Научная статья на тему 'Правовые основы создания и организации деятельности совещательных органов при местном самоуправлении'

Правовые основы создания и организации деятельности совещательных органов при местном самоуправлении Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1329
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Технологос
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурылова Л. А.

Проводимая в стране муниципальная реформа непосредственно затрагивает интересы каждого гражданина, так как именно с местным самоуправлением связано решение большинства повседневных проблем населения. Совещательные органы при органах местного самоуправления являются посредниками между населением и муниципальной властью, их деятельность одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Автором рассматриваются вопросы правового регулирования взаимодействия представителей общественности и бизнеса с органами местного самоуправления г. Перми, проблемы и пути повышения эффективности такого взаимодействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые основы создания и организации деятельности совещательных органов при местном самоуправлении»

РАЗДЕЛ 3. ПРАВО

ББК Х620.612.299

Л.А. Бурылова

Пермский государственный технический университет

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВЕЩАТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ПРИ МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ

Проводимая в стране муниципальная реформа непосредственно затрагивает интересы каждого гражданина, так как именно с местным самоуправлением связано решение большинства повседневных проблем населения. Совещательные органы при органах местного самоуправления являются посредниками между населением и муниципальной властью, их деятельность -одна из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления. Автором рассматриваются вопросы правового регулирования взаимодействия представителей общественности и бизнеса с органами местного самоуправления г. Перми, проблемы и пути повышения эффективности такого взаимодействия.

Совещательные органы при органах местного самоуправления являются посредниками между населением и муниципальной властью. Эту деятельность можно рассматривать как одну из форм участия населения в осуществлении местного самоуправления1.

Несмотря на то, что в настоящее время решение повседневных вопросов жизнедеятельности муниципальных образований возлагается на органы местного самоуправления, население проявляет заинтересованное участие в определении основных направлений муниципальной политики. Эта инициатива чаще всего реализуется посредством взаимодействия коммерческих и некоммерческих организаций с органами местного самоуправления.

Прямое указание о создании органами местного самоуправления координационных или совещательных органов содержится в ст. 13 Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» .

В соответствии с разделом II Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ) и п. 5 ст. 13 Закона

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ: Федеральный закон от 06.10.2003 № 131 -Фз. Ст. 33. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2 О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 02.08.2009). Доступ из справ.-правовой системы « КонсультантПлюс».

Пермской области от 11.10.2004 № 1622-329 «О социальном партнерстве в Пермской области» представительные органы местного самоуправления утверждают предварительно согласованный сторонами социального партнерства порядок формирования и деятельности трехсторонних территориальных комиссий.

Изучение опыта взаимодействия представителей общественности и бизнеса с администрацией г. Перми показало, что при органах городского самоуправления постоянно создаются и функционируют общественные советы, совещательные и координационные органы.

Реформирование системы органов местного самоуправления в г. Перми в 2006 г. повлекло изменение статуса выборного должностного лица - главы города, который возглавил представительный орган местного самоуправления. Исполнительно-распорядительную власть осуществляет администрация города, руководство которой на принципах единоначалия осуществляет назначаемый на эту должность по результатам конкурса глава администрации города. В структуру администрации города входят территориальные и функциональные органы.

Уставом г. Перми предусмотрено создание совещательных органов при главе города, при главе администрации города, а также в территориальных органах (администрациях районов города и в администрации поселка Новые Ляды)3.

Согласно ст. 54.1 Устава города при главе города создается возглавляемая им коллегия - специальный совещательный орган для коллективного обсуждения наиболее важных вопросов жизни города и проектов правовых актов, а также могут создаваться иные рабочие и совещательные органы.

С учетом определенного Уставом города статуса высшего должностного лица городского округа глава города возглавил совещательные и консультативные органы по наиболее значимым вопросам, связанным с удовлетворением потребностей населения, экономическим и социальным развитием городского округа.

Пермская городская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений в г. Перми. Решением Пермской городской Думы от 28.11.2006 № 321 утверждено Положение о Пермской городской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений в городе Перми4.

