Г.С. Скачкова*
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДА ГРАЖДАН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА ЕЕ ПРЕДЕЛАМИ
Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. от 20 апреля 1996 г.)1, закрепляет в ст. 10 право граждан РФ на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами территории РФ.
Право граждан РФ свободно выезжать за пределы России и беспрепятственно возвращаться в Россию закреплено в ст. 27 Конституции РФ. Реализация этого права обеспечивается как международно-правовыми нормами, так и нормами действующего законодательства РФ, в частности Федеральным законом от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»2.
Так, гражданин РФ не может быть ограничен в праве на выезд из России иначе как по основаниям и в порядке, предусмотренным данным Законом (ст. 2, 15), не может быть лишен права на въезд в Российскую Федерацию. Выезд российского гражданина из России не влечет для него, его супруга или близких родственников каких-либо ограничений прав, гарантированных законодательством РФ и международными обязательствами РФ.
Правовое регулирование в Российской Федерации внешней трудовой эмиграции базируется на общепризнанных принципах и нормах международного права и международных договорах РФ, являющихся в соответствии со ст. 15 Конституции РФ со-
* Заведующая сектором трудового права и права социального обеспечения Института государства и права РАН, доктор юридических наук, профессор.
1 СЗ РФ. 1996. № 17. Ст. 1915.
2 СЗ РФ. 1996. № 34. Ст. 4029.
134 Труды Института государства и права
Российской академии наук № 3/2012
ставной частью ее правовой системы3. Статья 10 Трудового кодекса РФ воспроизводит конституционные положения, конкретизируя их применительно к трудовому праву.
Международно-правовые документы, которым принадлежит первенствующая роль в сфере защиты прав человека и основных свобод, применяются судами непосредственно, так как согласно ст. 5 Закона «О международных договорах Российской Федерации» положения опубликованных международных договоров РФ не требуют издания внутригосударственных актов для
4
их применения .
Дадим краткую характеристику международным трудовым стандартам, действующим относительно трудовой миграции и являющимся результатом международно-правового
регулирования труда. При этом «необходимо отметить, что физические лица приобретают определенные права в международно-правовой сфере только в той части, которая признается за ними государствами - участниками международного сотрудничества»5.
Международные трудовые стандарты содержатся в различных актах, положения которых заключают в себе для большинства государств определенную модель регулирования отношений социально-трудовой сферы, в том числе и в сфере
3 Согласно ст. 2 Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757) данный Закон распространяется на международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - продолжателя СССР.
4 См.: п. 3 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 октября 2003 г. «О применении судами общей юрисдикции общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ. 2003. № 12.
5 Лушникова М.В. Теория и футурология международного трудового права и международного права социального обеспечения: актуальные проблемы // Международное, российское и зарубежное законодательство о труде и социальном обеспечении: современное состояние (сравнительный анализ) / Под ред. К.Н. Гусова. М., 2011. С. 11.
трудовой миграции. Имеются в виду как акты международных организаций — ООН, МОТ и др., так и соглашения в рамках СНГ, а также дву- и многосторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами дальнего и ближнего зарубежья.
В многообразии международно-правовых норм в сфере труда можно выделить три уровня: общемировой уровень, международный региональный уровень и уровень двустороннего
6
межгосударственного сотрудничества .
Правовые стандарты общемирового уровня, касающиеся основных прав работников в сфере труда, должны соблюдать страны, которые их ратифицировали, либо стремиться к их соблюдению.
«Фундамент» системы международных трудовых стандартов образуют базовые акты ООН: Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г., Международный пакт о гражданских и политических правах 1996 г., а в области трудовой миграции — Конвенция о защите прав трудящихся-мигрантов и членов их семей 1990 г.7
Одним из главных источников международно-правового регулирования труда являются акты МОТ, охватывающие практически все аспекты трудовых прав и прав в области социального обеспечения8, формируя международные трудовые стандарты путем подготовки и принятия соответствующих конвенций и рекомендаций.
Среди таких актов назовем, прежде всего, Декларацию МОТ «Об основополагающих принципах и правах в сфере труда» 1998 г., в которой работники-мигранты определяются как категория лиц, нуждающихся в особой защите. Особое значение
6 См.: Крылов К.Д. Тенденции развития правовых стандартов политики в сфере труда: Дисс. (в форме науч. доклада) ... докт. юрид. наук. М., 2002. С. 9.
