эпоху формируется современное науч — ное мировоззрение. Как следствие именно библиотека становится учреждением, которое определяет характер образовательной, научной и культурной политики государства. Общество ориентируется на расширение круга образованных людей, стремящихся к знаниям, вследствие чего расширяются масштабы библиотечного обслуживания и комп — лектования фондов библиотек.
1 Володин, Б.Ф. Всемирная история библиотек /Б.Ф.Володин. - СПб, 2004. - С.68.
2 Там же. - С.69.
3 Проскуряков, В.М. Иоган Гуттенберг / В.М.Проскуряков. - М., 1933. - С.25.
4 Там же. - С.113.
5 История библиотек. Исследования, материалы, документы. - СПб, 2000. - С.198.
6 Володин, Б.Ф. Указ. соч. - С.123.
7 Там же.
8 Проскуряков, В.М. Указ. соч. - С.116.
9 История. Сайт НБ МГУ им. М.В.Ломоносова. Режим доступа: http://nbmgu.ru, свободный.
10 Там же.
11 Там же.
12 Там же.
13 Там же.
14 Там же.
15 Там же.
16 История библиотеки. Сайт НБ СПбГУ им. М.Горького. Режим доступа: www.lib.pu.ru, свободный.
17 Попова, Э.Г. Краткий исторический очерк развития военно-морских библиотек в Санкт-Пертербурге до 1917 г. / Э.Г.Попова // История библиотек. Вып.5. - СПб, 2004. - С.136.
18 Федорова, О.М. Граф Ксавье де Местр и Морская библиотека России / О.М.Федорова // История библиотек. Вып.5. - СПб, 2004. - С.126.
19 Там же. - С.130.
УДК 02
Вадим Александрович ЯКУШЕВ,
адъюнкт факультета подготовки научно-педагогических кадров Академии управления МВД России, подполковник милиции
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ СОТРУДНИКОВ ПОЛИЦИИ, ПРОХОДИВШИХ СЛУЖБУ В СИБИРИ И НА ДАЛЬНЕМ ВОСТОКЕ
РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ
П роблема комплектования государственных учреждений (в том числе полиции) Сибири и Дальнего Востока кадрами, их закрепления на службе возникла довольно рано. Для ее решения предпринимались различные меры.
В этой области накоплен достаточный опыт, представляющий значительный интерес для решения аналогичных задач в современных условиях.
Целенаправленная работа государ -ственной власти в Российской империи сводилась к следующему:
Вестник Сибирского юридического института МВД России —
— во - первых, для дифференциро — ванного, отражающего особенности природно — климатических условий ре — гионов обеспечения служащих полиции материальными средствами в 1842 г. все губернии Российской империи были разделены на несколько категорий;
— во — вторых, было увеличено денежное содержание сотрудникам поли — ции в Сибири и на Дальнем Востоке (курсив наш. — В.Я.);
— в — третьих, введение в действие за — кона «Об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях» (12 августа 1886 г.) позволило улучшить финансовое положение и уровень соци — альной защиты полицейских.
Для успешного освоения территорий Сибири и Дальнего Востока требовалось привлечение квалифицированных спе — циалистов, способных решать многие за — дачи, в частности обеспечить внутреннюю безопасность государства, работая в полиции. В 1815 г. Сенат издал Указ о «безвозмездном» пособии лицам, назна — чаемым в Сибирь для дальнейшего прохождения службы, в размере одного годового оклада.
Развитие процессов колонизации восточной части Российской империи требовало оперативного реагирования и удовлетворения возрастающих потреб — ностей сотрудников полиции, поэтому в 1822 г. было принято решение о вы — платах «пенсионной прибавки» за выслугу лет. Сотрудник полиции, про — ходивший службу в Сибири не менее 10 лет, наряду с получаемым жалованьем наделялся «пенсионной прибавкой» в размере 1/3 от получаемого жалованья. После двадцати лет службы в Сибири размер «пенсионной прибавки» уста — навливался в половинном размере от получаемого жалованья. За тридцатилетний период службы в Сибири полага — лась выплата пенсии, равной получаемому жалованью.
