Научная статья на тему 'ПРАВОВЫЕ БАРЬЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИСТОЧНИКОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИИ'

ПРАВОВЫЕ БАРЬЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИСТОЧНИКОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
нормативно-правовое регулирование в энергетике / энергетическое право / источники возобновляемой энергии / ИВЭ / энергетическое законодательство в России / регулирование в ТЭК России / нормативно-правовые пробелы. / regulatory and legal regulation in the energy sector / energy law / renewable energy sources / RES / energy legislation in Russia / regulation in the fuel and energy complex of Russia / regulatory and legal gaps.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дзюба Анатолий Петрович

Исследуются правовые проблемы строительства и эксплуатации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии в Российской Федерации. Проводится анализ причин, препятствующих реализации инвестиционных проектов в области создания источников возобновляемой энергии (ИВЭ) в России, которые разделяются на технологические и экономические. Выделяются основные механизмы государственного стимулирования процессов создания и развития ИВЭ. Проводится детальное описание основных нормативно-правовых ограничений, препятствующих расширению объемов выработки электрической энергии на основе технологий возобновляемой энергетики, таких как длительный срок проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов, нормативная длительность и процессуальная сложность присвоения квалификации вновь вводимых генерирующих объектов, высокая стоимость допуска к участию в торговой системе оптового рынка электроэнергии, сложность получения государственной поддержки участия в проектах в области ИВЭ, высокие показатели необходимой доли отечественной локализации генерирующего оборудования, действующего на основе ИВЭ. В материалах представлены предложенные авторские изменения в действующую нормативно-правовую базу Российской Федерации в области регулирования электроэнергетики, позволяющие усовершенствовать порядок привлечения инвестиций в область создания и развития ИВЭ, сократить сроки реализации инвестиционных проектов и повысить технологическую оснащенность и энергетическую безопасность Единой энергетической системы России. Статья может быть полезна исследователям, занимающимся отраслью энергетического права в направлении регулирования процессов строительства и эксплуатации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии, а также сотрудникам юридических и экономических блоков энергетических компаний, осуществляющих свою деятельность в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LEGAL BARRIERS TO THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS IN THE FIELD OF CONSTRUCTION OF RENEWABLE ENERGY SOURCES IN RUSSIA

The article is devoted to the study of legal problems of construction and operation of electric power production facilities operating on the basis of renewable energy source technologies in the Russian Federation. The materials analyze the reasons that hinder the implementation of investment projects in the field of renewable energy sources in Russia, which are divided into technological and economic. The main mechanisms of state stimulation of the processes of creation and development of renewable energy sources are highlighted. A detailed description of the main regulatory and legal restrictions preventing the expansion of electric power generation based on renewable energy technologies is carried out, namely: a long period of design, construction and commissioning of facilities, the regulatory duration and procedural complexity of assigning qualifications to newly commissioned generating facilities, the high cost of admission to participate in the wholesale electricity market trading system, high complexity obtaining state support for participation in renewable energy projects, high indicators of the required share of domestic localization of generating equipment operating on the basis of renewable energy sources. The materials present the author's proposed changes to the current regulatory framework of the Russian Federation in the field of regulation of the electric power industry, allowing to improve the procedure for attracting investments in the field of creation and development of renewable energy sources, shorten the implementation time of investment projects and improve the technological equipment and energy security of the Unified Energy System of Russia. The article may be useful to researchers involved in the field of energy law in the direction of regulating the processes of construction and operation of electricity production facilities operating on the basis of renewable energy source technologies, as well as employees of legal and economic blocks of energy companies operating in Russia.

Текст научной работы на тему «ПРАВОВЫЕ БАРЬЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИСТОЧНИКОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИИ»

УДК 346.7

ПРАВОВЫЕ БАРЬЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОЕКТОВ В ОБЛАСТИ СТРОИТЕЛЬСТВА ИСТОЧНИКОВ ВОЗОБНОВЛЯЕМОЙ ЭНЕРГИИ В РОССИИ

Дзюба А. П.