В состав комиссии на паритетных началах с учетом предложений полномочных органов сторон входят представители объединений профессио-

3 Решение Пермской городской Думы от 13.03.1996 (ред. от 29.06.2010) «Устав города Перми» // Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 27.07.2010.

4 Сборник нормативных актов города. Кн. 4. 2006, ноябрь.

нальных союзов, объединений работодателей и органов городского самоуправления. Количественный состав стороны не может превышать 10 человек.

Координатором комиссии является глава г. Перми, который осуществляет следующие функции:

1) организует деятельность комиссии, председательствует на ее заседаниях;

2) оказывает содействие в согласовании позиций сторон при выработке совместных решений и их реализации;

3) утверждает планы работы, протоколы и решения комиссии;

4) руководит секретариатом комиссии;

5) проводит в пределах своей компетенции в период между заседаниями комиссии консультации с координаторами сторон по вопросам, требующим принятия оперативных решений;

6) направляет членов комиссии по согласованию с территориальными объединениями работодателей и профсоюзов для участия в проводимых указанными органами и объединениями заседаниях, на которых рассматриваются вопросы, связанные с регулированием социально-трудовых отношений;

7) информирует Пермскую городскую Думу о деятельности комиссии;

8) информирует комиссию о мерах, принимаемых органами городского самоуправления в области социально-трудовых отношений.

Постановлениями главы г. Перми созданы следующие совещательные органы:

• Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при главе г. Перми5;

• Совет по промышленной политике при главе г. Перми6;

• Градостроительный совет при главе г. Перми7;

• Общественный совет по вопросам образования в г. Перми8;

• Общественный совет по топонимике при главе г. Перми9;

• Совет по спорту при главе г. Перми10;

• Совет по культуре при главе г. Перми11.

5 О Совете по развитию малого и среднего предпринимательства при главе города Перми: постановление главы г. Перми от 23.07.2008 № 96 (ред. от 03.12.2009).

6 О Совете по промышленной политике при главе города Перми: постановление главы г. Перм и от 27.11.2009 № 174 (ред. от 15.03.2010).

7 О Градостроительном совете при главе города Перми: постановление главы г. Перми от

14.12.2007 № 189 (ред. от 26.04.2010).

8 Об утверждении состава общественного совета по вопросам образования в городе Перми: постановление главы г. Перми от 14.05.2007 № 54 (ред. от 26.10.2009).

9 Об утверждении состава Общественного совета по топонимике при главе города Перми: постановление главы г. Перми от 24.03.2008 № 26 (ред. от 15.03.2010).

10 О Совете по спорту при главе города Перми: постановление главы г. Перми от

20.07.2007 № 82 (ред. от 29.06.2010).

11 О Совете по культуре при главе города Перми: постановление главы г. Перми от

20.07.2007 № 81 (ред. от 15.03.2010).

Цели и функции совещательных органов при главе города определены в соответствующих положениях.

Градостроительный совет. Этот постоянно действующий консультативный совещательный орган при главе г. Перми. Создан в целях подготовки рекомендаций по вопросам разработки и реализации городской градостроительной политики, согласования документов территориального планирования, документации по планировке территории, проектной документации объектов капитального строительства, а также подготовки предложений о разработке и совершенствовании Генерального плана, Правил землепользования и застройки г. Перми, иных нормативных правовых актов и других документов, регулирующих градостроительную деятельность в г. Перми.

Основными задачами Совета согласно Положению являются:

1) выработка предложений и рекомендаций по вопросам разработки и реализации городской градостроительной политики, включая вопросы проведения конкурсов с целью выявления наилучших предложений (концепций) по приоритетным градостроительным и архитектурным проектам;

2) рассмотрение проекта Генерального плана г. Перми (изменений к нему) и подготовка рекомендаций о возможности его направления в Пермскую городскую Думу или об отклонении проекта;

3) подготовка рекомендаций по совершенствованию Правил землепользования и застройки г. Перми.

