ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ _ЧАСТНОЕ ПРАВО_
ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРНИРА ПО КИБЕРСПОРТИВНОЙ ИГРЕ Сутырина Е.В.
Сутырина Елена Викторовна - адвокат, коллегия адвокатов «Последний дозор», совместно с юридической компанией «Мартене групп», г. Москва
Аннотация: статья посвящена исследованию правовых особенностей организации турнира по киберспортивной игре. Автором обозначена актуальность и практическая значимость рассматриваемой темы. Изучены вопросы выбора основного вида деятельности для создания и ведения бизнеса в области организации киберспортивных турниров. Затронута проблема налогообложения доходов предпринимателя и участников турнира. Уточнена необходимость Политики конфиденциальности предприятия, осуществляющего деятельность в области организации киберспортивных турниров. Обоснована необходимость получения согласия на обработку персональных данных, собираемых на интернет-платформе по организации киберспортивных турниров. Изучен вопрос об ограничении участия несовершеннолетних в киберспортивных турнирах.
Ключевые слова: киберспорт, киберспортивная игра, предпринимательство, вид деятельности, персональные данные, налогообложение, несовершеннолетние, киберспортсмен.
Введение. Компьютерный спорт сегодня уже не принимается обществом как нечто новое, незнакомое, выходящее за рамки института спорта в традиционном смысле. С тех пор, как понятие «киберспорт» вошло в социальный вокабуляр, прошло чуть менее полу века, однако, активное развитие этого, уже признанного во всем мире, вида спорта, началось отнюдь недавно. В данном случае, следует уточнить, что речь идет о киберспорте как о весьма динамично развивающемся сегменте индустрии развлечений и уникальном по своей сути бизнес-секторе. Так, современный киберспорт сочетает в себе несколько мощных трендов: растущую геймерскую аудиторию, потребление видео в интернете, а также социальные связи, которые формируются и поддерживаются онлайн. Вокруг профессиональных лиг выстраивается инфраструктура, призовые становятся с каждым годом еще больше. По данным Goldman Sachs, к 2022 г. глобальная аудитория киберспорта приблизится к 300 млн. чел., что сравнимо с нынешней аудиторией NFL [20].
По данным ряда аналитических агентств, только в России рынок киберспорта в 2018-2019 гг. суммарно составит примерно 45 млн. долл. с динамикой прироста 20% ежегодно, рекламные бюджеты - минимум 14 млн. долл., аудитория киберспорта - 10 млн. чел., большую долю которой составляют люди в возрасте от 18 до 34 лет. В мировом масштабе Россия - это одна из немногих стран, которая по своей динамике не уступает, а где-то и превосходит другие; по динамике роста аудитории киберспорта наша страна находится почти на уровне США, крупнейшего для этого вида спорта рынка. В 2018 г. в России появился свой major-турнир, и это стало ещё одним подтверждением того, что рынок развивается в правильном направлении [22].
Однако, несмотря на то, что киберспорт, как в России, так и во многих зарубежных странах являет собой активно развивающийся экономический институт, его правовое поле по-прежнему нуждается в тщательной проработке. Данный тезис также подтверждается тем фактом, что в научном сообществе этой проблеме посвящено чрезвычайно мало исследований, - в большинстве своем, проблематика анализируется практикующими юристами, что обусловлено учащением правовых консультаций в данной области.
Целью данной статьи является исследование правовых особенностей организации киберспортивного турнира.
Общая характеристика нормативно-правовой базы киберспорта в РФ. Киберспорт был признан официальным видом спорта в 2016 г. после выхода Приказа Министерства спорта РФ от 29.04.2016 № 470 [12]. В той связи, что специального нормативно-правового акта, регулирующего деятельность в сфере компьютерного спорта издано, не было, императивных законодательным документом выступает Федеральный закон от 04.12.2007 № 329-Ф3 «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» [8]. Соответственно, налоговое, трудовое, финансовое, коммерческое и иное законодательство в контексте сферы киберспорта будет действовать с учетом положений данного нормативно-правового акта.
