ПРАВОВЫЕ И ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ
В.С. Бялт, канд. юрид. наук, доцент Санкт-Петербургский университет МВД России (Россия, г. Санкт-Петербург)
DOI:10.24412/2500-1000-2022-11-3-73-75
Аннотация. Статья посвящена исследованию института правовых ограничений в особых условиях (в периоды действия чрезвычайного положения, военного положения и при проведении контртеррористической операции) с позиции функционирования административно-правового механизма охраны и защиты конституционных прав и свобод российских граждан. Автор, анализируя нормативную правовую базу в данной области, констатирует, что в особых условиях ограничение прав и свобод человека и гражданина следует осуществлять в строгом соответствии с конституционными нормами и нормами федерального законодательства, а также что, совершенствование нормативной правовой базы и правоприменительной практики в исследуемой сфере должно реализовы-ваться в рамках конкретизации норм международного права, с учетом главенствующей роли Конституции Российской Федерации как основного закона нашего государства.
Ключевые слова: права, свободы, правовые ограничения, правовой статус, особые условия, чрезвычайное положение, военное положение, контртеррористическая операция.
Анализ вопросов, посвященных нормативному правовому закреплению возможности ограничения правового статуса личности, занимает одно из ключевых мест в правовой науке, потому что от того насколько четко определен правовой статус личности и правомерные пределы его ограничения, насколько эффективно функционирует система гарантий его обеспечения, можно судить об уровне развития государства и его правовой системы. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства [1, ст. 2]. Признание и юридическое закрепление самоценности человеческой личности является одни из специфических признаков правового государства, а взаимная ответственность государства, общества и личности, подразумевающая, что каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц, позиционируется как один из основных принципов функционирования правового государства [3, с. 116-117]. Не слу-
чайно Президент Российской Федерации В.В. Путин обращает особое внимание на вопросы, связанные с недопустимостью неправомерного ограничения прав и свобод человека и гражданина со стороны должностных лиц государственных органов [2]. Это в свою очередь позволяет утверждать, что рассмотрение института правовых ограничений при наличии определенных особых условий является весьма актуальным.
Основные права и свободы российских граждан закреплены в Конституции Российской Федерации. Все конституционные права и свободы можно подразделить на абсолютные, которые не подлежат ограничению, и относительные - права и свободы, которые могут быть ограничены в определенных случаях. Перечень абсолютных прав и свобод содержится в части 3 статьи 56 Конституции Российской Федерации. Относительные права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения
обороны страны и безопасности государства [1, ст. 55].
Согласно Конституции Российской Федерации «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия» [1, ст. 56]. Режим чрезвычайного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 мая 2001 года № З-ФКЗ «О чрезвычайном положении». Глава 3 указанного закона содержит исчерпывающий перечень мер и временных ограничений, применяемых в условиях чрезвычайного положения.
Конституция Российской Федерации также определяет условия введения военного положения «В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерации вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе» [1, ст. 87]. Режим военного положения определяется Федеральным конституционным законом от 30 января 2002 года № 1-ФКЗ «О военном положении». Статья 18 обозначенного закона регламентирует правовое положение граждан в период военного положения в соответствии с которой в период действия военного положения граждане пользуются всеми установленными правами и свободами, за исключением прав и свобод, ограничение которых установлено нормами федерального законодательства.
Правоотношения, связанные с проведением контртеррористической операции, регулируются Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодей-
ствии терроризму», в статье 11 которого определен исчерпывающие перечень мер и временных ограничений, допускаемых на период проведения контртеррористической операции.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, можно констатировать следующее:
- анализ института правовых ограничений в особых условиях (в периоды действия чрезвычайного положения, военного положения и при проведении контртеррористической операции) имеет существенное значение в аспекте систематизации правовых знаний в науке конституционного и административного права, а также в свете дальнейшего построения в Российской Федерации правового государства и развития гражданского общества;
- нормы национального законодательства Российской Федерации охраняют и защищают права и свободы граждан, но вместе с тем и устанавливают возможность их ограничения при наличии определенных особых условий;
- в периоды действия чрезвычайного положения, военного положения и при проведении контртеррористической операции ограничение прав и свобод граждан должно осуществляться в строгом соответствии с конституционными нормами и нормами федерального законодательства;
- с нашей точки зрения, совершенствование нормативной правовой базы и правоприменительной практики в сфере ограничения прав и свобод человека и гражданина в особых условиях (в периоды действия чрезвычайного положения, военного положения и при проведении контртеррористической операции), должно реализо-вываться в рамках конкретизации норм международного права, с учетом главенствующей роли Конституции Российской Федерации как основного закона нашего государства.
Библиографический список
1. Конституция Российской Федерации: (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. 1993. 25 декабря; СЗ РФ. 2020. № 11. Ст. 1416.
2. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 21 апреля 2021 года // Российская газета, 2021, 22 апреля.
3. Бялт В.С. Теория государства и права в схемах: Учебное пособие. - М.: Изд-во Юрайт, 2022.
LEGAL AND ORGANIZATIONAL BASES OF RESTRICTION OF HUMAN AND CIVIL RIGHTS AND FREEDOMS IN SPECIAL CONDITIONS
V.S. Byalt, Candidate of Legal Sciences, Associate Professor
St. Petersburg University of the Ministry of Internal Affairs of Russia
(Russia, St. Petersburg)
Abstract. The article is devoted to the study of the institution of legal restrictions in special conditions (during periods of a state of emergency, martial law and during a counter-terrorism operation) from the perspective of the functioning of the administrative and legal mechanism for the protection and protection of the constitutional rights and freedoms of Russian citizens. The author, analyzing the regulatory legal framework in this area, states that in special conditions, the restriction of human and civil rights andfreedoms should be carried out in strict accordance with constitutional norms and norms of federal legislation, and also that the improvement of the regulatory legal framework and law enforcement practice in the field under study should be implemented within the framework of the specification of international law, with taking into account the dominant role of the Constitution of the Russian Federation as the basic law of our state.
Keywords: rights, freedoms, legal restrictions, legal status, special conditions, state of emergency, martial law, counter-terrorism operation.