Иванова О.А. Экономический кризис как обстоятельство, способствующее невыплате заработной платы
— состояние экономического кризиса как основы непрерывной нестабильности всех основных потребностей населения, а также социальных ценностей;
— инфляция как процесс или результат обесценивания денег;
— реальная безработица, охватывающая 10% населения, создающая объективную основу массового получения средств к существованию незаконным, в том числе преступным путем, поскольку уровень социальной защищенности безработных фактически отсутствует;
— избыточное налогообложение. Доля налогов в сфере предпринимательства в России составляет от 70 до 100% всех доходов, что делает невозможным легальное предпринимательство большей части секторов экономики и искусственно превращает большую часть руководителей коммерческих организаций в преступников4.
Кризисные явления в экономике оказывают существенное влияние на возникновение преступности в рассматриваемой сфере. К примеру, рез-
кое увеличение стоимости горюче-смазочных материалов часто провоцирует руководителей организаций всех форм собственности направлять имеющиеся средства в первую очередь на приобретение ресурса, необходимого для осуществления экономической деятельности. Такой подход, как правило, обусловливает напряженное положение с погашением задолженности по выплате заработной платы, нередко вызывая и существенное увеличение размера долгов.
Примечания
1. Данные официального сайта Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru/
2. См. там же.
3. См.: Зарплата и расплата: проблемы задолженности по оплате труда / Под ред. Т. Малеевой. — М., 2001. — С. 15.
4. См.: Криминология: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева и В.Е. Эминова. — М., 2006. — С. 192.
С.В. Калинин
Калинин Сергей Валентинович — адъюнкт кафедры криминалистики Нижегородской академии МВД России
E-mail: [email protected]
Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России
В статье раскрывается понятие государственных и муниципальных закупок в России. Рассматривается иерархия правовых источников в сфере государственных и муниципальных закупок. Отражается специфика размещения заказов в отдельных сферах.
This article discusses the concept of municipal government procurement in Russia. It considers a hierarchy of legal sources in the field of municipal government procurement. Specificity of placing orders in some areas is determined in the article.
Понятие государственных и муниципальных закупок получило широкое распространение в России и в странах СНГ, вошло в научный и практический оборот. В советской экономике государственные и муниципальные закупки имели централизованную систему планирования и распределения продукции. Данная система была ликвидирована Постановлением Совмина РСФСР от 23 октября 1991 года № 558 «Об организации материальнотехнического обеспечения народного хозяйства РСФСР в 1991 г.»1. В связи с тем, что прежняя система хозяйственных связей была отменена и было непонятно, как субъектам экономической деятельности действовать в новых изменившихся условиях, фактически образовался правовой вакуум, который поставил в сложное положение все хозяйствующие субъекты. Для изменения ситуации в
период с 1992 по 1999 год был принят ряд нормативных актов, регулирующих данную деятельность2. К числу наиболее важных из них относятся нормативные акты:
— регулирующие поставку продукции и товаров для государственных нужд3;
— определяющие закупку и поставку сельскохозяйственной продукции4;
— устанавливающие порядок формирования и использования государственного материального резерва5;
— конкретизирующие поддержку малого предпринимательства6;
— регулирующие порядок проведения конкурсов на размещение заказов7.
Вышеуказанная деятельность в данной сфере просуществовала до конца 2005 года.
До введения 1 января 2006 года нового Федерального закона о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд законодательство, регулирующее эти отношения, не составляло целостную систему, а представляло собой совокупность разрозненных нормативно-правовых актов. Практически отсутствовали нормативные правовые акты, направленные на урегулирование поставок для нужд субъектов Федерации и муниципальных нужд.
Отсутствие целостной системы правового регулирования отношений в сфере государственных и муниципальных закупок значительно усложняло сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Российской Федерации, а также эффективности бюджетных расходов. Такое положение давало почву для многочисленных злоупотреблений и преступлений в исследуемой сфере.
Действующее законодательство, в частности Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»8 (далее — Закон № 94-ФЗ), хоть и содержит в себе исследуемое нами понятие, однако его определения не дает. Вместо этого Закон оперирует дефиницией «государственные и муниципальные нужды».
Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий Российской Федерации, государственных заказчиков, для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация, либо потребности субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий субъектов Российской Федерации, государственных заказчиков, в том числе для реализации региональных целевых программ.
Под нуждами федеральных бюджетных учреждений и бюджетных учреждений субъектов Российской Федерации понимаются обеспечиваемые федеральными бюджетными учреждениями, бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации (независимо от источников финансового обеспечения) потребности в товарах, работах, услугах соответствующих бюджетных учреждений.
Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного зна-
чения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Значения понятий «муниципальное образование», «органы местного самоуправления», «представительные органы местного самоуправления», «муниципальный район», «городской округ» установлены в статье 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации»9 (далее — Федеральный закон № 131-ФЗ).