Южно-Уральский государственный университет

(национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия

Аннотация. Исследуются правовые проблемы строительства и эксплуатации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии в Российской Федерации. Проводится анализ причин, препятствующих реализации инвестиционных проектов в области создания источников возобновляемой энергии (ИВЭ) в России, которые разделяются на технологические и экономические. Выделяются основные механизмы государственного стимулирования процессов создания и развития ИВЭ. Проводится детальное описание основных нормативно-правовых ограничений, препятствующих расширению объемов выработки электрической энергии на основе технологий возобновляемой энергетики, таких как длительный срок проектирования, строительства и ввода в эксплуатацию объектов, нормативная длительность и процессуальная сложность присвоения квалификации вновь вводимых генерирующих объектов, высокая стоимость допуска к участию в торговой системе оптового рынка электроэнергии, сложность получения государственной поддержки участия в проектах в области ИВЭ, высокие показатели необходимой доли отечественной локализации генерирующего оборудования, действующего на основе ИВЭ. В материалах представлены предложенные авторские изменения в действующую нормативно-правовую базу Российской Федерации в области регулирования электроэнергетики, позволяющие усовершенствовать порядок привлечения инвестиций в область создания и развития ИВЭ, сократить сроки реализации инвестиционных проектов и повысить технологическую оснащенность и энергетическую безопасность Единой энергетической системы России. Статья может быть полезна исследователям, занимающимся отраслью энергетического права в направлении регулирования процессов строительства и эксплуатации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии, а также сотрудникам юридических и экономических блоков энергетических компаний, осуществляющих свою деятельность в России.

Ключевые слова: нормативно-правовое регулирование в энергетике, энергетическое право, источники возобновляемой энергии, ИВЭ, энергетическое законодательство в России, регулирование в ТЭК России, нормативно-правовые пробелы.

LEGAL BARRIERS TO THE IMPLEMENTATION OF INVESTMENT PROJECTS IN THE FIELD OF CONSTRUCTION OF RENEWABLE ENERGY SOURCES IN RUSSIA

Dzyuba A. P.

South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation

Abstract. The article is devoted to the study of legal problems of construction and operation of electric power production facilities operating on the basis of renewable energy source technologies in the Russian Federation. The materials analyze the reasons that hinder the implementation of investment projects in the field of renewable energy sources in Russia, which are divided into technological and economic. The main mechanisms of state stimulation of the processes of creation and development of renewable energy sources are highlighted. A detailed description of the main regulatory and legal restrictions preventing the expansion of electric power generation based on renewable energy technologies is carried out, namely: a long period of design, construction and commissioning of facilities, the regulatory duration and procedural complexity of assigning qualifications to newly commissioned generating facilities, the high cost of admission to participate in the wholesale electricity market trading system, high complexity obtaining state support for participation in renewable energy projects, high indicators of the required share of domestic localization of generating equipment operating on the basis of renewable energy sources. The materials present the author's proposed changes to the current regulatory framework of the Russian Federation in the field of regulation of the electric power industry, allowing to improve the procedure for attracting investments in the field of creation and development of renewable energy sources, shorten the implementation time of investment projects and improve the technological equipment and energy security of the Unified Energy System of Russia. The article may be useful to researchers involved in the field of energy law in the direction of regulating the processes of construction and operation

of electricity production facilities operating on the basis of renewable energy source technologies, as well as employees of legal and economic blocks of energy companies operating in Russia.

Keywords: regulatory and legal regulation in the energy sector, energy law, renewable energy sources, RES, energy legislation in Russia, regulation in the fuel and energy complex of Russia, regulatory and legal gaps.

Несмотря на существование значительного природно-ресурсного, климатического и географического потенциала, формирующего возможности для создания и использования технологий источников возобновляемой энергии (далее — ИВЭ) в Российской Федерации, объемы вводимых мощностей источников возобновляемой энергии и доля выработки электроэнергии на основе ИВЭ в ЕЭС России продолжают отставать от среднемировых показателей [1; 6]. Хотя на государственном уровне были приняты решения о поддержке проектов строительства и эксплуатации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий ИВЭ, сохраняются дискуссии о целесообразности значительного увеличения доли источников возобновляемой энергии в структуре топливно-энергетического баланса России [7; 14]. Дискуссионность вопроса о целесообразности значительного увеличения объемов выработки электроэнергии на основе технологий источников возобновляемой энергии объясняется двумя типами причин: технологическими и экономическими. В качестве технологических причин выступает полная обеспеченность страны собственными топливно-энергетическими ресурсами,

доступность которых в условиях

1.

