Виктимология 2(8) / 2016, стр. 16-21
Майоров А. В.
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ЖЕРТВ ПРЕСТУПНОСТИ В РОССИИ
В статье анализируется виктимологическая ситуация в стране за последние годы, на основе опубликованной статистики МВД России по количеству погибших и получивших тяжкий вред здоровью. Рассматривается действующее законодательство России включающее виктимологический аспект и направленное на обеспечение безопасности личности, как потенциальной жертвы угроз криминального характера.
Комплексный анализ проблем и правовой регламентация механизма государственной защиты жертв преступности в России, а также приведенные цифры статистики, позволили автору сделать вывод и предложить разработать единое законодательство о виктимологическом воздействие на преступность и защите жертв преступлений, в котором определялись бы и основы государственной виктимологической политики.
Ключевые слова: виктимизация, виктимность, виктимологическая политика, жертва преступления, потерпевший, уголовная политика, защита жертв преступности.
В современных условиях общество переживает процесс постоянной и стремительной трансформации. Социально-экономические и политические преобразования, продолжающиеся в России в последнее время, породили множество проблем, связанных с осуществлением эффективной уголовной политики государства. При таких условиях в России складывается сложная виктимологическая ситуация, которая требует определенного подхода и изучения. Говоря о виктимоло-гической ситуации в стране, предлагаем ограничится жертвами криминального характера — жертвами преступности (потерпевшими от преступления).
Изучение опубликованной статистики МВД РФ1 позволяет выделить виктимоло-гически значимые показатели, такие как число погибших в результате совершения преступления наряду с числом лиц, здоровью которых причинен тяжкий вред. Анализируя данные за период с 2010 по 2015 гг. можно увидеть, что число погибших в результате совершенных преступлений с каждым годом снижается в среднем на 5%. Однако количество пострадавших получивших тяжкий вред здоровью в 2012, 2013 и 2014 гг. имеет стойкую дина-
1 Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации — https://mvd.ru/Deljatelnost/ statistics
Показатели
2010
2011
2012
2013
2014
2015
Погибло
абс. '
42
40,1
38,7
36,7
35,0
32,9
в %
— 8,9
— 4,5
—3,4
— 5,1
—4,6
—0,4
Причинен тяжкий вред здоровью
абс. тыс.
50,8
49,4
50,6
52,8
52,5
48,8
в %
— 8,3
—2,8
+2,4
+ 4,3
—6,0
—7,2
Таблица 1
Количество погибших и получивших тяжкий вред здоровью, в результате совершенных преступлений в Российской Федерации
J11111
погибло
причинен тяжкий вред
Рис. 1. Количественные показателей преступности, выраженные в числе погибших и пострадавших, которым причинен тяжкий вред на территории Российской Федерации за 2010 — 2015 гг.
мику увеличения в среднем на 3%, но в 2015 году эта цифра снизилась на 7,2% и составила 48,8 тыс.(см.: Табл. 1).
Изучаемые данные статистики отразим в диаграмме, в целях наглядного сравнения этих виктимологически значимых показателей преступности за последние годы (см. рис. 1).
При этом следует отметить, что представленные данные статистики не отражают потерпевших, получивших менее тяжкий вред здоровью, пропавших без вести, пострадавших от преступлений получившие иной (менее значимый) вред и т.д. Вместе с тем, полученная диаграмма
6
позволяет наглядно представить викти-мологическую картину, которая свидетельствует о том, что уровень виктимно-сти населения от преступлений против жизни и здоровья имеет тенденцию снижения, несмотря на незначительное увеличение в 2013 г. количества потерпевших в результате причинения им вреда здоровью.
Справедливо отмечают многие специалисты, что уголовная политика государства в области противодействия преступности и предупреждения отдельных видов преступлений не может быть эффективной без надежной прогностической
погибло
' причинен тяжкии вред здоровью
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Рис. 2. Динамика виктимизации от преступлений против жизни и здоровья по России за 2010 — 2015 гг2.
