Научная статья на тему 'Правовые аспекты назначения судом административного ареста и его исполнения органами внутренних дел'

Правовые аспекты назначения судом административного ареста и его исполнения органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1826
215
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЗНАЧЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА / СУДЬИ / ИСПОЛНЕНИЕ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ В СФЕРЕ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА / ПРОБЛЕМЫ ИСПОЛНЕНИЯ АДМИНИСТРАТИВНОГО АРЕСТА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Шайхутдинова Т. Ф., Малахова Н. В.

В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты назначения административного ареста судом и его исполнения органами внутренних дел в свете нового законодательства, регулирующего исполнение административного наказания. Определённое внимание уделено проблемам исполнения административного ареста органами внутренних дел.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовые аспекты назначения судом административного ареста и его исполнения органами внутренних дел»

УДК 342.9

Т.Ф. Шайхутдинова

Н.В. Малахова

правовые аспекты назначения судом административного ареста и его исполнения органами внутренних дел

В статье рассматриваются некоторые правовые аспекты назначения административного ареста судом и его исполнения органами внутренних дел в свете нового законодательства, регулирующего исполнение административного наказания. Определённое внимание уделено проблемам исполнения административного ареста органами внутренних дел.

Ключевые слова: назначение административного ареста, судьи, исполнение административного ареста, органы внутренних дел, полномочия органов внутренних дел в сфере исполнения административного ареста, проблемы исполнения административного ареста.

Согласно Кодексу Российской Федерации ответствии с рассмотрением конкретного дела об

об административных правонарушениях (части 1 и 2 статьи 3.9) административный арест, как наиболее строгое административное наказание, устанавливается и назначается лишь в исключительных случаях за отдельные виды административных правонарушений. Административный арест в системе административных наказаний Российской Федерации занимает существенное место, предусматривается по 29 составам административных правонарушений и представляет собой содержание нарушителя в условиях изоляции от общества в предназначенных для этой цели учреждениях.

Процессуальным основанием отбывания административного ареста является постановление судьи о назначении данного административного наказания на срок до пятнадцати суток, а в исключительных случаях, определенных ч. 1 ст. 3.9 КоАП РФ, до тридцати суток, вынесенное в со-

административном правонарушении [1; 2].

Административный арест назначается только судебными органами, что соответствует положению ст. 22 Конституции РФ о праве каждого на сво-бодуиличнуюнеприкосновенность,котороеможет быть ограничено только по судебному решению.

При этом субъектом применения мер административной ответственности являются не суды как коллегиальные органы, а судьи (мировые судьи), реализующие свою компетенцию единолично. Уполномоченные органы передают дело об административном правонарушении в суд тогда, когда необходимо применить меру наказания, которую вправе назначить только судья.

При назначении наказания в виде административного ареста принимается во внимание то, что в соответствии с частью 2 статьи 3.9 КоАП РФ данный вид наказания может быть назначен лишь в исключительных случаях, когда с учетом харак-

Шайхутдинова Танзиля Фаридовна, кандидат юридических наук, преподаватель кафедры административного права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя e-mail: TanzilyaV@mail.ru

Малахова Наталья Владимировна, кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного

права Московского университета МВД России имени В.Я. Кикотя

e-mail: nv_malakhova@mail.ru

© Шайхутдинова Т.Ф., 2016

© Малахова Н.В., 2016

Статья получена: 15.01.2016

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24)2016

тера деяния и личности нарушителя применение иных видов наказания не обеспечит реализацию задач административной ответственности. При этом существуют основания для отказа в применении данного вида наказания в отношении ряда субъектов либо при наличии определенных обстоятельств. Так, административный арест не может быть применен к лицам, перечисленным в части 2 статьи 3.9 КоАП РФ, в том числе к беременным женщинам, женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, несовершеннолетним, инвалидам I и II групп, военнослужащим, сотрудникам ряда правоохранительных органов. Судья при решении вопроса о привлечении лица к административной ответственности должен выяснить особенности правового статуса лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.

Административный арест также не может применяться за неуплату штрафа к лицу, совершившему административное правонарушение, предусмотренное главой 12 КоАП РФ, которое было зафиксировано с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи (Например, п. 3 примечания к ст. 20.25 КоАП РФ, введённый Федеральным законом от 14 октября 2014 г. № 307-Ф3 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации в связи с уточнением полномочий государственных органов и муниципальных органов в части осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» // СПС КонсультантПлюс).