Совет для решения поставленных перед ним задач имеет право:

• участвовать в разработке городской градостроительной политики путем направления заключений, рекомендаций, предложений, обращений в органы и к должностным лицам городского самоуправления, осуществляющим реализацию городской градостроительной политики;

• вносить предложения по решению организационных вопросов (в том числе связанных с деятельностью администрации г. Перми в сфере архитектуры и градостроительства).

В течение последних двух лет в Положение внесено несколько изменений и дополнений, уточняющих цели, задачи и полномочия Совета. Эти уточнения повлекли сокращение некоторых полномочий Градостроительного совета и снижение значимости его решений. Анализ изменений приведен в таблице.

Глава города, являясь председателем Совета:

1) координирует деятельность Совета по выполнению его задач;

2) определяет обязанности заместителя председателя Совета;

3) утверждает повестку заседаний Совета;

4) определяет порядок ведения заседаний Совета;

5) осуществляет контроль за исполнением принятых Советом решений.

Сравнительный анализ изменений Положения о Градостроительном совете

Пункт Первоначальная редакция Новая редакция Дата внесения измене- ний

1.10 Решения Совета являются обязательными для исполнения органами городского самоуправления. Принятие органами городского самоуправления каких-либо решений, издание каких-либо правовых актов, выдача каких-либо документов по вопросам, вытекающим из задач Совета, не допускаются до принятия на Совете соответствующих решений При принятии органами городского самоуправления решений, издании правовых актов, выдаче документов по вопросам, вытекающим из задач Совета, высказанные по ним рекомендации и предложения Совета подлежат обязательному учету 13.05.08

2.4 Подготовка рекомендаций и предложений по вопросам согласования документов территориального планирования, документации по планировке территории города Перми Подготовка рекомендаций и предложений по вопросам согласования проектов планировок микрорайонов от 10 га и жилых районов от 80 га 01.09.09

Подготовка рекомендаций администрации города Перми по вопросам организации процесса согласования документации по планировке территории города Перми, проектной документации объектов капитального строительства, иных документов градостроительной деятельности Подготовка рекомендаций администрации города Перми о подходах к рассмотрению документов и проектов (далее перечисление отдельных улиц города и объектов) 01.09.09

1.9 Совет имеет собственный бланк... Абзац исключен 22.04.09

Заместителем председателя Совета является начальник архитектурнопланировочного управления администрации г. Перми.

В состав Совета входит 26 членов, большинство из которых (73 %) -представители бизнеса и науки, почетные архитекторы.

Как показывает анализ протоколов заседаний Градостроительного совета в 2009 г., представители общественности активно участвовали в обсуждении проектов планировки жилых микрорайонов, кварталов и отдельных строений (центр культуры Мотовилихинского района, келейный корпус Свято-Троицкого Стефанова мужского монастыря и др.). При этом члены Совета

уделяли внимание комплексной застройке, нормативной обеспеченности жилой застройки объектами озеленения, транспортной инфраструктуре. Рекомендации разработчикам проектов и функциональным подразделениям администрации города носят конкретный характер: «разработать и оформить техническое задание на выполнение проектной документации», «рассмотреть вопрос о присоединении дополнительной территории к основному земельному участку», «выполнить детальную транспортную схему» и т.п. (протоколы № 14 от 26.02.09 и№ 18 от 14.07.09).

Несмотря на детализированный порядок работы Совета, в Положении, утвержденном главой города, члены Совета озабочены вопросами взаимодействия Градостроительного совета и администрации города. Решением Совета от 26.03.09 предложено Архитектурно-планировочному управлению администрации города «разработать и представить Регламент взаимодействия местной администрации и Совета». Такая постановка вопроса вызывает недоумение, ведь Совет создан при главе города, а не при местной администрации.

Обращает на себя внимание тот факт, что обсуждаемые на Совете вопросы по большей части относятся к исполнительно-распорядительной деятельности, которая находится в компетенции главы администрации города, а не главы города.

Представляется нецелесообразным использование потенциала общественного Совета при главе города на обсуждение отдельных проектов строительства и мелочную опеку местной администрации.