7 Подробнее см.: Черняева Д.В. Международные стандарты труда (международное публичное трудовое право): Учеб. пособие. М., 2010.
8 Подробнее см.: Международное трудовое право: Учеб. пособие / Под общ. науч. ред. К.Н. Гусова. М., 2012.
имеют Конвенция МОТ № 143 «О злоупотреблениях в области миграции и об обеспечении трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения» 1975 г., не ратифицированная Россией, и Рекомендации МОТ № 151 «О трудящихся-мигрантах»
1975 г.
Данные документы призывают страны, в которых на законных основаниях находятся трудящиеся-мигранты или члены их семей, осуществлять политику, направленную на предоставление им гарантий равенства возможностей и обращения в отношении труда и занятий.
Механизм реализации вышеназванной Декларации МОТ позволяет требовать ежегодно от России, как государства - члена МОТ, представления докладов о состоянии национального законодательства и практики в отношении не ратифицированной конвенции (а также рекомендаций), сообщать, какие предполагается принять меры для придания конвенции силы.
Среди актов регионального характера необходимо отметить прежде всего Европейскую социальную хартию (пересмотренную) 1996 г., которая закрепила право трудящихся-мигрантов и их семей на защиту и помощь, гарантируя им режим, не менее благоприятный, чем тот, который предоставляется гражданам договаривающихся сторон, в области: а) оплаты и иных условий труда; Ь) членства в профессиональных союзах; с) жилья.
В Типовом контракте трудящегося-мигранта, утвержденном Резолюцией Кабинета Министров Совета Европы от 13 апреля
1976 г. № 25, подробно изложены права и обязанности как предпринимателя, так и работника-мигранта, равные правам и обязанностям работодателя и работника принимающей стороны.
О равенстве трудовых прав и обязанностей трудящегося-мигранта и национальных трудящихся свидетельствуют положения Европейской конвенции о правовом положении трудящихся-мигрантов 1977 г.
Россия, не будучи членом Европейского союза, осуществляет сотрудничество с ним в вопросах регулирования
трудовых отношений9. Поэтому соответствующий опыт ЕС в регулировании социально-трудовой сферы не только способствует экономическому сближению России и других стран, но и мог бы оказать благотворное влияние на развитие законодательства РФ о труде.
Относительно межрегионального уровня можно привести пример деятельности ЕврАзЭС (Евразийского экономического сообщества), в рамках которого сотрудничают Беларусь, Казахстан, Кыргызстан и РФ.
Так, Соглашением между Беларусью, Казахстаном и Россией о правовом статусе трудящихся-мигрантов и их семей от 19 ноября 2010 г.10 предусмотрено значительное упрощение порядка пребывания и осуществления трудовой деятельности на территориях государств-сторон для трудящихся-мигрантов, являющихся гражданами государства одной из сторон, законно находящихся на территории государства другой стороны. Соглашение предусматривает, в частности, что: работодателю государства трудоустройства предоставляется право привлекать трудящихся-мигрантов к трудовой деятельности без получения соответствующего разрешения;
трудящиеся-мигранты вправе осуществлять трудовую деятельность в государствах сторон без учета установленных квот и разрешения на работу;
трудящийся-мигрант и члены его семьи освобождаются от регистрации (постановки на учет по месту пребывания) в государстве трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию последнего;
9 В качестве примера можно привести Соглашение от 24 июня 1994 г. о партнерстве и сотрудничестве, учреждающее партнерство между Российской Федерацией, с одной стороны, и Европейскими сообществами и их государствами-членами, с другой стороны. См.: Кашкин Ю.С. Трудовое право Европейского союза: Учеб. пособие. М., 2009. С. 144.
10 См.: Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 186-ФЗ «О ратификации Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей» // СЗ РФ. 2011. № 29. Ст. 4277.