Невзирая на инновационность такого спортивного течения, как компьютерный спорт, его терминология активно включается в различные нормативно-правовые акты, что свидетельствует о принятии киберспорта как правовой категории. Так, в Постановлении Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 20162020 годы» киберспорт включен в спектр мероприятий, направленных «на повышение эффективности воспитательного процесса среди допризывной молодежи, воспитанников детских и молодежных общественных военно-патриотических объединений, суворовских, нахимовских, кадетских образовательных организаций» [10]. В Приказе Росмолодежи от 28.12.2018 № 363 «Об утверждении Плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи в сфере реализации государственной молодежной политики на территории Российской Федерации на 2019 год» [13] обозначен Всероссийский чемпионат по киберспорту «Мир танков» в качестве планового мероприятия на текущий год. Также, киберспортивную терминологию можно встретить в ряде Заключений Палаты по патентным спорам (например, Заключение Палаты по патентным спорам от 29.11.2011 «О прекращении делопроизводства по заявлению о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака» [17], Заключение Палаты по патентным спорам от 04.12.2007 «Об оставлении в силе решения экспертизы» [16]), региональных нормативно-правовых актах (Постановление главы городского округа Троицк МО от 14.11.2008 № 1059 «Об утверждении Перечня муниципальных услуг в сфере молодежной политики, предоставляемых населению города Троицка», Постановление Губернатора МО от 31.08.2018 N 389-ПГ «О присуждении ежегодных премий Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2018 году» [15]), а также материалах судебной практики (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 04.07.2018 № 09АП-24767/2018 по делу № А40-193549/17, Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2018 № 09АП-912/2018 по делу № А40-153705/17). Таким образом, можно насчитать достаточно нормативно-правовых актов, в которых существуют те или иные нормы регулирования предмета киберспорта, и эта база будет пополняться.
Добавим, что в 2017 г. Федерацией компьютерного спорта России (далее - ФКС) были разработаны, а Министерством спорта РФ утверждены правила по поводу спорта «Компьютерный спорт» (далее - Правила), опубликованные в разделе «Неолимпийские виды спорта» [14], основной целью которых является регламентация официально признанных дисциплин. Согласно Положениям Всероссийского реестра
10
видов спорта соревнования по киберспорту их насчитывается на сегодняшний день пять: боевая арена, соревновательные головоломки, стратегия в реальном времени, технический симулятор и спортивный симулятор. (с 25.02.2018 г.). Одновременно с этим, стоит сделать акцент на том, что Правила на данный момент не имеют юридической силы в связи с тем, что так и не были официально опубликованы. В силу ч. 3 ст. 15 Конституции РФ [1] законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются. Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Таким образом, данный документ имеет мягко-правовой характер и может быть применен. В случае, если Правила в дальнейшем будут официально опубликованы, то они будут обязательны для применения при проведении киберспортивных соревнований на территории РФ (п. 1.2 Правил киберспорта).
Выбор основного вида деятельности для создания и ведения бизнеса в области организации киберспортивных турниров. В соответствии со ст. 10 Федерального закона № 329-Ф3, спортивная организация может быть создана, как в форме коммерческого, так и некоммерческого предприятия, следовательно, деятельность киберспортивной организации, вне зависимости от ее статуса, должна осуществлять свою деятельность в рамках базового законодательства, регулирующего деятельность коммерческих или некоммерческих организаций с поправкой на сферу спорта.