При назначении наказания в виде административного ареста судьи должны учитывать некоторые аспекты, содержащиеся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях». В частности, если лицо, в отношении которого вынесено постановление об административном аресте, отбывает этот вид административного наказания по другому делу, то, исходя из части 1 статьи 32.8 КоАП РФ, срок отбывания наказания по данному делу начинает течь со дня вынесения постановления об административном аресте одновременно с неотбытой частью срока административного ареста по другому делу.

Также обращается внимание на то, что в постановлении о назначении административного ареста судье следует указать момент, с которого подлежит исчислению срок ареста. Это связано с тем, что, согласно ч. 3 ст. 32.8 КоАП РФ, срок административного задержания засчитывается в срок административного ареста. А при определении начального момента течения этого срока необходимо иметь в виду часть 4 статьи 27.5 КоАП РФ, согласно которой срок административного задержания лица исчисляется со времени его доставления в соответствии со статьей 27.2 КоАП РФ, а лица, находящегося в состоянии опьянения,

- со времени его вытрезвления.

За 12 месяцев 2014 года судьями было вынесено 988 142 решения о назначении наказаний в виде административного ареста (что составило 1,3 % от общего объёма постановлений по материалам органов внутренних дел), в том числе: за административные правонарушения по линии ГИБДД - 253 896 (25,9 %); за мелкое хулиганство -107891 (11%); за появление в состоянии опьянения

- 242259 (25%); за уклонение от исполнения наказания - 256 560 (26%); за административные правонарушения в сфере оборота наркотиков - 27476 (3%); за неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции - 23741 (2%); за мелкое хищение - 23370 (2%); за несоблюдение ограничений при надзоре - 51 360 (5%); за иные правонарушения - 1589 (0,1%) (См. Обзор правоприменительной практики территориальных органов МВД России по исполнению законодательства об административных правонарушениях в 2014 году).

Согласно п. 14 ст. 12 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. № 3 «О полиции» на органы внутренних дел возлагаются обязанности исполнять решения суда (судьи) о лишении права управления транспортным средством, о возмездном изъятии или конфискации оружия и боеприпасов, о направлении несовершеннолетних правонарушителей в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа; содержать, охранять, конвоировать задержанных и (или) заключенных под стражу лиц, находящихся в изоляторах временного содержания подозреваемых и обвиняемых, а также лиц, подвергнутых административному наказанию в виде административного ареста.

Таким образом, полномочия по обеспечению исполнения отдельных видов административных наказаний, в частности, исполнения постановления судьи об административном аресте, возлагаются на органы внутренних дел.

Необходимым условием эффективного осуществления сотрудниками органов внутренних дел своих обязанностей является наличие полно-

ценного правового регулирования в сфере их деятельности.

Исполнение постановления об административном аресте базируется на Конституции Российской Федерации, федеральных законах и подзаконных нормативных актах. Вместе с тем, несмотря на наличие широкого спектра нормативной базы, регулирующей данную сферу деятельности, некоторые вопросы требуют уточнения.

Так, в соответствии с ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ постановление судьи об административном аресте исполняется органами внутренних дел немедленно после его вынесения. Но данное положение противоречит части 2 статьи 31.2 КоАП РФ. Согласно общему правилу, установленному указанной нормой, постановление по делу об административном правонарушении подлежит исполнению с момента его вступления в законную силу. Постановления судьи вступают в законную силу после истечения срока обжалования, если постановление не было обжаловано или опротестовано, либо в момент вынесения решения по жалобе, протесту на постановление, за исключением случаев, если решением отменяется вынесенное постановление (статьи 30.2-30.9, пункты 1 и 3 статьи 31.1 КоАП РФ).

Конституционность данного положения (о немедленном исполнении данного административного наказания) неоднократно оспаривалась в судебной практике (см.: Определение Конституционного Суда РФ от 24 ноября 2005 г. № 423-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Полетаевой Лилии Алексеевны на нарушение ее конституционных прав положениями части первой статьи 31.4, части второй статьи 31.6, частей первой, второй и четвертой статьи 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пунктов 5, 6, 12 и 13 Положения о порядке отбывания административного ареста»; Определение Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2012 г. № 2224-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалоб гражданина Зотова Максима Павловича на нарушение его конституционных прав частью 1 ст. 19.3 и ч. 1 ст. 32.8 КоАП РФ»; Определение Конституционного Суда РФ от 25 сентября 2014 г. № 2097-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Хаймина Романа Сергеевича на нарушение его конституционных прав положениями статей 25.1, 29.5, 29.6, 30.6 и 32.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»).

