тревоги, фрустрации, факты физической, предметной агрессии и самоагрессии: они испытывали гнев, злость, чувство безысходности, отчаяния, страха, причем объект, с которым он связан, не всегда представлял реальную угрозу. Эти воспитанники проявляли вспыльчивость, активно отстаивали свою точку зрения, нередко применяя для этого физическую силу, для них было характерно непринятие себя, самоунижение, обида за сложившуюся ситуацию, что зачастую носило демонстративный характер и было направлено на привлечение внимания окружающих. Для воспитанников II группы было характерно состояние депрессии, а также проявления эмоциональной агрессии; подавленность, недоверчивость, апатия, равнодушие к происходящему, пассивность поведения, осторожность в социальных контактах. Психические состояния, как результат целостной приспособительной реакции личности в ответ на изменения внешних и внутренних условий, направленной на достижение полезного результата, проявляются в переживаниях и степени мобилизации функциональных возможностей. Они чаще всего представляют собой реакцию на ситуацию или деятельность и носят адаптивный, приспособительный характер, согласуя возможности человека с конкретными объективными условиями и организуя его взаимодействие со средой.
Таким образом, проведенное исследование позволило представить психологический портрет несовершеннолетних осужденных. Для них характерно стремление противостоять ситуации, добиваться своего «любой ценой», что, в сочетании с невозможностью отстоять свое право на самостоятельность, определяет специфику психических состояний. Импульсивность, стремление настоять на своем, непринятие режимных требований и ослабленный контроль над побуждениями детерминируют у них состояния фрустрации, тревоги, агрессивные проявления. Отстаивание своей точки зрения, попытки повлиять на ситуацию могут носить показной характер и осуществляться для демонстрации своей независимости и непринятия условий социальной изоляции.
Подростки, не имеющие нарушений режима учреждения, отличаются подвижностью, высоким жизнен-
УДК 343
I ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ | ВИКТИМИЗАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
А. И. Савельев
Рассматриваются вопросы, касающиеся нормативно-правовой основы предупреждения виктимизации несовершеннолетних на международном уровне и в действующем российском законодательстве.
Ключевые слова: несовершеннолетние, виктимизация, права ребенка, надзор, полномочия, законодательные инициативы.
В современной России охрана прав несовершеннолетних относится к числу актуальных проблем, обусловленных сложной криминогенной обстановкой и неблагополучным положением детей как в обществе, так и в семье. При этом обострение данной проблемы происходит в условиях, когда на международном и национальном
ным тонусом, склонностью к получению удовольствия от жизни, что влияет на характер их психического состояния. Повышенный фон настроения, общительность, болтливость сочетаются с проявлениями вербальной агрессии; апатия и эмоциональное отчуждение могут носить показной характер. Проявления деструктивной активности этих воспитанников зачастую определяются сменой настроения, а не стремлением игнорировать режим ВК.
Особенности психического состояния несовершеннолетних осужденных, склонных к нарушению режима в период отбывания наказания, необходимо учитывать как при определении направлений работы с ними в период адаптации к условиям ИУ, так и в течение всего срока пребывания в нем для профилактики возможных поведенческих деликтов.
1 Сосновикова Ю. Е. Психические состояния человека, их классификация и диагностика. М., 2004. С. 45.
2 Официальный сайт ФСИН России. [Электронный ресурс]. иКЪ: http://www.fsin.su/ (дата обращения: 26.01.2011) ; О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации: федеральный закон от 08.12.2003 г № 162-ФЗ // Президент России: официальное Интернет-представительство. ЦКЪ: http://document.kremlin.ru/ (дата обращения: 24.10.2010).
3 Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб., 2003. С. 380.
4 Льдокова Г. М. Негативные психические состояния студентов в ситуациях с неопределенным исходом. Елабуга, 2006. С. 28.
5 Леус Э.В., Сидоров П. И., Соловьев А. Г. Социальнопсихологическая характеристика несовершеннолетних в исправительных учреждениях закрытого типа // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2009. № 1 (36). С. 40-45.
6 Практикум по психологии состояний: учебное пособие / под ред. А. О. Прохорова. СПб., 2004. С. 254, 236, 240, 248 ; Психологическое обеспечение деятельности сотрудников отделов специального назначения: сборник методических рекомендаций и статей пенитенциарных психологов. М., 2004. С. 251, 238.
уровнях выработана и постоянно совершенствуется развернутая система правовых мер предупреждения виктимизации несовершеннолетних.
В настоящее время в сфере защиты прав несовершеннолетних и предупреждения их виктимизации действуют такие международные документы, как Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью, принятая в рамках ООН 29 ноября 1985 г., Конвенция ООН 1989 г. «О правах ребенка», Руководящие принципы ООН по предупреждению преступности среди несовершеннолетних 1990 г., Правила защиты прав несовершеннолетних, лишенных свободы, 1990 г., Минимальные стандартные правила применения мер, не связанных с тюремным заключением, 1990 г. и др.1 Этими и другими нормативными актами заложены гарантии обеспечения нормального духовного и физического развития детей, в том числе в ситуациях, связанных с посягательствами на их жизнь и здоровье.
