для проведения оперативно-розыскного мероприятия (постановлением) и составленными по итогам его проведения (актом обследования и протоколом изъятия). Также необходимо закрепить процедуру заверения и передачи лицу, у которого в рамках ОРД были изъяты документы, копии этих документов.
При наличии достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела (всех необходимых признаков состава преступления) проверка хозяйствующих субъектов должна производиться в рамках досудебного производства (ст. 5 п. 9 УПК РФ). Уголовно-процессуальное законодательство начинает регулировать действия сотрудников с момента получения сообщения о преступлении, в связи с чем должностные лица ОВД при проведении мероприятий, направленных на пресечение правонарушений и преступлений, должны руководствоваться процедурами и порядком их
применения, которые предусмотрены нормами УПК РФ.
Вместе с тем, если ранее порядок проведения проверок и ревизий по уголовным делам, подследственным органам внутренних дел, подробно регламентировался инструкциями, утвержденными приказами МВД России от 02.08.2005 г. № 636 и от 16.03.2004 г. № 177, то в настоящее время порядок действий сотрудников органов внутренних дел не определен.
Таким образом, остаются нерешенными следующие проблемные вопросы:
1. Ранее до вступления в силу новых норм проверяемый субъект получал постановление, после их вступления -получать не будет.
2. В законодательстве не предусматривается выдача копии протокола осмотра места происшествия (его будет требовать лицо, у которого изъяли документы).
3. Не определены сроки изъятия документов.
Правовые и организационные основы
деятельности милиции в 1930-х - начале 1940-х гг., ее региональные особенности (на примере Республики Башкортостан)
Емелин С.М.*
We analyze the historical conditions, in which work of militia on the territory of Bashkortostan has been passed. Some peculiarities of this process and basic analysis of the militia activity in 1930-1940 are also presented in this article.
Тридцатые годы ХХ столетия представляют собой отдельный и самостоятельный этап в истории органов внутренних дел России. К этому времени было в целом завершено их формирование, была разработана организационно-правовая база деятельности, сложились основные направления работы. Во многом тот уровень организации органов внутренних дел, с которым они подошли к началу Второй мировой, а затем и Великой Отечественной войн, был сформирован в 30-е годы, а именно в их второй половине. Данный период характеризуется усилением централизации в рамках сложившейся в СССР командно-административной системы управления. Происходящие в стране про-
цессы в полной мере отразились на органах внутренних дел, которые в силу их положения в государственной системе, места в осуществлении внутренней политики государства и обилия выполняемых функций к этому времени не отвечали политическим потребностям. Это, в свою очередь, привело к серьезному изменению статуса органов внутренних дел в сторону его понижения, распределению ряда функций, не отвечающих основным направлениям деятельности ведомства, соответствующим государственным, хозяйственным и коммунальным службам.
Подобная ситуация была обусловлена рядом политических и экономических факторов, которые стали причиной серь-
Старший научный сотрудник АЭБ МВД России, кандидат исторических наук, доцент
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
et
CQ s
I-
о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о
ш у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
езных изменении системы органов внутренних дел. Прежде всего, складывалась неудовлетворительная ситуация в обеспечении населения страны продуктами питания. В 1928 г. было заготовлено хлеба на 130 миллионов пудов меньше, чем в предыдущий год. Через год ситуация повторилась, причем пришлось вновь вводить режжим чрезвычайного положения. В то же время товарность колхозного производства и совхозного производства в 1928 г. в 2-3 раза превышала товарность единоличных хозяйств (хотя и достигалась не интенсификацией производства, а усиленной эксплуатацией колхозников и заниженными государственными ценами на сельскохозяйственную продукцию). В этих условиях руководство страны подталкивало на проведение всеобщей коллективизации, что, во-первых, позволило бы решить проблему голода, а во-вторых, и это, по нашему мнению, больше отвечало интересам партийной верхушки, ликвидировало бы такую неустойчивую и опасную в социальном плане категорию как мелкие сельскохозяйственные собственники, частники, движимые личными интересами, образовав взамен более управляемую и податливую массу колхозного крестьянства, свободную от частной собственности и связанных с этим интересов1.