В целях повышения эффективности этого органа целесообразно в п. 1.1 Положения сосредоточить внимание на вопросах разработки и реализации городской градостроительной политики, Градостроительного плана, исключив вмешательство в исполнительно-распорядительную деятельность местной администрации.

Совет по развитию малого и среднего предпринимательства. Во исполнение Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при главе города создан Совет по развитию малого и среднего предпринимательства.

Деятельность Совета регулируется Постановлением главы г. Перми от

23.07.2008 № 96 (ред. от 03.12.2009). Указанный Совет является постоянно действующим консультативным, совещательным органом при главе г. Перми. Он создан в целях изучения и реализации условий для эффективного развития малого и среднего предпринимательства в г. Перми, поддержки значимых проектов и информирования главы города о положении дел в данной сфере.

В Положении о Совете установлен подробный регламент его работы и взаимодействия с аппаратом Пермской городской Думы и главы города.

Председателем Совета является глава города, который возглавляет Совет и руководит его деятельностью. Состав членов Совета формируется из представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, а также представителей органов городского самоуправления. Количественный и персональный состав Совета утверждается постановлением главы города. Количество представителей некоммерческих организаций, выражающих интересы субъектов малого и среднего предпринимательства, должно быть не менее двух третей от общего числа членов Совета.

Организация деятельности Совета (в том числе подготовка помещения для заседания, оповещение членов Совета, регистрация присутствующих на заседании членов Совета) осуществляется организационным отделом аппарата городской Думы и главы города. Этот же орган формирует проекты повесток заседания Совета на основании плана работы, утвержденного главой города.

В состав Совета включены представители 20 организаций, заинтересованных в развитии малого и среднего бизнеса. В том числе: директор НП «Пермская гильдия добросовестных предприятий», председатель Совета регионального отделения общероссийского общественного движения «Развитие предпринимательства», президент НП «Ассоциация женщин-предприни-мателей Прикамья».

На заседаниях Совета в 2009 г. рассматривались вопросы подготовки ведомственной целевой программы «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Перми на 2009-2011 годы», проблемы размещения объектов мелкорозничной торговли на остановках общественного транспорта, предложения по стабилизации социально-экономической ситуации в городе в период финансово-экономического кризиса, формирования фонда имущественной поддержки субъектов малого и среднего бизнеса. Как результат взаимных консультаций постановлением администрации г. Перми от

12.08.2009 № 536 была утверждена ведомственная целевая программа «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Перми на 20092012 годы».

В деятельности Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при главе города так же, как и в работе Градостроительного совета при главе города, преобладает выработка конкретных рекомендаций исполнительной власти.

Совет по промышленной политике при главе г. Перми. Совет с одноименным названием первоначально был создан Постановлением администрации г. Перми от 14.11.2007 № 476 при исполнительно-распорядительном органе г. Перми. Однако за два года Совет по промышленной политике при главе администрации г. Перми не провел ни одного заседания.

Постановлением главы г. Перми от 27.11.2009 № 174 на основании ст. 52 Устава города Перми, в целях усиления практического взаимодействия с промышленными предприятиями и организациями г. Перми, выработки рекомендаций и предложений по вопросам промышленной политики утверждено Положение о Совете по промышленной политике при главе г. Перми.

Администрации г. Перми предложено привести правовые акты администрации г. Перми в соответствии с этим Постановлением.

Созданный при главе г. Перми Совет является постоянно действующим консультативным, совещательным органом. Цель его создания - усиление практического взаимодействия с промышленными предприятиями и организациями г. Перми, выработки рекомендаций и предложений по вопросам промышленной политики.

Согласно Положению по вопросам своей компетенции Совет взаимодействует с органами государственной власти, органами местного самоуправления, российскими и зарубежными торгово-промышленными палатами, отраслевыми союзами, объединениями, ассоциациями, промышленными предприятиями, научно-исследовательскими институтами, другими юридическими и физическими лицами.