срок временного пребывания трудящегося-мигранта и членов его семьи равен сроку действия трудового договора трудящегося-мигранта с работодателем;
трудящемуся-мигранту предоставляется право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем, в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством государства трудоустройства, в случае досрочного расторжения трудового договора после истечения 90 суток с даты въезда на территорию этого государства;
Представляется, что развитие нормативно-правовой базы стран ЕврАзЭС может привести к постепенной гармонизации национального законодательства государств-участников и формированию единой миграционной политики.
Сегодня это особенно актуально, поскольку в последнее время несколько замедлились интеграционные процессы применительно к гражданам стран - участниц СНГ, где действует Соглашение о сотрудничестве в области трудовой миграции и социальной защите трудящихся-мигрантов от 15 апреля 1994 г. Согласно данному документу порядок привлечения работников, квалификационные, возрастные и иные требования к ним устанавливаются страной трудоустройства, исходя из действующего на ее территории законодательства, если иное не предусмотрено двусторонними соглашениями. Численность принимаемых работников определяется на основе двусторонних соглашений.
Каждая из сторон признает (без легализации) дипломы, свидетельства об образовании, соответствующие документы о присвоении звания, разряда, квалификации и другие необходимые для осуществления трудовой деятельности документы и заверенный в установленном на территории страны выезда порядке их перевод на государственный язык страны трудоустройства или русский язык. Трудовой стаж, включая стаж на льготных основаниях и по специальности, взаимно признается сторонами. Трудовая деятельность работника оформляется трудовым договором, заключаемым с работодателем на государственном языке страны трудоустройства или русском языке в соответствии с трудовым законодательством страны трудоустройства и вручаемым иностранному работнику до его выезда. Работники
пользуются правами и выполняют обязанности, установленные трудовым законодательством страны трудоустройства.
В рамках СНГ приняты соглашения о трудовых стандартах и о регулировании отдельных сторон трудовых отношений11.
Особое место в системе актов по регулированию трудовой миграции занимают двусторонние межгосударственные договоры. Например, принято Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22 июня 1996 г. № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий».
Согласно данному документу действующий на основе национального законодательства порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в отношении граждан Республики Беларусь в Российской Федерации и граждан РФ в Республике Беларусь не применяется. Граждане государства выезда, осуществляющие трудовую деятельность на территории государства трудоустройства, имеют равные права с гражданами государства трудоустройства в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда и других вопросах трудовых отношений.
В развитие положений Соглашения СНГ от 15 апреля 1994 г. принимаются двусторонние соглашения между Российской Фе-
11 В качестве примера можно привести Соглашение СНГ об охране труда от 9 декабря 1994 г., согласно которому стороны договорились о проведении скоординированной политики по данному вопросу с учетом общепринятых международных норм и правил, признанием стандартов Системы стандартов безопасности труда (ССБТ), единых норм и правил по охране труда в качестве межгосударственных по согласованному перечню и др. Важное практическое значение имеет также Соглашение от 9 сентября 1994 г. о взаимном признании прав на возмещение вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей.
дерацией и другими странами, которые во многом схожи (по содержанию и форме)12.
Так, въезд, пребывание и трудовая деятельность работника на территории государства трудоустройства регулируются законодательством данного государства, в соответствии с которым также выплачиваются все виды пособий и выплат, предоставляемых работникам, в случаях временной нетрудоспособности, беременности и родов, рождения ребенка, предоставления отпуска по уходу за ребенком и в других случаях. Трудовая деятельность работника в государстве трудоустройства оформляется трудовым договором в соответствии с его законодательством о труде (включая вопросы трудовых отношений, коллективных договоров, оплаты труда, режима рабочего времени и времени отдыха, охраны и условий труда и другие), если иное не предусмотрено в соглашениях.
Взаимно признается льготный трудовой стаж, а также стаж работы по специальности, приобретаемые в связи с трудовой деятельностью на территории обоих государств. Документы, выданные в целях реализации указанных соглашений на территории одного государства по установленной форме, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются на территории другого государства без легализации.
Заключаемые в последние годы двусторонние соглашения Российской Федерации с другими государствами, в том числе и вне рамок СНГ, более объемны с точки зрения содержания по
12 Имеются в виду, в частности: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Украины о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ и Украины, работающих за пределами границ своих государств 1993 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Молдова о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ и Республики Молдова, работающих за пределами границ своих государств 1993 г.; Соглашение между Правительством РФ и Правительством Республики Армения о трудовой деятельности и социальной защите граждан РФ, работающих на территории Республики Армения, и граждан Республики Армения, работающих на территории РФ 1994 г.
