Вестник Челябинского государственного университета. 2014. № 22 (351). История. Вып. 61. С. 155-160.
НАУЧНАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРОБЛЕМЫ ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЯ
УДК 93/94 ББК 63.3
И. И. Буляков
ПРАВОВЫЕ ФУНКЦИИ БАШКИРСКИХ ШЕЖЕРЕ
Башкирские генеалогические записи (шежере) довольно широко используются историками в качестве косвенных источников о тех или иных событиях и фактах прошлого. Автором настоящей статьи уделено внимание функциональной составляющей шежере. В частности, рассматриваются их правовые функции, направленные на регулирование землевладения и землепользования в крае, санкционирование права бия на политическую власть внутри рода, подтверждение привилегированного положения в обществе конкретного человека. На основе конкретных примеров делается вывод о том, что местные органы власти официально признавали родословные (указания на родство, принадлежность к роду) в качестве весомого аргумента в решении земельных споров и признании привилегированного социального статуса отдельных лиц.
Ключевые слова: башкирские шежере, вотчинное право башкир, землевладение, землепользование, власть, социальный статус.
Генеалогические записи башкир, широко известные как шежере, достаточно давно вошли в оборот в исторической науке. В силу различных обстоятельств до наших дней дошли около 150 башкирских шежере, которые хранятся в архивах и библиотеках Уфы, Оренбурга, Казани, Санкт-Петербурга и Москвы, а также в частных коллекциях. Большинство находится в фонде арабогра-фичных рукописей и старопечатных книг Института истории, языка и литературы и в Научном архиве Уфимского научного центра РАН1. Некоторая их часть была опубликована историками и литературоведами. Так, высокую оценку научной общественности получил подготовленный и изданный Р. Г. Кузеевым сборник «Башкирские шежере», открывший доступ к башкирским генеалогическим записям широкому кругу специали-стов2. Следующей подобной работой стал сборник статей «Башкирские шежере», увидевший свет в 1985 г. В нем с филологической точки зрения исследуются ряд башкирских родословных, содержится краткое описание 99 генеалогий3. Заметным явлением в деле публикации шежере стал сборник «Башкирские родословные», содержащий 27 шежере различных родов4. Поми-
1 Надергулов, М. Х. Башкирские историко-литературные сочинения XVI - начала XX века... С. 53.
2 Башкирские шежере.
3 Башкирские шежере : (Филологические исследования и публикации).
4 Башкирские родословные...
мо указанных работ в периодических изданиях, в различных сборниках материалов конференций по генеалогическим записям башкир регулярно публикуются работы как исторического, так и литературоведческого характера. И, наконец, в 2012 г. В. Р. Мазитовым была защищена диссертация на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Башкирское шежере как историко-этнографический источник». Им была предпринята попытка прослеживания историографического опыта накопления и изучения башкирских родословных, выявления достоверности историко-этнографических сведений в ше-жере, рассмотрения особенностей составления, хранения и передачи письменных вариантов ге-неалогии5.
Таким образом, башкирские шежере в историческом плане довольно хорошо изучены и широко введены в научный оборот в качестве источников (естественно, с учетом критического подхода к их содержанию). Однако нам бы хотелось обратить внимание на функциональную значимость данного вида памятника. Литературоведами доказано, что «особенностью большинства средневековых жанров является их практическое назначение, то есть предназначенность выполнять те или иные внелитературные функции»6. По нашему мнению, башкирские шежере представ-
5 Мазитов, В. Р. Башкирское шежере как историко-этногра-фический источник.
6 Надергулов, М. Х. Указ. соч. С. 259.
ляют собой не только генеалогическую перечень мужских имен с изложением некоторых событий, фактов и явлений из истории рода, но и преследовали ряд иных функций, нередко очень значимых для нормального существования и функционирования родовых образований, поддержания порядка внутри общества, выстраивания четких норм отношения с соседними родами и народностями.
Традиция составления генеалогического древа существовала и в европейских средневековых государствах. Однако она была распространена лишь среди феодальной верхушки, которая подобным образом подчеркивала свое знатное происхождение и обосновывала право на владение землями и крепостными крестьянами. В отличие от стран старого света, в башкирском обществе сложилась совсем иная ситуация. По условиям принятия русского подданства за башкирскими родами были закреплены их земли. При этом гарантировалась их внутренняя автономия. Каждый ее член имел право на обладание определенным наделом в пределах родовой вотчины. Ше-жере же указывало на принадлежность упоминаемого в нем человека к какому-либо роду, тем самым давая неоспоримое право на пользование им земельными угодьями в пределах вотчинных земель общины. Порядок землевладения и землепользования регулировался внутри башкирского рода. Исключение составляли только те случаи, когда земельный спор возникал между двумя и более родами.
