УДК 614.3(471)
А.Е.Шиянова1, В.П.Топорков1, Л.Н.Дмитриева1, С.Ю.Кабаев2
правовые основы санитарно-эпидемиологических правил «санитарная охрана территории российской федерации» (2008 г.)
(материалы к разделам 1-М сП 3.4.2318-08)
гФГУЗ «Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб», Саратов; 2Управление Роспотребнадзора по Самарской области, Самара
При разработке санитарно-эпидемиологических правил «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СП 3.4.2318-08 соблюдалась преемственность их по отношению к санитарно-эпидемиологическим правилам «Санитарная охрана территории Российской Федерации» редакции 2003 г. и учитывались положения правовой базы Российской Федерации. В статье представлены положения законов Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, на которых основаны отдельные пункты Разделов I, II, III и IV.
Ключевые слова: санитарная охрана территории, санитарно-эпидемиологические правила.
В данной статье нами представлены положения современной правовой базы Российской Федерации -законов, подзаконных актов (Постановлений Правительства Российской Федерации и приказов Минздравсоцразвития России), на основе и в развитие которых разработаны санитарно-эпидемиологические правила СП 3.4.2318-08 «Санитарная охрана территории Российской Федерации» (далее - Правила (2008); зарегистрированы в Минюсте России 3 апреля), вступившие в силу с 1 мая 2008 г. Представление данного материала нам показалась обоснованным, поскольку в практической деятельности по осуществлению мероприятий по санитарной охране возникают проблемные вопросы, связанные с правовым обеспечением.
В статье рассмотрены следующие аспекты Правил: общие положения; вопросы регламентирования санитарно-карантинного контроля на Государственной границе Российской Федерации; положения, касающиеся информирования туроператорами, турагентами лиц, совершающих международные поездки, о возможных рисках для здоровья; вопрос взаимодействия в пунктах пропуска.
Правила (2008) гармонизированы с Международными медико-санитарными правилами (ММСП) (2005) [3], включают всю их принципиальную новизну, определенную с участием Российской Федерации, прежде всего их методическую основу гибкого реагирования на события, отраженную в приложении 2 и заключающуюся в реализации двух значимых списков инфекционных болезней: 1) для международного (глобального) и национального (странового) здравоохранения; 2) для национального здравоохранения, но потенциально опасных для распространения на международном уровне. Оба списка интегрированы в методическую структуру алгоритма определения международной значимости событий, возникающих на национальном уровне. Второй список, в связи с устойчивой тенденцией появления новых инфекционных болезней, а также возможностью других но-
зологических форм вызывать чрезвычайную ситуацию в области общественного здравоохранения (ЧС) международного значения, остается открытым, то есть заканчивается «и другие...».
В Правилах (2008) по сравнению с ММСП (2005) списки 1 и 2 инфекционных болезней представлены в двух приложениях - соответственно № 1 и № 3, которые следует рассматривать в такой же органичной взаимосвязи, как и списки болезней в приложении 2 ММСП (2005), не разрывая и не противопоставляя их. То есть перечень инфекционных болезней в обоих приложениях един, но наличие этих двух приложений позволяет гибко реагировать на динамику эпидемиологической конъюнктуры и отражает позицию Российской Федерации при разработке ММСП (2005) - предложение оставить определенный список болезней, но вывести его из основного текста документа в приложение, уйти от строго фиксированного списка болезней, ограничивающего использование ММСП (1969), учесть тенденцию появления новых инфекционных болезней и алгоритм их оценки как ЧС национального и международного значения [18]. Каждый случай болезней, перечисленных в приложении 1 Правил (2008), для Российской Федерации автоматически соответствует всем критериям, перечисленным в алгоритме, и становится значимым для санитарной охраны территории Российской Федерации и государств-участников СНГ; включение данного списка в алгоритм приложения 3 будет лишь загромождать его. В то же время значимым для санитарной охраны территории может стать любое событие, способное вызвать ЧС в области санитарноэпидемиологического благополучия населения и соответствующее критериям алгоритма.
