Научная статья на тему 'Правовой статус судьи в Республике Казахстан'

Правовой статус судьи в Республике Казахстан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1799
156
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУДЬЯ / СУД / СУДЕЙСКИЙ КОРПУС / СУДЕБНАЯ РЕФОРМА / СУДОПРОИЗВОДСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Акимбекова Саида Аминовна

Независимая судебная система это один из основных факторов успеш-ного продвижения и развития экономики государства, демократии. Гарантом исполнения закона может быть только независимое правосудие, которое формирует уважение к за-кону и вносит свой вклад в общую социальную стабильность. А для того, чтобы добиться объективного правосудия необходимо создать условия для предотвращения негативных явлений в судейской среде.Для укрепления независимости судов важное значение имеет повышение требований к профессиональному и нравственно-этическому облику судей. К судье должны предъяв-ляться наиболее высокие требования, чем к любому другому государственному служаще-му. В судейском корпусе должны работать высококвалифицированные юристы, люди глу-боко образованные и честные. Надо решительно избавляться от тех, чьи квалификация, грамотность и поведение вызывают сомнения. Для построения правового государства не-обходимо развитие сильной и независимой судебной власти.Глава нашего государства особо подчеркивал, что важнейшее значение в построении правого и демократического государства, к которому стремится Казахстан, принадле-жит суду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус судьи в Республике Казахстан»

УДК 347.962.23

ПРАВОВОЙ СТАТУС СУДЬИ В РЕСПУБЛИКЕ КАЗАХСТАН

Акимбекова Саида Аминовна

Академический профессор Высшей школы права «Эдшет» Каспийского университета,

д.ю.н., г. Алматы, Республика Казахстан; e-mail: [email protected]

Ключевые слова: судья; суд; судейский корпус; судебная реформа; судопроизводство.

Аннотация. Независимая судебная система - это один из основных факторов успешного продвижения и развития экономики государства, демократии. Гарантом исполнения закона может быть только независимое правосудие, которое формирует уважение к закону и вносит свой вклад в общую социальную стабильность. А для того, чтобы добиться объективного правосудия необходимо создать условия для предотвращения негативных явлений в судейской среде.

Для укрепления независимости судов важное значение имеет повышение требований к профессиональному и нравственно-этическому облику судей. К судье должны предъявляться наиболее высокие требования, чем к любому другому государственному служащему. В судейском корпусе должны работать высококвалифицированные юристы, люди глубоко образованные и честные. Надо решительно избавляться от тех, чьи квалификация, грамотность и поведение вызывают сомнения. Для построения правового государства необходимо развитие сильной и независимой судебной власти.

Глава нашего государства особо подчеркивал, что важнейшее значение в построении правого и демократического государства, к которому стремится Казахстан, принадлежит суду.

КАЗАХСТАН РЕСПУБЛИКАСЫНДАГЫ СУДЬЯНЬЩ

цуцьщтьщ мэртебео

Эюмбекова Саида Амин^ызы

Каспий университеттщ «Эдшет» Жогары мектебШц академиялъщ профессоры,

з.г.д., Алматы ц., Казацстан Республикасы, e-mail: [email protected]

ТYйiн свздер: судья; сот; сот ЖYйесi; сот реформасы; сот шн жургизу.

Аннотация. Тэуелсиз сот ЖYйесi - бул мемлекеттик экономиканыц табысты Ыгерыету жэне дамыту негiзгi факторлардыц бiрi, демократия болып табылады. цуцыц цоргау кепш гана зацга деген цурмет цалыптастырады жэне жалпы элеуметтик турацтылыгына ыцпал етедi тэуелсиз сот терелтн, болуы мYмкiн. Ал эдшет мацсатца жету Yшiн, ол сот ортада терис цубылыстарды болдырмау Yшiн жагдай жасау цажет.

Мацызды сот тэуелЫздтн ныгайтуга судьялардыц кэсиби жэне моральдыц-этикалыц бейнесгне цойылатын талаптарды ести. Судья кез келген басца мемлекеттик цызметшшц астам талапшыл экелди тиис. Сот жогары бшкти зацгерлер жумыс истеуи тиис, адам терец бшмди жэне адал болып табылады. Биз батыл бшктшт, сауаттылыц жэне минез-цулыц ^мэнди болып сол цутылу керек. зацныц Yстемдiгi салу Yшiн ^шти жэне тэуелсиз сот ЖYйесiнiц дамуы болуы керек.

Мемлекет биздиц басшысы, атап айтцанда, цуцыц жэне Казацстан сотца тиесш умтылады демократиялыцмемлекет, цурылыс барыншамацыздылыгы, депатап керсетти.