2 См.: Сайт Министерства внутренних дел Российской Федерации URL: http://mvd.ru/presscenter/ statistics/reports /item/804701/
информации о возможных направлениях развития общества и отдельных социальных явлений и процессов, к которым относится социальный процесс виктимиза-ции — превращения лица в жертву преступления. Анализируя указанные показатели, с определенной долей условности можно выявить динамику виктимизации от преступлений против жизни и здоровья (см. рис. 2).
Обеспечение безопасности личности от противоправных посягательств, является одной из важнейших обязанностей государства. В то же время решение задач обеспечения безопасности личности, защиты общества, государства от преступных посягательств и сокращения преступности не сводится исключительно к действиям, направленным на преступников и преступность. Их решение невозможно без направленной работы с потерпевшими от преступлений, виктим-ными категориями лиц, оказания воздействия на различные объективные и субъективные обстоятельства, так или иначе влияющие на возникновение преступлений, без целенаправленной деятельности государства по предупреждению нарушений и ограничений прав и свобод человека, без разработки системы опережающего противодействия и обеспечения безопасности. Государство является основным субъектом обеспечения безопасности, реализуя готовность и способность институтов власти создавать механизмы регулирования и защиты интересов личности и обеспечивать эффективность их функционирования.
Реализуя свои функции по защите и охране прав и свобод человека и гражданина органы государственной власти, осуществляют деятельность, направленную на повышение уровня защищенности граждан и снижения уязвимости (виктимности) перед преступными посягательствами. Однако в нашей стране сегодня отсутствует единое законодательство, в котором определялись бы основы государственной виктимологической политики. Можно с уверенностью сказать, что разработка и принятие Концепции о защите жертв преступности в России, является не только необходимой правовой предпосылкой формирования единой российской системы виктимологического воздействия на преступность, но и определения и закрепления важнейших на-
правлений виктимологической политики, являющейся правовой основой обеспечения безопасности жертв преступности в России.
Анализируя научные идеи в области развития виктимологической политики нашего государства, можно выделить основные направления и принципы этой деятельности. Во-первых, необходимым условием является признание и поддержание виктимологической идеологии и приоритета в защите прав жертвы преступления; во-вторых создание и совершенствование системы исполнения законодательства, направленного на обеспечение прав жертв преступлений и организацию единой системы материальных компенсаций и реституций жертве преступления, для ее социальной реабилитации; в-третьих, укрепление взаимодействия между гражданами и системой уголовной юстиции, обеспечение процессуальных гарантий соблюдения прав человека; в-четвертых, законодательная и финансовая поддержка использования общественного потенциала, возможностей институтов гражданского общества, религиозных объединений, социальных фондов, органов местного самоуправления для снижения уровня виктимизации населения; в-пятых, обобщение и использование зарубежного опыта, научных разработок и поддержание практических рекомендаций по противодействию преступности с использованием виктимоло-гического потенциала [См.: 7].
Изучение действующего законодательства России позволяет выделить ряд законов, нормативно-правовых актов, а также отдельных норм, включающих виктимологический аспект и направленных на обеспечение безопасности личности, как потенциальной жертвы угроз криминального характера.
Рассматривая жертву преступления как часть общественных отношений можно отметить, что существует определенный уровень защищенности пострадавшей стороны. Так, например, в соответствии с Законом «О полиции», — «Полиция защищает права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объедине-
ниям, а также других обстоятельств» (ст. 7), «... устраняет угрозы безопасности... и обеспечивает безопасность граждан и общественной безопасности.» (ст. 12). Уголовное законодательство (Уголовный кодекс РФ - УК РФ), в свою очередь, предусматривает такие превентивные меры защиты, как обстоятельства, исключающие преступность деяния: «необходимая оборона» (ст. 37 УК РФ), «крайняя необходимость» (ст. 38 УК РФ) и др. В сложившейся виктимологической ситуации многие ученые ставят вопрос об особой актуальности и качественно новом уровне понимания гражданской самозащиты, возможность которой гарантирована Конституцией РФ (ч. 2 ст. 45). Гражданская самозащита представляется как правомерный способ борьбы с преступностью, как мера специальной и социальной профилактики, которая восполняет недостающие в момент посягательства действия государства по защите своих граждан. Более того, как отмечает профессор В.В. Меркурьев, предоставление государством законного права на самозащиту уже следует рассматривать как активное содействие гражданам в обеспечении их безопасности [См.: 6].