В отличие от ММСП (2005), в Правилах (2008) список 1 расширен за счет нозологических форм, имеющих значимость для санитарной охраны территорий государств-участников СНГ, согласно действующим в этой области межгосударственным нормативно-методическим документам. В этот спи-
сок наряду с оспой, полиомиелитом, вызванным диким полиовирусом, человеческим гриппом, вызванным новым подтипом, ТОРС, включены также холера, чума, желтая лихорадка, лихорадка Ласса, болезнь, вызванная вирусом Марбург, болезнь, вызванная вирусом Эбола и малярия. Список 2, представляющий национально значимые инфекционные болезни, в Правилах (2008) по сравнению с ММСП (2005) был дополнен Крымской геморрагической лихорадкой в связи с напряженной и все ухудшающейся эпидемиологической обстановкой по этой инфекции на территории Российской Федерации. То есть внесенные коррективы учитывают эпидемиологическую обстановку и требования правовых, нормативно-методических документов Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.
Санитарно-эпидемиологическими правилами СП 3.4.2366-08 «Изменение и дополнение № 1 к санитарно-эпидемиологическим правилам «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СП 3.4.2318-08» в список болезней международного и национального значения (Правила (2008), приложение № 1) включены национально значимые нозологические формы из приложения № 3. При этом внесенные изменения, по существу, не изменили общего числа нозологических форм, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации. Баланс национально значимых инфекционных болезней, регламентированный в Правилах (2008), остается прежним - 16 нозологических форм - и после вступления в силу СП 3.4.2366-08 1 июля 2008 г. Вместе с тем данный нормативный акт является организационным решением создания удобства для быстрого принятия решения, планирования и обеспечения противоэпидемической готовности, в том числе создания запаса средств на случай эпидемических осложнений, разработки схем оповещения, внутри- и межведомственного взаимодействия и т.д.
Надо сказать, что термин «санитарная охрана территории» - исторически сложившееся российское понятие; эквивалентом ему являются два термина, используемые для целей ММСП (2005), - «эпиднадзор» и «ответные меры общественного здравоохранения». Понятие «чрезвычайная ситуация в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения», используемое для целей Правил, отражает адаптировано к российскому правовому полю термин ММСП (2005) «чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения». В то же время при разработке Правил соблюдалась преемственность их по отношению к аналогичному документу, утвержденному в 2003 г.
Обязательность выполнения требований санитарных правил для юридических лиц независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, указанная в п. 1.5 Правил, опре-
делена Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [17] (ст. 39 п. 3). Дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение санитарного законодательства, обозначенная в п. 1.6 Правил, устанавливается ст. 55 этого же закона. Кроме того, административная ответственность за любое «правонарушение, посягающее на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения» предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях 2001 г. (Глава 6); уголовная ответственность за нарушение санитарно-эпидемиологических правил регламентирована Уголовным кодексом Российской Федерации 1996 г. (ст. 236). Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [17] обеспечено право граждан «на возмещение в полном объеме вреда, причиненного их здоровью . вследствие нарушения . санитарного законодательства, а также при осуществлении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Необходимо отметить, что согласно «Основам законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан» [4] охрана здоровья граждан -это совокупность мер прежде всего политического, экономического и т.д. характера, и в том числе санитарно-гигиенического и противоэпидемического (ст. 1). Соответственно, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается проведением комплекса мер, включающего гигиенические и противоэпидемические мероприятия, соблюдение санитарных правил, норм и гигиенических нормативов и другие организационные, правовые и экономические меры, всеми государственными органами, предприятиями, учреждениями, организациями и гражданами (ст. 11). Организация системы санитарной охраны территории Российской Федерации относится к компетенции государства (ст. 5 п. 9).
В пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации с целью санитарной охраны территории Российской Федерации вводится санитарно-карантинный контроль1, являющийся частью Государственного санитарно-эпидемиологического надзора согласно ст. 44 п. 1 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [17]. Необходимо отметить, что функция исполнения санитарно-карантинного контроля определена законодательно - статьей 30 (пункт 3) указанного закона. Согласно закону Российской Федерации «О государственной границе Российской Федерации» [2] (с изменениями, внесенными Федеральным законом № 266-ФЗ [16]) установление иных видов государственного контроля, кроме пограничного и таможенного, осуществляется соответствующими законами РФ, в развитие которых по-
1Эквивалент терминам, используемым в Международных медикосанитарных правилах (2005 г.) «медико-санитарные меры», «меры контроля на въезде или выезде в отношении ... лиц, совершающих поездку».
становлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 94 [6] установлен перечень всех видов контроля, осуществляемых на границе, содержащий в том числе санитарно-карантинный контроль. Постановлением Правительства Российской Федерации2 от 26 июня 2008 г. № 482 [8] определено создание федеральными органами исполнительной власти подразделений в пунктах пропуска для обеспечения соответствующего вида контроля (п. 4).
Помещения, сооружения, оборудование, транспортные средства и другое имущество, используемые должностными лицами, осуществляющими санитарно-карантинный контроль, «находятся в федеральной собственности и передаются ... <им> в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления в порядке, установленном законодательством Российской Федерации», что определено Федеральным законом «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения» [17], ст. 48. Чтобы уточнить п. 4.6. Правил, касающийся данного вопроса, обратимся к положению ст. 12 (абзац 2, 4) Закона о «О государственной границе Российской Федерации» [2], а также к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.06.08 г. № 482 [8], Разделы III, IV, VII которого развивают данное положение: помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и других видов контроля, в том числе санитарно-карантинного, предусматриваются при разработке проектов строительства (реконструкции), оборудования соответствующих зданий, помещений, сооружений (пп. 8, 30). Проектная документация согласовывается с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими различные виды государственного контроля в пункте пропуска (п. 14). Перечень и структуру помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля, определяют в соответствии с действующим Регламентом оснащения санитарно-карантинных пунктов в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации [11].
Еще один пункт Правил требует, на наш взгляд, уточнения - п. 2.6., основанный на положении Федерального закона от 15.08.1996 № 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» [14] (ст. 26, 27) о возможности запрещения въезда в Российскую Федерацию иностранным гражданам и выезда из Российской Федерации транспортных средств при невыполнении требований, предусмотренных санитарными правилами. Такую возможность предусматривает и ст. 31 (п. 2) ММСП (2005 г.), ставя обязательным условием при этом этичное обращение с лицами, со-
постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 г. № 60 «Об утверждении Положения о пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», на которое дана нормативная ссылка в СП 3.4.2318-08, утратило силу с момента выхода Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 482.
вершающими поездку, а также обеспечение их адекватным питанием, комфортными условиями и средствами связи для информирования родственников. Отказ во въезде гражданину Российской Федерации неправомерен.
Пункт 2.6. Правил предусматривает также возможность запрещения ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации товаров, веществ, отходов, других грузов, багажа и международных почтовых отправлений. Данное положение основано на ст. 32 Федерального закона «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» [13] как мера, необходимая «для охраны жизни или здоровья граждан, окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений». В ММСП (2005 г.) такая возможность подразумевается как дополнительная медико-санитарная мера, которая, однако, считается существенным нарушением международного движения, требующим обоснования. Кроме того, данное положение Правил не противоречит положениям Соглашений, подписанных государствами-членами Всемирной торговой организации.
Некоторые изменения коснулись положений об информировании лиц, совершающих поездку за рубеж. Пунктом 4.2.6. Санитарно-эпидемиологических правил «Санитарная охрана территории» (редакция 2003 г.) была предусмотрена обязанность организаций, направляющих граждан Российской Федерации в страны, неблагополучные по инфекционным болезням, регламентированным как требующие проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации, извещать граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения указанными болезнями, о мерах их профилактики и др. Основываясь на ММСП (2005 г.), в п. 3.6. Правил (2008 г.) расширен объем информирования лиц, совершающих международные поездки, включающий предупреждение о всех рисках для здоровья по маршруту следования, связанных с инфекционными и паразитарными болезнями, могущими повлечь негативные последствия для санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны. Обязанность турфирм, туроператоров предоставлять соответствующую информацию лицам, собирающимся совершить международную поездку, регламентирована п. 4.20 Правил. Для обеспечения данного требования можно обратиться к Постановлению Правительства Российской Федерации «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» [7], в котором п. 7 (Раздел 3) определяет обязанность Исполнителя (туроператора, турагента) по предоставлению потребителю необходимой и достоверной информации о туристском продукте3.
В перечне сведений, которые в обязательном по-
3Комплекс услуг по перевозке и размещению ... (Федеральный закон от 05.02.2007 N 12-ФЗ, ст. 1).