К подобной аграрной политике подталкивало то, что крестьяне повсеместно отказывались продавать хлеб по низким государственным ценам. Создав же колхозы на селе, гораздо легче было вести учет выращенного хлеба и производить хлебозаготовки по ценам, устанавливаемым государством. В то же время ясно было и другое: в стране могли усилиться крестьянские волнения. Поэтому необходима была централизация и усиление силовых структур, чтобы при необходимости иметь под рукой репрессивный аппарат, способный подавить сопротивление наиболее зажиточной части крестьянства2.
Вторая причина крылась в том, что на рубеже 20-30-х гг. в руководстве страны развернулась внутрипартийная борьба, причем руководство НКВД не осталось в стороне от этого, продемонстрировав потенциальную опасность для политического руководства. Все это и стало причиной крупномасштабных преобразований правоохранительной системы. 15 декабря 1930 г. ВЦИК и СНК СССР приняли постановление о ликвидации наркоматов внутренних дел союзных и автономных
республик. Оценивая их деятельность за это время, в документе отмечается, что наркомвнуделы провели «большую работу по восстановлению разрушенного войной коммунального фонда и организации коммунального дела, по борьбе с преступностью, по организации охраны общественной безопасности и революционного порядка и по осуществлению общего административного надзора, а также по организации мест заключения»3. В то же время в постановлении говорится, что на новом этапе наркоматы внутренних дел, «объединяющие руководство различными, органически не связанными между собою отраслями управления и народного хозяйства — коммунальным делом, милицией, уголовным розыском, местами заключения — стали излишними звеньями советского аппарата»4.
После ликвидации НКВД РСФСР, а также всех его республиканских подразделений основные правоохранительные структуры — милиция, уголовный розыск, часть системы исполнения наказаний, а с 1932 г. — пожарная охрана и паспортная служба — были переданы в ведение Объединенного государственного политического управления (ОГПУ) СССР. Таким образом, ОГПУ из органа, прежде всего политического, превратилось в одно из звеньев государственного аппарата5. На местах все хозяйственные и управленческие функции, осуществлявшиеся ранее органами НКВД, передавались управлениям коммунальным хозяйством, органи-зовыванным для этого при совнаркомах союзных и автономных республик6.
25 мая 1931г. Совнарком СССР утвердил первое общесоюзное Положение о рабоче-крестьянской милиции. Оно стало первым законодательным актом, где была представлена единая правовая регламентация организации и деятельности милиции в масштабе всего Советского Союза7. Здесь получила свое отражение уже созданная новая структура управления милицей. Центральными органами являлись Главные управления милиции союзных республик, созданные при совнаркомах, а местными — районные, городские и краевые, а также управления милиции автономных республик8. 4 октября 1931 г. Совнарком РСФСР утвердил Положение о Главном управлении рабоче-крестьянской милиции при СНК РСФСР9. Но любопытно, что во всех этих правовых актах ничего не говорится об организационной связи милиции с ОГПУ10.
Согласно этим новым положениям в Башкортостане начинается реорганизация милиции. Ее содержание переводится на государственный бюджет, что означало решение многих проблем, прежде всего, обеспечение денежным и вещевым довольствием, повышение окладов сотрудникам. Устанавливалось деление кадров по должностному критерию на рядовой, младший, средний, старший и высший начальствующий составы. Специальным разделом предусматривалось государственное обеспечение начсостава милиции и членов их семей наравне с лицами высшего, старшего, среднего и младшего комсостава Красной Армии. Для работников милиции и членов их семей были введены социальные льготы. В 1931г., уже после образования Управления милиции и уголовного розыска БАССР, в органах милиции образовываются политические органы: в центральном аппарате — политотдел, а на местах — политинспек-ции. Они были призваны руководить всей партийной, политико-воспитательной и культурно-просветительной работой.
