ABOUT THE CATEGORY «CRIMINALISTICS SIGNIFICANT INFORMA TION» IN THE
CONTEXT OF THE CONCEPT OF THE CRIMINALISTICS DOCTRINE ABOUT THE ORGANIZATION OF INVESTIGATION OF CRIMES
V.О. Davydov
The author's view of the problems connected with understanding of the category «criminalistics significant information» in a context of the concept of the criminalistics doctrine about the organization of investigation of crimes is presented in article.
Keywords: information, criminalistics significant information, process of investigation, property of information, problem of investigation
Davydov V.O., deputy police chiefAMIA Russia's Tula region, a police colonel, PhD, (4872) 32-32-30, [email protected], (Russia, Tula)
УДК 34.096
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО ОБУЧЕНИЯ И ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
М.А. Елизарова
Рассматриваются правовые основы и особенности использования электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в процессе обучения студентов очной и заочной форм обучения.
Ключевые слова: электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, информационные технологии, педагогические технологии, личностно-ориентированный подход, гуманистическая педагогика.
Изменения, произошедшие за последние годы в системе высшего образования, диктуют необходимость модернизации сложившейся системы педагогического образования. Значительный эффект здесь может быть достигнут благодаря использованию кроме традиционных педагогических технологий также современных педагогических и информационных технологий.
В последнее время все более актуальным становится вопрос об использовании информационных технологий в учебном процессе. На сегодняшний момент практически нет ни одного учебного заведения, которое не обращало бы внимание на возможность реализации образовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий
Это отвечает требованиям времени. Этими же обстоятельствами продиктовано принятие 7 февраля 2008 года и дальнейшая реализация «Стратегии развития информационного общества в России» [7] в области повышения качества образования, направленной на расширение использования информационных и телекоммуникационных технологий для развития новых форм и методов обучения, в том числе дистанционного образования.
Новый закон «Об образовании» закрепляет возможность реализации образовательных программ с помощью электронного обучения и использования дистанционных образовательных технологий независимо от формы получения образования. Кроме того, закон определят правовой статус электронного обучения. «Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников» [1, ст. 16].
В наше время необходимо рассматривать любые технические, информационные средства для совершенствования учебного процесса и более эффективной организации познавательной деятельности студентов.
Остановимся на некоторых возможностях использования информационных телекоммуникаций, а именно дистанционных образовательных технологий в учебном процессе.
На сегодняшний момент специалисты в области дистанционных технологий обозначают три их основных вида:
1) кейс-технологии, которые предполагают комплектование наборов учебнометодических материалов (учебно-методические комплексы, учебные пособия на бумажных носителях, обучающие аудио- и видеозаписи, видеолекции, обучающие игры и т. п.) и их доставку студенту различными способами;
2) технологии видеоинтерактивного обучения, предполагающие общение преподавателя и студента в режиме реального времени, посредством использования глобальных и локальных сетей;
3) сетевые технологии, которые базируются также на использовании локальных и глобальных сетей и реализуют все формы взаимодействия между участниками учебного процесса (представление в сети учебно-методических материалов, предназначенных для самостоятельной работы студентов,
консультации с преподавателем, взаимодействие студентов между собой и с преподавателем, проведение контрольных мероприятий и т.д.).
К основным характеристикам технологий дистанционного обучения можно отнести:
1) четкое, тщательное, детальное планирование организации деятельности обучаемого, постановка целей и задач, доставка необходимых учебных материалов;
2) интерактивность, понятие, являющееся ключевым понятием процесса дистанционного обучения, т.к. технология дистанционного обучения должна обеспечивать максимальную интерактивность между обучаемым и преподавателем, обратную связь между обучаемым и учебным материалом, между обучаемым и преподавателем, возможность группового обучения;
3) мотивация, которая является важным элементом процесса дистанционного обучения, для наличия которого необходимо использовать разнообразные приемы и средства;
4) модульность курса, изучаемого с помощью ДОТ. Обучаемый должен иметь возможность осознавать продвижение от модуля к модулю, усвоение материала;
5) эффективная обратная связь, обеспечивающая уверенность обучаемого в правильности продвижения от незнания к знанию.
Наиболее эффективной среди перечисленных технологий считается технология видеоинтерактивного обучения, т.к. она дает возможность обучения максимально приближенного к традиционному классическому. Также наилучшие результаты при организации процесса подготовки студентов можно достичь путем сочетания различных образовательных технологий. Например, модель интеграции очной и дистанционной форм обучения.