Ключевым этапом создания бизнеса является регистрация юридического лица (или физического лица в качестве индивидуального предпринимателя) в целях избежания ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность (ст. 171 УК РФ [3]). Особое внимание следует уделить определению вида деятельности (ОКВЭД2). Традиционно, в сфере киберспорта, у клубов и организаций основным видом деятельности является 93.12 - «Деятельность спортивных клубов», 93.19 -«Деятельность в области спорта прочая», 93.29 - «Деятельность зрелищно-развлекательная прочая», реже - 96.09 «Предоставление прочих персональных услуг, не включенных в другие группировки». С нашей точки зрения, основополагающим аспектом в выборе вида деятельности предприятия является определение источника получения доходов, что, в свою очередь, позволит избежать претензий со стороны контрольно-надзорных органов. Так, например, в случае организации деятельности, выражающейся в получении доходов за услуги доступа к интернет-платформе, где проводятся и (или) транслируются киберспортивные соревнования, целесообразно говорить о риске признания такой деятельности азартной игрой. Данный тезис исходит из того, что в соответствии с положениями ст. 4 Федерального закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 29.12.2006 № 244-ФЗ [7] под азартной игрой понимается «основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором азартной игры по правилам, установленным организатором азартной игры». Киберспортивный турнир в априори основан на риске и даже в условиях установки в качестве базисных целей определение уровня мастерства посетителей интернет-платформы в конкретной киберспортивной дисциплине или иной игры, не включенной в Реестр, предоставление рекомендаций по соперникам из списка ее посетителей и пр., с учетом того, что участники самостоятельно между собой будут заключить соглашения об выигрыше и будут использовать отдельные банковские услуги для размещения средств и последующей выплате, - деятельности платформы будет признана деятельностью, подпадающую под код ОКВЭД 92 «Деятельность по организации и проведению азартных игр и заключению пари, по организации и проведению лотерей». Кроме того, в случае организации деятельности, выражающейся в получении доходов за услуги доступа к интернет-платформе может
11
быть воспринята контролирующими органами как деятельность букмекерской конторы. Так, в ст. 4 Федерального закона № 244-ФЗ дается определение понятия «выигрыш»: «денежные средства или иное имущество, в том числе имущественные права, подлежащие выплате или передаче участнику азартной игры при наступлении результата азартной игры, предусмотренного правилами, установленными организатором азартной игры». Исходя из того, что по итогам проведения киберспортивного турнира организатором осуществляются денежные выплаты его участникам (выигрыш), деятельность платформы также может быть воспринята как деятельность, подпадающая под код ОКВЭД 92.
В Письме Минфина России от 13.08.2013 № 03-05-05-05/32720 читаем: «учитывая положения Федерального закона от 29.12.2006 № 244-ФЗ, в случае если проведение соревнований (турниров) по покеру, шахматам, шашкам основано на соответствующем соглашении о выигрыше, указанная деятельность признается азартной игрой и, следовательно, может осуществляться исключительно в игорных зонах. Кроме того, вышеназванная деятельность подлежит налогообложению в соответствии с гл. 29 Налогового кодекса Российской Федерации. Между тем, в случае если при организации и проведении соревнований (турниров) по покеру, шахматам, шашкам не предусмотрено основанное на риске соглашение о выигрыше, заключенное двумя или несколькими участниками такого соглашения между собой либо с организатором турнира по правилам, установленным этим организатором, проведение таких соревнований не может быть признано азартной игрой и, следовательно, может осуществляться вне игорных зон» [11]. Соответственно, с целью минимизации риска неоднозначного понимания контрольно-надзорными органами осуществляемой предпринимателем деятельности, вне зависимости от выбора последним вида деятельности по ОКВЭД2, рекомендуется разработка и размещение на сайте «Привил проведения киберспортивных турниров», где необходимо четко обозначить, что ставки на турниры не принимаются, что исключит трактовку деятельности предприятия как букмекерской конторы и (или) иной организации, связанной с азартными играми, также расписать порядок образования призового фонда, присуждения денежных призов, а также размер стоимости услуг, предоставляемых предпринимателем.
Еще одним вариантом более четкого обоснования доходов предпринимателя -основателя платформы для проведения киберспортивных турниров - это принятие (и, соответственно документирование этого факта в «Правилах проведения киберспортивных турниров») получаемых от участников средств как благотворительных взносов, например, на развитие интернет-платформы. С целью обоснования данного варианта, мы хотели бы привести комментарий ФНС в отношении так называемых донатов (пожертвований) именно в контексте вопросов «развития». В июне 2018 г. один из популярных блогеров -разработчиков онлайн игр, принимающий на своем сайте пожертвования от посетителей сайта «на развитие» отправил официальный запрос в Межрайонную ИФНС России №17 по Московской области. В данном запросе блогер просил уточнить налоговых инспекторов, являются ли полученные донаты доходом и подлежат ли они налогообложению. Из ответа УФНС по Московской области следует, что пожертвования (донаты), а точнее «денежные средства, полученные физическим лицом в общеполезных целях, не обусловленных обязанностью по осуществлению какого-либо встречного предложения (предоставления товаров, услуг и т.п.)», могут рассматриваться как доход, полученный в результате дарения и не подлежащий налогообложению налогом на доходы физических лиц. С целью избежания вопросов со стороны налоговых органов, как пишет сам блогер по результатам консультации с юристом, целесообразно:
1) указывать в комментариях к переводу средств, например, «добровольный взнос на развитие платформы, проекта»,
2) поместить в теле платежной формы (если оплата осуществляется посредством электронных денег или с помощью платежных агрегаторов, например, Robokassa), текст, уточняющий безвозмездный характер перевода,
3) создание пользовательского соглашения, где указано, на какие цели идет сбор средств [19].
