УДК 347
ПРАВОВОЙ СТАТУС СОВЕТА ДИРЕКТОРОВ (НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА) АКЦИОНЕРНЫХ ОБЩЕСТВ ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
LEGAL STATUS OF BOARD OF DIRECTORS (SUPERVISORY BOARD)
OF JOINT-STOCK COMPANIES BY THE RUSSIAN LEGISLATION
Е. О. ДМИТРИЕВ (E. O. DMITRIEV)
Отражена роль совета директоров (наблюдательного совета) в российских акционерных обществах, определена компетенция деятельности указанного органа, в том числе путём сравнения совета директоров в американской системе права, а также приведена классификация наблюдательных советов акционерных обществ по российскому законодательству.
Ключевые слова: роль совета директоров (наблюдательного совета), компетенция деятельности, пределы ответственности, принципы реализации.
In article the role of board of directors (supervisory board) in the Russian joint-stock societies is reflected, competence of activity of the specified body, including by comparison of council of directors in the American system of the right is defined, and also classification of the supervisory boards of joint-stock companies by the Russian legislation is given.
Key words: role of board of directors (supervisory board), competence of activity, responsibility limits, realization principles.
Не вызывает сомнения, что наиболее важные решения, связанные с деятельностью общества, принимает общее собрание акционеров в пределах своей компетенции, установленной законодательством. Решения, связанные с повседневным руководством текущей деятельностью общества, принимаются исполнительными органами общества.
Однако, как показано в Кодексе корпоративного поведения [1], определение стратегии развития общества и осуществление контроля за деятельностью его исполнительных органов требуют профессиональной квалификации и оперативности. Принятие решений по таким вопросам законодательство передаёт специальному органу общества -совету директоров, который избирается на общем собрании акционеров. В соответствии с законодательством совет директоров осуществляет общее руководство деятельностью общества, имеет широкие полномочия и несёт ответственность за ненадлежащее исполнение своих обязанностей.
© Дмитриев Е. О., 2012
В связи с этим совет директоров (наблюдательный совет) фактически является ключевым органом в системе управления акционерным обществом. Он занимает промежуточное положение между общим собранием акционеров, которое решает самые важные вопросы деятельности, и исполнительным органом, решающим оперативные вопросы деятельности.
В соответствии со ст. 64 Федерального закона «Об акционерных обществах» совет директоров (наблюдательный совет) осуществляет общее руководство деятельностью общества, за исключением решения вопросов, отнесенных к компетенции общего собрания акционеров.
Совет директоров (наблюдательный совет), как правило, создаётся во всех акционерных обществах, однако законом установлено право в акционерном обществе с числом акционеров - владельцев голосующих акций менее пятидесяти предусмотреть в уставе выполнение функций совета директоров
(наблюдательного совета) общим собранием акционеров. В этом случае устав общества должен содержать указание об определённом лице или органе общества, к компетенции которого относится решение вопроса о проведении общего собрания акционеров и об утверждении его повестки дня.
На практике тысячи хозяйствующих акционерных обществ были изначально созданы как открытые акционерные общества. В уставе этих обществ совет директоров утвержден как орган управления с чётко прописанными функциями. На протяжении многих лет советы директоров таких обществ осуществляют свою деятельность, принимая важнейшие для акционерного общества решения. При этом число акционеров этих обществ могло меняться, а могло и с самого начала их деятельности составлять менее 50 акционеров.
На основании ст. 65 Федерального закона «Об акционерных обществах» к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества относятся следующие вопросы.
1) Определение приоритетных направлений деятельности общества.
Определение приоритетных направлений деятельности общества - это важнейший вопрос компетенции совета директоров (наблюдательного совета). Утверждение приоритетных направлений деятельности - это утверждение «производственного плана» и, следовательно, утверждение направлений вложения денежных средств, которые общество будет расходовать в течение определённого периода времени. То есть от этого решения совета зависит судьба отдельных контрактов, подрядчиков, контрагентов и иных лиц, связанных с обществом. Исполнительный орган общества при осуществлении текущей деятельности обязан следовать приоритетным направлениям, утверждённым советом.
