УДК 347
В. В. Гошуляк
доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор
декан юридического факультета Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
А. В. Мартынов магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Российская Федерация
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ УЧАСТИЯ ПРОКУРОРА В КОНСТИТУЦИОННОМ СУДОПРОИЗВОДСТВЕ
Аннотация. Настоящая статья призвана отразить общую характеристику правовых основ участия прокурора в конституционном судопроизводстве России. Изучение норм таких законов, как федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» и федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», показывает тот факт, что полномочия и их границы для деятельности сотрудников органов прокуратуры в процессе конституционного производства в нашей стране регулируются, к сожалению, с серьезными юридическими коллизиями.
Положения ч. 6 ст. 35 Закона о прокуратуре гласят, что сотрудники прокуратуры наделены компетенцией в сфере надзора за исполнением норм Основного закона России и соблюдением законодательных документов, которые распространяют свою юрисдикцию в границах России, а также подчеркивают компетенции Генерального прокурора РФ на право внесения обращений в Конституционный Суд России по вопросам несоблюдения конституционных прав и свобод физических лиц теми нормативными документами, которые применялись или будут применяться в конкретном судебном деле.
Не стоит забывать, что четкой юридически очерченной процедуры, которая бы описала конкретные действия для процесса по оформлению и пересылки полномочных запросов Генеральной прокуратурой РФ в отечественный Конституционный Суд, в нормативных и законодательных актах нашего государства нет. Естественно, этот факт отрицательно сказывается на этапах и гранях формирования единого конституционного пространства, а также обеспечения исполнения норм Основного закона России.
Ключевые слова: прокуратура, Конституционный Суд РФ, правовые позиции Конституционного Суда РФ, исполнение решений Конституционного Суда РФ, конституционный (уставной) суд, защита прав и свобод человека и гражданина.
V. V. Goshulyak
Doctor of Law, Doctor of History, professor Dean of Law Faculty Penza State University, Penza, the Russian Federation
A. V. Martynov
Master student
Penza State University, Penza, the Russian Federation
LEGAL BASES OF PARTICIPATION OF THE PROSECUTOR IN THE CONSTITUTIONAL LEGAL PROCEEDINGS
Abstract. This article deal with general characteristics of the legal basis of the Prosecutor's participation in the constitutional proceedings of Russia. The study of the norms of such laws as the Federal law of July 21, 1994 №1-FCZ «On the Constitutional Court of the Russian Federation» and the Federal law of 17.01.1992 № 2202-1 «On the Prosecutor of the Russian Federation», reflects that
the grounds and scope of the Prosecutor's participation in the constitutional proceedings in Russia are regulated with a number of legal gaps.
The law on the Prosecutor's office (part 6 of article 35) establishes that prosecutors have powers to supervise the non-violation of the Constitution of the Russian Federation and the application of laws enforced within the framework of the state of the Russian Federation, as well as regulates the powers of the Prosecutor General of the Russian Federation to submit an appeal to the constitutional Court of Russia concerning violations of constitutional rights and freedoms of citizens by a legislative act that has been used or is planned for use in a separate process.
Attention is drawn to the fact that the procedures related to the activities in the direction of competent requests of the Prosecutor General of the Russian Federation to the constitutional Court of Russia by the legislator is not established and is not fixed in the regulatory legal act. This circumstance has an extremely negative impact on the development of a common legal field and the purposes of protecting the Constitution of the Russian Federation.
Key words: public prosecution offices, the Constitutional Court of the Russia, legal positions of the Constitutional Court of the Russia, compliance with the decisions of the Constitutional Court of the Russia, constitutional (authorized) court, protection of the rights and freedoms of the person and citizen.
Сохранение главенствующего положения Основного закона Российской Федерации, прав и свобод человека - первостепенная задача федеральных структур государственного механизма, органов и организаций публичной власти регионов России.
Единство правового поля в отношении национальных приоритетов России как в рамках внутренней политики страны, так в методах государственного управления и защиты конституционного строя Российской Федерации - это основа концепции национальной безопасности России.