Тем не менее, Конституционный Суд РФ отстаивает конституционность рассматриваемой нормы и обосновывает это следующим образом. Закрепляя особый порядок исполнения поста-

новления об административном аресте, КоАП РФ предусматривает в части 1 статьи 29.11, части 2 статьи 30.2 и части 3 статьи 30.5 гарантии судебной защиты прав лица, подвергнутого административному аресту: мотивированное постановление об административном аресте объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела; жалоба на данное постановление направляется в вышестоящий суд в день получения жалобы и подлежит рассмотрению в течение суток с момента ее подачи, если лицо отбывает административный арест. Таким образом, правило о немедленном исполнении постановления об административном аресте уравновешено наличием гарантий скорейшего рассмотрения жалобы лица, подвергнутого этому наказанию.

Согласно ч. 2 ст. 32.8 КоАП РФ лицо, подвергнутое административному аресту, содержится под стражей в месте, определяемом органами внутренних дел. Органы внутренних дел реализуют полномочия в данной сфере, руководствуясь целым рядом законодательных и подзаконных актов, в том числе Федеральным законом от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста», Постановлением Правительства РФ от 12 декабря 2014 г. № 1358 «Об утверждении перечня заболеваний, препятствующих отбыванию административного ареста», а также нормативными правовыми актами МВД РФ, например, Приказом МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста».

Вопрос правового регулирования порядка отбывания административного ареста имеет свою небольшую историю. Почти с момента вступления в силу КоАП РФ на протяжении десяти лет данный порядок устанавливался Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 «Об утверждении Положения о порядке отбывания административного ареста». Законодательная основа порядка отбывания административного ареста отсутствовала (за исключением частичного регулирования этого вопроса ст. 32.8 КоАП РФ).

Юридическое сообщество отмечало явное противоречие такого положения дел конституционным нормам права. Суть этого противоречия сводилась к тому, что в результате отбывания административного ареста происходит ограничение прав и свобод граждан, а согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом. Таким образом, более десяти лет нарушались конституционные права и свободы граждан.

Кроме того, как отмечают ученые, Положение

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 2(24)2016

о порядке отбывания административного ареста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726, не соответствовало общепризнанным нормам международного права и международным правовым стандартами.

Положения о процедуре отбывания административного ареста сводились к констатации факта о содержании арестованных в закрытых на замки камерах под постоянной охраной, разрешению прогулок в дневное время, необходимости при поступлении в специальный приемник осуществления первичного медицинского осмотра, дактилоскопирования и фотографирования. Правила внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, порядок медицинского обеспечения, обеспечения арестованных питанием и другие вопросы изначально не были прописаны в Положении и других нормативных правовых актах правоприменительного характера. А самое главное, в указанном Положении мы находим лишь отдельные права и обязанности лиц, подвергнутых административному аресту, и сотрудников органов внутренних дел. Отсутствие четкости в этом вопросе в основном и вызвало нарекания со стороны общественности, говоря о несоответствии Положения о порядке отбывания административного ареста международным правовым стандартам.

Таким образом, можно констатировать, что рассматриваемое Постановление Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726 содержало лишь малую часть тех положений, которые должны определять порядок отбывания административного ареста, что указывает на неполноценное обеспечение правового регулирования данной деятельности.

Положение о порядке отбывания административного ареста, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 2 октября 2002 г. № 726, отменено Постановлением Правительства РФ от 2 апреля 2015 г. № 306 [13]. По этой причине, а также в связи с принятием Федерального закона от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» мы можем с уверенностью сказать о значительном улучшении ситуации.

Прежде всего, установлены принципы отбывания административного ареста, соответствующие общепризнанным нормам международного права.

Это - принципы законности, гуманизма, уважения человеческого достоинства. При отбывании административного ареста не допускается причинение физических или нравственных страданий лицам, подвергнутым административному аресту.

Принцип равенства перед законом, изложенный в ч. 2 ст. 19 Конституции РФ и воспроизведенный в ч. 1 ст. 1.4 КоАП РФ, нашел свое место и в Федеральном законе «О порядке отбывания

административного ареста». В указанном законе продекларировано: не допускается дискриминация лиц, подвергнутых административному аресту, либо предоставление им льгот и привилегий по признакам пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также по иным обстоятельствам.

