ХОЛМОВСКИЙ Станислав Геннадьевич,
кандидат экономических наук, доцент, доцент кафедры менеджмента и сервиса, Байкальский государственный университет, e-mail: [email protected]
ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ ЦЕННИКОВ В УСЛОВИЯХ ДИНАМИЧЕСКОГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛЕ
= Аннотация. К числу важнейших из прав потребителей относится его право на получе-= ние достоверной информации о реализуемых товарах, в том числе и о его цене. Это право на = практике реализуется через размещение необходимой информации на ценнике, который мо-= жет непосредственно сопровождать товар, или располагаться рядом с ним на полке. = В статье рассмотрены основные правовые нормы и законодательные акты, регулирую-= щие в России использование ценников в розничной торговле, проанализирована степень от-= ветственности хозяйствующих субъектов за нарушения в этой сфере. Изучены особенности = использования ценников в розничной торговле в рамках такого метода ценообразования, как = динамическое ценообразование и возможные проблемы, связанные с его внедрением. При = этом определено, что электронные ценники являются необходимым условием успешности = использования динамического ценообразования в розничной торговле, позволяющим со-= блюдать все законодательные требования.
= Рассматриваются законодательные, технические, организационные и экономические = ограничения использования электронных ценников в розничной торговле, оцениваются по-= тенциальные выгоды для участников рынка от перехода от традиционных бумажных ценников = на электронный вариант, определяется степень соответствия электронных ценников требова-= ниям российского законодательства. Определено, что современные модели электронных Е ценников могут в полной мере обеспечить соблюдение прав потребителей на предоставление = актуальной информации не только о цене товара, но и о некоторых иных его потребительских Е свойствах.
Е В статье констатируется факт постепенной замены бумажных ценников на их электронЕ ный аналог, который осуществляется торговыми предприятиями разного формата и специа-Е лизации.
Е Ключевые слова: электронный ценник, розничная торговля, права потребителя, дина-Е мическое ценообразование.
KHOLMOVSKY Stanislav Gennad'evich,
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Management and Service,
Baikal State University
LEGAL ASPECTS OF THE USE OF ELECTRONIC PRICE TAGS IN THE CONTEXT OF DYNAMIC PRICING IN THE RUSSIAN RETAIL TRADE
= Annotation. One of the most important consumer rights is their right to receive reliable infor-= mation about the goods sold, including their price. This right is implemented in practice by placing = the necessary information on the price tag, which can directly accompany the product, or be locat-= ed next to it on the shelf. The article examines the main legal norms and legislative acts regulating = the use of price tags in retail trade in Russia, analyzes the degree of responsibility of business entities = for violations in this area. The features of the use of price tags in retail trade within the framework of = such a pricing method as dynamic pricing and possible problems associated with its implementation = are studied. At the same time, it is determined that electronic price tags are a necessary condition = for the successful use of dynamic pricing in retail trade, allowing compliance with all legal require-= ments. The legislative, technical, organizational and economic limitations of the use of electronic
= price tags in retail are considered, the potential benefits for market participants from switching from = traditional paper price tags to an electronic version are assessed, the degree of compliance of elec-= tronic price tags with the requirements of Russian legislation is determined. It is determined that = modern models of electronic price tags can fully ensure the observance of consumers' rights to = provide up-to-date information not only about the price of the product, but also about some of its = other consumer properties. The article states the fact of the gradual replacement of paper price tags = with their electronic counterpart, which is carried out by trading enterprises of different formats and = specializations.
= Key words; electronic price tag, retail trade, consumer rights, dynamic pricing.
Введение
Несмотря на большое число элементов, составляющих конкурентоспособность товара на рынке, его цена реализации продолжает оставаться важнейшей детерминантой, определяющих потребительский выбор. Особенностям установления цен на товары (услуги) посвящено много исследований [1-3]. Современные концепции ценообразования в экономике в целом, и в сфере розничной торговли были в центре внимания ряда российских ученых [4-6].
