Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ'

ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
физическая сила / государственная охрана / сотрудники / закон / применение / специальные средства / оружие / этика / права человека / безопасность / правонарушение / задержание / предупреждение / кодекс этики.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ярошевич Андрей Юрьевич

в статье рассматриваются вопросы применения физической силы сотрудниками органов государственной охраны в Российской Федерации. Автор анализирует действующее законодательство, регулирующее данную сферу, в частности, Федеральный закон «О государственной охране», и уделяет внимание этическим аспектам деятельности сотрудников. Подчеркивается, что применение физической силы является крайней мерой, допустимой только в случаях, предусмотренных законом, и при условии соблюдения прав и достоинства граждан. В статье также рассматриваются различные ситуации, в которых может возникнуть необходимость применения силы, и анализируются требования, предъявляемые к сотрудникам органов государственной охраны в таких ситуациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ярошевич Андрей Юрьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ»

ПРАВОВЫЕ И ЭТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРИМЕНЕНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ СИЛЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ОХРАНЫ

Ярошевич А.Ю.

Ярошевич Андрей Юрьевич - сотрудник, Академия Федеральной Службы Охраны Российской Федерации,

г. Орёл

Аннотация: в статье рассматриваются вопросы применения физической силы сотрудниками органов государственной охраны в Российской Федерации. Автор анализирует действующее законодательство, регулирующее данную сферу, в частности, Федеральный закон «О государственной охране», и уделяет внимание этическим аспектам деятельности сотрудников. Подчеркивается, что применение физической силы является крайней мерой, допустимой только в случаях, предусмотренных законом, и при условии соблюдения прав и достоинства граждан. В статье также рассматриваются различные ситуации, в которых может возникнуть необходимость применения силы, и анализируются требования, предъявляемые к сотрудникам органов государственной охраны в таких ситуациях.

Ключевые слова: физическая сила, государственная охрана, сотрудники, закон, применение, специальные средства, оружие, этика, права человека, безопасность, правонарушение, задержание, предупреждение, кодекс этики.

УДК 340.113

Применение физической силы сотрудниками органов государственной охраны в настоящее время имеет огромное значение, связано это с повышением в нашей стране активности оппозиционно настроенных к легитимной публичной власти граждан. Проводимые в России государственные мероприятия не всегда обходятся без применения насилия в отношении сотрудников органов государственной охраны.

Применение физической силы сотрудниками органов государственной охраны является одной из наиболее ответственных и деликатных сфер их деятельности, требующей строгого соблюдения правовых норм и этических принципов.

Нормы о применении сотрудниками органов государственной охраны физической силы, специальных средств и оружия выделены в самостоятельный раздел V Федерального закона «О государственной охране» [1] по причине исключительной их важности и значимости не только для органов государственной охраны, но и для граждан.

В ст. 24 Федерального закона «О государственной охране» [1] идет речь об условиях применения физической силы, специальных средств и оружия, а также об определенном порядке их применения.

Под условиями применения физической силы, специальных средств и оружия понимаются законодательно установленные обстоятельства, от которых зависят конкретные действия сотрудника органа государственной охраны перед, в момент и после применения им физической силы, специальных средств и оружия.

Порядок применения физической силы, специальных средств и оружия - это предусмотренная законом процедура, которой обязан следовать сотрудник органов государственной охраны при возникновении условий, наличие которых позволяет ему прибегнуть к физической силе, специальным средствам и оружию [4, С. 57].

Если условия применения физической силы, специальных средств и оружия указывают на то, когда, в каких случаях можно их использовать, то порядок применения заключается в том, как, каким образом это должно делаться. Он включает в себя действия сотрудника органов государственной охраны непосредственно перед применением, в момент и после применения физической силы, специальных средств и оружия.

Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона «О государственной охране» [1] перед применением физической силы, специальных средств и оружия сотрудник органов государственной охраны обязан предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих законных требований.

Предупреждение о намерении применить физическую силу, специальные средства или оружие может быть сделано голосом, понятными жестами, письменно или устно через посредника (например, в случае захвата заложника), а на значительном расстоянии или при обращении к большой группе людей - через громкоговорящие установки, другие усилители речи либо средства связи с учетом родного языка лиц, против которых данные средства будут применены. Предупреждение о намерении применить оружие подается голосом и (или) выстрелами вверх либо в ином направлении, исключающем поражение людей или повреждение имущества прямым попаданием и (или) рикошетом пуль.

