Научная статья на тему 'Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания по гражданскому законодательству РФ'

Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания по гражданскому законодательству РФ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3398
527
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОВАРНЫЙ ЗНАК / ЗНАК ОБСЛУЖИВАНИЯ / TRADEMARK / SERVICE MARK

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Беспалов Ю. Ф.

В научной статье исследован правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания по гражданскому законодательству РФ. Даны определения понятий «товарный знак»; «знак обслуживания» и выделены основные признаки, характеризующие их правовой режим как объектов гражданских прав.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The legal regime of trademarks and service marks under the civil legislation of the Russian Federation

In the scientific article researched the legal regime of trademarks and service marks under the civil legislation of the Russian Federation. The author gives definitions of “trademark” and “service mark” and the basic features that characterize their legal status as objects of civil rights.

Текст научной работы на тему «Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания по гражданскому законодательству РФ»

УДК 34 ББК 67

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТОВАРНЫХ ЗНАКОВ И ЗНАКОВ ОБСЛУЖИВАНИЯ ПО ГРАЖДАНСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ РФ

ЮРИЙ ФЕДОРОВИЧ БЕСПАЛОВ,

ученый секретарь Научно-консультативного совета при Московском городском суде, профессор кафедры гражданского процесса и организации службы судебных приставов

ФГБОУВО «Всероссийский государственный университет юстиции» (РПА Минюста РФ), доктор юридических наук, профессор, судья в отставке

E-mail: [email protected] Научная специальность 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право.

Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН

Аннотация. В научной статье исследован правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания по гражданскому законодательству РФ. Даны определения понятий «товарный знак»; «знак обслуживания» и выделены основные признаки, характеризующие их правовой режим как объектов гражданских прав.

Ключевые слова: товарный знак, знак обслуживания

Annotation. In the scientific article researched the legal regime of trademarks and service marks under the civil legislation of the Russian Federation. The author gives definitions of "trademark" and "service mark" and the basic features that characterize their legal status as objects of civil rights.

Keywords: trademark, service mark

Вопрос о правовом режиме товарных знаков и знаков обслуживания является одним из актуальных вопросов, касающихся использования товарных знаков и знаков обслуживания для индивидуализации товаров и распоряжения исключительным правом на товарные знаки.

К исследованию данного вопроса обращались и обращаются мыслители прошлого и настоящего. Так, Г.Ф. Шершеневич под товарным знаком понимал «те наружные отметки, которыми купец стремится отличить в глазах потребителей свои товары от товаров всякого другого купца. Наружная отметка налагается на сам товар или на ту оболочку, в которой он обращается: бутылку, ящик, бочку, коробку и т.п»1. По мнению С.П. Гришаев, «товарный знак — это условное символическое обозначение, размещаемое на самих товарах или продукции, на упаковке или сопроводительной документации. Его необходимо отличать от сведений об изготовителе товара или продукции, о качестве и свой-

ствах товара2. В.С.Толстой определяет товарный знак, как «способ выделения товаров (услуг) среди других, особенно среди однородных товаров, произведенных разными изготовителями»3. С.В.Михайлов полагает, что «в доктрине отмечается, что товарные знаки становятся самостоятельными рыночными инструментами, а не средствами выполнения функций идентификации источника происхождения и качества товара»4.

П.В. Степанов отмечает, что «знаки обслуживания являются знаками, служащими для индивидуализации выполняемых работ и услуг»5. По мнению О.А. Горо-дова, «знаки обслуживания по своему правовому режиму приравнены к товарным знакам и требования, предъявляемые к ним, не имеют каких-либо существенных особенностей по сравнению с требованиями, предъявляемыми к последним. <.. .> Товарные знаки служат целям индивидуализации товаров, главным образом представленных телесными рукотворными

объектами, а знаки обслуживания — целям индивидуализации действий участников гражданского оборота, которые завершаются либо не завершаются появлением овеществленного результата»6. В.В. Орлова полагает, что «законодатель уравнивает эти два объекта и принимает во внимание общую для них отличительную функцию, отмечая при этом их отличие, связанное с объектом, который они индивидуализируют, соответственно, товарами и услугами, работами. То есть, исходя из используемого термина, можно заключить, что при индивидуализации товаров речь идет о товарных знаках, а при выполнении работ и оказании услуг — о знаках обслуживания»7.

Нам представляется, что товарный знак есть зарегистрированное в установленном порядке средство индивидуализации товаров юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющее различать одинаковые товары разных производителей, а право на него есть одно из интеллектуальных прав.

Знак обслуживания есть средство индивидуализации работ и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, позволяющее различать работы и услуги одних исполнителей и услугодателей от других.

Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания определен §2 гл. 76 части IV ГК РФ. Кроме того, рассматриваемые нами правовые категории регулируются «Конвенцией по охране промышленной собственности», заключенной в Париже 20.03.1883 г.8; «Соглашением о международной регистрации знаков», заключенным в Мадриде 14.04.1891 г.9; «Соглашением о Международной классификации товаров и услуг для регистрации знаков», заключенным в Ницце 15.06.1957г.; Соглашением от 04.06.1999 г. «О мерах по предупреждению и пресечению использования ложных товарных знаков и географических ука-заний»10; «Соглашением по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности» (ТРИПС/TRIPS), заключенном в г. Марракеше 15.04.1994 г.11 и некоторыми другими актами.

В ст. 1477 ГК РФ даны определения понятий «товарный знак» и «знак обслуживания».

На основании законодательного определения выделим следующие признаки товарного знака и знака обслуживания:

• товарный знак (знак обслуживания) есть средство, целью которого является индивидуализация товаров, работ и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• правообладателями товарного знака (знака облуживания) могут являться только юридические лица или индивидуальные предприниматели;

• в отношении товарного знака (знака обслужи-

вания) возникает исключительное право;

• товарный знак (знак обслуживания) подлежит регистрации в установленном законодательством РФ порядке.

Товарный знак (знак обслуживания) позволяет идентифицировать товар, работу и услугу одних юридических лиц и индивидуальных предпринимателей от товаров, работ и услуг других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Индивидуализация необходима для недопущения смешивания товаров, работ и услуг одних лиц с товарами, работами и услугами других лиц и для исключения неправомерного использования товаров, работ и услуг. Так, согласно п.6 ст. 1483 ГК РФ не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные или сходные до степени смешения с товарными знаками других лиц, заявленными на регистрацию (статья 1492) в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет, если заявка на государственную регистрацию товарного знака не отозвана, не признана отозванной или по ней не принято решение об отказе в государственной регистрации; товарными знаками других лиц, охраняемыми в Российской Федерации, в том числе в соответствии с международным договором Российской Федерации, в отношении однородных товаров и имеющими более ранний приоритет; товарными знаками других лиц, признанными в установленном ГК РФ порядке общеизвестными в Российской Федерации товарными знаками, в отношении однородных товаров с даты более ранней, чем приоритет заявленного обозначения. В целях единообразного понимания Судебная коллегия по экономическим спорам Верховного Суда РФ в определении от 20.01.2016 г. по делу N 310-ЭС15-12683, А08-8801/2013 указала, что «товарный знак служит для индивидуализации товара, являясь одним из средств охраны промышленной собственности, направленным на охрану результата про-изводства»12.

Еще раз отметим, что ст. 1478 ГК РФ предусматривает в качестве обладателей исключительного права на товарный знак юридические лица или индивидуальных предпринимателей. В этой связи находим необходимым привести правовую позицию Президиума Суда по интеллектуальным правам, изложенную в постановлении от 22.12.2016 N С01-1061/2016 по делу N СИП-488/2016, согласно которой ГК РФ не содержит такого основания признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку и ее прекращения, как подача заявки на регистрацию товарного знака лицом, не обладающим статусом индивидуального предпринимателя. Таким основанием может быть только утрата (регистрация прекращения) индивидуальным предпринимателем соответствующе-

го статуса13.

Правообладатель обладает исключительным правом на товарный знак (знак обслуживания). Осуществление исключительного права возможно посредством размещения товарного знака на товарах; при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе; в сети «Интернет», в том числе в доменном имени и при других способах адресации.

Для информирования о своем исключительном праве правообладатель вправе использовать знаки охраны <^», «®», «товарный знак», «зарегистрированный товарный знак», которые помещаются рядом с товарным знаком.

Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Федеральной службой по интеллектуальной собственности (Роспатент) в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации. Порядок регистрации и внесение изменений в реестр предусматривается ст. ст. 1503,1505 ГК РФ. На товарный знак, зарегистрированный в Государственном реестре товарных знаков, выдается свидетельство на товарный знак.

Изложенное позволяет заключить, что правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания характеризуется наличием совокупности требований, которым должны они соответствовать как объекты гражданских прав.

К таким требованиям отнесем следующие: наличие объективно выраженного обозначения, позволяющего различать товары, работы и услуги различных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (словесное, изобразительное, объемное или их комбинации); наличие государственное регистрации товарного знака и публикация сведений о государственной регистрации; запрет на использование в качестве обозначения товарных знаков, не обладающих различительной способностью; наделение правообладателя исключительным правом на товарный знак; использование товарного знака в течение любых трех лет после его государственной регистрации; соблюдения порядка отчуждения исключительного права; срок действия товарного знака; приоритет товарных знаков; охрана товарного знака.

Нельзя не отметить особенности некоторых видов товарных знаков: общеизвестного товарного знака и коллективного знака.