При этом, защита прав лиц, пострадавших от преступлений - конституционная обязанность российского государства. Конституция РФ права и свободы человека и гражданина провозглашает в качестве высшей ценности, а их защиту рассматривает в качестве обязанности государства. Права и свободы человека и гражданина закреплены в главе 2 Конституции РФ и предопределяют ряд принципиальных положений, относящихся к сфере уголовного судопроизводства.
В международно-правовых актах отмечается необходимость проведения разъяснительной работы по предупреждению виктимизации, а также по защите, оказанию помощи и выплате компенсаций жертвам преступлений [1]. В Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1985 г., в качестве основания для признания лица жертвой преступления называется причинение вреда в результате деяния, которое нарушает национальные уголовные законы.
Статья 52 Конституции РФ закрепляет: «Права потерпевших от преступлений
и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного вреда». Реализуя конституционные положения (судебная защита прав и свобод; обеспечение доступа к правосудию) уголовно-процессуальное законодательство Российской Федерации (далее - УПК РФ) закрепляет: во-первых, что уголовное судопроизводство имеет своим назначением защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступлений; во-вторых, возможность признания потерпевшим юридическое лицо; в-третьих, отнесение потерпевшего к стороне обвинения; в-четвертых, в законе предусмотрен достаточно широкий перечень прав, которыми наделяется потерпевший. Кроме этого, в УПК РФ содержится ряд положений, касающихся обеспечения безопасности потерпевших. Эти положения способствуют осуществлению государ -ством своей конституционной обязанности по защите прав и свобод личности, а также эффективному осуществлению уголовного судопроизводства. При наличии достаточных данных о том, что потерпевшему, свидетелю или иным участникам уголовного судопроизводства, а также их близким родственникам, родственникам или близким лицам угрожают убийством, применением насилия, уничтожением или повреждением их имущества либо иными опасными противоправными деяниями, суд, прокурор, руководитель следственного органа, следователь, орган дознания и дознаватель принимают в пределах своей компетенции в отношении указанных лиц меры безопасности, предусмотренные статьями 166 ч. 9, 186 ч. 2, 193 ч. 8, 241 п. 4 ч. 2 и 278 ч. 5 УПК РФ, а также иные меры безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 11 УПК РФ).
Содержание этих мер раскрывают суть виктимологической направленности норм уголовно-процессуального законодательства. Необходимо отметить, что потерпевший, в рамках действующего УПК РФ, располагает довольно широкими процессуальными возможностями по защите своих прав. В статьях 42, 246, 314, 318, 328 и других УПК РФ указывается совокупность общих и более конкретных процессуальных прав и обязанностей по-
терпевшего. Например, в ч. 2 ст. 42 УПК РФ говорится о праве потерпевшего участвовать в судебном разбирательстве первой инстанции; в ст. 314 УПК РФ конкретизируется роль потерпевшего, который может возражать против проведения судебного разбирательства в особом порядке; в соответствии со ст. 318 УПК РФ по- терпевший вправе путем подачи заявления возбуждать уголовные дела, отнесенные ч. 2 ст. 20 УПК РФ к категории частного обвинения, и выполнять при этом функции частного обвинителя; часть 3 ст. 42 УПК РФ предусматривает возмещение потерпевшему имущественного вреда, причиненного преступлением, а также расходов, понесенных в связи с его участием в ходе предварительного расследования и в суде, включая расходы на представителя. Также в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве, обеспечения его прав и законных интересов Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъясняет основания и порядок применения судами норм уголовно-процессуального законодательства, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве [2]. Федеральный закон от 20 августа 2004 года № 119—ФЗ «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства», содержит основы системы государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства, устанавливает принципы осуществления и виды государственной защиты, включающие меры безопасности и социальной поддержки, определяет органы, обеспечивающие государственную защиту и порядок применения мер. Кроме того, в целях реализации Закона Правительством РФ приняты: Постановление от 27 октября 2006 г. № 630 «Об утверждении Правил применения отдельных мер безопасности в отношении потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства» [3]; Постановление от 11 ноября 2006 г. № 664 «Об утверждении правил выплаты единовременных пособий потерпевшим, свидетелям и иным участникам уголовного судопроизводства, в отношении которых в установлен-
ном порядке принято решение об осуществлении государственной защиты» [4]. Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2007 г. № 134 утверждены «Правила защиты сведений об осуществлении государственной защиты потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства». Правила устанавливают порядок защиты сведений об осуществлении государственной защиты защищаемых лиц, включая основания для их защиты и порядок действия органов, осуществляющих меры безопасности [5].
