Научная статья на тему 'Правовой статус Царства Польского в оценках русских дореволюционных государствоведов'

Правовой статус Царства Польского в оценках русских дореволюционных государствоведов Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1422
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
западные губернии империи / государственно-правовой статус / уния / федерализм / русское государствоведение / західні губернії імперії / державно-правовий статус / унія / федералізм / російське державознавство / the Western provinces of the Empire / state legal status / union / federalism / Russian science of state

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карнишина Наталья Геннадьевна

В статье анализируется государственно-правовой статус Царства Польского в составе Российской империи в XIX – начала XX вв. в русском государствоведении. В центре внимания автора – система взаимоотношений центра и окраин империи, система административных и правовых структур. Рассматривается классическая теория народного представительства в федеративном государстве в трудах русских государствоведов. Проведен анализ различных подходов, обобщены взгляды на исследуемую проблему в русском государствоведении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Legal status of Kingdom of Poland in the estimations of prerevolutionary Russian state scientists

In this article the state legal status of theWestern provinces of Russian Empire in the period of XIX – beginning of XX centuries is analyzed. The author pays attention to the system of relations between the center and the outskirts of the Empire and to the system of administrative and lawful structures. The analysis of Russian scientists’ theories on this problem is carried out.

Текст научной работы на тему «Правовой статус Царства Польского в оценках русских дореволюционных государствоведов»

ЮРИДИЧЕСКИЕ ЗАПИСКИ. 2013. № 2.

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОИТЕЛЬСТВА

УДК 94(47+57)Р

Карнишина Н.Г.*

ПРАВОВОЙ СТАТУС ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО В ОЦЕНКАХ РУССКИХ ДОРЕВОЛЮЦИОННЫХ ГОСУДАРСТВОВЕДОВ

Карнишина Н.Г. Правовой статус Царства Польского в оценках русских дореволюционных государствоведов. - Статья .

В статье анализируется государственно-правовой статус Царства Польского в составе Российской империи в XIX - начала XX вв. в русском государствоведении . В центре внимания автора - система взаимоотношений центра и окраин империи, система административных и правовых структур . Рассматривается классическая теория народного представительства в федеративном государстве в трудах русских государствоведов. Проведен анализ различных подходов, обобщены взгляды на исследуемую проблему в русском государствоведении .

Ключевые слова: западные губернии империи, государственно-правовой статус, уния, федерализм, русское государствоведение

Karnishina N.G. Legal status of Kingdom of Poland in the estimations of prerevolutionary Russian state scientists. - Article .

In this article the state legal status of theWestern provinces of Russian Empire in the period of XIX -beginning of XX centuries is analyzed . The author pays attention to the system of relations between the center and the outskirts of the Empire and to the system of administrative and lawful structures . The analysis of Russian scientists' theories on this problem is carried out .

Keywords: the Western provinces of the Empire, state legal status, union, federalism, Russian science of state .

КарнішинаН.Г. Правовий статус Царства Польского в оцінках російських дореволюційних державознавців. - Стаття .

У статті аналізується державно-правовий статус Царства Польського у складі Російської імперії в XIX - початку XX ст. у російському державознавстві . У центрі уваги автора - система взаємовідносин центру та окраїн імперії, система адміністративних і правових структур. Розглядається класична теорія народного представництва у федеративній державі в працях російських державознавців. Проведений аналіз різних підходів, узагальнені погляди на досліджувану проблему в російському державознавстві

Ключові слова: західні губернії імперії, державно-правовий статус, унія, федералізм, російське державознавство

Проблема государственного устройства присоединенных территорий в рамках Российской империи являлась предметом обсуждения в русском государствоведении в XIX - начале XX вв .

Б . Э . Нольде, характеризуя русский государственный порядок, писал: «Откуда в Основных законах 1906 г. появилась формула «Государство Российское едино и нераздельно»? Старое наше право ее не зна-

* Карнишина Наталья Геннадьевна - заведующая кафедрой государственно-правовых дисциплин Пен-

зенского государственного университета, доктор исторических наук, профессор, г. Пенза, Россия .