В целом, следует говорить о том, что вновь речь идет об «уточняющем» факторе в целях конкретизации вида деятельности предприятия и источников доходов.
Не менее важным «уточняющим» документом являются «Правила проведения киберспортивного турнира». Данный документ должен включать: основные понятия, описание игры (например, «виртуальные турниры FIFA...»), систему проведения соревнования (этапы, порядок выбытия и пр.), способы проведения соревнования (онлайн-соревнования, лан-соревнования и пр.), требования к участникам (например, минимальный возраст участника на дату начала турнира должен составлять не менее 18 лет), призовой фонд и пр.
Вышесказанное позволяет говорить о том, что основным видом деятельности предпринимателя - создателя платформы для организации киберспортивных турниров, который может быть указан в локальных документах (Правилах), будет являться «Организация турниров в сети Интернет и формирование призового фонда за свой счет». С нашей точки зрения, в условиях наличия уточняющих в Правилах и иных локальных документах задач деятельности предпринимателя, а также источников и целей получения дохода, более целесообразно будет указание в качестве основного вида деятельности 93.19.11 «Услуги по содействию в подготовке спортивных и развлекательных мероприятий». Данная группировка включает услуги, связанные с деятельностью по содействию и подготовке спортивных мероприятий при наличии или отсутствии спортивных сооружений. Использование в качестве основного вида деятельности позволит конкретизировать цели предпринимателя -содействие киберспортсменам, желающим посоревноваться, в организации киберспортивного турнира. Источником дохода предпринимателя может быть, как оплата услуг по содействию в подготовке киберспортивного турнира, так и оплата доступа к платформе для просмотра самого соревнования «болельщиками».
Предприниматель - создатель платформы для проведения киберспортивных турниров будет платить налоги в соответствии с выбранной им системы налогообложения, полагаем, более оптимальным вариантом на данный момент является УСН «доходы». Касаемо участников самого соревнования, которые получают призы (выигрыши), в связи с тем, что, исходя из положений п. 2 ст. 224 НК РФ подобные «выплаты» являются доходом, должны делать соответствующие налоговые отчисления. Выигрыши, не превышающие по сумме 4 тыс. руб., что регламентировано п. 28 ст. 217 НК РФ, налогообложению не подлежат, а подлежит лишь сумма, превышающая этот порог. Статьей 224 НК РФ установлено, что стоимость любых выигрышей и призов, получаемых в проводимых конкурсах, играх и других мероприятиях в целях рекламы товаров, работ и услуг, в части превышения размеров, указанных в п. 28 ст. 217 НК РФ, подлежит обложению налогом на доходы физических лиц по ставке в размере 35%. Если получения приза не связано с рекламой, то для гражданина РФ ставка налога составляет 13%.
С учетом того, что организатор турнира является налоговым агентом, он также может удерживать налог из суммы выигрыша и перечисляющим налог в доход государства. Однако, он обязан предоставлять необходимые сведения об удержании налога, для чего рекомендуется использовать форму расписки, предусматривающую согласие на удержание суммы налога, а также согласие на обработку персональных данных в соответствии со ст. 9 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О защите персональных данных», т.к. от победителя потребуется данные паспорта, ИНН. Рекомендуется запрашивать копии указанных документов, о необходимости предоставлении которых следует указывать в Правилах.
13
Политика конфиденциальности предприятия, осуществляющего деятельность в области организации киберспортивных турниров. У каждой организации, сайта, платформы или любой другой структуры, реальной или виртуальной, в которой предусматривается сбор персональных данных пользователя, участника, в нашем случае, участника киберспортивного турнира, должна быть сформирована и быть в открытом доступе Политика конфиденциальности персональных данных (Положение об обработке персональных данных, Соглашение о конфиденциальности персональных данных и пр.), действующая в отношении информации, которую владелец сайта, страницы, платформы и пр., может получить о Пользователе. Правовое регулирование защиты персональных данных осуществляется на основании Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» [6] (далее - Федеральный закон № 152-ФЗ).