сравнению с соглашениями начала 1990-х гг. и регулируют различные вопросы, возникающие в процессе осуществления гражданами трудовой деятельности вне своего государства. В числе таких вопросов не только «собственно трудовая деятельность», т.е. особенности оформления приема на работу, оплаты труда и т.д., но и подготовка работников по новым профессиям и специальностям, стажировка, содействие повышению квалификации и проч.
Для соглашений, состоящих, как правило, из 15-20 статей, характерно, что в них находят отражение такие вопросы, как: обязательность выдачи работникам разрешений в соответствии с законодательством на осуществление временной трудовой деятельности (с указанием срока действия) на период выполнения определенной работы у конкретного работодателя; аннулирование разрешения в случае выполнения работником другой дополнительной работы за вознаграждение; порядок покрытия расходов по проезду работника в государство временной трудовой деятельности и обратно: условия его проживания в государстве временной трудовой деятельности; условия труда работников (оплата труда, компенсации при расторжении, в том числе досрочном, трудового договора и т.д.); условия социального и медицинского страхования, медицинского обслуживания, налогообложения вознаграждения, правовая защита и т.д.13
Характеризуя непосредственно российское законодательство, регулирующее отток ее граждан за пределы Российской Федерации в целях трудоустройства, следует отметить, что в России нет как специального федерального закона, так и единого нормативного правового акта по этому вопросу.
До последнего времени важнейшим подзаконным актом, устанавливавшим особенности регулирования труда российских граждан за границей, были Правила об условиях труда совет-
13 В качестве примера можно привести соглашения от 10 ноября 2010 г. и от 27 ноября 2009 г. о временной трудовой деятельности граждан одного государства на территории другого государства, заключенные между Правительством РФ и, соответственно, Правительством Республики Корея, Правительством Французской Республики. 142
ских работников за границей, утвержденные постановлением Госкомтруда СССР от 25 декабря 1974 г. № 365. Однако постановлением Минтруда России от 17 января 2003 г. № 3 данный документ был признан недействующим на территории РФ14.
В настоящее время основные вопросы, связанные с трудоустройством россиян за пределами территории РФ, регулируются отдельными нормами ряда федеральных законов, а также рядом нормативных правовых актов подзаконного характера.
Федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику России в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции, является Федеральная миграционная служба РФ (ФМС России), подведомственная Министерству внутренних дел РФ (МВД России)15.
На представительство и представителя ФМС России за рубежом возложено участие в реализации государственной политики России в сфере миграции, представление интересов ФМС России, осуществление мер по реализации международных договоров РФ в области миграции, в том числе соглашений о ре-адмиссии, и т.д.16
Труд граждан РФ за границей может определяться нормами как российского права, так и права страны, в которой осуществляется трудовая деятельность.
Нормами российского права труд граждан РФ определяется в следующих случаях, когда они:
14 См.: постановление Минтруда России от 17 января 2003 г. № 3 «О признании недействующим на территории Российской Федерации постановления Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы от 25 декабря 1974 г. № 365 «Об условиях труда советских работников за границей» // Бюллетень Минтруда России. 2003. № 1.
15 См.: Указ Президента РФ от 19 июля 2004 г. № 928 «Вопросы Федеральной миграционной службы» // СЗ РФ. 2004. № 30. Ст. 3150.
16См.: приказ ФМС России от 9 февраля 2009 г. № 22 «Об утверждении Положения о представительстве и представителе Федеральной миграционной службы за рубежом» // БНА РФ. 2009. № 22.
направляются на работу в учреждения и организации РФ за границей;
направляются в командировку и т.д.
В Трудовом кодексе РФ есть гл. 53 «Особенности регулирования труда работников, направляемых на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений Российской Федерации за границей». К категории таких работников относятся, как правило, федеральные государственные служащие17 и лица, не относящиеся к ним, но призванные обеспечить нормальную деятельность указанных выше представительств (медицинские работники, обслуживающий персонал и др.). Выезд на работу за границу указанных лиц осуществляется путем их направления на работу в дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, а также в представительства федеральных органов исполнительной власти и государственных учреждений РФ за границей, что производится специально уполномоченными федеральными органами исполнительной власти и государственными учреждениями РФ.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ, является МИД России18.