ло. Несмотря на то, что правовая истина, которая выражена этой формулой, создана была, очевидно, не 23 апреля 1906 г. , несмотря на существенное, казалось бы, значение этой истины, постановление ст. 1 Основных законов не было выговорено в нашем прежнем законодательстве. Все построение старых основных законов логически покоится на отождествлении государства с государем: монарх не являлся в них «органом государства», как в конституционной монархии» [1, с. 226].

Н . М . Коркунов выделял «в некоторых присоединениях России унию с нею как бы самостоятельных государств» [2]. Н .М . Коркунов проследил, как постепенно Украина, Грузия, Польша утратили всякую автономию . Реальная уния, по мнению Н . М . Корку-нова, существовала между Россией и Царством Польским в период с 1815 по 1832 гг. [2, с. 190].

Данное суждение вызвало возражения у большинства государствоведов . А С . Алексеев отмечал, что Польша была присоединена к России в 1815 г по Венскому договору, который определил, что Герцогство Варшавское соединено с Российской империей, что оно будет связано бесповоротно своим устройством, чтобы принадлежать российскому императору, его наследникам и преемникам навеки. Император сохраняет за собой право дать этому государству, пользующемуся особым административным строем, внешние границы, какие он заблагорассудит Он присоединяет к своему титулу еще и титул Царя Польского . Исходя из этого положения, А.С. Алексеев сделал вывод, что «Варшавское герцогство было присоединено к России, таким образом, не в силу договора между Россией и Польшей, а в силу договора между государствами, заключившими Венский трактат Мы имеем тут пример инкорпорации, а не реальной унии Обстоятельства, вытекающие для России из Венского договора, суть обязательства не по отношению к Польше, а по отношению к государствам, заключившим Венский трак-

тат Обязательства эти были исполнены государем Александром I» [3, 173].

В эволюции отношений имперского центра к подданным западных губерний значительную роль играли, по мнению ряда исследователей, традиции и принципы самодержавного правления, которые «ни при каких исторических обстоятельствах не могли бы привести к возникновению чего-либо напоминающего «договорные права» - соглашение, заключенное между сувереном и народом» [4, с. 44].

Николай I подписал в 1832 г. грамоту, известную под названием Органический статут. Манифестом «О новом порядке управления и образования Царства Польского» от 14 февраля 1832 г был законодательно установлен новый порядок [5, с. 83-89]. Этим актом Царство Польское из конституционного государства превратилось в край с особым управлением В силе оставались особые гражданское и уголовное уложения, городское и сельское самоуправление, польский язык в статусе государственного Но отдельная польская армия уничтожалась, чиновники могли быть назначены и не из поляков Польский народ терял право влиять на законодательство страны. Законопроекты должны были вноситься во вновь учреждаемый в Российском Государственном Совете Департамент Дел Царства Польского . Управление Польшей поручалось Совету Управления Царства Польского под председательством наместника при участии министров, генерального контролера и других членов Помимо некоторых функций, оставшихся Государственному Совету от Конституции 1815 г. , на него возлагалось рассмотрение представлений «о нуждах и пользах края» областных чинов и советов воеводств . Обязанность следить за соблюдением конституции у Государственного Совета была отнята Для административных дел вместо прежних 5 остается только 3 министерства (комиссии): внутренних, духовных дел и просвещения; комиссия юстиции и финан-

сов и казначейства. Важно отметить, что органы самоуправления были оставлены населению В отношении независимости суда Статут умалчивает В отличие от конституции 1815 г. (ст. 10) за государственные преступления должны были судить по законам, совпадающим с общероссийскими, и за преступления этого рода теперь допускается конфискация имущества (ст 12)

По мнению польского публициста В Студницкого, «Органический Статут не инкорпорировал Царство Польское, но лишь уничтожил его конституционное учреждение» [6, с. 46].

