Научная статья на тему 'Правовые особенности и специфика прав на секреты производства (ноу-хау)'

Правовые особенности и специфика прав на секреты производства (ноу-хау) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
998
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВООБЛАДАТЕЛЬ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ / ПАТЕНТ / РЕГИСТРИРУЮЩИЙ ОРГАН / «THE CONFIDENTIAL INFORMATION» / KNOW-HOW (KNOW-HOW) / THE LEGAL OWNER / INTELLECTUAL PROPERTY / THE PATENT / REGISTERING BODY / THE INFORMATION / A TRADE SECRET / THE INVENTION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Щербачева Л. В., Сорокина А. Э.

Анализируется порядок оформления прав на результаты объекта интеллектуальной собственности как секреты производства (ноу-хау), указывается на необходимость их оформления не только в государстве правообладателя, но и во всех государствах, где правообладатель намерен вести свою деятельность; раскрываются условия получения патентов в соответствии с международными правилами; делается вывод о том, что секреты производства (ноу-хау) — это комплексный показатель уровня охраняемых творческих достижений в сфере интеллектуального права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL FEATURES AND SPECIFICITY OF THE RIGHTS TO KNOW-HOW (A KNOW-HOW)

The order of registration of the rights to results of object of intellectual property as know-how (know-how) is analyzed, it is underlined necessity of their registration not only for the state of the legal owner, but also for all states where the legal owner intends to conduct the activity; conditions of reception of patents according to the international rules reveal; the conclusion that know-how (know-how) is a complex indicator of level of protected creative achievements in sphere of the intellectual right becomes.

Текст научной работы на тему «Правовые особенности и специфика прав на секреты производства (ноу-хау)»

А. ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ _

Актуальные проблемы гражданского права

ПРАВОВЫЕ ОСОБЕННОСТИ И СПЕЦИФИКА ПРАВ НА СЕКРЕТЫ ПРОИЗВОДСТВА (НОУ-ХАУ)

Л.В. ЩЕРБАЧЕВА,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права и процесса

Московского университета МВД России;

А.Э. СОРОКИНА,

соискатель кафедры гражданского права и процесса Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право E-mail: [email protected]

Аннотация. Анализируется порядок оформления прав на результаты объекта интеллектуальной собственности как секреты производства (ноу-хау), указывается на необходимость их оформления не только в государстве правообладателя, но и во всех государствах, где правообладатель намерен вести свою деятельность; раскрываются условия получения патентов в соответствии с международными правилами; делается вывод о том, что секреты производства (ноу-хау) — это комплексный показатель уровня охраняемых творческих достижений в сфере интеллектуального права.

Ключевые слова: правообладатель; интеллектуальная собственность; патент; регистрирующий орган; информация, коммерческая тайна, «конфиденциальная информация», секрет производства (ноу-хау), изобретение.

LEGAL FEATURES AND SPECIFICITY OF THE RIGHTS TO KNOW-HOW (A KNOW-HOW)

L. V. SHERBACHEVA,

candidate of law sciences, dosent of the department of civil law and procedure of the Moscow university of the Ministry of Internal Affairs of Russia

A.E. SOROKINA,

competitor of chair of civil law and process of the Ministry of Internal Afairs Moscow university of Russia

Annotation. The order of registration of the rights to results of object of intellectual property as know-how (know-how) is analyzed, it is underlined necessity of their registration not only for the state of the legal owner, but also for all states where the legal owner intends to conduct the activity; conditions of reception of patents according to the international rules reveal; the conclusion that know-how (know-how) is a complex indicator of level of protected creative achievements in sphere of the intellectual right becomes.

Keywords: the legal owner; intellectual property; the patent; registering body; the information, a trade secret, «the confidential information», know-how (know-how), the invention.

Правовые особенности и специфика прав на секреты производства (ноу-хау) приведены в гл. 75 «Право на секрет производства (ноу-хау)» ч. 4 Гражданского кодекса Российской Федерации от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3 (в ред. Федеральных законов № 13-Ф3 от 21 февраля 2010 г. и № 17-ФЗ от 24 февраля 2010 г.)1 (далее — ГК РФ), вступившей в юридическую силу с 1 января 2008 г. на основании Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18 декабря 2006 г. № 231-Ф32.

Секрет производства (ноу-хау) — один из институтов подотрасли интеллектуального права, формулировка которого, по мнению автора, выглядит следующим образом: «Институт секретного производства (ноу-хау) подотрасли интеллектуального права — это обособленная группа правовых норм, регулирующая однородные общественные правоотно-

шения в сфере интеллектуальной собственности, связанные с правами на научно-технические достижения, в отношении которых введен режим коммерческой тайны».

