11. Danilov Yu. A., Buklemishev O. V., Sednev V. P., Korshunov D. A. NatsionaVnye valyuty vo vzaimoraschetach v ramkach EAES: prepyatstviya i perspektivy. - Sankt-Peterburg: TSIIEABR, 2018. - 76 s.
12. Krasavina L. N. Konceptsiya regionalnogo ekonomicheskogo valyutnogo soyuza: otlichie ot teorii optimaVnych valyutnych zon //Dengi i kredit. - 2015. - No. 7. - S. 33-40.
13. Novikov V. D., Revin V. Ya., Tsvetinsky M. E. Tamozhenno-tarifnoe regulirovanie vnesheekonomicheskoy deyatel'nosti i tamozhennaya stoimost \ Uchebnik. - Moskva: Binom. Laboratoriya znaniy, 2019.--328p.
14. Fedotova M. A. Garmonizatsiya stoimostnych standartov stran Evraziyskogo ekonomicheskogo soyuza. Monographiya. - Moskva: Rusains, 2017. - 129 s.
15. Brans P., Clemens U., Kattami C. and Meyermans E. Economic benefits of the euro. // Quarterly Report on the Euro Area (QREA). - 2021. Vol. 20. No. 1. - Pp. 47-61.
16. European Economic Forecast. - Luxembourg: Publications Office of the European Union, 2020. - 216 c.
17. Euro area. European Commission. -Dostupno na: https://ec.europa.eu/info/business-econ-omy-euro/euro-area_en - data obrascheyniya: 1 Marta 2021 goda.
18. Reule R., Härdle W.K. and others. Rise of the machines? Intraday high-frequency trading patterns of cryptocurrencies // The European Journal of Finance. - 2021. Vol. 27. Issue 1-2. -Pp. 23-24.
УДК: 343.2/.7
IN О IN
CL
<
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ СУИЦИДОВ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИМПЛЕМЕНТАЦИИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ПРАВОВУЮ СИСТЕМУ
Кожахметова Раушан Жайыковна
Докторант 3 курса обучения Академии правоохранительных органов при Генеральной прокуратуре Республики Казахстан, советник юстиции, Республика Казахстан, г. Нур-Султан; e-mail: [email protected]
а.
О
^ Ключевые слова: подростковый суицид, предупреждение суицидов, правовые акты,
субъекты по предупреждению суицидов.
Аннотация. Самоубийство как социальный феномен является индикатором < состояния общества. На уровень и динамику суицидов оказывают влияние экономические,
политические, социальные, культурные и другие факторы. Вместе с тем, предупреждение < суицидов является важным комплексом социально и правовых мер государства и иных Ь организаций по улучшению и сохранению жизни несовершеннолетних. 5 Аанализируя действующее законодательство по защите прав несовершеннолетних на жизнь, охрану здоровья, от физического и психического насилия, а также профилактике правонарушений, детской беспризорности, безнадзорности, есть основания полагать, что ни в одном понятийном аппарате действующих законов отсутствует понятие «суицид»,
<
о
о <
< «предупреждение суицида». Аналогично в действующем законодательстве не предусмо-
р трено правовое закрепление и раскрытие мер по предупреждению суицидов несовершен-
Ь нолетних.
В статье рассмотрены правовые аспекты предупреждения суицидов несовершен-
^ нолетних, закрепление вопросов правового регулирования предупреждения суицидов.
£ Исследованы понятия: «суицидов», «предупреждения» и его отличие от «профилактики».
т Предложено авторское понятие «предупреждение суицидов».
Вместе с тем, действующее законодательство не предусматривает комплекс мер по предупреждению причинения вреда несовершеннолетними самим себе. Самоубийство несовершеннолетнего - результат нахождения ребенка в трудной жизненной ситуации, т.е. безнадзорность. Законами комплекс мер по предупреждению безнадзорности предусмотрены в отношении только тех детей, которые совершают правонарушения. В тоже время, самоубийство не является правонарушением. В этой связи, рассмотрены рекомендации по имплементации предложений в правовую систему: предложено дополнить Закон «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности»1 отдельным разделом по предупреждению причинения вреда несовершеннолетними самим себе, в т.ч. самоубийств.
Предупреждение суицидов несовершеннолетних не возможно без применения эффективных цифровых технологий. Автором предложено применение автоматизированной системы предупреждения девиантного поведения несовершеннолетних, в т.ч. и суицидов.