В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ, персональные данные - это любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному, или определяемому физическому лицу. Согласно п. 2. ст. 18.1. данного нормативно-правового акта, оператор обязан опубликовать или иным образом обеспечить неограниченный доступ к документу, определяющему его политику в отношении обработки персональных данных, к сведениям о реализуемых требованиях к защите персональных данных. Оператор, осуществляющий сбор персональных данных с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, обязан опубликовать в соответствующей информационно-телекоммуникационной сети документ, определяющий его политику в отношении обработки персональных данных, и сведения о реализуемых требованиях к защите персональных данных, а также обеспечить возможность доступа к указанному документу с использованием средств соответствующей информационно-телекоммуникационной сети.
Ответственность за нарушения требований Федерального закона № 152-ФЗ несут на так называемые «операторы персональных данных». Оператор персональных данных, согласно ст. 3 данного нормативно-правового акта, представляет собой государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных. Все владельцы сайтов, на которых присутствует контактная форма (анкета, форма регистрации, обратной связи, подписки, или кнопка заказа обратного звонка, запрашивающая имя и контактный номер телефона) являются операторами персональных данных, и могут быть привлечены к ответственности за нарушения пунктов закона. Одновременно с этим, закон не распространяется на записывание и сохранение любой личной информации, которую планируется использовать для личных или семейных нужд. Наличие в телефонной книге смартфоне списка контактов, адресов электронной почты, полученных посредством автоматического или ручного сбора данных, не предполагают автоматическое получение статуса оператора персональных данных. Однако, если такие данные будут опубликованы в открытом доступе, переданы третьим лицам или сторонней организации, которая, согласно Федеральном закону № 152-ФЗ, является оператором персональных данных, это будет считаться нарушением. Нарушитель может быть привлечен как к административной и уголовной ответственности, так и к гражданско-правовой и дисциплинарной. Добавим, что с 1 июля 2017 г. административная ответственность ужесточилась - вместо одного состава правонарушения ст. 13.11 КоАП РФ теперь предусматривает семь, а максимальный штраф составляет 75 тыс. руб. [5].
В Политике конфиденциальности предприятия по организации киберспортивного турнира необходимо указать перечень запрашиваемых сведений (в том числе, собираемых автоматически, например, 1Р-адрес, запросы программного обеспечения о месте, где находится пользователь, о действиях, которые он совершил на сайте и пр.), цели сбора и обработки персональных данных
14
(для проведения маркетинговых исследований рынка киберспорта, для создания личного кабинета игрока, для обратной связи, для рассылки пользователю платформы информации), способы обработки личной информации (должны соответствовать ст. 2 Федерального закона № 152-ФЗ), мероприятий, которые владелец платформы осуществляет для защиты получаемых сведений (организационные и технические). В случае, если владелец платформы планирует передавать данные третьим лицам, этот момент также следует отразить в документе.
Важно принимать во внимание и тот факт, что в соответствии с положениями Федерального закона № 152-ФЗ, физическое лицо имеет право отозвать свои персональные данные, равно как и уточнить их. Соответственно, согласие на обработку персональных данных, полученное от потенциального участника киберспортивного турнира, является бессрочным. Кроме того, пользователь справе запросить всю информацию, которую собрала организация о нем за определенный период времени.
Следует сделать акцент на том, что в соответствии с ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 152-ФЗ оператор до начала обработки персональных данных обязан уведомить уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных (Роскомнадзор) о своем намерении осуществлять обработку персональных данных. Уведомление должно быть направлено в письменной форме и подписано должностным лицом или направлено в электронной форме и подписано электронной цифровой подписью в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласие на обработку персональных данных, собираемых на платформе по организации киберспортивных турниров. В соответствии с действующим законодательством физическое, юридическое лицо или индивидуальный предприниматель обязаны получить согласие у субъекта персональных данных на сбор, хранение и дальнейшую обработку этих самых данных. Согласие пользователя на обработку персональных данных не требуется в случаях, обозначенных в пп. 2-11 ч. 1 ст. 6. Федерального закона № 152-ФЗ.