Тенденция усиления центристских начал в руководстве органами милиции получила в это время дальнейшее развитие. ЦИК и Совнарком СССР 27 декабря 1932 г. приняли постановление об образовании Главного управления милиции (ГУРКМ) при ОГПУ СССР и утвердили соответствующее Положение, регламентирующее его деятельность. Милиция была выведена из непосредственного ведения правительств союзных и автономных республик и передана в подчинение ОГПУ СССР. Такая структурная перестройка была осуществлена «для общего руководства работой управлений рабоче-крестьянской милиции союзных республик, для проведения по всему Союзу ССР паспортной системы и прописки паспортов и для непосредственного руководства этим делом»11. Однако, основной задачей проведенной реорганизации представляется несколько другое. И в этом можно согласиться с другими авторами. А именно, на данном этапе было необходимо ограничить широкий круг прав национально-государственных образований, предоставленных им согласно конституционному законодательству в области руководства внутренними делами. Данный процесс завершился лишь в 1934 г., когда в соответствии с постановлением ЦИК СССР от 10 июля 1934 г. был создан общесоюзный Наркомат внутренних дел, объединивший
в своем ведении функции по охране общественного порядка, борьбы с преступностью, исправления осужденных и т.д.12
По инициативе руководства ОГПУ начали производиться кадровые изменения в милиции: увольнялись «классово-чуждые элементы», место которых занимали кадровые чекисты. Председатель ОГПУ В.Р. Менжинский подписал специальный приказ об укомплектовании органов милиции и уголовного розыска сотрудниками ОГПУ13.
Целый ряд важных мероприятий был осуществлен в 1935-36 гг. Одним из них стало служебное аттестование начальствующего состава, что позволяло более четко расставлять кадры в соответствии с предъявляемыми к ним требованиями, их деловыми и политическими качествами. Несколько позже было принято решение об установлении специальных званий для работников милиции. Они присваивались в зависимости от специальной подготовки, квалификации, служебной аттестации и стажа работы. Для рядового и младшего начальствующего состава устанавливались специальные звания: милиционер, старший милиционер, отделенный командир, помощник командира взвода, старшина. Для начальствующего состава — сержант милиции, младший лейтенант милиции, лейтенант милиции, старший лейтенант милиции, капитан милиции, майор милиции, старший майор милиции, инспектор милиции, директор милиции, главный директор милиции14.
В милиции были ликвидированы профсоюзы, сотрудники милиции уже не могли, как ранее, беспрепятственно уволиться, за преступления по должности они привлекались к суду военного трибунала. Была также возможность их наказания за служебные проступки во внесудебном порядке — через тройки, особое совещание при НКВД. На неё распространялся устав РККА.
На протяжении 30-х гг. кадры милиции всячески укреплялись. Значительная роль в этой работе отводилась отделу кадров союзного Наркомата внутренних дел. Большое внимание уделялось дальнейшему развитию материально-технической базы милицейских учебных заведений и повышению уровня обучения в них. В Уфе начала действовать школа милиции по подготовке специалистов для работы в органах внутренних дел15.
В эти годы зародился институт запаса милиции, куда зачислялись военнообя-
со
О!
О) О
о сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
занные, передовые рабочие и крестьяне, в большинстве своём члены различных общественных формирований, прежде всего, Общества содействия милиции (Осо-дмила). Организация курсов при воинских частях, при Осоавиахиме создала базу для пополнения кадров, обеспечила формирование резерва комплектования. Эти меры заодно позволяли приступить к изучению кандидатов в милицию на более ранней стадии.
Во второй половине 30-х гг. можно отметить особенно бурное развитие милиции, хотя именно этот период характеризуется усложнением выполнявшихся ею функций. Помимо непосредственных задач борьбы с преступностью и обеспечения общественного порядка основное место в административной деятельности милиции продолжает занимать надзор за проведением в жизнь законов и иных нормативных актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность. Милиция занималась борьбой с детской беспризорностью и преступностью среди несовершеннолетних, причем особое внимание уделялось профилактике правонарушений. В 30-е гг. на нее было возложено обеспечение безопасности движения транспорта и пешеходов.
