7. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО; ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЕ ПРАВО; СЕМЕЙНОЕ ПРАВО; МЕЖДУНАРОДНОЕ ЧАСТНОЕ ПРАВО
12.00.03
7.1. Правовые основы реализации цифровой экономики
в Российской Федерации
©Яковлева А. В.
Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация
e-mail: [email protected]
Аннотация. Статья посвящена основным нормативно-правовым актам, лежащим в основе зарождающейся цифровой экономики в Российской Федерации. Отмечено, несмотря на то, что реализация цифровой экономики началась относительно недавно, в 2017 году, на сегодняшний день в нормативно-правовом регулирование следует выделить два этапа: первый - 2017-2019 гг., как программа принятая и утвержденная Распоряжением Правительства РФ; второй - 2019 г. настоящее время - как одна из 12 национальных программ появившаяся в Указе Президента в 2018 году. Представлены органы, отвечающие за реализацию национальной программы цифровая экономика РФ, к которым относятся: Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, Министерство экономического развития РФ и АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ». Приведены источники, за счет которых будет проходить финансирование данной национальной программы, это федеральный бюджет (межбюджетные трансферты и консолидированные бюджеты субъектов РФ) и внебюджетные источники, а также объем финансирования, как в целом на программу, так и с разбивкой по шести федеральным проектам на период с 2019 по 2024 гг.
Ключевые слова: цифровая экономика, правовые основы цифровой экономики, полномочия органов власти, финансовое обеспечение национальной программы Цифровая экономика РФ, направления развития национальной программы Цифровая экономика РФ, структура Национальной программы Цифровая экономика РФ.
Для цитирования: Яковлева А. В. Правовые основы реализации цифровой экономики в Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. №3. С. 122-128.
Legal framework for digital economy implementation in the Russian Federation
©A. V. Yakovleva
Saint Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation e-mail: [email protected]
Abstract. This article is about the basic laws and regulations that underlie the nascent digital economy in the Russian Federation. It is noted that despite the fact that the implementation of the digital economy began relatively recently, in 2017, at present there are two stages that can be distinguished in the legal and regulatory framework. The first stage is 2017-2019, in a form of a program adopted and approved by the Executive Order of the Government of the Russian Federation; the second stage is from 2019 till present as one of the 12 national programs that were set out in the Presidential Decree in 2018. The article gives a presentation of the authorities responsible for the implementation of the national digital economy program of the Russian Federation, which include: the Ministry of Digital Development, Telecommunications and Mass Communications of the Russian Federation, the Ministry of Economic Development of the Russian Federation and the ANO (Autonomous Non-Commercial Organization) Analytical Center under the Government of the Russian Federation. The sources for the financing of this national program are examined: they are the federal budget (inter-budget transfers and consolidated budgets of the constituent entities of the Russian Federation) and extrabudgetary resources, the volume of funding is also provided, both for the program as a whole and for six federal projects for the period from 2019 to 2024.
Keywords: digital economy, legal framework for the digital economy, powers of state authorities, financial support for the national program Digital economy of the Russian Federation, directions for the development of the national program Digital economy of the Russian Federation, structure of the National program Digital economy of the Russian Federation.
For citation: ФИО Legal framework for digital economy implementation in the Russian Federation // Economic problems and legal practice. 2020. Vol. 16. №3. P. 122-128.
ВВЕДЕНИЕ
В 2015 г. на Давосском форуме, Президент форума профессор К. Шваб провозгласил приход Четвертой промышленной революции как смешения технологий физического, цифрового и биологического мира. Это в свою очередь послужило началом стремительно ворвавшейся в нашу жизнь цифровой экономики, которая стала предметом многочисленных разноплановых обсуждений как в органах государ-
ственной власти, экспертном сообществе, в СМИ, так и в обществе в целом [13, 551-560; 4, 20-28]. Россия практически сразу включилась в реализацию данного проекта. В мае 2017 года Указом Президента РФ была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы» (далее СР ИО РФ 2030), в которой впервые на законодательном уровне было закреплено понятие «Цифровая экономика» (рис. 1) [11; 5].
ключевом q производства
ЦИФРОВАЯ ЭКОНОМИКА
]
хозяйственная деятельность
X
ДАННЫЕ В ЦИФРОВОМ ВИДЕ
]
Рисунок 1. Понятие ЦЭ в соответствии со СР ИО РФ 2030. / Figure 1. Concept of Digital Economy in accordance with Strategy for the Development of the
Information Society in the Russian Federation 2030.
