Научная статья на тему 'Правовой статус местных Советов депутатов трудящихся в послевоенные годы'

Правовой статус местных Советов депутатов трудящихся в послевоенные годы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
569
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕСТНЫЕ СОВЕТЫ ДЕПУТАТОВ ТРУДЯЩИХСЯ / ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЕ КОМИТЕТЫ / ПЛЕНУМ ГОРОДСКОГО СОВЕТА / ПРЕЗИДИУМ ВСЕРОССИЙСКОГО ЦЕНТРАЛЬНОГО ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО КОМИТЕТА / ПРАВО ЗАПРОСА ДЕПУТАТОВ МЕСТНЫХ СОВЕТОВ / LOCAL COUNCILS DEPUTY WORKING / EXECUTIVE COMMITTEES / PLENUM OF THE CITY COUNCIL / PRESIDIUM OF

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Дудников Артур Андреевич

Установление культа личности Сталина и закрепление административно-командной системы в 1930-е гг. законодательство по многим сферам жизни, и прежде всего связанной с политическими вопросами, развивалось в пассивном режиме. Особенно это относилось к политической системе советского государства. Так Конституция 1936 г. функционировала до 1977 г., соответственно, в послевоенные годы действовали законы, принятые еще в довоенный период. Однако все же некоторые коррективы, касающиеся правового статуса местных Советов депутатов трудящихся, имели место быть Annotation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовой статус местных Советов депутатов трудящихся в послевоенные годы»

Дудников Артур Андреевич

соискатель кафедры теории и истории права и государства Краснодарского университета МВД России

(тел.: 89034510501)____________________________________________________________________

Правовой статус местных Советов депутатов трудящихся в послевоенные годы

Аннотация

Установление культа личности Сталина и закрепление административно-командной системы в 1930-е гг законодательство по многим сферам жизни, и прежде всего связанной с политическими вопросами, развивалось в пассивном режиме. Особенно это относилось к политической системе советского государства. Так Конституция 1936 г. функционировала до 1977 г, соответственно, в послевоенные годы действовали законы, принятые еще в довоенный период. Однако все же некоторые коррективы, касающиеся правового статуса местных Советов депутатов трудящихся, имели место быть

Annotation

The Determination of the cult to personalities Stalina and fastening administrative-command system in 1930-e gg. legislation on many sphere of the lifes, and first of all connected with political questions, developed in passive mode. Particularly this pertained to political system soviet state. So Constitution 1936 functioned before 1977, accordingly, at postwar years acted the laws, taken as far back as prewar period. However all some corrections, concerning legal status of the local councils deputy toilling, existed to be.

Ключевые слова: местные Советы депутатов трудящихся , исполнительные комитеты, пленум городского совета, президиум Всероссийского центрального исполнительного комитета, право запроса депутатов местных Советов.

Key words: local councils deputy working, executive committees, plenum of the city council, presidium of

осле закрепления в 1930-е гг.

П административно-командной системы и установления культа личности Сталина

законодательство по многим сферам жизни, и прежде всего связанной с политическими вопросами, развивалось в пассивном режиме. Это касалось, причем, очевидно, в первую очередь, политической системы советского государства. Достаточно сказать, например, что "сталинская" Конституция 1936 г. функционировала до 1977 г. Новые союзные акты, регулирующие правовой статус местных Советов депутатов трудящихся не принимались и в рассматриваемый период, то есть в 1945-1953гг.

Соответственно в послевоенные действовали законы, принятые еще в довоенный период. Так, 20 января 1933 г. было утверждено Положение о городских Советах в новой редакции [1], которое в основе сохранило нормы прежнего Положения (1925 г.), но вместе с тем внесло некоторые коррективы. Именно в этой редакции Положение о городских Советах с незначительными последующими изменениями будет действовать не только в течение послевоенного вре-

мени, но и в период хрущевской "оттепели", а также и в последующие годы, пока в конце 1960х гг. не будут приняты новые положения о городских, поселковых и сельских Советах депутатов трудящихся.

Рассмотрим некоторые нормы данного Положения. В частности, указывалось, что городские Советы депутатов образуются во всех городах и поселках. Согласно ст. 3 Положения "городские советы в пределах своего ведения являются высшими органами власти на территории соответствующего города или поселка и объединяют все трудящееся население для участия в местном и государственном управлении и строительстве.

Были обозначены следующие задачи городских Советов:

а)принятие мер к поднятию культурнохозяйственного состояния города (поселка) и улучшению жизни и быта населения;

б)разрешение всех вопросов, имеющих местное для данного города (поселка) значение;

в)проведение в жизнь постановлений соответствующих высших органов Советской власти;

г)объединение деятельности всех подведом-

32

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №1

ственных городскому совету учреждений и руководство ими;

д)обеспечение и охрана в пределах города (поселка) революционного порядка общественной безопасности;

е)обсуждение вопросов общегосударственного значения как но собственному почину, так и по предложению вышестоящих исполнительны х комитетов, а равно по представлению районных советов города;

ж)составление, рассмотрение, утверждение и исполнение городского бюджета, а также утверждение отчета по его исполнению.