Федеральный закон «О порядке отбывания административного ареста» закрепил:

— правовой статус лиц, подвергнутых административному аресту;

— обязанности и права администраций и сотрудников мест отбывания административного ареста;

— порядок и условия отбывания административного ареста;

— порядок материально-бытового и медицинского обеспечения лиц, отбывающих административный арест;

— порядок прекращения и приостановления отбывания административного ареста;

— виды контроля и надзора за деятельностью администрации и сотрудников места отбывания административного ареста;

— ответственность администрации и сотрудников места отбывания административного ареста за неправомерные решения, действия (бездействие).

Впервые лица, подвергнутые административному аресту, получили право на: получение юридической помощи, распоряжение собственными денежными средствами, бесплатное обеспечение постельными принадлежностями, посудой и столовыми приборами, средствами личной гигиены, индивидуальное спальное место и восьмичасовой сон в ночное время; ежедневное трехразовое бесплатное питание и др.

В целях усиления государственной защиты прав и свобод человека и гражданина согласно ч. 5 ст. 32.8. КоАП РФ в Федеральный закон «О порядке отбывания административного ареста» введена норма о приостановлении исполнения постановления об административном аресте на срок до семи суток или его прекращении судьей. Основанием для этого может быть:

— письменное заявление лица, подвергнутого административному аресту, в случае возникновения исключительных личных обстоятельств (тяжелого заболевания (состояния здоровья), смерти близкого родственника или близкого лица либо чрезвычайной ситуации, причинившей значительный материальный ущерб лицу, подвергнутому административному аресту, или его семье),

— медицинское заключение о наличии у лица,

подвергнутого административному аресту, заболевания, травмы или увечья, препятствующих отбыванию административного ареста.

Данное положение, основанное на принципе гуманизма, введено в российское законодательство впервые.

При этом лица, в отношении которых исполнение постановления об административном аресте было приостановлено, уклоняющиеся от возвращения в установленный срок в место отбывания административного ареста, будут задерживаться полицией до передачи в место отбывания административного ареста, а также привлекаться к административной ответственности по статье 20.25 КоАП РФ (ч. 2 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное оставление места отбывания административного ареста или уклонение от отбывания административного ареста).

Инновацией является введение в Федеральный закон «О порядке отбывания административного ареста» положений, определяющих виды контроля и надзора за деятельностью администрации и сотрудников места отбывания административного ареста, за обеспечением прав человека, что свидетельствует о предоставлении арестованным государственных гарантий законности при отбывании административного ареста. Устанавливается:

— ведомственный контроль, осуществляемый вышестоящими органами внутренних дел и их должностными лицами на основании соответствующих нормативных правовых актов, издаваемых федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел;

— судебный контроль — на основании Кодекса

административного судопроизводства Российской Федерации от 8 марта 2015 г. № 21-ФЗ;

— прокурорский надзор - на основании Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»;

— общественный контроль - на основании Федерального закона от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

Внутренний распорядок в местах отбывания административного ареста теперь определяется Правилами внутреннего распорядка в местах отбывания административного ареста, утвержденными приказом МВД России от 10 февраля 2014 г. № 83.

Как мы видим, нормативная основа исполнения постановления судьи о назначении административного ареста значительно усилена и в большей мере соответствует Конституции Российской Федерации и международным стандартам.

Подводя итог, следует сказать, что административный арест, являясь мерой государственного принуждения, представляет собой наиболее строгий вид административного наказания, сопряженный с ограничением неотъемлемых прав человека на свободу и личную неприкосновенность. В связи с этим нормы законодательства о назначении и исполнении административного ареста должны быть наиболее продуманными и четко согласованными с Конституцией РФ и международными нормами права, с тем чтобы в поиске баланса между публичными и частными интересами не перевешивал формализм.

список литературы

1. Комментарий к Федеральному закону от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» (постатейный) / Н.С. Манова и др.; под ред. Н.С. Мановой. Доступ из СПС «Кон-сультантПлюс» (дата обращения: 10.10.2014).

2. Чуев В.Н. Комментарий к Федеральному закону от 26 апреля 2013 г. № 67-ФЗ «О порядке отбывания административного ареста» (постатейный). Доступ из СПС «КонсультантПлюс» (дата обращения: 02.04.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.