Предупреждая о своем намерении применить физическую силу, специальное средство или оружие, сотрудник органов государственной охраны должен также, если это возможно в создавшейся обстановке, дать время посягающему или задерживаемому лицу выполнить его требования, например, остановить транспортное средство, сложить оружие, выйти из укрытия, лечь на землю и т.д.

Без предупреждения физическая сила, специальные средства и оружие применяются только в случаях, когда

- промедление создает непосредственную опасность жизни и здоровью граждан, в том числе объектов государственной охраны, сотрудников органов государственной охраны, сотрудников иных органов обеспечения безопасности, привлеченных для участия в проведении охранных мероприятий;

- промедление создает реальную угрозу безопасности охраняемых объектов и транспортных средств;

- такое предупреждение в создавшейся обстановке является неуместным или невозможным.

Случаями, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает непосредственную опасность жизни и здоровью объектов государственной охраны, сотрудников или граждан следует признавать, в частности, внезапное нападение, вооруженное нападение, нападение с использованием боевой техники, транспортных средств, летательных аппаратов, морских и речных судов и т.п.

Непосредственная опасность - это угроза, которая может осуществиться незамедлительно, без каких-либо опосредствующих звеньев или участников (занесенный над головой сотрудника органов государственной охраны металлический прут, попытка вытолкнуть объект государственной охраны на проезжую часть либо железнодорожные пути перед близко идущим транспортом, удержание его под водой и т.д.). Федеральный закон «О государственной охране» позволяет применять физическую силу, специальные средства или оружие не только тогда, когда на объект государственной наведен ствол пистолета, но и тогда, когда данный предмет готовится для использования (огнестрельное или холодное оружие выхвачено из-под полы и т.д.) [5, С. 63].

В соответствии с Федеральным законом «О государственной охране» предупреждение не делается также и тогда, когда промедление в применении физической силы, специальных средств и оружия создает реальную угрозу безопасности охраняемых объектов и транспортных средств. К таким случаям, например, относятся угроза взрыва или поджога охраняемого объекта, падения самолета, железнодорожной катастрофы, столкновения или опрокидывания основной автомашины, затопления катера и т.п.

Обстановка, в которой согласно Федеральному закону «О государственной охране» предупреждение о намерении применить силу и оружие также считается неуместным или невозможным, имеет место в случаях применения нападающими светозвуковых средств отвлекающего воздействия, при освобождении объектов государственной охраны и сотрудников органов государственной охраны, захваченных в качестве заложников, при обеспечении охранных мероприятий в ночное время, в условиях пониженной видимости, лесистой местности и т. п. случаях.

Иными словами, сотрудник органов государственной охраны предупреждает посягающее или задерживаемое лицо о возможном применении против него физической силы, специальных средств или оружия, если считает, что обстановка позволяет это сделать без ущерба для достижения целей.

Сотрудники органов государственной охраны имеют право применять физическую силу[1]:

- для пресечения преступлений и иных правонарушений;

- для задержания лиц, совершивших преступления и правонарушения;

- для преодоления противодействия законным требованиям сотрудников органов государственной охраны.

Обязательным условием для применения физической силы во всех трёх случаях является невозможность

выполнения обязанностей, возложенных на органы государственной охраны, без использования насилия.

Конкретные методы применения физической силы сотрудниками органов государственной охраны разнообразны и могут быть направлены как на людей, так и на животных или материальные объекты. Например, к применению физической силы относится принудительное помещение или перенос лица в автомобиль; извлечение водителя из салона транспортного средства, а также вытаскивание ключа из замка зажигания автомобиля, которым он пытается скрыться; доставление подозреваемого в правонарушение в служебное помещение, когда сотрудники органов государственной охраны удерживают его за руки и т.д. Также применение физической силы может выражаться в выпуске воздуха из колес транспортного средства, остановленного вследствие преследования сотрудниками органов государственной охраны, когда водитель и пассажиры, отказываясь выйти, запираются внутри; повреждении стекол или дверных замков автомобиля для проникновения и задержания подозреваемых; а также в физических усилиях, направленных на сдерживание, оттеснение или рассредоточение толпы во время проведения охранных мероприятий на митингах и других мероприятиях.