Анализ конституции Царства Польского был сделан Н Д Сергеевским в работе «Конституционная Хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского 1815-1881» Он писал: «Король являлся священной и неприкосновенной особой. Все государственные акты выходили от его имени. Ему принадлежала исполнительная и административная власть, законодательную власть король осуществлял вместе с сенатом Он имел право назначать и смещать министров, членов Государственного совета, председателей воеводских комиссий, судей, архиепископов и епископов разных вероисповеданий, прелатов и каноников Он имел право помилования, заключения мира и объявления войны, ведения международной политики, распоряжения доходами Королевства и дарования дворянских званий . Таким образом, вся внутренняя и внешняя политика Царства Польского находилась в руках короля и назначаемых им чиновников .

Таким образом, конституция 27 ноября 1815 г. провозгласила, что Королевство Польское навсегда присоединялось к Российской империи и связывалось с ней личной унией Российский император становился польским королем, его компетенции были невероятно велики: «правительство зиждется на особе Царя»

Однако, несмотря на то, что конституция была выдержана в умеренном тоне

и ставила перед собой задачу упрочить власть российского императора в Королевстве Польском, она сохранила в себе традиции Речи Посполитой, которые нашли свое выражение в названиях государственных учреждений, в организации Сейма, в коллегиальной системе государственных органов, в прокламированности выборности администрации и судей Конституция, равно как и связанное с ней положение о выборах в Сейм, были наиболее либеральными в Европе того времени, распространив избирательное право на значительный по тем временам избирательный корпус - свыше 100 тыс человек, что достигалось сравнительно низким имущественным цензом В Центральной Европе после 1815 г Польское Королевство было единственной страной, располагающим парламентом, избираемым прямыми выборами, всеми общественными классами, хотя и с незначительным участием крестьян Сохранило привилегии как родовое дворянство, так и нобилитированное, пополнявшееся за счет лиц, имеющих заслуги перед страной; разбогатевших купцов, мещан; владельцев мануфактур; богатых ремесленников; солдат, дослужившихся до звания капитана; офицеров, награжденных крестом; преподавателей и профессоров Варшавского университета, а также чиновников после

10 лет службы. В Царстве Польском сохранялся принцип равенства перед законом, однако было официально заявлено, что равенство это относится только к исповедующим христианскую религию Евреи были лишены политических прав Сохранился принцип личной свободы, который должен был гарантировать крестьянам право перехода из одного места в другое, то есть свободу передвижения, однако обязательные административно-политические предписания значительно ограничили ее» [7] Манифестом «О новом порядке управления и образования Царства Польского» от 14 февраля 1832 г. был установлен новый порядок В частности, в документе го-

ворилось: «Манифестом Нашим от 25 января минувшего года, объявляя всем верным Нашим подданным о вступлении войск Наших в Царство Польское, мгновенно отторгнутое мятежниками от власти законной, Мы возвестили им и о намерении Нашем устроить будущую судьбу сего края, на основаниях прочных, сообразных с потребностями и благом всей Нашей Империи.

Ныне, когда силой оружия положен конец волновавшим Царство Польское смятениям, и народ, злоумышленниками в преступление вовлеченный, возвращен к долгу и успокоен, Мы признали за благо привести сие намерение Наше в действо, дабы учреждением постоянного и твердого порядка, оградить навсегда от новых вредных покушений сие спокойствие и неразрывное соединение двух народов, Небесным Провидением попечению Нашему вверенных.

Царство Польское, победоносным оружием России покоренное, еще в 1815 году, получило тогда от высокодушия Августейшего Нашего Предшественника, в Бозе почивающего Императора Александра, не только возвращение своей народной самобытности, но и особенные права, начертанные в Хартии Государственных установлений .

I . Положения общие.