LEGAL STATUS OF THE JUDGE IN THE REPUBLIC OF KAZAKHSTAN

Akimbekova Saida Aminovna

Academic Professor of the Graduate School of Law «Adilet» of the Caspian University,

Doctor of Laws., Almaty, Republic of Kazakhstan; e-mail: [email protected]

Keywords: judge; court; judicial body; judicial reform; legal proceedings.

Abstract. An independent judiciary is one of the main factors in the successful promotion and development of the state economy, democracy. The guarantee of the implementation of the law can only be independent justice, which forms respect for the law and contributes to overall

social stability. And in order to achieve an objective justice, it is necessary to create conditions for preventing negative phenomena in the judiciary.

To strengthen the independence of courts, it is important to increase the requirements for professional and ethical and moral appearance of judges. The judge must be given the highest demands, than to any other civil servant. In the judiciary should work highly qualified lawyers, people are deeply educated and honest. We must resolutely get rid of those whose qualifications, literacy and behavior cause doubts. To build a rule-of-law state, it is necessary to develop a strong and independent judiciary.

The head of our state especially stressed that the court belongs to the most important role in building a right and democratic state, to which Kazakhstan aspires.

Стратегия «Казахстан-2050» о судебной системе

Стратегия «Казахстан-2050»: Новый политический курс состоявшегося государства» в качестве основных стратегических задач рассматривает дальнейший рост экономики, повышение благосостояния народа, воплощение в жизнь амбициозной задачи по вхождению Республики Казахстан в число тридцати наиболее конкурентоспособных стран мира1. Повышение конкурентоспособности нашей страны - это основная цель, на которую «нанизываются» все другие задачи органов власти, в том числе судебной системы.

На VI съезде судей Республики Казахстан Президент Казахстана Н. Назарбаев отметил, что в XXI веке важнейший критерий развитости наций - это безупречная и эффективная национальная судебная система. Независимый и справедливый суд - стержень деятельности любого государства. Без этого ни в одной стране мира, тем более в самых развитых государствах, не может быть ни благоприятного инвестиционного климата, ни высокого уровня благосостояния граждан, ни успешного развития общества2.

В пятом приоритете Послания народу «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» Глава государства четко указал, что наряду с продолжением реформ, направленных на защиту частной собственности, верховенства права, обеспечение равенства всех перед законом,

гуманизацию административного и уголовного законодательства, необходимо добиться повышения доверия к судебной системе, исключить любое неправомерное влияние на деятельность судей3. На обеспечение реализации данной задачи, несомненно, влияет кадровый вопрос.

Сегодня работа судов построена на реализации двух приоритетных задач - совершенствование отбора судей и модернизация судопроизводства республики.

Правовой статус судей - это особый су-доустройственный институт, обуславливающий правовое положение судьи как государственного деятеля. Правовой статус судьи устанавливается Конституцией Республики Казахстан4, а также Конституционным законом Республики Казахстан «О судебной системе и статусе судей Республики Казах-стан»5, являющимся основополагающим документом, регламентирующим все стороны осуществления судьями своих полномочий, а также гарантии их независимости.

Судьи являются единственными носителями судебной власти в Республике Казахстан. Это важнейшее положение подкреплено провозглашением принципа единства правового статуса всех судей. Согласно ст. 23 Конституционного закона РК «О судебной системе» судьи всех судов Республики Казахстан обладают единым статусом и различаются между собой только полномочиями.

Важнейшая задача судебной реформы -обеспечить становление в Казахстане пол-

1 Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства», г. Астана, 14 декабря 2012 года // «Казахстанская правда» от 15.12.2012 г., № 437-438 (27256-27257); «Егемен К,азацстан» 2012.12.15., № 828-831 (27902).

2 Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на VI съезде судей Республики Казахстан // http://www.akorda.kz.

3 Послание Президента Республики Казахстан от 31 января 2017 года «Третья модернизация Казахстана: глобальная конкурентоспособность» // «Казахстанская правда» от 31.01.2017 г., № 20 (28399); «Егемен Цазакстан» 31.01.2017 ж., № 20 (29001).

4 Конституция Республики Казахстан принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 года //Ведомости Парламента Республики Казахстан, 1996 г., N 4, ст. 217. (далее по тексту Конституция РК).

5 Конституционный закон Республики Казахстан от 25 декабря 2000 года N 132 «О судебной системе и статусе судей Республики Казахстан» // «Ведомости Парламента Республики Казахстан», 2000 г., N 23, ст.410; «Казахстанская правда» от 30 декабря 2000 года N 334-335; «Юридическая газета» от 10 января 2001 года N1. (далее по тексту Конституционный закон РК «О судебной системе»).