Довольно часто мы в шежере встречаем записи частноправового характера. Так, например, одна из родословных юрматынцев содержит сведения о купле-продаже земли: «В 1886 году июня 5-го дня я продал муэдзину через Кагармана двадцать восемь саженей своей целинной земли на четыре посева»7. В шежере же тамъянцев записано: «1783-го года июля, созвездия Льва тож, 3 дня Кыр-Еланской волости старшины Абдюкея, сына Москова, команды аула Рятамак башкирам-вотчинникам дали за землю одну кобылу-пятилетку за десять рублей. <Дали> за то, чтобы в сем ауле Рятамаке сесть на жительство и вместе владеть землей, где те сами владеют»8. Подобные сведения записывались исключительно с целью предупреждения, недопущения каких-либо нарушений земельных прав со стороны третьих лиц.
Таким образом, шежере в первую очередь преследовали цель упорядочения землепользования внутри рода, предупреждения нарушений вотчинных прав инородцами. Примеров тому
7 Башкирские родословные... С. 50.
8 Там же. С. 118.
множество, однако из-за ограниченности объема данной статьи сошлемся на опубликованные сборники башкирских родословных. При этом отметим, что еще Р. Г. Кузеев применительно к истории Ногай-Юрматынского рода писал: «В ХУ1-ХУИ вв., после присоединения Башкирии к Русскому государству, когда пастбища, земли юридически закреплялись за отдельными родами <...> для оформления юридических прав на владение землями ногай-юрматынцы составляли обширные родословные, где "доказывали" древность своего рода и принадлежность его к башкирам»9.
В изученных нами архивных фондах РГА-ДА «Уфимская приказная изба»10, «Спорные дела Генерального межевания»11, «Сенат и его учреждения»12 сохранились более 400 документов судебного производства XVII в., отражающих земельные споры с участием башкир-вотчинников. По нашим подсчетам в 74 % случаев башкиры, наряду с фактом платежа ясака со спорной территории, аргументировали свое право на владение вотчинной землей еще одним доводом: «. исстари-де владели-де прадеды и деды и отцы той вотчинной землей». Более развернутое обоснование этой клаузулы дано в коллективной челобитной башкир всех дорог, поданной в 1697 г. в Приказ Казанского дворца тарханом Тлешем Бегене-шевым: «Великим государям Уфимского уезда Осинской, Казанской, Сибирской и Ногайской дорог башкирцы, тарханы и ясачные Тляшка Бе-кенешев, Карманка Бекбов, Ишейка Ишкильдин и Кулчурка Кельмяков с товарищи, великих государей жалованные вотчины за ними в Уфимском уезде, рыбные ловли, бобровые гоны и звериные ловли и всякие угодья, и тех великих государей жалованьем вотчинами исстари пращуры и прадеды наши, и деды, и отцы их владели по своим урочищам и тамгам, и они тако же владеют по родству по прежним тамгам и урочищам. И на те их старинные вотчины у прадедов и дедов и отцов их письменных крепостей нет кроме ясачной книги»13.
Признавала ли российская администрация «старину» за достаточное основание для предъявления владельческих прав на вотчинные земли? Судебные решения по земельным спорам XVII в. свидетельствуют о том, что давность владения служила едва ли не главным юридическим
9 Башкирские шежере. С. 185.
10 РГАДА. Ф. 1173. Уфимская приказная изба.
11 РГАДА. Ф. 1324. Спорные дела Генерального межевания.
12 РГАДА. Ф. 248. Сенат и его учреждения.
13 РГАДА. Ф. 1324. Спорные дела Генерального межевания.
Оп. 1. Д. 4 166. Л. 643.
условием для начала судебного расследования. Например, обыск, то есть опрос «окольного» населения «пряма вправду по их вере по шерти», не мог производиться без указания на древность владения землей в челобитной истца. Единственным же доказательством родства, принадлежности к определенному роду на тот момент являлось шежере.