Основой цифровой экономики является инфраструктура, предоставляемая различными информационно-коммуникационными системами. Ряд исследователей отмечают, что термин «цифровая экономика» используется для описания рынков, ориентированных на цифровые технологии, связанные с
торговлей информации, товарами или услугами посредством электронной торговли [13, 551-560].
Особенности характеризующие ЦЭ представлены на рисунке 2 [2; 3].
Наличие интеллектуальных активов
Превалирование информационного обмена над обменом физическими объектами в экономической деятельности
Сетевая организация-как основная организационная структура, а не иерархия
Интернет - основной инструмент поиска информации и связи
Уровень информационного обмена - глобальный
Самоорганизация - основной подход к управлению
Рисунок 2. Особенности, характеризующие ЦЭ. / Figure 2. Characteristics of Digital Economy
12'00'13
В этой связи представляется, что для позиционирования нашего государства на мировом уровне как страны, способной конкурировать в сфере цифровизации, необходимо обеспечить ее надлежащее правовое регулирование.
НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ
В 2017 году Правительством РФ (№ 1632-р от 28.07.2017 г.) была утверждена Программа «ЦЭ», реализация которой была рассчитана до 2024 года [9]. Следом появился еще один документ Правительства РФ, послуживший основанием для утверждения функциональной структуры системы управления реализацией программы «ЦЭ РФ» и правил разработки мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации указанной программы (№ 1030 от 28.08.2017 г.) [6]. Несмотря на то, что оба документа появились относительно недавно, менее трех лет назад, они практически сразу (менее чем через год) утратили свою силу. В дальнейшем ЦЭ нашла свое отражение в Указе Президента № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [12], который был подписан 07 мая 2018 года. Согласно данному документу Правительству РФ совместно с органами государственной власти субъектов РФ необходимо было утвердить до 01.10.2018 г. основные направления деятельности и прогноз социально-экономического развития до 2024 года, а также национальные
проекты (программы) по 12 направлениям, для рассмотрения на заседании Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам. В дальнейшем в целях реализации национальной программы «ЦЭ» в марте 2019 году Правительством РФ было утверждено положение о системе управления данной национальной программой [8]. Одной из целью которого являлась разработка Паспорта программы. В результате протоколом от 04.06.2019 г. № 7 утвержденным президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам был подписан «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (далее ПНП НП ЦЭ РФ) [1]. Причем следует отметить, как указано в Положении о системе управления НП Цифровая экономика (рис. 3):
ПРОГРАММА ЯВЛЯЕТСЯ КОМПЛЕКСОМ ВЗАИМОСВЯЗАННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ
НАПРАВЛЕННЫХ НА ПОЛУЧЕНИЕ УНИКАЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
ВУСЛОБИЯХ ВРЕМЕННЫХ И РЕСУРСНЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ
обеспечивающим достижеЕ1ие целей. ■■■ иевых пока1алелеА н выполнения эалач
Рисунок 3. НП Цифровая экономика как программа. / Figure 3. National program Digital Economy as a program
Несмотря на это при необходимости достижение дополнительных показателей и выполнение дополнительных задач по поручению и (или) указанию компетентных органов (рис. 4) [6].
Рисунок 4. Этапы реализации «Цифровой экономики» в РФ (нормативно-правовое регулирование). / Figure 4. Stages of the implementation of the «Digital Economy» in the Russian Federation (legal regulation).
Проведя анализ становления нормативно-правового регулирования ЦЭ, следует отметить, несмотря на то, что ее реализация началась в 2017 году, на сегодняшний день можно выделить два этапа. Первый этап это 2017 - 2019 гг. период, когда впервые «ЦЭ» была закреплена на законодательном уровне соответствующим распоряжением Правительства РФ. Несмот-
ря на это, как нам видится для того, чтобы подчеркнуть чрезвычайно важную роль «ЦЭ» она появилась в качестве одной из двенадцати национальных программ в Указе Президента в 2018 году. Таким образом, мы можем смело утверждать, что России постепенно двигается в сторону цифровизации.
Структура ПНП НП ЦЭ РФ представлена на рисунке 5 [1].
Рисунок 5. Структура ПНП НП ЦЭ РФ. / Figure 5. Structure of the national project passport of national program Digital Economy of the Russian Federation
Данный документ определяет правовые, экономические, финансовые и организационные основы реализации НП ЦЭ РФ. Он включает в себя 6 разделов, и дополнительные и обосновывающие материалы. Следует отметить, что реализация
программы осуществляется по следующим 6 направлениям, являющимися федеральными проектами [1] и обеспечивающими достижение целей, целевых и дополнительных показателей, выполнение задач НП ЦЭ РФ в целом (рис. 6) [7].