ноценной судебной власти, независимой в своей деятельности от кого бы то ни было, ориентированной на правовые ценности, отраженные в международных стандартах в области прав человека. Поэтому основы принципиально нового отношения к личности в судопроизводстве правового, демократического государства должны быть заложены в настоящее время и впредь последовательно осуществляться.

В решении этой непростой задачи значительное место отводится совершенствованию организации и деятельности судебной системы, формированию судейского корпуса, утверждению авторитета судебной власти в Республике Казахстан.

Президент Казахстана Н. Назарбаев в своем выступлении на VII съезде судей отметил, что конечная цель любой настоящей судебной реформы - это независимая и неподкупная судебная власть, где главным является честность и профессионализм судей, справедливость и доступность правосудия6.

Изменение роли суда и судей в ходе судебной реформы необходимо и с точки зрения обеспечения прав человека. В системе обеспечения таких прав во всех странах мира предпочтение отдается судебным органам и процедурам. Согласно ст.2 Международного пакта о гражданских и политических правах, государства - участники пакта обязаны развивать, прежде всего, средства судебной защиты граждан. [1, с. 318]

В настоящее время в Казахстане уделяется большое внимание вопросу судейского корпуса.

В связи с существенными изменениями законодательства о судоустройстве, гражданского процессуального и уголовно-процессуального законодательства Республики Казахстан подверглись серьезному обновлению требования, предъявляемые к судьям, порядок их назначения на должность, процессуальные права и обязанности, основания привлечения к ответственности и гарантии от незаконного привлечения к различным видам ответственности.

Судья в соответствии с пп. 1 ст. 1 Закона РК «О противодействии коррупции»7 и пп. 16 ст. 3 УК РК8 отнесен к категории лиц, занимающих ответственную государственную должность - лицо, занимающее должность, которая установлена Конституцией

Республики Казахстан, конституционными и иными законами Республики Казахстан для непосредственного исполнения функций государства и полномочий государственных органов, в том числе депутат Парламента Республики Казахстан, судья, а равно лицо, занимающее согласно законодательству Республики Казахстан о государственной службе политическую государственную должность либо административную государственную должность корпуса «А».

При этом, в ст.23 Конституционного закона РК «О судебной системе» статус судьи определен как должностное лицо, наделенное в установленном Конституцией Республики Казахстан и настоящим Конституционным законом порядке полномочиями по осуществлению правосудия, выполняющим свои обязанности на постоянной основе и являющимся носителем судебной власти.

Закон РК «О противодействии коррупции» дает следующее толкование должностному лицу - лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, субъектах квазигосударственного сектора, органах местного самоуправления, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан.

Полагаем, что назрела необходимость внесения изменения в статью 23 Конституционного закона РК «О судебной системе» с целью исключения противоречия по определению статуса субъекта коррупционных правонарушений.

Требования, предъявляемые к судьям

Высокое положение и равный правовой статус судей обусловливают в свою очередь и особые требования, предъявляемые к кандидатам на должность судьи.

Судьей районного суда может быть назначен гражданин Республики Казахстан:

1) достигший возраста тридцати лет;

2) имеющий высшее юридическое образование, высокие морально-нравственные качества, безупречную репутацию и, как

6 Выступление Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на VII съезде судей Республики Казахстан // http://www.akorda.kz.

7 Закон Республики Казахстан от 18 ноября 2015 года № 410-VЗРК «О противодействии коррупции» // «Казахстанская правда» от 20.11.2015 г., № 223 (28099); «Егемен Казахстан» 20.11.2015 ж., № 223 (28701); Ведомости Парламента РК 2015 г., № 22-11, ст. 147.

8 Уголовный кодекс Республики Казахстан от 3 июля 2014 года № 226-У ЗРК. // «Казахстанская правда» от 09.07.2014 № 132 (27753); «Егемен К,азацстан» 09.07.2014 ж. № 132 (28356); Ведомости Парламента РК 2014 г., №13-11, ст. 83.

правило, не менее пяти лет стажа работы в качестве секретаря судебного заседания, консультанта (помощника) суда, прокурора, адвоката либо не менее десяти лет стажа работы по юридической профессии;

3) сдавший квалификационный экзамен;

4) прошедший медицинское освидетельствование и подтвердивший отсутствие заболеваний, препятствующих исполнению профессиональных обязанностей судьи;

5) успешно прошедший стажировку в суде и получивший положительное заключение пленарного заседания суда по итогам стажировки;

6) прошедший полиграфологическое исследование.