Указом от 30 марта 1832 г. вводились новые «правила службы в Сибири», которые регламентировали возможность
как приема на государственную служ — бу, так и всю процедуру прохождения службы в Сибири.
В целях привлечения профессиональных кадров на службу в полицию 26 мая 1 835 г. был введен специальный «учет времени службы» до назначения на должность в Сибирь, исчислявшийся 7 лет за 5 лет выслуги. Для определен — ной корректировки с 10 до 15 лет был поднят нижний срок выслуги лет для получения «пенсионных выплат». Выплата пенсий устанавливалась в отноше — нии лиц, подлежащих «окончательному увольнению со службы».
Все это позволило стабилизировать кадровую ситуацию в полиции, улучшить положение как с раскрытием преступ — лений, так и с их предупреждением.
В связи с тем, что Сибирь всегда являлась местом ссылки и каторги как политических заключенных, так и лиц, осужденных за общеуголовные преступления, для укрепления полиции в 1886 г. было принято решение о допол — нительном введении штатных единиц в городские полицейские управления,1 которым внесены изменения в высочай — ше учрежденные 12 июня 1867 г. штаты полицейских управлений в Сибири.2
Не оставались без внимания и раз — меры дополнительного (за выслугу лет) жалованья сотрудников полиции. Поли — цейские, имевшие выслугу 10 лет, могли рассчитывать на 1/4 часть оклада, получаемого по месту службы. При выслуге 15 лет жалованье равнялось половине оклада. При выслуге 20 лет размер составлял 3/4 оклада. При наличии выслуги 25 лет полицейский получал «полный оклад».
Принятый в 1886 г. закон о преимуществах гражданской службы в некото — рых местностях Российской империи3 позволил увеличить жалованье старшим и младшим городовым в губернских и уездных городах Сибири. В губернских городах размер жалованья устанавливался следующим образом: старшим городовым — 300 рублей в год, младшим
— в 240 рублей в год, а в уездных городах младшим городовым выплачивали жалованье в 180 рублей в год.4 Следует заметить, что размер жалованья прямо зависел от должности, образования и уровня полицейского учреждения. Чем выше уровень полицейского учрежде -ния, тем выше жалованье получал сотрудник полиции.
Так, в уездной полицейской страже за нахождение в должности старшего стражника полагались добавочные 60 рублей, а стражники получали дополнительно по 100 рублей.5
Чины уездной полиции за мероприятия по розыску лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, вне пределов своего участка получали вознаграждение только в тех случаях, когда они не пользо -вались обывательскими лошадьми, разъездными деньгами, а получили при этом особую командировку от непосред -ственного руководства.
Когда сотрудник полиции оказывался под следствием или же был предан суду, ему выплачивалась половина жалованья за счет средств государственного казначейства.
По общему правилу в случае получе -ния ранения сотрудником полиции или повреждения здоровья при исполнении служебных обязанностей получение пособий зависело от МВД. Ходатайства в получении таких пособий исходили от руководства.
Дополнительным, особым вознаграждением сотрудников полиции являлось вознаграждение в порядке, определяемом ст.63 Учреждения Судебных установлений: «...где при мировых съездах не будет особых судебных приставов, их обязанности возлагаются на чинов местной полиции»6. Вместе с тем на территории Сибири не осуществлялся принцип разделения судебной и административ -ной власти: начальники полиции выполняли обязанности мировых судей, судебных следователей и даже нотариусов.
В отдаленных местностях, в том числе и в Сибири, отпуск составлял 28 календар -
ных дней. Разрешались и более длительные отпуска при условии осуществления вычетов дополнительных дней из срока действительной выслуги лет.
Однако в соответствии с Положением о Сибирском комитете, утвержденным Александром II 21 апреля 1863 г., размеры отпуска были увеличены до двух месяцев. При наличии уважительных причин срок отпуска мог быть продлен до 4-х меся -цев с сохранением жалованья.
