Научная статья на тему 'Правовой статус недвижимого имущества по законодательству Древнего Египта и Древней Палестины (по материалам библейских текстов и документальных источников)'

Правовой статус недвижимого имущества по законодательству Древнего Египта и Древней Палестины (по материалам библейских текстов и документальных источников) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
806
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОМ / ПОСТАВКИ ИЗ ЗАУПОКОЙНОГО ХРАМА МАТЕРИ ЦАРСКИХ ДЕТЕЙ / ХЕЛЕК / ЮБИЛЕЙНЫЙ ГОД / ЛЕВИТЫ / ДРЕВНИЙ РИМ / ВИНДИКАЦИЯ / NOME / DELIVERIES FROM A DOLEFUL TEMPLE OF MOTHER OF IMPERIAL CHILDREN / HELEK / ANNIVERSARY YEAR / LEVITS / ANCIENT ROME / TRUE RECOVERY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шеметова Наталья Юрьевна

Статья посвящена историческим аспектам регламентации правового статуса и хозяйственного оборота недвижимого имущества в древних государствах Азии Древнем Египте и Палестине. На примере документов той эпохи наглядно демонстрируется, что правовые механизмы их оформления еще в доримскую эпоху были весьма развиты в этих странах, и неверно считать лишь Древний Рим создателем системы документального оформления прав на недвижимое имущество, как это нередко утверждается в современной литературе по гражданскому праву (в цивилистике). Хотя правовые нормы этих государств в значительной мере носили характер религиозный, это не умаляет их практической ценности для хозяйственного оборота.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Judicial Standing of Real Estate in Law of Ancient Egipt and Ancient Palestine (on the Basis of Bible and Another Documents)

The article is devoted historical aspects of a regulation of a legal status and real estate economic circulation in the ancient states of Asia Ancient Egypt and Palestin. On an example of documents of that epoch it is visually shown that legal mechanisms of their registration still in Existing to Rome an epoch have been rather developed in these countries, and it is incorrect to consider Only ancient Rome as the founder of system of documentary registration of the rights to real estate as it quite often affirms as the modern literature on civic right (in civil law). Though rules of law of these states largely had character religious, it does not belittle their practical value for economic circulation.

Текст научной работы на тему «Правовой статус недвижимого имущества по законодательству Древнего Египта и Древней Палестины (по материалам библейских текстов и документальных источников)»

УДК 347.214.2(32 + 394.5)

ПРАВОВОЙ СТАТУС НЕДВИЖИМОГО ИМУЩЕСТВА ПО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ ДРЕВНЕГО ЕГИПТА И ДРЕВНЕЙ ПАЛЕСТИНЫ

(ПО МАТЕРИАЛАМ БИБЛЕЙСКИХ ТЕКСТОВ И ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ИСТОЧНИКОВ)

© Шеметова Н. Ю., 2010

Статья посвящена историческим аспектам регламентации правового статуса и хозяйственного оборота недвижимого имущества в древних государствах Азии — Древнем Египте и Палестине. На примере документов той эпохи наглядно демонстрируется, что правовые механизмы их оформления еще в доримскую эпоху были весьма развиты в этих странах, и неверно считать лишь Древний Рим создателем системы документального оформления прав на недвижимое имущество, как это нередко утверждается в современной литературе по гражданскому праву (в цивилистике). Хотя правовые нормы этих государств в значительной мере носили характер религиозный, это не умаляет их практической ценности для хозяйственного оборота.

Ключевые слова: ном1; поставки из заупокойного храма матери царских детей2; хелек3; Юбилейный год4; левиты5; Древний Рим6; виндикация7.

Недвижимость — один из старейших имущественных объектов, регламентируемых законодательно. Высокая стоимость и огромная социальная роль, которую играет недвижимое имущество в общественной жизни, потребовали ее нормативного закрепления на самых ранних этапах существования цивилизации, когда еще не получили развития такие общественные правовые институты, как право собственности и ограниченные вещные права, появление которых традиционно связывают с римским правом. В этой связи особый интерес представляют древнейшие архаичные нормы египетского и древнееврейского законодательства.