Основными задачами Совета являются:

1) выработка предложений по основным направлениям развития промышленности и поддержки товаропроизводителей г. Перми;

2) подготовка предложений по направлениям финансовой, налоговой и инвестиционной политики в области развития промышленности г. Перми;

3) совершенствование механизма частно-государственного партнерства в части реализации промышленной политики г. Перми;

4) обсуждение иных вопросов, касающихся промышленной политики г. Перми.

Председателем Совета является глава города, который возглавляет Совет и руководит его деятельностью. Глава города, осуществляя руководство деятельностью Совета, в соответствии с поставленными перед Советом задачами:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• утверждает план работы Совета на год,

• координирует работу членов Совета по выполнению задач,

• определяет обязанности заместителя председателя Совета,

• утверждает повестку заседания Совета,

• определяет порядок ведения заседания Совета,

• контролирует выполнение принятых на заседаниях Совета решений,

• осуществляет иные функции по управлению Советом.

Заместителем председателя является глава администрации города.

Члены Совета - руководители предприятий города, представители общественных организаций (объединения работодателей Пермского края «Сотрудничество», Пермского краевого совета профессиональных союзов, Пермской торгово-промышленной палаты, ассоциации «Лесопромышленники Прикамья» и др.) принимают участие в его работе на общественных началах.

В Положении подробно регламентируется организация планирования деятельности, проведения совещаний Совета, а также полномочия Совета и его членов.

Решения Совета носят рекомендательный характер.

Совещательные органы при администрации г. Перми. Участие представителей общественности в обсуждении вопросов исполнительно-распорядительной деятельности также предусмотрено Уставом города.

Совещательные органы при администрации города должны создаваться для коллегиального обсуждения вопросов в пределах компетенции, определенной в ст. 59 Устава города.

Администрация города:

1) разрабатывает проект бюджета города, проекты планов и программ комплексного социально-экономического развития города и обеспечивает их исполнение после утверждения в установленном порядке;

2) определяет инвестиционную политику, разрабатывает и утверждает долгосрочные целевые программы (подпрограммы);

3) вносит на рассмотрение Думы отчет об исполнении бюджета и отчеты о выполнении планов и программ комплексного социально-экономического развития города;

4) осуществляет управление и распоряжение муниципальной собственностью;

5) осуществляет в городе бюджетную, налоговую и инвестиционную политику;

6) осуществляет от имени города муниципальные заимствования;

7) утверждает методику расчета стоимости муниципальных услуг и их стоимость;

8) осуществляет в пределах своих полномочий и в соответствии с законодательством меры по реализации, обеспечению прав и свобод человека и гражданина, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью, а также по реализации и защите прав и законных интересов администрации города, в том числе путем предъявления требований в суд;

9) осуществляет учет жителей города, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма;

10) осуществляет контроль за землепользованием, состоянием застройки и благоустройства.

Для своевременного и качественного решения перечисленных вопросов требуется четкое нормативно-правовое регулирование.

Однако в 2007-2009 гг. в деятельности местной администрации наблюдалась тенденция снижения внимания к совещательным органам.

Ст. 60 Устава города Перми, посвященная структуре администрации города, предусматривает создание при главе администрации города консультативного совета. Этот специальный совещательный орган должен включать представителей функциональных и территориальных органов, функциональных подразделений администрации города, общественных объединений, политических партий и иных организаций.

Консультативный совет при главе администрации города был создан 11.08.2006 г., однако 13.01.2009 г. был распущен и в настоящее время не дей-

ствует12.

Городской Совет по рекламе, который был создан в соответствии с постановлением администрации г. Перми от 08.06.1999 № 1157 и включал в свой состав представителей некоммерческих организаций, был упразднен в июне 2008 г.13

Совет по промышленной политике при главе администрации г. Перми, созданный постановлением администрации г. Перми от 14.11.2007 № 476, так и не провел ни одного заседания. Как уже отмечалось, руководство этим Советом взял на себя глава г. Перми в конце ноября 2009 г.

