■ ■ ■ Правовые основы функционирования российских СМИ в системе деонтологии журналистики
Голубенков К.С.
ООО «ТОКПРОМ», г. Москва, Российская Федерация
Аннотация. Анализ международно-правовой базы для СМИ в реальной структурной форме является сложной задачей, которая нуждается в научном обосновании из-за исключительной роли СМИ в целом и их постоянного и существенного влияния на демократические процессы, происходящие в мире. Если сделать анализ СМИ через призму истории, то можно буде проигнорировать впечатление об исключительной важности свободы выражения мнений как источника и инициатора многих существенных изменений и ценных компонентов в общем функционировании социальных и политических систем. В этой связи особое внимание уделяется влиянию СМИ на современные тенденции, связанные с развитием демократии и верховенства закона. В деонтологии журналистики особо подчеркивается свобода выражения мнений, уважение ценностей и принципов стандартов, прав и свобод человека. Цель этой статьи - проанализировать правовую базу для СМИ и показать наиболее важные положнгтя, которые представляют собой источник закона о СМИ, содержащий правила для создания и реализации свободы СМИ. Независимо от того, подписало ли средство массовой информации Деонтологический кодекс или нет, коммуникационное и информационное пространство СМИ должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечить осуществление прав и демократии. Коммуникационное и информационное пространство должно гарантировать свободу, независимость и плюрализм новостей и любой другой информации. Как общее благо, такое пространство имеет социальную, культурную и демократическую ценность и не должно сводиться только к коммерческому измерению.
Ключевые слова: деонтология журналистики, средства массовой информации, право и СМИ, деонтологический кодекс
Для цитирования: Голубенков К.С. Правовые основы функционирования российских СМИ в системе деонтологии журналистики//Коммуникология: электронный научный журнал. 2022. Том 7. №4. С. 59-73.
Сведения об авторе: Голубенков Кирилл Сергеевич, юрист ООО «ТОКПРОМ». Адрес: 117042 г. Москва, Южнобутовская ул., д. 53, пом 1, каб 3. E-mail: [email protected]
Статья поступила в редакцию: 12. 09. 2022. Принята к печати: 23.12.2022.
Правовое регулирование СМИ в России
Правовое регулирование организации и функционирования российских средств массовой информации осуществляется на основании [Шарков, Силкин] Конституции Российской Федерации, Федеральными конституционными законами, Федеральными законами, указами Президента РФ, а также постановлениями Правительства РФ и другими нормативно-правовыми актами. В основе массово-информационного права нашей страны лежит Закон РФ «О средствах массовой информации» (в дальнейшем - Закон о СМИ) № 2124-1 от 27 декабря 1991 года (с последующими изменениями) [Рихтер]1.
Конституцией РФ обеспечивается правовая защита журналистов . Ее положения подтверждают, что в России устанавливается свобода производства и распространения информации. Любые сведения не должны быть получены обманным принуждением [Обзор судебной....]. Говоря о роли медиаправа в деонтологии журналистики, отметим важную роль анализа опыта журналистской деятельности. Так, предоставляется важным изучение судебной практики в области защиты прав и законных интересов работников масс-медиа.
Закон о СМИ называет следующие виды СМИ: периодическое печатное издание, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации [Шарков, Силкин].
Деятельность сотрудников медиа связана как с понятием о профессиональном долге, так и с вопросом ответственности перед собой, редакцией, читателями. Социальные, гражданские и юридические обязательства журналиста описываются деонтологическими принципами и нормами.
«Деонтология - совокупность представлений, характеризующая профессиональный долг человека в общем, и журналиста в частности» [Деонтология]. Деонтологические нормы журналиста с точки зрения медиаправа зафиксированы в различных документах. Согласно Закону о СМИ [ФЗ «О средствах массовой информации], существует ряд определенных действий, право на которые имеет журналист.
Организация деятельности СМИ
Редакция СМИ осуществляет свою деятельность после его регистрации [Шарков, Силкин]. Заявление о регистрации подлежит рассмотрению регистрирующим органом в месячный срок с даты подачи заявления (ст. 8 Закона о СМИ).