Федеральный закон «Об акционерных обществах» относит к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) вопросы, решение которых требует серьёзных профессиональных знаний в области промышленности, экономики и права. То есть закон изначально предполагает, что в состав совета директоров будут избраны лица, обладающие высоким уровнем знаний.
2) Созыв годового и внеочередного общих собраний акционеров, за исключением случаев, предусмотренных п. 8 ст. 55 Федерального закона «Об акционерных обществах»;
Статья 54 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает, что при подготовке к проведению общего собрания акционеров совет директоров (наблюдательный совет) общества определяет место проведения общего собрания акционеров.
Назначение места проведения собрания производится по усмотрению руководящих органов общества - закон не устанавливает на этот счёт обязательных правил. Целесообразно, однако, проводить собрание в месте нахождения органов управления общества. Это даёт определённые технические преимущества в обслуживании общего собрания акционеров.
Необходимо установить, что акционерные общества, зарегистрированные на территории Российской Федерации, могут проводить общие собрания акционеров только в пределах территории России. Из этого правила могут быть сделаны исключения, если акционеры, владеющие в совокупности более чем 75 % голосующих акций общества, являются гражданами иностранного государства, постоянно или преимущественно проживают либо имеют место регистрации вне пределов территории Российской Федерации;
3) Утверждение повестки дня общего собрания акционеров.
По общему правилу решение о проведении общего собрания акционеров принимает совет директоров (наблюдательный совет). Если созыва собрания требуют иные органы или лица, которые могут это делать в соответствии с законом, то решение о проведении всё равно принимает совет директоров (наблюдательный совет). И только в случае, если совет не подчиняется требованиям указанных лиц, собрание акционеров может быть проведено без решения совета;
4) Определение даты составления списка лиц, имеющих право на участие в общем собрании акционеров, и другие вопросы, отнесенные к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества в соответствии с положениями главы VII Федерального закона «Об акционерных обществах» и связанные с подготовкой и проведением общего собрания акционеров.
Федеральным законом «Об акционерных обществах» предусмотрено, что каждая обыкновенная акция предоставляет её владельцу - акционеру одинаковый объём прав. Акционер имеет право участвовать в управлении делами общества, в том числе участвовать в общих собраниях лично или через представителя; избирать и быть избранным на выборные должности в обществе;
5) Увеличение уставного капитала общества путём размещения обществом дополнительных акций в пределах количества и категорий (типов) объявленных акций, если уставом общества в соответствии с положениями Федерального закона «Об акционерных обществах» это отнесено к его компетенции;
6) Размещение обществом облигаций и иных эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах»;
7) Определение цены (денежной оценки) имущества, цены размещения и выкупа эмиссионных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах»;
8) Приобретение размещенных обществом акций, облигаций и иных ценных бумаг в случаях, предусмотренных Федеральным законом «Об акционерных обществах».
Согласно п. 1 ст. 72 Федерального закона «Об акционерных обществах» общество вправе приобрести размещенные акции, если общим собранием акционеров принято решение об уменьшении уставного капитала. Уставом общества может быть предусмотрено, что приобретение акций возможно на основании решения общего собрания акционеров или совета директоров.
Общество также имеет преимущественное право покупки акций при условии отказа от покупки других акционеров;
9) Образование исполнительного органа общества и досрочное прекращение его полномочий, если уставом общества это отнесено к его компетенции;
10) Рекомендации по размеру выплачиваемых членам ревизионной комиссии (ревизору) общества вознаграждений и компенсаций и определение размера оплаты услуг аудитора;
11) Рекомендации по размеру дивиденда по акциям и порядку его выплаты;
12) Использование резервного фонда и иных фондов общества;
13) Утверждение внутренних документов общества, за исключением внутренних документов, утверждение которых отнесено Федеральным законом «Об акционерных обществах» к компетенции общего собрания акционеров, а также иных внутренних документов общества, утверждение которых отнесено уставом общества к компетенции исполнительных органов общества;
14) Создание филиалов и открытие представительств общества;
15) Одобрение крупных сделок в случаях, предусмотренных главой X Федерального закона «Об акционерных обществах»;
16) Одобрение сделок, предусмотренных главой XI Федерального закона «Об акционерных обществах»;
17) Утверждение регистратора общества и условий договора с ним, а также расторжение договора с ним.