Постановлением СНК РСФСР от 26 июля 1932 г. на милицию был возложен административный надзор за соблюдением правил открытия и деятельности полиграфических предприятий16. Осуществлялся надзор за соблюдением установленных постановлением СНК РСФСР от 17 февраля 1932 г. правил приобретения, хранения и пользования оружием и боеприпасами17. В 1937 г. создаются аппараты по борьбе с хищениями народного достояния (БХСС). В том же году была образована железнодорожная милиция18.
10 июля 1934 г. ЦИК СССР принимает Постановление, согласно которому при Наркоме внутренних дел СССР образовывается Особое совещание, которому были даны исключительные права: применять высылку, ссылку, заключение в ИТК на срок до 5 лет, а также высылку за пределы СССР19. В состав Особого совещания, помимо других должностных лиц, входил начальник Главного управления рабоче-крестьянской милиции. Для предварительного рассмотрения дел, которые впоследствии выносились на совещание, на местах были образованы тройки УНКВД, которые назывались милицейскими20. В Башкортостане, как и в других регио-
нах, тройки имели следующий состав: председатель — начальник УНКВД, члены — начальник управления милиции и начальник соответствующего отдела, представляющего материал на рассмотрение тройки. Обязательным было участие в составе тройки прокурора и привлекаемого к ответственности. Решение тройки приводилось в исполнение немедленно, а протокол направлялся на утверждение Особого совещания21.
В июне 1940 г. аппараты уголовного розыска вновь были перестроены по линейному принципу на четыре отделения (одно из них — по борьбе с детской преступностью), создавалась также следственная группа. В Башкортостане пошли по пути разделения аппаратов уголовного розыска на части: оперативно-розыскную и следственную. В борьбе с преступностью повышалась роль специальных технических подразделений. Стали шире применяться криминалистическая техника и другие научно-технические средства22.
В результате реорганизация башкирской милиции, прошедшая в рамках укрепления в СССР командно-административной системы, имела как позитивные, так и отрицательные последствия. Во-первых, была поднята зарплата сотрудникам милиции, улучшены их жилищно-быто-вые условия, что позволило значительно укрепить кадровый состав, покончить с текучестью кадров, повысить культурный уровень милиционеров. Во-вторых, в 30-е гг. был обуздан вал преступности, захлестывавший республику в период Гражданской войны и на протяжении двадцатых годов. Проиллюстрируем данные утверждения на основе цифр и фактов. Во второй половине 20-х гг. на территории Башкортостана по линии уголовного розыска ежегодно совершалось от 10 603 (в 1925 г.), до 19 358 преступлений (в 1928 г.). В период с 1935 по 1940 гг. включительно уровень преступности не превышал 12 598 случаев за год23.
В августе 1931 г. на заседании Совнаркома Башкирской АССР был заслушан доклад Башнаркомфина о реализации постановления СНК СССР от 26.4.1931 г. № 302 о повышении заработной платы милиции. Были приняты важные решения: «1) принять увеличение зарплаты милиции по принятому по бюджету штату, т.е. на 1015.25 единиц, что по повышенным окладам составит разницу 124.269 рублей, со включением же соцстрахования и надбавки на жилищное строительство —
15.113 рублей. Всего составит 139.383 рубля; 2) из дополнительного штата в 56 единиц в текущем году принять лишь фактически наличие укомплектованных на 1 августа с.г. политруков, т.е. 22 единицы, на что отпустить 31.474 рубля, остальных политруков в общей сложности на сумму 170.857 рублей отнести за счет экономии по дополнительному сокращению административно — управленческих расходов по хозрасчетным организациям, проводимым на основании постановления СНК РСФСР от 28.06.1931 г. № 707; 3) кроме того, отпустить дополнительно за счет перепоступления налога с кино на содержание школы по подготовке среднего начсостава милиции и ОРО Б АССР в сумме 42.696рубля»24.
В мае 1932 г. рабочие бригады по результатам проведения месячника культурно-бытового смотра органов рабоче-крестьянской милиции г. Уфы предложили ряд конкретных и существенных мероприятий по улучшению бытовых условий и повышению культурного уровня сотрудников милиции. Рабочие обязались поставить за счёт работы во внеурочное время и по праздникам большое количество стройматериалов для ремонта зданий милиции г. Уфы и возведения новых объектов 25. Это помогало укреплять, как отмечалось, «повседневную смычку трудящихся с милиционером, идя навстречу с реальной помощью работникам милиции на всем культурном фронте, и получить от них встречное выполнение возложенных на них задач» 26.
