Тошев A.M.
ПРАВОВОЙ СТАТУС ЛИЧНОСТИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ СОВЕТСКИЙ ВЛАСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ТАДЖИКИСТАНА
Ключевые слова: Конституция, Октябрьская социалистическая революция, декреты, права, свободы и обязанности, личность
Победа социалистической революции «сломала» старую государственную структуру и правовую систему. Она юридически установила правовой статус личности в Средней Азии, в том числе на территории современного Таджикистана. «Население приобрело советское гражданство» (23, 86). Как отмечает В.А. Сивов, с первых дней Октября советское гражданство складывалось и развивалось на интернациональной основе (27, 6).
Совет Народных Комиссаров (далее - СНК) Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (далее -РСФСР) в течение короткого срока, до 1 января 1918 г., принял более 140 нормативных правовых актов, направленных на укрепление советской государственности и установление правового статуса личности. Нормами, устанавливающими правовой статус личности на территории Советского государства, в том числе на части территории Таджикистана, в начальный период Советской власти были Декреты «О мире» (8, 12-16), «О земле» (7, 17-20), «О восьмичасовом рабочем дне», «О суде» (11,124-126), «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев» (12,58), «О страховании на случай болезни» (10, 267-276) а также «Декларация прав народов России» (5, 39-41), «Положение о страховании на случай безработицы» (13, 200-204) и др. Важнейшей целью этих правовых актов являлось установление нового правового статуса личности. III Краевой съезд рабочих и солдатских депутатов Туркестана, проходивший в Ташкенте с 28 ноября по 5 декабря 1917 г., поручил сформированному СНК немедленно и твердо проводить
в жизнь все декреты Советского правительства.
Таким образом, советские законодательные акты, а также Конституция (Основной закон) РСФСР от 10 июля 1918 г. (1, 7084), Конституция Туркестанской Республики от 15 октября 1918 г. (2,274-289) и Конституция Туркестанской Республики от 24 сентября 1920 г. (3,445-463), Конституция (Основной закон) Бухарской НСР от 23 сентября 1921 г. (4,566-579) являлись основными источниками права, определявшими правовой статус личности на территории Таджикистана.
В Декрете «О мире», принятом II Всероссийским съездом советов, был закреплен ряд демократических принципов советской внешней и внутренней (курсив наш. - А.Т.) политики: равноправие всех народов, право наций на самоопределение, невмешательство во внутренние дела, мирное сосуществование государств с различными социально-экономическими системами, борьба за мир и дружбу между народами» (24, 280).
На основании Декрета «О земле» крестьяне получили право пользования землей, земля становилось государственной собственностью. Для народов Туркестана данный декрет имел исключительное значение. Приказом СНК Туркестана от 9 декабря 1917 г. была запрещена купля-продажа земельных участков. Согласно положению «О землепользовании и землеустройстве», принятому 17 ноября 1920 г. ЦИК и СНК Туркестана, вся земля являлась государственной. Декрет ЦИК Туркестана от 28 декабря 1922 г. объявил все вакуфное имущество государственным (15). Таким образом, в корне изменилось положение крестьян, осуществилась вековая мечта таджикского народа о земле и справедливых налогах.
Декреты «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г. (6, 247-246) и «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. (9, 237-240) установили равноправие женщин и мужчин во всех областях государственной жизни. Согласно этим декретам, законным браком признавался только гражданский брак, церковный брак (включая мусульманский брак) не имел законной силы, являлся частным делом брачующихся, в чем находила свое проявление свобода совести. В этой связи О.Э. Рахмонова отмечает, что важную роль в деле фактического равенства женщин и мужчин на территории Таджикистана (курсив наш - А.Т.) играли проводимые в тот период культурно-
просветительные мероприятия. Например, первый форум трудящихся женщин Туркестана, который прошел в мае 1920 г. в г. Ташкенте, сыграл большую роль в деле их социального освобождения (25,12). Дальнейшее развитие прав и свобод женщин в Таджикистане нашло отражение в первом советском «Кодексе законов об актах гражданского состояния, брачном, семейном и опекунском праве РСФСР» от 16 сентября 1918 г. согласно ст. 52 кодекса, только гражданский (светский) брак, зарегистрированный в отделе записей актов гражданского состояния, порождал права и обязанности супругов. Брак, совершенный по религиозным обрядам и при содействии духовных лиц, не порождал никаких прав и обязанностей. Самое важное для женщин-таджичек - статья 66, которая освобождала их от всякого насилия и бесправия, а также устанавливала брачный возраст для невесты -16 лет, для жениха -18. 14 июня 1921 г. ЦИК Туркестанской АССР принял декрет, которым был запрещен калым и установлена уголовная ответственность за него (28, 101).
