российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДАРЬЯ МИХАЙЛОВНА МОШКОБА
Кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры финансового права Московского государственного юридического университета
им. О. Е. Кутафина
Автор рассматривает различные определения термина «инновационная деятельность», как правовые, так и неправовые. Анализируются нормативные правовые акты, регулирующие инновационную сферу. Особое внимание уделяется таким нормативным правовым актам, как Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы, Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, Федеральный закон «Об особых экономических зонах», в которых дается определение инновационной деятельности, а также выделяются ее основные направления и особенности. Кроме того, перечисляются отдельные законы субъектов РФ, регулирующие вопросы науки и научно-технической деятельности, в том числе инновационной. Отмечается, что последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития.
The author considers the various definitions of the term «innovation», both legal and illegal. The author also analyses the legal acts regulating innovations. Particular attention is paid to such regulatory acts as the Concept of Innovation Policy in the Russian Federation for 1998-2000, the Strategy of innovative development of the Russian Federation for the period up to 2020, the Federal law «About special economic zones» that define innovation and highlight its main directions and features. In addition, the specific laws of the Russian Federation's regions are marked out, which regulate the issues of scientific and technical activities, including innovation. The author notes that the last decade of XX c. was a time of transition to innovative development in many countries.
Ключевые слова: инновация, инновационная деятельность, государственное регулирование инновационной деятельности, инновационная система, кластер, нормативные правовые акты, концепция, стратегия
Key words: innovation, innovative activity, government regulation of innovative activity, innovation system, cluster, regulatory acts, concept, strategy
В Российской Федерации термин «инновация» появился в начале 80-х гг. прошлого столетия. В силу Концепции инновационной политики Российской Федерации на 19982000 годы1, утвержденной постановлением Правительства РФ от 24 июля 1998 г. № 832, инновация (нововведение) - это конечный результат инновационной деятельности, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.
Термин «инновация» (англ. innovation -новшество, нововведение) означает изменение с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, новых производственных и транспортных средств, рынков и форм организации в промышленности2.
Необходимость перехода к инновационной модели развития государства осознавалась еще в СССР. Так, в 1990 г. существовал Союз инновационных предприятий СССР, тогда же был создан Республиканский инновационный фонд3. В 1991 г. появился Республи-
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
канский инновационный биотехнологический центр в г. Пущино Московской области, предпринимались отдельные попытки придать инновационной деятельности организованный вид, системность4.
Согласно ФЗ от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»5 инновационная деятельность представляет собой деятельность (включая научную, технологическую, организационную, финансовую и коммерческую), направленную на реализацию инновационных проектов, а также на создание инновационной инфраструктуры и обеспечение ее деятельности.
В экономической литературе встречаются различные трактовки понятия «инновационная деятельность». Так, Д. И. Кокурин отмечает, что инновационная деятельность в узком (специфически экономическом) смысле слова направлена на обеспечение нового уровня взаимодействия факторов производства благодаря использованию новых научно-технических знаний. Содержанием инновационной деятельности являются создание и распространение новшеств в материальном производстве. Для предприятий экономическая целесообразность использования инноваций зависит от возможности с их помощью обеспечить снижение производственных затрат, экономический рост за счет интенсивных факторов6.
В работе В. Г. Медынского и Л. Г. Шершуко-вой инновационная деятельность понимается как сложная динамическая система действия и взаимодействия различных методов, факторов и органов управления, занимающихся научными исследованиями, созданием новых видов продукции, совершенствованием оборудования и предметов труда, технологических процессов и форм организации производства на основе новейших достижений науки, техники7.
С. Д. Ильенкова считает, что инновационная деятельность - деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, пригодного для практического использования. В полном объеме инновационная деятельность включает все виды научной деятельности, проектно-конструкторские, технологические, опытные разработки, деятельность по освоению новшеств в производстве и их потребителями -реализацию нововведений8.
Понятие инновационной деятельности содержится и в Концепции Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технического комплекса России на 2007-2012 годы» (далее - Концепция), утверж-
денной распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2006 г. № 977-р9.
Согласно Концепции понятие «инновационная деятельность» означает выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) ее производства, распространения и использования;
применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии.
