Ищенко Станислав Андреевич
доктор юридических, педагогических наук, профессор, профессор кафедры административной деятельности и организации деятельности ГИБДД Краснодарского университета МВД России (e-mail: [email protected])
Правовые аспекты коррупции в спортивном движении
В статье проводится анализ понятия «коррупция». Дается комментарий данного понятия в свете административного и уголовного законодательства Российской Федерации применительно к сфере спорта. Предлагаются некоторые меры борьбы с коррупцией в спортивном движении.
Ключевые слова: коррупция, административное право, уголовное право, спортивная коррупция, договорные матчи.
S.A. Ishchenko, Doctor of Law, Pedagogics, Professor, Professor of the Chair of Administrative Activity and Traffic Safety of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russia; e-mail: [email protected]
Legal aspects of corruption in sports movement
The article analyzes the concept of «corruption». It is commented according to administrative and criminal legislation of the Russian Federation in the field of sports. There are some ways of solving this problems in sports movement.
Key words: corruption, administrative law, criminal law, sports corruption, match-fixing.
В условиях реформирования органов государственной власти и местного самоуправления в Российской Федерации проблема существования коррупции стала одной из наиболее обсуждаемых как в средствах массовой информации, так и на конференциях и научных симпозиумах.
В юридической литературе встречается несколько значений понятия «коррупция». Так, например, «Большой юридический словарь» под редакцией А.Я. Сухарева и В.Е Крутских дает следующую расшифровку этому понятию: «Коррупция (от лат. Соггир^о - подкуп) - общественно опасное явление в сфере политики или государственного управления, выражающееся в умышленном использовании представителями власти своего служебного статуса для противоправного получения имущественных и неимущественных благ и преимуществ в любой форме, а равно подкуп этих лиц. В Российской Федерации коррупция - понятие не уголовно-правовое, а собирательное, оно разделяет правонарушения самого различного вида - от дисциплинарных до уголовно-правовых. Антикоррупционными нормами в УК РФ являются в первую очередь нормы о должностных преступлениях: о злоупотреблениях должностными полномочиями (ст. 285), о превышении должностных полномочий (ст. 286), о получении взятки (ст. 290), о служебном подлоге (ст. 292) [1, с. 289].
«Юридическая энциклопедия» под редакцией В.А. Якушина трактует коррупцию как «использование должностными лицами своих служебных полномочий для личного обогащения путем взяточничества или протекционизма; коррупция стала распространенным явлением в странах с высоким уровнем государственного вмешательства в экономику» [2, с. 297].
По мнению отечественных криминологов, к факторам, детерминирующим преступность, в том числе и коррупцию, их содержанию или социальной жизни относятся: правовые; организационно-управленческие; воспитательные; идеологические; другие причины и условия или процессы и явления, вызывающие преступность в этих сферах [2, с. 297].
Мы склонны добавить к этим перечисленным факторам организационно-спортивные - в свете ст. 184 УК РФ, где новым является использование понятия «подкуп» вместо «дача взятки», а также расширение круга субъектов преступления за счет введения термина «спортсмен» и использование весьма широких формулировок при описании деяния [3, с. 197]. Цель данной статьи - охрана порядка проведения профессиональных соревнований и зрелищных коммерческих конкурсов и предупреждение фальсификации их результатов.
На наш взгляд, ст. 184 УК РФ не нашла еще должного рассмотрения учеными-правоведами и требует к себе безусловного внимания.
268
Согласно пп. 3 и 4 ст. 184 деяние совершается спортсменами, спортивными судьями, тренерами, руководителями команд и другими участниками или организаторами профессиональных спортивных соревнований, т.е. лицами, официально наделенными соответствующим статусом на основе трудового соглашения, гражданско-правового договора или положения о проведении соревнований и выполняющими организационно-распорядительные функции или непосредственно действующими в соревновании.