Муниципальный район представляет собой несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой местное самоуправление осуществляется в целях решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления, которые могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городской округ представляет собой городское поселение, которое не входит в состав муниципального района и органы местного самоуправления которого осуществляют полномочия по решению установленных Федеральным законом № 131-ФЗ вопросов местного значения поселения и вопросов местного значения муниципального района, а также могут осуществлять отдельные государственные полномочия, передаваемые органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Городское поселение — это город или поселок с прилегающей территорией, в которых в соответствии с Федеральным законом № 131-ФЗ и законами субъектов Российской Федерации также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями, местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления.
Сельское поселение — один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления. Межселеннаятерритория находится вне границ указанного выше поселения.
Местное самоуправление в Российской Федерации — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения, его исторических и иных мест-
Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России
Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России
ных традиций. Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации.
Органы местного самоуправления представляют собой избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Вопросы местного значения — вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, отнесенные к таковым уставом муниципального образования в соответствии с Конституцией РФ, Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации.
Термины «муниципальный» и «местный» и словосочетания с этими терминами применяются в отношении органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, объектов собственности и других объектов, целевое назначение которых связано с осуществлением функций местного самоуправления, а также в иных случаях, касающихся осуществления населением местного самоуправления.
В сфере государственных и муниципальных закупок существуют уровни ее правовых источников. Законодательные акты по своему содержанию являются комплексными, включающими в себя нормы бюджетного, гражданского, административного, государственного, финансового права и некоторых других отраслей права, поскольку предметом их правового регулирования выступает целенаправленная деятельность государства в сфере закупок как форма организованного потребления товаров для государственных нужд. Иерархия правовых источников сферы государственных и муниципальных закупок выглядит следующим образом:
1. Международное законодательство. Конституция России (заложены методологические основы и ключевые принципы построения всей системы размещения государственных и муниципальных заказов в России). Согласно статьям 8, 12, 34, 71—73, 130 и 132 Конституции России, можно сделать вывод о том, что закупаемые товары для удовлетворения федеральных, региональных государственных нужд, а также для удовлетворения нужд местного населения являются предметом ведения Российской Федерации и субъектов России (законы и иные нормативные акты).
2. Федеральные законы (общего характера, содержат правила, соблюдение которых обязательно при государственных и муниципальных закупках10; специальные нормативные правовые акты, регулирующие отношения по поставкам товаров, выполнению работ и оказанию услуг для государственных нужд11; важное значение для систематизации нормативных правовых актов о государственных закупках имеет Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на
поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»12.
3. Указы Президента Российской Федерации. По характеру являются индивидуальными (по обычным полномочиям) и нормативно-правовыми. Указы могут быть направлены на толкование, конкретизацию и детализацию закона либо порядок его применения. В данный период указы Президента РФ не играют существенной роли в нормировании правоотношений в области государственных закупок. Однако еще недавно (в начале 1990-х гг.) указы Президента РСФСР в период перехода к рыночной экономике могли даже противоречить законодательным актам, а то и просто отменять их. Как показывает практика, указы Президента Российской Федерации обычно издаются по вопросам противодействия коррупции в сфере государственных и муниципальных закупок13, животноводства, осуществляющих закупку и поставку для государственных нужд.
4. Постановления Правительства России (Правительство Российской Федерации как высший исполнительно-распорядительный орган издает акты в форме постановлений и распоряжений). Нормативно-правовой характер носят постановления, содержащие первоначальные и производно-конк-ретизирующие нормы. Правительство Российской Федерации принимает постановления по вопросам: контроля за проведением закупок; установления механизма определения начальной (максимальной) цены контракта (лота); преимущества отдельным учреждениям и предприятиям при участии в закупках; поддержки обществам, взявшим на себя обязательства по производству и поставке отдельной продукции; закупаемой продукции, без проведения торгов; утверждает перечень производителей в различных сферах, устанавливает официальный сайт для размещения заказов и др.
5. Законодательство субъектов России (органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы, иные нормативные правовые акты, которые устанавливают нормативно-правовую документацию в сфере муниципальных закупок субъекта)14.
6. Иные источники связаны с деятельностью федеральных органов исполнительной власти, которые уполномочены издавать нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие государственные и муниципальные закупки. В настоящее время таким органом является Министерство экономического развития Российской Федерации. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере закупок товаров и услуг для государственных и муниципальных нужд. Данный орган издает письменные разъяснения по вопросам применения Закона № 94-ФЗ. Кроме того, Министерство издает индивидуальные правовые акты, определяет порядок пользования официальными сайтами для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выпол-
нение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд и требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными сайтами15.