Но успешность процедуры установления цены на товары в розничной торговле зависит не только от эффективности того или иного метода ценообразования, которого придерживается розничное торговое предприятие, но зависит от того, насколько правильно эта цена будет доведена до покупателя. Инструментом донесения до потребителя информации о цене товара как о существенном условии договора купли-продажи между ним и торговым предприятием и выступают ценники, к которым на законодательном уровне установлено ряд обязательных требований, несоблюдение которых грозит хозяйствующим субъектам финансовыми санкциями со стороны государственных органов.
Но в последние годы в розничной торговле стал активно использоваться метод динамического ценообразования, в рамках которого цена на товар уже прекращает быть чем-то относительно стабильным во времени, и она может меняться несколько раз за день в зависимости от ряда факторов. Поддержать динамическое ценообразование и в полной мере реализовать его экономические и организационные преимущества для розничного бизнеса могут электронные ценники на товары, которые в последнее время активно внедряют различные компании взамен традиционным бумажным вариантам.
С развитием этих технологий у розничных торговых предприятий возникают определенные правовые сложности с соблюдением законодательных требований к ценникам на товары. Рассмотрению правовых аспектов использования электронных ценников в российской розничной торговле и будет посвящено настоящее исследование.
Методы
В ходе осуществления исследования использовались методы анализа и синтеза, которые позволили изучить правовые аспекты использования ценников в розничной торговле, возможные последствия для бизнеса из-за несоблюдения законодательных требований, определить предпосылки и ограничения использования электронных ценников в рамках динамического ценообразования в существующем российском законодательном поле.
Результаты
В российском законодательстве поле приведены достаточно четко сформулированные требования к указанию цен на товары в рамках розничной торговле, чему посвящено несколько законодательных актов разного уровня.
Вначале исследования надо констатировать, что в российском законодательстве нет разных требований в отношении традиционных бумажных ценников или их электронных аналогов. Эти нормативные требования являются общими, и торговые предприятия в равной мере должны их придерживаться, вне зависимости от того, какой вариант доведения цены на товар до покупателя они используют.
Остановимся вначале на правовом определении цены, которое используется в российской правовой практике применительно к торговой сфере. Так, ст. 454 ГК РФ, цена товара выступает в качестве существенного условия договора купли-продажи, в рамках выполнения которого покупатель обязуется уплатить за товар определенную денежную сумм (цену). В данной статье речь идет о договоре купли-продажи, особым случаем которого и выступает розничный договор купли продажи (ст. 492), который по своим свойствам относится к публичным договорам, регулируемым ст. 426 ГК РФ.
Стоит отметить положения п. 2. данной статьи, которое устанавливает, что в публичном договоре цена товаров работ, услуг должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории. При этом в соответствии с п. 3 указанной статьи не допускается отказ лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность,
от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары за исключением ряда установленных законодательством случаев.
Применительно к розничной торговле требования по установлению цены зафиксированы в ст. 500 ГК РФ, согласно которой, покупатель обязан оплатить товар по цене, объявленной продавцом в момент заключения договора розничной купли-продажи, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства. В таком толковании ценник в розничной торговле выступает в качестве некоего объявителя цены товара, которую желает получить розничный продавец за свой товар. При этом данное объявление предназначено для широкого круга покупателей, так как речь идет о публичном договоре, то есть оно должно обеспечивать возможность такого массового ознакомления.
Следующим законодательным актом, определяющим обязанность розничных продавцов знакомить покупателей с ценой на реализуемые товары, выступает Закон РФ от 07 февраля 1992 года «О защите прав потребителей», а именно ст. 8 и 10. Статья 8 касается обеспечения прав потребителя на информацию о товарах, согласно которой информация о товарах (в том числе и о его розничной цене в соответствии со ст. 10), должна в наглядной и доступной форме доводиться до сведения потребителей при заключении договоров купли-продажи (в том числе и розничной) на русском языке.