Судья областного суда помимо этого должен иметь стаж работы по юридической профессии не менее пятнадцати лет, из них стаж работы судьей не менее пяти лет, а также получивший заключение пленарного заседания соответствующего областного суда и поручительство в письменной форме двух судей вышестоящего суда и одного судьи в отставке.

Судья Верховного Суда должен иметь стаж работы по юридической профессии не менее двадцати лет, из них не менее десяти лет стажа работы судьей, в том числе пяти лет стажа работы судьей областного суда, а также получивший положительное заключение пленарного заседания Верховного Суда и письменное поручительство от двух судей вышестоящего суда и одного судьи в отставке.

К судьям предъявляются определенные требования и ограничения:

- неукоснительно соблюдать Конституцию и законы Республики Казахстан, быть верен присяге судьи. Это означает, что суды не вправе применять законы и иные нормативные правовые акты, ущемляющие закрепленные Конституцией права и свободы человека и гражданина. Если при рассмотрении судебных дел, суд установит, что закон или иной нормативный правовой акт ущемляет закрепленные Конституцией Республики Казахстан права и свободы человека и гражданина, суд обязан приостановить производство по делу и обратиться с представлением в Конституционный Совет республики о признании этого акта неконституционным.

- при выполнении своих конституционных обязанностей по отправлению правосудия, а также во внеслужебных отношениях соблюдать требования судейской этики и избегать всего, что могло бы опорочить авторитет, достоинство судьи или вызвать сомнения в его честности, справедливости, объективности и беспристрастности. С учетом специфики правового статуса судьи, его

активной роли в выполнении задач правосудия закон возлагает на него дополнительные обязанности, не присущие другим видам профессии. Так, судья, как при выполнении своих обязанностей, так и во внеслужебных отношениях обязан не позволять своей семье, общественным и иным связям влиять на его деятельность в качестве судьи; не раскрывать или использовать в своих целях конфиденциальную информацию, которою он получил в результате своей должности; проявлять уважение, терпимость и воспитанность в профессиональных и иных отношениях и т.п. (ст. 1, 2, 4 Кодекса судейской этики). Судья должен избегать такого поведения, которое может быть расценено, как стремление угодить руководителям представительных или исполнительных органов, добиться расположения со стороны председателя данного суда или вышестоящих судей. Недопустимо появление судьи в общественном месте в нетрезвом состоянии, неряшливо или вызывающе одетым, посещение им заведений, пользующихся сомнительной репутацией (казино, игорные дома и т.п.), афиширование своих личных связей с руководящими работниками представительных, исполнительных и других органов и т.п. [2].

- противостоять любым проявлениям коррупции и попыткам незаконного вмешательства в деятельность по отправлению правосудия. В Постановлении Пленума Верховного Суда РК № 1 от 14 мая 1998 г. «О некоторых вопросах применения законодательства о судебной власти в Республике Казахстан» указано, что под «вмешательством в деятельность суда следует понимать любые формы воздействия на судью в целях воспрепятствования осуществлению им объективного и беспристрастного правосудия по конкретному делу. К таким видам вмешательства, в частности, могут быть отнесены прямое указание или косвенная просьба со стороны того или иного лица о принятии решения в пользу конкретной стороны судебного процесса, умышленное создание условий, при которых судья вынужден принять определенное решение, и другие подобные действия».

- соблюдать тайну совещания судей. Судья не может не разглашать сведения, полученные при проведении закрытых судебных заседаний. Нахождение в совещательных комнате, кроме рассматривающего дело судьи (судебного состава), иных лиц, в том числе, и участников судебного заседания, законом не допускается, поскольку они могут стеснить судью, оказать на него влияние и т.д. Судья, если дело рассматривалось коллегиально, не вправе разглашать мнения других судей по обсуждаемым в совещательной

комнате вопросам, консультироваться или советоваться (по телефону или иным источникам связи) по рассматриваемому делу, общаться с кем бы то ни было во время нахождения его в совещательной комнате.

- не может быть депутатом (одновременно с судейской работой). Тем самым законодатель устанавливает требование политической нейтральности судьи в целях обеспечения его независимости и беспристрастности. Данное конституционное ограничение обусловлено особенностью правового статуса суда в системе органов государства, специфичностью его функций и рода деятельности. Политический нейтралитет судебной деятельности означает, с одной стороны, запрет отбора кадров по политическим взглядам, а с другой - обязанность судей в рамках своих полномочий быть вне политических пристрастий и убеждений

- не вправе заниматься предпринимательской деятельностью или другой оплачиваемой деятельностью, кроме научной, преподавательской и иной творческой деятельности.

Судьи независимы и подчиняются только Конституции РК и законам. Они никому не подотчетны, а вмешательство в деятельность судей влечет уголовную ответственность.