Юридически все восточное землевладение строилось по двум схемам: более архаичного общинного владения с отрицанием частной собственности на землю, с правом ограниченного пользования ею иными лицами — крупными землевладельцами или теми же общинами [1].

Безусловно, патриархом в сфере правового регулирования земли и связанных с ней объектов является Древний Египет. Главной чертой египетского землевладения на всем пути его развития (в наибольшей степени — в эпоху Древнего и Нового Царства, менее выраженно — к концу эпохи Древнего Царства, в начале Среднего Цар-

ства и практически всю историю Позднего Царства) была формальная принадлежность всей земли фараону и связанному с ним культу [2]. На практике же существовало несколько видов земельных владений: государственные, храмовые, частные и общинные земли. Поэтому целесообразно исследовать законодательства Древнего Египта и Древнего Израиля (следует сразу оговориться, что слово «Израиль» используется нами с известной долей условности, мы не имеем в виду только единое израильское государство эпохи Давида или Соломона).

Распространенная практика передачи государственных земель храмовым хозяйствам и царским вельможам обусловила раннее появление крупных землевладений. В деревне формирование вещных прав на землю шло довольно медленно по причине преобладания общинного землевладения. Однако источники свидетельствуют: уже в период Древнего Царства общинные земли переходят из рук в руки.

К сожалению, история Древнего Египта не оставила никаких законодательных памятников. В распоряжении исследователей — только разрозненные памятники письменности, содержащие сведения о земельных отношениях в Древнем Египте. Одним из наиболее полных традиционно считается текст на стенах гробницы некоего Мечена,

правителя номов Нижнего Египта. Его исследование было начато египтологами еще в начале века. Разумеется, что исследование и интерпретация текста производились больше с палеографической (историко-филологической) точки зрения. Юридическая же значимость находки до сих пор оценена мало, хотя именно использованные здесь правовые конструкции представляют для науки наибольшую ценность. Надписи Мечена сообщают его титулы и перечисляют земельные и имущественные приобретения, сделанные им во время служебной карьеры и унаследованные. Условно говоря, надпись может быть разделена на две части. В первой содержится краткий перечень должностей Мечена, наиболее связанных с его карьерой правителя номов. Вторая часть надписи представляет собой собственно автобиографию Мечена. В ней снова и наиболее подробно говорится о земельных приобретениях Мечена, причем имеются дословные текстуальные совпадения с первой частью.

В отрывке из первой части надписей говорится, во-первых, о приобретении Меченом большого количества пахотных земель; во-вторых, о наследственной передаче Мечену пахотной земли его матерью Небсент: «Достал он за вознаграждение пахотной земли 200 сот у многих, дано ему пахотной земли 50 сот матерью Небсент, когда сделала она распоряжение о доме том детям, было помещено под них по царской грамоте» [3].

Во втором отрывке этот текст «разворачивается» более подробно: «Достал он за вознаграждение пахотной земли 200 сот у многих, поставки хлебов 100 ежедневно из заупокойного храма матери детей царских, дом длиной 200 локтей, шириной 200 локтей, построен и оборудован, посажены деревья прекрасные, был вырыт пруд в нем большой весьма, посажены смоковницы и виноград, и было записано об этом в грамоте царской» [4]. Царская грамота обычно служила для введения в право земельного владения и связанного с ним движимого и недвижимого имущества. Термин «достать за вознаграждение» показывает, что «Царская грамота» в данном случае выступает в роли документа, санкционирующего купчую сделку, она выражает волю царя на закрепление за Меченом приобретенного им недвижимого имущества и поставок из заупокойного храма царской матери.

В надписи Мечена исследователи [5] выделяют следующие пункты «Царской грамоты»: 1) указание о приобретении недвижимого имущества путем покупки и поставок из заупокойного храма; 2) инвентарная опись приобретенного недвижимого имущества: 200 сот земли, дом, сад, виноградник, пруд; 3) указание, у кого оно куплено; 4) сообщение о регистрации купчей сделки.

