ЭКОНОМИКА, СОЦИОЛОГИЯ, ПРАВО
УДК 355.134
О. В. Романовская
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ НАГРАДНОГО ПРОИЗВОДСТВА В ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Аннотация. Анализируется сущность награды как формы государственного поощрения. Особое внимание уделено формам государственного поощрения в Пензенской области. Представлена общая характеристика наградного производства в Пензенской области, выделена стадийность данного процесса.
Ключевые слова: награда, поощрение, стимул, производство.
Система правовых поощрений имеет широкое распространение в российском праве и включает в себя различные формы. Как отмечает А. В. Малько, поощрение выступает формой юридического одобрения сознательного правомерного поведения [1, с. 237]. Поощрение выступает также видом юридического стимулирования. Советская модель поощрения выстраивалась по определенным принципам, основой которых выступало нематериальное стимулирование: существовала широкая наградная система - от выдачи грамот, благодарностей и писем до занесения на доски почета, вручения памятных медалей. Высшей формой награждения всегда выступало вручение государственных наград.
А. В. Безруков указывает на наличие «конституционно-правовых поощрений», к которым в первую очередь и относит государственные награды [2, с. 96]. А. В. Щепотьев выделяет исторический процесс развития наградного производства, дополняя, что первоначально награда выступала как вознаграждение (что подтверждалось высокой стоимостью самих наград), а уже потом, в процессе эволюции, награда стала элементом поощрения [3]. Напомним, что в соответствии со ст. 324 УК РФ приобретение или сбыт государственных наград является уголовно наказуемым деянием. О. Ю. Кокурина выделяет аксиологическую функцию наградного права: «Наградное право формулирует в своих нормах желательные социальные цели, делая их достоянием общественного сознания. При этом специфика наградных норм такова, что иными правовыми средствами достижение многих из таких целей невозможно» [4]. Г. Р. Хабибуллина выделяет наградное право (причем применительно к субъектам Российской Федерации), систематизируя при этом его принципы: публичность, социальный характер (в широком смысле этого слова), добровольность заслуженного поведения, разнообразие наград и др. [5]. Е. В. Трофимов представляет такой термин, как «наградное дело» - совокупность общественных отношений, регулируемых наградным правом [6].
В условиях становления российской государственности вопрос о наградах также возник почти сразу после оформления базовых публичных институтов. Прези-диум Верховного Совета РФ практически сразу после распада СССР принимает Указ № 2424-1 от 02.03.1992 «О государственных наградах Российской Федерации». После вступления в силу Конституции РФ 1993 г. был принят Указ Президента РФ № 442 от 02.03.1994 «О государственных наградах Российской Федерации». Но уже в соответствии с Указом
Президента РФ № 554 от 01.06.1995 «Положение о государственных наградах Российской Федерации» было изложено в новой редакции, хотя и ему суждено было просуществовать относительно недолго - новая редакция была утверждена Указом Президента РФ № 19 от 06.01.1999.
В настоящее время действует Указ Президента РФ № 1099 от 07.09.2010 «О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации», утвердивший Положение о государственных наградах Российской Федерации, статуты высших наград, их описание и рисунки, а также документы о представлении граждан к наградам.
В соответствии со ст. 89 Конституции РФ Президент РФ «награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания». В соответствии со ст. 71 Конституции РФ награды и почетные звания Российской Федерации - предмет федерального ведения. Указ Президента РФ № 1099 от 07.09.2010 расширяет полномочия главы государства и утверждает положение о том, что федеральные ордена, знаки отличия и медали устанавливаются только им. Данное правило относится и к почетным званиям РФ. Существует и определенная критика: так, Е. В. Трофимов указывает на некую неупорядоченность наградной системы, включающую в себя достижения всей 300-летней истории России, но перемешавшую награды, которые в разные периоды несли в себе различный социально-политический и этический смысл [7, с. 15].
Конституция РФ умалчивает о наградах субъектов Российской Федерации, а также о ведомственных наградах и медалях. Этим воспользовались региональные органы государственной власти и внесли в свои базовые нормативные акты правила об учреждении собственной системы поощрения. Так, в предмет ведения субъекта РФ относят «установление государственных символов, наград и почетных званий» (например, ст. 81 Конституции (Основного закона) Республики Алтай). Статья 22 Устава Пензенской области предусматривает полномочие Законодательного собрания на «учреждение наград и почетных званий Пензенской области, утверждение положений о них, учреждение наград Законодательного собрания, утверждение положений о них». В то же время ст. 38 Устава Пензенской области закрепляет подобное полномочие и у губернатора Пензенской области. Есть только оговорка «в пределах своих полномочий», а далее - «награждает наградами Пензенской области». Это означает, что нормативная основа создается законодательным органом власти, а реализация осуществляется высшим должностным лицом. Губернатор также может учреждать свои знаки отличия.
