3. Bogoviz, A. Import substitution as the target aim of government regulation of AIC / A. Bogoviz, Yu. Bugay, A. Minenko // AIC: economy, management. - 2016. - No. 12. - P. 67-73.
4. Transnational companies in the dairy industry of Russia / V. Yeremeyev, T. Parfinenko, N. Korneva, N. Zhukov // AIC: economy, management. - 2016. - No. 8. - P. 72-79.
5. Goncharov, V. D. Trends in imports of meat and dairy products in the conditions of sanctions / V. D. Goncharov, S. V. Koteyev // Ekonomika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayushikh predpriyaty. -2016. - No. 6. - P. 11-14.
6. Ushachev, I. Scientific problems of import substitution and formation of the export potential of agricultural products in Russia / I. Ushachev // AIC: economy, management. - 2016. - No. 1. - P. 4-21.
7. Poleshkina, I. O. Peculiarities of competition in the dairy market in Russia / I. O. Poleshkina // Ekonomika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayushikh predpriyaty. - 2015. - No. 8. - P. 24-29.
8. Regulation of economic relationships in corporate formations / A. T. Stadnik, S. G. Chernova, D. A. Denisov, S. V. Chernov // Ekonomika selskokhozyaistvennykh I pererabatyvayushikh predpriyaty. -
2015. No. 9. - P. 19-22.
9. Paptsov, A. Financial-economic sustainability of AIC in the conditions of import substitution: Russian realities and the experience of the EU / A. Paptsov, V. Maslova // AIC: economy, management. -
2016. - No. 1. - P. 81-89.
10. Chernyayev, A. Agricultural producers and network shops / A. Chernyayev, I. Pavlenko, L. Be-lokopytova // AIC: economy, management. - 2016. - No. 2. - P. 41-47.
11. Borkhunov, N. Characteristics of price relations in the agricultural sector of Russia / N. Bork-hunov // AIC: economy, management. - 2016. - No. 12. - P. 52-59.
12. Ushachev, I. Strategic directions of sustainable development of AIC of Russia / Ushachev I. // AIC: economy, management. - 2016. - No. 11. - P. 4-15.
13. Zadkov, A. to Ensure the competitiveness of the dairy complex in Siberia / A. Zadkov // AIC: economy, management. - 2016. - No. 3. - P. 72-79.
14. Baov, G. Competitiveness of processing enterprises of the region: an integrated assessment / G. Batov, Z. Temirova, T. Shogenov // AIC: economy, management. - 2016. - No. 4. - P. 60-67.
15. Sologub, N. N. Features of foreign economic relations of the Penza region at the present stage / N. N. Sologub, O. I. Ulanova // Niva Povolzhya. - 2017. - № 1 (42). - P. 125-132.
16. Fudina, Ye.V. Problems and regional peculiarities of the functioning of the dairy product sub-complex / Ye. V. Fudina, S. A. Savvateyeva // Niva Povolzhya. - 2016. - № 3 (40). - P. 136-140.
УДК 339:63 + 349.42
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
А. В. Феоктистов, канд. юрид. наук, доцент
ФГБОУ ВО ПГУ, Россия, [email protected]
Т. Н. Чуворкина, канд. экон. наук, доцент; О. Ф. Кадыкова, канд. экон. наук, доцент
ФГБОУ ВО Пензенский ГАУ, Россия, e-mail: [email protected]
В условиях постоянных изменений во внешней среде успех субъектов предпринимательства значительно зависит от их инновационной активности.
Проведенный анализ законодательства по вопросам правового регулирования инновационного предпринимательства позволил выявить как положительные, так и отрицательные тенденции.
В работе рассмотрена система правового обеспечения инновационного предпринимательства с учетом федерального и регионального уровней. В результате проведенного анализа соответствующих нормативно-правовых актов инновационного предпринимательского права определены основные направления совершенствования правовой базы развития инновационной деятельности.
Ключевые слова: инновационное предпринимательство, нормативно-правовое регулирование инновационной деятельности, совершенствование законодательства.
Одним из основных условий перехода экономики России на инновационный путь развития является повышение инновационной активности бизнеса.
За последние годы в стране был реализован ряд важных мер в рамках инновационной политики по стимулированию инновационного развития хозяйствующих су-
бъектов и использованию различных инструментов поддержки технологической модернизации. Однако при наличии положительных сдвигов сохраняется неустойчивая динамика развития инновационного предпринимательства.