Загадочно упоминание среди недвижимого имущества, приобретенного сановником, поставок 100 хлебов ежедневно из заупокойного храма матери царских детей Нимаатхеп. Что любопытно: поставки заупокойного храма царицы упоминаются в тексте среди приобретенного Меченом имущества, т. е. включаются в имущественный комплекс. Вероятно, здесь имеет место одно из древнейших обременений недвижимого имущества: что-то вроде римского

БегуИ^а с той лишь разницей, что обременение здесь носит характер не просто права ограниченного пользования, но весь имущественный комплекс в целом (пахотная земля, вместе с недвижимым имуществом, находящимся при ней; поставки из заупокойного храма царицы) мог составлять материальную основу, обеспечивающую соблюдение заупокойного культа царицы (включая и содержание заупокойных жрецов для этой цели).

Еще один момент: в тексте сказано, что Мечен купил землю «у многих». В самом документе невозможно найти этому какие-либо объяснения. Исследователи полагают, что «^скорее всего этот термин обозначал какую-то категорию или группу землевладельцев в номах Египта, которые, судя по записи Мечена, не только пользовались, но и владели землей, может быть условно, в том случае, если она была обременена повинностями обслуживания и содержания заупокойного культа царицы Нимаатхеп» [6].

Не исключено, что «многие» — это единый коллектив землевладельцев и продавцов, которые не могут самостоятельно распоряжаться своими владениями. В таком случае мы сталкиваемся в записи Мечена с чрезвычайно любопытным явлением коллективной, а может быть, даже территориальной общинной собственности на землю и коллективным или общинным фондом неделимого земельного владения, которое могло быть продано только целиком и с согласия всего коллектива.

Содержание надписи Мечена составляет и дарственный акт на случай смерти. Здесь тоже ключевым моментом является согласие царя в виде «царской грамоты», которая, следовательно, служила документом, вводящим наследников в права владения. Таким образом, на основании этого небольшого отрывка можно заключить, что в Древнем Египте земля могла отчуждаться путем продажи и наследственной передачи, но при формальном согласии царя, выраженном «царской грамотой», которая служила для санкционирования его волей актов отчуждения недвижимого имущества и введения новых владельцев в права владения.

Предметом особого интереса исследователя является история древнепалестинского законодательства. Палестина, начиная с III тыс. до н. э., была населена как кочевыми, так и оседлыми земледельческими племенами. Влияние соседних государств, например, Египта, содействовало развитию земледельческого хозяйства, торговли и росту торгово-ремесленных городов. Но в Палестине прочно сохранялся баланс между оседлостью одной части племен и продолжающимся кочевничеством другой части. Неслучайно Библия утверждает: «Твои слуги — сторожа мелкого скота: это наше занятие, как оно было у наших отцов» [7]. В библейских текстах фигурируют кочевые племена хабири, кенитов, вениаминитов (буквально: «дети юга»). Племя («колено») Вениамина сравнивается с хищным волком, который по утрам охотится за дичью, а вечером делит добычу. Постепенно оседлые земледельческие племена все более укреплялись в Палестине. Земельные участки распределялись между общинниками по жребию еще в VIII в. до н. э. В Библии сохранились воспоминания о том времени, когда земли, принадлежавшие всему роду, не могли выходить за пределы рода и могли передаваться лишь полноправным членам той же родовой группы. Но благодаря росту производства, развитию торговли и имущественному расслоению общинный строй и общинное землепользование начинают распадаться. В общинах появляется аристократия, которая обогащается благодаря захвату земель у соседних племен. В Библии нередко говорится о том, что израильтяне, завоевав Ханаан, навеки завладели землями хананеев.

Слово, обозначавшее общинный надел (хелек), начинает применяться для обозна-

чения участка, который можно купить за «серебро», т. е. за деньги. В Библии рассказывается о том, что Авраам купил за 400 шекелей серебра поле и пещеру, которая на нем, и все деревья, которые на поле» [8]. Текст этого рассказа, возможно, воспроизводит форму договора на продажу земельного участка.