Определение секрета производства (ноу-хау) дано в ст. 1465 ГК РФ: «Секретом производства (ноу-хау) признаются сведения любого характера (производственные, технические, экономические, организационные и другие), в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности, которые имеют действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности их третьим лицам, к которым у третьих лиц нет свободного до-

1 СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.

2 Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231 -ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5496.

Актуальные проблемы гражданского права

ступа на законном основании и в отношении которых обладателем таких сведений введен режим коммерческой тайны»3.

По этому поводу в п. 57 Постановления совместного Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 5 и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 «О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 26 марта 2009 г. указано: «57. Положения главы 75 ГК РФ определяют порядок правовой охраны секретов производства (ноу-хау), т.е. сведений о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, в отношении которых обладателем введен режим коммерческой тайны. При этом судам следует учитывать, что режим коммерческой тайны, перечень не подлежащих охране сведений и порядок предоставления составляющей коммерческую тайну информации определяются в соответствии с Федеральным законом «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ»4.

Основной принцип информационных отношений — свобода информации — провозглашен «Всеобщей декларацией прав человека» от 10 декабря 1948 г.5, Европейской конвенцией «О защите прав человека и основных свобод» от 4 ноября 1950 г.6, Международным пактом «О гражданских и политических правах» от 16 декабря 1966 г.7, а также конституциями некоторых стран мира, включая и Конституцию России.

Ограничением этого принципа выступает необходимость сохранения в секрете государственной тайны, коммерческой тайны и сведений конфиденциального характера. В связи с этим термин «ноу-хау» как правовая категория возник в судебных актах США еще в 1916 г., откуда и был заимствован остальными государствами мира. В Российском законодательстве термин «ноу-хау» ранее подпадал под общие понятия служебной и коммерческой тайны, указанных в ст. 139 ГК РФ, утратившей силу с 1 января 2008 г. на основании Федерального закона «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации»8. В настоящее время категория «ноу-хау» защищается на основании правовых норм не только ч. 4 Гражданского кодекса РФ, но и Федерального закона «О коммерческой тайне» от 29 июля 2004 г. № 98-ФЗ (в редакции Федеральных законов от 18 декабря

2006 г. № 231-Ф3 и от 24 июля 2007 г. № 214-ФЗ), который «регулирует отношения, связанные с установлением, изменением и прекращением режима коммерческой тайны в отношении информации, составляющей секрет производства (ноу-хау), независимо от вида носителя, на котором она зафиксирована»9. В.В. Погуляев считает его незавершенным: «Многие вопросы и положения, которым уделялось внимание в первой редакции законопроекта, не вошли в Закон или остались не проработанными»10. Несмотря на это Закон действует и в пп. 1 ст. 3 свидетельствует, что: «Коммерческая тайна — режим конфиденциальности информации, позволяющий ее обладателю при существующих или возможных обстоятельствах увеличить доходы, избежать неоправданных расходов, сохранить положение на рынке товаров, работ, услуг или получить иную коммерческую выгоду»11. Данная норма дает возможность экономического развития хозяйствующим субъектам рынка на основе режима конфиденциальности. Отдельным видам данной тайны предоставлена правовая охрана на основании ст. 67, 727, 771, 1032 ГК РФ, ст. 9 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ (в редакции Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 352-Ф3)12 и т.д.

Следует отметить, что в разные времена о секретах производства в отношении изобретений писали различные авторы, например: Ч. Джибсон13, Ф. Илек, Я. Илкова, И. Куба14, Р. Камерон15, Н.Д. Кондрать-

3 ГК РФ. Ч. 4. от 18 декабря 2006 г. № 230-Ф3. Ст. 1465; СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496 // СПС КонсультантПлюс. 2011.

4 Бюллетень Верховного Суда РФ // Вестник ВАС РФ. 2009. № 6.

5 «Всеобщая декларация прав человека». Женева, 1948.

6 Европейская конвенция «О защите прав человека и основных свобод». Женева, 1950.

7 Международный пакт «О гражданских и политических правах». Женева, 1966.

8 Федеральный закон от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52. Ст. 5496.

9 СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

10 Погуляев В.В. Плюсы и минусы Закона «О коммерческой тайне» // Новые законы и нормативные акты (прил. к Рос. газете). 2005. № 36. С. 132.

11 СЗ РФ. 2004. № 32. Ст. 3283.

12 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

13 Джибсон Ч. «Великие изобретатели». М.-Л., 1925.

14 Илек Ф, Илкова Я, Куба И. «Мировые изобретения в датах. Хронологический обзор знаменательных событий из истории изобретений в области техники»; с доп. Г.В. Матвеевой // под ред. Д.А. Соболева. Ташкент, 1982.