Принцип независимости судебной власти является одним из краеугольных камней, который лежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно он обеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеи верховенства Закона.

Следует отметить, что высокая социальная ценность принципа независимости судей и подчинения их только закону универсальна и ни в коем случае не ограничивается рамками только одного отдельно взятого государственного образования. Его значение настолько велико, что эта гарантия эффективной защиты прав и свобод граждан стала предметом специального обсуждения в Организации Объединенных Наций. 13 декабря 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальный документ «Основные принципы независимости судебных органов»9, который связывает в неразрывное единство и институционально-организационную независимость или самостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другим государственным и общественным органам, выражающуюся в

формировании самоуправляющейся и обособленной судебной системы или систем, и в запрете иным государственным органам осуществлять судебную деятельность либо вмешиваться в нее (п.п. 1, 3-5, 7 Основных принципов). Такое положение должно обеспечивать независимость судебной власти и ее носителей в сущностном значении этого понятия, т.е. беспристрастность и подчинение во время отправления правосудия только Закону.

Требования и распоряжения судей при осуществлении ими своих полномочий обязательны для исполнения.

Важнейшей гарантией независимости судебной власти является несменяемость судей. Судьи несменяемы, т.е. они не могут быть назначены на другую должность или переведены в другой суд без их согласия. Законодатель, стремясь предоставить судьям наибольшую степень независимости, достаточно широко установил рамки несменяемости. Полномочия судей могут быть прекращены или приостановлены не иначе, как по основаниям, установленным законом [3, с. 77].

Полномочия судьи не ограничены конкретным сроком, кроме случаев, предусмотренных законом, но они могут быть приостановлены или прекращены по основаниям, указанным в законе. Предельный возраст пребывания в должности - 65 лет. В исключительных случаях этот срок может быть продлен не более чем на пять лет Председателем Верховного Суда с согласия Высшего Судебного Совета.

В большинстве передовых демократических стран (Франции, Бельгии, Нидерландах, Великобритании, Швеции, Норвегии, Дании и др.) судьи назначаются, как правило, главой государства. В США выбираются члены судебных органов части штатов (в некоторых штатах судьи назначаются губернатором). Члены высших федеральных судебных органов назначаются президентом. Обычно в этих государствах действует принцип несменяемости судей, т.е. они назначаются пожизненно [4].

Стивен Брайер на Конференции Верховных судов Северной и Южной Америки, проведенной в октябре 1995 года в Вашингтоне, указал, что первоосновой независимости суда в Соединенных Штатах является защита, гарантированная судьям согласно статье III Конституции, которая создает федеральную судебную систему. Статья III предусма-

9 Основные принципы независимости судебных органов. Приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, состоявшимся в Милане с 26 августа по 6 сентября 1985 года, и одобрены резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/32 от 29 ноября 1985 года // http://www. un.org.

тривает, что федеральные судьи «занимают свои должности, пока ведут себя безупречно», и что они «получают за свою службу вознаграждение, которое не может быть уменьшено во время пребывания в должности». Эти нормы гарантируют, что Конгресс или президент не могут непосредственно влиять на исход судопроизводства, угрожая отстранением судей или уменьшением их заработной платы [5].

В Российской Федерации предельный возраст пребывания в должности судьи - 70 лет (ст. 11 Закона РФ от 26.06.1992 г. № 3132 «О статусе судей в Российской Федерации).

Судьи неприкосновенны. Это в основном связанно с особым порядком привлечения их к уголовной и административной ответственности. Следует иметь в виду, что судейская неприкосновенность является не личной привилегией судьи, а средством защиты публичных интересов, прежде всего правосудия.

Судьи имеют право на отставку, т.е. на почетный уход или почетное удаление с должности.

В силу конституционно-правового статуса судей законодатель предъявляет к ним повышенные требования, в том числе с точки зрения соблюдения морально-этических норм [6, с. 3].

Именно от формирования высокопрофессионального судейского корпуса зависит эффективное и справедливое правосудие.

Личные качества судьи

Профессионализм судьи - это не только совокупность знаний, это и нравственные качества личности. Не приходится говорить о судье как о профессионале, если он не обладает такими качествами, как честность, беспристрастность, справедливость и т.п. Таким образом, понятие «профессионализм судьи» должно включать интеллект, культуру и нравственно-психологические качества.

Профессионализм судьи - это системное образование, состоящее из совокупности таких элементов, как интеллект (глубокое знание материального и процессуального права, способность к правовому аналитическому мышлению), культура (правовая, личностная, эстетическая), нравственно-психологические качества (честность, мужество, правдивость и т. д.), которые необходимы судье для полноценного осуществления своих должностных обязанностей [7, с. 12].