Администрации г. Перми было предложено привести правовые акты в соответствии с этим постановлением главы города. Однако это поручение не выполнено. По состоянию на сентябрь 2010 г., постановление администрации г. Перми от 14.11.2007 № 476 «О создании Совета по промышленной политике при главе администрации города Перми» не отменено14.

Несвоевременная актуализация правовой базы, регулирующей деятельность совещательных органов городской администрации, наблюдается и по другим вопросам. Так, состав Пермского городского координационного совета по профессиональной ориентации молодежи, утвержденный постановлением администрации г. Перми от 14.11.2001 № 3093, не обновлялся в течение почти девяти лет, хотя кадровый состав администрации и некоммерческих организаций существенно изменился15.

12 О консультативном совете при главе администрации города: постановление администрации г. Перми от 11.08.2006 № 1407 // Сборник нормативных актов города. Кн. 2. 2006, август.

13 О признании утратившими силу отдельных постановлений главы города и администрации города: постановление администрации г. Перми от 18.06.2008 № 550.

4 О создании Совета по промышленной политике при главе администрации города Перми: постановление администрации г. Перми от 14.11.2007 № 476. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2010).

15 Об утверждении Положения о Пермском городском координационном совете по профессиональной ориентации молодежи: постановление администрации г. Перми от 14.11.2001 № 3093. Доступ из справ.-прав. системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 15.09.2010).

Анализ правовых актов о составе некоторых консультационных органов при главе администрации города свидетельствует о недостаточном представительстве в них общественности. Действующие совещательные органы при администрации города в основном состоят из чиновников. Например, в составе городского координационного совета по оздоровлению, отдыху и трудоустройству детей и подростков в каникулярное время, созданного распоряжением администрации г. Перми от 24.03.2000 № 866-р (ред. от 30.03.2010), за исключением одного представителя от профсоюзов, работают в основном работники местной администрации16.

Необходимо отметить, что с конца 2009 г. работа по созданию совещательных органов при местной администрации активизировалась.

В целях разработки рекомендаций и подготовки предложений в городские программы и иные нормативные правовые акты Пермской городской Думы постановлением администрации города от 23.12.2009 г. № 1010 утверждено Положение об экспертном совете, деятельность которого планируется в рамках следующих функционально-целевых блоков:

«Социальная сфера»;

«Общественная безопасность»;

«Городское хозяйство» и «Развитие инфраструктуры»;

«Пространственное развитие»;

«Экономическое развитие»;

«Планово-бюджетный»;

«Административно-управленческий».

Согласно Положению Экспертный совет является постоянно действующим коллегиальным совещательным органом по рассмотрению вопросов по отдельным направлениям деятельности в рамках функционально-целевых блоков администрации города.

Перед Советом поставлены следующие задачи:

1) обсуждение основных целей и приоритетных направлений деятельности функционально-целевых блоков администрации города;

2) рассмотрение основных направлений инвестиционной политики функционально-целевых блоков администрации города;

3) рассмотрение концепций исполнения полномочий городского округа по решению вопросов местного значения;

4) рассмотрение иных вопросов, касающихся совершенствования деятельности функционально-целевых блоков администрации города по решению вопросов местного значения и осуществлению переданных государственных полномочий.

16 Об утверждении Положения и состава городского координационного совета по оздоровлению, отдыху и трудоустройству детей и подростков в каникулярное время: распоряжение администрации г. Перми от 24.03.2000 № 866-р (ред. от 30.03.2010).

Все вопросы организации деятельности Совета согласно Положению решаются функциональным органом, подразделением администрации г. Перми, назначаемым заместителем главы администрации г. Перми, руководителем аппарата администрации г. Перми - председателем Совета по вопросам своей компетенции. Совет формируется заместителем главы города (по функциональному блоку), но составы Совета утверждаются распоряжениями администрации города.

В состав Совета в обязательном порядке должны входить представители департамента финансов администрации г. Перми, планово-экономического департамента администрации г. Перми, функциональных органов и подразделений администрации г. Перми.

В состав Совета могут включаться депутаты Пермской городской Думы, эксперты - представители бизнес-сообщества, науки, общественных организаций по согласованию17.