Характерной чертой шежере является то, что по мере развития социальных отношений и политической организации они все большее внимание уделяют обоснованию легитимности власти того или иного бия, его потомков внутри башкирского рода. Как правило, генеалогия башкирских родов нередко восходила к легендарным личностям, чей авторитет и право на власть никем не оспаривались. Одна из родословных юрматынцев берет начало с сына Нуха (Ноя) Хама14. Практически все шежере рода Кыпсак восходят к Лукман Хакиму либо к его потомку Кыпсак-бию (Кысак-хан)15. Во многих генеалогиях Мингов их родоначальником упоминается Урдач-бий (Урадач, другое имя - Санаклы), который в различных вариантах шежере упомянутого рода выступает либо современником Чингиза16, либо его потомком17.
Часть башкирских родословных право на власть бия обосновывают путем передачи (пожалования) им подобных полномочий от более могущественных правителей, под чей протекторат они подпадали. В этом отношении интерес для нас представляет сюжет шежере Кыпсаков, чей хан когда-то получил власть от рук Огуз-хана: «Огуз-хан, предоставив Кычак-хану многочисленные войска, отправил его ханом [в страны] по долинам рек Кик, Итиль и Яик. От времен Огуз-хана до времен Чингиз-хана, четыре тысячи лет ханствовал [на этих землях] Кычак-хан. Все кипчакские роды состоят из потомков Кычак-хана. Поэтому [долины] этих великих рек называются кипчакскими землями»18.
Допускаем, что в связи с установлением над башкирскими родами власти монголов во главе с Чингисханом кардинально поменялись и основные мотивы родовых преданий. Во главе угла становятся сюжеты, обрисовывающие обстоятельства оформления вассально-сеньориальных (в политическом и идеологическом плане) отно-
14 Башкирские родословные... С. 65.
15 Там же. С. 318; Башкирские шежере. С. 95, 104, 116.
16 Башкирские родословные... С. 276, 286; Башкирские шежере... С. 52, 67.
17 Башкирские родословные... С. 302; Башкирские шежере... С. 58.
18 Башкирские шежере. С. 104.
шений башкирских биев с Чингисханом19. Так, в одном из вариантов шежере рода Юрматы говорится: «В то время наш предок Юрматы и другие роды направились к Чингиз-хану и присягнули, говорят, ему на верноподданство. Наш предок Юрматы в <знак> верноподданства стал ловить диких зверей за голень. В ту пору не было таких, кто бы ловил зверей руками, <поэтому> Чингиз-хану <это> очень понравилось, и нашему предку Юрматы он сказал: «Деревом твоим пусть будет ива, птицей твоей - балабан, тамгою твоей -вилы, боевым кличем твоим - «Ак тюбя!»», - так сказал и так установил»20. Все известные варианты шежере рода Табын, в том числе родословные кара-табынцев и иряктинцев, содержат сюжет об их родовом предводителе Майкы-бии, современнике Чингиз-хана, который «ездил с ним, сидя на одной арбе <...> был способен давать советы Чингизу»21, получившему от хана страну, уран, дерево, птицу22. Подобно Майкы-бию, право на власть в своей стране от Чингиза получил предводитель усерганов Муйтен-бий, ездивший к хану с подарками23.
Следует отметить, что подобную же функцию санкционирования права политического верховенства определенной династии, элиты преследовали и казахские шежире24.
Известны случаи, когда шежере представлялись в местные органы власти, чтобы подтвердить свое привилегированное положение, добиваться получения тех или иных льгот. В XVII в. чаще всего башкиры обращались в воеводскую администрацию с просьбой «о написании в тарханы [представитель сословной группы служилых людей, освобожденной от ясака за несение военной службы. - И. Б.]». Так, в 1690 г. подобную челобитную подали башкиры Кыпсакской волости Ногайской дороги Тленчей и Черючей Устемировы, в результате чего было обнаружено: «В Уфинских имянных тарханских списках и в окладных приходных ясашных книгах прошлых лет и нынешняго 198 году челобитческих Ногайские дороги Кипчаские волости башкирцов Тлетчейкова да Черючейкова Устемировых имян не сыскано. Да в имянных же тарханских списках прошлых лет и нынешняго 198 году написаны Ногайские дороги Кипчаские волости тарханы
19 Буляков, И. И. Золотоордынские государственные традиции. С. 19.
20 Башкирские родословные... С. 67.
21 Там же. С. 371.
22 Башкирские шежере... С. 156, 165.
23 Там же. С. 84.
24 Алпысбес, М. А. Шежире казахов: источники и традиции... С. 145.