Действующее законодательство Респу-

блики Казахстан предусматривает следующие качества, которыми должен обладать судья:

Честность. Принимая присягу, судья торжественно клянется честно и добросовестно исполнять свои обязанности, осуществляя правосудие, быть беспристрастным и справедливым, как велят ему долг судьи. Честность - важнейшее требование нравственности. Она включает правдивость, принципиальность, субъективную убежденность в правоте своего дела, искренность перед другими и перед самим собой в отношении мотивов своего поведения. Поведение судьи при исполнении профессиональных обязанностей должно формировать и поддерживать уверенность общества в честности и неподкупности судьи.

Справедливость. Справедливость - это очень объемная философско-этическая категория, и существует сложность в определении ее нормативно-оценочного характера [8].

А.Г. Диденко считает, что феномен справедливости бесконечно широкий и исторически необозримо глубокий предмет исследования [9, с. 83].

Справедливость - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о должном, связанное с исторически меняющимися представлениями о неотъемлемых правах человека.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

По мнению О.И. Тиунова, правосудие по самой природе может признаваться таковым лишь при условии соответствия требованиям справедливости и обеспечения эффективного восстановления в правах [10, с. 8].

Объективность. Положение ч. 4 ст. 15 ГПК РК10 предусматривает, что суд, сохраняя объективность и беспристрастность, осуществляет руководство процессом, создает необходимые условия для реализации сторонами процессуальных прав на полное и объективное исследование обстоятельств дела. Объективность судебного разбирательства непосредственно связана с личными качествами судьи, как участника судебного процесса. Нормы ГПК РК содержат общее правило о том, что судья не должен быть лично, прямо или косвенно заинтересован в исходе дела. Если имеются иные обстоятельства, вызывающие сомнения в его объективности и беспристрастности, судья подлежит отводу (п. 3 ч. 1 ст. 38 ГПК РК).

Т.Ю. Якимова считает, что проблема «объективности судьи» заслуживает особого теоретического осмысления. Через внутрен-

10Гражданский процессуальный кодекс Республики Казахстан от 31 октября 2015 года № 377-VЗРК// «Казахстанская правда» от 03.11.2015 г., № 210 (28086); «Егемен Цазацстан» 03.11.2015 ж., № 210 (28688); Ведомости Парламента РК 2015 г., № 20-У1, ст. 114.

ние качества судьи происходит формирование судьи как личности. Судья в судебном процессе должен быть объективен. Таким образом, качества личности судьи непосредственно связаны с объективностью судебного разбирательства в целом [11, с. 76].

Беспристрастность. Беспристрастность - качество, суть которого составляет требование непредвзятого и справедливого отношения к каждому субъекту судопроизводства. Она предполагает, что судья при рассмотрении дела субъективно свободен от личных предубеждений или пристрастий в отношении участников процесса.

Действия судьи должны исключать какие-либо обоснованные сомнения, то есть он должен быть объективно бесстрастным. Судья не должен иметь интересов, за исключением одного - правильного применения закона.

Стремление объективно разобраться во всех обстоятельствах дела - условие, обеспечивающее справедливость правосудия [12].

Г. Абдигалиева считает, что к личным качествам, необходимым судье, следует также отнести скромность, рассудительность, знание жизни, эрудицию, высокий уровень культуры, человечность [13].

Эмоциональная стабильность. Судья не должен сопереживать всем сторонам, так как это повлечет за собой принятие неверного решения под действием эмоций.

Профессиональная деятельность судьи требует от него развитых психофизиологических качеств - эмоциональной стабильности (умение владеть сильными эмоциями), длительной работоспособности, «помехоустойчивости» (свойство всех психических явлений в большей или меньшей степени сохранять целесообразную структуру в условиях влияния неблагоприятных деформирующих ее факторов), быстрого ориентирования в ситуации, находчивости, развитых свойств внимания (устойчивости, непере-ключаемости и др.) [14, с. 395].

Толерантность. Профессия судьи требует от человека умения быть терпимым к другому мировоззрению, а также к поведению и образу жизни других людей.

Не случайно одной из главных идеологических опор Глава нашего государства Нурсултан Назарбаев полагает укрепление межнационального мира и стабильности, наличие уникального межконфессионального диалога и согласия представителей разных народов и религий. И основой такого положения вещей является не только историческая преемственность толерантных межнациональных отношений в Казахстане, а целенаправленная и гибкая политика Первого Президента страны, сумевшего в

довольно сложных социально-экономических и политических условиях переходного периода удержать эту достаточно «тонкую сферу» человеческих отношений в твердых руках, не допустив даже мысли о проявлениях сепаратизма, национальной или конфессиональной розни [15].