Комплексный анализ проблем и правовой регламентация механизма государственной защиты жертв преступности в Российской Федерации, а также приведенные цифры статистики, указывают на необходимость разработки единого законодательства о виктимологическом воздействие на преступность и защите жертв преступлений, в котором определялись бы и основы государственной виктимоло-гической политики. Указанная проблема связана с тем, что в России отсутствует единая концепция в области виктимоло-гической политики, предусматривающей защиту жертв преступности и обеспечение должного уровня их безопасности. Несмотря на то, что на сегодняшний день существует ряд научных разработок в этом направлении, проблемы, связанные с оказание психологической, юридической, материальной помощи жертвам (потерпевшим) преступлений продолжают обсуждаться на государственном уровне. В практическом плане научное понимание этого вопроса позволяет определить не только приоритеты виктимологи-ческой политики, ее стратегию и тактику, но и реально приблизиться к тому, что называется защитой населения и охраной законных прав и интересов граждан.
Очевидно, что в данном случае автором высказана теоретическая позиция в отношении, как это может показаться, отдельного направления в уголовной политике — виктимологической политики. Однако защита жертв преступности не только не исчерпывается совокупностью реализуемых уголовно-правовых и уголовно-процессуальных мер, но и порождает необходимость применения в комплексе с ними и других правовых, а также не правовых средств воздействия на источники виктимизации.
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 45/107 от 14 декабря 1990 г. «Международное сотрудничество в области предупреждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития» // Издание Организации Объединенных наций. — Нью-Йорк, 1992.
2. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 июня 2010 г. № 17 «О практике применения судами норм, регламентирующих участие потерпевшего в уголовном судопроизводстве».
3. СЗ РФ. 2006. № 45. Ст. 4708.
4. СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4895.
5. СЗ РФ. 2007. №11. Ст. 1325.
6. Меркурьев, В.В. Защита безопасности человека и его жизнедеятельности / В.В. Меркурьев. - М., 2005.
7. Майоров А.В. Виктимологическая модель противодействия преступности : монография. — М.: Юрлитинформ, 2014.
> >
МАЙОРОВ Андрей Владимирович, кандидат юридических наук, доцент, подполковник милиции в отставке, член Российской криминологической ассоциации, профессор кафедры муниципального образования, Институт дистанционного образования; Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск; доцент кафедры уголовного права, Уральский государственный юридический университет, г. Екатеринбург
E-mail: AB_Majorov@mail.ru
Mayorov A. V.
LEGAL FRAMEWORK FOR THE PROTECTION VICTIMS OF CRIME IN RUSSIA
The article analyzes the Victimological situation in the country over the past year, based on statistics published by the Ministry of Interior of Russia in the number of fatalities and serious bodily injury. We consider the current legislation which includes Russia victimological aspect and aimed at ensuring the security of the individual, as a potential victim of threats of criminal nature.
A comprehensive analysis of the problems and the legal regulation of the mechanism of the state protection of victims of crime in Russia, as well as statistics cited figures enabled the author to draw a conclusion and propose to develop a unified law on Victim impact on crime and the protection of victims of crime, which would be determined by the state and the foundations victimological policy.
Keywords: victimization, victimization, Victimological politics, crime victim, the victim, the criminal policy, the protection of victims of crime.
MAYOROV Andrey, PhD, associate professor, lieutenant colonel retired, member of the Russian Criminological Association, Professor of the Department of the municipality, the Institute of distance education; South Ural State University, Chelyabinsk; Associate Professor of Criminal Law, Ural State Law University, Yekaterinburg E-mail: AB_Majorov@mail.ru