Таджикский народ объективно нуждался в обеспечивающем его права трудовом законодательстве. Хотя государство являлось аграрным, и в основном население занималось земледелием, но уже после присоединения к России, до Октябрьской революции, на территории нынешнего Таджикистана существовало более 120 заводов, фабрик, цехов и т.д., но отсутствовали законодательные нормы, регулировавшие правовой статус рабочих. Правильно отмечает профессор Ф.Т. Тахиров: «До Октябрьской революции 1917 г. в дореволюционном Таджикистане, как и по всей Средней Азии, трудового законодательства, в подлинном его смысле и значении, не существовало. Для трудовых отношений во всех их сферах были характерны произвол эксплуататоров и бесправие трудящихся» (29, 60).
В первый год пролетарской диктатуры принимается ряд ключевых нормативных правовых актов, определивших трудовые отношения, являвшиеся особенно важными для таджикского народа. Среди важнейших правовых актов следует отметить: декрет СНК «О восьмичасовом рабочем дне» от 29 октября 1917 г., положение «О страховании на случай безработицы» от 11 ноября 1917 г., декрет СНК «О рабочем контроле» от 14 декабря 1917 г. и декрет «О страховании на случай болезни» от 22 декабря 1917 г.
Согласно декрету «О восьмичасовом рабочем дне», к работам по найму не допускались малолетние лица (до 14 лет), а для несовершеннолетних (до 18 лет) рабочее время не превышало 6-ти часов в сутки. Кроме того, декрет запретил труд женщин и малолетних на подземных и сверхурочных работах. Приказом ТуркЦИКа от 15 июля 1918г. праздничными днями были объявлены день Нового года, 1 мая - День солидарности международного пролетариата, 7 ноября - День Октябрьской социалистической революции. Кроме того, устанавливался один день отдыха в неделю
- воскресенье, а также ежегодные трудовые отпуска.
На территории Туркестана началась активная борьба с голодом. Согласно приказу ТуркЦИКа от 28 ноября 1918 г., в уездах организовали особые комиссии по борьбе с голодом (17). С целью ликвидации безграмотности и поднятия общекультурного уровня населения Совнарком Туркестанской ССР 23 июля 1921 г. принял положение о Туркглавполитпросвете (18).
Октябрьская социалистическая революция установила прочные основы правового статуса личности в обществе, в котором человек труда освобождался от эксплуатации. Эти основы получили свое законодательное выражение в «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа» от 25 января 1918 г., которая вошла как составная часть в первую Конституцию РСФСР.
Конституция РСФСР, принятая V Всероссийским съездом Советов 10 июля 1918 г., содержала раздел о правах человека: свобода совести на основе отделения церкви от государства и школы от церкви (ст. 13); действительная свобода выражения мнений (ст. 14); свобода собраний и союзов и право свободно устраивать собрания, митинги, шествия (ст.ст. 15, 16); право на полное бесплатное всестороннее образование (ст. 17). Наряду с этими правами, были закреплены следующие обязанности: защита социалистического Отечества, (ст. 199); всеобщая трудовая повинность (ст. 18). В первом разделе Конституции - «Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа», устанавливались права на пользование землей, участие в выборах, участие в рабочем контроле; свобода совести, выражения мнений, собраний, митингов, шествий, союзов и др.
