Научная статья на тему 'Правовой статус добровольных народных дружин РСФСР в конце 1950-х – конце 1980-х гг'

Правовой статус добровольных народных дружин РСФСР в конце 1950-х – конце 1980-х гг Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
861
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
СибСкрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОБРОВОЛЬНЫЕ НАРОДНЫЕ ДРУЖИНЫ / КОНСТИТУЦИЯ / ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПОРЯДОК / ПОЛОЖЕНИЕ / ПРАВОВОЙ СТАТУС / VOLUNTARY PEOPLE''S PATROL GROUPS / CONSTITUTION / LAW AND ORDER / POSITION / LEGAL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Евсеев Евгений Анатольевич

В данной статье рассматривается нормативно-правовая база деятельности добровольных народных дружин РСФСР, в том числе и на территории Кемеровской области, в конце 1950-х – конце 1980-х гг. Проведенный анализ регламентирующих документов по этому направлению показывает, что правовой статус добровольных народных дружин был определен достаточно четко. Автор полагает, что существовавшая правовая база нуждалась в изменениях, которые могли бы повысить эффективность деятельности дружин в деле охраны общественного порядка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Евсеев Евгений Анатольевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL STATUS OF VOLUNTARY PEOPLE’S PATROL GROUPS IN THE RSFSR IN THE LATE 1950s – LATE 1980s

This article discusses the legal framework of voluntary people’s patrol groups in the RSFSR, including those in the Kemerovo region in the late 1950s – late 1980s. The analysis of regulatory documents in this area shows that the legal status of voluntary people’s patrol groups was defined clearly enough. The author proposes that the existing legal framework needed to be changes, which could improve the effectiveness of teams in the protection of public order.

Текст научной работы на тему «Правовой статус добровольных народных дружин РСФСР в конце 1950-х – конце 1980-х гг»

УДК 94(470+570):351.74 “195/198”

ПРАВОВОЙ СТАТУС ДОБРОВОЛЬНЫХ НАРОДНЫХ ДРУЖИН РСФСР В КОНЦЕ 1950-х - КОНЦЕ 1980-х гг.

Е. А. Евсеев

THE LEGAL STATUS OF VOLUNTARY PEOPLE’S PATROL GROUPS IN THE RSFSR

IN THE LATE 1950s - LATE 1980s

E. A. Evseev

В данной статье рассматривается нормативно-правовая база деятельности добровольных народных дружин РСФСР, в том числе и на территории Кемеровской области, в конце 1950-х - конце 1980-х гг. Проведенный анализ регламентирующих документов по этому направлению показывает, что правовой статус добровольных народных дружин был определен достаточно четко. Автор полагает, что существовавшая правовая база нуждалась в изменениях, которые могли бы повысить эффективность деятельности дружин в деле охраны общественного порядка.

This article discusses the legal framework of voluntary people’s patrol groups in the RSFSR, including those in the Kemerovo region in the late 1950s - late 1980s. The analysis of regulatory documents in this area shows that the legal status of voluntary people’s patrol groups was defined clearly enough. The author proposes that the existing legal framework needed to be changes, which could improve the effectiveness of teams in the protection of public order.

Ключевые слова: добровольные народные дружины, Конституция, общественный порядок, положение, правовой статус.

Keywords: voluntary people's patrol groups, Constitution, law and order, position, legal status.

Опору, закрепляющую политическую, правовую и экономическую системы государства, основы правового статуса личности, составляет Конституция - Основной закон государства. Конституцией СССР 1936 г. устанавливалось право граждан участвовать в управлении государственными и общественными делами. В соответствии с интересами трудящихся и в целях развития организационной самодеятельности и политической активности народных масс гражданам Советского Союза предоставлялось право объединения в общественные организации (ст. 126) [4, с. 28]. Следовательно, рассматриваемая нами деятельность добровольных народных дружин (ДНД) по охране общественного порядка может считаться одной из форм реализации конституционного права гражданина на участие в управлении государственными и общественными делами.

Фундаментом организации и деятельности добровольных народных дружин СССР послужило постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 2 марта 1959 г. № 218 «Об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Им было установлено, что деятельностью ДНД должны руководить районные (городские) штабы, состоящие из представителей партийных и советских органов, профсоюзных, комсомольских организаций и отдельных командиров дружин. Комплектование дружин личным составом основывалось строго на добровольных началах и проводилось из передовых рабочих, служащих, колхозников, студентов, учащихся и пенсионеров. Учреждениям внутренних дел, органам прокуратуры, суда и юстиции предписывалось оказывать всемерную помощь добровольным дружинам в их деятельности.