Также первоначальный этап развития любых технологически новых проектов в промышленности сопровождается высокой степенью первоначальных инвестиционных издержек, которые реализуются в условиях ограниченного количества поставщиков, низкой степени технологической

оснащенности, слабой налоговой поддержки. В таких условиях, которые характеризуются развитием новых технологических рынков, в масштабах отдельной отрасли экономики, без непосредственной государственной поддержки эффективное развитие отрасли

возобновляемых источников энергии невозможно [2]. Государственная поддержка

1 Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации : федер. закон от 23 нояб. 2009 г. № 261-ФЗ. URL:

http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_93978/

существующей базы ТЭЦ и ГРЭС делает стоимость электроэнергии, вырабатываемой в России, сравнительно дешевой. В качестве экономических причин выступают аргументы дефицита бюджета энергетических компаний, который может быть направлен на обновление основных фондов генерирующих объектов, действующих на традиционных источниках производства электроэнергии, нежели чем строительство дорогостоящих объектов ИВЭ [5]. При этом экономические причины, в вопросе ограничения создания и развития возобновляемых источников энергии, являются более значимыми, по сравнению с причинами технологическими. Наличие указанных факторов оказывает сдерживающее

воздействие на развитие нормативно-правовой базы поддержки строительства и эксплуатации технологий источников возобновляемой энергии.

В настоящий момент рынок технологий ИВЭ в России находится на начальном этапе своего развития [3; 13]. На данном этапе на эффективность процесса развития и внедрения технологий, функционирующих на основе технологий ИВЭ, напрямую оказывают влияние меры государственного нормативно-правового регулирования этой области

должна выражаться в том числе в нормативно-правовом регулировании стимулирования инвестиционных процессов в области создания и развития возобновляемых источников энергии [15].

Среди основных механизмов

государственного стимулирования процессов создания и развития возобновляемых источников энергии можно выделить следующие2:

— поддержку развития научных исследований в области создания и использования ИВЭ;

— поддержку льготных налоговых режимов для ввоза технологий ИВЭ на территорию страны;

2 Об электроэнергетике : федер. закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ (ред. от 11.06.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.07.2022). URL: http://www.consultant.ru/law/podborki /vozobnovlyaemye_istochniki_jenergii/

— льготное кредитование для финансирования проектов в области создания и развития ИВЭ;

— создание налоговых льгот для организаций, занимающихся деятельностью в области создания и использования ИВЭ 1;

— создание кадрового потенциала специалистов в области создания и использования ИВЭ со стороны государственных вузов;

— формирование упрощенного порядка выделения и оформления земельных участков для размещения объектов ИВЭ.

В ряде законопроектов были выдвинуты инициативы по субсидированию ставок процентов по кредитам, получаемым на строительство объектов производства

электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии. При этом, по мнению экспертов [11], если субсидировать лишь 2 процентных пункта, то бюджету это может обойтись в 27 млрд руб. Меры субсидирования проектов в области ИВЭ должны привести к расширению объемов полезного отпуска электроэнергии на основе возобновляемых источников, однако существует ряд ограничений.

Во-первых, длительный срок проектирования, строительства и ввода в работу объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий ИВЭ. Это связано со сложностью технологического выполнения строительства электростанций, поэтапного ввода в эксплуатацию при участии надзорных органов [8]. Однако Постановлением Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 г.2 утверждены Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства,

принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, которыми предусматривается, что сроки реализации

мероприятий по осуществлению

технологического присоединения новых устройств производителей электроэнергии составляют 2 года. Учитывая длительные сроки ввода в эксплуатацию объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии, следует увеличить возможные сроки для выполнения технологического

присоединения по выданным техническим условиям для объектов ИВЭ.