Не требуется регистрация: СМИ, учреждаемых органами государственной власти и местного самоуправления исключительно для
1 См. Информационно-правовую систему «Консультант +»
издания их официальных сообщений и материалов, нормативных и иных актов; периодических печатных изданий тиражом менее 1000 экземпляров; радио- и телепрограмм, распространяемых по кабельным сетям, ограниченным помещением и территорией одного государственного учреждения, учебного заведения или промышленного предприятия либо имеющим не более 10 абонентов; аудио- и видеопрограмм, распространяемых в записи тиражом не более 10 экземпляров (ст. 12 Закона о СМИ).
Учредитель утверждает устав редакции и (или) заключает договор с редакцией СМИ (главным редактором). Учредитель вправе обязать редакцию поместить бесплатно и в указанный срок сообщение или материал от его имени (заявление учредителя).
Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности. Редакция может быть юридическим лицом, самостоятельным хозяйствующим субъектом, организованным в любой допускаемой законом форме. Редакция может выступать в качестве учредителя СМИ, издателя, распространителя, собственника имущества редакции.
Устав редакции СМИ принимается на общем собрании коллектива журналистов - штатных сотрудников редакции большинством голосов при наличии не менее двух третей его состава и утверждается учредителем.
Распространение массовой информации
Распространение продукции СМИ считается коммерческим, если за нее взимается плата. Продукция, предназначенная для некоммерческого распространения, должна иметь пометку «Бесплатно» и не может быть предметом коммерческого распространения. Демонстрация видеозаписей программ в жилых помещениях, а равно снятие единичных копий с них, если при этом не взимается плата прямо или косвенно, не считается распространением продукции СМИ (ст. 25 Закона о СМИ).
Распространение продукции средства массовой информации допускается только после того, как главным редактором дано разрешение на выход в свет (в эфир). Каждый выпуск периодического печатного издания должен содержать следующие сведения: 1) название издания; 2) учредитель (соучредители); 3) фамилия, инициалы главного редактора; 4) «порядковый номер выпуска и дата его выхода в свет, а для газет - также время подписания в печать (установленное по графику и фактическое) [Медиаправо России. ].; 5) индекс - для изданий, распространяемых через предприятия связи; 6) тираж; 7) цена, либо пометка «Свободная цена», либо пометка «Бесплатно»; 8) адреса редакции, издателя, типографии.
При каждом выходе радио- или телепрограммы в эфир, а при непрерывном вещании не реже 4-х раз в сутки редакция обязана объявлять название программы. Государственные СМИ обязаны публиковать
сообщения и материалы федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (ст. 35). Распространение рекламы в СМИ осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О рекламе» (ст. 36).
Граждане имеют право на оперативное получение через СМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций, общественных объединений, их должностных лиц.
Ответственность за нарушения законодательства о СМИ
Учредители, редакции, издатели, распространители, государственные органы, организации и общественные объединения, должностные лица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несут ответственность за нарушения закона РФ о СМИ (ст. 56).
Редакция, главный редактор, журналист не несут ответственности за распространение сведений, не соответствующих действительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либо ущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собой злоупотребление свободой массовой информации и (или) правами журналиста:
1) если эти сведения присутствуют в обязательных сообщениях;
2) если они получены от информационных агентств;
3) если они содержатся в ответе на запрос информации либо в материалах пресс-служб государственных учреждений, органов местного самоуправления, организаций, учреждений, предприятий, органов общественных объединений;
4) если они являются дословным воспроизведением фрагментов выступлений членов выборных органов государственной власти и местного самоуправления, делегатов съездов, конференций, пленумов общественных объединений, а также официальных выступлений должностных лиц государственных органов, организаций и общественных объединений;
5) если они содержатся в авторских произведениях, идущих в эфир без предварительной записи, либо в текстах, не подлежащих редактированию в соответствии с Законом о СМИ;
6) если они являются дословным воспроизведением сообщений и материалов или их фрагментов, распространенных другими СМИ, которое может быть установлено и привлечено к ответственности за данное нарушение законодательства РФ о СМИ.
Моральный (неимущественный) вред, причиненный гражданину в результате распространения СМИ не соответствующих действительности сведений, порочащих честь и достоинство гражданина либо причинивших
ему иной неимущественный вред, возмещается по решению суда средством массовой информации, а также виновными должностными лицами и гражданами в размере, определяемом судом1 [Шарков, Силкин].