КЭМЕЛЕТКЕ ТОЛМАГАНДАРДЫЦ СУИЦИДТЕР1НЩ АЛДЫН АЛУДЬЩ К;¥КЬЩТЬЩ АСПЕКТ1ЛЕР1 ЖЭНЕ
Ц¥ЦЬЩТЬЩ ЖУЙЕГЕ ¥СЫНЫСТАРДЫ ИМПЛЕМЕНТАЦИЯЛАУ БОЙЫНША ¥СЫНЫМДАР
Раушан Жайыккызы ^ожахметова
Цазащстан Республикасы Бас прокуратурасыныц жанындагы щущыщ щоргау органдары Академиясыныц 3 ощу жылыныц докторанты, эдтет кецесш1а, Цазащстан Республикасы, Нур-Султан щ.; e-mail: [email protected]
Tyrnndi свздер: жасвсп1р1мд1к суицид, суицидтщ алдын алу, щущыщтыщ актшер, го
суицидтщ алдын алу жвн1ндег1 субъектшер. q
Аннотация. 0з1н-вз1 влт1ру элеуметтт щубылыс реттде щогамныц жай-^шнщ К
кврсеткгшг болыптабылады. Суицидтердщ децгейгмен динамикасынаэкономикалыщ, саяси, н
элеуметтщ мэдени жэне басща факторлар эсер етеди Сонымен щатар, суицидтщ алдын q
алу кэмелетке толмагандардыц вмгргн жащсарту жэне сащтау бойынша мемлекеттщ q
жэне взге де уйымдардыц элеуметтж жэне щущыщтыщ шараларыныц мацызды кешеш >
болып табылады. К
Кэмелетке толмагандардыц вмгр суру, денсаулыгын сащтау, физикалыщ жэне О
психикалыщ зорлыщ-зомбылыщтан щоргау, сондай-ащ щущыщ бузушылыщтардыц алдын-алу, АА
балалардыц панасыздыгы, щадагалаусыздыгы туралы щолданыстагы зацнаманы талдай С]
отырып, щолданыстагы зацдардыц б1рде-б1р тужырымдамалыщ аппаратында «суицид», q
«суицидтщ алдын-алу»деген угым жощ деп айтуга нег1з бар. Осыган ущсас щолданыстагы >
зацнамада кэмелетке толмагандардыц суицидтергнгц алдын алу жвнгндегг шараларды П
щущыщтыщ бекту жэне ашу квзделмеген. В
Мащалада кэмелетке толмагандардыц суицидтергнгц алдын алудыц щущыщтыщ О
аспектшер1, суицидтердщ алдын алуды щущыщтыщ реттеу мэселелерт бекту И щарастырылган. «Суицидтер», «ескертулер» жэне оныц «алдын-алу»угымдары зерттелд1. «Суицидтердщ алдын алу» авторлыщ тYсiнiгi усынылды.
Сонымен бiрге, щолданыстагы зацнамада кэмелетке толмагандардыц вздерiне зиян келтiруiнiц алдын алу бойынша шаралар кешеш щарастырылмаган. Кэмелетке толмаган баланыц взт - взi влтiруi-баланыц щиын вмiрлiк жагдайда болуыныц нэтижеЫ, ягни
1 Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» //https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1049318#pos=71;-52&sdoc_params= text%3D%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B4%26mode%3Dindoc%26top ic_id%3D1049318%26spos%3D1%26tSynonym%3D1%26tShort%3D1%26tSuffix%3D1&sdoc_pos=0
Kl
о
Kl
цадагалаусыздыц. Зацдармен цадагалаусыз цалудыц алдын алу жвнгндегг шаралар кешет цуцыц бузушылыц жасаган балаларга гана цатысты квзделген. Сонымен цатар, вз1н-вз1 влтгру цылмыс емес. Осыган байланысты, цуцыцтыц ЖYйеге усыныстарды имплементациялау жвнгндегг усынымдар царалды: «Кэмелетке толмагандар арасындагы цуцыц бузушылыцтардыц профилактикасы мен балалардыц цадагалаусыз жэне панасыз цалуыныц алдын алу туралы» Зацды кэмелетке толмагандардыц вздергне, оныц гшгнде взгне-взг цол жумсауына зиян келтгругнгц алдын алу жвнгндегг жеке бвлгммен толыцтыру усынылды2.