Статья 1 Царство Польское, присоединенное навсегда к Державе Российской, есть нераздельная оной часть Оно будет иметь особое, сообразное с местными потребностями его управление, свои также особенные Уложения: Гражданское и Уголовное, и все доселе существовавшие в городах и в сельских обществах, дарованные им местные права и установления остаются на прежнем основании и в прежней силе

Статья 2 Корона Царства Польского есть наследственная в лице Нашем и Потомков Наших, Наследников и Преемников, по установленному для наследия Всероссийского Императорского Престола порядку

Статья 3 Коронование Императоров Всероссийских, Царей Польских, заключается в одном и том же священном обряде,

который будет совершаем в Москве, в присутствии Депутатов Царства Польского, призываемых к участвованию в сем торжестве, вместе с Депутатами и прочих частей Империи

Статья 4 Во всех случаях, в коих по существующим или впредь имеющим быть постановлениям, в России долженствует быть учреждаемо Регентство, власть Правителя или Правительницы Государства распространяется и на Царство Польское» [5, с 83-90]

М .М. Ковалевский трактует статус Царства Польского как вид неполного присоединения в форме унии М М Ковалевский писал: «Два восстания - в 1830 и в 1863 году были сочтены русскими монархами совершенно освобождающими их от всех прежних обязательств по отношению к польской нации и поставили поляков в положение неблагонадежных подданных; они были лишены возможности увеличивать свое материальное благосостояние приобретением новых земель и расширять свои духовные богатства свободным исповедованием национальной религии и употреблением национального языка» [8, с. 204-205].

В период с 1831 по 1860 гг. русская политика объединения упразднила многие отдельные учреждения Царства Польского . Реформы 1861 и 1862 гг восстановили во всех областях отдельное управление этого края . Нужен был лишь один шаг - восстановление сейма и конституционных гарантий, и в общих чертах наступило бы восстановление отношений Царства Польского к империи на началах 1815 г. Но этот шаг был немыслим . Александр II находил, что он «не может дать конституцию Польше, не наделивши ею Россию», а последнюю он считал не подготовленной к конституционному устройству» (ст. 65) [8, с. 225].

М . М . Ковалевский подверг резкой критике тех правоведов, которые считали возможным рассуждать о модели союзного государства применительно к Российской империи В частности, он писал: «Сравни-

те положение Галиции, где поляки имеют университеты, средние и низшие польские школы и где они пользуются не только местным самоуправлением, но даже правом обсуждения общих интересов Цислей-тании и участием в назначении федерального министерства и представительства, сравните, говорю я, это положение с теми условиями, в какие поставило поляков родственное им по племени правительство в России и в Западной области . Путем такого сравнения мы легко поймем, почему со стороны славян нельзя ожидать движения, подобного тому, которое создало федерацию из немецких королевств и республик, пока политика подозрения и постоянных репрессий не сменится политикой доброго согласия, основанной на взаимном признании прав на личное и на национальное существование» [8, с. 226].

Я.Г. Емельянов выделил, на наш взгляд, очень важный аспект государственноправовых отношений западных губерний и России - их значение для внешней безопасности империи [9, с 311-312] В этой связи автор писал: «Польские провинции расположены у границ трех великих держав Два германских государства, опираясь на господствующие классы и нации, стремятся со стихийной силой на восток и стремление это по мере экономического и политического роста Германии и Австрии идет все более быстрым темпом Германизация польских провинций Пруссии, настойчивые попытки распространить свое влияние на балканские государства, подчинение Турции своему политическому гипнозу и извлечение из этого международных и экономических выгод . Но на этом пути сильнейшим препятствием для Германии и Австрии является Россия . Польские провинции трех государств в силу своего географического положения становятся неизбежно при столкновениях ближайшим объектом и ареной борьбы враждующих держав . Поэтому позиция, которую займет польское население в этой борьбе, окажет