Значительное улучшение материального обеспечения государственных служащих в Сибири произошло в период правления Александра III. Так, в 1886 г. были приняты Правила « Об особых преимуществах гражданской службы в отдаленных местностях»7. Особые пре -имущества составляли: 1) прогонные деньги в усиленном размере; 2) пособие на подъем и обзаведение; 3) прибавки к жалованью; 4) пособия за выслугу десятилетий; 5) пособия на воспитание детей;
6) отпуска на льготных основаниях;
7) пенсионные преимущества; 8) единовременные пособия семьям в случае смерти кормильца в период службы.
Помимо названных преимуществ, сотрудники полиции, проходившие службу, например, в Приамурском генерал-губернаторстве, через каждые 1 0 лет пользовались правом на получение единовременного пособия в размере полуторных прогонных средств.
Медицинским обеспечением полицейских в местностях, на которые распро -с тр ан ял ис ь п ра в и ла об о со бы х преимуществах, согласно Уставу об общественном призрении,8 занимались больничные учреждения, а там где их не было, — военно-сухопутные и морские госпитали.9
Пенсии чинам полиции назначались и выплачивались за счет средств государственного казначейства.10 При назначении пенсий учитывалось: представлялся ли увольняемый к зачислению в запас армии; представлялся ли увольняемый в отставку. В отставку зачислялись полицейские, совершившие какие-либо
Вестник Сибирского юридического института МВД России
проступки (распутное поведение, пьян — ство и т.п.).
В соответствии с п.7 Высочайше утвержденного 5 мая 1903 г. мнения Госу — дарственного Совета нижние чины полиции и члены их семей лишались права на пособия и пенсии из Государст — венного казначейства, но, в виде исклю — чения, в случае имеющихся заслуг, большого стажа работы в полиции или тяжелого материального положения пенсии и пособия назначались.
В связи с ростом числа нападений на полицейских, оттоком квалифицирован — ных кадров из полиции правительству пришлось пересмотреть существующие законы.
С 20 мая 1905 г. на основании высочайшего повеления пенсии чинам полиции, ставшим жертвами покушения, начали назначаться Министерством внутренних дел Российской империи исключительно из средств государ — ственного казначейства.
В соответствии с законом от 18 марта 1909 г. сотрудникам полиции, пострадавшим от «преступных деяний, совер — шенных с политической целью, а также членам семей в случае гибели сотрудника полиции» выплачивались пенсии и пособия. Данный закон вступал в силу в отношении погибших и пострадавших полицейских с 1 января 1905 г. включительно (хотя закон был подписан 18 марта 1909 г.)11. До принятия данного закона вопросы пенсионного обеспече —
ния регулировались императорским Указом от 20 мая 1905 г.
Анализируя ситуацию по финансо — вому обеспечению и социальной защите чинов полиции в Сибири и на Дальнем Востоке Российской империи, можем констатировать, что сокращения объема льгот, гарантий и компенсаций не отме — чалось. Правительством Российской империи по мере возможности наращивалось финансовое обеспечение, а также усиливалась социальная защита поли — цейских, что способствовало доверию сотрудников полиции к Правительству и служило в дальнейшем стимулом, который проявился в периоды Февральской и Октябрьской революций, когда на защиту режима встали в основном сотруд — ники полиции.
1 СУ РИ. - 1886. - №58. - С.1169— 1170.
2 СУ РИ. - 1867. - №59. - С.1158-1163.
3 СУ РИ. - 1886. - №76. - С.1688— 1708.
4 СУ РИ. - 1892. - №82. - С.2083-2084.
5 Вестник полиции. - 1910. - №11. - С.287.
6 Российское законодательство Х — ХХ вв. -Т^Ш. - М., 1991. - С.39.
7 СУ РИ. - 1886. - №76.
8 Устав об общественном призрении. -Ст.605.
9 Узаконения, распоряжения касающиеся организации уездной полицейской стражи. -1906. - С.30.
10 Материалы, собранные для высочайше утвержденной комиссии о преобразовании губернских и уездных учреждений. - 1871. - Ст.179. - С.474.
11 СУ РИ. - 1909. - №50. - С.48.