Частное землевладение в эпоху образования древнееврейских царств становится настолько прочным, что даже цари принуждены покупать земли у частных лиц для постройки города. Когда однажды царь Ахаз попытался конфисковать землю у некоего Набота, то этот самовольный поступок царя был признан преступлением, вызвавшим гнев бога Яхве [9].

Правда, уже в следующих книгах Библии в качестве неотъемлемого права царя указывается, что он может захватывать общинные земли: «И самые лучшие поля ваши, и виноградники ваши, и масличные рощи ваши возьмет и раздаст слугам своим» [10]. Очевидно, как и в других странах, в Древней Палестине цари раздавали земли аристократам, воинам и чиновникам. Первый израильский царь Саул раздает «поля и виноградники и ставит их начальниками над 1000 и 100» [11].

Однако типичное для государств Древнего Востока всеобъемлющее право собственности царя на землю в Израиле не существовало. Несмотря на развитость царского, а позднее — жреческого землевладения, царско-храмовый сектор экономики не охватывал всю площадь древнееврейских государств, о чем свидетельствует инцидент, описанный в Третьей книге Царств. Житель северного царства Навуфей имел виноградник по соседству с дворцом царя Ахава (IX в. до н. э.) в Самарии. Царь, пожелавший расширить свой сад, предложил Навуфею продать ему виноградник за серебро или обменять на другой. Однако Навуфей отверг предложение царя, указав: «Упаси меня Яхве, чтоб я отдал тебе наследство отцов моих» [12].

К началу I тыс. до н. э. в иудейско-израильском обществе отношения собственности на землю в основном сформировались. Библейское право исходит из того, что «обетованная земля» принадлежит Богу, который дал ее своему народу: «Землю не должно продавать навсегда, ибо Моя земля; вы пришельцы и поселенцы у Меня, по всей земле владения Вашего дозволяйте выкуп

земли» [13], она была разделена между израильскими племенами («коленами»), а внутри племен — между родами, поэтому земля вне царско-храмового сектора находилась в собственности рода и была, как правило, неотчуждаемой. Ветхозаветные законы предписывают, что если у человека нет прямых наследников — сыновей, в крайнем случае, дочерей, братьев отца, то «отдайте надел его близкому родственнику из рода его, чтоб он наследовал его», дабы земельная собственность не выходила за пределы рода [14].

Однако земля могла перераспределяться внутри рода, что в условиях дробления ее на наделы, находившиеся во владении отдельных семей, и преобладания родовой знати неизбежно вело к концентрации земли внутри рода. Библия учит: «Если брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его; если же некому за него выкупить, но сам он будет иметь достаток и найдет, сколько нужно на выкуп, то пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит опять во владение свое, если же не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое» [15]. Таким образом, земля могла «продаваться» и на сторону, но после известного срока, в так называемый Юбилейный год, который наступал через каждые 7 лет, подлежала возврату в первоначальный род.

Особо регламентировалась продажа жилых домов в городах. Так, если отчуждался дом в городе, огражденном стеной, то можно было его выкупить до истечения года от его продажи. Если же он не будет выкуплен в этот срок, то дом навсегда остается у купившего его «в роды его», и в Юбилейный год он к прежнему владельцу не возвращается. Это правило не распространялось на дома в селениях, вокруг которых нет стены: «Должно считать их наравне с полем земли» [16]. Их всегда можно было выкупать, в Юбилейный год они возвращались к прежнему владельцу. Особо регламентировалось распоряжение недвижимым имуществом во владениях так называемых левитов, одного из израильских колен, избранного Моисеем для служения в Скинии и религиозного воспитания народа. Строго

говоря, отправление священнических обязанностей было возложено на Аарона и его сыновей, прочие же потомки Левия должны были помогать им в отправлении обрядов. Однако древнееврейское законодательство установило множество изъятий, в том числе имущественного характера, для всех представителей племени левитов. Недвижимость в городах левитов и даже целые их поселения, независимо от наличия перед ними стены, проданные третьим лицам, можно было выкупить в любое время. Но даже невыкупленные дома все равно возвращались к левитам в Юбилейный (т. е. седьмой год). В отношении же земель вокруг левитских городов правила были еще более жесткими: «Полей вокруг городов их продавать нельзя, потому что это вечное владение их» [17].