Справедливое рассмотрение дела достигается путем выполнения при судопроизводстве определенных процессуальных правил. Кроме того, обеспечению права на беспристрастный суд должны способствовать неписаные правила естественной справедливости. Справедливое судебное решение должно выноситься беспристрастным судьей, который ведет процесс с соблюдением требований толерантности [16, с.17].

Построение независимой судебной системы и усиление авторитета суда требует обращения к древним истокам во всех областях культурной и духовной жизни народа. Так, например, судья в Древней Иудеи должен был обладать двумя качествами: хорошо владеть общими науками и разбираться в Торе. Также требовалось знать много языков, чтобы не пользоваться услугами переводчика. Не могли быть назначены в суд скопцы и старики, так как считали, что им не хватает мягкости. Также судьями не могли быть бездетные: считалось, что люди с опытом отцовства были более терпимы и чувствительны [17].

Суд казахских биев строился и основывался на таких фундаментальных принципах, составляющих его незыблемые основы, как неподкупность судьи, справедливость, нравственная ориентация деятельности биев, доступность и публичность бийско-го суда, владение биями ораторским искусством, как средством доказывания и обоснования судебного решения. Важнейшими чертами казахского суда биев были также ориентированность бийского суда на примирение тяжущихся сторон и полное возмещение виновными лицами причиненного их правонарушением материального и морального ущерба. Одна из ярких особенностей суда казахских биев, как известно, состояла в его исключительной духовности: духовное содержание в деятельности биев при рассмотрении судебных споров всегда превалировало над ее иными сторонами. Ведь бии всегда старались придерживаться, прежде всего, моральных установок, сложившихся в казахском обществе [18].

Судье надлежит быть грамотным, мудрым, умным, он должен хорошо понимать силу священного писания, а также хорошо знать все особенности человеческой натуры, чтобы судить справедливо. Судьям надлежит быть в совершенных летах, обладать

сметливостью, быть рассудительными и осмотрительными, дабы по причине непонимания законов кому-нибудь не навредить. Коль скоро ни один ремесленник, не изучив в совершенстве все свое ремесло, не может быть мастером, насколько же больше знаний необходимо судьям в их деле, достойном Бога. Ибо творить суд надлежит Богу, Он - истинный судья, и судьи земные подобны Богу. Поэтому необходимо, чтобы они творили суд Божий беспристрастно, справедливо, дабы не прятать лица перед Богом [19, с. 31].

Обращение к истории показывает, что личные качества судьи остались и в настоящее время незыблемы. Обладание высокой теоретической подготовкой, хорошее знание законодательства, наличие опыта работы, аналитический ум являются важными критериями для судьи. Компетентность и профессионализм - два основных аспекта, играющих большую роль [20, с. 3].

Судья всегда должен помнить, что от профессионального уровня судьи в целом зависит доверие общества к судебной системе.

ЛИТЕРАТУРА

1. Международное право в документах Составитель сборника Н.Т. Блатова. - М., «Юридическая литература», 1982. - 853 с.

2. Сулейменова Г. Правовой статус судей Республики Казахстан // http://online.zakon.kz

3. Баймолдина З.Х. Гражданское процессуальное право Республики Казахстан. Т. 1. Общая часть. Учебник. - Алматы: КазГЮА, 2001. - 416 с.

4. Сейтмустафа Б. По принципу эффективности. Кандидаты в судьи // http://www. zakon.kz.

5. Стивен Брайер. Независимость суда в США //http://usinfo.state.gov.

6. Рахметова С. Основа доверия к правосудию //Юридическая газета 3 октября 2017. - С. 3.

7. Бережко Е.В. Нравственные начала (основы) при рассмотрении уголовного дела судом первой инстанции. Автореф. дисс. ... канд.юрид.наук, Оренбург, 2003. - 19 с.

8. Жаркынбеков М.К. Законность и справедливость при осуществлении правосудия// http://www.zakon.kz.

9. Диденко А.Г. Категория справедливости в частном праве //Гражданское законодательство. Статьи. Комментарии. Практика: Избранное / Под ред. А.Г. Диденко - Алматы: Каспийский университет, 2017. Т У. - 504 с.

10. Тиунов О.И. Конституционный Суд и международно-правовые акты об обеспечении прав человека //Журнал российского права. - М.: Норма, 1997, № 7. - С. 4-9.

11. Якимова Т.Ю. Объективность суда в стадии судебного разбирательства: Дисс. ... канд. юрид. наук, Краснодар, 2004. - 160 с.

12. Бурмаганов К. Беспристрастность судьи - гарантия справедливого приговора // http://prospektsk.kz.