Интеграция очных и дистанционных форм обучения позволяет разгрузить аудиторные занятия от видов деятельности, на которые студенты тратят неодинаковое количество времени, позволяет более тщательно и самостоятельно подготовиться к обсуждению важных вопросов, к дискуссиям, осуществить поиск и анализ дополнительной информации для проектной, исследовательской деятельности. А аудиторные занятия можно в большей степени посвятить обсуждению изучаемого материала, практическим работам, защите проектов, анализу результатов исследовательской деятельности.
Положительным моментом в использовании модели, интегрирующей очное обучение и возможности дистанционных технологий, является выполнение студентами самостоятельной работы, которой рабочими учебными планами всегда отводилось и отводится большое количество часов. Тем более это справедливо в отношении заочной формы обучения, где студенты практически самостоятельно вынуждены осваивать учебный материал.
Использование дистанционных образовательных технологий для организации самостоятельной работы студентов-юристов позволяет:
- развивать у них умение работать с информацией, что является одной из основных целей современной системы образования (обучаемому «необходимо уметь самостоятельно определять, достаточно ли информации для решения поставленной задачи, осуществлять поиск недостающей информации, анализировать её, сопоставляя с ранее приобретенными знаниями, обобщать полученные знания из разных областей, делать аргументированные выводы, оценивать результаты, в том числе с точки зрения возможных прогнозируемых последствий» [4, С. 13]).
- улучшать память, внимание, ускорять запоминание содержания, делать его осмысленным и долговременным (за счет получения информации, посредством компьютера в привлекательной форме);
- формировать критическое мышление (т. е. мышление, направленное на достижение определенной цели, получение желаемого результата путем осмысления, применения, анализа, обобщения или оценки информации, полученной как руководство к действию или формированию убеждения).
Таким образом, использование дистанционных образовательных технологий помогает реализации наиболее приоритетной концепции современного образования, основанной на личностно-ориентированном подходе к организации учебного процесса.
Личностно-ориентированный подход, опирающийся на концепцию гуманистической педагогики, которая предполагает принципиально иную по сравнению с авторитарной педагогикой основу, нацелен на самоактуализацию личности, т. е. на способность развивать и реализовывать свой интеллектуальный потенциал.
В основе гуманистической педагогики лежат отношения уважительного сотрудничества между учителем и обучаемым, в которых открытое, доброжелательное отношение друг к другу стимулирует открытость, желание общения в процессе познания, самостоятельность мышления, рефлексию. Г лавной задачей учителя, согласно концепции гуманистической педагогики, является раскрытие и развитие потенциала каждого обучаемого.
Личностно-ориентированный подход предусматривает в качестве основных принципов индивидуализацию и дифференциацию обучения, которые заставляют преподавателя обращать внимание на личность обучаемых. Различный уровень их развития, конечно, требует и индивидуального к ним подхода [6, С. 67]. Также к принципам личностно-ориентированного подхода можно отнести его развивающий характер и проблемную направленность обучения.
Педагогическими технологиями, позволяющими реализовать концепцию личностно-ориентированного подхода, являются такие технологии, как совместное обучение в малых группах, обучение в сотрудничестве, дискуссия,
ролевые игры, ситуационный анализ и др. Все они могут успешно использоваться в учебном процессе с элементами дистанционного обучения благодаря интернет-технологиям и другим средствам дистанционного обучения, обеспечивающих интерактивность процесса обучения.
В первую очередь к ним относятся следующие:
Общение через веб-интерфейс. К этой категории относятся чаты, форумы, wiki, гостевые книги и пр.). Они похожи на системы телеконференций. Для общения не нужно устанавливать специальные программы, достаточно запустить браузер и указать URL нужного ресурса.
Общение происходит путем добавления текстовых сообщений к общему списку, после чего они становятся доступны для прочтения всем участникам учебного процесса. Так как объем передаваемой информации (текста) совсем небольшой, такой метод общения не очень требователен ни к качеству канала связи, ни к мощности компьютера и доступен огромному количеству пользователей.
Общение с помощью программ обмена текстовыми сообщениями. В
данную категорию входят специальные программы, часто называемые интернет-пейджерами. Перед началом общения эти программы необходимо установить на свой компьютер, а затем зарегистрироваться в системе, поддерживающей данную программу. Под системой здесь понимается сервер (система серверов) со специальным программным обеспечением.
Общение происходит путем обмена сообщениями между зарегистрированными в системе пользователями (и одновременно находящимися в это время в Интернете). Но, в отличие от программ электронной почты, сообщения нигде не хранятся (в отличие от сервера входящих сообщений, с которого их нужно скачивать), а принимаются мгновенно. К такого рода программам относят Windows Messenger, icq, qip и пр.