Постановлением ЦИК и Совнаркома БАССР от 1 июля 1931 г., в целях улучшения материального положения и создания благоприятных условий работы милиции лицам строевого, оперативного и административного состава милиции и уголовно-розыскного отдела предоставлялась скидка при оплате квартирной платы27. Согласно этому же документу, районным исполнительным комитетам и горсоветам предлагалось выделять для удовлетворения жилой площадью всех нуждающихся в ней семейных милиционеров и начальствующий состав милиции и угрозыска не менее 5 % из состоящего в их ведении жилищного фонда нового строительства28. Рабочие бригады г. Уфы предложили организовать детские сады и ясли для детей работников милиции, а также создать условия внеочередного отпуска лекарств из аптек и постоянную бронь на медикаменты для самих
милиционеров
29
7 июня 1931 г. решением Президиума Совнаркома БАССР было разрешено премировать не только рыбнадзор, но и милицию за раскрытие нарушений правил рыболовства в размере 10 % от штрафных сумм, взыскиваемых с нарушителей30.
Вначале 30-х гг. удалось решить и извечную проблему предыдущего десятилетия, а именно: привести в более-менее надлежащий вид камеры предварительного задержания. В условиях вечной нехватки средств и недостаточного внимания к камерам предварительного задержания, их неприспособленности к содержанию «уголовного элемента» задержанные содержались в крайне плохих условиях, не редкостью были побеги, а отсутствие санпропускников способствовало распространению различных заболеваний. 5 апреля 1933 г. постановлением Совнаркома БАССР районным исполнительным комитетам было предложено немедленно изыскать и отпустить средства и стройматериалы РУМам для ремонта камер предварительного задержания в течение 3-4 месяцев31. Однако в августе того же года пришлось вновь вернуться к обсуждению этой проблемы, причем было констатировано, что большинство райисполкомов это постановление не выполнили32. Председателям районных исполнительных комитетов было предложено принять все необходимые меры к приведению камер в надлежащий вид. Рекомендовалось их капитально отремонтировать и оборудовать, а также построить дезинфекционные камеры (вошебойки) простейшего типа. Строительство этих камер предлагалось провести в три этапа: с сентября 1933 г. по февраль 1934 г. Каждые два месяца необходимо было оборудовать такими камерами 14-15 районных управлений милиции33. В первую очередь начали оборудовать городские управления милиции, в том числе г. Уфы.
Из докладной записки Управления РКМ видно, какие происшествия имели место в г. Уфе. За период с 1 по 11 декабря 1933 г. зарегистрировано 7 краж в магазинах и учреждениях, 28 краж лошадей и коров, 5 ограблений на улицах, 11 убийств, телесных повреждений и несчастных случаев, 4 мошенничества на базарах, 119 краж квартирных, карманных и на базарах, 154 административных нарушений (хулиганств и нарушения общественного порядка), 1 подкидывание ребенка34. Особенно криминальным выдалось, как следует из докладной записки, 6 декабря. В этот день было похищено 7 лошадей в
со
О!
О)
о о сч
о о о о.
со
н о
0
1
о я с о
т ф
ю
>5
о *
о ф
У
2
0
1
о *
о
2
ф
13
я <
I
н
о ф
со
CO
Ol
z
0) о о сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о т ф VO >s о
о ф
у
S
2
0
1
о *
о
2 ф d
я *
<
S I
н
о ф
со
упряжке и 5 лошадей без упряжи, совершено 2 кражи товаров из магазинов, во время одной из них тяжело ранен сторож магазина. Преступники воспользовались тем, что в это время лучшие силы оперативного отдела УРКМ в количестве 14 человек были командированы в районы республики на ликвидацию банды35.