15 Камерон Р. «Экономическая история. Документы, исследования, переводы. Краткая экономическая история мира от палеолита до наших дней». М., 2001.

Актуальные проблемы гражданского права

ев16, А.А. Пиленко17, З. Соколовская, В. Соколовский18 и др. Подобные процессы в раннеиндустриальную эпоху «в таких отраслях, как производство электроэнергии, оптика и органическая химия, металлургия, энергетика и т.д.» анализировал Р. Камерон19, «в сфере огнестрельного оружия и артиллерии» — В.И. Афанасьева20. «Закат раннеиндустриального капитализма начинается с 1873 г., когда наступает нисходящая фаза большого экономического цикла 1849—1896 гг.»21. «В эпоху промышленной революции, в 1852 г. было учреждено Патентное ведомство, патентный реестр и сформулированы более подробные правила патентной охраны изобретений. Сторонники предоставления патентной охраны изобретениям объединились в 1856 г. в Союз немецких инженеров (VDI)»22. Патентная охрана (в том числе и на секретные изобретения) представлялась как «необходимая потребность для индустрии, как справедливая защита для изобретателя»23.

Недо бр осовестная конкуренция появилась в XIX в., в период появления паровых локомотивов и строительства железных дорог. «Важным шагом государственного обеспечения конкурентной среды явилась защита против недобросовестной конкуренции. Право на защиту против такой конкуренции рассматривалось Парижской конвенцией 1883 г. и национальным законодательством ряда стран как одно из прав промышленной собственности. В других государствах, в частности в странах общего рынка, этот правовой институт являлся самостоятельной ветвью гражданского и административно-правового регулирования, существующего наряду с антимонопольным законодательством. Германия 7 июня 1909 г. приняла специальный Закон о недобросовестной конкуренции. Парижская конвенция по охране промышленной собственности (1883 г.) в последующие годы многократно изменяла и дополняла меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией»24.

Как и в западных странах, в России необходимость сохранности секретов производства (ноу-хау) в условиях конкурентной борьбы потребовала применения законодательства о конкуренции, источником которого прежде был Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 г. № 948-1 (в редакции Закона РФ от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ)25, утративший силу с 1 января 2008 г., а теперь — Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ, (в редакции Фе-

деральных законов от 17 июля 2009 г. № 173-ФЗ и от 27 декабря 2009 г. № 379-ФЗ), в соответствие с пп. 9 ст. 4 которого: «недобросовестная конкуренция — любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации»26.

Следует отметить, что актом недобросовестной конкуренции выступает и незаконное получение, использование и разглашение информации, составляющей не только коммерческую, но и служебную и иную охраняемую законом тайну (пп. 5 п. 1 ст. 14 Закона «О защите конкуренции»).

«Соотношение понятий «информация, составляющая коммерческую тайну» и «конфиденциальная информация» — немаловажный, но дискуссионный момент. Как отмечали эксперты в области информационного права, термин «конфиденциальность» встречается в 84 Федеральных законах и в 706 Международных соглашениях»27. «Однако ни в нормах Закона о коммерческой тайне, ни в Гражданском кодексе России, ни в иных законах не дано ответа на вопрос, как «информация, составляющая коммерческую тайну» (в том числе ноу-хау), перекликается с «конфиденциальной информацией». Единственный

16 Кондратьев Н.Д. «Большие циклы экономической конъюнктуры». М., 1989.

17 Пиленко А.А. «Право изобретателя». М., 2001.

18 Соколовская З, Соколовский В. «550 книг об ученых, инженерах и изобретателях» // Справочник-путеводитель по сериям РАН. М., 1999.

19 Камерон Р. Указ. соч. С. 239.

20 Афанасьева В.И. «Инновации в промышленном производстве и праве Западной Европы (XV—XIX вв.)» // «Внешнеторговое право». 2009. № 2.

21 Кондратьев Н.Д. «Проблемы экономической динамики». М., 1989. С. 181—197.

22 Афанасьева В.И. Указ. соч.

23 DVI-Zeitschrift 6, 1862. С. 568 («Развитие патентной защиты»).

24 Афанасьева В.И. Указ. соч.

25 «Ведомости СНД и ВС РСФСР». 1991. № 16. Ст. 499 // «Бюллетень нормативных актов». 1992. № 2—3.

26 СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3434.

27 Волчинская Е.К. «Об информации, составляющей коммерческую тайну, в системе конфиденциальной информации» // мат-лы Всерос. конф. «Информационная безопасность в условиях глобального информационного общества» — ИНФОФО-РУМ // Бизнес и безопасность в России. 2004. № 9. С. 64, 65.