Во-вторых, высокая стоимость допуска к участию в торговой системе оптового рынка электрической энергии (мощности) объектов по производству электроэнергии. Функции по конкурентному отбору объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии, переданы Некоммерческому партнерству «Ассоциация "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью"» (далее — НП «Совет рынка»)3. Приложением № 27 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии «Регламент проведения отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии» закреплены условия для участия в конкурентном отборе по участию в проектах ИВЭ. Одним из основных условий является членство в НП «Совет рынка», вступительный взнос в которое составляет 1 млн 200 тыс. руб., последующие членские взносы — более 500 тыс. руб. в квартал. Таким образом, инвестор в генерирующие объекты, уже на этапе проведения конкурса, должен нести расходы, превышающие 3 млн руб. в год, лишь за формальное членство в организации — операторе рынка электроэнергии. Таким образом, для повышения инвестиционной привлекательности ИВЭ в России следует

1 Энергетическая стратегия российской федерации на период до 2035 года : утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 9 июня 2020 г. № 1523-р. URL: https://cloud.consultaat.ru/

2 Об утверждении Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам по

оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике и оказания этих услуг, Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг и Правил технологического присоединения

энергопринимающих устройств потребителей

электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям : постановление Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (с изм. и доп.) / / КонсультантПлюс : справочная правовая система. 3 Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка : утвержден решением Наблюдательного совета НП «АТС» (Протокол заседания Наблюдательного совета НП «АТС» № 96 от 14 июля 2006 г. с изм.). URL: https: / / www.np-sr.ru/

снизить требования для вложений инвесторов на первоначальных этапах реализации проектов и участия в конкурсных отборах.

В-третьих, нормативная длительность и процессуальная сложность присвоения квалификации вновь вводимых генерирующих объектов. Постановлением Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»1 устанавливается, что при реализации электроэнергии на розничном рынке объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии, возможность продажи электроэнергии таким объектом выполняется после прохождения соответствующей процедуры квалификации такого объекта [9].

Правила присвоения квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования ИВЭ, утвержденные Постановлением Правительства РФ № 426 от 3 июня 2008 г. «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых источников энергии»2, предусматривают достаточно сложную и длительную процедуру присвоения квалификации. Длительность процедуры присвоения квалификации генерирующих объектов отпугивает потенциальных инвесторов в проекты по созданию и использованию ИВЭ. Прежде всего, длительность процедуры квалификации связана с необходимостью подготовки большого пакета документов, технической, исполнительной и проектной документации, а также множества этапов их согласования. Требуемый пакет документации является избыточным и приводит к затягиванию процедуры ввода объектов ИВЭ в промышленную эксплуатацию. Учитывая важность возврата вложений в ИВЭ для

потенциальных инвесторов, следует сократить требования по предоставляемому пакету документации при прохождении процедуры квалификации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий ИВЭ.

В-четвертых, высокая сложность получения государственной поддержки участия в проектах в области источников возобновляемой энергии. Постановлением Правительства РФ от 28 мая 2013 г. № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности»3 закрепляется условие необходимости предоставления гарантии для допуска к участию в конкурсе по отбору проектов источников возобновляемой энергии. В качестве гарантии существует одно условие в виде предоставления поручительства действующего субъекта оптового рынка электрической энергии (мощности),

владеющего генерирующими объектами суммарной установленной мощностью не менее 2 500 МВт (Приложение № 27 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии). Таким образом, учитывая то, что количество субъектов оптового рынка, владеющих таким количеством установленной генерирующей мощности, является незначительным, не все заявители имеют возможность получения требуемого поручительства.

Постановлением Правительства РФ № 1172 от 29 декабря 2010 г. «Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка

электрической энергии и мощности»4 четко закрепляются требования в части отсутствия дискриминационных условий для участия на

1 О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») : постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 15.07.2022) / / КонсультантПлюс : справочная правовая система.

2 О квалификации генерирующего объекта,

функционирующего на основе использования

возобновляемых источников энергии : постановление Правительства Российской Федерации от 03.06.2008 № 426 / / КонсультантПлюс : справочная правовая система.

