ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРАВОВОЙ СТАТУС УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РЕГИОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Макаров В.Е.
Макаров Валерий Евгеньевич - магистрант, направление: правовая система России, кафедра теории и истории государства и права, Институт истории и права Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, г. Абакан
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты статуса Уполномоченного по правам предпринимателей при президенте Российской Федерации и его аппарата, способствующие составлению объективного представления о его самостоятельности и перспектив развития как органа защиты прав и интересов предпринимателей на территории Российской Федерации. Ключевые слова: уполномоченный по правам предпринимателей, инициативы, правовой статус бизнес-омбудстмена, должностной иммунитет, взаимодействие с органами исплнительной власти.
УДК:342.716
В процессе перехода Российской Федерации на рыночную экономику, возникла потребность в разработке механизмов защиты прав предпринимателей при спорах с органами государственной власти. Учреждение должности уполномоченного по защите прав предпринимателей обусловлено многими негативными факторами, прямо и косвенно влияющими на развитие малого и среднего бизнеса, такими как: коррупция, бюрократические барьеры, пробелы в законодательстве. А так же неспособностью представителей бизнеса самостоятельно бороться с нарушением своих прав государственными органами.
Первые шаги в этом вопросе были предприняты общественной организацией «Опора России». В 2003 году в «Опоре России» было создано бюро по надзору за соблюдением прав предпринимателей и инвесторов. В первую очередь, для оказания юридической помощи предпринимателям, для защиты их интересов при неправомерных действиях органов государственной власти и местного самоуправления. Но данное бюро не обладало должным правовым статусом и его помощь можно назвать консультативной.
На государственном уровне первые должности по работе в сфере защиты прав предпринимателей учреждали отдельные регионы. Так, например, в Ульяновской области был принят закон N 166-ЗО от 6 октября 2011 г. «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ульяновской области». Это был первый пример правового закрепления статуса бизнес омбудсмена в России.
На общероссийском уровне 7 мая 2013 года был подписан федеральный закон № 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации», который определил правовой статус, основные цели, задачи, правовые гарантии и компетенцию Уполномоченного при Президенте по защите прав предпринимателей, а также уполномоченных в субъектах Российской Федерации. 2 ноября 2013 года список полномочий бизнес омбудсменов был расширен и уточнен федеральным законом №294-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Институт Уполномоченного, по своему правовому положению, является государственным органом с правом юридического лица. Должность регионального Уполномоченного является государственной должностью представляемого им субъекта федерации.
Деятельность уполномоченных по защите прав предпринимателей относится к совместному ведению Российской Федерации и её субъектов. При этом Российская Федерация определяет статус и полномочия на федеральном уровне, а субъект федерации самостоятельно принимает решение о создании должности регионального Уполномоченного, наделяет её полномочиями на региональном уровне, организационно-техническими и финансовыми ресурсами.
Особо нужно отметить тот факт, что должность Уполномоченного является государственной. При этом в субъекте Федерации во время осуществления бизнес омбудсменом своих полномочий обеспечивается независимость от органов государственной власти.
Структура института Уполномоченного:
- Федеральный уровень: Уполномоченный при Президенте РФ. Назначается напрямую Президентом, с учетом мнения бизнес сообщества.
- Региональный уровень: Уполномоченный субъекта РФ. Назначается главой региона, с учетом мнения предпринимательского сообщества данного региона, с условием согласования кандидатуры с Уполномоченным при Президенте Российской Федерации.
Срок полномочий, а так же условия снятия с должности прописаны в законе субъекта федерации.
Уполномоченный в субъекте Российской Федерации не вправе замещать государственные должности РФ, иные государственные должности в регионах Российской Федерации, должности государственной гражданской и муниципальной службы.
Для создания специальной государственной должности уполномоченного по защите прав предпринимателей, на региональном уровне, требуется принятие специального регионального закона. Данный закон может расширять сферу задач Уполномоченного в конкретном субъекте федерации. К примеру, в республике Хакасия в основные задачи Уполномоченного, помимо защиты прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности, входят:
• правовое просвещение субъектов предпринимательской деятельности, в вопросах принадлежащих им прав и способов их защиты;
• информирование общественности Республики Хакасия о соблюдении и защите прав и законных интересов субъектов предпринимательской деятельности на территории Республики Хакасия;
Различия в правовом статусе региональных Уполномоченных обусловливаются различием положений в региональных законах о должности Уполномоченного. В первую очередь это касается описанного выше вопроса о задачах и порядка назначения на должность.
Особенностью порядка назначения региональных Уполномоченных можно назвать учет мнения предпринимательского сообщества и особенности выдвижения кандидатур на данную должность. Условие учета мнения предпринимателей прописано в статье 9 Федерального закона от 07.05.2013 N 78-ФЗ «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации». Вместе с тем, в данном законе не прописаны условия для учета данного мнения и условия рассмотрения кандидатур на должность бизнес омбудсмена. Этот вопрос остается в ведении региональных законов об учреждении должности Уполномоченного. При этом в виду различия данных правовых актов в каждом из субъектов, учет мнения предпринимательского сообщества и выдвижения кандидатур
ведется по-разному. Рассмотрим несколько подходов к учету мнения бизнеса в различных регионах.
В республике Хакасия для учета мнения предпринимательского сообщества создан Совет по экономическому развитию Республики Хакасия при Главе Республики Хакасия - Председателе Правительства Республики Хакасия. В Совет входят чиновники и представители крупного бизнеса региона. Председателем совета является глава региона. Выносит кандидатуру на рассмотрение председатель Совета.