Тем не менее, милиция сработала за этот период достаточно эффективно. Так, были раскрыты 4 магазинные кражи, 10 краж лошадей и коров, 4 ограбления, 7 убийств и телесных повреждений, 4 мошенничества, 107 квартирных, карманных и базарных краж, разыскана 1 лошадь и 1 корова. Был задержан заключенный, бежавший из мест лишения свободы, а также преступник, занимавшийся подделкой документов на получение денег из сберкасс. Было задержано 87 человек из числа так называемого «социально-вредного элемента», в том числе дела на 40 человек были рассмотрены «открытым судебным порядком» и впоследствии все они приговорены к разным срокам лишения свободы. На 15 человек были рассмотрены материалы на судтройках ПП ОГПУ, на остальных 22 задержанных оформлялись дела для передачи в народный суд. Еще 31 человек был заключен под стражу за различные преступления, еще 9 человек были задержаны, но им была избрана мерой пресечения подписка «о неотлучке» 36.
В 1934 г. начальник управления РКМ БАССР Галкин докладывал секретарю Башкирского обкома ВКП(б) Исянчури-ну: «Распространяемые по городу слухи о том, что в городе крадут детей, зарезанные люди валяются по базарам и городу — неосновательны, т.к. кражи детей не отмечаются совсем, а убийства массового характера не имеют. Увеличение краж лошадей по городу мы относим, с одной стороны, за счет небрежности к сохранению вверенных по службе лошадей со стороны кучеров и лиц, в пользование коих эти лошади были даны, с другой, - легкостью и быстротой сокрытия следов преступления, так как в большинстве своём украденные лошади сбываются за пределами г. Уфы. Преобладающее же количество краж (почти все просты) совершаются на рынках, преимущественно уголовным рецидивом и несовер-
шеннолетними»
37
Всего в 1935 г. по линии уголовного розыска было совершено 11 395 преступлений, в 1936 г. - 10 682, в 1937 г. - 12 598, в 1938 г. - 10 506, в 1939 г. - 10 104 (всего
учтенных преступлений 14 684), в 1940 г. -13 22338.
С учетом усиления интенсивности грузопотоков данным постановлением гражданам было запрещено хождение по железнодорожным путям и установлен переход в определенном, строго отведенном и оборудованном для этого месте. Контроль за выполнением данного постановления возлагался на органы милиции, сельские, поселковые советы и бригады содействия милиции39.
Как и в двадцатых годах, милиции приходилось выполнять несвойственные ей функции. Например, в 1940 г. она должна была следить затем, чтобы не допускались нарушения в покупке муки и печеного хлеба представителями «классово чуждого элемента» 40. Заместитель начальника 1 отделения РКМ младший лейтенант милиции Бикташев, выступая на собрании в своем подразделении, подчеркнул: «Наша задача - не допускать дезорганизованных очередей за хлебом. Выявлять людей, делающих запас хлеба и расходующих не по назначению. Вести массово разъяснительную работу, направленную против контрреволюционных элементов, изжить все имеющиеся недостатки дня»
41
Милиции приходилось выполнять и другие задачи. В преддверии Всесоюзной переписи населения 13 января 1939 г. в управлении РКМ НКВД БАССР было проведено партийное собрание, которое обязало «каждого коммуниста, комсомольца и беспартийного товарища глубоко освоить значение переписи населения, а также, всемерно помогать работникам переписи и разъяснять рабочим и служащим, а также членам семей, всесторонне содействовать в проведении этого мероприятия, тем самым добиться охвата всего
населения»
42
Таким образом, в тридцатые годы деятельность милиции характеризуется совершенствованием соответствующего правового регулирования, законодательными и правительственными актами, расширением и уточнением выполняемых функций в области административного надзора.
Деятельность милиции осуществлялась на основе «Положения о рабоче-крестьянской милиции» от 25 мая 1931 г., а также других законодательных актов союзного и республиканского значения, регламентирующих организационно-правовые основы и структурные принципы органов внутренних дел.
Если в первой половине 20-х гг. был завершен этап регламентирования структуры органов внутренних дел, то во второй половине 20-х гг. правоохранительные органы функционировали в условиях растущей самостоятельности автономий и, приобретя большое влияние, становились потенциально опасными для партийного руководства, то к началу 30-х гг. назревает необходимость их разукрупнения, полного подчинения органам государственного политического управления43.