В примечании указывалось, что исполнительные комитеты соответствующих административно-территориальных единиц рассматривают утвержденные пленумами городских советов городские бюджеты. В случаях необходимости внесения тех иных изменений в городской бюджет указанные исполнительные комитеты осуществляют эти изменения через пленумы городского совета. В соответствии со ст. 5 Положения городские советы пользовались правом юридического лица. Указывалось далее, что правом избирать и быть избранными в городские советы пользуются все граждане, имеющие избирательные права, согласно Конституции РСФСР. Городской совет избирался на один год. Досрочные перевыборы всего совета производились по предложению вышестоящих Советов. Далее в Положении указывались другие боле детальные вопросы формирования депутатского корпуса. Отдельными разделами регулировались предметы ведения городских Советов, работа пленума городского Совета, вопрос о секциях и комиссиях городских Советов, об обязанностях и правах членов городских Советов, о связи депутатов с избирателями, мандатная комиссия совета.

В Положении были отражены и некоторые организационные вопросы. Указывалось, например, что "по постановлениям соответствующих центральных исполнительных комитетов автономных республик, исполнительных комитетов автономных областей, краевых, областных или губернских исполнительных комитетов, утвержденных Президиумов Всероссийского центрального исполнительного комитета, вместо городских советов могут быть образованы в городах и рабочих поселках с небольшим населением сельские советы, на основании положения о последних. В городах с населением более 100 тысяч человек по постановлению городского совета, одобренному соответствующим центральным исполнительным

комитетам автономной республики, краевым, областным или губернским исполнительным комитетом, могут быть образованы, кроме городского, районные советы, объединяющие отдельные части города. В отдельных случаях районные советы могут быть образованы и в городах населением менее 100 тысяч жителей по постановлению: а)центрального

исполнительного комитета автономной республики или краевого (областного) исполнительного комитета; 6) губернского или областного исполнительного комитета автономной области последующим утверждением Президиума Всероссийского центрального исполнительного комитета... В городах районные советы действуют на основании особых инструкций, издаваемых Президиумом Всероссийского центрального исполнительного комитета в развитие настоящего Положения ... Советы поселений, находящиеся за пределами утвержденной в установленном порядке городской черты, являются самостоятельными городскими или сельскими советами".

Кроме того, была смещена политическая составляющая, а именно горсоветы вновь, как и до 1925 г., выступают "органами диктатуры пролетариата, призванным проводить политику центра на местах". В целом Положение о городских Советах (также как принятое до войны Положение о сельских Советах) в своей основе сохраняли свое действие еще длительное время. И вот в таком состоянии Советы оказались после окончания Великой Отечественной войны, поскольку законодательство, регулирующее данный институт, оставалось прежним по абсолютному большинству вопросов, то есть, как отмечалось выше, принципиальных изменений в правовом регулировании деятельности местных Советов депутатов трудящихся в этот период не произошло.

Что касается научных разработок правового статуса местных Советов депутатов трудящихся в рассматриваемый период, то можно отметить, что тогда в науке советского государственного права впервые о праве запроса депутатов местных Советов высказался В. Ф. Коток: "Полнота участия депутата в работе сессии гарантируется признанием за ним... права запроса, то есть истребования отчета и информации у любого исполнительного и распорядительного органов Совета" [2]. Как видно из приведенного высказывания, В. Ф. Коток уже в 1946 г. признавал право запроса за депутатами местных Советов и рассматривал его как форму контроля. Данная точка зрения была поддержана и развита А.В.Лужиным[3].Вышеназванные госу-

33

дарствоведы, обобщая и анализируя практику депутатских запросов в местных Советах, внесли целый ряд ценных предложений, которые были учтены при разработке положений о местных Советах. Один из основных тезисов при этом заключался в том, чтобы право запроса депутатов местных Советов вытекало из принципа подотчетности Советам всех избранных ими органов и должностных лиц. Однако такого рода работ их было мизерное количество и они, разумеется, не выходили за определенные политические рамки, и каса-лись отдельных узких вопросов.

1.Положение о городских Советах депутатов трудящихся от 20 января 1933 г. / СУ РСФСР 1933. № 29. Ст. 103.

2. Коток В. Ф. Сессионный порядок работы местных Советов в военное время // Советское государство и право. 1946. № 3. С. 17.

2.Лужин А.В. Сессии городских Советов депутатов трудящихся // Советское государство и право. 1952. № 4. С. 47.

______________________________________34

ВЕСТНИК КРАСНОДАРСКОГО УНИВЕРСИТЕТА МВД РОССИИ • 2010 • №1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.