В соответствии с этим же постановлением был одобрен «Проект временного положения о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка» [15, с. 75 - 79], ЦК компартий и Советам

Министров союзных республик с учетом местных условий предлагалось утвердить его. Бюро ЦК КПСС по РСФСР и Совет Министров РСФСР 30 марта 1960 г. приняли постановление № 435 «Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка» [13, с. 266 - 271] (в дальнейшем - Положение). Согласно ему целью организации добровольных народных дружин было широкое вовлечение трудящихся в дело охраны общественного порядка и соблюдения законности. Народные дружины и районные (городские) штабы должны были руководствоваться этим положением и работать в тесном контакте с административными органами.

В Положение было включено пять разделов. В первом («Общие положения») разъяснялся порядок формирования дружин, на кого возлагалось руководство их деятельностью, общие задачи, правовая защита дружинников, взаимосвязь с органами власти, а также материально-техническое оснащение ДНД. Во втором («Добровольная народная дружина и ее структура») раскрывалась структура дружины, в том числе и внутреннее управление (командир, заместитель командира, начальник штаба), порядок вступления и выход из нее. В третьем («Обязанности и права дружины, районного, городского штаба») и четвертом («Обязанности и права дружинников») разделах соответственно содержались обязанности и права самой дружины, ее членов, а также районных (городских) штабов по руководству ДНД.

Поскольку считалось, что выполнение дружинниками обязанностей по охране общественного порядка является большим доверием, оказанным им народом, то и меры поощрения для них (пятый раздел Положения) за образцовое выполнение своих обязанностей не сводились к материальным благам и были следующими: объявление благодарности, вручение грамоты, занесение на доску Почета. Исключение носило поощ-

рение в виде награждения ценным подарком. За особые заслуги в выполнении своего общественного долга и проявленные при этом мужество и героизм народные дружинники представлялись к государственным наградам.

Граждане СССР имели единый правовой статус, который определялся, прежде всего, Конституцией и другими законами. Но их правовое положение при этом было различным в зависимости от тех или иных объективных и субъективных факторов. В частности, таким фактором служил род деятельности, связанный с выполнением (постоянным или временным) специальных функций. Согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР от 15 февраля 1962 г. «Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и добровольных дружинников» [10, с. 220] (с изменениями, внесенными Указом Президиума Верховного Совета СССР от 14.04.1978 г. [11, с. 210 - 211]) противодействие законной деятельности народных дружинников, посягательство на их жизнь, здоровье и достоинство влекли за собой ответственность по закону.

В целях усиления ответственности за данные посягательства со стороны преступных и иных антиобщественных элементов Президиум Верховного Совета СССР установил для последних ряд наказаний. Например, злостное неповиновение законному распоряжению или требованию работника милиции или народного дружинника при исполнении ими своих служебных обязанностей по охране общественного порядка наказывалось арестом на срок до пятнадцати суток, или исправительными работами на срок до одного месяца, или штрафом до 20 рублей.

Для поднятия престижа и поощрения гражданской инициативы Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 июня 1967 г. № 410 учреждался нагрудный знак «Отличный дружинник», которым награждались члены ДНД, особо отличившиеся в охране общественного порядка и борьбе с преступностью. В соответствии с Положением о нагрудном знаке «Отличный дружинник» награждение им производилось Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов по представлениям исполкомов районных и городских Советов народных депутатов. Ходатайства о награждении нагрудным знаком могли возбуждать партийные, профсоюзные и комсомольские организации предприятий, учреждений и организаций, а также районные и городские штабы ДНД. Лишение такого знака могло быть произведено только Советами Министров автономных республик, исполнительными комитетами краевых, областных Советов народных депутатов [12, с. 396 - 397].

Рассмотренные решения и постановления явились основными документами, определившими задачи, полномочия и формы организации ДНД вплоть до середины 1970-х гг.