Поскольку органы внутренних дел Башкортостана являлись неотъемлемой составной частью общесоюзной правоох-
ранительной системы, то происходящие процессы затронули их в полной мере. Более того, по ряду направлений ситуация была показательной. В то же время, во многом благодаря проведенным преобразованиям удалось оптимизировать структуру силовых ведомств к началу Великой Отечественной войны, что позволило успешно организовать работу в первые военные годы. Одновременно решались задачи повышения эффективности деятельности органов внутренних дел в целом и, в том числе, милиции, сокращения численности и упорядочения круга выполняемых задач.
Литература и примечания
1. Габидуллин И.Ф., Емелин С.М. Милиция Башкортостана в 1917—1941 гг.: создание и основные этапы развития. Историко-правовое исследование. — Уфа, 2008. С. 132.
2. Там же.
3. Полиция и милиция России: страницы истории / сост. А.В. Борисов, А.Н. Дугин, Р.С. Мулукаев, А.Я. Малыгин и др. - М., 1995, С. 140.
4. Там же.
5. Министерство внутренних дел. 1902-2002. Исторический очерк / под общ. ред. Р.Г. Нургалиева. — М., 2004, С. 225.
6. Полиция и милиция России. Указ.ранее. С. 140—141.
7. Мулукаев Р.С., Скилягин А.Т. История советской милиции: хронологический справочник. — Л., 1976. С. 17.
8. СЗ СССР. 1931. №33. С.247.
9. СУ РСФСР. 1931. №59. С.431.
10. Полиция и милиция России. Указ.ранее. С.141—142.
11. Полиция и милиция России. Указ.ранее. С.142; СЗ СССР. 1932. №84. С.518.
12. Полиция и милиция России. Указ.ранее. С.142.
13. Мулукаев Р.С., Ципуренко Н.И., Баранов Е.В. Обеспечение социалистической законности в деятельности органов внутренних дел. (1917—1934 гг.). — М., 1985. С.82 83.
14. Во славу Отечества. Историко-документальное издание. В 3-х т. Т2. — Уфа. 2002. С. 45 49.
15. Габидуллин И.Ф., Емелин С.М. Указ.ранее. С.138.
16. Административно-правовая охрана общественного порядка. — Л., 1973. С.72.
17. Там же. С.72.
18. Полиция и милиция России. Указ.ранее. С.146.
19. СЗ СССР. 1934. №36. С.283.
20. Полиция и милиция России. Указ.ранее. С.146.
21. Там же.
22. Там же. С.148.
23. ЦГИА РБ. Ф.933. Оп.9. Д.1 80.
24. Там же. Ф.933. Оп.9. Д.66. Л.3. (Журнальные постановления Башсовнаркома за 1931 г.).
25. Там же. Ф.91. Оп.2. Д.184. Л.34 35. (Протокол заседания президиума Уфимского Горсовета).
26. Там же. Л.31.
27. Там же. Ф.933. Оп.9. Д.64. Л.523
28. Там же. Ф.91. Оп.2. Д.184. Л.31 38.
29. Там же. Л.34.
30. Там же. Ф.933. Оп.9. Д.64. Л.34.
31. Там же. Д.95. Л.3.
32. Там же. Д.64. Л.8.
33. Там же. Л.8-9.
34. ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.13. Д.60. Л.50.
35. Там же.
36. Там же.
37. ЦГАОО РБ. Ф.122. Оп.13. Д.60. Л.49 50.
38. Там же. Д.60.
39. Там же. Л.19 20.
40. Там же. Ф.2273. Оп.1. Д.1. Л.4.
41. Там же.
42. ЦГАОО РБ. Ф.2273. Оп.1. Д.1. Л.15.
43. Габидуллин И.Ф., Емелин С.М. Указ. ранее. С.9 10.
СО
Ol
О) О О
сч
о о о
Q.
со
S
н о
0
1
о я с о
т ф
VO >5
о *
о ф
У S
2
0
1
о *
о
2
ф
d
я *
<
*
S I
н
о ф