Согласно ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и дает согласие на их обработку свободно, своей волей и в своем интересе. Согласие на обработку персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено федеральным законом. В случае получения согласия на обработку персональных данных от представителя субъекта персональных данных полномочия данного представителя на дачу согласия от имени субъекта персональных данных проверяются оператором.
Согласие на обработку персональных данных может быть отозвано субъектом персональных данных.
Обязанность предоставить доказательство получения согласия субъекта персональных данных на обработку его персональных данных возлагается на оператора.
В случаях, предусмотренных федеральным законом, обработка персональных данных осуществляется только с согласия в письменной форме субъекта персональных данных. Равнозначным содержащему собственноручную подпись субъекта персональных данных согласию в письменной форме на бумажном носителе признается согласие в форме электронного документа, подписанного в соответствии с федеральным законом электронной подписью
При оформлении согласия на обработку важно обратить внимание на следующее: - согласие должно быть конкретным, информированным и сознательным (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ, «Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 27.09.2017);
- форма выражения согласия должна быть такая, чтобы было возможно подтвердить его получение организацией (лицом), обрабатывающей сведения (ч. 1 ст. 9 ФЗ «О персональных данных»);
- если согласие выражает не само лицо, чьи ПД будут обрабатываться, а его представитель, необходимо проверить, уполномочен ли он на дачу такого согласия (ч. 1 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ);
- в установленных законодательством случаях согласие должно быть выражено письменно или посредством электронной подписи (ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ);
- согласие должно содержать перечисленные в ч. 4 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ элементы, в частности то, какие действия с персональными данными можно совершать;
- за недееспособных физических лиц согласие дают представители (ч. 6 ст. 9 Федерального закона № 152-ФЗ).
Полагаем, что имеет смысл, под формой обратной связи (контактной формой) сделать чек-бокс, где посетитель будет ставить галочку (т.е. совершать конклюдентное действие), тем самым подтверждая, что ознакомился с текстом политики конфиденциальности или аналогичным по смыслу документом, и дает свое явное согласие владельцу платформы на сбор и обработку своих персональных данных.
В дополнении к вышесказанному, целесообразно сказать о пользовательском соглашении, которое также следует иметь в виду при организации платформы для организации киберспортивного турнира. Данный документ может определять для посетителей платформы правила пользования. В открытом доступе предлагаются варианты соглашений, однако, владелец платформы или администратор должен унифицировать шаблон под себя. В данном документе указываются следующие положения:
1) права и обязательства посетителей платформы,
2) возможность и условия использования контента,
3) тип комментариев, допустимых к размещению или иных способов взаимодействия участников киберспортивного турнира,
4) процедуру доступа к закрытым материалам, если они есть, или непосредственно, к самому киберспортивному турниру,
5) ответственность за переданную пользователям платформы информацию,
6) условия работы с персональными данными,
7) регламент оказания услуги (проведения турниров) и материальных расчетов и т.п.
Ограничения участия несовершеннолетних в киберспортивных турнирах. В
наших публикациях [21] ранее поднимался вопрос о том, возможно ли заключить трудовой договор с киберспортсменом не достигшем 18 лет. Трудовой кодекс РФ [4] (далее - ТК РФ) не запрещает трудовые взаимоотношения со спортсменами, не достигшими совершеннолетия (ст. 348.8 ТК РФ). Однако, если речь идет о киберспорте, то, бесспорно, данная норма вносит некоторые противоречия: так, большинство игр, которые включены в официальные дисциплины киберспортивных турниров имеют возрастное ограничение «18+», т.к. содержит информацию, допускающую насилие и жестокость, что, соответственно противоречит Федеральному закону от 29.12.2010 №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющий вред их здоровью и развитию» [9].
Кроме того, как уже говорилось выше, существует определённый риск восприятия деятельности интернет-платформы для проведения киберспортивных турниров как азартной игры. В соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона № 244 -ФЗ, имеет место ограничение доступа несовершеннолетних к азартным играм: «посетителями игорного заведения не могут являться лица, не достигшие возраста восемнадцати лет». Бесспорно, практика идёт вразрез с данной формулировкой,
т.к. несовершеннолетние не являются «посетителями» в прямом смысле, но допускаются к участию, путем подтверждения своего совершеннолетия на сайте «Мне уже есть 18 лет». И несмотря на ст. 171.2 УК РФ, которая предусматривает уголовную ответственность за незаконную организацию и проведение азартных игр, в ней отсутствует квалифицирующий признак в виде предоставления доступа несовершеннолетним к онлайн-казино. Однако? ответственность может быть установлена по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 171.2 УК РФ так и ст. 150 УК РФ, в случае вовлечения в осуществление незаконной деятельности несовершеннолетнего.