По смыслу ст. 1508 ГК РФ товарный знак или обозначение могут быть признаны общеизвестными, если

в результате интенсивного использования стали широко известны в Российской Федерации среди соответствующих потребителей.

Правовой режим общеизвестных товарных знаков характеризуется следующими особенностями:

• признание товарного знака или обозначения общеизвестным осуществляется на основании решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности по заявлению лица, считающего используемый им товарный знак или используемое в качестве товарного знака обозначение общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком, товарный знак, охраняемый на территории Российской Федерации на основании его государственной регистрации или в соответствии с международным договором Российской Федерации, либо обозначение, используемое в качестве товарного знака, но не имеющее правовой охраны на территории Российской Федерации;

• факт признания является основанием для возникновения исключительного права на общеизвестный товарный знак;

• правовая охрана осуществляется бессрочно и распространяется также на товары неоднородные с теми, в отношении которых он признан общеизвестным;

• общеизвестный товарный знак подлежит государственной регистрации в Перечне общеизвестных в РФ товарных знаков, на основании которой выдается свидетельство. Кроме того, сведения о таком товарном знаке должны быть опубликованы в официальном бюллетене.

В соответствии со ст. 1510 ГК РФ коллективный знак является товарным знаком, предназначенным для обозначения товаров, производимых или реализуемых входящими в данное объединение лицами и обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками. Правом на регистрацию коллективного товарного знака обладает объединение лиц, создание и деятельность которого не противоречат законодательству РФ.

Коллективный товарный знак может использоваться каждым входящим в объединение лицом; не подлежит отчуждению и не является предметом лицензионного договора.

Согласно гражданскому законодательству РФ прекращение исключительного права на товарный знак возможно если признано недействительным предоставление правовой охраны товарному знаку; истек срок действия исключительного права на товарный знак; правообладатель отказался от права на товарный

знак; а также при наличии решения суда о досрочном прекращении правовой охраны коллективного знака в связи с использованием этого знака на товарах, не обладающих едиными характеристиками их качества или иными общими характеристиками, решения о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с его неиспользованием, решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в связи с прекращением юридического лица — правообладателя или регистрацией прекращения гражданином деятельности в качестве индивидуального предпринимателя — правообладателя, решения федерального органа исполнительной власти по интеллектуальной собственности о досрочном прекращении правовой охраны товарного знака в случае его превращения в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида.

Литература

1. Гришаев С.П. Правовая охрана товарных знаков // Подготовлен для системы Консультант-Плюс, 2007.

2. Городов О.А. Право промышленной собственности: учебник. М.: Статут, 2011. 942 с.

3. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / В.О. Калятин, О.М. Козырь, А.Д. Корчагин и др.; отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. 812 с.

4. Права на товарный знак: монография / Д.В. Афанасьев, А.С. Ворожевич, В.В. Голофаев и др.; отв. ред. Л.А. Новоселова. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 144 с.

5. Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.:

Статут, 2011. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. 958 с.

6. Толстой В.С. Гражданское информационное право. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009. 296 с.

7. Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права: по изданию 1914 г. М., 1994. 335 с.

1 Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права: по изданию 1914 г. М., 1994. С. 179.

2 Гришаев С.П. Правовая охрана товарных знаков // Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2007

3 Толстой В.С. Гражданское информационное право. М.: Изд-во Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования, 2009. С.166

4 Права на товарный знак: монография / Д.В. Афанасьев, А.С. Ворожевич, В.В. Голофаев и др.; отв. ред. Л.А. Новоселова. М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2016. 42

5 Российское гражданское право: учебник: в 2 т. / В.С. Ем, И.А. Зенин, Н.В. Козлова и др.; отв. ред. Е.А. Суханов. 2-е изд., стереотип. М.: Статут, 2011. Т. 1. Общая часть. Вещное право. Наследственное право. Интеллектуальные права. Личные неимущественные права. С. 872

6 Городов О.А. Право промышленной собственности: учебник. М.: Статут, 2011. С. 462

7 Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации части четвертой (постатейный) / В.О. Калятин, О.М. Козырь, А.Д. Корчагин и др.; отв. ред. Л.А. Трахтенгерц. М.: КОНТРАКТ, ИНФРА-М, 2009. С. 582

8 "Закон". 1999. N 7

9 Публикация ВОИС. 1992. N 260(И).

10 "Бюллетень международных договоров".2002. N 3

11 Собрание законодательства РФ. 10 сентября 2012 г. N 37 (приложение, ч. VI). С. 2818 - 2849.

12 Определение Верховного Суда РФ от 20.01.2016 по делу N 310-ЭС15-12683, А08-8801/2013

13 Постановление Президиума Суда по интеллектуальным правам от 22.12.2016 N С01-1061/2016 по делу N СИП-488/2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.