Правовое обеспечение защиты государственной тайны
В Конституции РФ записано (ч. 4 ст. 29): «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется Федеральным законом» [Конституция РФ].
Средства защиты информации - это технические,
криптографические, программные и другие средства, предназначенные для защиты сведений, составляющих государственную тайну [Закон РФ №5485 . ], средства, в которых они реализованы, а также средства контроля эффективности защиты информации.
Степень секретности сведений, составляющих государственную тайну, должна соответствовать степени тяжести ущерба, который может быть нанесен безопасности РФ вследствие распространения указанных сведений.
Устанавливаются три степени и грифы секретности для носителей указанных сведений: «особой важности», «совершенно секретно» и «секретно».
Должностные лица и граждане, в т.ч. журналисты, виновные в нарушении законодательства РФ о государственной тайне, несут уголовную, административную, гражданско-правовую или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ.
Информация, полученная о гражданах на исповеди, охраняется п. 7 ст. 3 Федерального закона «О свободе слова и религиозных объединениях» (с последующими изменениями). Священнослужитель не может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди, и не подлежит допросу в качестве свидетеля о таких обстоятельствах согласно п. 4 ч. 3 ст. 56 Уголовно-процессуального кодекса РФ (с последующими изменениями). Федеральным законом «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» установлено, что сведения личного характера, ставшие известными работникам учреждения социального обслуживания при оказании социальных услуг, составляют профессиональную тайну.
Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» содержит запрет на получение информации личного характера от граждан помимо их воли, если иное не предусмотрено федеральными законами.
1 См. ст. 61 Закона о СМИ.
Федеральный закон «Об адвокатуре в РФ» (с последующими изменениями) определяет признаки отнесения информации к сведениям, составляющих адвокатскую тайну.
Журналистика и обеспечение неприкосновенности личной жизни гражданина РФ и охраны персональных данных.
В Конституции Российской Федерации записано [Шарков, Силкин]: «Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются» (ст. 24 Конституции РФ) [Конституция Российской Федерации].
Органы государственной власти и местного самоуправления, «их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом» [Медиаправо России...].
Правовое обеспечение неприкосновенности личной жизни гражданина РФ регулируется Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных», целью которого является защита прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защита прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну (ст. 2 ФЗ «О персональных данных»).
Закон определяет следующие основные понятия (ст. 3 ФЗ «О персональных данных»):
• Персональные данные - любая информация, относящаяся к определенному или определяемому на основании такой информации физическому лицу (субъекту персональных данных), в том числе его фамилия, имя, отчество, год, месяц, дата и место рождения, адрес, семейное, социальное, имущественное положение, образование, профессия, доходы, другая информация.
• Оператор - государственный или муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели и содержание обработки персональных данных.
• Обработка персональных данных - действия (операции) с персональными данными, включая сбор, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), использование, распространение (в том числе передачу), обезличивание, блокирование, уничтожение персональных данных;
• Блокирование персональных данных - временное прекращение сбора, систематизации, накопления, использования, распространения персональных данных, в том числе их передачи;
• Уничтожение персональных данных - действия, в результате которых невозможно восстановить содержание персональных данных в
информационной системе персональных данных или в результате которых уничтожаются материальные носители персональных данных;
• Обезличивание персональных данных - действия, в результате которых невозможно определить принадлежность персональных данных конкретному субъекту персональных данных.
При доступе к персональным данным должна обеспечиваться их конфиденциальность, за исключением случаев обезличивания персональных данных и в отношении общедоступных персональных данных (ст. 7 ФЗ «О персональных данных»).
В целях информационного обеспечения могут создаваться общедоступные источники персональных данных (в том числе справочники, адресные книги). С письменного согласия их субъекта в эти источники могут включаться его фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, абонентский номер, сведения о профессии и иные персональные данные (ст. 8 ФЗ «О персональных данных»).
Субъект персональных данных дает согласие на обработку своих персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 9. Законами РФ предусмотрены случаи обязательного предоставления персональных данных в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ст. 9 ФЗ «О персональных данных»).
Обработка персональных данных о расовой, национальной принадлежности, политических взглядах, религиозных или философских убеждениях, состояния здоровья, интимной жизни не допускается. Сведения, которые характеризуют физиологические особенности человека и на основе которых можно установить его личность (биометрические персональные данные), могут обрабатываться только при наличии согласия в письменной форме субъекта персональных данных, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 ст. 10 ФЗ «О персональных данных».