Помимо правовых аспектов, нельзя забывать и о социально-психологических: компьютерные игры могут вызывать сильную зависимость, что может привести к нарушению социализации ребенка, психики и пр. Мы согласны с тем, что занятия киберспортом могут так или иначе иметь место в системе современного образования (как инструмент организации досуга, изучения иностранного языка, формирования культуры образовательного учреждения и пр.), но отнюдь не могут стать средством развития личности детей, их физического, интеллектуального развития и т.п. Возвращаясь к законодательству, например, во Франции и других странах, где применяются французские положения о киберспорте, возрастные аспекты участия в турнирах имеют более четкие рамки: киберспортсмены, не достигшие возраста 12 лет, не могут принимать участие в турнирах, где предусмотрено денежное вознаграждение [18]. С нашей точки зрения, исходя из положений ст. 28 Гражданского кодекса РФ [2], дети до 14 лет без согласия родителей не должны участвовать в киберспортивных турнирах, предполагающих вносы, т.к. не обладают надлежащей дееспособностью. Если взносы будут очень крупными, то несовершеннолетние с 14 до 18 лет также должны принимать участие с согласия родителей.
Заключение. Осознавая тот факт, что организация интернет-площадок для проведения киберспортивных турниров, равно как и организация онлайн-казино, симуляторов и т.п., в перспективе представляет собой весьма прибыльный бизнес, отсутствие правового базиса, на который можно ориентироваться в условиях организации такой деятельности, может стать одной из наиболее острых проблем в правоприменительной практике. Выше представленные размышления на тему организации турниров по киберспортивной игре и приведенные рекомендации, бесспорно, могут быть актуальным инструментарием по защите предпринимателя -создателя платформы для проведения компьютерных соревнований в случае необходимости уточнения направлений деятельности и источника (способов) получения дохода для налоговых и иных исполнительных органов. Одновременно с этим, все еще остается множество различных правовых моментов, требующих конкретизации, в частности в локальных нормативно-правовых актах, являющих собой различные формы соглашений, правил и пр., законность которых представляет собой весьма коллизионный момент.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014. № 31. Ст. 4398.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 03.08.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 05.12.1994. № 32. Ст. 3301.
3. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 27.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 08.01.2019) // «Собрание законодательства РФ», 17.06.1996. № 25. Ст. 2954.
4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 27.12.2018) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002, № 1 (ч. 1). Ст. 3.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 06.02.2019) // «Собрание законодательства РФ», 07.01.2002. № 1 (ч. 1). Ст. 1.
6. Федеральный закон от 27.07.2006 № 152-ФЗ (ред. от 31.12.2017) «О персональных данных» // «Собрание законодательства РФ», 31.07.2006, № 31 (1 ч.). Ст. 3451.
7. Федеральный закон от 29.12.2006 № 244-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 01.01.2007. № 1 (1 ч.). Ст. 7.
8. Федеральный закон от 04.12.2007 N 329-ФЗ (ред. от 27.12.2018) «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 10.12.2007. № 50. Ст. 6242.
9. Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ (ред. от 18.12.2018) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» // «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011. № 1. Ст. 48.
10. Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 № 1493 (ред. от 13.10.2017) «О государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы» // Собрание законодательства РФ», 11.01.2016, № 2 (часть I). Ст. 368.
11. Письмо Минфина России от 13.08.2013 № 03-05-05-05/32720 // Бизнес-портал «Ipipip». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ipipip.ru/pisma-minfina/2013/avgust/13-8.php/ (дата обращения: 11.03.2019).
12. Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 29.04.2016 № 470 «О признании и включении во Всероссийский реестр видов спорта спортивных дисциплин, видов спорта и внесении изменений во Всероссийский реестр видов спорта, а также в приказ Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 17.06.2010 № 606 «О признании и включении видов спорта, спортивных дисциплин во Всероссийский реестр видов спорта» (Зарегистрирован 03.06.2016 № 42407) // Просмотр из СИС «КонсультантПлюс».