Программными документами, определяющими развитие научно-технической и инновационной сферы, являются Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. № 2227-р10, а также Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденные Указом Президента РФ от 11 января 2012 г. № Пр-8311.
Следует отметить, что на современном этапе развития российского законодательства Закон об инновационной деятельности в Российской Федерации отсутствует.
В Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг. под инновационной деятельностью понимался процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки. Инновационная сфера определялась названной Концепцией как область деятельности производителей и потребителей инновационной продукции (работ, услуг), включающая создание и распространение инноваций.
В. А. Рассудовский отмечает, что инновационную деятельность не следует связывать преимущественно с малым предпринимательством, как нередко это делают сейчас, хотя зачастую именно малый бизнес в большей мере ориентирован на оперативное исполь-
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
зование нововведений для получения высокого коммерческого результата, тем более что инновационная деятельность - это такое использование нововведения, которое непосредственно к нему примыкает и следует за выявлением и получением (приобретением) новшества12.
Нам представляется интересной точка зрения В. И. Жукова, согласно которой для повышения инновационной активности необходимо стимулировать создание финансово-промышленных групп в целях оптимизации финансовых потоков13.
В последние годы в нашей стране создается инновационная система, состоящая из многих элементов, таких как центры трансфера технологий; инновационно-технологические центры; технопарки; бизнес-инкубаторы, центры подготовки кадров для инновационной деятельности, венчурные фонды и др.
В современных условиях важная роль в государственном регулировании инновационной деятельности принадлежит ФЗ «Об особых экономических зонах» (далее - Закон)14, которым помимо создания промышленно-произ-водственных и туристско-рекреационных особых экономических зон предусмотрено создание и технико-внедренческих особых экономических зон. В Законе не содержится понятия «инновационная деятельность», а под технико-внедренческой деятельностью понимаются создание и реализация научно-технической продукции, доведение ее до промышленного применения, включая изготовление, испытание и реализацию опытных партий, а также создание программных продуктов, систем сбора, обработки и передачи данных, систем распределенных вычислений и оказание услуг по внедрению и обслуживанию таких продуктов и систем. Резидентом технико-внедренческой особой экономической зоны признается индивидуальный предприниматель или коммерческая организация, за исключением унитарного предприятия, зарегистрированные на территории муниципального образования, в границах которого расположена особая экономическая зона, и заключившие соглашение с органами управления особыми экономическими зонами.
Под кластером Закон понимает совокупность особых экономических зон одного типа или нескольких типов, которая определяется Правительством РФ и управление которой осуществляется одной управляющей компанией.
Последние десятилетия XX в. стали временем перехода многих стран Запада на инновационный путь развития, от сырьевой экономики к «экономике знаний», где основным
фактором успеха становятся конкурентные преимущества в области уникальных, недоступных другим знаний, создание на их основе принципиально новых (инновационных) продуктов, процессов и технологий и введение их в гражданский оборот. Наиболее полно и комплексно анализом и систематизацией процессов инновационной деятельности занимается Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), еще в 1992 г. опубликовавшая «Руководство по сбору и интерпретации информации об инновациях» (далее - Руководство Осло). Позднее оно было переиздано дважды: в 2002 и 2005 гг.15 Все развитые страны и страны, встающие на инновационный путь развития, при проведении исследований используют в качестве основы методологию и терминологию, предложенную Руководством Осло16.
В зарубежных странах также существуют отдельные нормативные правовые акты, которые регулируют инновационную деятельность. Так, во Франции данные вопросы регламентируются законами: от 23 декабря 1985 г. «О научных исследованиях и технологическом развитии», от 12 июля 1999 г. «Об инновациях и исследованиях», от 18 апреля 2006 г. «О программе исследований» и др.17
В странах СНГ можно выделить следующие нормативные правовые акты: Закон Украины от 4 июля 2002 г. «Об инновационной деятельности», Закон Республики Казахстан от 23 марта 2006 г. «Об инновационной деятельности», Кодекс Республики Молдова от 15 июля 2004 г. «О науке и инновациях», Закон Кыргызской Республики от 25 октября 1999 г. «Об инновационной деятельности» и т. д.