К числу ключевых проблем в формировании и реализации государственной инновационной политики относится нормативно-правовое регулирование инновационной предпринимательской деятельности.
Система правовых норм, регулирующих данную сферу, носит комплексный и многоаспектный характер. Она включает нормы законодательства об интеллектуальной собственности, о науке и научно-технической политике, инвестиционного и корпоративного права [8].
Нормативно-правовое регулирование взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности предполагает:
- установление правовых основ взаимоотношений участников инновационного процесса;
- гарантирование охраны прав и интересов субъектов инновационной деятельности (защиты права интеллектуальной собственности, прав владения, пользования и распоряжения результатами инновационной деятельности);
- развитие договорных отношений в области выполнения научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, проектных и изыскательских работ, по оказанию услуг для осуществления инновационной деятельности и договоров (контрактов) с инвесторами.
Законодательная деятельность состоит не только в принятии нормативных актов, регулирующих инновационную деятельность, но и в упорядочении действующих правовых норм и выработке единого механизма правового регулирования. Поэтому анализ нормативно-правовой базы в сфере инноваций позволяет определить причины недостаточной эффективности существующих правовых механизмов и устранить пробелы в законодательстве [10].
Источником инновационного предпринимательского права являются нормативно-правовые акты, в которых содержатся нормы, регулирующие инновационную предпринимательскую деятельность.
Основными источниками являются Конституция РФ и Гражданский кодекс РФ. Конституция РФ гарантирует свободу предпринимательской деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, финансовых средств и услуг, поддержку конкурен-
ции. В соответствии с Конституцией РФ правовое регулирование вопросов гражданского законодательства и интеллектуальной собственности относится к исключительному ведению Российской Федерации, что объясняется важностью регулируемых общественных отношений и заинтересованностью всех субъектов Федерации в едином правовом пространстве.
В Гражданском кодексе более детально регламентируются отношения в сфере предпринимательства, закреплены материальные нормы, регулирующие отношения в области создания и использования результатов интеллектуальной деятельности.
Специальными федеральными законами, регулирующими инновационную предпринимательскую деятельность, являются:
- Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
- Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
- Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
На региональном уровне также приняты нормативные правовые акты, которые регулируют отношения по развитию инновационной деятельности в субъектах Российской Федерации. Так, в Пензенском регионе источниками инновационного предпринимательского права являются: Закон Пензенской области от 25.10.2010 г. № 1972-ЗПО «Об инновационной деятельности в Пензенской области», Постановление Правительства Пензенской области от 21.10.2013 г. № 780-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014-2020 годы».
Федеральный закон № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг), в том числе по предоставлению государственной поддержки инновационной деятельности.
Закон определяет следующие основные аспекты регулирования данной сферы деятельности:
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 157
- основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности;
- субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности;
- полномочия органов государственной власти Российской Федерации и её субъектов в области государственной поддержки инновационной деятельности;
- финансирование государственной поддержки инновационной деятельности и оценка эффективности расходования бюджетных средств, направляемых на государственную поддержку инновационной деятельности [1].
В соответствии с Федеральным законом № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» государственная поддержка субъектов предпринимательства в области инноваций и промышленного производства может осуществляться в виде:
- создания организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства и оказывающих поддержку субъектам малого и среднего предпринимательства, в том числе технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон, и обеспечения деятельности таких организаций;
- содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами малого и среднего предпринимательства;
- создания условий для привлечения субъектов малого и среднего предпринимательства к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
- создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов [2].
Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года (далее - Стратегия) разработана на основе положений Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике».
Основными задачами Стратегии являются:
- развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
- повышение инновационной активности бизнеса и ускорение появления новых инновационных компаний;
- максимально широкое внедрение в деятельность органов государственного управления современных инновационных технологий;
- формирование сбалансированного и устойчиво развивающегося сектора исследований и разработок;
- обеспечение открытости национальной инновационной системы и экономики, а также интеграции России в мировые процессы создания и использования нововведений;
- активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями.
В целях эффективной реализации Стратегии реорганизуется система стратегического управления в сфере инновационного развития, планируется установление четкой иерархии документов стратегического планирования, определяющих государственную политику в сфере науки и инноваций.