Права и свободы предоставлялись всем трудящимся независимо от пола, расовой и национальной принадлежности. Например,
согласно разъяснению Народного Комиссариата по иностранным делам, «граждане иностранных государств, проживающие в пределах РСФСР, пользовались - с исключением, установленным законом, - теми же правами и носили те же обязанности, как и граждане РСФСР» (19). В связи с этим 7 марта 1919 г. Комиссар Внутренних и Иностранных дел Туркестанской Республики предписал всем Совдепам Туркестанской Республики не нарушать права и обязанности иностранцев, по маловажным поводам не нарушать добрососедских отношений и не создавать инцидентов, могущих лишь повредить созданию нормальных пограничных отношений и даже привести к конфликту (20).
Защита экономических, правовых и социальных интересов отдельных граждан РСФСР или их объединений (организаций) осуществлялась консульствами или консулами. В странах, в которых не было самостоятельных консульств или консулов, Рабоче-Крестьянское Правительство поручало эти права и обязанности кому-либо из местных граждан данной страны (21).
Конституция РСФСР 1918 г. не содержала некоторых прав -личных, политических, экономических и культурных. Например, «Конституция обходила молчанием сферу личной свободы индивида (неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки и т.д.)» (31,37). Права и свободы индивида рассматривались не как естественные и неотчуждаемые, а как получаемые от государства и как отнимаемые им же у отдельных лиц или групп. Однако мы должны иметь в виду, что она была принята в течение короткого срока в тяжелых условиях, кроме того, она впервые законодательно закрепила правовой статус личности, освободила народ от бесправия.
На основе Конституции РСФСР 1918 г. VI Чрезвычайный съезд Советов Туркестанской Республики (5-14 октября 1918 г.) принял Конституцию Туркестанской АССР, затем IX Всетуркестанский съезд Советов утвердил 24 сентября 1920 г. новую Конституцию Туркестанской АССР, действие которых распространялось на территорию Северного Таджикистана. Эти Конституции впервые в Средней Азии в юридическом порядке установили правовой статус личности. Однако Конституция Туркестанской АССР 1918 г. не так подробно рассматривала правовой статус личности и другие общественные отношения. Об этом подробно пишет профессор
О.И. Чистяков, по мнению которого, хотя в основу Конституции Туркестанской республики и был положен Основной закон РСФСР (на это прямо указывалось в § 2), в ряде существенных положений она находилась в противоречии с Конституцией РСФСР. Имелись в ней и внутренние несогласованности (30,8). Несмотря на это, глава двенадцатая Конституции Туркестанской республики установила активное и пассивное избирательное право. Согласно этому, право избирать и быть избранным имели независимо от вероисповедания, национальности, оседлости и пола граждане РСФСР, проживающие в Туркестанской Республике, которым ко дню выборов исполнилось 18 лет. Быть избранными в исполнительные комитеты могли только члены РКП (большевиков). Не имели права избирать и быть избранными: лица, прибегающие к наемному труду; лица, живущие на нетрудовой доход; частные, торговые и коммерческие посредники; монахи, духовные служители церкви и религиозных культов; служащие и агенты бывшей полиции, особого корпуса жандармов, охранных отделений, а также члены царствовавшего в России до революции дома эмира; лица, признанные в установленном порядке больными душевно или умалишенными, а равно лица, состоящие под опекой; лица, осужденные за корыстные проступки и преступления на срок, установленный законом или судебным приговором (16).