В субъектах РФ приняты отдельные законы, которые в основном регулируют вопросы науки и научно-технической деятельности, в том числе инновационной: Закон Санкт-Петербурга от 12 октября 2009 г. № 411-85 «Об основах научно-технической политики Санкт-Петербурга», Закон Республики Башкортостан от 2 марта 1994 г. № ВС-22/39 «О научной и научно-технической деятельности в Республике Башкортостан», Закон Республики Бурятия от 27 ноября 1996 г. № 418-1 «О науке и научно-технической политике в Республике Бурятия», Закон Республики Татарстан от 18 июня 1998 г. № 1661 «О науке и научной деятельности», Закон Воронежской области от 9 октября 2007 г. № 98-ОЗ «О науке и научно-технической политике в Воронежской области», Закон Московской области от 13 мая 2006 г. № 75/2006-ОЗ «О научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области», Закон Республики Дагестан
> <
российское право
ОБРАЗОВАНИЕ ПРАКТИКА НАУКА
от 17 марта 2006 г. № 15 «Об инновационной деятельности и научном инновационном обеспечении развития экономики в Республике Дагестан», Закон Красноярского края от 10 июля 2008 г. № 6-2000 «О государственной поддержке научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Красноярского края», Закон Москвы от 6 июля 2012 г. № 22 «О научно-технической и инновационной деятельности в городе Москве» и т. д.
Условием развития инновационной экономики является формирование национальной инновационной системы, которая должна:
обеспечивать устойчивый экономический рост и конкурентоспособность страны за счет использования научно-технического потенциала;
обладать самодостаточностью (опора на собственные ресурсы национальной экономики) и устойчивостью по отношению к воздействию внешней среды;
выступать одним из механизмов выравнивания социально-экономического развития регионов;
соответствовать мировым тенденциям развития, обладать способностью взаимодействия и интегрирования в инновационные системы более высокого уровня;
формироваться на основе сбалансированного сочетания рыночных и государственных механизмов18.
Таким образом, в Российской Федерации назрела необходимость принятия федерального закона, регулирующего основы инновационной деятельности в Российской Федерации.
1 СЗ РФ. 1998. № 32. Ст. 3886.
2 Впервые был введен в научный оборот австрийским экономистом Шумпетером (Шум-петер Й. Теория экономического развития (ис-
следование предпринимательской прибыли, капиталов, кредита, процента и цикла конъюнктуры). М., 1982).
3 Постановление Совета министров РСФСР от
4 октября 1990 г. № 421 «Об образовании Республиканского инновационного фонда».
4 Распоряжение Председателя ВС РФ от 7 апреля 1992 г. № 2677рп-1 «О координации инновационной деятельности в РФ».
5 СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137.
6 Кокурин Д. И. Инновационная деятельность. М., 2001.
7 Медынский В. Г., Шершукова Л. Г. Инновационное предпринимательство. М., 1997.
8 Ильенкова С. Д. Инновационный менеджмент. М., 2008.
9 СЗ РФ. 2006. № 44. Ст. 4589.
10 Там же. 2012. № 1. Ст. 216.
11 Документ официально не опубликован. ИПС «Гарант».
12 Рассудовский В. А. Правовое регулирование инновационной деятельности // Правовое регулирование предпринимательской деятельности. М., 1995. С. 37.
13 Жуков В. И. Социальная доктрина Российской Федерации // Уровень жизни населения регионов России. 2005. № 8-9. С. 54. См. также: Шишкин С. Н. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект. М., 2007. С. 1-2.
14 СЗ РФ. 2005. № 30 (Ч. II). Ст. 3127.
15 URL: http://browse.oecdbookshop.org/oecd/pdfs/ browseit/9205111E.PDF.
16 Безрукова Е., Елизаров Е. Механизмы финансирования инновационной деятельности: возможности использования в России // Корпоративный юрист. 2009. № 5.
17 Хабриева Т. В. Правовое измерение научного прогресса // Журн. рос. права. 2009. № 8.
18 Литвинова Ю. Путь по инновационной лестнице // Экспертный канал «Открытая экономика»: URL: http://www.opec.ru/1298377.html.
<
SC >
<