Предполагается разработка региональных стратегий инновационного развития по стимулированию инноваций с учетом особенностей регионов. Параллельно с документами стратегического планирования выстраивается система формирования и уточнения, а также реализации технологических приоритетов, в рамках которой определяются конкретные приоритетные направления развития науки и техники, критические технологии, финансируемые государством в первоочередном порядке.
Реализация Стратегии предусматривается в два этапа. На первом этапе политика в отношении науки и образования направлена на повышение эффективности их функционирования с перераспределением средств с неэффективных направлений на перспективные и обновлением управленческих кадров.
Приоритетами в области исследований и разработок являются создание национальных исследовательских центров, пилотных проектов по отработке механизмов поддержки масштабных инновационных программ бизнес-структур, в частности поддержки кластерных инициатив, и формирование технологических платформ.
На втором этапе реализации Стратегии предусматривается рост доли частного финансирования в общем объеме внутренних затрат на исследования и разра-
ботки. Также планируется проведение масштабного перевооружения и модернизации промышленности, при этом сохранится в необходимых объемах поддержка реализации крупных проектов в рамках приоритетов технологического развития, а также приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Российской Федерации, которые обеспечат технологическое лидерство страны в перспективе.
Вместе с тем продолжится увеличение бюджетных расходов на развитие перспективных технологий и реализацию целевых программ технологического профиля при сокращении пропорции государственного софинансирования.
Реализация Стратегии предполагает сформировать целостную и работоспособную национальную инновационную систему, адекватную расширяющемуся спросу на инновации со стороны секторов экономики, обеспечивающую поддержку инновационной активности на всех стадиях инновационного цикла.
Важной предпосылкой повышения эффективности инновационной деятельности является реализация инновационной политики, осуществляемой органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиями [3].
Региональный закон № 1972-ЗПО «Об инновационной деятельности в Пензенской области» определяет цель, задачи и принципы инновационной политики Пензенской области, направленной на стимулирование роста и эффективное использование инновационного потенциала, устанавливает полномочия органов государственной власти Пензенской области в инновационной сфере.
В соответствии с законом Правительство Пензенской области формирует и ведет Реестр инновационно активных организаций и резидентов технопарков, бизнес-инкубаторов Пензенской области. Организации, внесенные в Реестры, имеют право на получение мер государственной поддержки в соответствии с действующим законодательством.
В законе определены направления государственной поддержки инновационной деятельности в Пензенской области:
- совершенствование региональной нормативной правовой базы регулирования инновационной деятельности;
- разработка механизмов стимулирования внедрения результатов инновационной деятельности в экономический оборот региона;
- финансирование за счет средств бюджета Пензенской области инновационных программ и проектов, а также создания объектов инновационной инфраструктуры - региональных институтов развития инновационной деятельности (венчурных фондов, региональной «упаковочной» компании, центров трансфера технологий, бизнес-инкубаторов, технопарков);
- содействие развитию кадрового потенциала инновационной деятельности;
- использование государственной собственности Пензенской области субъектами инновационной деятельности на льготных условиях для реализации инновационных программ и проектов;
- комплексный подход к использованию механизмов налоговых льгот, грантов и субсидий для создания и поддержки организаций в сфере инновационной деятельности;
- формирование и ведение Реестра инновационно активных организаций Пензенской области с целью стимулирования инновационной активности организаций;
- организация выставок, конкурсов инновационных проектов на территории Пензенской области;
- участие в международных, федеральных, межрегиональных и отраслевых выставках, форумах, конкурсах инновационных проектов;
- информационное сопровождение инновационной деятельности [4].
Несмотря на большое количество нормативно-правовых актов, регулирующих инновационное предпринимательство, ряд вопросов в данной сфере имеет недостаточное законодательное разрешение.
Основными проблемами правового обеспечения инновационной деятельности субъектов предпринимательства являются:
- отсутствие сформированности понятийного аппарата, в частности разграничения между научной деятельностью, научно-технической деятельностью и инновационной деятельностью;
- отсутствие четкого определения форм и механизмов инновационной деятельности, ее субъектов и объектов;
- неконкурентоспособный инвестиционный климат, отсутствие условий для справедливой конкуренции на рынках и получения государственной поддержки;
- наличие ограничений для распространения новых технологий, связанных с различными процедурами регулирования;
- недостаточное правовое обеспечение косвенного финансирования научно-технической и инновационной деятельности;
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 159
- низкий уровень активности органов власти на региональном уровне по созданию условий для стимулирования инновационной деятельности.