Более подробно установила правовой статус личности Конституция Туркестанской АССР 1920 г. Конституция отменила частную собственность на землю, весь земельный фонд объявлялся общенародным достоянием и передавался трудящимся без всякого выкупа, вводилась всеобщая трудовая повинность. Вся власть принадлежала целиком и исключительно трудящимся массам и их полномочному представительству - Советам Рабочих, Солдатских и Крестьянских Депутатов. Эксплуататорам не было места не в одном органе власти. В целях обеспечения за трудящимися действительной свободы собраний, РСФСР уничтожила зависимость печати от капитала. Трудящиеся имели право свободно устраивать собрания, митинги, шествия. Рабочим и беднейшим крестьянам обеспечивалось полное, всестороннее и бесплатное образование. РСФСР признала труд обязанностью всех граждан с лозунгом «Кто не работает, тот не ест!». Кроме того, обязанностью всех граждан Республики была защита Социалистического
отечества, для чего устанавливалась всеобщая воинская повинность. Почетное право защищать революцию с оружием в руках предоставлялось только трудящимся; на нетрудовые же элементы возлагалось отправление иных военных обязанностей. Исходя из солидарности трудящихся всех наций, иностранцам, проживающим на территории Российской Федерации для трудовых занятий и принадлежащим к рабочему классу или к непользующемуся чужим трудом крестьянству, чей труд использовался в чужих целях, предоставлялись все политические права и даже права российского гражданства. Кроме того, предоставлялось право убежища всем гражданам, подвергающимся преследованию за политические и религиозные преступления. Конституция установила равные права за гражданами, независимо от их расовой и национальной принадлежности.
Образование Туркестанской АССР стало основой развития общества, были достигнуты успехи в хозяйственной и общественно-политической жизни страны. Происходило строительство социалистической культуры; началась ликвидация неграмотности. Чтобы обеспечить реализацию социальных и культурных прав и свобод, в республике были созданы высшие, средние и специальные учебные заведения (еще в 1918 г. в Ташкенте открылся Восточный институт, в 1923 г. - Среднеазиатский государственный университет). Были открыты 74 крупные библиотеки, 2 музея, издавались 53 местные газеты, из Центральной России направлялись педагоги и научные кадры, книги и учебное оборудование (22, 339).
Что касается южной и центральной частей Таджикистана, то принятая в сентябре 1921 г. на II Всебухарском Курултае Конституция БНСР коренным образом изменила правовой статус личности. Конституция БНСР юридически закрепила права, свободы и обязанности, обеспечив правовой статус личности в южной и центральной частях нынешнего Таджикистана. Согласно нормам Конституции БНСР, «все граждане, проживающие на территории последней, пользовались неограниченным правом распоряжения и пользования всем своим движимым и недвижимым имуществом... Все граждане БНСР в пределах, устанавливаемых законом, имели право свободно заниматься земледелием, ремеслом, торговлей и промышленностью, и в целях более успешного развития производительных сил страны объединяться в торгово-
промышленные товарищества, общества, компании и кооперативы» (ст. 6) (4, 566-579). Законом была установлена свобода совести, каждый имел право свободного исповедания избранной им для себя религии и исполнения всех ее обрядов и положений. Все граждане БНСР имели право на свободу слова, печати, собраний и союзов. Часть 2 статьи 8 Конституции установила: «Никто из граждан не может быть лишен свободы или наказан иначе как в установленном законом порядке. Каждый полноправный гражданин БНСР, пользуясь всецело предоставленной ему свободой личности, вместе с тем обязуется уважать и не нарушать такую же свободу других граждан». Каждому гражданину обеспечивались неприкосновенность личности и неприкосновенность жилища. Никто из должностных лиц не имел права самовольного входа в частные дома и квартиры граждан. Все граждане БНСР единолично или коллективно имели право обращаться в судебные органы, если происходило нарушение их прав и свобод должностными лицами республики. Граждане имели право на бесплатное образование во всех школах республики за счет государства. Правительство БНСР признало безоговорочно равные права за всеми своими гражданами, независимо от их принадлежности к тому или иному полу, расе, национальности, религии или общественному положению. БНСР предоставила на своей государственной территории право убежища всем иностранным подданным. От всех без исключения граждан мужского пола требовали выполнять всеобщую воинскую повинность. Граждане имели право избирать и быть избранными, чего в прошлом народы Бухары никогда не имели и не знали. Конституция БНСР, хотя и освободила народ от эксплуатации человека человеком, но, как и Конституция РСФСР 1918 г. и Конституции Туркестанской Республики 1918 г. и 1920 г., имела классовый характер, поскольку ограничивала права и свободы отдельных лиц. Прав A.A. Сайфиддинов, который утверждает, что Конституция БНСР подтверждала наличие классового и политического ценза в отношении определенного круга лиц. Классовый ценз вводился для крупных землевладельцев и капиталистов. Существовал и политический ценз, т.е. лишение избирательных прав по признаку прошлой принадлежности к царствовавшему дому эмира. В частности, избирательных прав лишались родственники эмиров, а также бывшие высшие
государственные чиновники (26,22).