влияние на ход, следовательно, в известной мере на исход войны Также и в мирное время доброжелательное или недоброжелательное отношение населения окраины к государству справедливо учитывается как фактор, укрепляющий или ослабляющий государственный организм Наконец, к польским провинциям того государства, которое обеспечит поляков наилучшими политическими, материальными и моральными условиями жизни, будут тяготеть зарубежные польские земли»

А .А. Жилин писал: «Кроме уний на равном праве, где оба государства сохраняют суверенитет, в старой литературе нередко выдвигалось также учение об унии на неравном праве, с известным подчинением одного государства другому В новое время большинство ученых высказывается против этого учения . Но отдельные представители его иногда встречаются и теперь, полагая, что примерами уний на неравном праве могут служить: соединения Хорватии с Венгрией, Исландии с Данией, Финляндии с Россией и нек . др . Эти области имели свои местные законодательные органы и управление, значительно обособленное от общего управления государств, в состав которых они входят, тем не менее, государствами не являются, а потому нельзя говорить в отношении их об унии, которая предполагает связь двух независимых государств, а лишь о более или менее широкой местной автономии Правильнее всего в отношении этих образований говорить об автономных областях» [10, с. 164-165].

Дореволюционный этап (середина

XIX в . - 1917 г.) изучения данной проблемы можно, в свою очередь, условно разделить на два периода. Первый (с середины XIX в . до конца 80-х гг. ) характеризовался появлением интереса к вопросу организации государственной власти и правового статуса как Финляндии, так и Польши, проводимым там преобразованиям и в особенности реформам в Царстве Польском, а также к деятельности там Н А Милютина

Представляет интерес обзор управления Царства Польского, составленный в Министерстве внутренних дел, где содержатся сведения о существовавшем до рассматриваемого периода административном устройстве Царства [11]

Однако широкое внимание публицистов, а затем историков и юристов к теме управления такими национальными окраинами, как Польша и особенно Финляндия, возникло в связи с ужесточением правительственного курса в отношении национальных районов лишь в конце 80-х - начале 90-х гг

XIX в. При этом в литературе можно выделить два основных направления Одно - либеральное, направленное против политики русификации данных национальных территорий, другое - проправительственное, которое поддерживало унификаторский курс центральной власти по отношению к этим окраинам Здесь следует отметить, что значительная часть исследований непосредственно была посвящена концу XIX - н .

XX вв . Однако, обосновывая свои позиции по затронутым вопросам, большинство авторов обращалось к рассматриваемому нами или более раннему периоду.

Первое направление было представлено русскими учеными Н.И. Лазаревским, М М Ковалевским, В Д Спасовичем, А Л Погодиным, Н И Кареевым, А А Корниловым, а также польскими публицистами и учеными В Студеницким, Э Пильцем Существенной особенностью этих работ является то, что они, за редким исключением, рассматривают лишь одну из двух окраин, как правило, не анализируют всю административную политику российского правительства и стремятся, по возможности, уйти от обобщений и конкретных выводов. Предметом исследования авторов данного направления выступает, прежде всего, определение государственноправового статуса Царства Польского, развитие и история вопроса, а также общий ход правительственной политики в отношении этих территорий.

В целом, большинство правоведов сходились во мнении, что в отношении правового статуса Царства Польского категории союзного государства и реальной унии неприменимы Статус национальной окраины в составе Российской империи, не взирая на порой существенные отличия в положении той или иной присоединенной территории, исходил из базового принципа единства и неделимости

Список литературы

1. Нольде Б . Э . Очерки русского государственного права / Бар. Б . Э . Нольде, проф. С . -Петерб. политехн . ин-та имп . Петра Великого . - Санкт-Петербург: тип . «Правда», 1911 - 554 с

2. Коркунов Н.М . Русское государственное право Т 1 : Введение и общая часть / Н. М . Коркунов . - 7-е изд. , без перемен ; под ред . и с доп . приват-доц. С . -Пет. ун-та З . Д. Ава-лова, М Б Горенберга, К Н Соколова - Спб : Тип . М . М . Стасюлевича, 1909. - 623 с.

