупционного законодательства. Важным здесь является установление контроля за наличием в конкретных правовых нормах коррупционных рисков и факторов, в связи, с чем необходимо прове-

дение независимой научной и правовой антикоррупционной экспертизы законопроектов в период их разработки и обсуждения.

В то же время говорить об эффективности правовых предписаний необходимо, прежде всего, по практике антикоррупционных проявлений и по конкретным мерам ответственности, предпринятым в связи с "коррупционными делами". Здесь стоит согласиться с мнением Ю.А. Тихомирова и Е.Н. Трикоза, что специфика коррупционных деяний такова, что в силу процессуальных трудностей или пробелов и издержек административного и уголовного законодательства они часто бывают объективно недоказуемы или ненаказуемы, а наиболее опасные проявления коррупции - взяточничество и коммерческий подкуп - отличаются особенно высокой латентностью, чем нередко пользуются участники коррупционных сделок.

Список литературы:

1. Алексеев С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве. М., 1966; Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. М., 1979.

2. Проблемы теории государства и права / Под ред. С.С. Алексеева. - С. 281.

3. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. - С. 48 - 55; Файткуллин Ф.Н. Проблемы теории государства и права. Казань, 1987. - С. 157 - 164; Черданцев А.Ф. Теория государства и права. М., 2003 (гл. 22); Куликов В.Л., Лохлова И.С. Способы правового регулирования. Саратов, 2010.

4. Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. М., 1999. - С. 321 - 326; Алексеев С.С. Теория права. М., 1995. - С. 217 - 218.

5. Горшенев В.М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе. М., 1972. - С. 70 - 110; Проблемы теории государства и права / Под ред. М.Н. Марченко. - С. 326.

6. Власенко Н.А. Законодательная технология. Теория. Опыт. Практика. Иркутск, 2001. - С. 6 - 10; Нормо-творческая юридическая техника / Под ред. Н.А. Власенко. М., 2011. - С. 10 - 18.

7. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. N 537 // "Об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г." // Собрание законодательства РФ. - 2009. - N 20. - Ст. 2444.

8. Указ Президента РФ от 13.04.2010 N 460 "О Национальной стратегии противодействия коррупции " // Собрание законодательства РФ. - 2010. - N 16. - Ст. 1875.

9. Федеральный закон от 25.12.2008 N 273 ФЗ "О противодействии коррупции" // Собрание законодательства РФ. - 2008. - N 52 (ч. 1). - Ст. 6228.

10. Закон нижегородской области от 07.03.2008 № 20-з "О противодействии коррупции в Нижегородской области" // Правовая среда. - 20 марта. - 2008.

11. Закон Иркутской обл. от 13.10.2010 N 92-ОЗ "О противодействии коррупции в Иркутской области" // Областная газета. - 20 октября. - 2010.

12. Хабриева Т.Я. Современные юридические технологии в теории и практике правотворчества и правоприменения // Эффективность законодательства и современные юридические технологии / Отв. ред. Т.Я. Хабриева. М., 2009. - С. 4.

13.Черненко А.К. Теоретико-методологические аспекты формирования правовой системы общества: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 2006. - С. 39.

14.Чернобель Г.Т., Иванюк О.А. Технология и техника правового прогнозирования // Юридическая техника: Учеб. пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. М., 2009. - С. 13 - 24.

15. Чернобель Г.Т., Иванюк О.А. Технология и техника правового прогнозирования // Юридическая техника: Учеб. пособие по подготовке законопроектов и иных нормативных правовых актов органами исполнительной власти / Под ред. Т.Я. Хабриевой, Н.А. Власенко. М., 2009. - С. 13 - 24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.