13. Абдигалиева Г. Какими качествами должен обладать судья //http://www.zakon.kz.

14. Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Юридическая психология: учебник для академического бакалавриата. - М.: Издательство Юрайт, 2016. — 461 с.

15. Амребаев А. Казахстанская толерантность: опыт, достижения, перспективы// http://www.zakon.kz.

16. Колоколов Н. Законность, обоснованность и справедливость приговора - неотъемлемые качества любого судебного решения. - 2003. - № 4. - С. 17-20.

17. Еврейский суд в Древней Иудее - Сангедрин //http://www.jewukr.org

18. Айтхожин К. Суд биев в истории казахского народа //http://mysl.kazgazeta.kz

19. Кыпчакско-польская версия Армянского Судебника Мхитара Гоша и Армяно-кып-чакский Процессуальный кодекс. Львов, Каменец-Подольский, 1519-1594 / Составители А.Н. Гаркавец, Г. Сапаргалиев. Подготовка, транскрипция, русский перевод, кыпчакско-русский глоссарий и статья А.Н. Гаркавца. Перевод на казахский язык и кыпчакско-казах-ский глоссарий Г. Сапаргалиева. Латинский текст, перевод на украинский язык и статья М. Капраля. Библиография / Сост. А.Н. Гаркавец, М. Цимбал. - Алматы: Дешт-и-Кыпчак, Баур, 2003. - 792 с.

20. Еньшина И. Высокая степень ответственности // Юридическая газета 6 октября 2017. - С. 3.

REFERENCES

1. International law in documents Compiled by N.T. Blatova. - M., «Juridical Literature», 1982. - 853 p.

2. Suleimenova G. The legal status of judges of the Republic of Kazakhstan // http://online. zakon.kz

3. Baymoldina Z.H. Civil procedural law of the Republic of Kazakhstan. T. 1. The general part. Textbook. - Almaty: KazGYuA, 2001. - 416p.

4. Seitmustafa B. According to the principle of efficiency. Candidates for judges // http://www. zakon.kz.

5. Stephen Brier. The independence of the court in the United States //http://usinfo.state.gov.

6. Rakhmetova S. The basis of trust in justice // The Law Gazette on October 3, 2017. - P. 3.

7. Berezhko E.V. Moral principles (foundations) in the consideration of a criminal case by a court of first instance. Abstract of diss.... Candidate of Economic Sciences, Orenburg, 2003. - 19p.

8. ZharkynbekovM.K. Legality andjustice in the administration of justice //http://www.zakon.kz.

9. Didenko A.G. The category of equity in private law // Civil law. Articles. Comments. Practice: Selected / Ed. A.G. Didenko - Almaty: Caspian University, 2017. V. V. - 504p.

10. Tiunov O.I. Constitutional Court and international legal acts on ensuring human rights // Journal of Russian Law. - Moscow: Norma, 1997, No. 7. - P. 4-9.

11. Yakimova T.Yu. Objectivity of the court in the trial stage: Diss. ... cand. jurid. Sciences, Krasnodar, 2004. - 160 c.

12. Burmaganov K. The impartiality of the judge - a guarantee of a fair verdict // http:// prospektsk.kz.

13. Abdigaliyeva G. What qualities the judge should have // http://www.zakon.kz.

14. Sorokotyagin I.N., Sorokotyagina D.A. Legal psychology: a textbook for academic baccalaureate. - M.: Publishing House Yurayt, 2016. - 461 p.

15. Amrebaev A. Kazakhstan's tolerance: experience, achievements, perspectives // http:// www.zakon.kz.

16. Kolokolov N. The legality, validity andfairness of the verdict are inherent qualities of any judicial decision. - 2003. - No. 4. - P. 17-20.

17. The Jewish Court in Ancient Judea - Sangedrin //http://www.jewukr.org

18. Aitkhozhin K. Court of the biys in the history of the Kazakh people // http://mysl.kazgazeta.kz

19. The Kypchak-Polish version of the Armenian Code of Law Mkhitar Gosh and the Armenian-Kypchak Code of Practice. Lviv, Kamenets-Podolsky, 1519-1594 / Compiled by A.N. Garkavets, G. Sapargaliev. Preparation, transcription, Russian translation, Kypchak-Russian glossary and article by A.N. Garkavets. Translation into the Kazakh language and the Kypchak-Kazakh glossary by G. Sapargaliyev. Latin text, translation into Ukrainian andM. Kapral's article. Bibliography / Comp. A.N. Garkavets, M. Tsymbal. - Almaty: Desht-i-Kypchak, Baur, 2003. - 792 p.

20. Yenshin 1.1. High degree of responsibility // Juridical newspaper October 6, 2017. - P. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.