Тшмдг цифрлыцтехнологияларды цолданусыз кэмелетке толмагандардыц суицидтертщ алдын алу мYмкiн емес. Автор кэмелетке толмагандардыц девиантты мгнез-цулцыныц, оныц шгнде суицидтердгц алдын алудыц автоматтандырылган ЖYйесiн цолдануды усынды.
LEGAL ASPECTS OF PREVENTING SUICIDE OF MINORS AND RECOMMENDATIONS FOR THE IMPLEMENTATION OF PROPOSALS IN THE LEGAL SYSTEM
Kozhakhmetovа Raushan
3 year old doctoral studentAcademe of Law Enforcement Agencies under the General Prosecutor's office of the Republic of Kazakhstan, Justiceadviser, Nur-Sultan, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]
Keywords: adolescent suicide, suicide prevention, legal acts, subjects of suicide prevention. Abstract. Suicide as a social phenomenon is an indicator of the state of society. The level and dynamics of suicides are influenced by economic, political, social, cultural and other factors. At the same time, suicide prevention is an important set of social and legal measures taken by the
0 State and other organizations to improve and preserve the lives of minors.
£ Analyzing the current legislation on the protection of the rights of minors to life, health protec-^ tion, from physical and mental violence, as well as the prevention of offenses, child homelessness,
1 neglect, there is reason to believe that there is no concept of "suicide", "suicide prevention"in ^ any of the conceptual apparatus of the current laws. Similarly, the current legislation does not =§. provide for the legal consolidation and disclosure of measures to prevent the suicide of minors.
The article deals with the legal aspects of preventing suicide of minors, fixing the issues of g legal regulation of suicide prevention. The concepts of "suicide", "prevention" and its difference s from "prevention"are investigated. The author's concept of "suicideprevention" isproposed. o At the same time, the current legislation does not provide for a set of measures to prevent mi-g nors from harming themselves. The suicide of a minor is the result offinding a child in a difficult ^ life situation, i.e. neglect. The laws provide for a set of measures to prevent neglect only for those ^ children who commit offenses. At the same time, suicide is not an offense. In this regard, the rec-g ommendations for the implementation of the proposals in the legal system are considered: it is £ proposed to supplement the Law "On the Prevention of Juvenile Delinquency and prevention of ^ child neglect and homelessness" with a separate section on the prevention of self-harm by minors, o including suicide3.
Preventing the suicide of minors is not possible without the use of effective digital technol-& ogies. The author suggests the use of an automated system for preventing deviant behavior of t; minors, including suicides.
^ 2 «KauenemKe momuasandap apacbindasbi k^tkuik, 6¥3yMbinbi%mapdbity npofyumavmuKacbi wane 6ananapdb^ ^adasanaycm3 ^ wane nanacbi3 ^nyunb^ andun any mypanbi» ^a3aycman Pecnydnurncbmb3a^bi»// https://online.zakon.kz/Document/?doc_ s id=51049318#activate_doc=2
tj 3 Law of the Republic of Kazakhstan "On Prevention ofjuvenile Delinquency and Prevention of child neglect and homeless-oo ness»//https://online.zakon.kz/document/?doc_id=1049318#pos=71;-52&sdoc_params=text%3D%25D1%2581%25D1%2583 %25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B4%26mode%3Dindoc%26topic_id%3D1049318%26spos%3D1%26t-Synonym%3D1%26tShort%3D1%26tSuffix%3D1&sdoc_pos=0
DOI: 10.52026/2788-5291 2021 64 1 304
Введение. Понятие суицида может относиться к разным отраслям науки: психологии, медицины и социологии. В современном мире ее изучение распространено в области психологии, социологии, медицины и в меньше степени - в юриспруденции.
Суицидом, как правило, называют действие человека, направленное на лишение собственной жизни. Причины совершения суицидов различные, но общим фактором является эмоциональная неспособность решить свои проблемы самостоятельно, уход от действительной реальности.
Самоубийство, суицид (от лат. «^ш» -«себя», «caedere» - «убивать») - умышленное лишение самого себя жизни4.