3. Алексеев А.С. Русское государственное право . Конспект лекций / А.С. Алексеев . - 3-е изд - М , 1895 - 298 с

4. Нольде Б. Э. Попытка кодификации литовско-польского права // Нольде А Э Очерки по истории кодификации местных гражданских законов при графе Сперанском . XI. СПб ., 1906. - 178 с.

5. Полное собрание законов Российской Империи повелением государя императора Николая Павловича составленное Собрание второе. - Том VII . 1832. - СПб., 1833. - 1414 с.

6. Студницкий В. Польша в политическом отношении от разделов до наших дней / В Студницкий - СПб , 1908 - 198 с

7 Сергеевский Н Д Конституционная Хартия 1815 года и некоторые другие акты бывшего Царства Польского 1815-1881 / Н. Д . Сергеевский. - СПб. , 1907. - 178 с.

8. Ковалевский М. М. Очерки по истории политических учреждений России / Максим Ковалевский пер с разрешения авт. , А. Баумштейна, под ред . Е . Смирно-

ва. - Санкт-Петербург : Изд . Н. Глаголева, 19 08. - 242 с.

9. Емельянов Я.Г. К предстоящему государственно-правовому устройству Польши / Я.Г. Емельянов // Юридический вестник. - 1914. - № VП-VШ . - С. 310-327.

10 . Жилин А.А. Учебник государственного права: пособие к лекциям / А А Жилин -Петроград, 1916. - 236 с.

11 Краткий обзор управления Царства Польского - Б м , б г

УДК З42 1З2 2 (470 8)

Камилова Д.В.* РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ: ЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ИЛИ ДЕЦЕНТРАЛИЗОВАННАЯ ФЕДЕРАЦИЯ**

Камилова Д.В. Российская Федерация: централизованная или децентрализованная федерация. - Статья

В статье исследуется одна из наиболее сложных проблем Российского федерализма - проблема разграничения предметов ведения и полномочий между разными уровнями публичной власти, а именно - между Федерацией и субъектами РФ. - Статья .

Ключевые слова: предметы ведения, полномочия, федерация, механизм разграничения полномочий, конституция

Kamilova D.V. The Russian Federation: centralized or decentralized Federation. - Article .

This article examines one of the most complicated problems of Russian federalism - the problem of differentiation of jurisdiction areas and powers among different levels of public authorities, namely between the Federation and its subjects.

Keywords: areas of jurisdiction, powers, federation, mechanism of powers differentiation, constitution.

Камілова Д.В. Російська Федерація: централізована або децентралізована федерація. -

Стаття

У статті досліджується одна з найбільш складних проблем Російського федералізму - проблема розмежування предметів ведення й повноважень між різними рівнями публічної влади, а саме -між Федерацією й суб'єктами РФ

Ключові слова: предмети ведення, повноваження, федерація, механізм розмежування повноважень, конституція .

Основным предназначением феде- климатическое многообразие России в

рализма как формы территориально- условиях федеративного государства пред-

государственного устройства является полагает поиск наиболее оптимальной

обеспечение эффективности осуществле- модели территориальной организации

ния функций государства, стремление по- публичной власти Осуществлению этой

строить максимально приближенную к задачи призван служить институт разгра-

населению и ответственную перед ним ничения предметов ведения и полномочий

систему управления Экономическое, на- между Российской Федерацией и субъек-

циональное, территориальное, природно- тами Российской Федерации, являющийся

* Камилова Джума Валиевна - доцент кафедры конституционного и муниципального права юридического факультета Дагестанского государственного университета, кандидат юридических наук, г. Махачкала, Республика Дагестан, РФ.

** Исследование выполнено в рамках программы стратегического развития ФГБОУ ВПО «Дагестанский государственный университет», проект «Грант для физических лиц на поддержку научных исследований аспирантов и молодых научно-педагогических работников» .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.