Статья 44 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает, что держателем реестра акционеров общества может быть это общество или профессиональный участник рынка ценных бумаг, осуществляющий деятельность по ведению реестра владельцев именных ценных бумаг (далее - регистратор). В обществе с числом акционеров более 50 держателем реестра акционеров общества должен быть регистратор;
18) Иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах» и уставом общества.
Важнейшим является и норма закона, которая устанавливает, что совет директоров (наблюдательный совет) может рассматривать помимо вопросов, определённых ст. 65 и иные вопросы, предусмотренные Федеральным законом «Об акционерных обществах» и уставом общества.
Данная норма предоставляет совету директоров (наблюдательному совету) возможность рассматривать любой вопрос, не отнесённый к компетенции общего собрания акционеров, если данный вопрос передан на рассмотрение совету уставом общества. При утверждении устава акционеры могут самым существенным образом усилить позиции совета директоров (наблюдательного совета) путём отнесения к его компетенции многих
серьёзнейших вопросов деятельности общества, которые не указаны в Федеральном законе «Об акционерных обществах».
Вопросы, отнесённые к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, не могут быть переданы на решение исполнительному органу общества.
Как отмечает В. В. Залесский, акционерное законодательство иностранных государств не даёт детализированного определения функций совета директоров (наблюдательного совета). Так, Акционерный закон ФРГ, определяя задачи наблюдательного совета, лишь указывает, что «он обязан наблюдать за ведением дел общества» [2].
В США действует несколько иной принцип, определяющий компетенцию совета. О. Н. Сыродоева указывает, что «законы практически всех штатов США содержат положение о том, что все полномочия корпорации осуществляются советом директоров либо под его руководством и вся деятельность корпорации осуществляется под руководством совета директоров, компетенция которого может быть ограничена в уставе». Законодательство США не содержит обширной детализации вопросов, отнесённых к компетенции совета директоров. Но, как указывает автор, «обычно совет директоров имеет следующие права [3]:
• определять основную политику корпорации в области производства, установления цены на выпускаемую продукцию, обеспечения производства сырьем, найма рабочей силы;
• решать вопрос о выплате дивидендов и определять способы финансирования;
• нанимать, контролировать и смещать должностных лиц;
• делегировать свои полномочия создаваемым комитетам;
• принимать внутренние документы общества;
• обязательно рассматривать чрезвычайные вопросы (ликвидация, реорганизация и т. д.), прежде чем эти вопросы рассмотрит собрание акционеров».
Таким образом, компетенция совета директоров акционерного общества в США чрезвычайно широка. Совет директоров в американской системе права во многом выполняет функции, которые в российском за-
конодательстве выполняет и совет директоров (наблюдательный совет), и исполнительный орган. Естественно, при такой компетенции есть все основания говорить о том, что совет директоров является главным органом управления в американском акционерном обществе, что и делают многие исследователи.
Компетенция совета директоров несколько иначе представлена в Кодексе корпоративного поведения, где упор сделан именно на практической финансовой деятельности совета директоров.
1.1. Совет директоров определяет стратегию развития общества и принимает годовой финансово-хозяйственный план.
Законодательство возлагает на совет директоров обязанность определять приоритетные направления развития общества. Определяя такие направления, совет директоров устанавливает основные ориентиры деятельности общества на долгосрочную перспективу. В то же время эффективное следование утверждённым приоритетным направлениям возможно лишь при условии их объективной оценки с учётом рыночной ситуации, финансового состояния общества и других факторов, оказывающих влияние на финансовохозяйственную деятельность общества.
Такую оценку целесообразно проводить ежегодно в форме утверждения советом директоров по представлению исполнительных органов финансово-хозяйственного плана (бюджета) - документа общества, в котором должны быть отражены планируемые на год расходы по каждому из направлений деятельности общества, а также средства общества на покрытие этих расходов. В рамках данного документа, в частности, должны найти отражение план производства, план маркетинговой деятельности, бизнес-план инвестиционных проектов, осуществляемых обществом. При этом степень детальности финансово-хозяйственного плана должна позволять исполнительным органам общества в рамках данного плана проявлять инициативу при осуществлении руководства текущей деятельностью общества.