Наряду с этим существовали и другие земли (пустоши, не захваченные ранее отдельными родами и т. п.), становившиеся по мере их захвата собственностью отдельных частных лиц. Эти земли можно было продавать, покупать, дарить и пользоваться ими по усмотрению собственника. Законы о родовой земле не ставили непреодолимой преграды обезземеливания мелких землевладельцев: во-первых, они не препятствовали купле-продаже земли внутри рода, и такая операция не попадала под действие законов о Юбилейном годе. Во-вторых, срок от одного Юбилейного года до другого был достаточно велик, чтобы землевладелец, вынужденный продать свою землю, разорился окончательно и не имел бы возможности восстановить свое хозяйство.

Тем не менее, преобладающими в Палестине на протяжении тысячелетий оставались мелкие и средние крестьянские хозяйства. Крупные, безусловно, тоже существовали, но, судя по тому, какой оттенок исключительности придает им Библия, например, упоминается хозяйство некоего Набала, в котором было «три тысячи овец и тысяча коз») [18], можно заключить, что, в отличие от того же Египта, крупная частная сельскохозяйственная собственность в силу причин исторического, религиозного порядка большого распространения не получила.

Если суммировать все вышеизложенное, то можно заключить, что ветхозаветное древнееврейское законодательство содержало ряд специфических норм о земле и связанных с ней объектах. Как и остальное

ветхозаветное законодательство, они носили не только юридический, но и религиозный характер. Кроме того, на правовую систему Израиля оказали сильнейшее воздействие и многочисленные его завоеватели, предписаниям которых он должен был следовать.

Наибольший след в израильском законодательстве более поздней эпохи оставил Рим. Поэтому неслучайно в письменных памятниках новозаветной эпохи ярче всего проявляется влияние, главным образом, не израильского, а именно римского законодательства. Так, арамейский контракт 134 г. до н. э. из окрестностей Мертвого моря представляет собой типичный договор о продаже дома, максимально приближенный уже к канонам современной цивилистики [19]. Как и в современных договорах на продажу дома, арамейский контракт содержит индивидуальные характеристики дома («дом открывается на север во внутренность моего двора»), цену договора («8 зуз, равных двум села»); оговорены принадлежности к строению («содержащиеся в нем камни, бревна и кирпичи»).

Любопытно, что в контракте содержатся некоторые традиционные для римского права институты. К ним, в частности, относится отказ продавца от виндикации имущества («Ты, Элеазар, свободен от нынешнего дня и навеки»).

Отдельного интереса заслуживает и согласие супруги продавца на продажу дома («И я, Шалом, дочь Шимона, не имею возражений против продажи этого дома»), оно следует предписаниям Мишны, согласно которой имущество мужа является предусмотренной брачным контрактом гарантией имущества или приданого жены. Разумеется, что никто не будет покупать собственность женатого человека без формального отказа жены последнего от ее прав на продаваемую собственность (буквально: «...слов (возражений) нет у меня», причем термин «слово» в древнееврейском законодательстве использовался и для обозначения судебной тяжбы.

Особого рассмотрения заслуживает форма договора. Так, контрактом предусмотрено, что «документ этот простой, и подписали его внутри Хадар, сын, за себя, Шалом, дочь Симеона, за себя, Элеазар, сын, за себя, Шимеон, сын Йохосефа, свидетель, Йехуда, сын Йехуды, свидетель». В Библии упоминаются купчие документы,

к примеру, в Книге пророка Иеремии сказано: «И взял я купчую запись, как запечатанную по закону и уставу, так и открытую, и отдал эту купчую запись Варуху, сыну Нирии...».