Постановлением администрации г. Перми от 11.02.2010 № 54 утверждено Положение о комиссии по рассмотрению и согласованию концептуальных архитектурных решений мест массового отдыха жителей г. Перми и состава

комиссии18.

Целью создания указанной комиссии является рассмотрение концептуальных архитектурных решений мест массового отдыха жителей г. Перми.

Комиссия - коллегиальный совещательный орган, возглавляемый заместителем главы администрации г. Перми - руководителем функциональноцелевого блока «Социальная сфера» и состоящий из сопредседателя, секретаря и членов комиссии.

Организационное обеспечение деятельности комиссии осуществляет комитет по культуре администрации г. Перми.

Комиссия имеет право принимать решение об одобрении концептуального архитектурного решения в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.

В состав комиссии включены представители некоммерческих организаций, Российской академии живописи, ваяния и зодчества, Пермской государственной сельскохозяйственной академии, специалисты в области архитектурного дизайна.

В последние годы с санкции государства создается все больше новых субъектов гражданско-правовых и административно-правовых отношений -саморегулируемых организаций. Так, достаточно долго уже функционируют саморегулируемые организации арбитражных управляющих, оценщиков,

17 Об утверждении Положения об экспертном совете: постановление администрации г. Перми от 23.12.2009 № 1010 (ред. от 31.12.2009).

18 Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь. 16.02.2010. № 10.

участников рынка ценных бумаг, автостраховщиков, нотариусов, адвокатов. Саморегулируемая организация - это некоммерческая организация. К таким организациям относятся общественные объединения, некоммерческие партнерства, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Саморегулируемая организация может участвовать в законотворческом процессе, осуществляяя данное право посредством участия в обсуждении законопроектов и любых других нормативных правовых актов, которые разрабатываются на федеральном уровне, уровне субъектов Федерации или местного самоуправления. Также саморегулируемая организация предлагает свое экспертное заключение по предлагаемому проекту нормативного правового акта.

Схожее право предусмотрено для саморегулируемых организаций по формированию основ государственной политики и политики, осуществляемой органами местного самоуправления. Саморегулируемая организация согласно п. 4 ч. 3 ст. 6 Федерального закона «О саморегулируемых организациях» может вносить в органы государственной власти и местного самоуправления свои предложения по вопросам формирования или реализации уже сформированной государственной политики по вопросам, напрямую затрагивающим предмет саморегулирования. А любая государственная политика реализуется прежде всего посредством принятия соответствующих нормативных правовых актов как законодательного, так и подзаконного характера. Поэтому можно сказать, что саморегулируемая организация может предлагать и свои проекты федеральных законов, других нормативных правовых актов в соответствующие органы государственной власти и местного самоуправления.

Правомочием саморегулируемой организации является и право на запрос, а также получение информации от органов государственной власти и органов местного самоуправления19. Осуществлению этих полномочий могло бы способствовать участие представителей саморегулируемой организации в общественных советах, создаваемых при органах местного самоуправления.

Проводимая в стране муниципальная реформа непосредственно затрагивает интересы каждого гражданина, так как именно с местным самоуправлением связано решение большинства повседневных проблем населения. Однако векторы, определяющие его развитие, неоднозначны, в отношении населения к чиновничеству, органам власти все еще наблюдается феномен социального отчуждения20.

19 Кайль А.Н., Батяев А.А. Комментарий к Федеральному закону от 1 декабря 2007 г. № Э15-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (постатейный) (Подготовлен для системы справ.-правовой системы «КонсультантПлюс», 2009).

20 Мониторинг правового пространства и правоприменительной практики: Всерос. научно-практ. конф. М., 2008. С. 39.

Создание атмосферы сотрудничества органов местного самоуправления с различными группами гражданского общества, объединениями граждан возможно только с соблюдением принципа гласности и открытости деятельности местных властей. Местная власть, представляя интересы народа, должна быть готова не просто выслушать мнение общественности, но и прислушаться к нему.

Получено 14.01.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.