Существенным сдвигом в решении вопросов по охране общественного порядка стали принятые 20 мая 1974 г. постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 379 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка» [7, с. 249 - 262] и Указ Пре-

зидиума Верховного Совета СССР «Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка» [9, с. 247 - 248], которые, по нашему мнению, значительно усовершенствовали нормативно-правовую базу деятельности добровольных народных дружин. В соответствии с ними 19 июля 1974 г. Совет Министров РСФСР принял постановления № 423 «О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин РСФСР по охране общественного порядка» [8, с. 806 - 827]. Данными решениями была установлена более полная и широкая, по сравнению с действовавшей ранее, основа организации и деятельности общественников. Например, помимо выделения надлежащим образом оборудованных помещений для штаба дружины, Совмин РСФСР обязал Советы Министров автономных республик, исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов принять меры к лучшему обеспечению народных дружин и их штабов телефонами, соответствующей документацией, а также к выделению при необходимости транспортных средств на период дежурства.

В целях дальнейшего совершенствования правового регулирования деятельности ДНД было утверждено прилагаемое к постановлению «Положение о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка» (с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Совмина РСФСР от 02.04.1987 г. № 121) [14, с. 806 - 828, 806 - 839]. В отличие от Положения 1960 г. оно было значительно расширено и дополнено рядом разделов. Его структура была такова: I. Общие положения; II. Основные задачи и функции добровольных народных дружин; III. Порядок создания и организации работы добровольной народной дружины; IV. Обязанности и права народного дружинника; V. Формы и методы работы добровольных народных дружин; VI. Руководство деятельностью добровольных народных дружин; VII. Взаимодействие органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судов с добровольными народными дружинами; VIII. Меры поощрения и взыскания; IX. Материально-техническое обеспечение добровольных народных дружин; X. Надзор за соблюдением социалистической законности.

Остановимся на разделах «Положения» подробнее. В «Разделе I» устанавливалась правовая основа деятельности народных дружин (строгое соблюдении законности, руководствуясь законами СССР, РСФСР и автономных республик, постановлениями и распоряжениями Совета Министров СССР, Совета Министров РСФСР и Советов Министров автономных республик, решениями и распоряжениями местных органов государственной власти и государственного управления, а также настоящим Положением - п. 1), были утверждены принципы их создания (по производственно-территориальному принципу на предприятиях, стройках, транспорте, в колхозах, совхозах, учреждениях, организациях, учебных заведениях, при жилищно-эксплуатационных конторах, домоуправлениях, общежитиях и т. д. - п. 3). Устанавливались социально-возрастные ограничения для кандидатов в дружинники (в ДНД принимались граждане СССР, достигшие 18 лет, из числа передовых рабочих, кол-

хозников, служащих, студентов, учащихся, пенсионеров, обладавших высокими деловым и моральнополитическими качествами - п. 4). Руководство добровольными народными дружинами возлагалось на Советы народных депутатов и их исполнительные и распорядительные органы (п. 5). Государственные органы, общественные организации должны были оказывать всемерное содействие и помощь ДНД в их деятельности (п. 6).

В соответствии с «Разделом II» основные задачи и функции ДНД были следующими:

- участие в охране общественного порядка в общественных местах;

- оказание содействия государственным органам в их деятельности по укреплению правопорядка;

- проведение воспитательной работы в трудовых коллективах и среди населения по соблюдению существующих правил общежития и предупреждению антиобщественных поступков;

- борьба с детской безнадзорностью и правонарушениями среди несовершеннолетних;

- участие в обеспечении безопасности дорожного движения;

- спасение людей, имущества и поддержание общественного порядка при стихийных бедствиях и других чрезвычайных обстоятельствах;

- участие в проведении мероприятий по охране и защите природных богатств, борьбе с нарушениями правил охоты и рыболовства и др.

Вопросы создания и организации работы добровольных народных дружин оговаривались в «Разделе III». В частности, в пункте 12 вводилось требование о регистрации ДНД в исполнительных комитетах районных, городских, сельских, поселковых Советов народных депутатов. Здесь же был дан один из важных принципов деятельности общественников: прием в народную дружину производился на строго добровольных началах в индивидуальном порядке на общем собрании дружинников или на заседании штаба дружины (п. 13). В соответствии с пунктом 14 каждый дружинник должен был принять торжественное обещание о добросовестном и верном исполнении своего общественного долга по обеспечению охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями (Приложение к «Положению»). Оно принималось на общем собрании дружинников или на заседании штаба дружины с приглашением представителей партийных и советских органов, общественных организаций и коллективов трудящихся. До принятия торжественного обещания с гражданами, принятыми в дружину, организовывалось изучение «Положения» о ДНД, законодательных и иных нормативных актов, регламентирующих охрану общественного порядка и борьбу с правонарушениями, формы и методы работы народной дружины. В разделе давались разъяснения о порядке исключения из дружины ее членов в случае совершения ими проступков, несовместимых со званием «дружинник», или не выполняющих свои обязанности (п. 15). Непосредственное руководство ДНД согласно п. 16 возлагалось на командира дружины и его заместителей, а также на избранный штаб во главе с начальником штаба (в дружинах, насчитывающих 50 и более человек). В целях повышения эффективности