Исторический аспект определения «суицида» возник в древнем обществе. От отношения к данному действию общества в разное историческое время складывалось понимание и определения «суицида» - как положительного действия лишения жизни, так и отрицательного. Часто понятие «суицид» государством характеризовалось от религиозных, философских, научных, правовых взглядов общества, формирующихся под моральными и этическими нормами, существовавшими на тот период.
Самоубийство, как один из видов деви-антного поведения, в первую очередь связано с имеющимися в обществе социальными нормами и жизненными ценностями, которые непосредственно влияют на принятие или неприятие такой формы разрушающего поведения.
Глава государства Касым-Жомарт Токаев на четвертом заседании Национального совета общественного объявил о решении провозгласить 2021 год - годом 30-летия Независимости нашей страны. Президентом указано, что большое внимание будет
направлено на вопросы защиты прав детей5.
В докладе европейского регионального бюро ВОЗ «Предотвращение самоубийств: глобальный императив» отмечено, что «вопрос психического здоровья детей, в т.ч. суицидальное поведение, одна из ключевых проблем в сфере обеспечения здорового образа жизни несовершеннолетних. Изучение подросткового суицида актуально для Казахстана, поскольку является каждым третьим фактором смерти, и среди девочек занимает первое место, среди мальчиков - второе. Часто молодые люди не хотят обращаться за профессиональной помощью из-за стигматизации психических заболеваний и, по тем же причинам, они также возможно боятся обсуждать вопросы о душевной боли со своими сверстниками. Во всем мире, системы здравоохранения часто являются не эффективными, а специалисты психического здоровья зачастую отсутствуют или малодоступны даже в то время, когда молодые люди все же обращаются за помощью и остро нуждаются в ней.»6.
Организация системы предупреждения суицидов среди несовершеннолетних является не только объектом внимания психологических и социальных наук, но и правовой науки.
Основная часть. В мировом сообществе наивысшей ценностью правового государства является жизнь и свобода человека. Лишение жизни человека запрещается законодательством большинства стран. Вместе с тем, среди ученых вызывает дискуссию право на самостоятельное распоряжение жизнью, в т.ч. эвтаназию, самоубийство, смертную казнь.
Так, по мнению ученого Садово-Румянцева В.Ю. «трактовка этого права
Н
X
ы А
о х о Д А
сг
В
СП А
>
го О го О
Свободная энциклопедия Викепедия // https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D0%BC%D0%BE% D1%83%D0%B1%D0%B8%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE#:~:text=%D0%A1%D0%B0%D0% BC%D0%BE%D1%83%D0%B1%D0%B8%CC%81%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE%2C%20 %D1%81%D1%83%D0%B8%D1%86%D0%B8%CC%81%D0%B4%20(%D0%BE%D1%82%20 %D0%BB%D0%B0%D1%82.,%D0%BF%D1%8 0%D0%B5%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B0%D-0 % В 2 % D 0 % В В % D 1 % 8 F % D 0 % В 5 % D 1 % 8 2 % 2 0 % D 0 % В Е % D 1 % 8 2 % D 0 % В -D%D0%B5%D1%81%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BA%20%D1%81%D0%B0%D0%B-C%D 0%BE%D1 % 8 3%D 0 %В1%D 0 %В 8 %D 0%В 9 %D1 % 81%D1%8 2%D 0 %В 2%D1 % 8 3 % 2 0 %D1%8D%D0%B2%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D0%B8.
Казахстан отметит свое 30-летие в 2021 году //https://ru.sputnik.kz/spravka/20210102/15912157/Kazakhstan-otmetit-30-letie-Nezavisimosti-v-2021-godu.html
6 Доклад европейского регионального бюро ВОЗ «Предотвращение самоубийств: глобальный императив» //http://pospsy. ru/wpcontent/uploads/2016/09/world_suicide_report_russian.pdf;
5
X
е о
"О
2 А
П.
"О
к> о к>
гм о гм
IX
< IX
О в х
о
со О
СП <
< СП
ь .0
ш £
ч О X
0 <
т
1
х
ь
связана не только с неприкосновенностью жизни человека как высшей ценности, но и с правом каждого самостоятельно ею распоряжаться. Одновременно он считает, что человек вправе прекратить свое существование по собственному усмотрению» [1].
Баглай М.В. считает, что «право на жизнь - это особое и неотъемлемое право, которое не подлежит ограничению. Оно утверждается всеми международно-правовыми актами о правах человека и практически всеми конституциями в мире, т.е. охраняется законом» [2, с. 175].