Констатация важности соблюдения прав потребителей, в частности права на информации нашла свое развитие в распоряжении Правительства РФ от 28 августа 2017 г. N 1837-р «О стратегии государственной политики РФ в области защиты прав потребителей на период до 2030 г.».
Хотя в России установлена свобода установления розничных цен, но в ряде случаев используются положения закона от 28 декабря 2009 г. N 381-Ф3 «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации», определяющие возможность определения уполномоченными государственными органами власти цен (пределов цен) на социально значимые товары.
Некоторые аспекты установления цен в рамках конкурентной борьбы оговорены в рамках закон от 26 июля 2006 г. N 135-Ф3 «О защите конкуренции», но в основном они касаются случаев монопольно высокой или монопольно низкой цены (ст. 6 и 7). Данный законодательный акт используется в части регулирования ценообразования в розничной торговле очень ограниченно.
Понятие «ценник на товар» определено в рамках Национального стандарта России 513032023 «Торговля. Термины и определения», который определяет его как бумажный или иной визуальный носитель информации, доступный для покупателей, который сопровождает товар, и может быть выставлен на витринах, полках, стеллажах, полу и т.п. При этом стандарт разрешает оформлять ценник в электронном виде, с использованием грифельных досок, стендов, световых табло.
Основным нормативным актом, определяющим требования к ценникам в розничной торговле, выступает постановление Правительства РФ № 2463 от 31 декабря 2020 года, которое утвердило «Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи ...». Данные правила отменили положения ранее действующих правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.
Остановимся подробнее на этих требованиях.
1 . На ценнике товара должна присутствовать актуальная и точная информация о реализуемом товаре (его наименование и сорт (если он установлен), единица измерения и цена за штуку или за единицу измерения).
2. Если в ранее действовавших правилах № 55 содержалось требование поддерживать в торговой точке единообразие ценников, то в новых правилах это требование не зафиксировано. Но торговые предприятия продолжают придерживаться принципа единообразия, так это обеспечивает удобство для покупателей при ознакомлении с ценниками.
3. Как правило, каждая товарная позиция должна сопровождаться своим ценником, прикрепляемым к самому товару, или размещаемому около его. Но если речь идет о товарах, реализуемых по одной цене в рамках маркетинговых акций, то допустимо использовать общий ценник на ряд товаров, о чем говорится в информации Роспотреб-надзора от 7 мая 2026 года «О допустимых способах оформления ценников».
4. По новым правилам ценник на товар может содержать информацию о цене товара со скидкой и обычную цену, но при этом такая информация должна быть представлена в таком виде, чтобы не ввести покупателя в заблуждение. Эта возможность указания двойной цены действует и при указании цены при покупке по дисконтной карте магазина и без нее.
5. Для ряда товаров в новых Правилах установлены особые требования по оформлению ценников:
- ценники для молочных продуктов с заменителем молочного жира и без должны визуально отличаться: цветом или надписью;
- товары бытовой техники и электроники должны сопровождаться ценниками с указанием марки, модели, артикула и основных технических характеристик
- в отношении одежды, обуви, тканей и белья обязателен на ценнике указание артикула, размера и состава, а изделий из меха надо прописывать цвет и вид используемого меха;
- ценник на мебель должен содержать указание на назначение предмета мебели и из какого материала он произведен;
- особые требования имеются и к ценникам на ювелирные украшения.
Не соблюдение законодательных требований по оформлению ценников в розничной торговле может к претензиям со стороны уполномоченных государственных органов и последующим административным штрафам в отношении хозяйствующих субъектов.