организации работы добровольных дружин по борьбе с отдельными видами правонарушений было положено начало созданию специализированных дружин (спец. групп) по борьбе с хищениями государственной и личной собственности, спекуляцией, по предупреждению правонарушений несовершеннолетних, по обеспечению безопасности дорожного движения и по другим направлениям деятельности ДНД (п. 18).

Обязанности членов народных дружин можно сопоставить с обязанностями гражданина. Согласно Основному закону (1936 г.) каждый гражданин СССР был обязан соблюдать Конституцию, исполнять законы, честно относиться к общественному долгу, уважать правила социалистического общежития и т. п. (ст. 130) [4, с. 29]. В совокупности с конституционными обязанностями в целях обеспечения их выполнения на дружинников были возложены следующие обязанности («Раздел IV»):

- активно участвовать в охране общественного порядка, в работе по предупреждению правонарушений, воспитанию граждан в духе соблюдения советских законов и правил социалистического общежития;

- оказывать содействие органам внутренних дел, прокуратуры, юстиции и судам в их деятельности по борьбе с правонарушениями;

- повсеместно защищать честь, достоинство, а также права и законные интересы граждан, предприятий, учреждений и организаций;

- решительно и смело принимать предусмотренные законом меры к пресечению преступных посягательств и иных антиобщественных действий;

- при выполнении заданий четко и добросовестно выполнять требования командира дружины и ее штаба, а также указания работников милиции при проведении совместных мероприятий по охране общественного порядка;

- строго исполнять законодательные и другие правовые акты, овладевать формами и методами борьбы с правонарушениями, постоянно расширять знания законодательства;

- своевременно сообщать в штаб дружины, соответствующим государственным органам и общественным организациям ставшие известными факты подготавливаемых или совершенных преступлений, о чрезвычайных обстоятельствах, угрожающих безопасности граждан, предприятий, учреждений и организаций, а также принимать меры к предотвращению их вредных последствий;

- при исполнении обязанностей носить нарукавную повязку, иметь при себе удостоверение и нагрудный знак дружинника и т. д.

Дружинник имел право:

- требовать от граждан соблюдения установленного общественного порядка и прекращения правонарушений;

- требовать от нарушителей предъявления документа, удостоверяющего личность;

- составлять в отсутствии уполномоченных лиц протокол о случаях злостного нарушения общественного порядка или причинения имущественного (или иного ущерба) гражданину или организации с после-

дующей передачей протокола начальнику штаба (командиру) дружины;

- доставлять в милицию или в штаб ДНД лиц, совершивших правонарушения;

- изымать орудия совершения (приготовления) правонарушения и незамедлительно передавать их в милицию.

В новом «Положении» оговорили социальную защищенность дружинников. В соответствии с пунктом 22 в случае временной нетрудоспособности народного дружинника, наступившей в связи с выполнением обязанностей по охране общественного порядка, ему должно было выплачиваться пособие по временной нетрудоспособности независимо от стажа работы в размере до 100 % заработка. В случае постоянной или длительной потери трудоспособности по той же причине общественнику назначалась пенсия по инвалидности в размере, установленном для рабочих и служащих, потерявших трудоспособность вследствие трудового увечья или профессионального заболевания. Членам семьи дружинника, погибшего при выполнении обязанностей по охране общественного порядка, назначалась пенсия по случаю потери кормильца в размере, установленном для семей рабочих и служащих, умерших от трудового увечья или профессионального заболевания. Однако вопрос возмещения вреда, причиненного дружиннику при исполнении им общественных обязанностей по охране правопорядка, являлся комплексным и решался нормами двух отраслей права: трудового и гражданского. В «Положении» однозначно был решен лишь вопрос об организации, обязанной выплачивать пособие или пенсию. На практике нередко назначенное пособие или пенсия не компенсировали дружиннику полностью понесенного ущерба в части утраченного заработка [3, с. 74].