Создание базиса однородного легального пространства - это одна из единственных и категоричных задач обеспечения целостности, независимости страны и функционирования эффективного управленческого аппарата.
Аппарат прокурорских работников имеет огромное значение для правильного соблюдения конституционной правомерности и поддержания правового пространства, повышения эффективности законодательного и правоприменительного процессов, а также юрисдикционной и судебной практики.
Итак, прокуратура играет роль весомой составляющей в системе структурных механизмов государственной власти федерального уровня.
Российская прокуратура - та структурная система публичной власти, которая осуществляет возложенные на нее федеральным законодательным актом объемные и универсальные компетенции.
Именно она обладает реальными возможностями осуществлять эффективные действия с целью поддержания начал законодательного процесса административно-территориальных единиц нашей страны в правовом балансе с Основным законом России и актуальной нормативной базой федерального значения.
Компетенция прокуратуры состоит в соблюдении системы «сдержек и противовесов» между нормативной базой регионов России и положениями Основного закона страны и законодательными актами федерального значения, то есть в «надзорной роли».
Конституция РФ в ч. 2 ст. 118 говорит, что конституционное судопроизводство - это одна из форм осуществления судебной власти.
Отражая субъектов, обладающих компетенцией на подачу запросов в Конституционный Суд России в рамках ч. 2 ст. 125 Основного закона РФ, мы видим, что в их кругу нет Генерального прокурора РФ. Стоит обратить внимание, что отмеченное «безучастное» положение органов прокуратуры в конституционном судопроизводстве имеет место и в нормах ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».
Закон о прокуратуре вывел из состава участников заседаний Конституционного Суда РФ Генерального прокурора РФ. Несмотря на то, что в п. 6 ст. 35 данного Закона установлено право последнего на подачу заявления в высший судебный орган конституционного контроля России относительно проблем несоблюдения в рамках какого-либо нормативного акта прав и свобод граждан, установленных Конституцией РФ, который был применен или подлежит применению в конкретном деле [11, с. 37].
Рассматриваемое правило в полном объеме корреспондирует ч. 4 ст. 125 Основного закона России. Правовой смысл этого заключается в том, что поводом к обращению в Конституционный Суд России становится как непосредственное применение, так и абстрактная вероятность применения актов законодательства (как уровня Российской Федерации, так и субъекта РФ) на любой из стадий и инстанций гражданского, административного либо уголовного судопроизводства [9, с. 50].
Основанием для направления обращений Генеральным прокурором РФ в главный судебный орган конституционного контроля РФ может послужить заявление участников судебного производства в любой орган прокуратуры любого звена в любом субъекте нашего государства, а также любых третьих лиц в рамках разбирательства.
Основополагающая компетенция сотрудников аппарата прокуратуры, которые формируют пакет процессуальных документов в Конституционный Суд России, - это достаточный и основательный правовой анализ материалов и данных, который отражает необходимость и безотлагательность обращения Генерального прокурора России при наличии противоречий между Основным законом страны и иным нормативно-правовым актом [13, с. 245].
Статья 6 Закона о КС гласит: «решения Конституционного Суда обязательны на всей территории РФ для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений» [2].
Закон о прокуратуре в п. 6 ст. 35 не указывает на категорию документа, с которым Генеральный прокурор обращается в Конституционный Суд РФ.
В данной ситуации можно воспользоваться положениями ч. 4 ст. 125 Конституции РФ, где отражено, что процесс по идентификации соотношения норм Конституции РФ и законодательных актов, которые использовались или собирались быть использованными в отдельно взятом процессе, начинается и длится в рамках заявления судебного органа, либо в рамках рассмотрения жалобы других лиц, имеющих правомочия, определенные законодательным актом на уровне РФ [8, с. 3]. То есть, применяя указанную норму, Генеральный прокурор вправе обратиться в Конституционный Суд только с жалобой.
Безусловно, то обстоятельство, что в Законе о прокуратуре нет четкой формулировки о праве Генерального прокурора России непосредственно участвовать в заседаниях Конституционного Суда России, не означает, что в настоящее время конституционное правосудие отправляется без непосредственного участия сотрудников прокуратуры.