По нашему мнению, полагаем, что в развитом правовом государстве право на жизнь должно охраняться законом, поскольку в современных условиях стремление человека «уйти из жизни» часто складывается под влиянием деструктивного информационного воздействия либо под влиянием психологической депрессии, человек способен прийти к саморазрушающему поведению. В настоящее время необходимо пересмотреть подходы к пониманию правового суицида в условиях современного информационного общества, на сознание и поведение которого целенаправленно влияют многие субъекты.
Наиболее остро стоит проблема суицида детей и подростков. Защита прав несовершеннолетних на жизнь, охрану здоровья, от физического и психического насилия регламентируется действующими законодательными правовыми актами.
Главным правовым актом, закрепляющим «право на жизнь человека», является статья 15 Конституции Республики Казахстан7.
«Защита прав детей на охрану здоровья и жизни, защита ребенка от информации, наносящей вред его здоровью, нравственному и духовному развитию» предусмотрена в Законе «О правах ребенка в Республике Казахстан»8.
Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» также регламентирует «права ребенка на воспитание
в семье, защиту интересов, обеспечение необходимых условий жизни для его физического, психического, нравственного и духовного развития»9.
Аналогичные предупреждающие меры «по защите прав детей, в частности, по созданию детям здоровых и безопасных условий для жизни и учебы» предусмотрены в Законе Республики Казахстан «Об образо-вании»10.
С целью профилактики причинения умышленных противоправных деяний, физического и (или) психического страдания в сфере семейно-бытовых отношений государством принят Закон «О профилактике бытового насилия».
В то же время Закон «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» «предусматривает меры индивидуальной профилактики, которые направлены на устранение причин и условий, способствующих совершению правонарушений, меры воздействия на несовершеннолетнего. Указанный комплекс мер по предупреждению безнадзорности предусмотрены в отношении только тех детей, которые совершают правонарушения»11. В то же время самоубийство не является правонарушением.
Самоубийство несовершеннолетнего -результат нахождения ребенка в трудной жизненной ситуации, в которой он в силу отсутствия должного внимания со стороны родителей, законных представителей, педагогов, или других взрослых не находит выхода, кроме как лишить себя жизни. То есть, можно сказать, что это одно из последствий безнадзорности.
В отношении детей, которые способны причинить вред самим себе, в том числе покончить жизнь самоубийством, меры по пресечению безнадзорности не предусмотрены.
Поэтому необходимо изменить данный закон, предусмотрев в нем специальный
10
Конституция Республики Казахстан //https://www.akorda.kz/ru/official_documents/constitution
«О правах ребенка в Республике Казахстан»// https://online.zakon.kz/document/?docid=1032460
Кодекс Республики Казахстан «О браке (супружестве) и семье» //https://online.zakon.kz/document/?docid=31102748
Закон Республики Казахстан «Об образовании» //https://online.zakon.kz/document/?docid=30118747
11 Закон Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» //https://online.zakon.kz/document/?docid=1049318#pos=71;-52&sdoc_params= text%3D%25D1%2581%25D1%2583%25D0%25B8%25D1%2586%25D0%25B8%25D0%25B4%26mode%3Dindoc%26top icJd%3D1049318%26spos%3D1%26tSynonym%3D1%26tShort%3D1%26tSцffix%3D1&sdoc_pos=0
раздел, посвящённый вопросам
контроля поведения и образа жизни несовершеннолетних, способствующего предотвращению случаев причинения ими вреда самим себе.
В данном разделе необходимо предусмотреть основания для применения мер по предупреждению самоубийств несовершеннолетних, права лиц, в отношении которых применяются меры, ответственность за нарушение прав несовершеннолетних.
Вместе с тем, систему мер по предотвращению детских суицидов можно назвать, как предупреждением, так и профилактикой. Однако, необходимо понимать, что обозначают эти слова и насколько тождествен их смысл. И прежде чем их закрепить в законе надо прийти к единому пониманию. Некот-рые ученые полагают, что в криминологии понятие «предупреждение» значительно шире, чем «профилактика».