Субъект персональных данных имеет право на ознакомление со своими персональными данными, за исключением случаев, предусмотренных ч. 5 ст. 14 ФЗ «О персональных данных».
Обработка персональных данных в целях продвижения товаров, работ, услуг на рынке путем осуществления прямых контактов с потенциальным потребителем с помощью средств связи, а также в целях политической агитации допускается только при условии предварительного согласия субъекта персональных данных (ст. 15 ФЗ «О персональных данных»).
Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего закона или иным образом нарушает его права и
свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке (ст. 17 ФЗ «О персональных данных»).
При обработке персональных данных принимаются необходимые меры, в том числе шифровальные (криптографические) средства для защиты их от неправомерного или случайного доступа к ним, уничтожения, изменения, блокирования, копирования, распространения, от иных неправомерных действий (ст. 19 ФЗ «О персональных данных»).
Организационно-правовые формы создания и
функционирования медиапредприятий
С принятием в 1991 году закона РФ «О средствах массовой информации» «стало очевидным, что СМИ являются не только социальным институтом, играющим важную роль в обеспечении массовой коммуникации и выполняющим ответственные политические и идеологические функции, но и выступают также компонентом экономической системы общества, субъектом рыночных отношений1.
Организационно-правовые формы медиапредприятий, как и любых других организаций (юридических лиц), определяются нормами части 1» [Шарков, Силкин]. Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ).
Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.
К юридическим лицам, в отношении которых их учредители (участники) не имеют имущественных прав, относятся общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды, объединения юридических лиц (ассоциации и союзы) (ст. 48 ГК РФ).
Юридическими лицами могут быть организации, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеющие извлечение прибыли в качестве такой цели и не распределяющие полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации).
В Гражданском кодексе Российской Федерации (ст. 152 ГК РФ) отмечены конкретные ситуации, когда гражданин имеет возможность воспользоваться этим правом:
1 См.: www.mirrabot.com/work/work 81104.html.
1. Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности.
По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.
2. «Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в СМИ, они должны быть опровергнуты в тех же СМИ» [Медиаправо России...].
Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же СМИ.
4. «Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход РФ. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить действие, предусмотренное решением суда» [Медиаправо России...].
5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
6. «Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения распространены, вправе обратиться в суд с заявлением о признании распространенных сведений не соответствующими действительности» [Медиаправо России...].
Система деонтологических принципов журналистики
Журналисты могут полноценно выполняют свою социальную функцию лишь тогда, когда их права защищены, когда они могут свободно работать. Выполняя профессиональные обязанности, они должны соблюдать нормы, установленные этическими
документами. Журналистикой может заниматься множество участников, независимо от их статуса профессионала. Журналисты должны обращаться с информацией таким образом, чтобы служить общественным интересам и основным правам общества. Они не должны относиться к информации как к товару. Руководствуясь требованиями истины, они должны честно представлять факты, максимально игнорируя свои собственные интересы и
предрассудки и отвергая все формы попустительства и конфликта интересов.
Деонтологические нормы журналиста с точки зрения медиаправа зафиксированы в различных документах. Согласно Закону о СМИ [ФЗ «О средствах массовой информации»] существует ряд определенных действий, право на которые имеет журналист. В их числе - возможность по общему правилу беспрепятственно запрашивать и искать, а также распространять информацию, посещать любые открытыемассовые мероприятия, обращаться в пресс-службы различных компаний, организаций и предприятий с просьбой предоставить ту или иную информацию.