По причине того факта, что Конституционный Суд России территориально находится в городе Санкт-Петербурге, для осуществления должного взаимодействия Генеральный прокурор России утвердил распоряжение от 02.04.2008 № 55/20р «О представителе Генеральной прокуратуры Российской Федерации в Конституционном Суде Российской Федерации». Данным документом Генеральный прокурор РФ зафиксировал возможность непосредственного пребывания компетентного лица Генеральной прокуратуры России во всех публичных заседаниях Конституционного Суда России, а также право направления обоснованного заключения по исследуемому правовому вопросу [7].
Необходимо иметь в виду, что когда представитель Генеральной прокуратуры России непосредственно не принимает участие в судебном разбирательстве в
Конституционном Суде России в качестве заявителя, он наделен правом участвовать в роли лица, приглашенного судом [15, с. 22].
Судьи-докладчики в судебном разбирательстве в Конституционном Суде России вправе истребовать мнение Генеральной прокуратуры РФ по рассматриваемому правовому вопросу, факты о статистически подтвержденной практике, принимаемых действиях представителей прокуратуры [12, с. 18].
Обращает на себя внимание тот факт, что мероприятия по обеспечению единства правового пространства в России, которые стартовали в начале 2000-х годов, послужили основаниями к большому количеству заявлений сотрудников прокуратуры в суды общей юрисдикции с инициативой приведения в соответствие с федеральным законодательством нормативно-правовых актов регионов, в том числе и конституций (уставов) субъектов РФ. Данная компетенция берет начало в абз. 3 п. 3 ст. 22 Закона о прокуратуре [10, с. 69].
Главный судебный орган конституционного контроля России в Постановлении от 18.07.2003 № 13-П «По делу о проверке конституционности положений ст. 115 и 231 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, ст. 26, 251 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного суда Республики Татарстан» прямо пишет, что вопреки тому, что «норма Закона о прокуратуре, позволяющая оспаривать положения основных законов регионов России в судах общей юрисдикции, признается не соответствующей Конституции РФ, однако данное обстоятельство не исключает права Генерального прокурора РФ на обращение в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке соответствия Основному закону страны конституций и уставов субъектов Федерации» [4].
Именно таким образом Генеральный прокурор РФ получил еще одно полномочие на обращение в главный судебный орган конституционного контроля России.
Также стоит упомянуть, что дополнительным и важным направлением участия прокуроров в конституционном судопроизводстве стало предоставленное конституциями и уставами регионов России право обращения представителей прокуратуры в соответствующие конституционные (уставные) суды.
На основании ст. 27 ФКЗ от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» судебный орган конституционного контроля региона России имеет право (не обязанность) «создаваться для рассмотрения вопросов соответствия региональных законов, нормативных правовых актов органов власти субъекта Федерации и органов местного самоуправления Конституции (Уставу) субъекта Федерации, а также для толкования соответствующей Конституции (Устава)» [3].
В случае возникновения необходимости оспаривания правовых норм основных законов регионов РФ в порядке конституционного судопроизводства, руководствуясь Приказом Генерального прокурора РФ от 02.10.2007 г. № 155 «Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления», первоначальная версия обращения в Конституционный Суд должна быть сначала адресована в Генеральную прокуратуру РФ [7].
До направления указанного проекта должна быть предпринята попытка разрешения коллизии в рамках эффективного сотрудничества сотрудников прокуратуры субъекта России с высшим должностным лицом данного региона и законодательным органом субъекта РФ (опротестование, переписка, рабочие встречи, выступление на заседаниях представительных и исполнительных органов публичной власти и т.п.) [14, с. 32].
Итак, для обеспечения укрепления единства правового пространства возрастает роль и значение решений органов конституционной юстиции, действующих в
регионах нашей страны, чему также способствует возможность формирования конституционных (уставных) судов субъектов России.
Выполнение указаний и актов аппарата конституционной юстиции - это одна из самых действенных мер в вопросах обеспечения соблюдения законов и порядка в обществе.
Во-первых, в соответствии с судебным актом конституционного (уставного) суда нормативный правовой документ может быть признан утратившим силу, что говорит о том, что в будущем данный документ не нужно будет отменять.