На основе декретов Центрального революционного комитета БНСР от 5 октября 1920 г. были отменены несправедливые налоги Бухарского эмирата - херадж, амлак, ушра (десятина), оби, ляльми и другие. Кроме того, были уничтожены позорная казнь, пытки, наказание палками, членовредительские наказания. 30 сентября 1920 г. Временным правительством Бухары был принят декрет, согласно которому вся земля, скот, сельхозинвентарь, постройки и другое имущество, принадлежавшее свергнутому эмиру, его семье, объявлялись собственностью народа и подлежали распределению между безземельными и малоземельными дехканами. Далее на основе декрета «О земле» от 2 февраля 1921 г. все земли были объявлены народным достоянием. Было ликвидировано право частной собственности на землю. Земля находилась в собственности государства, но граждане имели право пользования ею.
Согласно Кодексу законов о труде БНСР 1923 г., все договоры и соглашения о труде, ухудшающие условия труда по сравнению с Кодексом законов о труде БНСР, признавались недействительными. Лица, ищущие работу, регистрировались в местном органе профсоюза в качестве безработных. Согласно статье 6 названного Кодекса, наниматель нес ответственность в области обеспечения прав личности. Все граждане, проживающие на территории БНСР, за исключением лиц, не достигших 18-ти лет, мужчин старше 45-ти лет, женщин всех возрастов, лиц, утративших трудоспособность, инвалидов труда и войны, привлекались к труду в порядке трудовой повинности (14).
Таким образом, исходя из вышеизложенного, полагаем, что начальный период становления правового статуса личности на территории Таджикистана связан с Октябрьской революцией и установлением Советской власти в Средней Азии и созданием в 1918 г. Туркестанской АССР, а в 1920 г. и Бухарской НСР.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Конституция (Основной закон) РСФСР от 10 июля 1918 г. / Съезды Советов Союза ССР, Союзных и автономных Советских Социалистических Республик (1917-1936). Т. I. - М„ 1959.
2.Конституция Туркестанской Республики от 15 октября 1918 г./ Съезды Советов Союза ССР, Союзных и автономных Советских Социалисти-
ческих Республик (1917-1936). Т. I. - М„ 1959.
3.Конституция Туркестанской Республики от 24 сентября 1920 г. / Съезды Советов Союза ССР, Союзных и автономных Советских Социалистических Республик (1917-1936). Т. I. - М., 1959.
4.Конституция (Основной закон) Бухарской НСР от 23 сентября 1921 г. / Съезды Советов Союза ССР, Союзных и автономных Советских Социалистических Республик (1917-1936). Т. I. - М., 1959.
5.Декларация прав народов России от 2 ноября 1917 г. / Декреты советской власти т. I. - М., 1957.
6.Декрет «О гражданском браке, о детях и о введении книг актов состояния» от 18 декабря 1917 г. / Декреты Советской власти т. I. -М„ 1957.
7.Декрет «О земле» от 27 октября 1917 г. / Декреты советской власти т. I. -М„ 1957.
8.Декрет «О мире» от 26 октября 1917 г./ Декреты Советской власти т. I. М„ 1957.
9.Декрет «О расторжении брака» от 19 декабря 1917 г. / Декреты Советской Власти т. I. - М„ 1957.
10. Декрет «О страховании на случай болезни» от 22 декабря 1917 г. / Декреты советской власти т. I. - М„ 1957.
11. Декрет «О суде» 22 ноября 1917 г. / Декреты советской власти т. I. -М„ 1957.
12.Декрет «Об увеличении пенсий рабочим, пострадавшим от несчастных случаев» от 10 ноября 1917 г. / Декреты советской власти т. I. М„ 1957.