- недостаточное взаимодействие бизнеса и государства в формировании и реализации инновационной политики, отсутствие четкого распределения рисков между ними.
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года определены направления совершенствования норм различных отраслей права (гражданского, административного, налогового, бюджетного).
Совершенствование налогового законодательства Российской Федерации должно быть направлено на сохранение действующих налоговых льгот в отношении инновационно активных организаций. Изменения бюджетного законодательства Российской Федерации предполагает введение возможности использования в плановом периоде бюджетных средств, не использованных в текущем периоде, для отдельных категорий заключенных контрактов [6].
Правовое обеспечение технического регулирования должно быть направлено на разработку, принятие и обновление региональных и национальных стандартов, норм и правил в соответствии с целями стимулирования технологического развития экономики.
Совершенствование экологического регулирования предусматривает использование соответствующих инструментов стимулирования субъектов предпринимательства обновлять производственные технологии, а также формирование системы стимулов для развития приоритетных технологий и секторов экономики на основе ужесточения экологических требований и требований в части технического регулирования [9].
Совершенствование государственного регулирования в сфере обеспечения промышленной безопасности предполагает упорядочение разных видов регулирова-
ния, введение единых процедур пересмотра действующих и принятия новых регулирующих актов с использованием процедур публичных слушаний и оценки регулирующего воздействия, а также отмену норм, тормозящих технологическое развитие и не обеспечивающих повышение безопасности.
Совершенствование гражданского законодательства Российской Федерации в части прав на результаты интеллектуальной деятельности должно быть направлено на повышение эффективности механизма закрепления и использования прав на результаты интеллектуальной деятельности, созданные с использованием бюджетного финансирования.
Правовое регулирование корпоративных отношений предполагает создание и совершенствование организационно-правовых и договорных форм, необходимых для осуществления коллективного и венчурного инвестирования, а также ведения малого инновационного бизнеса.
Совершенствование законодательства Российской Федерации о закупках товаров, работ, услуг для государственных нужд предполагает расширение форм и способов размещения заказа, дополнение критериев конкурсной оценки, создание возможности заключения долгосрочных контрактов с отсрочкой исполнения обязательств в целях учета специфики закупок инновационной и высокотехнологичной продукции, а также введение процедур планирования государственных закупок, в том числе в отношении инновационной и высокотехнологичной продукции.
Таким образом, правовое обеспечение инновационного предпринимательства должно обеспечивать системное регулирование как создания инновационной продукции, так и процесса ее реализации. Комплексный подход в обеспечении нормативно-правовой базы развития инновационной деятельности будет способствовать формированию конкурентной бизнес-среды и повышению инновационной активности субъектов предпринимательства.
Литература
1. Федеральный закон от 23.08.1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике» (ред. от 23.05.2016 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 35. - Ст. 4137.
2. Федеральный закон от 24.07.2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. от 03.07.2016 2016 г. с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2007. - № 31. - Ст. 4006.
3. Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 г. № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. - 2012. - № 1. - Ст. 216.
4. Закон Пензенской области от 25.10.2010 г. № 1972-ЗПО «Об инновационной деятельности в Пензенской области» // Официальный сайт Правительства Пензенской области. URL: http://www. penza. ru
5. Постановление Правительства Пензенской области от 21.10.2013 г. № 780-пП «Об утверждении государственной программы Пензенской области «Развитие инвестиционного потенциала, инновационной деятельности и предпринимательства в Пензенской области на 2014 - 2020 годы» // Официальный сайт Правительства Пензенской области. URL: http://www. penza. ru
6. Барышников, Н. Г. Малое и среднее предпринимательство и финансовые институты / Н. Г. Барышников // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник статей II Всероссийской научно-практической конференции. - Пенза: РИО ПГСХА, 2014. - С. 11-14.
7. Кадыкова, О. Ф. Роль субъектов малого агробизнеса в развитии муниципального образования / О. Ф. Кадыкова, Т. Н. Чуворкина // Нива Поволжья. - 2015. - № 2(31). - С.136-140.