Поскольку проблема деонтологии многосоставна, то Хартия (Кодекс) неизбежно должны контаминировать (объединять) правовые и нравственные, политические и творческие, организационные и психологические (и другие) стороны, которые составляют систему деонтологических принципов. Среди принципов, важных для этого консолидирующего документа (а он, несомненно, охватит более широкий круг вопросов), профессор Е.П. Прохоров выделяет следующие:
• «место и роль журналистики в демократическом обществе;
• характеристика сущности свободы СМИ в разных ее сторонах (социально-творческой, юридической, экономической);
• принципы информационного обеспечения демократии;
• направленность на обеспечение общества полной, правдивой, своевременной информацией с разделением фактов и мнений (вне зависимости от конфлитогенности конкретного политического момента -уточн. диссертанта);
• забота об информированности аудитории;
• плюрализм СМИ, отражающих все многообразие позиций различных общественных сил;
• признание равенства всех СМИ, уважение их позиций и мнений;
• свобода информационной политики в рамках закона о СМИ;
• толерантность ведения информационной политики;
• необходимость открытого диалога (с конструктивным использованием средств полемики, критики, дискуссии);
• объективность представления позиций и аргументов участников диалога;
• аргументированность суждений и контрсуждений, исключающая манипулятивные приемы, софистику;
• ведение «информационной борьбы» с использованием такого рода форм «информационного оружия», при котором исключается даже возможность «информационной войны»;
• обязательность участия в диалоге по затронутому в каком-то СМИ существенному для общества вопросу;
• недопустимость замалчивания поднимаемых другими СМИ общезначимых вопросов;
• соблюдение требований информационной безопасности;
• демократизм внутриредакционных отношений (в «триумвирате» учредитель/хозяин - главный редактор - журналисты);
• ответственность редакций и их сотрудников за нарушение принятых норм и требований;
• осуществление мониторинга и контроля за соблюдением информационного порядка со стороны государственных и общественных организаций при запрете предварительной цензуры...» [Прохоров: 267268].
«Нормирование указанных принципов - не только путь к цивилизованному разрешению конфликтных процессов, но и важнейшая база для воссоздания и укрепления конструктивной роли средств массовой информации в позитивном развитии общества» [Шарков, Силкин].
Нужно признать, что экономическая составляющая развития средств массовой информации - явление общего экономического устройства любого государства, сектор экономического уклада. Вместе с тем, СМИ не являются ведущим средством экономики - они всегда затратны, например, в США медиаиндустрия составляет всего 5,7 процента валового национального продукта.
По другим странам эта информация малоизвестна. Однако косвенные данные по расходам в области СМИ свидетельствуют о неточных сведениях в этой сфере. Можно судить о расходах на СМИ через расходы на рекламу. Так, например, рекламные расходы в США составляют 1,37 процента от ВНП, в России - 0,60 процента.
С 2006 года порядок бюджетного финансирования социально значимых программ, в частности, на телеканалах зависит от рейтинга передачи. Те каналы, которые получали бюджетные средства и претендуют на их получение, должны иметь аудиторию не менее 1%. В качестве удачного примера бюджетной поддержки социально значимых медийных проектов можно назвать программу «Умницы и умники», которую, по замерам аудитории, смотрит в среднем 1,5 млн. человек, передачу «Спокойной ночи, малыши», зрительская аудитория которой колеблется в пределах 3-4 млн.
Государственную поддержку получают социально значимые публикации, социально значимые темы и приложения, ориентированные на пенсионеров и детей. Финансирование средств массовой информации, учреждаемых или поддерживаемых муниципалитетами, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», бюджетным законодательством РФ, а также нормативными правовыми актами
муниципальных образований. Статья 53 Закона от 6 октября 2003 года, регулирующая вопросы расходов местных бюджетов, содержит отсылочную норму к Бюджетному Кодексу РФ. Часть 2 статьи 86 Бюджетного Кодекса предусматривает самостоятельное установление и исполнение расходных обязательств органами местного самоуправления, если такие обязательства могут быть исполнены за счет собственного бюджета муниципалитета и вопросы, по которым устанавливаются обязательства, не исключены из компетенции органов местного самоуправления ФЗ или законами субъектов РФ. При этом нужно учитывать, что Федеральный закон «О бюджетной классификации» предусматривает возможность устанавливать расходы бюджетов муниципальных образований на средства массовой информации. Последние изменения в данный закон вносились позже, чем был принят Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления» (29 июня 2004 года), что должно быть расценено как допущение со стороны федерального законодателя возможности финансирования средств массовых информации из муниципальных бюджетов».