На практике общества в ряде случаев составляют несколько документов, содержащих финансовые показатели планирования своей деятельности. Однако в целях удобства
использования и надлежащего контроля за исполнением плана рекомендуется, чтобы совет директоров утверждал единый документ, содержащий планируемые финансовоэкономические показатели за год, вносил в него по мере необходимости изменения и дополнения в течение года. Это не препятствует обществу составлять отдельные документы планирования различных направлений своей деятельности (маркетинг, инвестиции), которые должны соответствовать финансовохозяйственному плану, принимаемому и дополняемому советом директоров.
1.2. Совет директоров обеспечивает эффективный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
1) Эффективная система контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества обеспечивает точное исполнение его финансово-хозяйственного плана, правильность ведения бухгалтерского учёта, достоверность используемой в обществе финансовой информации. Поэтому уставом общества к компетенции совета директоров рекомендуется отнести утверждение процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.
Данные процедуры должны создаваться с учётом требований Федерального закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём» [4].
2) Риски, с которыми сталкивается общество при осуществлении своей деятельности, в конечном итоге вынуждены принимать на себя акционеры. Поэтому важной функцией совета директоров, отвечающего за обеспечение прав акционеров, является контроль за созданием системы управления рисками, которая позволила бы оценить риски, с которыми сталкивается общество в процессе осуществления своей деятельности, и минимизировать негативные последствия таких рисков.
Эффективный внутренний контроль позволяет регулярно выявлять и оценивать существенные риски, которые могут оказать отрицательное влияние на достижение целей общества. Данная оценка должна охватывать все риски, принимаемые на себя обществом, - кредитный риск, страховой риск, риск введения валютных ограничений, рыночный
риск, процентный риск, риск ликвидности, правовой риск, риски, связанные с проведением операций с векселями и другими аналогичными платежными инструментами.
При этом общества, занимающиеся банковской, инвестиционной или страховой деятельностью, должны следовать требованиям по управлению рисками, установленным органами, регулирующими данные сферы деятельности.
В этой связи к компетенции совета директоров рекомендуется отнести утверждение внутренних процедур общества по управлению рисками, обеспечение соблюдения, анализ эффективности и совершенствование таких процедур. При этом данные процедуры должны предусматривать своевременное уведомление совета директоров о существенных недостатках в системе управления рисками.
При утверждении процедур по управлению рисками совету директоров необходимо стремиться к достижению оптимального баланса между риском и доходностью для общества в целом при соблюдении норм законодательства и положений устава общества, а также к выработке адекватных стимулов для деятельности исполнительных органов общества, его структурных подразделений и отдельных работников. Общества, как правило, не должны участвовать в операциях и заключать сделки, связанные с повышенным риском потери капитала и инвестиций.
1.3. Совет директоров обеспечивает реализацию и защиту прав акционеров, а также содействует разрешению корпоративных конфликтов.
1) Одной из важнейших функций совета директоров является обеспечение соблюдения существующих в обществе процедур, в рамках которых осуществляется реализация прав акционеров. В целях осуществления этой функции к компетенции совета директоров рекомендуется отнести назначение должностного лица, которое отвечает за соблюдение указанных процедур, - корпоративного секретаря общества (далее - секретарь общества).
2) Совету директоров рекомендуется принимать все необходимые меры для предотвращения и урегулирования корпоративных конфликтов, возникающих между ак-
ционерами и органами и должностными лицами общества.
1.4. Совет директоров обеспечивает эффективную деятельность исполнительных органов общества, в том числе посредством осуществления контроля за их деятельностью.