3 О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности (вместе с «Правилами определения цены на мощность генерирующих объектов, функционирующих на основе возобновляемых источников энергии») : постановление Правительства РФ от 28.05.2013 № 449 (ред. от 20.05.2022) / / КонсультантПлюс : справочная правовая система.

4 Об утверждении Правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности : постановление Правительства РФ от 27 дек. 2010 г. № 1172 // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

оптовом рынке электрической энергии (мощности). Необходимость предоставления поручительства существенно ограничивает возможности участников рынка в получении государственной поддержки в рамках строительства объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии.

В-пятых, высокие показатели необходимой доли отечественной локализации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии [12]. Постановлением Правительства РФ № 449 от 28 мая 2013 г. «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» установлены требования о необходимой доле локализации компонентов генерирующего оборудования, которое участвует в конкурсах по поддержке инвестиционных проектов в области ИВЭ. Параметры целевых показателей утверждены Распоряжением Правительства РФ № 1-р от 8 января 2009 г. «Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической

эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года»1.

Из-за низкой технологической

оснащенности отечественных

производственных мощностей в области компонентов ИВЭ, сравнительно малого спроса на закупку компонентов ИВЭ внутри страны, в России существует незначительное количество производственных предприятий, способных производить требуемые

компоненты. Вследствие незначительной массовости заказов стоимость производства изделий получается выше, чем стоимость аналогов, производимых в других странах мира. Согласно требованиям доля отечественной локализации объектов ИВЭ должна составлять 65—70 %, что в настоящее время является невыполнимым. В таких условиях привлекательность участия в конкурсных

1 Об основных направлениях государственной политики в сфере повышения энергетической эффективности электроэнергетики на основе использования возобновляемых источников энергии на период до 2035 года : распоряжение Правительства РФ от 08.01.2009 п 1-р (ред. от 01.06.2021) // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

2 О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима

отборах для потенциальных инвесторов снижается, что приводит к неиспользованию даже большинства существующих мер государственной поддержки в области создания и использования ИВЭ. Таким образом, следует пересмотреть нормативные правовые акты в области установления показателей

отечественной локализации инвестиционных проектов в сфере создания ИВЭ.

В-шестых, отсутствие нормативно-правового закрепления гарантий закупок электроэнергии, вырабатываемой ИВЭ. Постановлением

Правительства РФ № 442 от 4 мая 2012 г. «О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии»2 предусмотрена возможность продажи электрической энергии в рамках розничного рынка электроэнергии, произведенной на объектах,

функционирующих на основе использования ИВЭ в целях компенсации потерь в электрических сетях территориальным электросетевым организациям (п. 128).

При этом нормы, содержащиеся в упомянутом нормативном акте, не регулируют процедуру заключения договоров купли-продажи электроэнергии, существенные условия содержания таких договоров, а также порядок определения объемов производства и реализации электрической энергии. Вследствие сравнительно высоких тарифов на отпуск электроэнергии объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий ИВЭ, отсутствия жесткого нормативно-правового регулирования порядка обязательности заключения договоров, обеспечивающих продажу электрической энергии, произведенной на основе ИВЭ, сетевым компаниям не выгодно закупать такую электроэнергию для компенсации потерь [4]. Следовательно, из-за отсутствия жесткой регламентации порядка заключения договоров на закупку потерь у источников, действующих на основе ИВЭ, сетевые компании могут уклоняться от закупок электроэнергии у них. Данные условия могут ограничить возможность

потребления электрической энергии (вместе с «Основными положениями функционирования розничных рынков электрической энергии», «Правилами полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии») : постановление Правительства РФ от 04.05.2012 № 442 (ред. от 15.07.2022) / / КонсультантПлюс : справочная правовая система.

для реализации всей электроэнергии, произведенной на основе ИВЭ. Таким образом, государственные нормативно-правовые

механизмы регулирования деятельности по купле-продаже электроэнергии, выработанной на основе ИВЭ, должны быть усовершенствованы в направлении

обеспечения возможностей реализации всей электроэнергии, выработанной на основе ИВЭ на розничном рынке электроэнергии (мощности), в том числе территориальным электросетевым компаниям.