В последние двадцать лет отечественные ученые в области административного права к числу основных социально-экономических факторов, детерминирующих коррупцию, добавляют вопрос о необходимости научной разработки системы оплаты труда для государственных и муниципальных служащих различных категорий в зависимости от сложности работы, квалификации работника, эффективности его профессиональной (служебной) деятельности.
Другим социально-экономическим фактором существования и воспроизводства коррупции является необеспеченность государственных и муниципальных служащих жильем и другими социальными благами, т.е. их материальная, финансовая и иная социальная необеспеченность со стороны государства и его органов [2, с. 298].
Уголовно наказуемые деяния в спорте, как и в административно-правовом поле, касающиеся спортивных аспектов, все чаще появляются в средствах массовой информации. Это вполне предсказуемо по причине нескольких сторон спортивных организаций и учреждений, имеющих интересы.
Практически во всех странах уголовное право органично соприкасается со спортом, особенно в вопросах коррупции в спорте.
Очень часто имеют место так называемые «договорные матчи», которые по своей сути подрывают саму сущность спортивного и олимпийского движения.
Уголовные преследования, применяемые к преступлениям, связанным с коррупцией в спорте, становятся все более актуальными. Гонорары и призы в спорте с каждым годом увеличиваются, а это говорит об искушении совершать уголовно наказуемые деяния [4, с. 41-44].
Статья 184 УК РФ говорит об уголовной ответственности в спорте. Она касается подкупа участников и организаторов зрелищных коммерческих конкурсов. Согласно данной статье подкуп спортсменов, спортивных судей, трене-
ров, руководителей команд и других участников, организаторов или членов жюри зрелищных коммерческих конкурсов в целях оказания влияния на результаты этих соревнований или на результаты конкурсов наказывается обязательными работами, либо исправительными работами на срок от шести месяцев до одного года, либо арестом на срок до трех месяцев. Те же деяния, но по ч. 2, совершенные неоднократно или организованной группой, наказываются сроком до пяти лет.
Незаконное получение спортсменами денег, ценных бумаг или иного имущества, переданных им в целях оказания влияния на результаты указанных соревнований, а равно незаконное пользование спортсменами услугами имущественного характера, предоставленными им в тех же целях, наказываются штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев (ч. 3 ст. 184 УК РФ). Похожие санкции предусматривает и ч. 4 ст. 184 УК РФ.
По существу, ст. 184 УК РФ является относительно новой по содержанию защищаемых общественных отношений. Технико-юридиче-ски она построена по образцу ст. 173, 174 УК РСФСР и устанавливает ответственность за специальный случай дачи взятки.
Однако необходимо заметить, что перечень статей УК РФ, которые имеют непосредственное отношение к спорту и спортивным мероприятиям, значительно шире. Так, например, ст. 239 УК РФ «Организация объединения, посягающего на личность и права граждан» имеет самое непосредственное отношение к деятельности некоторых спортивных и военно-спортивных организаций. Эта статья раскрывает сущность «боев без правил», так называемых коммерческих боев, которые часто оканчивались смертью одного из бойцов. Санкции по этой статье наказываются штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти месяцев либо лишением свободы на срок до трех лет.
Спортивные скандалы, лавиной обрушившиеся в последние годы в международном спортивном движении, подтверждают необходимость применения в рассматриваемой сфере уголовной ответственности за принуждение к совершению сделки или к отказу от ее совершения, предусмотренное ст. 179 УК РФ. «Дело в том, что сегодня спорт становится все более
269
коммерциализированным. Олимпийские принципы, некогда сформированные лишь с целью приобщения человека к физическому и духовному совершенству, стремительно уступают место коммерческому расчету и материальной выгоде, а все, что связано со спортом, превращается в предмет коммерческих сделок. Спортсмены становятся предметом коммерческих контрактов, которые нередко на сегодняшний день совершаются с нарушением закона» [5, с. 423-424]. Так, например, в 2013 г. испанец Гильермо Оласо был дисквалифицирован за нарушение антикоррупционных правил [6].