17 Согласно ст. 13 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (СЗ РФ. 2004. № 31. Ст. 3215) гражданский служащий - гражданин РФ, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта РФ.
18 См.: Указ Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865 «Вопросы Министерства иностранных дел Российской Федерации» // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2880.
МИД России осуществляет свою деятельность непосредственно и через дипломатические представительства и консульские учреждения РФ, представительства РФ при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (именуются загранучреждениями), территориальные органы — представительства МИД на территории РФ.
В отношении всех этих учреждений действует общее правило: назначение работников в штат постоянного представительства, консульского учреждения, посольства, перемещение и замена сотрудников таких учреждений производится в порядке, установленном МИД России. Если в состав постоянного представительства в установленном порядке включаются представители иных федеральных органов исполнительной власти и российских государственных учреждений, то условия их направления, назначения, деятельности и отзыва определяются МИД России совместно с соответствующими органами и учреждениями.
С работником, направляемым на работу в представительство Российской Федерации за границей, заключается трудовой договор на срок до трех лет, который может быть перезаключен. В отношении данного работника действуют общие нормы трудового законодательства РФ с учетом особенностей в области условий труда и отдыха, гарантий и компенсаций, оснований прекращения работы в представительстве Российской Федерации за границей и т.д.
Ряд особенностей имеет правовое положение служащих (персонала) рабочих органов международных организаций системы ООН.
Трудовые отношения между межправительственной организацией и ее персоналом независимо от категории и гражданства регулируются нормами международного права, а также положениями и правилами о персонале, т.е. нормами внутреннего права данной организации и не подпадают под сферу действия норм национального (внутригосударственного) трудового права.
При этом большое значение имеют конвенции ООН: Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946 г. и Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений
ООН 1947 г. Значительное место в регулировании труда в сфере международной гражданской службы отводится индивидуальным трудовым контрактам работников.
Для россиян наряду с самостоятельным поиском работы и трудоустройством за пределами территории РФ есть еще два канала трудоустройства за рубежом: а) в рамках соответствующих международных соглашений при содействии ФМС России; б) через посреднические организации.
О первом канале трудоустройства граждан РФ за рубежом уже говорилось выше. Что касается трудоустройства россиян через посреднические организации, то здесь основную роль играют частные агентства занятости.
На таких граждан распространяются трудовое законодательство страны приема, а также международные правила трудовой миграции, если, конечно, государство приема признает эти правила.
Вместе с тем Россия не должна оставлять без внимания судьбу своих граждан, выехавших на работу за ее пределы: согласно Конституции РФ (ч. 2 ст. 61) Российская Федерация гарантирует своим гражданам защиту и покровительство за ее пределами.
Посредническая деятельность по трудоустройству за границей может осуществляться только российскими юридическими лицами. Эта деятельность включает в себя оказание гражданам РФ услуг по содействию в поиске оплачиваемой работы у иностранного работодателя за пределами Российской Федерации, получении разрешения на работу в иностранном государстве, заключении трудового договора с иностранным работодателем.
Данный процесс регулируется посредством лицензирования такой деятельности и контроля путем проведения соответствующих проверок в рамках Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»19.
19 СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст. 6249. 146
Положение о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, в соответствии с которым лицензирование деятельности по трудоустройству за границей осуществляется ФМС России, утверждено постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2006 г. № 79720. Лицензия выдается сроком на пять лет.
Согласно ст. 18.13 КоАП РФ «Незаконная деятельность по трудоустройству граждан Российской Федерации за границей»:
1) осуществление деятельности по трудоустройству граждан РФ за границей без лицензии или с нарушением условий, предусмотренных лицензией, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 тыс. до 4 тыс. руб.; на должностных лиц — от 35 тыс. до 40 тыс. руб.; на юридических лиц — от 400 тыс. до 500 тыс. руб.;
2) грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством граждан РФ за пределами Российской Федерации21, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 45 тыс. до 50 тыс. руб.; на юридических лиц —
20 СЗ РФ. 2007. № 1 (ч. 2). Ст. 256. См. также: приказ ФМС России от 17 октября 2007 г. № 269 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы исполнения государственной функции по осуществлению лицензирования деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации» // БНА РФ. 2008. № 1.