Рисунок 6. Направления развития НП ЦЭ РФ. / Figure 6. Development directions of the national program Digital Economy of the Russian Federation
Так же в Паспорте НП, отмечается, что программа будет реа- государственные программы субъектов РФ. Мероприятия дан-
лизована в рамках таких государственных программ как: «Ин- ной национальной программы направлены на реализацию
формационное общество», «Экономическое развитие и инно- следующих ключевых направлений: вационная экономика» и ряда других, включая отраслевые
12.00.13
- преобразования экономики и социальной сферы: формирование новой регуляторной среды отношений граждан, бизнеса и государства, возникающих с развитием цифровой экономики;
- создание современной высокоскоростной инфраструктуры хранения, обработки и передачи данных, обеспечение устойчивости и безопасности ее функционирования;
- формирование системы подготовки кадров для цифровой экономики,
- поддержка развития перспективных «сквозных» цифровых технологий и проектов по их внедрению;
- повышение эффективности государственного управления и оказания государственных услуг посредством внедрения цифровых технологий и платформенных решений [1].
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПОЛНОМОЧИЙ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ НП ЦЭ РФ
Безусловно, очень важным являлся вопрос о распределении функций при реализации данной программы. И вот как это выглядит на сегодняшний день рисунок 7.
---
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ
Министерства экономического развития РФ
Реяли: щшп федеральных проектов «Нормативной ригу шрованнЕ цифровой ';>;i;1 н^Кацры ц.тн цифровой
Рисунок 7. Распределение функций при реализации НП ЦЭ РФ. / Figure 7. Distribution of functions during implementation of the national program Digital Economy of the Russian Federation.
Как мы можем заметить за реализацию национальной программы «ЦЭ» отвечает Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ, в том числе оно ответственно и за реализацию четырех федеральных проектов таких как, «Цифровые технологии» (далее ЦТ), «Цифровое государственное управление» (далее ЦГУ), «Информационная инфраструктура» (далее ИИ) и «Информационная безопасность» (далее ИБ). Министерство экономического развития РФ отвечает за реализацию двух федеральных проектов - «Нормативное регулирование цифровой среды» (далее НРЦС)и «Кадры для цифровой экономики» (далее КЦЭ). Так же реализацию программы осуществляет АНО «Аналитический центр при Правительстве РФ», на которую возложены функции проектного офиса, заключающиеся с обеспечение организационно-методического, информационно-аналитического сопровождения, осуществляет мониторинг реализации Программы и федеральных проектов Программы [8]. Особенности организации управления системой стратегического развития подробно раскрываются [5].
ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ НП ЦЭ РФ
Финансовое обеспечение НП ЦЭ РФ на период с 2019 по 2024 гг. представлено на рисунке 8 [1].
3019 3030 3031 303г 3033 3034
Рисунок 8. Общее финансовое обеспечение НП ЦЭ РФ за счет всех источников, 2019 - 2024 тт., млн. рублей. / Figure 8. Total financial support of the national program Digital Economy of the Russian Federation with all the resources, 2019 - 2024, in millions of rubles
В целом за шесть лет общий объем финансирования программы составляет 1627146,46 млн. рублей. Как мы можем увидеть из трафика наибольшая доля финансирования предусмотрена в 2020 тоду - 27,8% от общей суммы, а самое низкое в 2019 т. - 11,3%. Тем не менее, после 2020 т. происходит постепенное снижение финансирования протраммы. Рассматривая источники финансирования, следует отметить, что их два: федеральный бюджет (ФБ) (межбюджетные трансферты и консолидированные бюджеты субъектов РФ) и внебюджетные источники (ВБИ) (рис. 9).
Рисунок 9. Источники финансирования НП «Цифровая экономика»,
2019 - 2024 гг., млн. рублей. / Figure 9. Sources of financing for national program Digital Economy of the Russian Federation, 2019 - 2024, in millions of rubles
Исследуя финансирование программы более детально в разрезе источников, можно отметить, что за весь период с 2019-2024 гг., НП ЦЭ РФ будет профинансирована на 67,6% за счет федерального бюджета, а оставшиеся 32,4% за счет внебюджетных средств. Причем основная доля финансирования за счет внебюджетных источников приходится на 2020 год -62,3%, тогда как на 2019 г. - 14,3%, а на 2021 г. - 23,4%, в период с 2022 по 2024 гг. финансирование за счет данного источника не предусмотрено.