Заключение
Сравнение права и этики предполагает вывод о том, что они не только сосуществуют в сфере массовой информации, но и активно взаимодействуют друг с другом. Результатом является гибкая и надежная система принципов и норм. Эта система призвана регулировать поведение участников массового информационного процесса, обеспечивать их защиту и самозащиту, сохранение идеологической и организационной целостности журналистской корпорации, согласование стремлений и практик СМИ с интересами государства и его граждан. Этический контроль, помимо корпоративного самоконтроля, осуществляется также инстанциями, внешними по отношению к прессе, например, институтом омбудсмена или судом по информационным спорам. В этом же ряду стоят комитеты по наблюдению за прессой, которые по собственной инициативе формируются общественными организациями, или Высший совет по защите нравственности телевидения и радиовещания.
Источники
Деонтология. Большой энциклопедический словарь //Словари иКЬ:Ы*р8://т8-big-enc-dict.slovaronline.com/search?s=Деонтология (дата обращения: 10.04.2021).
Закон РФ № 5485-1 от 21 июля 1993 года «О государственной тайне».
Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103/ (дата обращения: 18.04.2021).
Кодекс профессиональной этики российского журналиста Союза журналистов России//Союз журналистов России. URL:https://ruj.ru/news/kodeks-zhurnalistskoy-etiki-2ауау1еше-8оуи2а-2ЬигпаН81;оу-го88п-6230 (дата обращения: 18.04.2021).
Конституция Российской Федерации // Информационно-правовая «КонсультантПлюс». URL:http://www.consu1tant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/ (дата обращения: 18.04.2021).
Медиаправо России: документы, комментарии, вопросы и ответы / [авт.-сост. Н. И. Бусленко]. Ростов-на-Дону: Феникс, 2005. 285 с.
Обзор судебной практики в связи с коронавирусом//Информационно-правовая система «КонсультантПлюс».
Прохоров Е.П. (2001). Журналистика и демократия. М. С. 267-268.
Прохоров Е.П. (2018). Введение в теорию журналистики//Центр дистанционного образования МГУП. 2018.
Рихтер А.Г. (2009). Правовые основы журналистики. М.: ВК. 456 с.
Федеральный закон от 31.05.2002 N 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
ФЗ 152-ФЗ «О персональных данных» с изменениями на 2022 год.
ФЗ от 13.03.2006 N 38-Ф3. «О рекламе».
ФЗ от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
ФЗ от 27.12.1991 N 2124-1 (ред. от 30.12.2020) «О средствах массовой информации».
ФЗ от 26 сентября 1997 года «О свободе слова и религиозных объединениях».
ФЗ от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации» (с изменениями и дополнениями)
ФЗ от 29.12.2020 г. № 476-ФЗ «Об аудиторской деятельности».
Шарков Ф.И. (2007). Правовое регулирование коммуникационной деятельности: в рекламе, связях с общественностью, журналистике: Учебн. пособие. М.: Дашков и К°. 324 с.
Шарков Ф.И., Силкин В.В. (2018). Теория и практика массовой информации как фундаментальное направление коммуникологии: Монография / Ф.И. Шарков, В.В. Силкин; под общ. ред. Ф.И. Шаркова. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°». 304 с.
■ ■ ■ Legal bases of functioning of the Russian mass media in the system of deontology of journalism
Golubenkov K.S.
TOKPROM LLC, Moscow, Russia
Abstract. The analysis of the international legal framework for the media in a real structural form is a complex task that needs scientific justification due to the exceptional role of the media as a whole and their constant and significant influence on the democratic processes taking place in the world. If we analyze the media through the prism of history, we can ignore the impression of the exceptional importance of freedom of expression as a source and initiator of many significant
changes and valuable components in the overall functioning of social and political systems. In this regard, special attention is paid to the influence of the media on modern trends related to the development of democracy and the rule of law. The deontology of journalism emphasizes freedom of expression, respect for the values and principles of standards, human rights and freedoms. The purpose of this article is to analyze the legal framework for the media and to show the most important provisions that represent the source of the media law containing rules for the creation and implementation of media freedom. Regardless of whether the media has signed the Deontological Code or not, the communication and information space of the media should be organized in such a way as to ensure the exercise of rights and democracy. The communication and information space should guarantee the freedom, independence and pluralism of news and any other information. As a common good, such a space has social, cultural and democratic value and should not be reduced only to a commercial dimension.
Keywords: deontology of journalism, mass media, law and mass media, deontological code
For citation: Golubenkov K.S. Legal bases of functioning of the Russian Mass Media in the system of Journalism Deontology // Communicology: electronic scientific journal. 2022. Vol. 7. No. 4, pp.59-73.