21 Согласно п. 6 Положения о лицензировании деятельности, связанной с трудоустройством граждан Российской Федерации за пределами Российской Федерации, грубыми нарушениями лицензионных требований и условий являются:
оказание услуг гражданину по трудоустройству без заключения лицензиатом договора с иностранным работодателем (иностранным работодателем или судовладельцем — для трудоустройства за границей моряков);
отсутствие или нарушение в договоре, заключенном между лицензиатом и гражданином, существенных условий, предусмотренных пп. «в» п. 5данного Положения.
от 700 тыс. до 800 тыс. руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Типовых трудовых договоров для лиц, выезжающих на работу за границу, законодательство РФ не устанавливает. Каждый трудовой договор, заключаемый только в письменной форме, индивидуален и учитывает условия труда конкретного работника с учетом требований к содержанию трудового договора, установленных ст. 57 Трудового кодекса РФ. Частные агентства занятости (ЧАЗ) могут разрабатывать примерные формы трудовых договоров, которые должны соответствовать этим требованиям. В качестве основы можно использовать уже упоминавшийся Типовой контракт трудящегося-мигранта, одобренный руководством Совета Европы.
К сожалению, в настоящее время деятельность ЧАЗ в России ничем, кроме общих положений ГК РФ, не регламентирована. В связи с этим назрела необходимость анализа и обобщения деятельности ЧАЗ и скорейшей подготовки законодательных актов, регулирующих ее. В качестве образца можно рассматривать «Модельный закон о деятельности частных агентств занятости», принятый 28 октября 2010 г. постановлением 35-14 на 35-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ.
Сегодня процесс выезда россиян на работу за границу сопряжен с рядом негативных последствий в связи с нерешенностью в стране комплекса организационных, правовых, экономических и иных вопросов (усиление оттока за рубеж носителей дефицитных профессий и, как следствие, несбалансированность национального рынка труда, рост масштабов незаконной трудовой эмиграции, социальная незащищенность россиян, работающих за рубежом, и т.д.). Явно недостаточно используются возможности внешней трудовой эмиграции и для приобретения опыта работы в условиях рыночной экономики.
Приходится констатировать, что в нашей стране внешней трудовой эмиграции уделяется явно недостаточное внимание. Так, в постановлении Совета Федерации Федерального Собрания РФ от 28 марта 2012 г. № 62-СФ «О состоянии миграционной политики в Российской Федерации и путях ее совершен-
ствования»22 речь идет о проблемах, связанных с приездом иностранцев на работу в Россию и о внутренней трудовой миграции. О внешней же трудовой эмиграции вообще не упоминается.
В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации, разработанной на период до 2025 года23, вопросы эмиграции из России снова не нашли своего должного отражения, хотя она также является важной частью миграционной политики.
Как отмечают специалисты в области миграции, нужны меры, стимулирующие возвращение в Россию, максимально простые правила для тех, кто хочет вернуться. Нередко именно воспоминания о бюрократической волоките и преобладании запретительных мер служат препятствием для поездки в Россию.
Поэтому, представляется, что необходимо продолжить работу по совершенствованию и развитию форм и методов государственного содействия в трудоустройстве российских граждан за границей, регулированию процессов вербовки и найма российских работников. Следует также усилить контроль и надзор за организациями-лицензиатами, направляющими российских граждан за границу для работы по найму, за социальной защитой последних, включая социальное и медицинское страхование, обеспечение принципа равного обращения в области труда с работниками принимающего государства и др. 24
22 СЗ РФ. 2012. № 14. Ст. 1574.
23 Проект подготовлен ФМС России совместно с экспертной группой «Рынок труда, профессиональное образование, миграционная политика» // URL: http://www.rg.ru/prilog/ES/0710/8_1.htm (дата обращения: 14.05.2012).
24 Подробнее см.: миграционная политика России // аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. № 6 (449); сз рф. 2012. № 14. Ст. 1574.