Доля финансирования, приходящаяся на федеральные проекты (НРЦС, ИИ, КЦЭ, ИБ, ЦТ, ЦГУ) за весь указанный период представлена на рисунке 10.
Рисунок 10. Доля финансирования НП ЦЭ РФ по федеральным проектам. / Figure 10. Share of financing of the national program Digital Economy of the Russian Federation by federal projects.
На первом месте по финансированию стоит ИИ - 768500 млн. рублей или 47% от всего финансирования, далее следует ЦТ -451808 млн. рублей (28%), замыкает тройку «лидеров» ЦГУ -235697 млн.рублей (14%). Финансирование оставшихся проектов распределилось следующим образом: 9% - КЦЭ, 2% - ИБ и 0,1% - НРЦС.
Однако в сложившихся обстоятельствах вызванных появлением пандемии (Короновирус CoViD-19), захватившей весь мир, пока не очень понятно, как будет происходить дальнейшее финансирование программы, т.е. насколько будут выполнены поставленные задачи по финансированию на этот и последующие годы, или же финансирование временно приостановят, в связи с тем, что обозначились новые первостепенные задачи, требующие дополнительного финансирования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день перед Россией стоит серьезная задача по созданию системы правового регулирования цифровой экономики. В ее основе будет лежать гибкий подход в таких сферах как: гражданский оборот, финансовые технологии, интеллектуальная собственность, телекоммуникации, судопроизводство и нотариат, стандартизация и другие. Также на повестке дня урегулирование на законодательном уровне вопросов, связанных с идентификацией субъектов правоотношений, электронным документооборотом, сбором, хранением и обработкой данных, в том числе персональных. Несмотря на это следует отметить, что на правовом поле принципиально решился вопрос о программе ЦЭ. Если изначально она реали-зовывалась как целевая программа (2017 - 2019 гг.), решающая отдельно взятые аспекты или проблему в конкретной области, то начиная с 2019 г. она приобрела статус национального проекта, направленного на обеспечение прорывного научно-технологического и социально-экономического развития России, повышения уровня жизни, создания условий и возможностей для самореализации и раскрытия таланта каждого человека. В этой связи закономерным было выделено два этапа становления нормативно-правового регулирования ЦЭ в России: I - 2017-2019 гг, II - 2019 г. - настоящее время.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 77,79%.
Список литературы:
Reference list:
1. «Паспорт национального проекта «Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» Утвержден президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 г. № 7. [Электронный ресурс]. URL: https://digital.gov.ru
2. Пименов В.В. Шафранский П.К. Экономическая и информационная безопасность в условиях цифровой трансформации: инструменты и механизмы по их нейтрализации // Экономическая безопасность и качество. -2018. - № 1 (30). - С. 25-30.
3. Попов Е. В., Семячков К. А. Проблемы экономической безопасности цифрового общества в условиях глобализации // Экономика региона. - 2018. - Т. 14, вып. 4. - С. 1088-1101.
4. Попков С.Ю. Человек и труд в цифровой посткризисной экономике: взаимосвязь, современные тренды, постановочные вопросы, профессии будущего, системные решения // Проблемы экономики и юридической практики. 2020. Т. 16. № 2. С. 20-28.
1. National project passport for the National program Digital economy of the Russian Federation Approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, protocol dated 04.06.2019.№ 7. [Electronic resource]. URL: https://digital.gov.ru
2. Pimenov V. V. Shafranski P.K. Economic and information security in the context of digital transformation: tools and mechanisms for their neutralization // Economic safety and quality. - 2018. - № 1 (30). - pp. 25-30.
3. Popov E. V., Semiachkov K. A. The problems of economic security of a digital society in the context of globalization // Regional economy. - 2018. - T. 14, edition 4. - pp. 1088-1101.
4. Popkov S.U. Human and labor in the digital post-crisis economy: interrelation, current trends, posed questions, future professions, system solutions // Problems of Economics and legal practice. 2020. Vol. 16. No. 2. Pp. 20-28.
12.00.13
5. Попков С.Ю., Сафонов А.Л., Смирнов В.М. Стратегическое планирование в системе федеральных органов исполнительной власти в российской федерации. Монография. Москва, 2019. (2-е издание). 172 с.