Во-вторых, судебный акт конституционного (уставного) суда обладает статусом окончательного документа, который не может быть обжалован, так как юридическую силу он обретает незамедлительно.
В-третьих, согласно акту конституционного (уставного) суда в адрес компетентных лиц может быть издан приказ аннулировать обнаруженные при судебном конституционном контроле противоречия в нормативной базе.
В данной ситуации стоит привести пример из опыта Чечни, где была организована межведомственная рабочая группа именно для обнаружения и искоренения противоречий между положениями федеральных актов законодательной власти и актов законотворчества Чечни.
В ряды укомплектованной рабочей группы включены компетентные сотрудники административного механизма аппарата власти, включая представителя Конституционного Суда Чеченской Республики.
Увеличение объема взаимодействия с инстанциями конституционной юстиции в регионах России дает возможность предоставить значительное содействие представителям прокуратуры в поддержании конституционного правопорядка, соблюдении прав и свобод человека и гражданина.
На основании изложенного выразим необходимость совершенствования правил ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» для того, чтобы создание и действие конституционных (уставных) судов субъектов РФ было общеобязательным. Создание последних не должно быть в прямой зависимости от наличия либо отсутствия бюджетных ассигнований, либо от отсутствия должного рвения со стороны органа законодательной власти субъекта РФ.
Все это не вступает в противоречие с конституционным принципом самостоятельности субъектов РФ при установлении и формировании собственного механизма публичной власти, сформулированным в ч. 1 ст. 77 Основного закона России.
Указанное предложение согласуется с принципом разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную ветви, который имеет место и на уровне России, и уровне субъекта Российской Федерации.
Положения ч. 2 ст. 27 ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» о том, что финансовое обеспечение конституционного (уставного) суда российского региона осуществляется из бюджета соответствующего российского региона, противопоставлены правилам ст. 124 Основного закона страны, которая гласит, что «финансовое обеспечение судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом».
Итак, подводя итог, следует сказать о необходимости совершенствования законодательства по вопросам участия прокурора в конституционном судопроизводстве России (Закона о прокуратуре), введения положения о правомочиях (установленных законодательными актами парламентов субъектов РФ) региональных прокуроров на обращение с запросами в конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Тем самым будет устранена коллизия с ч. 5 ст. 129 Конституции РФ, в соответствии с которой прокуроры наделены соответствующими полномочиями только на основании федерального закона.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Безруков А.В. Конституционно-правовые основы обеспечения правопорядка органами прокуратуры в России / А.В. Безруков // Российская юстиция. — 2016. — № 1. — С. 2-4.
2. Брежнев О.В. Прокурор как участник конституционного судопроизводства: проблемы, тенденции, перспективы / О.В. Брежнев // Конституционное и муниципальное право. — 2013. — № 5. — С. 49-55.
3. Васильева Т.А. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве: проблемы законодательства и правоприменения / Т.А. Васильева // Вестник Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации. — 2013. — № 5 (37). — С. 68-76.
4. Винокуров А.Ю. Участие прокурора в конституционном судопроизводстве / А.Ю. Винокуров // Законодательство и экономика. — 2007. — № 1. — С. 35-42.
5. Евдокимов В.Б. О конституционно-правовом статусе прокуратуры в законодательстве Российской Федерации: вопросы теории и практики / В.Б. Евдокимов, Т.А. Тухватуллин // Юридический мир. — 2015. — № 3. — С. 14-19.
6. Зюбанов Ю.А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный) / Ю.А. Зюбанов. — М. : Проспект, 2018. — 400 с.
7. Какителашвили М.М. Защита прокурором прав и свобод человека и гражданина в конституционном (уставном) судопроизводстве субъектов Российской Федерации / М.М. Какителашвили // Российская юстиция. — 2013. — № 12. — С. 31-34.
8. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 20.10.2018).
9. О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_4172/ (дата обращения: 22.10.2018).
10. О полномочном представителе генерального прокурора российской федерации в конституционном суде Российской Федерации: приказ от 13 ноября 2013 г. № 491/ Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=714838#07765005078 546622 (дата обращения: 21.10.2018).