рядке должна содержать такая информация, указаны в том числе сведения: об опасностях, с которыми потребитель может встретиться при совершении путешествия, о необходимости проходить профилактику в соответствии с международными медицинскими требованиями, если потребитель предполагает совершить путешествие в страну (место) временного пребывания, в которой он может подвергнуться повышенному риску инфекционных заболеваний; о таможенных, пограничных, медицинских, санитарноэпидемиологических и иных правилах (в объеме, необходимом для совершения путешествия) и другие сведения.
Требование по предоставлению информации законодательно обеспечено Федеральным законом «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» [15]. Согласно Статье 14 (Глава VII. Безопасность туризма), «туроператор, турагент обязаны представить туристу и (или) иному заказчику достоверную информацию . об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при совершении путешествия».
«Правила оказания услуг по реализации туристского продукта» уточняют положение Закона относительно рисков инфекционной природы, но не учитывают токсикологические риски для здоровья населения. Относительно последних можно обратиться к Закону о защите прав потребителей [1], согласно статьям 7 и 10 которого «потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя ...», «... исполнитель обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (услугах) ...». Статьями 12 и 14 предусмотрена ответственность изготовителя (исполнителя, продавца) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге).
Определенные вопросы связаны с п. 4.4. Правил о взаимодействии специалистов, осуществляющих санитарно-карантинный контроль, с органами исполнительной власти, осуществляющими иные виды государственного контроля в пунктах пропуска (пограничный, таможенный, ветеринарный, фитосанитарный и др.). Законодательно взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих контроль на государственной границе, определено ст. 28 п. 4 закона «О государственной границе Российской Федерации» [2]; ст. 22 предусматривает при установлении режима в пунктах пропуска создание необходимых условий для осуществления установленных видов государственного контроля в пунктах пропуска, в том числе санитарнокарантинного. Статьей 24 регламентировано как функция администрации аэропортов, аэродромов, морских, речных (озерных) портов, железнодорожных, автомобильных вокзалов и станций, других транспортных предприятий определение места и продолжительности стоянки транспортного средства, как
функция пограничных и таможенных органов - разрешение на посадку (высадку) пассажиров, погрузку (выгрузку) багажа, грузов, а также разрешение на смену места стоянки. Данная статья закона положена в основу следующих положений Правил: должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль, по результатам его принимает решение о необходимости отведения транспортного средства на санитарную стоянку (причал, тупик, площадку) для проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 4.17, абз. 3); однако решение об отведении транспортного средства куда-либо принимается администрацией (п. 5.5, абз. 3). При принятии такого решения необходимо соблюдать обязательность своевременного и полного проведения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, регламентированную ст. 29 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» [17] для юридических и физических лиц. Должностное лицо, осуществляющее санитарно-карантинный контроль, выдает по окончании проведения необходимых санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий (п. 5.12) разрешение на свободную практику только на территории пункта пропуска; окончательное решение о возможности посадки (высадки) пассажиров и выгрузки (погрузки) багажа, грузов принимается должностными лицами других органов исполнительной власти (пограничной и таможенной служб).
Межведомственное взаимодействие в пунктах пропуска осуществляется в рамках:
- деятельности межведомственных санитарнопротивоэпидемических комиссий (СПК), создание которых в целях координации мероприятий по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения и санитарной охраны территории рекомендовано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Российской Федерации Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 03.07.2006 № 14;
- комплексных планов по санитарной охране, утверждаемых Главами администраций территорий;
- деятельности координационных советов, в состав которых на равных правах, в соответствии со ст. 26 Постановления Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 482 [8], входят руководители подразделений государственных контрольных органов в пунктах пропуска, а также представители администрации пункта пропуска, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и др. (в п. 20 данного постановления определено используемое в целях Правил понятие «администрация пункта пропуска», создаваемая Федеральным агентством по обустройству государственной границы Российской Федерации в целях обеспечения функционирования (эксплуатации) пункта пропуска). Координационный совет (первый уровень взаимодействия) предусмотрен
как в плановом порядке (не реже 1 раза в квартал), так и в случае возникновения какой-либо угрозы - внеочередное совещание, которое может быть проведено в том числе по инициативе одного из членов координационного совета (п. 27);
- схемы оповещения должностных лиц в пункте пропуска, т.е. оповещение на горизонтальном уровне; схемы оповещения по вертикали, обеспечивающей внутриведомственное информирование и разработанной на случай выявления больного (подозрительного).