6. Постановление Правительства РФ от 28.08.2017 № 1030 «О системе управления реализацией программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Правилами разработки, мониторинга и контроля выполнения планов мероприятий по реализации программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. - 04.09.2017. - № 36. - Ст. 5450.
7. Постановление Правительства РФ от 31.10.2018 № 1288 «Об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации» (вместе с «Положением об организации проектной деятельности в Правительстве Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. -05.11.2018. - № 45. - Ст. 6947.
8. Постановление Правительства РФ от 02.03.2019 № 234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» (вместе с «Положением о системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации») // Собрание законодательства РФ. - 18.03.2019.
- № 11. - Ст. 1119.
9. Распоряжение Правительства РФ от 28.07.2017 № 1632-р «Об утверждении программы «Цифровая экономика Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - 07.08.2017.
- № 32. - Ст. 5138.
10. Сафонов А.Л., Попков С.Ю., Слободчиков И.М., Смирнов В.М., Ястребова Е.В. Живая экономика // Бизнес в законе. Экономико-юридический журнал. 2016. № 1. С. 7-25.
11. Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства РФ. 15.05.2017. № 20. Ст. 2901.
12. Указ Президента РФ от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» // Собрание законодательства РФ. - 14.05.2018. - № 20. - Ст. 2817.
13. Яковлева А.В., Горшкова С.Б., Вакуленко П.С., Степанова Т.В. Цифровая экономика и формирование национальной системы информационной безопасности в России // Финансовая экономика - 2019. - № 3. - С. 551-560.
5. Popkov S.U., Safonov A.L., Smirnov V.M. Strategic planning in the system of Federal Executive authorities in the Russian Federation. Moscow, 2019. (2nd edition). 172 p.
6. Decree of the Government of the Russian Federation dated
28.08.2017 No. 1030 «About the system for managing the implementation of the program Digital Economy of the Russian Federation» (together with the Rules for the development, monitoring and control of the implementation of action plans for the implementation of the program Digital Economy of the Russian Federation) //Official gazette of the Russian Federation -04.09.2017. - No. 36. - Art. 5450.
7. Decree of the Government of the Russian Federation dated
31.10.2018 № 1288 «On the organization of project activities in the Government of the Russian Federation» (together with the Regulation on the organization of project activities in the Government of the Russian Federation) // Official gazette of the Russian Federation. - 05.11.2018. - № 45. - Art. 6947.
8. Decree of the Government of the Russian Federation dated
02.03.2019 № 234 «On the system for managing the implementation of the national program Digital Economy of the Russian Federation (together with the Regulation about the system for managing the implementation of the national program Digital Economy of the Russian Federation) // Official gazette of the Russian Federation. - 18.03.2019. - № 11. - Art. 1119.
9. The Russian Federation Government Executive Order dated 28.07.2017 № 1632-p «On approval of the program Digital Economy of the Russian Federation» // Official gazette of the Russian Federation. - 07.08.2017. - № 32. - Art. 5138.
10. Safonov A.L., Popkov S.Yu., Slobodchikov I.M., Smirnov V.M., Yastrebova E.V. Live economy // Business in law. Economic and legal journal. 2016. no. 1. Pp. 7-25.
11. Decree of the President of the Russian Federation dated
09.05.2017 № 203 «On the Strategy for the Development of the Information Society in the Russian Federation for 2017 - 2030» // Official gazette of the Russian Federation. 15.05.2017. № 20. Art. 2901.
12. Decree of the President of the Russian Federation dated
07.05.2018 № 204 «On national goals and strategic objectives of the development of the Russian Federation for the period until 2024» // Official gazette of the Russian Federation. - 14.05.2018. - № 20. - Art. 2817.
13. lakovleva A.V., Gorshkova S.B., Vakulenko P.S., Stepanova T.V. Digital economy and making of the national information security system in Russia // Financial economy - 2019. - № 3. - pp. 551560.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Яковлева Анна Валерьевна, доктор экономических наук, профессор, доцент, Санкт-Петербургский университет государственной противопожарной службы Министерства чрезвычайных ситуаций России, г. Санкт-Петербург, Российская Федерация, http://orcid.org/0000-0001-9219-9405, e-mail: [email protected]
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Anna V. Yakovleva, Dr. Sci. (Econ.), full professor, senior lecturer, Saint Petersburg University of State Fire Service of Emercom of Russia, Saint Petersburg, Russian Federation, http://orcid.org/0000-0001-9219-9405, email: [email protected]