Так, Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью 1985 г. провозгласила обязанностью государств обеспечение потерпевшим доступа к правосудию и скорейшую компенсацию нанесенного им вреда, право потерпевших на справедливое обращение и признание их достоинства (п. 4). Согласно п. 5 Декларации «в тех случаях, когда это необходимо, следует создать и укрепить судебные и административные механизмы, с тем чтобы обеспечить жертвам возможность получать компенсацию с помощью официальных и неофициальных процедур, которые носили бы оперативный характер, являлись бы справедливыми, недорогостоящими и доступными».
Подписав Конвенцию ООН 1989 г. «О правах ребенка». Россия начала приводить в соответствие с ней свое национальное законодательство. Параллельно стали формироваться механизмы защиты прав ребенка, к которым в настоящее время относятся институты конституционного, парламентского и административного правового контроля и судебной защиты. Данная Конвенция состоит из 54 статей, охватывающих как гражданско-политические, так и социально-экономические и культурные права детей. Нормы, зафиксированные в Конвенции, служат ориентиром для государств в разработке собственных программ в отношении детей. В отличие от всех предшествовавших ей международных актов по правам ребенка, Конвенция ввела ряд новых прав: на выживание и развитие; на сохранение индивидуальности; на свободное выражение своих взглядов; на неучастие в военных действиях; на физическое и психологическое восстановление и социальную реинтеграцию жертв злоупотреблений и эксплуатации.
Конвенция обязывает государства, ратифицировавшие ее, наилучшим образом обеспечивать права и интересы ребенка в деятельности всех государственных, частных, административных, судебных и законодательных органов. Конвенция стала наиболее полным документом, отражающим права детей, благодаря ей они приобретают силу норм международного права.
Если оценивать Конвенцию «О правах ребенка» с точки зрения ее значения для предупреждения виктимизации несовершеннолетних, правового положения ребенка в семье, следует отметить, что она содержит значительное число положений общего, принципиального порядка, имеющих прямое отношение к семейному воспитанию, и, кроме того, посвящает правам ребенка в семье специальные статьи, предопределяющие семейно-правовой статус несовершеннолетнего. Этот документ предлагает ряд принципиально важных формулировок. Сюда входит, например, определение понятия «ребенок», которым считается каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста, если по закону, применимому к данному ребенку, он не достигает совершеннолетия ранее. В России это легальный термин семейного законодательства, тождественный понятию, употребляемому, например, в Гражданском, Уголовном кодексах — «несовершеннолетний».
Необходимо отметить, что международные нормы находят свое развитие в национальном законодательстве, где защите прав ребенка посвящены такие нормативные акты, как: Семейный кодекс РФ; Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»; Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. № 436-Ф3 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», Указ Президента РФ от 5 мая 1992 г. № 431 «О мерах по социальной поддержке многодетных семей» 2 и др. Однако, несмотря на широкую юридическую «охваченность», сфера защиты прав несовершеннолетних остается неэффективно управляемой. Во многом трудности связаны, во-первых, с декларативностью большей части норм ювенального права, во-вторых, с недостатками правоисполнения даже тех правовых предписаний, механизм реализации которых достаточно четко разработан.
Согласно сведениям уголовной статистики ежегодно несовершеннолетние становятся жертвами около 100 тыс. преступных посягательств, что составляет 3,8% от всего объема регистрируемых по России преступлений. При этом следует учесть, что значительное количество преступлений носит латентный характер, так как по разным причинам они не вошли в сведения официальной отчетности.
Характерно, что основная часть нарушений прав и свобод несовершеннолетних совершается теми, кто по социальному или профессиональному долгу призван их защищать: родителями, работниками учебно'-воспитательных учреждений, органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, пенитенциарной системы и т. п. Представляется, что надежным средством предупреждения нарушений прав подростков, восстановления законности и правопорядка в этой сфере может стать прокурорский надзор.
В сфере защиты прав несовершеннолетних прокуратура функционирует в двух направлениях:
— как орган надзора за соблюдением законов, прав и свобод граждан в деятельности органов власти, контроля, коммерческих и некоммерческих организаций;
— как правозащитный орган, содействующий несовершеннолетним в реализации их прав и интересов и их восстановлении в случае нарушения.