Физической силой следует считать действия сотрудников органов государственной охраны, направленные против отдельных лиц или их имущества, которые заключаются в ограничении телесной неприкосновенности этих лиц, свободы их действий, передвижения или распоряжения предметами, а также в повреждении или временном изъятии принадлежащего кому-либо имущества с целью прекращения их активного противоправного поведения или, в случае их пассивного нарушения закона, для самостоятельного исполнения сотрудником органов государственной охраны своего законного требования [6, С. 201].

Правовую основу тактики применения физической силы при угрозе нападения будет составлять Приказ ФСО России «Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах государственной охраны Российской Федерации» [2], в котором содержится перечень боевых приемов борьбы, применяемые сотрудниками органов государственной охраны.

Боевые приёмы как разновидность физической силы, используемые сотрудниками органов государственной охраны, могут относиться к различным системам рукопашного боя - таким как бокс, самбо, дзюдо, карате, айкидо и другие, либо не относиться ни к одной из них. С юридической точки зрения это не имеет значения; главное, чтобы тяжесть последствий, возникших в результате применения сотрудниками органов государственной охраны ударов, удушающих, бросковых и других подобных приёмов, соответствовала характеру и степени опасности пресекаемого правонарушения, лиц, его совершивших, и силы оказываемого противодействия, то есть не была явно или очевидно чрезмерной в данной ситуации. Только тогда сотрудник, как предусмотрено частью 3 статьи 24 Федерального закона «О государственной охране» [1], не будет нести за это юридической ответственности.

При применении физической силы сотрудникам органов государственной охраны нельзя забывать про этический аспект. Кодекс этики сотрудников органов государственной охраны [3] является фундаментальным документом, содержащим основные этические принципы и нормы поведения, которым должны следовать сотрудники при исполнении своих обязанностей. Он служит руководством для принятия решений в сложных ситуациях и помогает формировать профессиональную культуру, основанную на уважении прав человека и соблюдении законности.

При принятии решения о применении силы, сотрудники руководствуются не только юридическими нормами, но и этическими принципами, закрепленными в кодексе. Это обеспечивает баланс между необходимостью выполнения служебных обязанностей и уважением к правам и достоинству граждан. Кодекс этики способствует тому, чтобы физическая сила использовалась исключительно в тех случаях, когда это оправдано и необходимо, а также в максимально допустимых пределах.

Кроме того, кодекс этики формирует профессиональную культуру, в которой ценятся честность, ответственность и прозрачность. Это создает основу для доверительных отношений между государственными органами и обществом, укрепляя уверенность граждан в том, что сотрудники действуют справедливо и в рамках закона. В ситуациях, требующих применения силы, кодекс этики помогает избежать излишней жестокости и ненужного насилия, подчеркивая важность гуманного обращения и уважения к каждому человеку.

Таким образом, применение физической силы сотрудниками органов государственной охраны - это крайняя мера, требующая высокого профессионализма и ответственности. Федеральный закон «О государственной охране» устанавливает чёткие правила применения силы, а Кодекс этики сотрудников закрепляет высокие стандарты поведения, основанные на уважении прав человека. Сотрудники должны быть готовы к применению силы в рамках закона и этических норм, обеспечивая безопасность граждан и объектов государственной охраны.

Список литературы

1. О государственной охране: Федеральный закон от 27.05.1996 № 57-ФЗ (ред. от 08.08.2024) // Российская газета, № 106, 06.06.1996.

2. Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах государственной охраны Российской Федерации: Приказ ФСО России // Не был опубликован.

3. Кодекс этики и служебного поведения сотрудников органов государственной охраны: Приказ ФСО России // Не был опубликован.

4. Блатин С.В. Правовое регулирование государственной охраны: методические рекомендации по организации самостоятельной работы / С.В. Блатин. - Орёл: Академия ФСО России, 2019. - 37 с.

5. Баркалов С.Н. Тактические особенности применения силовых способов задержания правонарушителей / С.Н. Баркалов, И.В. Герасимов // Современные проблемы науки и образования. 2014. №6. - 109 с.

6. Шляпников А.В. Комментарий к Федеральному закону от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране» (постатейный) // СПС КонсультантПлюс. 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.