1) Законодательство устанавливает подотчётность исполнительных органов акционерам и совету директоров общества. Однако акционеры могут получить отчёт о деятельности исполнительных органов общества, как правило, только на годовом общем собрании, а этого недостаточно для эффективного контроля за их деятельностью. Поэтому основную роль в обеспечении контроля за деятельностью исполнительных органов призван играть совет директоров. Такой контроль должен предполагать возможность для совета директоров приостановить полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), назначаемого общим собранием акционеров. Указанные полномочия совета директоров должны быть предусмотрены уставом общества.
Совету директоров рекомендуется приостанавливать полномочия генерального директора (управляющей организации, управляющего), в частности, если выявлены нарушения в исполнении данным лицом своих обязанностей. Таким образом, если исполнительные органы общества назначаются общим собранием акционеров, рекомендуется в уставе общества отнести к компетенции совета директоров вопрос о приостановлении полномочий генерального директора (управляющей организации, управляющего), а также сроки и основания приостановления полномочий такого лица.
2) Эффективность деятельности исполнительных органов общества в значительной степени зависит от квалификации высших должностных лиц. Поэтому в обществе необходимо создавать условия для привлечения к управлению обществом высококвалифицированных специалистов. Одним из таких условий является установление в уставе общества дополнительных, не предусмотренных законодательством требований к кандидатам на должности генерального директора (управляющей организации, управляющего), членов правления и руководителей основных структурных подразделений, а
также к их вознаграждению. Принимая во внимание, что обеспечение эффективной деятельности общества относится к функциям совета директоров, определение таких требований к квалификации и размеру вознаграждения целесообразно отнести к компетенции совета директоров.
3) Законодательство не предусматривает, кем определяются условия договора с генеральным директором (управляющей организацией, управляющим) и членами правления общества, в том числе размер их вознаграждения. Этот вопрос не относится к компетенции общего собрания акционеров и, очевидно, не может быть передан на усмотрение самих исполнительных органов. Поэтому в уставе общества рекомендуется прямо предусмотреть, что утверждение условий таких договоров, включая условия о вознаграждении и иных выплатах, относится к компетенции совета директоров.
Поскольку членами совета директоров могут быть члены правления общества, для исключения конфликта интересов таким членам совета директоров рекомендуется воздерживаться от участия в голосовании при утверждении условий договоров с генеральным директором и членами правления. Голоса исполнительных директоров рекомендуется учитывать при определении кворума заседания совета директоров. Однако при утверждении условий договоров с генеральным директором (управляющей организацией, управляющим) и членами правления голоса таких членов совета директоров учитывать не следует.
4) Компетенция совета директоров должна быть чётко определена в уставе общества в соответствии с его задачами.
Законодательство оставляет возможность отнесения к компетенции совета директоров дополнительных вопросов, помимо предусмотренных законодательством. Эти вопросы должны быть определены в связи с его функциями таким образом, чтобы исключить неясность в разграничении компетенции совета директоров, исполнительных органов и общего собрания акционеров.
Примечательно, что и те полномочия совета директоров, которые указаны в Федеральном законе «Об акционерных обществах», и те, которые установлены в Кодексе корпоративного управления, классифициро-
ваны в литературе по определённым основаниям. Так, В. В. Долинская предлагает следующую классификацию [5].
1. По характеру вопросов:
а) организационные (например, п. 2, 3,
4, 9 и др. ст. 65);
б) имущественные (например, п. 5, 6, 7, 8 и др. ст. 65);
в) смешанные (например, п. 14 ст. 65).
2. По степени участия совета директоров в их решении:
а) исключительной компетенции;
б) делегированные совету директоров общим собранием акционеров;
в) решение по которым принимаются с учётом мнения других органов общества или другими органами общества (например, п. 10, 11 ст. 65).
Состав совета директоров должен обеспечивать наиболее эффективное осуществление функций, возложенных на совет директоров.
Прежде всего, совет директоров должен пользоваться доверием акционеров, в противном случае он не сможет эффективно выполнять свои функции [6].
Личностные качества члена совета директоров и его репутация не должны вызывать сомнений в том, что он будет действовать в интересах общества, поэтому на должность члена совета директоров рекомендуется выбирать лицо, имеющее безупречную репутацию. При этом совершение лицом преступления в сфере экономической деятельности или против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления, а также административного правонарушения, прежде всего в области предпринимательской деятельности, в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, является одним из факторов, отрицательным образом влияющих на его репутацию.