Применительно к правовым проблемам строительства и эксплуатации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии в Российской Федерации, следует отметить, что многими учеными среди основных проблем называется высокая доля государственного регулирования договорных отношений в области электроэнергетики в целом и обращения электроэнергии, произведенной на основе ИВЭ, в частности [10]. В случае с договорами, регулирующими куплю-продажу электроэнергии, следует усовершенствовать законодательство в вопросах детализации содержания договоров энергоснабжения и купли-продажи электроэнергии, вырабатываемой на основе ИВЭ.

По результатам проведенного исследования правовых проблем строительства и эксплуатации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий ИВЭ в Российской Федерации, нами предлагается введение в действующую нормативно-правовую базу Российской Федерации в сфере нормативно-правового регулирования в области обращения электрической энергии изменений:

1) в Постановление Правительства РФ № 861 от 27 декабря 2004 г. «Правила технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям» — в вопросе увеличения сроков исполнения мероприятий по технологическому присоединению новых устройств производителей электроэнергии с существующих 2 до 3 лет;

2) в Постановление Правительства РФ № 426 от 3 июня 2008 г. «О квалификации генерирующего объекта, функционирующего на основе использования возобновляемых

источников энергии» — в части упрощения процедуры прохождения квалификации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии. Упрощение процедуры квалификации должно выполняться на основе проведения отдельных технических экспертиз. Однако ключевой целью упрощения процедуры квалификации должно являться сокращение сроков квалификации, упрощения процедур ввода в эксплуатацию объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий ИВЭ;

3) во внутренние нормативные документы НП «Ассоциация "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью"» (Приложение № 27 к договору о присоединении к торговой системе оптового рынка электроэнергии «Регламент проведения отборов инвестиционных проектов по строительству генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии») — в части исключения необходимости обязательного членства в НП «Совет рынка» для участников в конкурентном отборе по участию в проектах отбора инвестиционных проектов строительства объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий ИВЭ;

4) в Постановление Правительства РФ от 28 мая 2013 г. № 449 «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» — в части исключения необходимости предоставления гарантий для допуска к участию в конкурсе по отбору проектов ИВЭ либо существенного ослабления таких условий, позволяющих участвовать в конкурсах по отбору проектов ИВЭ более широкому кругу лиц;

5) в Постановление Правительства РФ № 449 от 28 мая 2013 г. «О механизме стимулирования использования возобновляемых источников энергии на оптовом рынке электрической энергии и мощности» — в части ослабления доли локализации компонентов генерирующего оборудования, которое участвует в конкурсах по поддержке инвестиционных проектов в области ИВЭ. Предлагается сократить

требуемую долю локализации до значения, не превышающего 50 %.

В качестве заключительных выводов к проведенному исследованию можно

констатировать следующее:

1. В условиях сравнительно низкой стоимости электроэнергии, вырабатываемой электростанциями ЕЭС России, действующими на традиционных источниках электроэнергии, а также дефицита бюджета энергетических компаний, темпы ввода объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий ИВЭ в России, существенно отстают от большинства стран мира. На текущем этапе на эффективность процесса создания и использования объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий источников возобновляемой энергии, напрямую оказывают влияние именно меры государственного нормативно-правового регулирования.

2. Среди основных механизмов государственного стимулирования процессов создания и развития возобновляемых источников энергии можно выделить следующие: поддержку развития научных исследований в области создания и использования ИВЭ; поддержку льготных налоговых режимов для ввоза технологий ИВЭ на территорию страны; льготное кредитование для финансирования проектов в области создания и развития ИВЭ; создание налоговых льгот для организаций, занимающихся деятельностью в области создания и использования ИВЭ и пр.

3. Совершенствование государственной нормативно-правовой базы, регулирующей механизмы поддержки строительства и эксплуатации объектов производства электроэнергии, действующих на основе технологий ИВЭ, является важнейшей мерой на пути развития топливно-энергетического комплекса России, повышения устойчивости функционирования национальной экономики, обеспечения энергетической безопасности и экологической устойчивости.