Элемент химической безопасности, введенный ММСП (2005 г.), также предусматривает взаимодействие между ведомствами на всех уровнях. Из отдельных межведомственных распорядительных документов, касающихся вопросов взаимодействия, можно назвать утвержденный 26 августа 2005 г. руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека после согласования с руководителем Федеральной таможенной службы Список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении. Третья редакция Списка утверждена 25 марта 2008 г. [9, 12].
По данным, представленным на семинаре для преподавателей по ММСП (2005 г.), проведенном представителями Всемирной организации здравоохранения 12-14 марта 2008 г. в Саратове, проблема взаимодействия между специалистами в разных областях деятельности характерна практически для всех Европейских стран. Однако в свете введения в ММСП (2005 г.) такой беспрецедентной инновации, как выход сферы применения ММСП за рамки, ограниченные только конкретными инфекционными болезнями, охват понятием «чрезвычайная ситуация в области общественного здравоохранения» всех рисков для здоровья населения, независимо от происхождения или источника, сотрудничеству и координации деятельности различных ведомств и организаций придается важное значение для обеспечения целей ММСП. На международном уровне статьей 14 ММСП (2005 г.) предусматривается, а резолюцией 58 сессии ВАЗ постановляется для обеспечения адекватных мер по охране здоровья населения сотрудничество Всемирной организации здравоохранения и координации ее деятельности с такими организациями ООН, как Продовольственная и сельскохозяйственная организация, Международное агентство по атомной энергии, Международная организация гражданской авиации, Международная морская организация и др., а также с другими межправительственными организациями и международными органами [3].
В статье представлены положения законов Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, на которых основаны отдельные пункты Разделов I, II, III и IV Санитарно-эпидемиологическихправил«Санитарная охрана территории Российской Федерации»
СП 3.4.2318-08. В санитарные правила интегрирована концептуальная новизна ММСП (2005 г.), ориентированных на неуклонное расширение номенклатуры эпидемиологической и санитарно-гигиенической составляющих чрезвычайных ситуаций в области общественного здравоохранения, имеющих международное значение. В качестве объекта санитарной охраны на территории Российской Федерации определена «чрезвычайная ситуация в области санитарноэпидемиологического благополучия населения».
Остаются проблемные вопросы в области санитарной охраны территории Российской Федерации, нуждающиеся в первоочередном рассмотрении и отражении в методических документах, круг которых очерчен, в частности, слушателями курсов подготовки специалистов Роспотребнадзора по ММСП (2005 г.) и санитарной охране территории, проводимых в 2008 г. на базе ФГУЗ РосНИПчИ «Микроб» и «Противочумный центр».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Закон Российской Федерации о защите прав потребителей от 7 февраля 1992 года № 2300-1 (с изменениями от 2.06.93, 9.01.96, 17.12.99, 30.12.01, 22.08.04, 2.11.04, 21.12.04, 27.06.06, 25.11.06, 25.10.07).
2. Закон Российской Федерации от 1 апреля 1993 года № 4730-Т «О Государственной границе Российской Федерации» (Ведомости съезда народных депутатов и Верховного Совета Российской Федерации, 29.04.1993, № 17, ст. 594; Собрание законодательства Российской Федерации, 1994, № 16, ст. 1861; 1996, № 50, ст. 5610; 1997, № 29, ст. 3507; № 46, ст. 5339; 1998, № 31, ст. 3805; № 31, ст. 3831; 1999, № 23, ст. 2808; 2000, № 46, ст. 4537; № 32, ст. 3341; 2002, № 1 (ч. 1), ст. 2; № 52 (ч. 1), ст. 5134; 2003, № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 27, ст. 2711; № 35, ст. 3607; 2005, № 10, ст. 763; 2007, № 1, ст. 29).
3. Международные медико-санитарные правила (2005 г.). ВОЗ, Женева; 2006.
4. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.1993 г. № 5487-1 (в ред. Указа Президента РФ от 24.12.1993 № 2288; Федеральных законов от 02.03.1998 № 30-ФЗ, от 20.12.1999 № 214-ФЗ).
5. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2005 года № 569 «О Положении об осуществлении государственного санитарно-эпидемиологического надзора в Российской Федерации».
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 г. № 94 «О видах контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
7. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 июля 2007 г. № 452 «Правила оказания услуг по реализации туристского продукта».
8. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 июня 2008 г. № 482 «Об утверждении правил установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации».
9. Пресс-релиз Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 14.02.2006 г. «О списке товаров, применяемом при таможенном оформлении». http.//www.rospotrebnadzor.ra.
10. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.12.2006 г. № 893 «Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека исполнения государственной функции по осуществлению санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации».
11. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека от 18.09.2006 г. № 320 «О Регламенте оснащения санитарно-карантинных пунктов».
12. Список товаров, на которые должны быть оформлены санитарно-эпидемиологические заключения или свидетельства о государственной регистрации при таможенном оформлении. http://www.rospotrebnadzor.ru/docs/other.
13. Федеральный закон от 08.12.2003 г. № 164-ФЗ «Об
основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 22.07.2005 № 117-ФЗ, от 02.02.2006 № 19-ФЗ).
14. Федеральный закон от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 34, ст. 4029; 1998, N 4, ст. 531; N 30, ст. 3606; 1999, N 26, ст. 3175; 2003, N 2, ст. 159; N 27 (ч. I), ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; 2006, N 27, ст. 2877; N 31 (ч. I), ст. 3420).
15. Федеральный закон от 24 ноября 1996 года № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федеральных законов от 10.01.2003 № 15-ФЗ, от 22.08.2004 № 122-ФЗ, от 05.02.2007 № 12-ФЗ).
16. Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 266-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации».
17. Федеральный закон от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, №14, ст. 1650; 2002, № 1 (ч.1), ст. 2; 2003, № 2, ст. 167; № 27 (ч. 1), ст. 2700; 2004, № 35, ст. 3607; 2005, № 19, ст. 1752; 2006, № 1, ст. 10; 2007, № 1, ст. 29).
18. Федоров Ю.М., Кутырев В.В., Топорков В.П., Иванов М.П. Анализ и оценка проекта Международных медикосанитарных правил, разработанного секретариатом Всемирной организации здравоохранения. Пробл. особо опасных инф. 2004; 87:5-9.
Об авторах:
Шиянова А.Е., Топорков В.П., Дмитриева Л.Н. Российский научно-исследовательский противочумный институт «Микроб». 410005, Саратов, ул. Университетская, 46. Тел.: (845-2) 26-21-31. E-mail: [email protected]
Кабаев С.Ю. Управление Роспотребнадзора по Самарской области. 443079, Самара, пр-д им. Георгия Митирева, 1.
E-mail: [email protected]
A.E.Shiyanova, V.P.Toporkov, L.N.Dmitrieva, S.Yu.Kabaev
Legal Basis of Sanitary and Epidemiologic Regulations “Sanitary Protection of the Russian Federation Territory” (2008) (Materials for Issues I-IV SR 3.4.2318-08)
Russian Anti-Plague Research Institute “Microbe", Saratov;
Rospotrebnadzor Administration in Samara Region, Samara
Sanitary and Epidemiologic Regulations “Sanitary Protection of the Russian Federation Territory” SR 3.4.2318-08 were developed with view of observing of their continuity as regards Sanitary and Epidemiologic Regulations “Sanitary Protection of the Russian Federation Territory” (edited in 2003) and in consideration for the provisions of the Russian legislation. Presented in the article are provisions of the Russian Federation laws and decrees of the Government which served as the basis for several items of the Issues I, II, III, and IV.
Key words: sanitary protection of the territory, sanitary and epidemiologic regulations.
Authors:
Shiyanova A.E., Toporkov V.P., Dmitrieva L.N. Russian Anti-Plague Research Institute “Microbe”. 410005, Saratov, Universitetskaya St., 46. E-mail: [email protected]
Kabaev S.Yu. Rospotrebnadzor Administration in Samara Region. 443079, Samara, G. Mitirev Pr-d, 1 E-mail: [email protected]
nociynHHa 19.09.08.