Основанием сомневаться в том, что член совета директоров будет действовать в интересах общества, является наличие у него конфликта интересов. В частности, не рекомендуется избирать в совет директоров лицо, являющееся участником, генеральным директором (управляющим), членом органа управления или работником юридического лица, конкурирующего с обществом.
В Федеральном законе «Об акционерных обществах» отсутствуют требования к кандидатам в члены совета директоров, однако Кодекс корпоративного поведения выделяет ряд требований к данным лицам: безупречная репутация; отсутствие судимости; наличие знаний, навыков и опыта, необходимых для принятия решений, обычно относящихся к компетенции совета директоров, и требуемых для эффективного осуществления функций совета директоров определённого акционерного общества. Кроме того, кандидат в члены совета директоров не должен быть участником, генеральным директором (управляющим), членом органа управления или работником юридического лица, конкурирующего с обществом, что позволит избежать конфликта интересов.
Действительно, для того чтобы совет директоров надлежащим образом выполнял свои обязанности и вносил реальный вклад в управление обществом, члены совета директоров должны обладать знаниями, навыками и опытом, необходимыми для принятия решений, обычно относящихся к компетенции совета директоров, и требуемыми для эффективного осуществления функций совета директоров определённого общества. В этой связи в уставе общества рекомендуется закрепить конкретные требования к членам совета директоров.
Ранее действовавшее Положение об акционерных обществах [7] предусматривало, что это могут быть только акционеры или представители акционеров, имеющие определённое в уставе число акций. Такая норма имела смысл с точки зрения обеспечения личной заинтересованности директоров в результате деятельности общества, но могла идти в ущерб их квалификации.
Законодательные требования к членам совета директоров в литературе подразделяются на различные группы [8].
Первая группа - это общие положения гражданского законодательства к субъектам правоотношений. Хотя в ГК РФ специальных требований к членам совета директоров не устанавливается, они должны обладать полной дееспособностью.
Вторая группа ограничений содержится в самом Федеральном законе «Об акционерных обществах». Установлено, что члены
коллегиального исполнительного органа не могут составлять более 1/4 от состава совета директоров общества.
Долгое время оставался дискуссионным вопрос о том, может ли входить в состав совета директоров юридическое лицо. В литературе поэтому высказывались прямо противоположные точки зрения. Одни авторы в принципе допускали такую возможность [9]. Однако свою позицию они, как правило, не аргументировали, ссылаясь как раз на отсутствие прямого запрета в действовавшем Законе об АО.
Другие исследователи категорично выступали против такой позиции [10]. Однако в настоящее время в действующей редакции Федерального закона «Об акционерных обществах» указано, что членом совета директоров (наблюдательного совета) может быть только физическое лицо.
Требования, которые предъявляются членам совета директоров, устанавливаются также в законах, посвящённых специальным видам акционерных обществ.
Имеются также особенности при формировании совета директоров акционерного инвестиционного фонда. Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» [11] предъявляет достаточно строгие требования к лицам, входящим в состав совета директоров таких фондов (п. 1 ст. 8). Предъявление подобных требований в данном случае объясняется тем, что акционерный инвестиционный фонд - это открытое акционерное общество, которое привлекает денежные средства для инвестирования в ценные бумаги и иные объекты. Законодатель же, помня о различного рода финансовых пирамидах середины 90-х гг. прошлого века, в которых сгорели миллиарды рублей населения, стремится таким способом предотвратить их появление в будущем.
Третья группа ограничений устанавливается законодательством о прохождении службы в государственных органах, органах местного самоуправления и правоохранительных органах.
В качестве примера возможно привести норму подп. 1 п. 1 ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [12], согласно которой государственному служащему запрещено участвовать на платной основе в деятельно-
сти органа управления коммерческой организации, за исключением случаев, установленных Федеральным законом. Исключения, в частности, могут быть установлены законодательством о приватизации.
Следует отметить, что определённые требования к кандидатам в члены совета директоров могут содержаться в уставе и внутренних документах общества. В уставе и внутренних документах общества можно рекомендовать включать следующие требования к членам совета директоров.