Актуальные проблемы гражданского права

документ, который проливает свет на разрешение данной проблемы, — это перечень сведений конфиденциального характера, утвержденный Указом Президента России от 6 марта 1997 г. № 188, из которого следует, что «информация, составляющая коммерческую тайну», не является синонимом «конфиденциальной информации» (хотя в определенных случаях она условно может быть использована в качестве такового), но представляет собой ее особую разновидность»28.

Указ Президента России «Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера» от 6 марта 1997 г. № 188 (в редакции Указа Президента РФ от 23 сентября 2005 г. № 1111)29 относит к конфиденциальной информации, кроме информации, составляющей коммерческую тайну, сведения о персональных данных, о тайне следствия и судопроизводства, о служебной тайне, о профессиональных тайнах (врачебной, нотариальной, адвокатской, тайне переписки, телефонных переговоров, телеграфных или иных сообщений и т.д.), о сущности изобретений, полезной модели или промышленного образца до официальной публикации информации о них.

«Принципиальное отличие между коммерческой тайной и перечисленными выше видами тайн состоит в том, что коммерческая тайна — одна из «первичных» (естественных) тайн, которые непосредственно связаны с видом персонифицированного субъекта (наряду с личной тайной физического лица и государственной тайной органа государственной власти). Профессиональные тайны при этом являются «производными»30. «И если в отношении «первичных» тайн у обладателя информации есть права на установление режима ограничения доступа, то в отношении производных тайн у лица, которому доверена такая информация, возникает обязанность устанавливать соответствующий режим»31.

Что касается дефиниции ст. 1465 «Секрет производства (ноу-хау)» ГК РФ, то она свидетельствует, что законодатель отождествляет понятия «секрет производства» и «ноу-хау», считая их синонимами. «В литературе не раз отмечалась расплывчатость обоих указанных понятий, так как в международной практике признанных определений не сложилось. Например, во Франции торговые секреты принято делить на промышленные и коммерческие, в Японии Актом о предотвращении недобросовестной конкуренции к торговым секретам отнесена любая инфор-

мация, касающаяся методов производства, торговли, а также любая другая информация, затрагивающая вопросы технологии или бизнеса, которые неизвестны публике»32. Следовательно, указанную дефиницию ГК РФ можно отнести к российской особенности интеллектуального права. В ст. 1465 «Секрет производства (ноу-хау)» ГК РФ дан примерный неисчерпывающий перечень видов подобных сведений: «производственные, технические, экономические, организационные и другие, в том числе о результатах интеллектуальной деятельности в научно-технической сфере, а также сведения о способах осуществления профессиональной деятельности»33. Правообладатель может дополнить данный перечень «любым объектом, например формулой»34. В частности, в «Унифицированном акте торговых секретов» США (Uniform Trade Secrets Act), разработанном National Conference of Commissioners on Uniform State Laws, «формула прямо указана в числе объектов коммерческой тайны»35. «Отсюда следует, что коммерческая ценность некой информации — это показатель ее пригодности (полезности) для принятия решений в коммерческой деятельности. Данный показатель, основанный на деловой практике, складывается из трех составляющих: достоверности информации, ее актуальности и полноты»36. О.А. Гаврилов пишет: «Ценность информации — комплексный показатель ее качества, мера пригодности для принятия решений в конкретной сфере»37.

Автор считает, что коммерческая ценность секрета производства (ноу-хау) — это комплексный показатель уровня охраняемых творческих достижений в сфере интеллектуального права.

28 Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Корчагина Н.П. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса РФ // под общ. ред. Е.А. Моргуновой. СПС Гарант, 2011.

29 СЗ РФ. 1997. № 10. Ст. 1127.

30 Моргунова Е.А., Погуляев В.В., Корчагина Н.П. Указ. соч.

31 Волчинская Е.К. Указ. соч.

32 Белов В.В., Виталиев Г.В., Денисов Г.М. «Интеллектуальная собственность. Законодательство и практика его применения». М., 1999. С. 125, 126.

33 ГК РФ. Ч. 4. от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ. Ст. 1465; СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496 // СПС КонсультантПлюс. 2011.

34 Погуляев В.В. «Копирайт на формулу, или Как улучшить благосостояние науки» // «Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права». 2003. № 3.

35 «Унифицированный акт торговых секретов США» (Uniform Trade Secrets Act) // National Conference of Commissioners on Uniform State Laws. 1959.

36 Зенин И., Моргунова Е, Погуляев В. «Что такое информация и как ее защищать» // Закон. 2002. № 12.

37 Гаврилов О.А. Курс правовой информатики. М. 2000. С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.