Если исходить из положений понятийного аппарата Закона Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждения детской безнадзорности и беспризорности» «профилактика правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждение детской безнадзорности и беспризорности - система правовых, педагогических и иных мер, направленных на предупреждение правонарушений, безнадзорности, беспризорности и антиобщественных действий среди несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, им способствующих, осуществляемых в совокупности с мерами индивидуальной профилактики с несовершеннолетними, родителями или другими законными представителями несовершеннолетних, не исполняющими обязанности по их воспитанию, обучению или содержанию либо отрицательно влияющими на их поведение, а также иными лицами, вовлекающими несовершеннолетних
в совершение правонарушений или антиобщественных действий»12.
В литературе и нормативных актах также часто употребляются «термины
12 Закон Республики Казахстан «О профилактике правонару безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года №
«профилактика преступности», «предотвращение преступлений» и «пресечение преступлений». Некоторые авторы не считают нужным выделять какие-то смысловые оттенки данных понятий и рассматривают их как синонимы общего понятия «предупреждение преступности», однако, определённые семантические отличия между ними всё же имеются» [3, с. 435 - 436].
«Понятие «профилактика преступности» может пониматься в широком, так и в узком смысле. В широком понимании профилактика является синонимом предупреждения. В узком же смысле слова профилактикой считаются меры, направленные на выявление и ликвидацию причин и условий конкретных преступных деяний, а также на установление лиц, потенциально способных совершить преступление, с целью осуществления направленного предупредительного воздействия. Такая деятельность является одним из этапов комплексного предупреждения преступности» [4, с. 339].
Анализ научных исследований в вышеуказанной области позволяет сделать вывод о том, что на сегодняшний день ш единой точки зрения ученых на данную Н проблему не существует. В одних случаях эти ^ понятия рассматривают как тождественные, Н в других - позиционируют как различные, И останавливаясь на их специфических Т особенностях. Ряд исследователей данной 3 проблематики делают упор на вопросы, ° связанные с ее предупреждением. Другие о авторы в качестве самостоятельной сферы Т выделяют профилактику и предупреждение Ь рассматриваемого вида преступности.
Не вызывает сомнения, что с И филологической точки зрения термины Р «предупреждение», «пресечение» и О «профилактика» являются родственными. о Тем не менее, представляется справедливой н идея, согласно которой при анализе О тех или иных правовых понятий А необходимо учитывать в первую очередь И не этимологию, а преимущественно их р смысловое содержание, предполагающее №
возможность их использования для (
6
)
2
ений среди несовершеннолетних и предупреждении детской 1 91 // https://online.zakon.kz/document/?docid=1049318
обозначения конкретных мер, применяемых в практической деятельности, отражая при этом особенности их характера и правовой природы [5].
По мнению исследователя А.И. Алексеева «предупреждение преступности представляет собой криминологическую категорию, включающую систему мер по недопущению преступлений, предохранению от них людей, общества, государства и выступающую родовым понятием по отношению к остальным дефинициям» [6].
Согласно точке зрения А.Г. Лекаря, «такие понятия, как «профилактика», «предупреждение» и «пресечение», соотносятся с понятием «предотвращение», которое выступает в качестве базового, как частное с общим. При этом под предупреждением он понимает выявление лиц, обнаруживающих преступные намерения, и принятие в отношении таких лиц необходимых мер по недопущению перерастания их намерений в преступные действия» [7].
Наиболее предпочтительной представляется точка зрения, согласно которой ^ «понятие «предупреждение» является ^ основополагающим и включает в свою 2 структуру общую (борьба с условиями, ^ способствующими совершению прес-^ туплений) и индивидуальную (воздействие ^ на лиц, способных совершить преступления)
< профилактику преступлений, а также ^ предотвращение готовящихся преступлений. ^ Достаточно условным является рассмотрение понятий «пресечение»,
2 «профилактика», «предупреждение» в
< качестве самостоятельных, поскольку ^Е понятие «предупреждение» охватывает их
< своим содержанием» [8].
С данным мнением согласны полностью, ш поскольку полагаем, что термин «предупре-¡5; ждение» основной, а «профилактика» явля-§ ется частью комплекса предупреждающих
< мер.
Таким образом, по нашему мнению, Р можно сделать вывод, что предупреждение Ь является комплексом мер по выявлению ^ и устранению причин и условий, ^ способствующим совершению того или Ь иного действия, поступка. Применительно т к исследуемой теме, полагаем, что понятие
«профилактика» необходимо отнести к составляющей термина «предупреждения». Также под действием и поступком в исследуемой теме будет являться суициды несовершеннолетних.