Объем предоставленных действующим законодательством полномочий позволяет прокурорам принимать участие в совершенствовании законодательства
о несовершеннолетних и гарантиях их прав. Согласно Закону РФ от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»3 Генеральный прокурор РФ вправе вносить в органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных правовых актов. Одобренное и рассмотренное надлежащим образом обращение Генерального прокурора РФ, доработанное или в неизменном виде, вносится в законодательный орган субъектом законодательной инициативы уже от своего имени. Расширяется практика участия прокуратуры в правотворческой деятельности субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Надзор за соблюдением прав ребенка прокуратура осуществляет и в отношении органов государственной власти. Так, если постановления Правительства не соот-
ветствуют Конституции РФ, не гарантируют или препятствуют реализации прав и интересов несовершеннолетних, Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента РФ, который далее действует по своему усмотрению и в пределах собственной компетенции. Генеральный прокурор РФ также может обращаться непосредственно к Правительству РФ по вопросам принятия мер по защите прав детей.
Одной из важных инстанций рассмотрения жалоб на нарушения прав человека, включая несовершеннолетних, является Управление Президента РФ по работе с обращениями граждан и организаций. Деятельность данного Управления регулируется соответствующим Положением, а также Федеральным законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» 4
Управление самостоятельно рассматривает обращения либо направляет их в соответствующие подразделения Администрации Президента РФ, Аппарат Правительства РФ, федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов РФ. В исключительных случаях жалобы рассматриваются непосредственно аппаратом высшего должностного лица страны.
Россия, провозгласившая себя правовым государством, стремится следовать опыту развитых демократий. Так, с 1997 г. введена должность Уполномоченного по правам человека5. Его деятельность призвана дополнить существующие средства защиты прав и свобод граждан, она не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Весьма важный вклад в предупреждение виктимизации несовершеннолетних внес Указ Президента РФ от 1 сентября 2009 г № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» 6.
Основная задача института Уполномоченного при Президенте РФ по правам ребенка — улучшение положения детей в России, обеспечение соблюдения прав и свобод ребенка и восстановление нарушенных прав детей, в том числе путем осуществления независимого контроля за деятельностью органов государственной власти и субъектов РФ, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц в части соблюдения ими прав и законных интересов несовершеннолетних. Уполномоченный принимает активное участие в формировании государственной политики в интересах детей, укреплении правового статуса ребенка в РФ, совершенствовании законодательных, организационно-правовых и материальных гарантий соблюдения прав детей, разработке системных предложений, направленных на максимально полную реализацию основных, базовых прав ребенка в жизни общества.
Ряд законодательных инициатив, разработанных при участии Аппарата Уполномоченного, был принят Государственной Думой и подписан Президентом. В частности, Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и Федеральный закон
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с принятием Федерального закона „О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и раз-витию“» 7. Данные законы создают действенные организационно-правовые механизмы защиты детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации.
Таким образом, современная правозащитная система России не только должна учитывать требования международных актов, касающихся предупреждения виктимизации несовершеннолетних, но и коренным образом пересмотреть существовавшие ранее идеологические каноны, принижавшие и обесценивающие роль личности подростков. Анализ действующего законодательства и теоретических концепций некоторых юристов дает возможность сделать вывод о неполноте правовых норм, противоречивости судебной практики и, наконец, отсутствии единства взглядов по этим вопросам, что нередко порождает неоднозначное толкование законов.
1 Сов. юстиция. 1992. № 9-10. С. 39 ; Ведомости Съезда народных депутатов СССР и Верховного Совета СССР. 1990. № 45. Ст. 955; Руководящие принципы Организации Объединенных Наций для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы) от 14 декабря 1990 г. // Документ опубликован не был ; см. также: Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся торговли детьми, детской проституции и детской порнографии (Нью-Йорк, 25 мая 2000 г.) // Официальный сервер ООН (www.un.org) ; факультативный Протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся участия детей в вооруженных конфликтах (принят Резолюцией 54/263 на 97-м пленарном заседании 54-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций 25 мая 2000 г., Нью-Йорк) // Бюл. международных договоров. 2009. № 5; Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования (Париж, 14 декабря 1960 г.) // Ведомости Верховного Совета СССР. 1962. № 44. Ст. 452.
2 Рос. газета. 1996. 23 дек. ; Рос. газета. 1999. 30 июня ; Рос. газета. 2010. 31 дек. ; Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 19. Ст. 1044.
3 Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 8. Ст. 366.
4 Об Управлении Президента Российской Федерации по работе с обращениями граждан и организаций: указ Президента от 17 февраля 2010 г. № 201: в ред. от 14 янв. 2011 г. № 38 // Рос. газета. 2010. 24 февр. ; О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации: федеральный закон от
2 мая 2006 г. № 59-ФЗ: в ред. от 27 июля 2010 г. № 227-ФЗ // Рос. газета. 2006. 5 мая.
5 Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации: федер. конст. закон от 26 февраля 1997 г № 1-ФКЗ : в ред. от 28 дек. 2010 г. // Рос. газета. 1997. 4 марта.
6 Рос. газета. 2009. 4 сент.
7 Рос. газета. 2010. 31 дек. ; Рос. газета. 2011. 26 июля.