Для того чтобы снизить стоимость перспективного спортсмена, в процессе заключения с ним контракта прибегают к различным незаконным мерам, чаще всего оказывают давление как на судей, так и на спортсменов. Именно такими противоправными методами, как показывает практика, некоторые спортивные клубы добиваются выгодных контрактов с профессиональными спортсменами или нужных результатов путем давления на спортивных судей. Так, например, на Чемпионате Европы по художественной гимнастике в 2004 г., проходившем в Киеве, «пришлось поволноваться судьям, узнавшим за неделю до старта, что двум их коллегам - живущей в Японии россиянке Наталье Кузмичевой и израильтянке Эле Самофоновой - телефонные террористы угрожали расправой. Представившись "фан-клубом украинской гимнастки'', они пригрозили: или высокие оценки нашим спортсменкам - или пуля в лоб» [7]. Такие деяния, согласно российскому законодательству, могут быть квалифицированы по ст. 119 УК РФ, предусматривающей ответственность за угрозу убийством или причинением тяжкого вреда здоровью. Несмотря на то, что и Олимпийский комитет России и Всероссийская Федерация по художественной гимнастике сделали все возможное, чтобы обезопасить своих спортсменов (к которым была представлена усиленная охрана), соревнования в такой атмосфере потребовали дополнительных сил [8].
Анализ правоприменительной практики говорит о серьезной криминализации и коррупционной направленности в спорте, особенно в футболе, не только в России, но и за рубежом. Например, «власти Сингапура арестовали 14 человек по подозрению в организации договорных футбольных матчей по всему миру...
В декабре 2013 года итальянские спортивные аналитики SportRadar обнародовали исследования о договорных матчах в европейский футбольных лигах за последние 3,5 года.
На первом месте по футбольной коррумпированности оказалась Албания, где эксперты
насчитали 97 подставных игр. Далее следовали Италия, Молдавия, Эстония, Греция и Россия» [9].
Необходимо заметить, что в июле 2013 г. Госдума РФ приняла закон, предусматривающей штраф до одного миллиона рублей и тюремные заключения на срок до семи лет для организаторов договорных матчей [10, пп. 1, 2 ст. 26.2].
В Национальной Ассоциации букмекеров России (НАБ) добавляют, что закон необходимо доработать, а именно ту норму закона, в которой идет речь о вызывающих подозрение спортивных соревнованиях. «Факт того, что, например, футбольный матч завершился с неожиданным счетом или выигрышем команды, которая, по мнению большинства, должна была проиграть, сам по себе не может быть свидетельством того, что матч "подозрительный" или "договорной"», говорит глава НАБ Юрий Федоров. По его мнению, для расследования "дого-ворняков" было бы логично создать комиссию при Министерстве спорта, которая объединила бы представителей спортивных федераций, госструктур и экспертов-букмекеров. Эти объединенные силы могли бы избежать ситуаций, когда практически единственным инициатором расследования в таких случаях выступает федерация, курирующая вид спорта, по которому проводился «подозрительный» турнир [11]. И с этим мнением вполне можно согласиться.
Борьба с экономическими и коррупционными преступлениями в спортивном движении, по мнению С.В. Алексеева, «должна вестись в первую очередь на национальных уровнях» [12]. Нам представляется, что подобная борьба должна вестись не только на национальных, но и на межгосударственных уровнях.
Развивая мысль по этому вопросу, необходимо заметить, что в 2007 г. Генеральная прокуратура РФ, МВД России и РСФ (Российский футбольный союз) создали межведомственную рабочую группу по борьбе с противоправными проявлениями в футбольной среде. Данная структура будет расследовать факты применения угроз и насильственных действий в отношении спортсменов, тренеров, арбитров, распространения теневого футбольного бизнеса, подкупа игроков и спортивных судей, неправомерных действий агентов, нарушений в деятельности букмекерских фирм и тотализаторов, а также отмывания денежных средств через футбольные клубы [13].