13. Приказ Росмолодежи от 28.12.2018 N 363 «Об утверждении Плана мероприятий Федерального агентства по делам молодежи в сфере реализации государственной молодежной политики на территории Российской Федерации на 2019 год» // Просмотр из СИС «КонсультантПлюс»
14. Правила вида спорта «компьютерный спорт (утв. приказом Минспорта России от 09.10.2017 № 881) // Просмотр из СИС «КонсультантПлюс».
15. Постановление Губернатора МО от 31.08.2018 № 389-ПГ «О присуждении ежегодных премий Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2018 году» (вместе со «Списком лауреатов ежегодной премии Губернатора Московской области «Наше Подмосковье» в 2018 году») // Ежедневные Новости. Подмосковье. № 97, 03.06.2013.
16. Заключение Палаты по патентным спорам от 04.12.2007 (Приложение к решению Роспатента от 31.01.2008 по заявке № 2005710397/50) «Об оставлении в силе решения экспертизы» // Просмотр из СИС «КонсультантПлюс».
17. Заключение Палаты по патентным спорам от 29.11.2011 (Приложение к решению Роспатента от 31.01.2012 по заявке № 2001716401) «О прекращении делопроизводства по заявлению о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака» // Просмотр из СИС «КонсультантПлюс».
18
18. Борисов А. Франция установила правовые основы киберспорта в стране. 12.05.2017 // Порта Cibersport. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.cybersport.ru/news/frantsiya-ustanovila-pravovye-osnovy-kibersporta-v-strane/ (дата обращения: 05.03.2019).
19. Нужно ли платить налог на пожертвования (донаты)? 30.06.2018 // Портал «FINQA». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finqa.ru/nuzhno-li-platit-nalog-na-pozhertvovaniya-donation/ (дата обращения: 10.03.2019).
20. Путь от «дикого запада» до мейнстрима: тренды и оценки рынка киберспорта от Goldman Sachs. - 23.10.2018 // Портал «Sostav». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/bolshoj-kibersport-put-ot-dikogo-zapada-do-mejnstrima-34024.html (дата обращения: 07.03.2019)
21. Сутырина Е.В. Правое регулирование деятельности профессионального киберспортсмена // Universum: Экономика и юриспруденция: электрон. научн. журн., 2017. № 12 (45). [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://7universum.com/ru/economy/archive/item/5272/ (дата обращения: 10.03.2019).
22. Тренд года — киберспорт: В России рекламодатели потратили на его спонсорство более $14 млн. 29.11.2018 // Портал «Sostav». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/trend-goda-kibersport-v-rossii-reklamodateli-potratili-na-ego-sponsorstvo-bolee-14-mln-34614.html (дата обращения: 07.03.2019).
АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ БАНКРОТСТВА ФИЗИЧЕСКИХ
ЛИЦ Чикин Н.С.
Чикин Николай Сергеевич - магистр, кафедра гражданского права, юридический институт Российский университет дружбы народов, г. Москва
Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы несостоятельности (банкротства) физических лиц и проводится анализ Российского законодательства по данной проблематике.
Ключевые слова: несостоятельность, управляющий, банкротство.
Институт несостоятельности (банкротства) является относительно новым для отечественной системы правового регулирования и практики предпринимательских отношений. Однако после вступления в силу нового закона массового банкротства граждан не последовало, несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране. Россияне, успевшие наделать долгов и столкнувшиеся с проблемой возврата денег кредиторам, не торопятся признавать свою финансовую несостоятельность.
И для этого есть объективные причины. Как и во всяком новом деле, при банкротстве физических лиц сразу же стали проявляться и проблемы. С учетом значения данного института для современной российской экономики и перспектив ее развития, необходимо обозначить и рассмотреть правовые проблемы - недоработки института несостоятельности (банкротства) физических лиц.
Юридическая суть несостоятельности (банкротства) состоит в том, что хозяйствующий субъект оказывается не в состоянии выполнить свои обязательства, взятые по доброй воле или возложенные на него в силу сложившихся обстоятельств. В соответствии с действующим законодательством РФ несостоятельность (банкротство) гражданина - это признанная судом,