В Ярославской области кандидатуры для назначения на должность Уполномоченного могут быть представлены Губернатором, депутатами Ярославской областной Думы, общественными объединениями предпринимателей и координационными советами по малому и среднему предпринимательству в Ярославской области. Учет мнения бизнес сообщества построен на открытом сборе мнений о кандидате. Так общественные объединения предпринимателей и координационные советы по малому и среднему предпринимательству в Ярославской области в течение 14 календарных дней со дня размещения на едином портале органов государственной власти Ярославской области, вправе представить в Ярославскую областную Думу мнение о кандидатурах на должность Уполномоченного.
В Ханты-Мансийском автономном округе процедура определения Уполномоченного носит характер праймериз. Кандидаты на должность представляют программу своих действий, проводят выборную кампанию, информируя о своих действиях общественность. Но в любом случае кандидат должен быть утвержден главой региона.
При особом порядке назначения на должность региональные Уполномоченные имеют и должностной иммунитет. Полномочия Уполномоченного в субъекте федерации могут быть досрочно прекращены исключительно с согласия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации.
Взаимодействие аппарата Уполномоченного в субъекте Федерации с исполнительными органами государственной власти построено по принципу взаимодействия и контроля. Надзорные и исполнительные органы обязаны предоставлять по запросу Уполномоченного все материалы проверок, а так же административных и уголовных дел в отношении предпринимателя, направившего жалобу на нарушения его законных прав и интересов. В рамках своей деятельности Уполномоченный вправе направлять высшему должностному лицу региона мотивированные предложения об отмене или о приостановлении действия актов органов исполнительной власти данного региона.
В отношении законодательной власти Уполномоченный субъекта Федерации может направлять мотивированные предложения о принятии нормативно-правовых актов, внесение в них изменений или признании их утратившими силу, данные правовые акты должны относиться к профессиональной сфере регионального Уполномоченного.
В правовом статусе регионального Уполномоченного отсутствуют возможности для законотворчества. Так же исключена самостоятельная возможность влиять на вопросы принятия нормативно-правовых актов и внесения в них изменений. С одной стороны это искусственно ограничивает защиту интересов бизнеса при принятии актов, нарушающих права и интересы предпринимателей. С другой стороны аппарат Уполномоченного не является законодательным органом государственной власти. Возможно, требуется добавить механизмы взаимодействия Уполномоченного с законодательными органами субъектов Федерации. Они требуются для того чтобы предложения по поводу изменений нормативно-правовых актов не оставались просто предложениями, несмотря на всю серьезность мотивировки.
Иммунитет
Полномочия Уполномоченного в субъекте федерации могут быть досрочно прекращены исключительно с согласия Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей.
В отношении Уполномоченного не предусмотрено особых процедур возбуждения
уголовных дел, не установлено специальной процедуры отрешения от должности, хотя
первоначально такие идеи озвучивались, в том числе со стороны законодателя.
Список литературы
1. Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей: Указ Президента Российской Федерации от 22 июня 2012 г. № 879 // СЗ РФ. - 2012. - № 26. - Ст. 3509.
2. Закон Республики Хакасия № 99-ЗРХ «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Республике Хакасия и о внесении изменений в закон Республики Хакасия от 27 ноября 2013 года «О государственных должностях Республики Хакасия и государственной гражданской службе Республики Хакасия»//Сайт Правительства Республики Хакасия [Электронный ресурс]. Режим доступа: // https://r-19.ru/authorities/commissioner-for-human-entrepreneurs/docs/2150/6044.html/ (дата обращения: 02.07.2018).
3. Закон Ярославской Области от 29 мая 2013 года № 25-з «Об Уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ярославской области» (принят Ярославской областной Думой 21.05.2013);
4. Закон Ханты-Мансийского Автономного округа — ЮГРЫ №35-оз от 05 апреля 2013 года «Об уполномоченном по защите прав предпринимателей в Ханты-мансийском Автономном округе — ЮГРЕ»
5. Сайт Уполномоченного по правам предпринимателей в Ярославской Области [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://www.ombudsmen-yar.ru/dokdok/ (дата обращения: 02.07.2018).
6. Постановление Губернатора Ханты-Мансийского АО - Югры от 11 августа 2016 г. № 96 «О порядке учета мнения предпринимательского сообщества при назначении Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре»// Сайт Департамента экономического развития Ханты-Мансийского Автономного округа — Югры [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://depeconom.admhmao.ru/deyatelnost/maloepredprinimatelstvo/zakonod atelstvo/1012819/postanovleniegubematorakhantymansiyskogoavtonomnogookrugayugr y-ot-11-avgusta-2016-goda-96-o-poryadkeuchetamneniyapredprinimatelskogosoobshch/ (дата обращения: 02.07.2018).
7. Постановление от 28 мая 2012 года п 22-пп «О создании совета развития республики Хакасия» (в редакции постановлений главы республики хакасия - председателя правительства республики хакасия от 14.08.2012 № 48-1III. от 24.06.2013 № 35-ПП, от 18.03.2014 № 15-ПП, от 18.03.2014 № 16-ПП, от 16.07.2014 № 51-ПП, от 22.03.2017 № 15-ПП) //Консорциум Кодекс: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. Режим доступа: // http://docs.cntd.ru/document/424072007/ (дата обращения: 02.07.2018).
8. Постановление от 18 марта 2014 года № 15-ПП «о порядке учета мнения предпринимательского сообщества при назначении на должность уполномоченного по защите прав предпринимателей в республике хакасия и внесении изменений в Постановление главы республики хакасия - председателя правительства республики хакасия от 28.05.2012 № 22-ПП «о создании совета по экономическому развитию республики хакасия»//Консорциум Кодекс: Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации [Электронный ресурс]. Режим доступа: //http://docs.cntd.ru/document/460284959/ (дата обращения: 02.07.2018).