Голосовое общение. В настоящее время существует большое количество программ (в том числе и в составе пакетов популярных браузеров), с помощью которых можно вести телефонные переговоры по Интернету, например skype, vzo-chat, средства google и т.д. Это намного дешевле, чем звонить по междугородним или международным тарифам. Данные системы общения намного требовательнее как к каналу связи, так и к ресурсам компьютера, чем предыдущие.
Видеообщение. Примером, позволяющим осуществлять видео - и аудиосвязь, является программа NetMeeting, которая входит в состав Windows, а также уже упомянутые нами skype, vzo-chat, средства google. Для обеспечения такого типа общения необходим, ноутбук, нетбук, телефон, i-phon или простой компьютер с подключенной цифровой камерой, микрофоном, колонками, и хорошим каналом связи. В современном мире для большинства пользователей такой метод общения уже является достаточно привычным и обыденным.
Перечисленные интернет-технологии позволяют студентам общаться, обмениваясь мнениями по поводу решения проблемных задач, нахождения пути выхода из той или иной ситуации, задавать вопросы преподавателю и друг другу по спорным моментам, дискутировать, оценивать, что думают другие участники обсуждения той или иной проблемы и приходить к взвешенным, обоснованным, аргументированным решениям.
Концепция гуманистической педагогики предполагает изменение роли преподавателя в учебном процессе, который должен быть не столько источником знаний, сколько наставником, человеком, умеющим «организовать самостоятельную познавательную деятельность учащегося, научить его самостоятельно добывать знания и применять полученные знания на практике» [5, С. 49].
Концепция личностно-ориентированного подхода в обучении, по мнению Р.
Н. Бунеева[3, С. 26]., предполагает определенные правила, которыми должен руководствоваться преподаватель в своей профессиональной деятельности:
- признание приоритета личности перед коллективом;
- ученический коллектив и педагоги должны выступать гарантами возможности реализации личностных качеств каждого;
- признание, что учитель - такой же равноправный участник учебного процесса, как и ученик, хотя и с направляющими его функциями; его мнение является в дискуссии одним их многих;
- переход от формулы «я тебя учу» к алгоритму «мы с тобой вместе учимся» и «мне интересно, что ты думаешь о...»;
- понимание учителем того, что чем меньше он на уроке говорит и делает сам и чем больше дает высказаться и сделать ученикам, тем эффективнее учебный процесс;
- понимание того, что ученики могут знать что-то лучше учителя; не знать чего-либо не стыдно - стыдно не пытаться думать;
- понимание того, что каждый ученик имеет право на собственную образовательную траекторию и что ученик учится не для учителя и родителя, а для того, чтобы занимать сейчас и занять в будущем достойное место в жизни общества.
В связи с возможностью и необходимостью применения в учебном процессе методов, основанных на современных информационных технологиях, происходит изменение роли и функций преподавателя:
- усложняется деятельность по разработке курсов (преподаватель должен обладать специальными навыками и приемами разработки курса на новой технологической основе);
- усиливаются требования к качеству учебных материалов (преподаватель должен соответствующим образом обеспечить содержательное наполнение учебных курсов, следить за практической ценностью и актуальностью
предоставляемой студентам информации, т. е. постоянно обновлять ресурсы, ссылки, материал курса);
- возрастает роль обучаемого в учебном процессе (курс должен быть составлен таким образом, чтобы студент мог ориентироваться в обширной и разнообразной учебной информации);
- требуется обеспечение обратной связи преподавателя с каждым студентом, а также его взаимодействие с другими студентами в ходе обсуждения учебных вопросов.
Используемые педагогические технологии и концепции непосредственно влияют на качество образования. При любой форме обучения, при использовании любой модели дистанционного обучения важно помнить, что речь идет об организации учебного процесса в рамках гуманистической концепции, личностно ориентированного подхода, конструктивизма, что предполагает проблемную направленность всего обучения. [4, С. 31].
Преподаватель должен владеть педагогическими технологиями, которые предполагают разработку содержания и способов организации деятельности обучаемых.
В своей работе преподаватели должны ориентироваться на использование педагогических технологий, направленных на индивидуализацию обучения, которые предполагают использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности, позволяющих раскрывать субъективный опыт обучаемого.
А дополнить перечень педагогических технологий, преобразующих структуру учебного процесса и создающих условия для его интенсификации, может группа технологий на основе современных информационно -телекоммуникационных средств, в том числе дистанционные образовательные технологии, которые должны активно использоваться преподавателями при организации учебного процесса и призваны обеспечить эффективность и качество процесса обучения за счет реализации средств информационнокоммуникационных технологий, стимуляцию активизации познавательной деятельности студентов.