При оценке «Положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка», утвержденного Советом Министров РСФСР (от 19 июля 1974 г.), отмечалось, что законодательство о ДНД достаточно четко определяло обязанности и права дружинников, а также их специальные льготы и преимущества [1, с. 22].

О расширении конституционных прав и обязанностей советских граждан в сфере общественного порядка свидетельствует принятая 7 октября 1977 г. новая Конституция СССР [5]. В числе путей и средств обеспечения этого права была названа возможность граждан принимать участие в работе государственных органов, общественных организаций и органов общественной самодеятельности (ст. 48). Добровольные народные дружины по охране общественного порядка стали одной из массовых организационных форм объединения граждан, способствующих осуществлению предусмотренной ст. 65 Основного закона СССР обязанности каждого гражданина быть непримиримым к антиобщественным поступкам, всемерно содействовать охране общественного порядка.

Непосредственно в Кемеровской области основным регламентирующим документом по охране общественного порядка в начале рассматриваемого периода стало Решение исполнительного комитета Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся

(с 1979 г. - народных депутатов) № 509 от 29 мая 1958 г. «О мерах по усилению охраны общественного порядка на территории Кемеровской области» [16, с. 16 - 17]. Оно было направлено на укрепление общественного порядка в области. В этих целях исполком областного Совета установил: привлекать к ответственности в административном порядке (через административные комиссии при гор(рай) исполкомах) лиц, виновных в совершении перечисленных в Решении нарушений порядка в общественных местах, если эти действия не влекли за собой уголовного наказания. Вот ряд таких нарушений: появление в нетрезвом виде в театрах, клубах, кино, цирке, общественных садах, парках и других общественных местах; устройство азартных игр и гаданий, срывание и порча объявлений, афиш и плакатов; игра на музыкальных инструментах и пение на улицах, во дворах домов, в многоквартирных жилых домах, в общежитиях после 12 часов ночи и т. п.

В соответствии с этим Решением устанавливалась административная ответственность должностных лиц предприятий и учреждений (директоров (заведующих) ресторанов, магазинов, кинотеатров, садов отдыха, клубов, стадионов и др.) за допуск лиц в общественные места в нетрезвом состоянии и непринятие мер к предупреждению нарушений общественного порядка в указанных местах. Лица, виновные в нарушении рассматриваемого Решения, подвергались через упомянутые административные комиссии наказаниям: предупреждению, штрафу до 100 рублей или исправительно-трудовым работам сроком до 1 месяца.

Облисполком предоставил право органам внутренних дел налагать на виновных в нарушении настоящего Решения некоторые виды наказания, например, денежный штраф с заменой при неуплате его исправительно-трудовыми работами. В обязанность начальников областного управления, городских и районных отделений милиции вменялось сообщать в организации по месту работы или учебы нарушителей общественного порядка. Данный документ вступал в силу через 15 дней после опубликования в газете «Кузбасс» и действовал на территории Кемеровской области в течение двух лет.

Последующие Решения существенно не отличались от первоначального. В них лишь вносились некоторые дополнения и корректировки. Так, в Решение от 23 мая 1960 г. № 369 был добавлен пункт, касающийся установленных нарушений общественного порядка, - порча древонасаждений и зелени. Там же в пункте 8 впервые зашла речь об общественниках. Исполком областного Совета поставил задачу: «в выполнении настоящего решения должны активно принять участие добровольные народные дружины по охране общественного порядка, используя для этого такие формы общественного воздействия, как передача материалов о фактах нарушений на рассмотрение товарищеских судов предприятий и учреждений, в редакции сатирических газет, и другие формы воздействия, предусмотренные “Положением о добровольных народных дружинах”» [17].

На основании анализа рассмотренных регламентирующих документов мы пришли к выводу, что правовая основа деятельности ДНД была определена

достаточно четко. Основные усилия народные дружины должны были сосредоточивать на поддержании общественного порядка, пресечении актов хулиганства, пьянства и других антиобщественных проявлений; борьбе с хищениями социалистической собственности; предупреждении правонарушений несовершеннолетними. Этим мы опровергаем мнение Р. С. Му-лукаева о том, что правовой статус самодеятельных формирований трудящихся, участвующих в охране общественного порядка, был формально не определен [6, с. 77].