Отличие запечатанного («перевязанного») документа от простого («распростертого») заключается в том, что в первом случае во избежание последующей фальсификации документа при его заполнении, после того как подписаны одна, две, три строки текста, заполненная часть документа загибается, на оборотной стороне свидетели последовательно ставят свои подписи, а места сгиба прошиваются; во втором же случае документ остается открытым, и подписи свидетелей ставятся на лицевой стороне документа. Такие формы документов восходят к юридической практике, установившейся уже в VI в. до н. э. Налицо, таким образом, смешение древнеримских юридических конструкций с традиционным древнееврейским законодательством. Ы

1. Авдиев В. И. История Древнего Востока. М. : Высш. шк., 1970. С. 154.

2. История Древнего Востока. М. : Высш. шк., 1988. С. 32-33.

3. Древний мир : сб. статей. М. : Вост. лит., 1962. С. 183.

4. Там же. С. 183-184.

5. Савельева Т. Н. Данные надписи Мечена о характере частного землевладения в Древнем Египте в конце третьей и начале четвертой династии // Древний мир : сб. статей. М., 1962. С. 185.

6. Там же. С. 188.

7. Библия. «Книга Числа». 32, 17.

8. Библия. «Книга Бытие». 23, 16.

9. Библия. Первая книга Паралипоменон. 8, 36.

10. Библия. Первая книга Царств. 8, 14.

11. Библия. Первая книга Царств. 8, 15.

12. Библия. Третья книга Царств. 21, 3.

13. Библия. Левит. 25, 24.

14. Библия. Левит. 25, 42.

15. Библия. Левит. 25, 28.

16. Библия. Левит. 25, 31.

17. Библия. Левит. 25, 34.

18. Библия. Первая книга Царств. 25, 3.

19. Здесь и далее цит. по: Амусин И. Д. Арамей-

ский контракт 134 г. н. э. из окрестностей Мертвого моря // Древний мир : сб. статей. М., 1962.

С. 202-213.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Административная единица в Древнем Египте.

2 Существовавшее в Древнем Египте обременение земельного участка, обеспечивавшее отправление ре-

лигиозного культа умершего правителя (фараона) и членов его семьи после их смерти.

3 Земельный надел в Древнем Израиле, первоначально обозначал лишь общинный надел.

4 Предусмотренное в древнееврейском законодательстве право продавца земельного участка или его родственников выкупить проданный участок назад в течение Юбилейного года (раз в 7 лет).

5 Одно из израильских «колен», родов, чьи права на недвижимое имущество пользовались повышенной защитой государства.

6 Создатель современной системы имущественных прав в большинстве европейских стран. Созданное в Древнем Риме законодательство, больше известное как римское право, послужило основой для создания современных правовых систем в странах континентальной Европы, в том числе и в России, через так называемую рецепцию римского права, т. е. введение правовых конструкций римского законодательства в правовые нормы этих стран.

7 Правовой институт древнеримского законодательства, дает прежнему владельцу право истребования имущества от приобретателя по суду. Получил распространение и в современном праве.

Judicial Standing of Real Estate in Law of Ancient Egipt and Ancient Palestine (on the Basis of Bible and Another Documents)

© Shemetova N., 2010

The article is devoted historical aspects of a regulation of a legal status and real estate economic circulation in the ancient states of Asia — Ancient Egypt and Palestin. On an example of documents of that epoch it is visually shown that legal mechanisms of their registration still in Existing to Rome an epoch have been rather developed in these countries, and it is incorrect to consider Only ancient Rome as the founder of system of documentary registration of the rights to real estate as it quite often affirms as the modern literature on civic right (in civil law). Though rules of law of these states largely had character religious, it does not belittle their practical value for economic circulation.

Key words: nome; deliveries from a doleful temple of mother of imperial children; helek; anniversary year; levits; ancient Rome; true recovery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.