Если говорить о санкциях, которые предусмотрены в Дисциплинарном регламенте Российского футбольного союза (РФС) в отношении организации договорного матча, то
270
в нем четко указано, что «организация договорного матча, подтвержденная заключением экспертного совета при президенте РФС по выявлению договорных матчей в футбольных соревнованиях, проводимых под эгидой РФС, наказывается: для физических лиц - штрафом в размере 5000000 (пять миллионов) рублей, дисквалификацией игрока от 1 (одного) года до 2 (двух) лет и/или запретом физическому лицу заниматься деятельностью, связанной с футболом, от 3 (трех) лет до пожизненного срока; для юридических лиц - штрафом в размере 50000000 (пятьдесят миллионов) рублей, снятием очков для клуба в количестве 15 (пятнадцати), и/или лишением завоеванных наград, и/ или исключением из числа участников соревнований на текущий сезон, и/или переводом клуба в низший по рангу дивизион» [14, п. 2 ст. 124].
Много лет процветает коррупция в спорте, однако, какие бы меры ни принимались в борьбе с ней, она на спад не идет. Возникает вопрос: почему? Профессор Т. Хабриева, директор Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ, считает, что «никакими репрессивными методами победить коррупцию невозможно». Она полагает, что «приоритетным вектором развития государственной антикоррупционной политики должна стать превентивная стратегия борьбы с коррупцией. Устранение административных барьеров, антикоррупционная стандартизация в сфере государственной и муниципальной службы, рационализация системы государственных закупок и так далее» [15].
Поддерживая в целом профессора Т. Хабри-еву и основываясь на практических и теоретических исследованиях по коррупции, отметим, что некоторые методики по рассматриваемому вопросу, как правильно было подмечено ею, не вполне представляют ясность, а некоторые вызывают сомнения.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что нужна эффективная законодательная база, чтобы победить коррупцию в спорте не только с договорными матчами, но и со взятками и с необоснованными заключениями договоров со спортсменами-профессионалами и т. д.
Известная ст. 20 Конвенции ООН против коррупции от 31 октября 2003 г., ратифицированной Россией полностью еще 8 марта 2006 г., появилась в связи с позицией делегации одного из государств Южной Америки «по причинам
внутриполитического характера» и, как следствие, «носит диспозитивный характер». По мнению Ирины Яровой, председателя Комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции, «только при условии соблюдения своей Конституции и принципов национальной правовой системы государствам-участникам предлагается определить саму возможность усмотрения в данном вопросе, так как статья 20 не допускает прямой юрисдикции» [16].
Необходимо отметить, что, хотя ст. 20 была ратифицирована Россией вместе с Конвенцией, однако ее не используют. Как показывает практика, правонарушителей и преступников-коррупционеров в России привлекают по статьям уголовного законодательства. В то же время ключевое словосочетание в ст. 20 - «незаконное обогащение» - в системе правовых аспектов может употребляться только тогда, когда преступление, именно как уголовно наказуемое деяние, выявлено и наказано.
Во всех остальных случаях можно говорить в большей части об обогащении неизвестного происхождения, т.е. сомнительных видах имущества.
Лидирующая правовая черта гл. 30 УК РФ позволяет работать почти по всем коррупционным составам: получение взятки, незаконное участие в предпринимательской деятельности, злоупотребление должностными полномочиями, нецелевое расходование бюджетных средств, превышение должностных полномочий. В равной степени это касается и ст. 184 гл. 22 УК РФ.
Учитывая особую правовую и общественную значимость деятельности по противодействию коррупции, мы полагаем целесообразным в ходе организационно-штатных преобразований территориальных учреждений физической культуры и спорта в Российской Федерации образовать в федеральных агентствах спортивной направленности подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений. Это позволит создать в спортивных структурах единую вертикальную систему работы по профилактике коррупционных и иных нарушений, что обеспечит своевременное выявление коррупциогенных факторов и принятие эффективных профилактических мер, направленных на предупреждение коррупционных правонарушений, и, как следствие, повысит уровень антикоррупционной защищенности деятельности спортивных органов и организаций Российской Федерации.