11. О прокуратуре Российской Федерации: федер. закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 30.10.2018) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: / / www. consultant.ru / document / cons_doc_LAW_262/ (дата обращения: 21.10.2018).
12. О судебной системе Российской Федерации: федер. конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ (ред. от 29.07.2018) / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/ (дата обращения: 28.10.2018).
13. Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления: Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 № 155 / Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/1256718/ (дата обращения: 25.10.2018).
14. По делу о проверке конституционности положений статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26, 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан, государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан: постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 № 13-П / Правовой Сервер КонсультантПлюс [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_43508/ (дата обращения: 25.10.2018).
15. Ульянов А.Ю. Роль органов прокуратуры в исполнении решений Конституционного Суда России / А.Ю. Ульянов // Законность. — 2017. — № 4. — С. 21-24.
REFERENCES
1. Bezrukov A. V. The constitutional-legal bases of law enforcement bodies of the prosecutor's office in Russia. Rossiiskaia iustitsiia = Russian Justice, 2016, no. 1, pp. 2-4 (in Russian).
2. Brezhnev O. V. The procurator as a participant of the constitutional judicial proceeding: problems, tendencies, perspectives. Konstitutsionnoe i munitsipal'noe pravo = Constitutional and Municipal Law, 2013, no. 5, pp. 49-55 (in Russian).
3. Vasil'eva T. A. A prosecutor's participation in the constitutional proceedings: legislation and law-Enforcement issues. Vestnik Akademii General'noi prokuratury Rossiiskoi Feder-atsii = Bulletin of Academy of the Prosecutor General's Office of the Russian Federation, 2013, no. 5 (37), pp. 68-76 (in Russian).
4. Vinokurov A.Iu. Participation of the prosecutor in the constitutional legal proceedings. Zakonodatel'stvo i ekonomika = Legislation and Economy, 2007, no. 1, pp. 35-42 (in Russian).
5. Evdokimov V. B., Tukhvatullin T. A. On constitutional-law status of the prosecutor's office in legislation of the Russian Federation: issues of theory and practice. Iuridicheskii mir = Juridical World, 2015, no. 3, pp. 14-19 (in Russian).
6. Ziubanov Iu. A. Kommentarii k Federal'nomu zakonu «O prokurature Rossiiskoi Feder-atsii» (postateinyi) [Comment on the Federal law «On Prosecutor's Office of the Russian Federation» (itemized)]. Moscow, Prospekt Publ., 2018, 400 p.
7. Kakitelashvili M. M. Protection prosecutor of the rights and freedoms of man and citizen in the constitutional (charter) court proceedings subjects of the Russian Federation. Rossiiskaia iustitsiia = Russian Justice, 2013, no. 12, pp. 31-34 (in Russian).
8. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993) (s uchetom popravok, vnesennykh Zakonami RF o popravkakh k Konstitutsii RF ot 30.12.2008 № 6-FKZ, ot 30.12.2008 № 7-FKZ, ot 05.02.2014 № 2-FKZ, ot 21.07.2014 № 11-FKZ) (The Constitution of the Russian Federation (it is accepted by national vote 12.12.1993) (taking into account the amendments made by Acts of the Russian Federation on amendments to the Constitution of the Russian Federation of 30.12.2008 no. 6-FKZ, of 30.12.2008 no. 7-FKZ, of 05.02.2014 no. 2-FKZ, of 21.07.2014 no. 11-FKZ)). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_28399/ (accessed 20.10.2018).
9. O Konstitutsionnom Sude Rossiiskoi Federatsii: feder. konstitutsionnyi zakon ot 21.07.1994 № 1-FKZ (red. ot 29.07.2018) (On the Constitutional Court of the Russian Federation: the federal constitutional law of 21.07.1994 no. 1-FKZ (edition of 29.07.2018). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_4172/ (accessed 22.10.2018).