Во-первых, наличие юридического, экономического или иного образования. Та или иная квалификация может быть обусловлена сферой деятельности общества.
Во-вторых, наличие опыта работы лица в сфере деятельности общества.
В-третьих, отсутствие судимости за экономические преступления и др. Подобные требования будут, как мы считаем, способствовать привлечению к руководству обществом действительных профессионалов.
Кроме того, во внутренних документах общества можно учесть предложения, которые содержатся в проекте Кодекса корпоративного управления. В нём, в частности, предусматривается введение следующих ограничений для членов совета директоров. Член совета директоров не вправе принимать участие в уставных (складочных) капиталах юридических лиц, конкурирующих с данным обществом, если иное предусмотрено уставом. Также предлагается, чтобы совмещение членами совета директоров должностей в органах управления других организаций допускалось только с согласия совета директоров.
Численный состав совета директоров каждого общества зависит от множества разных факторов. Но, в первую очередь, при определении числа членов совета директоров обществу следует исходить из того, чтобы количество членов позволяло совету директоров наладить плодотворную, конструктивную дискуссию, принимать быстрые и взвешенные решения, а также организовать эффективную деятельность комитетов совета директоров.
При этом п. 3 ст. 66 Федерального закона «Об акционерных обществах» устанавливает, что количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества
определяется уставом общества или решением общего собрания акционеров, но не может быть менее чем пять членов.
Для общества с числом акционеров -владельцев голосующих акций общества более одной тысячи количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) общества не может быть менее семи членов, а для общества с числом акционеров - владельцев голосующих акций общества более десяти тысяч - менее девяти членов.
Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества определяется уставом или решением общего собрания акционеров. Федеральный закон «Об акционерных обществах» устанавливает лишь минимальное число членов совета директоров - не менее пяти.
Для открытого акционерного общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных и иных голосующих акций акционерного общества более тысячи количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) акционерного общества не может быть менее семи членов, а для акционерного общества с числом акционеров - владельцев обыкновенных и иных голосующих акций акционерного общества более десяти тысяч -менее девяти членов.
Имеются особенности при определении количественного состава в акционерных обществах, часть акций которых принадлежит государству: в том случае, если представители государства являются членами совета директоров, они входят в его количественный состав. Однако их места не учитываются при выборах членов совета директоров.
1. Распоряжение ФКЦБ РФ от 4 апреля 2002 г. № 421/р «О рекомендации к применению Кодекса корпоративного поведения» // Вестник ФКЦБ России. - 2002. - № 4.
2. Комментарий к Федеральному закону «Об акционерных обществах» (постатейный). -3-е изд., перераб. и доп. / под ред. Г. С. Шап-киной. - М. : Юстицинформ, 2002. - С. 261.
3. Сыродоева О. Н. Тенденции развития акционерного права США : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1995. - С. 21.
4. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путём, и финансированию терроризма» // СЗ РФ. - 2001. - № 33 (ч. I). - Ст. 341S.
5. Долинская В. В. Совет директоров АО и организация его деятельности // Законы России: опыт, анализ, практика. - 2008. - № 4. - С. 25.
6. Осипенко О. В. Акционерное общество. Корпоративные процедуры. - М. : Статут, 2009. -Кн. 1: Общее собрание акционеров и совет директоров. - С. 222.
7. Постановление Совмина РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 601 «Об утверждении Положения об акционерных обществах» // СП РСФСР. - 1991. - № 6. - Ст. 92.
S. Рубеко Г. Л. Правовой статус органов управления акционерных обществ. - М. : Статут, 2007. - С. 80.
9. Глушецкий А. А. Общее собрание: созыв и проведение. - М., 200S. - С. 63.
10. Кондратов Н. О некоторых особенностях практического применения Федерального закона «Об акционерных обществах» // Хозяйство и право. - 199S. - № 10. - С. S9, 90.
11. Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. № 156-ФЗ «Об инвестиционных фондах» // СЗ РФ. - 2001. - № 49. - Ст. 4562.
12. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2004. -№ 31. - Ст. 3215.