Административное законодательство России содержит три основания наложения штрафа за ценники на товары:
- обман покупателя. К подобным основаниям относится несовпадение цены на ценнике товара и на кассе торговой точки. За подобное нарушение торговую точку могут оштрафовать по ч. 1 ст. 14.7 КоАП РФ на сумму от 3 до 5 тысяч рублей. для индивидуальных предпринимателей от 20 до 50 тысяч рублей для юридических лиц. При этом, если покупатель переплатил из-за ошибки магазина, то может через суд потребовать компенсации убытков или морального вреда;
- нарушение права потребителя на информацию о товаре (неверная информация на ценнике о свойствах товара). Такой ввод покупателя в заблуждение грозит продавцам штрафом в соответствии с ч. 2 ст. 14.7 КоАП РФ. Для индивидуальных предпринимателей штраф установлен в размере от 3 до 5 тысяч рублей, а для юридических лиц в размере от 100 до 500 тысяч рублей;
- нарушение правил продажи отдельных видов товаров (это отсутствие ценника на товар). Это трактуется как нарушение права потребителя на получение необходимой информации о товаре и в соответствии с ч. 1 ст. 14.8 КоАП РФ грозит индивидуальным предпринимателям штрафом от 500 до 1 тысячи рублей, а для юридических лиц от 5 до 10 тысяч рублей.
Определим, каким образом данные законодательные требования к установлению цен и их отражению на ценниках в розничной торговле
используются в методе динамического ценообразования и использовании электронных ценников на товары.
Под динамическим ценообразованием понимается гибкое изменение стратегий и тактик ценообразования в зависимости от разных событий на рынке, исторических данных и целей розничного торгового предприятия [7]. Некоторые исследователи отожествляют динамическое ценообразование и ценовую дискриминацию, и говорят о том, что в рамках динамического ценообразования прямо нарушаются требования ст. 426 ГК РФ о публичных договорах (цена на товар должна быть одинаковой для потребителей соответствующей категории).
Но, основная масса исследователей отмечают, что хотя у ценовой дискриминации и динамического ценообразования есть некая тождественность в части установления разных цен на товар (услуги), но они имеют кардинальное различие в части причин возникновения этого множества цен. Если в ценовой дискриминации основанием для различия являются индивидуальные отличия определенных потребителей (или их групп), то в динамическом ценообразовании причиной изменчивости являются колебания спроса и иные рыночные факторы. Таким образом, динамическое ценообразование не нарушает требований ст. 426 ГК РФ.
Динамическое ценообразование, предполагающее оперативное изменение цен на товары, может использовать разные основания корректировки цен:
- по уровню спроса на товарную позицию
(категорию);
- по ценам основных конкурентов;
- по регионам;
- по группам клиентов;
- по уровню товарных запасов на складах;
- по времени;
- по оборачиваемости запасов [8].
Первые электронные ценники (ESL от английского Electonic Shelf Labels) появились на зарубежных рынках в конце 90-х годов 20-века, но из-за существенных технических ограничений (недолгий срок работы батареек, несовершенство экранов, частные поломки) и обусловленных ими значительных финансовых затрат не нашли своего широкого распространения [9].
В настоящее время рынок подобных устройств представлен двумя классами ценников, в зависимости от используемой технологии вывода изображения. Сегментные электронные ценники отображают лишь ограниченное число символов без цветового разнообразия. Это старое техническое решение, но которое отличается низкой стоимостью ценника.
На смену им пришли графические ценники, которые чаще всего решены в виде дисплеев с электронными чернилами, или реже, в виде жидкокристаллических экранов. Хотя этот вид электронных ценников и дороже первого варианта в несколько раз за единицу, но благодаря возможности вывода большего числа символов, разного цветового оформления информации пользуются большей популярностью у ретейлеров.
Проанализируем преимущества электронные ценников:
1. Внедрение электронных ценников позволит преодолеть недостатки использования бумажных ценников (частая их печать, затраты рабочего времени работников на обновление, частые ошибки, связанных с неправильной расстановкой ценников или забывчивостью персонала) [10].
2. Синхронизация электронных ценников с информационной системой торгового предприятия гарантирует совпадение цен, отображаемых на экранах с теми ценами, что покупатели узнают на кассе [11].
3. Встроенные в электронные ценники блоки обмена информацией с центральным сервером позволяют оперативно менять цену на отдельный товар или на весь ассортимент за несколько минут.