После вступления в силу Закона № 94-ФЗ были приняты подзаконные нормативные правовые акты, в том числе предусмотренные самим Законом. Так, согласно Плану мероприятий по реализации положений Федерального закона № 94-ФЗ, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2005 года № 2154-р, принято значительное число подзаконных нормативных правовых актов.
В Закон № 94-ФЗ неоднократно вносятся изменения, отдельные из которых впоследствии сами претерпевали изменения16. Данные изменения направлены в том числе на совершенствование процедур размещения заказов с учетом практики применения рассматриваемого Закона № 94-ФЗ, а также на уточнение отдельных положений Закона в целях их единообразного понимания на практике. Данные изменения осуществлялись, в частности, в следующих направлениях:
— уточнение перечня лиц, выполняющих функции государственных заказчиков;
— конкретизация(детализация)отдельных процедур размещения заказов;
— отражение специфики размещения заказов в отдельных областях социально-экономической сферы и др.
Также Закон № 94-ФЗ был дополнен главой 3.1 «Размещение заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме»17; главой 2.1 «Особенности размещения заказа путем проведения открытого конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на создание произведения литературы или искусства, исполнения, на финансирование проката или показа национального фильма»18; главой 7.1 «Размещение заказов на энергосервис для государственных или муниципальных нужд»19.
Специфика размещения заказов в отдельных сферах находит отражение и в подзаконных нормативных правовых актах. Так, Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2007 года № 418 утверждено Положение об особенностях размещения заказа на выполнение работ по охране, защите, воспроизводству лесов и заключение договоров. По поводу подзаконных нормативных правовых актов следует отметить следующее. В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона № 94-ФЗ Президент РФ и Правительство РФ вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, связанные с размещением заказов, лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о размещении заказов.
Представляется, что по сравнению с особо выделенными в рассматриваемом Законе № 94-ФЗ сферами размещения заказов не меньше особенностей содержат и такие сферы, как капитальное
строительство, сельскохозяйственное производство, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и многие другие.
Следует отметить, что ранее в законодательстве о размещении заказов в значительно большей мере учитывались особенности, связанные с отдельными видами заказов20.
При всех своих недостатках (отсутствие единого подхода, недостаточная детализация и т. п.) нормативные правовые акты такого рода в той или иной степени отражали специфику, обусловленную особенностями предмета заказа. К сожалению, в настоящее время данная специфика в Законе № 94-ФЗ не учитывается в должной мере. Характерным примером является отнесение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту к категории «стандартных» товаров, работ, услуг, заказ на которые в настоящее время размещается путем проведения аукциона в электронной форме. Таким образом, считается, что размещение заказов в сфере капитального строительства особенностями не обладает.
Практика применения Закона № 94-ФЗ свидетельствует, что, несмотря на постоянно вносимые в него изменения, не удается в полной мере достичь поставленных в статье 1 данного Закона № 94-ФЗ целей. В частности, отмечается сокращение числа участников торгов и возрастание количества контрактов, заключаемых с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), завышение цен по сравнению с ценами на потребительском и корпоративном рынках. В связи с этим, в частности, Счетная палата РФ отмечает, что Закон № 94-ФЗ о размещении заказов вызывает особую тревогу, поэтому данный государственный орган предложил в него свои поправки21.
На это обращается внимание и в научной литературе. Так, например, О.А. Беляева анализирует поправки в рассматриваемый Закон № 94-ФЗ, вступившие в силу в разный период. О.А. Беляева отмечает, что процесс внесения ежегодных поправок идет бессистемно. Закон «латают» то в одном, то в другом месте, целостная концепция его совершенствования не разработана. В результате Закон № 94-ФЗ по-прежнему предоставляет широкие возможности для злоупотреблений22.
Примечания
1. СПС «КонсультантПлюс».
2. Более подробно см.: Содержательные особенности злоупотреблений со стороны должностных лиц в процессе реализации государственных и муниципальных закупок в сфере реализации национальных проектов / С.Ю. Журавлев, С.В. Калинин // Механизм обеспечения экономической безопасности крупнейших государственных экономических и финансовых проектов России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции, г. Москва, 20 мая 2009 г. / Под общ. ред. А.Г. Хабибуллина. — М., 2009. — С. 69—73.
3. Закон РФ от 28 мая 1992 года № 2859-1 «О поставках продукции и товаров для государственных
Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России
Калинин С. В. Правовые основы системы государственных и муниципальных закупок в современной России
нужд» // Российская газета. — 1992. — 30 июня; Федеральный закон от 13 декабря 1994 года № 60-ФЗ «Опо-ставках продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. — 1994. — № 34. — Ст. 3540.
4. Федеральный Закон от 2 декабря 1994 года № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // СЗ РФ. — 1995. — № 12. — Ст. 1055.
5. Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // СЗ РФ. — 1995 — № 1 — Ст. 3; Федеральный закон от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 6.
6. Федеральный закон от 14 июня 1995 года № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» // Российская газета. — 1995. — 20 июня.
7. Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации и закупке продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. — 1997. — № 15. — Ст. 1756.
8. СЗ РФ. — 2005. — № 30. — Ч. 1. — Ст. 3105.
9. СЗ РФ. — 2003. — № 40. — Ст. 3822.
10. См.: Федеральный закон от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. — 2006. — 27 июля; Федеральный закон от 20 июля 1995 года № 115-ФЗ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // СЗ РФ. — 1995. — №30. — Ст. 2871; Федеральный закон от 27 декабря 2002 года № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. — 2002. — № 52. — Ч. 1. — Ст. 5140.
11. См.: Федеральный закон от 13 декабря 2004 года № 60-ФЗ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» // СЗ РФ. — 1994. — № 34. — Ст. 3540; Федеральный закон от 29 декабря 1994 года № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве» // СЗ РФ. — 1995. — № 1. — Ст. 3; Федеральный закон от 27 декабря 1995 года № 213-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // СЗ РФ. — 1996. — № 1. — Ст. 6; Федеральный закон от 2 декабря 1994 года № 53-ФЗ «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд» // Российская газета. — 1994. — 15 декабря.
12. Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (является основным актом, который устанавливает единый порядок размещения заказов на поставки товаров (работ, услуг) для федеральных нужд, государственных нужд субъектов Российской Федерации, а также муниципальных нужд, обеспечивает прозрачность закупочного процесса.
13. См.: Указ Президента РФ от 8 апреля 1997 года № 305 «О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд» // СЗ РФ. — 1997. — № 15. — Ст. 1756.
14. Данные органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают порядок реализации Федерального закона от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ; утверждают План муниципального заказа на очередной год; утверждают порядок ведения реестра
недобросовестных поставщиков субъекта; утверждают официальный сайт субъекта; разрабатывают Типовую документацию по проведению закупок; утверждают Положения о размещении муниципальных заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд путем проведения конкурса, аукциона, запроса котировок и др.
15. Положение о Министерстве экономического развития и торговли Российской Федерации, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2008 года № 437 // СЗ РФ. — 2008. — № 24. — Ст. 2867.
16. В указанный Федеральный закон № 94-ФЗ вносились изменения федеральными законами от 31 декабря 2005 года № 207-ФЗ, от 27 июля 2006 года № 142-ФЗ, от 20 апреля 2007 года № 53-ФЗ, от 24 июля 2007 года № 218-ФЗ, от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ, от 23 июля 2008 года № 160-ФЗ, от 1 декабря 2008 года № 225-ФЗ, от 30 декабря 2008 года № 308-ФЗ, от 30 декабря 2008 года № 323-ФЗ, от 28 апреля 2009 года № 68-ФЗ, от 8 мая 2009 года № 93-ФЗ, от 1 июля
2009 года № 144-ФЗ, от 17 июля 2009 года № 147-ФЗ, от 17 июля 2009 года № 155-ФЗ, от 17 июля 2009 года № 164-ФЗ, от 23 ноября 2009 года № 261-ФЗ, от 25 ноября 2009 года № 273-ФЗ, от 17 декабря 2009 года № 316-ФЗ, от 27 декабря 2009 года № 365-ФЗ, от 5 мая
2010 года № 78-ФЗ, от 8 мая 2010 года № 83-ФЗ, от 27 июля 2010 года № 240-ФЗ, от 3 ноября 2010 года № 290-ФЗ, от 5 апреля 2011 года № 56-ФЗ, от 21 апреля 2011 года № 79-ФЗ, от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ, от 11 июля 2011 года № 200-ФЗ, от 21 ноября 2011 года № 326-ФЗ, от 7 декабря 2011 года № 418-ФЗ, от 12 декабря 2011 года № 426-ФЗ, от 21 ноября 2011 года № 327-ФЗ.
17. См.: Федеральный закон от 8 мая 2009 года № 93-ФЗ «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество в 2012 году», о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009. — № 19. — Ст. 2283.
18. См.: Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2007. — № 31. — Ст. 4015.
19. См.: Федеральный закон от 23 ноября 2009 года № 261 -ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. — 2009. — № 48. — Ст. 5711.
20. Более подробно см.: Белов В.Е. Поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд. — М., 2011. — С. 44—45.
21. См.: У борьбы с коррупцией нет делянок. Интервью Председателя Счетной палаты РФ С.В. Степашина «Российской газете» // Российская газета. — 2008. — 24 сентября.
22. См.: Беляева О.А. «Совершенствование» законодательства о размещении заказов для публичных нужд // Законодательство. — 2009. — № 11. — С. 17—22.