Inf. about the author: Kirill Sergeevich Golubenkov, lawyer of TOKPROM LLC. Address: 117042 Moscow, Yuzhnobutovskaya str., 53, room 1, room 3. E-mail: [email protected]
Received: 12.09.2022. Accepted: 23.12.2022.
References
Deontology. Large Encyclopedic dictionary //URL Dictionaries:https://rus-big-enc-dictslovaronlme.com/search?s=,n,eoHTO.norHfl (date of appeal: 04/10/2021).
RF Law No. 5485-1 of July 21, 1993. «On State Secrets».
Information and legal system «ConsultantPlus».
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_48103 / (accessed: 04/18/2021).
The Code of Professional Ethics of a Russian Journalist of the Union of Journalists of Russia//Union of Journalists of Russia. URL:https://ruj.ru/news/kodeks-zhurnalistskoy-etiki-zayavlenie-soyuza-zhurnalistov-rossii-6230 (accessed: 04/18/2021).
The Constitution of the Russian Federation // Information and legal "ConsultantPlus". URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399 / (accessed: 04/18/2021).
Mediapravo of Russia: documents, comments, questions and answers / [auth.-comp. N. I. Buslenko]. Rostov-on-Don: Phoenix, 2005. 285 p.
Review of judicial practice in connection with coronavirus//Information and legal system «ConsultantPlus».
Prokhorov E.P. (2001). Journalism and democracy. M, pp. 267-268.
Prokhorov E.P. (2018). Introduction to the theory of journalism//The Center for Distance Education of MGUP.
Richter A.G. (2009). Legal foundations of journalism. Moscow: VK. 456 p.
Federal Law No. 63-FZ of 31.05.2002 "On Advocacy and Advocacy in the Russian Federation".
Federal Law FZ 152-FZ «On Personal Data» as amended for 2022.
Federal Law No. 38-FZ of 13.03.2006. «About advertising».
Federal Law No. 54-FZ of 19.06.2004 «On Meetings, Rallies, Demonstrations, Processions and picketing».
Federal Law of 27.12.1991 N 2124-1 (ed. of 30.12.2020) «On mass media».
Federal Law of September 26, 1997 «On Freedom of Speech and religious Associations».
Federal Law No. 7-FZ dated January 13, 1995 «On the Procedure for Covering the Activities of State Authorities in State Mass Media» (with Amendments and Additions)
Federal Law No. 476-FZ dated December 29, 2020. «On Auditing Activities».
Sharkov F.I. (2007). Legal regulation of communication activities: in advertising, public relations, journalism: Textbook. manual. M.: Dashkov and Co. 324 p.
Sharkov F.I., Silkin V.V. (2018). Theory and practice of mass information as a fundamental direction of communication: Monograph / F.I. Sharkov, V.V. Silkin; under the general editorship of F.I. Sharkov. M.: Publishing and Trading Corporation «Dashkov and Co». 304 p.
■ ■ ■ Законопроект о семейно-бытовом насилии и отношения к нему отечественного медийного пространства: на примере публикаций газеты «Известия»
1 "2 Платонова А.П. , Гоголева С.Д.
1. ООО «ТД «РусСпецЭлектрод», Москва, Российская Федерация
2. Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова, Москва, Российская Федерация
Аннотация. Статья рассматривает проблематику принятия законопроекта о профилактике семейно-бытового насилия через призму ее освещения в газете «Известия». Контент-анализ проведенный авторами статьи показал, что в обсуждении законопроекта о семейно-бытовом насилии произошли определенные изменения: существенно изменилось соотношение новостных и аналитических материалов в пользу увеличения аналитических материалов, что может означать процесс углубления дискуссий по данной тематике. Заметно снижение доли упоминаний о законопроекте в положительном ключе и рост упоминаний негативного характера, что подтверждает определенные сдвиги в восприятии этой проблематики и усиление критического отношения к ней.
Ключевые слова: СМИ, семейно-бытовое насилие, коммуникация, общественное мнение, медиапространство, закон.
Для цитирования: Законопроект о семейно-бытовом насилии и отношения к нему отечественного медийного пространства: на примере публикаций газеты