4. Графические электронные ценники позволяют с использованием различных шрифтовых решений и цветового оформления привлечь внимание потребителя, не нарушая требований законодательства, сообщить ему о действующих на данный товар рекламных предложениях, что приводит к росту продаж торгового предприятия, увеличивает лояльность посетителей.
5. Электронные ценники могут быть легко перепрограммируемы на новый товар, что делает их взаимозаменяемыми в розничной торговле.
6. Возможность поддержания обратной связи информационной системы магазина с каждым ценником позволяет оперативно идентифицировать и заменять вышедшие из строя устройства.
7. Использование электронных ценников знаменует для ретейлера переход к более технологичному уровню потребительского сервиса, путем оптимизации управления розничными ценами, повышения эффективности ценовой политики, модернизации своей торговой деятельности [12].
8. Использование электронных ценников особо актуально, если ретейлеры используют омниканальные методы продажи товаров, совмещая традиционную розничную
торговлю с интернет-торговлей. При этом посетители на электронном табло могут ознакомиться с ценой на товар у основных конкурентов, заказать товар с помощью QR-кода или посмотреть на мобильном устройстве обзор или отзывы на продукцию [13].
9. Одним из несомненных преимуществ использования электронных ценников в традиционной розничной торговле является то, что они позволяют в полной мере реализовать для ретейлера возможности динамического ценообразования на товары [14]. Совместное применение динамического ценообразования как метода и электронных ценников как его практическую реализацию, позволит торговому предприятию получить следующие преимущества на розничном рынке:
1. Оперативная реакция через цены на изменение внешних и внутренних факторов работы торгового предприятия, увеличение объемов выручки и продаж.
2. Гибкое изменение цен повышает степень конкурентоспособности товарного предложения магазина, позволяет подстраивать стратегию и тактику своей ценовой политики к действиям конкурентов.
3. Быстрое избавление от неликвидных товарных запасов и недопущение их возникновения в будущем.
4. Более тесная увязка ценовой политики торгового предприятия с маркетинговой стратегией и тактикой.
5. Частая смена цены на электронных ценниках может оперативно подобрать адекватный уровень цен на новый товар, с одной стороны, не подавляя спрос на него, а, с другой, не допуская реализации в убыток торговому предприятию.
6. Совместное использование динамического ценообразования и электронных ценников позволит оценить лояльность своих клиентов, собрать компании о них дополнительную информацию.
Заключение
Можно констатировать, что использование метода динамического ценообразования и электронных ценников в традиционной розничной торговле имеет свои неоспоримые преимущества, но значительные единовременные финансовые вложения в приобретение необходимых технических средств существенно замедляют процесс обновления торговых предприятий.
Имеющаяся в Российской Федерации законодательная база, касающаяся установления цен в розничной торговле и использования ценников на товары - отличается слаженностью и ком-
плексностью, в основном учитывает сложившиеся реалии бизнеса и предоставляет торговым организациям определенную свободу действий, но если это не идет в ущерб соблюдению прав потребителей. Имеющиеся нормативные требования не препятствуют внедрению метода динамического ценообразования в розничной торговле, как и использованию электронных ценников в ее рамках на реализуемые товары.
При этом внедрение электронных ценников позволит бизнесу снизить риски получения административных штрафов от контролирующих органов из-за несоответствия цен на ценниках и на кассе, в полной мере выводить на ценник всю необходимую информацию о товаре.
Список литературы:
[1] Марн М. Ценовое преимущество: сколько должен стоить ваш товар? / М. Марн, Э. Регнер, К. Завада; науч. ред. В. Ионов; ред. Е. Дронова; пер. с англ. Т. Гутниковой. - Москва: Альпина Паблишер, 2015. - 318 с.
[2] Орлова Т.Т. Парадигмы ценообразования /Т.Т. Орлова // Известия БГУЭП. - 2007. - №2 (52). - С. 19-32.
[3] Нэгл Т. Стратегия и тактика ценообразования. / Т. Нэгл, Р. Холден / - Санкт-Петербург.: Питер, 2001. - 543 с.