10. O polnomochnom predstavitele general'nogo prokurora rossiiskoi federatsii v konstitutsionnom sude Rossiiskoi Federatsii: prikaz ot 13 noiabria 2013 g. № 491 (About the plenipotentiary of the Attorney-General of the Russian Federation in the constitutional court of the Russian Federation: order of November 13, 2013 no. 491). Available at: http://www. consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=EXP&n=714838#07765005078546622 (accessed 21.10.2018).
11. O prokurature Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon ot 17.01.1992 № 2202-1 (red. ot 30.10.2018) (About prosecutor's office of the Russian Federation: the federal law of 17.01.1992 no. 2202-1 (edition of 30.10.2018)). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_262/ (accessed 21.10.2018).
12. O sudebnoi sisteme Rossiiskoi Federatsii: feder. konstitutsionnyi zakon ot 31. 12.1996 № 1 -FKZ (red. ot 29.07.2018) (On the judicial system of the Russian Federation: the federal constitutional law of 31.12.1996 no. 1-FKZ (edition of 29.07.2018)). Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12834/ (accessed 28.10.2018).
13. Ob organizatsii prokurorskogo nadzora za zakonnostiu normativnykh pravovykh ak-tov organov gosudarstvennoi vlasti sub"ektov Rossiiskoi Federatsii i mestnogo samo-upravleniia: Prikaz Genprokuratury Rossii ot 02.10.2007 № 155 (About the organization of public prosecutor's supervision of legality of regulations of public authorities of territorial subjects of the Russian Federation and local self-government: Order of the State Office of Public Prosecutor of Russia of 02.10.2007 no. 155). Available at: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/1256718/ (accessed 25.10.2018).
14. Po delu o proverke konstitutsionnosti polozhenii statei 115 i 231 GPK RSFSR, statei 26, 251 i 253 GPK Rossiiskoi Federatsii, statei 1, 21 i 22 Federal'nogo zakona «O prokurature Rossiiskoi Federatsii» v sviazi s zaprosami Gosudarstvennogo Sobraniia - Kurultaia Respubliki Bashkortostan, gosudarstvennogo Soveta Respubliki Tatarstan i Verkhovnogo Suda Respubliki Tatarstan: postanovlenie Kon.stitutsionn.ogo Suda RF ot 18.07.2003 № 13-P (On the case of check of constitutionality of provisions of Articles 115 and 231 of CPC RSFSR, Articles 26, 251 and 253 of CPC of the Russian Federation, Articles 1, 21 and 22 of the Federal law «On Prosecutor's Office of the Russian Federation" in connection with inquiries of the State Meeting - Ku-rultai of the Republic of Bashkortostan, the State Council of the Republic of Tatarstan and the Supreme Court of the Republic of Tatarstan: resolution of the Constitutional Court of the Russian Federation of 18.07.2003 no. 13-P). Available at: http://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_43508/ (accessed 25.10.2018).
15. Ul'ianov A.Iu. The role of prosecution authorities in execution of resolutions of the Constitutional Court of Russia. Zakonnost' = Legality, 2017, no. 4, pp. 21-24 (in Russian).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Гошуляк Виталий Владимирович — доктор юридических наук, доктор исторических наук, профессор, декан юридического факультета, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: vvgoshulyak@rambler. ru.
Мартынов Алексей Вячеславович — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Российская Федерация, e-mail: 79042666673@ ya.ru.
AUTHORS
Goshulyak Vitaliy Vladimirovich — Doctor of Law, Doctor of History, professor, dean of Law Faculty, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: vvgoshulyak@rambler.ru.
Martynov Aleksey Vyacheslavovich — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, the Russian Federation, e-mail: 79042666673@ya.ru.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Гошуляк В. В. Правовые основы участия прокурора в конституционном судопроизводстве / В.В. Гошуляк, А.В. Мартынов // Электронный научный журнал «Наука. Общество. Государство». — 2018. — Т. 6, № 4 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: //esj.pnzgu.ru.
BIBLIOGRAPHIC DESCRIPTION
Goshulyak V. V., Martynov A. V. Legal bases of participation of the prosecutor in the constitutional legal proceedings. Electronic scientific journal «Science. Society. State», 2018, vol. 6, no. 4, available at: http://esj.pnzgu.ru (In Russian).