Принятие новых специальных постановлений, в том числе нового «Положения о добровольных народных дружинах», дало движению «новые силы» для обеспечения правопорядка. Положительным было и то, что разработка нового Положения о ДНД велась с учетом предложений с «мест». Такие поправки в ЦК

КПСС (в октябре 1973 г.) представил и Кемеровский обком партии [2, л. 1 - 4].

Однако нормативно-правовая база деятельности добровольных народных дружин требовала внесения изменений, непосредственно вытекающих из положений, установленных Конституцией СССР, конституциями союзных республик и другими рассмотренными выше документами. Таким направлением совершенствования могла быть фиксация в нормативном порядке гарантий соблюдения норм законодательства о дружинах и усиление уже существующих (например, закрепление профилактики правонарушений в качестве одного из принципов деятельности этих формирований, что в действующем на тот период законодательстве о дружинах отражено не было). Решение этой задачи позволило бы повысить эффективность деятельности дружин, обеспечить более полную реализацию их социальных функций.

Литература

1. Витрук, Н. В. Статус добровольных народных дружин и дружинников (социально-правовые аспекты) / Н. В. Витрук // Участие трудящихся в охране общественного порядка: труды Академии МВД СССР. - М.: Академия МВД СССР, 1986.

2. Государственный архив Кемеровской области (ГАКО). Ф. П-75. Оп. 26. Д. 109. Л. 1 - 4.

3. Донцов, С. Е. Правовое положение народных дружинников и вопросы имущественной ответственности / С. Е. Донцов // Участие трудящихся в охране общественного порядка: труды Академии МВД СССР. - М.: Академия МВД СССР, 1986.

4. Конституция (Основной закон) СССР. - М.: Известия Советов депутатов трудящихся СССР, 1974. - 32 с.

5. Конституция (Основной закон) СССР. - М.: Юридическая литература, 1988. - 64 с.

6. Мулукаев, Р. С. К вопросу о формах социалистического самоуправления народа в охране общественного порядка / Р. С. Мулукаев // Профессиональные и общественные начала в деятельности органов внутренних дел: история и современность. - М.: Академия МВД СССР, 1990.

7. О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин по охране общественного порядка // Свод законов СССР. - М.: Известия, 1985. - Т. 10.

8. О дальнейшем совершенствовании деятельности добровольных народных дружин РСФСР по охране общественного порядка // Свод законов РСФСР. - М.: Известия, 1985. - Т. 1.

9. Об основных обязанностях и правах добровольных народных дружин по охране общественного порядка // Свод законов СССР. - М.: Известия, 1985. - Т. 10.

10. Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и добровольных дружинников // Ведомости Верховного Совета СССР. - М.: Центр, 1962. - № 8.

11. Об усилении ответственности за посягательство на жизнь, здоровье и достоинство работников милиции и добровольных дружинников // Ведомости Верховного Совета СССР. - М.: Центр, 1978. - № 16.

12. Об утверждении нагрудного знака «Отличный дружинник» // Свод законов РСФСР. - М.: Известия, 1985. -

Т. 8.

13. Об утверждении Положения о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка // Сборник постановлений правительства РСФСР. - М.: Юридическая литература, 1960. - № 14.

14. Положение о добровольных народных дружинах РСФСР по охране общественного порядка // Свод законов РСФСР. - М.: Известия, 1985. - Т. 1.

15. Проект временного положения о добровольных народных дружинах по охране общественного порядка // Сборник постановлений правительства СССР. - М.: Юридическая литература, 1959. - № 4.

16. Решение исполнительного комитета Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся № 509 от 29 мая 1958 г. «О мерах по усилению охраны общественного порядка на территории Кемеровской области» // Информационный бюллетень исполнительного комитета Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся. - Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1958. - № 9.

17. Решение исполнительного комитета Кемеровского областного Совета депутатов трудящихся № 369 от 23 мая 1960 г. «О мерах по усилению охраны общественного порядка на территории Кемеровской области» // Кузбасс (Кемерово). - 1960. - 24 мая.

Информация об авторе:

Евсеев Евгений Анатольевич - соискатель кафедры новейшей отечественной истории факультета истории и международных отношений КемГУ, 8-951-619-32-69, [email protected].

Evgeny A. Evseev - post-graduate studentat the Department of Contemporary Russian History, Kemerovo State University.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.