[4] Новикова Н.Г. Факторный анализ результатов управления ассортиментом в логистической системе организации и ее конкурентоспособность (на примере услуг розничной торговли) / Н.Г. Новикова // Известия Иркутской государственной экономической академии. - 2016. - Т. 26, № 2. - С. 274-283.
[5] Щербакова И.Н. Ценовая политика России в современных условиях / И.Н. Щербакова // Baikal Research Journal. - 2017. - Т. 8, № 2.
[6] Карпов С.В. Управление ценами / С.В. Карпов, В.Н. Русин, И.В. Рожков. - Москва. ИНФРА-М, 2016. - 236 с.
[7] Дершень А.Г. Динамическое ценообразование: определение, сущность // Экономика, бизнес, инновации: сборник статей VIII международной научно-практической конференции: Пенза, 5 июня 2019 года. - Пенза: Наука и Просвещение, 2019. - С. 192-194.
[8] Краснов В.С. Динамическое ценообразование: практическое руководство - 2024 для ретейла и Ecom. - URL: https://imprice.ru/dynamic-pricing
[9] Золотова, В. И. Перспективы внедрения системы электронных ценников в современные магазины / В. И. Золотова, А. В. Константинов // Заметки ученого. - 2020. - № 11. - С. 127-130. -URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_ 44642820_81877725.pdf
[10] Журабаев Е. Электронные ценники: есть ли перспективы у технологии? - URL: https:// www.retail.ru/articles/elektronnye-tsenniki-est-li-perspektivy-u-tekhnologii/
[11] Пьянков В.В. Актуальность применения электронных ценников в сегменте food - retail /
B.В. Пьянков, А.А. Подзолкова // Маркетинг MBA. Маркетинговое управление предприятием. -2021. - Т. 12, № 2. - С. 22-31. -URL: https://www. elibrary.ru/download/elibrary_46112241_32929513. pdf
[12] Шумилова А.А. Роль инновационных технологий в развитии розничных торговых сетей / А.А. Шумилова // Инновационное развитие современной науки: сборник научных трудов по материалам XXX Международной научно-практической конференции, Анапа, 10 декабря 2020 года. - Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. - С. 151-154. -URL: https://www. el i brary. ru/down load/ elibrary_54727948_66967904.pdf
[13] Скобина А.М. Проблемы внедрения электронных ценников на торговых предприятиях / А.М. Скобина // Проблемы развития предприятий: теория и практика : Сборник статей IX Международной научно-практической конференции, Пенза, 18-19 апреля 2022 года / Под научной редакцией В.И. Будиной. - Пенза: Пензенский государственный аграрный университет, 2022. -
C. 157-161. - URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_48465766_96438729.pdf
[14] Невротов Л.К. Оценка целесообразности применения технологии электронных ценников в FMCG-секторе розничной торговли / Л.К. Невротов // Современные тренды управления и цифровая экономика: от регионального развития к глобальному экономическому росту : Сборник статей VI Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 14 мая 2024 года. -Екатеринбург: ООО «Институт цифровой экономики и права», 2024. - С. 73-77.
Spisok literatury:
[1] Marn M. Tsenovoe preimushchestvo: skol'ko dolzhen stoit' vash tovar? / M. Marn, E. Regner, K. Zavada; nauch. red. V. lonov; red. E. Dronova; per. s angl. T. Gutnikovoi. - Moskva: Al'pina Pablisher, 2015. - 318 s.
[2] Orlova T.T. Paradigmy tsenoobrazovaniia /T.T. Orlova // Izvestiia BGUEP. - 2007. - №2 (52). - S. 19-32.
[3] Negl T. Strategiia i taktika tsenoobrazovaniia. / T. Negl, R. Kholden // - Sankt-Peterburg.: Piter, 2001. - 543 s.