13.Положение о страховании на случай безработицы от 11 декабря 1917 г. / Декреты советской власти т. I. - М., 1957.
14.Центральный государственный архив Республики Таджикистан, ф. 1. оп. 3. ед. хр. 13. л. 15-17.
^.Государственный архив Согдийской области, ф. 370, оп. 1., ед. хр. 27. л.181; ед. хр. 132, л. 58.
16.Филиал Государственного архива Согдийской области в г. Истаравшан, ф. 1. оп. 1. ед. хр. 53. л. 8.
17.Филиал Государственного архива Согдийской области в г. Истаравшан, ф. 1. оп. 1. ед. хр. 9. л.31.
18.Филиал Государственного архива Согдийской области в г. Истаравшан, ф. 1. оп. 1. ед. хр. 91. л.23.
19.Филиал Государственного архива Согдийской области в г. Истаравшан, ф. 1. оп. 1. ед. хр. 6. л. 25.
20.Филиал Государственного архива Согдийской области в г. Истаравшан, ф. 1. on. 1. ед. хр. 6. л.23.
21.Филиал Государственного архива Согдийской области в г. Истаравшан, ф. 1. on. 1. ед. хр. 6. л. 24.
22.Большая Советская энциклопедия. Том 26. Третье издание. - М., «Советская энциклопедия», 1977.
ЗЗ.Витрук, Н. В. Избранное. Том 1. Статьи. Доклады. Рецензии. 1963 - 1990 / Н. В. Витрук. - М.: Российская академия правосудия, 2012.
24.История отечества государства и права : Учебник / Под ред. Р. С. Мулукаева. М.: ЦОКР МВД России, 2006.
25.Рахмонова, О. Э. Развитие законодательства о правах и свободах
женщин в Таджикистане (1917 -2011 гг.): автореф. дис____канд. юрид.
наук : 12.00.01 /Рахмонова Озода Эмомалиевна. - Душанбе, 2012..
26. Сайфиддинов, А. А. Становление и развитие избирательного права в Таджикистане : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / Сайфиддинов Азимджон Ахмедович. - М„ 2002.
27.Сивов В. А. Конституционный статус советского гражданина. -Ленинград, 1980.
28. Тохиров, Ф. Т. Становление советского права в Таджикистане : Монография / Ф. Т. Тохиров. - Душанбе : Дониш, 1987.
29. Тохиров, Ф. Т. Становление советского трудового права в Ходжентском уезде (1917 - 1924 гг.). // Изв. АН ТаджССР. Сер. : Философия, экономика, правоведение. - 1987. - №1.
30.Чистяков, О. И. Первые советские конституции (1918-1922) / О. И. Чистяков // Правоведение. - 1968. - №5.
31.Юнусов М. А., Юнусов Э. А. Права человека в истории развития конституций России / М. А Юнусов, Э. А. Юнусов. // История государства и права. - 2010. - №3.
Правовой статус личности в первые годы Советский власти на территории Таджикистана
A.M. Тошев
Ключевые слова: Конституция, Октябрьская социалистическая революция, декреты, права, свободы и обязанности, личность
В статье рассматривается роль Советской власти в процессе формирования правового статуса личности на территории современного Таджикистана. Анализируется правовой статус
— 276 - НОМАИ донишгох )
личности на основе нормативно-правовых актов РСФСР, Туркестанской АССР и Бухарской НС Р. Отмечается, что Октябрьская социалистическая революция установила прочные основы правового статуса личности на территории нынешнего Таджикистана.
Legal Status of an Individual in the first Years of the Soviet Power in Tajikistan
A.M. Toshev
Keywords: Constitution, October Socialist Revolution, decrees, rights, freedoms and responsibilities, personality
The article examines the role of the Soviet government in the formation of the legal status of an individual in modern Tajikistan. The legal status of a person on the basis of legal acts of RSFSR, Turkestan ASSR and Bukhara NDR is analyzed. It is noted that the October Revolution established a solid foundation for the legal status of a person on the territory of Tajikistan.