271
1. Большой юридический словарь / под ред. А.Я. Сухарева, В.Е. Крутских. 2-е изд., пере-раб. и доп. М., 2002.
2. Хачатуров Р.Л. Юридическая энциклопедия / под ред. В.А. Якушина. Тольятти, 2004. Т. 3.
3. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации. Особенная часть / под общ. ред. Ю.Н. Скуратова и В.М. Лебедева. М., 1996.
4. Глашев А.А., Минаев М.Ю., Чабан Н.Н. Спортивное право. М., 2002.
5. Алексеев С. В. Спортивное право России: учеб. /под ред. П. В. Крашенниникова. М., 2005; 2014.
6. Гейм, сет, договорняк // Рос. газ. 2014. 6 июня.
7. Ильченко Д. Кабаева и Чащина: Триумф в Киеве // Спорт-экспресс. 2004. 7 июня.
8. Назарова Т. Золотые грации // Рос. газ. 2004. 7 июня.
9. Палюхович А. Нечестная борьба // Известия. 2013. 23 сент.
10. О внесении изменений в Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях предотвращения противоправного влияния на результаты официальных спортивных соревнований: федер. закон от 23 июля 2013 г. № 198-ФЗ.
11. Кривошапка Ю. Игры кончились // Рос. газ. 2013. 15 авг.
12. Алексеев С. В. Международное спортивное право: учеб. М., 2008.
13. Ильин И. Генпрокуратура пошла в футбол и будет очищать его от преступности // Рос. газ. 2007. 24 мая.
14. Дисциплинарный регламент Российского футбольного союза, 2009.
15. Куликов В. Взятки на просвет //Рос. газ. 2012. 31 мая.
16. Яровая И. Незаконное обогащение надо доказать // Рос. газ. 2014. 24 дек.
1. Big legal dictionary/ed. byA.Ya. Sukharev, V.E. Krutskikh. 2nd ed., rev. and add. Moscow, 2002.
2. Khachaturov R.L. Legal encyclopedia / ed. by V.A. Yakushin. Togliatti, 2004. Vol. 3.
3. Commentary to the Criminal code of the Russian Federation. Special part / gen. ed. by Yu.N. Skuratov and V.M. Lebedev. Moscow, 1996.
4. Glashev A.A., Minaev M.Yu., Chaban N.N. Sports law. Moscow, 2002.
5. Alekseev S.V. Sports Law in Russia: textbook / ed. by P. V. Krashenninikov. Moscow, 2005; 2014.
6. Game, set, dogovornyak // Rus. newsp. 2014. June 6.
7. Ilchenko D. Kabaeva and Chashina: Triumph in Kyiv // Sports Express. 2004. June 7.
8. Nazarova T. Golden grace // Rus. newsp. 2004. June 7.
9. Palyuhovich A. Unfair fight // Izvestia. 2013. Sept. 23.
10. On amendments to the Federal law «On physical culture and sports in the Russian Federation» and some legislative acts of the Russian Federation in order to prevent the unlawful impact on the results of official sports competitions: fed. law of July 23, 2013 № 198-FL.
11. Krivoshapka Yu. Games ran // Rus. newsp. 2013. Aug. 15.
12. Alekseev S.V. International sports law: textbook. Moscow, 2008.
13. Ilyin I. Prosecutor General's Office went to the football and will cleanse it from crime // Rus. newsp. 2007. May 24.
14. The Disciplinary regulations of the Russian Football Union, 2009.
15. Kulikov V. Bribes clearance // Rus. newsp. 2012. May 31.
16. Yarovaya I. Illicit enrichment is necessary to prove // Rus. newsp. 2014. Dec. 24.
272