[4] Novikova N.G. Faktornyi analiz rezul'tatov upravleniia assortimentom v logisticheskoi sisteme
organizatsii i ee konkurentosposobnost' (na primere uslug roznichnoi torgovli) / N.G. Novikova // Izvestiia Irkutskoi gosudarstvennoi ekonomicheskoi aka-demii. - 2016. - T. 26, № 2. - S. 274-283.
[5] Shcherbakova I.N. Tsenovaia politika Rossii v sovremennykh usloviiakh / I.N. Shcherbakova // Baikal Research Journal. - 2017. - T. 8, № 2.
[6] Karpov S.V. Upravlenie tsenami / S.V. Kar-pov, V.N. Rusin, I.V. Rozhkov. - Moskva.: INFRA-M, 2016. - 236 s.
[7] Dershen' A.G. Dinamicheskoe tsenoobra-zovanie: opredelenie, sushchnost' // Ekonomika, biznes, innovatsii: sbornik statei VIII mezhdunarod-noi nauchno-prakticheskoi konferentsii: Penza, 5 iiu-nia 2019 goda. - Penza: Nauka i Prosveshchenie, 2019. - S. 192-194.
[8] Krasnov V.S. Dinamicheskoe tsenoobra-zovanie: prakticheskoe rukovodstvo - 2024 dlia Reteila i Ecom. - URL: https://imprice.ru/dynamic-pricing
[9] Zolotova, V. I. Perspektivy vnedreniia sistemy elektronnykh tsennikov v sovremennye mag-aziny / V. I. Zolotova, A. V. Konstantinov // Zametki uchenogo. - 2020. - № 11. - S. 127-130. - URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_44642820_81877725.pdf
[10] Zhurabaev E. Elektronnye tsenniki: est' li perspektivy u tekhnologii? - URL: https://www.retail. ru/articles/elektronnye-tsenniki-est-li-perspektivy-u-tekhnologii/
[11] P'iankov V.V. Aktual'nost' primeneniia elektronnykh tsennikov v segmente food - retail / V.V. P'iankov, A.A. Podzolkova // Marketing MBA. Mar-
ketingovoe upravlenie predpriiatiem. - 2021. - T. 12, № 2. - S. 22-31. -URL: https://www.elibrary.ru/ download/elibrary_46112241_32929513.pdf
[12] Shumilova A.A. Rol' innovatsionnykh tekhnologii v razvitii roznichnykh torgovykh setei / A.A. Shumilova // Innovatsionnoe razvitie sovremennoi nauki : sbornik nauchnykh trudov po materialam XXX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferent-sii, Anapa, 10 dekabria 2020 goda. - Anapa: Obshchestvo s ogranichennoi otvetstvennost'iu «Nauchno-issledovatel'skii tsentr ekonomicheskikh i sotsial'nykh protsessov» v luzhnom Federal'nom okruge, 2020. - S. 151-154. -URL: https://www.eli-brary.ru/download/elibrary_54727948_66967904.pdf
[13] Skobina A.M. Problemy vnedreniia elek-tronnykh tsennikov na torgovykh predpriiatiiakh / A.M. Skobina // Problemy razvitiia predpriiatii: teoriia i praktika : Sbornik statei IX Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Penza, 18-19 aprelia 2022 goda / Pod nauchnoi redaktsiei V.I. Budinoi. - Penza: Penzenskii gosudarstvennyi agrarnyi universitet, 2022. - S. 157-161. - URL: https://www.elibrary.ru/download/eli-brary_48465766_96438729.pdf
[14] Nevrotov L.K. Otsenka tselesoobraznosti primeneniia tekhnologii elektronnykh tsennikov v FMCG-sektore roznichnoi torgovli / L.K. Nevrotov // Sovremennye trendy upravleniia i tsifrovaia ekonomika: ot regional'nogo razvitiia k global'nomu eko-nomicheskomu rostu: Sbornik statei VI Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii, Ekaterinburg, 14 maia 2024 goda. - Ekaterinburg: OOO «Institut tsifrovoi ekonomiki i prava», 2024. - S. 73-77.