4. Предложенное введение изменений в действующую нормативно-правовую базу Российской Федерации в области регулирования электроэнергетики позволит усовершенствовать порядок привлечения инвестиций в область создания и развития ИВЭ, сократить сроки реализации инвестиционных проектов и повысить

технологическую оснащенность и

энергетическую безопасность Единой энергетической системы России.

Список литературы

1. Белокрылова Е. А., Кологерманская Е. М. Современные политико-правовые аспекты развития возобновляемых источников энергии в Российской Федерации // Вестник Удмуртского университета. Сер. Экономика и право. 2017. Т. 27, № 2. С. 85—93.

2. Бучнев А. Регулирование и стимулирование развития возобновляемых источников энергии // Государственная служба. 2015. № 5 (97). С. 108—111.

3. Гаврилова Е. Б. Организационно-правовые аспекты использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации // Правовая инициатива. 2015. № 3. С. 10.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Городов О. А. Введение в энергетическое право : учебник. Изд. 2-е, перераб. и доп. М. : Проспект, 2015. 222 с.

5. Дашин А. В., Якубенкова К. А. Правовое регулирование общественных отношений в сфере электроэнергетики: история и современность // Евразийский юридический журнал. 2022. № 7 (170). С. 209-211.

6. Дзюба А. П. Теория и методология управления спросом на энергоресурсы в промышленности : монография. Челябинск : Издат. центр ЮУрГУ, 2020. 323 с.

7. Дзюба А. П., Соловьева И. А. Управление спросом на энергоресурсы в глобальном экономическом пространстве. Челябинск : Издат. центр ЮУрГУ, 2021. 260 с.

8. Дзюба А. П., Соловьева И. А. Управление спросом на энергоресурсы в промышленных комплексах и регионах. Челябинск : Издат. центр ЮУрГУ, 2019. 239 с.

9. Кологерманская Е. М. Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации и зарубежных государствах : дис. ... канд. юрид. наук. 2020. 369 С. URL: https://disser.spbu.ru/zashchita-uchenoj-stepeni-spbgu/366-kologermanskaya-ekaterina.html

10. Кологерманская Е. М. Правовое регулирование использования возобновляемых источников энергии в Российской Федерации и зарубежных государствах. СПб. : Санкт-Петербургский гос. ун-т., 2020. 369 с.

11. Ксиропулос С. Г. Правовое регулирование энергоснабжения с использованием возобновляемых источников энергии (гражданско-правовой аспект) : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. 2013. 25 с. URL: https://www.dissercat.com/content/pravovoe-regulirovanie-energosnabzheniya-s-ispolzovaniem-vozobnovlyaemykh-istochnikov-energi

12. Песчинский И. Государство готово субсидировать кредиты на возобновляемые источники энергии // Ведомости. 2017. URL: https://www.vedomosti.ru/

business/articles/2017/06/23/695673-subsidirovat-vozobnovlyaemie-energii

13. Попова Е. Н., Соловьев А. А. Правовые проблемы «степени локализации» генерирующих

объектов ВИЭ // Окружающая среда и энерговедение. 2019. № 2 (2). С. 83-87.

14. Ручкина Г. Ф. Деятельность банка России по противодействию санкционным рискам, направленная на стабилизацию ситуации на финансовом рынке: некоторые меры поддержки малого и среднего предпринимательства // Банковское право. 2022. № 4. С. 7-12.

15. Ручкина Г. Ф. Качество электроэнергии: проблемы нормативного правового регулирования // Имущественные отношения в РФ. 2018. №12 (207). С. 44-52. https://doi.org/10.24411/2072-4098-2018-10125

Дзюба Анатолий Петрович - доктор экономических наук, старший научный сотрудник кафедры «Экономика и финансы», Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет), г. Челябинск, Россия, е-mail: [email protected]

Dzyuba Anatoly Petrovich- Doctor of Economics, Senior Researcher at the Department of Economics and Finance, South Ural State University (National Research University), Chelyabinsk, Russian Federation, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.