Есть особенности правового регулирования наградного производства на федеральном и региональном уровнях. На федеральном уровне отсутствует федеральный закон, который бы определял понятие наград, их перечень, а также порядок вручения [8]. На уровне субъектов РФ принимаются специальные законы, например:
- Закон города Москвы № 38 от 05.09.2001 «О наградах и почетных званиях города Москвы»;
- Закон Московской области № 104/2014-ОЗ от 24.07.2014 «О наградах Московской области»;
- Закон Республики Алтай № 73-РЗ от 18.10.2005 «О государственных наградах Республики Алтай»;
- Закон Республики Калмыкия № 294-1У-З от 03.11.2011 «О государственных наградах Республики Калмыкия»;
- Закон Красноярского края № 11-5435 от 09.12.2010 «О системе наград Красноярского края»;
- Закон Пермского края № 270-ПК от 08.12.2013 «О наградах Пермского края»;
- Закон Архангельской области № 567-29-ОЗ от 23.09.2008 «О наградах в Архангельской области».
Примеров регионального нормотворчества привести можно еще много. Отметим, что в Пензенской области отсутствует подобный закон, но приняты следующие:
- Закон Пензенской области № 2329-ЗПО от 28.12.2012 «Об учреждении наград Пензенской области - ордена "За заслуги перед Пензенской областью" и медали ордена "За заслуги перед Пензенской областью"»;
- Закон Пензенской области № 1722-ЗПО от 30.04.2009 «Об учреждении награды Пензенской области - почетного знака Пензенской области "За отличие в профилактике правонарушений на территории Пензенской области"»;
- Закон Пензенской области № 1387-ЗПО от 10.10.2007 «Об учреждении награды Пензенской области - медали "Материнская доблесть"».
Приняты также подзаконные акты:
- Постановление Законодательного собрания Пензенской области № 491-17/4 ЗС от 26.06.2009 «О наградах Законодательного собрания Пензенской области»;
- Постановление губернатора Пензенской области № 67 от 05.04.2013 «О Комиссии по государственным наградам при губернаторе Пензенской области»;
- Постановление губернатора Пензенской области № 117 от 22.08.2014 «Об утверждении Положения об организации прохождения документов о награждении государственными наградами Российской Федерации в правительстве Пензенской области».
Каковы особенности наградного производства на территории Пензенской области? Выделим некоторые из них:
1. Отсутствует единый закон о наградах Пензенской области. Каждый закон содержит в себе приложения, определяющие порядок награждения и перечень представляемых документов. Из-за такого подхода получается фрагментарное регулирование единых вопросов. По-видимому, желательно рассмотреть вопрос о разработке областного закона «О наградах Пензенской области», который мог бы систематизировать все вопросы наградного производства в едином документе.
2. Основным субъектом представления к награждению выступает трудовой коллектив. Это означает, что сам гражданин не может осуществлять самовыдвижение. Данный подход совпадает с общим мнением, сложившимся в российской юридической науке, что у человека и гражданина отсутствует субъективное право на награду. В начале 1990-х гг. высшая судебная инстанция Российской Федерации рассматривала иски отдельных граждан, претендовавших на высшие государственные награды. Все судебные дела отличались общими чертами. Изначально гражданин обращался к Президенту РФ с заявлением о рассмотрении его кандидатуры в качестве претендента на орден (медаль, почетное звание). Следовал отказ, который и обжаловался в судебном порядке. Верховный суд РФ выработал общую позицию: гражданин не обладает конституционным правом на награду, гарантированным судебным контролем. Право на судебную защиту может выступать после награждения при получении каких-то социальных гарантий и льгот, обусловленных государственным награждением [9].
3. Выдвижение на награду не обязывает государственные органы автоматически принять решение о награждении. Процесс ходатайства лишь является условием возбуждения наградного производства. Субъект выдвижения может и отозвать свое представление, что влечет за собой прекращение производства. В этом случае гражданин не может обратиться с иском к субъекту выдвижения об обязанности принять соответствующее представление.
4. Предоставлено право ходатайствовать о награждении губернатору Пензенской области. Такая инициатива именуется «внепроцессуальным награждением» [10]. Данное право не обусловлено какими-то дополнительными пунктами. В этом случае возникает
вопрос о согласии самого гражданина на получение такой награды. В юридической науке сформулирован вывод об отсутствии обязанности у гражданина принять государственную награду. В истории любой страны встречаются случаи публичного отказа от наград. Чаще всего это происходит по политическим мотивам, в знак протеста против определенной политики. Подобные ситуации возникают и после награждения.