Вместе с тем, анализ действующего законодательства дает основания полагать, что в понятийном аппарате действующих законов нет определений самоубийства (суицида), предупреждение суицида. Аналогично в действующем законодательстве не предусмотрено правовое закрепление и раскрытие мер по предупреждению суицидов несовершеннолетних.
Исходя из изложенного, предлагаем авторское понятие «предупреждение самоубийств» комплекс правовых, социальных мер, направленных на предотвращение и профилактику совершения самоубийств (суицидов), создание условий по раннему их выявлению.
По нашему мнению, наиболее точно отражает юридическую дефиницию добровольного лишения жизни понятие «самоубийства» - действие человека, направленное на лишение жизни, сформированное под влиянием факторов, способствовавших его совершению.
Необходимость данных терминов обусловлена тем, что законодательством не предусмотрены превентивные меры в отношении несовершеннолетних, оставшихся без надзора родителей и совершивших причинение вреда самим себе. Вместе с тем, статистика суицидов среди несовершеннолетних не уменьшается. Данная категория детей остается не защищенной. Поскольку предупреждение самоубийств это не только социальные меры, но и правовые, то возникает необходимость в правовой регламентации данных мер и закрепления основных понятий в действующем законодательстве по защите прав несовершеннолетних.
Заключение. Подводя итоги исследования в сфере предупреждения суицидов несовершеннолетних, полагаем, что нормы, регулирующие предотвращение случаев причинения вреда несовершеннолетними самим себе, отсутствуют. В этой связи полагаем, что понятие «самоубийство» в правовом аспекте должно быть закреплено в действующих нормативных правовых актах,
регулирующих права несовершеннолетних.
К примеру, в Законе Республики Казахстан «О профилактике правонарушений среди несовершеннолетних и предупреждении детской безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года № 59113 дополнить статью 1 - понятием «самоубийство (суицид)» - действие человека, направленное на лишение жизни, сформированное под влиянием факторов, способствовавших его совершению.
Предусмотреть в нем специальный раздел (главу) по вопросам профилактической работы уполномоченных органов за поведением и образом жизни несовершеннолетних, предотвращению случаев причинения ими вреда самим себе.
Вместе с тем, наряду с совершенствованием действующего законодательства для эффективного предупреждения суицидов полагаем необходимо использовать современные информационные технологии.
С целью предупреждения противоправного поведения несовершеннолетних, в т.ч. суицидов несовершеннолетних, нами предложена разработка (совместно с ТОО «Комплексные информационные системы Интегро») информационной системы мониторинга социальных сетей несовершеннолетних.
Информационная система «Анализ социальных сетей» реализует методику сопровождения подростка в социальных сетях с целью сохранения его психического и физического здоровья. Механизм мониторинга социальных сетей происходит путем создания базы учащихся организаций образования, сигнальных слов и запрещенных сообществ. Система с помощью вводимых слов-сигналов позволяет производить электронный поиск выхода данных лиц на сайты, представляющих угрозу для несовершеннолетних. Системой производится сканирование личных страниц учащихся в социальных сетях и формирует отчет о проведении мониторинга личных страниц школьников с аналитикой по частоте использования сигнальных слов и по уровню опасности. На основании
13 Закон Республики Казахстан «О профилактике правонару безнадзорности и беспризорности» от 9 июля 2004 года №
полученных данных лица, осуществляющих в силу должностных обязанностей мониторинг психологического состояния несовершеннолетнего (психолог, классный руководитель учреждения образования), определяют степень оказания помощи несовершеннолетнему.