Иселеман Янбахтин, Байбулат Иселеманов, Ку-сюппердей Сабак, Илльмет Байбулатовы. И у выписки челобитчики Тленчейко да Черючейко Устемировы сказали: тархан-де Иселейма <...> Янбахтин им-де родной, а отцу их отцов - родной же, Байбулат Иселейманов - дядя родной, Кусяппердей, да Собак, да Илльбетка Байбулатов - братя двоюродные. И знамя свое приложили таково <.> И стольник и воевода Иван Андреевич Толстово, слушав сей выписки, велел Тлетчейка и Черючейка написать в тарханы и служить великих государей служба до указу. И о том дать им память»25. Таким образом, единственным аргументом, позволившим поверстать упомянутых башкир в тарханы, стало указание на их родство с написанными в тарханском списке лицами.
Один из опубликованных в «Башкирских родословных» документов содержит вариант родословной тамъянцев, которая начинается словами: «Родословное письмо башкир Тамьянской волости. Шагали, сын Шакмана, - потомственный князь, тархан»26. Далее перечисляются имена его потомков, одним из которых является внук Шагали Шакмана в седьмом колене Валид Муъ-минов. В конце шежере имеется запись следующего характера: «Аула Муъмин Бугурусланского округа, что по течнию Кинели, башкиру Валиду, сыну Муъмина, с его спутниками мы являемся родственники, приложили свои руки. Неумею-щие <приложить> руку из нас приложили тамги наши»27. Данное письмо было заверено в 1809 г. мударрисом, указным мударрисом и местным должностным лицом - юртовым старшиной. Таким образом, официально признавалось знатное (княжеское, тарханское) происхождение «родственников» упомянутого в шежере Валида Муъ-минова.
Подобным образом официально было заверено шежере башкирского рода Байляр: «На основании показаний упомянутых свидетелей, башкир Бавлинской волости того же аула Бав-лы Шахгарей, сын Балтакая, сельский староста Бавлинского общества <шеджере> удостоверяю. 1879-го года марта пятого дня <приложил> свою казенную печать»28. Казенная печать представляет собой оттиск круглой печати диаметром
25 РГАДА. Ф. 1173. Уфимская приказная изба. Оп. 1. Д. 1085. Л. 9.
26 Башкирские родословные... С. 130.
27 Там же. С. 132.
28 Там же. С. 335-336.
29 мм, белые буквы на черном поле в 5 строк: «СЕЛЬСК1Й | СТАРОСТА | БАВЛИНСКАГО | ОБЩЕСТВА | БУГУЛЬМИН УЕЗ.»29.
Интересна история родословной юмран-табынцев, которую изучал М. И. Уметбаев в 1857 г.: «Сие шеджере списано со старого шедже-ре, составленного в начале 1800 года. То старое шеджере, должно быть, приказал составить ток-ский старшина Исенгул, сын Каипкула, который говорил: «Сим шеджере я исхлопочу признания в звании мирзы!», - и, придя к нам, юмранам на Ак Идели, ходил по многим людям и собирал деньги. Не заплативших ему той порой он не вписал в список, а заплативших - показал в списке». Далее старшина подал в 1811 г. список и шежере в канцелярию военного губернатора Г. Волконского для признания указанных в нем лиц мирзами. Несмотря на то, что шежере не было засвидетельствовано в присутственных местах, прошение было удовлетворено в виде издания соответствующего указа30.
Подобно башкирскому шежере, юридико-пра-вовые функции имел и казахский шежире, «когда он выступал в качестве соционормативного регулятора всей жизни казахского общества в прошлом, как в части семейно-брачных отношений, наследственных прав, так и в сложении системы родства»31.
Таким образом, мы приходим к выводу, что башкирские шежере преследовали ряд значимых для общества целей:
1) упорядочение землепользования внутри общины, фиксация родом своего вотчинного права на занимаемые земли;
2) легитимизация власти родовых предводителей - биев - путем возведения их генеалогии к легендарным личностям, чей авторитет не подвергается сомнению;
3) подтверждение конкретным индивидуумом своего привилегированного положения в обществе путем перечисления своих предков, имеющих особый социальный статус.
Местные органы власти официально признавали родословные (указания на родство, принадлежность к роду) в качестве весомого аргумента в решении земельных споров и признании привилегированного социального статуса отдельных лиц.
29 Там же. С. 336.
30 Там же. С. 236-239.
31 Муканов, М. С. Из исторического прошлого. С. 7.
Библиографический список
1. Алпысбес, М. А. Шежире казахов : источники и традиции : учеб. для вуз. и послевуз. спецкурсов. Астана : BG-Print, 2013. 240 с.