5. Наградные правоотношения между гражданином и государством носят длящийся характер. Статья 48 Уголовного кодекса РФ предусматривает такой вид уголовного наказания, как лишение государственных наград. Выше уже указывалось на возможность самого лица отказаться от государственной награды. Отметим, что ст. 48 УК РФ допускает лишение всех государственных наград, к которым относятся и награды субъекта Российской Федерации.
6. Наградное производство отличается стадийностью. Анализ законов Пензенской области позволяет выделить следующие стадии:
- выдвижение кандидата на государственную награду;
- согласование материалов о представлении к государственной награде;
- рассмотрение представленных и согласованных материалов;
- подготовка проекта о награждении;
- принятие решения о награждении;
- вручение государственной награды.
Анализ нормативных актов Пензенской области указывает, что в рамках каждой стадии действует тот или иной субъект наградного производства. После соответствующего выдвижения (это описывалось выше) согласование материалов происходит в правительстве Пензенской области, но не всем коллегиальным органом, а одним из его членов, который уполномочивается и на внесение согласованных документов в другой орган -комиссию по государственным наградам при губернаторе Пензенской области (ее еще именуют Наградной комиссией). Наградная комиссия осуществляет оценку обоснованности выдвижения кандидатуры, оценивает правильность собранных документов. Подготовка проекта решения осуществляется правительством Пензенской области, что в данном случае выглядит неправильным: проект решения должен готовиться аппаратом, а не высшим исполнительным органом государственной власти Пензенской области. Принятое решение оформляется индивидуально-правовым актом губернатора Пензенской области. Вручение происходит в торжественной обстановке либо губернатором, либо членом правительства по его поручению.
Обобщая вышеизложенное, следует обратить внимание еще на один аспект наградного производства - его публично-правовой характер. Глава 56 Гражданского кодекса РФ называется «Публичное обещание награды», что иногда путает некоторых граждан, допускающих распространение данных положений на государственные награды Российской Федерации и ее субъектов. Гражданский кодекс РФ регулирует частноправовые отношения, а гл. 56 распространяется на обещание награды, данное гражданином или юридическим лицом, и не связано с оценкой действий со стороны органов государства. Обещать можно, например, награду за нахождение документов, за совершение каких-то иных правомерных действий (и только их). Обещание же государственной награды можно расценивать как коррупционный акт, который подлежит дисциплинарной или уголовно-правовой оценке.
Библиографический список
1. Малько, А. В. Льготы и поощрения как важнейшие правовые средства регионального законодательства / А. В. Малько // Правоведение. - 1999. - № 1. - С. 236-237.
2. Безруков, А. В. Конституционно-правовые поощрение и принуждение как средства обеспечения правопорядка в России / А. В. Безруков // Актуальные проблемы российского права. -2016. - № 6. - С. 94-103.
3. Щепотьев, А. В. Награды как особый объект гражданского оборота и предмет оценки / А. В. Щепотьев // Имущественные отношения в Российской Федерации. - 2017. - № 10. -С. 57-68.
4. Кокурина, О. Ю. Основные функции межотраслевого института наград государства в российском праве: ценностно-нормативный подход / О. Ю. Кокурина // Административное право и процесс. - 2017. - № 12. - С. 9-15.
5. Хабибуллина, Г. Р. Принципы наградного права и практика Конституционного суда Российской Федерации и уставных судов субъектов Федерации / Г. Р. Хабибуллина // Современное право. - 2015. - № 3. - С. 69-72.
6. Трофимов, Е. В. Наградное дело и наградное право / Е. В. Трофимов // Административное право и процесс. - 2012. - № 4. - С. 71-73.
7. Трофимов, Е. В. Наградная система Российской Федерации: структурный и содержательный анализ / Е. В. Трофимов // Административное право и процесс. - 2012. - № 8. - С. 13-19.
8. Романовский, Г. Б. Принципы правотворческой политики: проблемы реализации / Г. Б. Романовский // Российский журнал правовых исследований. - 2015. - № 2. - С. 45-50.
9. Романовский, Г. Б. Изменение Устава (Конституции) субъекта Российской Федерации: сравнительно-правовой аспект / Г. Б. Романовский // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - № 9. - С. 31-35.
10. Трофимов, Е. В. Структура наградного производства / Е. В. Трофимов // Административное и муниципальное право. - 2011. - № 8. - С. 81-91.
Романовская Ольга Валентиновна, доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой «Государственно-правовые дисциплины», Пензенский государственный университет. E-mail: [email protected]
УДК 355.134 Романовская, О. В.
Правовые основы наградного производства в Пензенской области / О. В. Романовская // Вестник Пензенского государственного университета. - 2018. - № 2 (22). - С. 45-49.