Своевременное выявление автоматизированной системой мониторинга интернет-сайтов позволяет выявлять детей, подверженных риску психологического воздействия либо нахождения в противоправных сайтах, размещения противоправных материалов, и как следствие, применять ранние профилактические мероприятия. Тестовый режим программы в 5 школах и 1 колледже г. Петропавловска позволил выявить 11 лиц, которые посещали интернет-сайты суицидальной направленности, 6 участников-подростков закрытых сообществ. По результатам проведения психологической беседы с 4 лицами проведено наблюдение у психологов психоневрологического диспансера, по результатам которого у 2 детей установлена положительная тенденция к снижению суицидологической напряженности. В дальнейшем в результате ежедневной ш сессии информационной системой было Н выявлено свыше 100 детей, посещавших ^ суицидальные и иные противоправные Н сайты, в случае необходимости, оказывалась И психологическая и иная помощь Т несовершеннолетнему и его семье. 3
При этом, информационная система, ° помимо предупреждения суицидов о и других противоправных действий ^ несовершеннолетних может применяться Ь специалистами (руководителями, психоло- В гами) и в других сферах профессиональной И деятельности - выявления психологический Р отклонений работников социальных О учреждений, приеме на работу кандидатов о в образовательные и специализированные н организации для работы с детьми. О Информационная система апробирована 1 в Северо-Казахстанской, Карагандинской И областях, г. Кокшетау, г. Караганды, р
г. Нур-Султан. №
6
)
2
ений среди несовершеннолетних и предупреждении детской 1 91 // https://online.zakon.kz/document/?docid=1049318
ЛИТЕРАТУРА
1. Садово-Румянцев В.Ю. Парадоксы права на жизнь в философии личностных прав / Научный и общественно-теоритический журнал «Научная мысль Кавказа». №3. 2011г. - С.40-44 //https:// cyberleninka.ru/article/n/paradoksy-prava-na-zhizn-v-filosofii-lichnostnyh-prav
2. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. - М.: Изд-во «НОРМА», 2000.- 783 с.
3. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А.И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М, 2007. - С. 435 - 436.
4. Аванесов Г. А. Криминология. - М.: Изд-во Академии МВД, 1984. - 500 с.
5. Крючков А.В. Профилактическая служба городских районов внутренних дел / А.В. Крючков. - М.: Изд-во Акад. МВД СССР, 1982. - 118 с.
6. Алексеев А.И. Криминологическая профилактика: теория, опыт, проблемы / А.И. Алексеев, С.И. Герасимов, А.Я. Сухарев - М.: Норма, 2001.-496 с.
7. Лекарь А.Г. Некоторые вопросы деятельности органов МООП по предупреждению преступлений /А.Г. Лекарь. -М.: Юрид. лит., 1972. - 104 с.
8. Шведко А.В. Соотношение понятий «предупреждение», «пресечение» и профилактика в контексте исследования коррупционной преступности. Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. - 2014. - №q1. - С.177-179.
REFERENCES
1. Sadovo-Rumjancev V.Ju. Paradoksy prava na zhizn' v filosofii lichnostnyh prav /Nauchnyj i obshhestvenno-teoriticheskijzhurnal«Nauchnajamysl'Kavkaza». №q3. 2011g. -S.40-44//https:// cyberleninkaru/article/n/paradoksy-prava-na-zhizn-v-filosofii-lichnostnyh-prav _ 2. Baglaj M.V. Konstitucionnoe pravo Rossijskoj Federacii. - M.: Izd-vo «NORMA», 2000.8 783 s.
^ 3. Kriminologija: Uchebnik dlja vuzov /Pod obshh. red. A.I. Dolgovoj. 3-e izd., pererab. i dop. - M, 2007. - S. 435 - 436.
4. Avanesov G. A. Kriminologija. - M.: Izd-vo Akademii MVD, 1984. - 500 s.
5. Krjuchkov A.V. Profilakticheskaja sluzhba gorodskih rajonov vnutrennih del / § A.V. Krjuchkov. - M.: Izd-vo Akad. MVD SSSR, 1982. - 118 s.
g 6. Alekseev A.I. Kriminologicheskaja profilaktika: teorija, opyt, problemy / A.I. Alekseev, e S.I. Gerasimov, A.Ja. Suharev - M.: Norma, 2001.- 496 s.
7. Lekar' A.G. Nekotorye voprosy dejatel'nosti organovMOOP po preduprezhdenijuprestuplenij o /A.G. Lekar '. -M.: Jurid. lit., 1972. - 104 s.
2 8. Shvedko A.V. Sootnoshenie ponjatij «preduprezhdenie», «presechenie» i profilaktika v c kontekste issledovanija korrupcionnoj prestupnosti. Kriminologicheskij zhurnal Bajkal 'skogo ^ gosudarstvennogo universiteta jekonomiki i prava. - 2014. - №1. - S.177-179.
m
b -Q
LU tí CI O x
o <
m
É= s
b X
s s
X
b LU