Использование дистанционных образовательных технологий представляет огромные возможности для организации самостоятельной работы студентов, как очной, так и заочной форм обучения, контроля за выполнением ими заданий и усвоением учебного материала.
Использование дистанционных образовательных технологий в учебном процессе является важной составляющей механизмов, затрагивающих основные направления модернизации образовательной системы в России. «Образовательное учреждение вправе использовать ДОТ при наличии у него руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала, имеющих соответствующий уровень подготовки, и специально оборудованных помещений с
соответствующей техникой, позволяющих реализовывать образовательные программы с использованием ДОТ» [2]. Кроме этого, в Приложении к Приказу Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 закреплено следующее положение: «Образовательное учреждение для обеспечения использования ДОТ при реализации образовательных программ организует повышение квалификации руководящих, педагогических работников и учебно-вспомогательного персонала» [2].
Таким образом, учитывая специфику интеграции дистанционных образовательных технологий с традиционными формами обучения, встает вопрос о необходимости повышения квалификации преподавателей в области применения педагогических технологий с использованием информационных технологий.
Также среди вопросов правового регулирования электронного обучения законодательно нерешенным остается вопрос о нормировании и учете рабочего времени преподавателей, использующих дистанционные образовательные технологии, что, несомненно, требует решения и нормативного закрепления на федеральном уровне.
Список литературы
1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-Ф3 (ред. от 03.02.2014) «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ Минобрнауки РФ от 06.05.2005 N 137 «Об использовании дистанционных образовательных технологий» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 02.08.2005 N 6862).
3. Бунеев Р.Н. Личностно-ориентированное образование //
Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. - М., 2003.
4. Дистанционное обучение в профильной школе: учеб.пособие для студ.высш.учеб.заведений / Е. С. Полат,А. Е. Петров, М. А. Татаринова и др.; под ред. Е. С. Полат. - М.: «Академия», 2009.
5. Дистанционное обучение: Учеб.пособие /Под ред.Е. С. Полат. - М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1998.
6. Соловьев А. Ю. Дидактические основы отбора содержания правового образования старшеклассников: дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 / Александр Юрьевич Соловьев — Тула, 2001. — 181 с.
7. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации" (утв. Президентом РФ 07.02.2008 N Пр-212).
Елизарова Марина Александровна, старший преподаватель, [email protected] (Россия, Тула, Тульский филиал Российской правовой академии Министерства юстиции Российской Федерации)
LEGAL BASES OF THE APPLICATION OF THE ELECTRONIC TRAINING AND REMOTE
TRAINING TECHNOLOGIES M. A. Elizarova
The author of the article considers the legal bases and peculiarities of the application of electronic training and remote training technologies during the students’ education. It concerns as the students of the full-time tuition so the students of the postal tuition.
Key-words: electronic training, remote training technologies, information technologies, pedagogical technologies, personally orientated approach, humanitarian pedagogics.
Elizarova Marina Alexandrovna, lecturer, [email protected] (Russia, Tula, Tula branch of the Russian Law Academy, the Ministry of Justice of Russian Federation)
УДК 343.977+343.148.7
ОПРЕДЕЛЕНИЕ СПОСОБА СИНТЕЗА «УЛИЧНОГО» АМФЕТАМИНА ПРИ СУДЕБНО-ХИМИЧЕСКОМ ЭКСПЕРТНОМ ИССЛЕДОВАНИИ
В.Ю. Кузовлев, В.А. Шурухнов, О.В. Кузовлева
В работе рассматриваются актуальные вопросы использования специальных химических знаний при расследовании преступлений в сфере оборота психоактивного вещества амфетамина. Под его «уличными» образцами в настоящей статье понимаются синтетические препараты, содержащие его в своём составе в качестве основного действующего компонента. В плохо очищенных продуктах синтеза «уличных» образцов амфетамина содержатся следовые количества использованных реактивов и прекурсоров, а также катализаторов, называемые «маркерами». Они являются отметками, ориентирующими эксперта-химика на конкретный использованный преступниками метод получения психотропного вещества. В работе предпринята попытка раскрыть сущность нового подхода к такому нетрадиционному и перспективному судебно-химическому исследованию «уличного» амфетамина для Российской правоприменительной практики
Ключевые слова: амфетамин, лаборатория, маркер, наркотическое средство, прекурсор, преступление, психотропное вещество, синтез, следственное действие, судебная экспертиза
В настоящее время в Российской Федерации психотропное вещество амфетамин и некоторые его производные, как наркотические средства, контролируются по Списку I Постановления Правительства РФ от 30 июня 1998 г. № 681 «Об утверждении перечня наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (далее -Постановление № 681) - далее Список I. Поскольку амфетамин в виде
79