8. Феоктистов, А. В. Правовое обеспечение деятельности малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации / А. В. Феоктистов, Т. Н. Чуворкина // Нива Поволжья. - 2016. -№ 3(40). - С. 129-136.
9. Чуворкина, Т. Н. Правовые аспекты государственной поддержки субъектов малого агробизнеса (на примере Пензенской области) / Т. Н. Чуворкина, О. Ф. Кадыкова // Международный сельскохозяйственный журнал. - 2015. - № 6. - С.35-38.
10. Шатова, А. В. Современное состояние и перспективы развития малого и среднего предпринимательства в России и Пензенской области / А. В. Шатова // Региональные проблемы развития малого агробизнеса: сборник статей Международной научно-практической конференции / МНИЦ ПГСХА. - Пенза: РИО ПГСХА, 2015. - С. 12-16.
UDK 339:63 + 349.42
LEGAL BASES OF REGULATION OF INNOVATIVE ENTREPRENEURSHIP IN THE RUSSIAN FEDERATION
A. V. Feoktistov, candidate of law6 associate professor FSBEE HE PSU, Russia, e-mail: [email protected]
T. N. Chuvorkina, candidate of economic sciences, associate professor;
O. F. Kadykova, candidate of economic sciences, associate professor
FSBEE HE PSAU, Russia, e-mail: [email protected]
In the face of constant changes in the external environment on the success of businesses greatly depends on their innovation activity.
The conducted analysis of the legislation on legal regulation of innovative entrepreneurship helped to identify both positive and negative trends.
The article deals with the system of legal support of innovative entrepreneurship taking into consideration the Federal and regional level. In еру result of the analysis of relevant legal acts ща innovative business law the main directions of improving the legal base of innovation activity development are identified.
Key words: innovative entrepreneurship, legal regulation of innovative activity, improvement of legislation.
References:
1. Federal law of 23.08.1996 No. 127-FZ «On science and state scientific-technical policy» (ed. by 23.05.2016 with changes and additions, came into force 01.01.2017) // Collected legislation of the Russian Federation. - 1996. - No. 35. - act 4137.
2. The Federal law from 24.07.2007 g. № 209-FZ «About development of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation» (edition of 03.07.2016 2016 with changes and additions, came into force 01.07.2017 ) // collected legislation of the Russian Federation. - 2007. - No. 31. - act 4006.
3. The decree of the RF Government from 08.12.2011 № 2227-R «On approval of strategy of innovative development of the Russian Federation for the period till 2020» // collected legislation of the Russian Federation. - 2012. - No. 1. - act 216.
4. The law of the Penza region from 25.10.2010, № 1972-ZPO «On innovation activity in Penza region» // the Official website of the Government of the Penza region. URL: http://www. penza. ru
5. The resolution of the Government of the Penza region from 21.10.2013 № 780-PP «On approval of the state program of the Penza region «Development of investment potential, innovation and entrepreneurship in the Penza region for 2014 - 2020» // the official website of the Government of the Penza region. URL: http://www. penza. Ru
Нива Поволжья № 3(44) август 2017 161
6. Baryshnikov, N. G. Small and medium enterprises and financial institutions/ N. G. Baryshnikov // Regional problems of the development of small agribusiness: collected papers of II All-Russian scientific-practical conference / Penza: EPD PSAA, 2014 - P. 11-14.
7. Kadykova, O. F. Role of small agrobusiness in the development of the municipality / O. F. Kadyk-ova, T.N. Chuvorkina // Niva Povolzhya. - 2015. - № 2(31). - P. 136-140.
8. Feoktistov, A.V. Legal support of activity of small and medium entrepreneurship in the Russian Federation / A. V. Feoktistov, T. N. Chuvorkina // Niva Povolzhya. - 2016. - № 3(40). - P. 129-136.
9. Chuvorkina, T.N. Legal aspects of state support of subjects of small and medium agribusiness (on the example of Penza region) / T. N. Chuvorkina, O. F. Kadykova // International agricultural journal. -2015. - No. 6. - P. 35-38.
10. Shatova, A. V. Current state and prospects of the development of small and medium entrepre-neurship in Russia and Penza region / A. V. Shatova // Regional problems of the development of small agribusiness: a collection of articles of International scientific-practical conference / mnic pgskha. - Penza: EPD PSAA, 2015. - P. 12-16.