2. Башкирские родословные / сост., предисл., поясн. к пер., пер. на рус. яз., послесл. и указ. Р. М. Булгакова, М. Х. Надергулова ; науч. рук. Р. Г. Кузеев. Вып. 1. Издание на русском языке. Уфа : Китап, 2002. 480 с.
3. Башкирские шежере : (Филологические исследования и публикации) : сб. ст. / отв. ред. Г. Б. Ху-саинов. Уфа : БФАН СССР, 1985. 162 с.
4. Башкирские шежере / сост., пер. текстов, введ. и коммент. Р. Г. Кузеева. Уфа : Башк. книж. изд-во, 1960. 305 с.
5. Буляков, И. И. Золотоордынские государственные традиции в управлении башкирским краем во второй половине XVI - первой трети XVIII в. Уфа : ИИЯЛ УНЦ РАН, 2012. 180 с.
6. Мазитов, В. Р. Башкирское шежере как историко-этнографический источник : автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб., 2012. 21 с.
7. Муканов, М. С. Из исторического прошлого : (родословная племени керей и уак). Алматы, 1998. 160 с.
8. Надергулов, М. Х. Башкирские историко-литературные сочинения XVI - начала XX века (вопросы зарождения жанровой системы и традиции). Уфа : Китап, 2013. 312 с.
Сведения об авторе
Буляков Ильнур Ильдусович - кандидат исторических наук, младший научный сотрудник Института истории, языка и литературы Уфимского научного центра Российской академии наук, Уфа, Республика Башкортостан.
buljakow@mail. ги
Bulletin of Chelyabinsk State University. 2014. № 22 (351). History. Issue 61. P. 155-160.
LEGAL FUNCTIONS OF THE BASHKIR SHEZHERE
1.1. Bulakov
candidate of Historical Sciences; Junior Researcher at the Institute of History, Language and Literature;
Ufa Science Center, Russian Academy of Sciences, Ufa, Republic Of Bashkortostan. buljakow@mail.ru
Bashkir genealogical records (shezhere) are widely used by historians as indirect sources of certain events and facts of the past. The author of the article pays attention to the functional component of the shezhere. In particular, he studies their legal functions which aimed to regulate land tenure and land use in the region, to authorize the biy's right to political power, and to confirm a particular person's privileged position in society. By means of certain examples the author concludes that the local authorities officially recognized genealogies (as indications of the relationship or belonging to a clan) as a weighty argument in resolutions of land disputes and in recognitions of particular people's privileged social status.
Keywords: Bashkir shezhere, patrimonial right of Bashkirs, land tenure, land use, power, social status.
References
1. Alpysbes, M. A. Shezhire kazahov : istochniki i tradicii : ucheb. dlja vuz. i poslevuz. speckursov. Astana : BG-Print, 2013. 240 s.
2. Bashkirskie rodoslovnye / sost., predisl., pojasn. k per., per. na rus. jaz., poslesl. i ukaz. R. M. Bulgakova, M. H. Nadergulova ; nauch. ruk. R. G. Kuzeev. Vyp. 1. Izdanie na russkom jazyke. Ufa : Kitap, 2002. 480 s.
3. Bashkirskie shezhere : (Filologicheskie issledovanija i publikacii) : sb. st. / otv. red. G. B. Husainov. Ufa : BFAN SSSR, 1985. 162 s.
160
H. H. EynHKae
4. Bashkirskie shezhere / sost., per. tekstov, vved. i komment. R. G. Kuzeeva. Ufa : Bashk. knizh. izd-vo, 1960. 305 s.
5. Buljakov, I. I. Zolotoordynskie gosudarstvennye tradicii v upravlenii bashkirskim kraem vo vtoroj polovine XVI - pervoj treti XVIII v. Ufa : IIJaL UNC RAN, 2012. 180 s.
6. Mazitov, V. R. Bashkirskoe shezhere kak istoriko-jetnograficheskij istochnik : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. SPb., 2012. 21 s.
7. Mukanov, M. S. Iz istoricheskogo proshlogo : (rodoslovnaja plemeni kerej i uak). Almaty, 1998. 160 s.
8. Nadergulov, M. H. Bashkirskie istoriko-literaturnye sochinenija XVI - nachala XX veka (voprosy zarozhdenija zhanrovoj sistemy i tradicii). Ufa : Kitap, 2013. 312 s.